Антоний себе внимай а то суды божии и тебе нет пользы испытывать их

Антоний себе внимай а то суды божии и тебе нет пользы испытывать их thumbnail

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию “Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов”. “Достопамятные” – значит “достойные памяти”. Действие их относится к IV-V векам, когда египетская пустыня процвела подвигами пустынников как Богом насажденный рай: к началу V века здесь насчитывалось около 50 000 иноков. Основатели древнего монашества жили очень сокровенно, но их ученики смогли записать и сохранить некоторые поучения и примеры из жизни святых отцов в назидание всем христианам: это бесценный опыт того, как можно исполнить заповеди Христовы в своей жизни.

Об авве Антонии

Авва Антоний говорил авве Пимену: великий подвиг для человека – раскаяние во грехах своих пред Богом и ожидание искушений до последнего издыхания!

Он же говорил: никто без искушения не может войти в Царство Небесное. Ибо не будь искушений – и никто не спасется.

Тот же авва Антоний, приникая в глубину судов Божиих, вопросил Бога так: Господи! для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой старости? для чего одни бедны, а другие богаты? для чего нечестивые богаты, а благочестивые бедны? Тогда пришел к нему глас: Антоний! себе внимай! А то суды Божии, и тебе нет пользы испытывать их.

Авва Памво спросил авву Антония: что мне делать? Старец сказал ему: не надейся на свою праведность, не жалей о том, что прошло, и обуздывай язык и чрево.

Авва Антоний говорил: видел я однажды все сети врага, распростертые по земле, и со вздохом сказал: кто же избегнет их?- но услышал глас, говорящий мне: смиренномудрие!

Авва Антоний говорил: приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: ты безумствуешь,- потому что он не подобен им.

Об авве Арсении

Авва Даниил говорил: авва Арсений рассказывал нам будто об ином каком-то человеке – и вероятно, это был он сам – следующее. К одному старцу, когда он сидел в келье своей, был голос: иди! покажу тебе дела человеческие. Он встал и пошел. Голос привел его в одно место и показал ему эфиоплянина, который рубил дрова и, нарубив большое беремя, хотел нести оное, но не мог; вместо того, чтобы убавить из беремени, он опять рубил дрова и прикладывал к беремени и это делал очень долго. Когда старец прошел немного далее, голос еще показал ему человека, который стоял у колодезя и, черпая из него воду, лил ее в пробитый сосуд, и вода вся опять уходила в колодезь. Потом сказал ему: пойди! покажу тебе еще иное. И видит старец храм и двух мужей, которые сидели на конях и держали бревно косвенно один против другого. Они хотели войти в двери, но не могли, потому что бревно было концами по сторонам дверей, а ни один из них не хотел смириться и стать позади другого, чтобы пронести бревно вдоль, и потому оба оставались за дверьми.- Это, говорит голос, те люди, которые как будто несут иго правды, но с гордостию, и не хотят смириться, чтобы исправиться и идти путем смирения Христова, почему и остаются вне Царствия Божия. Рубящий же дрова означает человека, обремененного многими грехами, который, вместо того, чтобы покаяться в них, прилагает к грехам своим новые беззакония. А черпающий воду изображает такого человека, который хотя делает добрые дела, но примешивает к ним и худые, а чрез то губит и добрые дела свои.- Итак, всякому человеку надобно бдеть над своими делами, чтобы не напрасно трудиться.

Старец обыкновенно говаривал: Арсений, для чего ты ушел из мира? – После бесед я часто раскаивался, а после молчания – никогда.

Когда приблизилась кончина его, братия увидели, что старец плачет. Они говорят ему: правда ли, что и ты, отец, страшишься? Он отвечал им: правда, настоящий мой страх всегда был со мною с того самого времени, как я сделался монахом.- И таким образом он почил.

Сказывали также, что во все время жизни своей, сидя за рукодельем, он имел платок на груди, по причине слез, падавших из очей его. Авва Пимен, когда услышал, что он почил, прослезившись, сказал: блажен ты, авва Арсений, что оплакал себя в здешнем мире! Ибо кто здесь не плачет о себе, тот будет вечно плакать там. Итак, необходимо плакать или здесь – добровольно, или там – от мучений.

Об авве Агафоне

Рассказывали об авве Агафоне следующее. Пришли к нему некоторые, услышав о великой его рассудительности. Желая испытать, не рассердится ли он, спрашивают его: ты Агафон? мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец. Он отвечал: да, это правда. Они опять спрашивают его: ты, Агафон, пустослов и клеветник? Он отвечал: я. И еще говорят: ты, Агафон, еретик? Он отвечал: нет, я не еретик. Затем просили его: скажи нам, почему ты на первые вопросы соглашался, а последнего не вынес? Он отвечал им: первые пороки я признаю за собою, ибо это признание полезно душе моей; а быть еретиком – значит быть в отлучении от Бога; но быть отлученным от Бога я не хочу.- Услышав сие, они удивились рассудительности его и отошли, получив назидание.

Еще братия спросили его: какая, отец, добродетель в подвижничестве труднее других? Он отвечал им: простите мне, я думаю, нет еще такого труда, как молиться Богу. Всегда, когда только захочет человек молиться, враги стараются отвлечь его, ибо знают, что ничто так им не противодействует, как молитва к Богу. Во всяком подвиге, какой бы ни предпринял человек, после усильного труда получает он успокоение, а молитва до последней минуты жизни требует борьбы.

Когда авва Агафон видел какое-нибудь дело, и помысл побуждал его к осуждению, говорил он самому себе: Агафон! не сделай сам того же.- И таким образом помысл его успокаивался.

Об авве Анувии

Авва Иоанн рассказывал следующее: авва Анувий и авва Пимен и прочие их братия, единоутробные и бывшие монахами в Скиту,- когда пришли мазики [1] и опустошили Скит,- удалившись оттуда, пришли на место, называемое Теренуф, на время, пока найдут где им жить, и пробыли там несколько дней в древнем храме. Однажды авва Анувий сказал авве Пимену: сделай милость, ты и каждый из братьев твоих пусть живет отдельно в безмолвии, и не будем сходиться друг с другом в сию неделю. Авва Пимен отвечал: сделаем, как ты хочешь. И сделали так. А там в самом храме была каменная статуя. Старец авва Анувий, вставая поутру, бросал камнями в лицо статуи, а вечером говорил ей: прости мне,- и делал так во всю неделю. В день субботний они сошлись вместе. Авва Пимен сказал авве Анувию: я видел, авва, что ты во всю эту неделю бросал камни в лицо статуи и потом кланялся ей; делает ли так человек правоверующий? Старец отвечал: это я делал для вас. Когда вы видели, что я бросал камни в лицо статуи, то не говорила ли она чего или не сердилась ли? Авва Пимен сказал: нет! – А когда я кланялся ей, трогалась ли она и говорила ли: не прощу? – Нет, отвечал авва Пимен. Тогда старец сказал: вот нас семь братьев; если хотите, чтобы нам друг с другом жить вместе, то будем подражать этой статуе, которая не трогается ни обидою, ни честию. Если же не хотите так вести себя, то вот четверо врат во храме: пусть каждый пойдет, куда хочет! Братья пали на землю и сказали авве Анувию: все сделаем, как ты, отец, хочешь! Будем послушны словам твоим. И авва Пимен сказывал: все время жизни нашей мы пробыли вместе, поступая по наставлению старца, которое он дал нам. Одного из нас сделал он экономом, и все, что этот ни предлагал нам, мы ели; и нельзя было никому из нас сказать: принеси нам что-нибудь другое, или: не хотим есть сего. Таким образом провели мы все время жизни нашей в тишине и мире.

Об авве Виссарионе

Авва Дула, ученик аввы Виссариона, рассказывал следующее. Шли мы однажды по морскому берегу; мне захотелось пить, и я сказал авве Виссариону: авва! мне очень хочется пить. Старец, сотворив молитву, говорит мне: пей из моря. Вода сделалась сладкою, и я напился. После налил я воды в сосуд, на случай, если бы на пути опять захотелось пить. Старец, увидев это, сказал мне: для чего ты налил? Я отвечал ему: прости мне,- как бы еще на пути не захотелось пить. Тогда старец сказал: и здесь Бог, и везде Бог.

В другое время была нужда Виссариону переправиться чрез реку Хризорою. Сотворив молитву, он перешел ее пешком и вышел на берег. В удивлении я поклонился ему и спросил: каково было ногам твоим, когда ты шел по воде? Старец отвечал: по пяты я чувствовал воду, а прочее было сухо.

Об авве Данииле

Рассказывали об авве Данииле: когда варвары пришли в Скит и отцы убежали, старец сказал: если Бог не печется обо мне, то зачем мне и жить? И он прошел среди варваров, а они не видали его. Тогда сказал он сам себе: вот Бог позаботился обо мне, и я не умер. Сделай же и ты, как надобно человеку,- беги, подобно отцам! – И, поднявшись, убежал.

Об авве Зеноне

Авва Зенон сказал: кто хочет, чтобы Бог скоро услышал молитву его, тот, когда станет пред Богом и прострет руки свои к Нему, прежде всего, даже прежде молитвы о душе своей, должен от всего сердца молиться о врагах своих. За сие доброе дело Бог услышит его, о чем бы он ни молился.

В другое время тот же авва Зенон проходил Палестину и, утомившись, сел для принятия пищи у огуречного огорода. Помысл говорил ему: возьми один огурец и съешь, ибо что в этом важного? Но он отвечал своему помыслу: воры подвергаются наказанию; так испытай себя, можешь ли ты перенесть наказание. Вставши, он пять дней простоял на жару и, изнуренный жаром, сказал сам себе: не могу снести наказания. Потом говорил своему помыслу: если не можешь, то не воруй и не ешь.

[1] Мазики – варварскою племя.

По книге: Луг духовный. Творение блаженного Иоанна Мосха. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М.: Правило веры, 2004.

https://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5013&Itemid=3

Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,

войдите или
зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Источник

Распечатать

игумен Марк (Лозинский)

См. также: Богородица. № 78.

1115. Когда преподобный Антоний Великий хотел проникнуть в глубину судеб Божиих, ему было сказано, чтобы он внимал себе, знать же судьбы Божии ему неполезно

См. также: Промысл Божий.

Рассказывают, что авва Антоний, будучи однажды приведен в недоумение глубиной Божия Домостроительства (управления миром) и судов Божиих, помолился и сказал: “Господи! Отчего некоторые из человеков достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетой?” Долго он так размышлял, и был ему глас: “Антоний! Внимай себе и не подвергай исследованию судьбы Божии, потому что это – душевредно.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 38. № 195).

1116. Грешник-богач был удостоен пышных похорон, подвижника съел лев. Богач получил награду на земле, подвижник – на Небе

См. также: Кончина праведника и грешника; Промысл Божий.

В пустыне Никополис жил отшельник, а прислуживал ему мирянин, весьма благочестивый. В городе жил богач, утопая в грехах. Настало время, умер этот богач. Сошелся весь город вместе с епископом для сопровождения тела, которому предшествовали возожженные свечи. Свидетелем похорон был человек, прислуживавший отшельнику. По обычаю он принес хлебы в пустыню и увидел, что отшельника съел зверь. Он пал ниц перед Господом, говоря: “Не встану с земли, доколе Бог не покажет мне, что это значит? Один, утопавший в грехах, похоронен с таким великолепием; другой, служивший Тебе и день и ночь, подвергся такой смерти!” И вот явился ему Ангел от Господа и сказал: “Грешник, о котором ты говоришь, имел немного добрых дел, принадлежавших веку сему, он и получил награду за них здесь, но зато там не обрел никакого упокоения. Отшельник же был украшен всеми добродетелями, но, как человек, имел за собой немного прегрешений и наказание за них понес здесь, чтоб предстать перед Богом чистым.” Утешенный этими словами, благочестивый мирянин пошел в свой дом, прославляя Бога за его судьбы, “яко праведны суть.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 325. № 156).

1117. Ангел на примере блюда, отрока и разрушенного дома показал старцу непостижимость судеб Божиих

См. также: Промысл Божий.

Один отшельник просил Бога, чтобы дал понять ему пути Своего Промысла, и наложил на себя пост. Однако Бог не открыл ему того, что ему хотелось знать. Инок все-таки не переставал молиться, и, наконец, Господь вразумил его. Когда он отправился к одному живущему вдалеке от него старцу, ему в образе монаха явился Ангел и предложил быть спутником. Отшельник очень обрадовался предложению, и дальше они пошли вместе. Когда день склонился к вечеру, они остановились на ночлег у одного благочестивого мужа, и тот принял их с таким почетом, что даже пищу предложил на серебряном блюде. Но вот удивление! Сразу же после трапезы Ангел взял блюдо и бросил в море. Старец недоумевал, однако ничего не сказал. Пошли дальше и на другой день остановились у другого, тоже благочестивого мужа, и этот тоже принял их с радостью: и ноги им омыл, и всякое внимание оказал. Но опять беда! Когда отшельник со спутником стали собираться в путь, хозяин привел к ним своего малолетнего сына, чтобы его благословили. Но вместо благословения Ангел, коснувшись отрока, взял его душу. Ни старец от ужаса, ни отец от отчаяния ни слова не могли произнести, и старец выбежал вон, а спутник, не отставая, последовал за ним. На третий день пути остановиться им было негде, кроме одного полуразрушенного и всеми брошенного дома, и они приютились в нем. Старец сел вкусить пищи, а спутник, к его изумлению, опять начал странное дело. Он стал разрушать дом, а разрушив, начал строить заново. Видя это, старец не вытерпел: “Да кто ты, бес или Ангел? Что ты делаешь? – с гневом вскричал он. – Третьего дня у доброго человека отнял блюдо и бросил в море. Вчера отрока лишил жизни, а сегодня для чего-то разрушил и снова начал строить этот дом?” Тогда Ангел сказал ему: “Не дивись, старче, этому и не соблазняйся о мне, но выслушай, что я тебе скажу. Первый принявший нас муж, действительно, во всем богоугодно поступает, но блюдо, брошенное мной, приобретено им неправдой. Поэтому я и бросил его, чтобы он не погубил своей награды. Второй муж тоже угоден Богу, но если бы вырос его малолетний сын, то стал бы он страшным злодеем; поэтому я и взял его душу за добро его отца, чтобы и он спасся.” – “Ну а здесь-то, что ты делал?” – спросил старец. Ангел продолжал: “Хозяин этого дома был человек безнравственный, из-за этого обнищал и уехал. Дед же его, построив этот дом, скрыл в стене золото, и некоторые знают об этом. Потому-то я и разорил его, чтобы с этого времени никто не искал здесь золота и через него не погиб.” Ангел так заключил свою речь: “Возвратись, старче, в свою келию и не мучайся без ума, ибо так глаголет Дух Святой: “Дивны судьбы Его, велика премудрость Его!” (Ис. 28:29). Потому ты и не испытывай их, – не будет тебе это на пользу.” Ангел затем стал невидим, а пораженный старец раскаялся в своем заблуждении и после всем рассказывал о происшедшем. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 200).

1118. Преподобный Агапий был пленен агарянами; через 12 лет Богородица чудесно освободила его, но старец повелел ему вернуться к хозяину-агарянину; чудесное исчезновение и возвращение Агапия так подействовало на агарянина, что он принял вместе со своими сыновьями на Афоне Крещение, а со временем – монашество

См. также: Богородица; Вера; Промысл Божий; Старец.

Однажды вышел преподобный Агапий к морю постирать свои одежды, а там появились агаряне. Они тотчас взяли его, увезли с собой и продали в Магнезии тоже агарянину, у которого святой находился 12 лет в оковах и ежедневно работал с усердием. С полной верой и горячими слезами день и ночь молился Агапий Госпоже Богородице, чтобы Она, как Сама знает, освободила его от горького плена и тяжкой работы. Вняла, наконец, Всемилостивая молениям раба Своего. Однажды ночью, явившись во сне, Она повелела ему идти без всякого страха к своему старцу. О чудо! Пробудившись, Агапий видит, что цепи с него спали и двери отверсты. Тогда святой понял, что это сделано чудодействием Богородицы, и потому тотчас же, без всякого препятствия выйдя из дома агарянина, прибыл на Святую Гору к своему старцу. Но старец, увидев его, опечалился, ибо думал, что он тайно убежал от своего господина, и сказал ему: “Чадо! Агарянина ты обманул, но Бога никто и никогда не обманет. В час всеобщего Суда ты должен будешь отдать ответ за те сребреники, которые истратил твой господин на покупку тебя, чтобы иметь в твоем лице помощника в своих нуждах. Поэтому, если ты истинно желаешь спасения, иди назад к своему господину и служи ему. Поступив так, ты будешь истинным рабом Божиим и верным Ему служителем, когда же Бог просветит твоего господина, он сам тебя отпустит.” Любящий Бога и Богом возлюбленный Агапий принял эти слова старца, как от Бога, и возвратился к хозяину. Агарянин, увидев его, удивился. “Как ты ушел от меня и почему возвратился?” – спрашивал его варвар. Тогда святой подробно объяснил ему все. Удивился и даже изумился варвар добродетели Агапиева старца и высоте святой христианской веры, а вместе с тем смягчилась от умиления и зачерствелая его душа. Вскоре, взяв с собой Агапия и двух своих сыновей, пришел он на Святую Гору к Агапиеву старцу и требовал от него себе и детям крещения. Утвержденные надлежащим образом в вере Христовой варвары были крещены, а после того приняли на себя и ангельский образ. Богоугодно пожив в добродетельном подчинении сначала Агапиеву старцу, а по его смерти – Агапию, отошли в Царствие Небесное радоваться с прочими преподобными отцами во Христе Иисусе. (Афонский патерик. Ч. 2. С. 302).

Вам может быть интересно:

Комментарии для сайта Cackle

Источник

  
По мере своего продвижения по тропинке, ведущей к Храму, человек проходит разные
стадии состояния своей души. Вот он стоит и смотрит со стороны на тропинку и на
Храм, виднеющийся где-то вдали. Храм покрыт дымкой, человек ничего не знает о
нем и о людях, которые ходят в него уже две тысячи лет.
   Вот человек ступил на тропинку и делает первые шаги. Он прочитал
свои первые душеполезные книги – Евангелие и сочинения Святых отцов. Он
чувствует, что Бог рядом с ним и человеку хорошо в Церкви.
   Но вдруг тропинка к Храму оказывается длиннее, тернистее и
извилистее, чем казалась человеку в начале его пути. Человек жалуется: “Бог
забыл меня!” Что случилось?
   Как мать отпускает дитя, чтобы он учился идти самостоятельно, так и
Господь отпустил человека – вот и все! Иди свободный человек и делай, как
знаешь. И только напутствует его Господь:

“Се, стою у двери и стучу:
если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним,
и он со Мною.”
(Книга Нового Завета “Откровение Иоанна Богослова”)

  
Господь-Вседержитель, Творец небу и земли тихо стучит в дверь.
   И как раз в это время тот, кто не обращал особого внимания до этого
на человека, начинает ломиться в эту дверь! Кто же это?
   Отец лжи и Князь мира сего крайне недоволен и расстроен тем, что
человек пошел по тропинке, ведущей в Храм! Много искушений припасено у него для
такого человека! Об одном таком искушении. Это искушение называется умствование.

  
Хотите пример – к чему приводит человека усердное умствование? Вот вам три
цитаты:
   “Жизнь тела есть зло и ложь. И потому уничтожение этой жизни
тела есть благо, и мы должны желать его”

  
“Жизнь есть то, чего не должно бы быть, – зло, и переход в ничто есть
единственное благо жизни”

  
“Разумное знание привело меня к признанию того, что жизнь бессмысленна, жизнь
моя остановилась, и я хотел уничтожить себя”

  
Первая цитата принадлежит Сократу, вторая – Шопенгауэру, третья – Льву Толстому
(“Исповедь”).

– * –

  
Много веков назад жил в Египте человек – Святой Антоний. Антоний вопрошал Бога:
“Господи! Для чего одни умирают в молодости, а другие живут до глубокой
старости? Для чего одни бедны, а другие богаты? Для чего нечестивые богаты, а
благочестивые бедны?”
   Но Господь не оставлял верного раба Своего. И услышал святой
Антоний голос:
   “Антоний, себе внимай! А то – суды Божии, и тебе нет пользы
испытывать их”.

   Но искушения иногда до того доводили подвижника, что он впадал в
уныние и обуреваемый помыслами недоумевал, что делать ему, дабы спастись.
   “Господи, – взывал он, – я хочу спастися, и помыслы не дают мне!
Что мне делать в своей скорби? Как спастися?”
   Произнесши сию молитву, Антоний пошел по пустыне, и вот видит
кого-то похожего на себя, который сидел и работал, потом встал из-за работы и
молился; после опять сел и вил веревку; далее опять встал на молитву. Это был
ангел Господень, посланный для наставления и укрепления Антония. И ангел сказал
ему вслух: “И ты делай так – и спасешься”.
   Когда придут и бе в голову мысли “Почему так несовершенно устроен
мир? Почему тот добрый человек беден и несчасен, а тот злой лоснится от
довольства и во всем ему везет? Почему тот мальчик родился в негритянском гетто,
а другой в семье миллионера?”
   Отвечай себе так:
   “Антоний, себе внимай! А то – суды Божии, и тебе нет пользы
испытывать их”.           

   В последней
Книге Нового Завета “Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)” говорится об
усилении власти дьявола в конце времен. Это происходит уже сейчас. Православный
человек, крещенный своими родителями в Православии, не должен никогда забывать
об этом.
   И в самом конце истории человечества дьявол получит всю власть в
свои руки – об этом говорит пророк Нового Завета апостол Иоанн.
   Но кончается Пророческая Книга Апокалипсиса так:

“Ей, гряди, Господи Иисусе!”      

Источник