Аргументы гегеля в пользу всесилия человеческого разума

Аргументы гегеля в пользу всесилия человеческого разума thumbnail

Диалектику, в понимании Гегеля, можно понять как метод, противоположный формальной логике. Диалектика Гегеля позволяет понять развитие, поэтому в рамках диалектической логики допустимы такие положения, которые недопустимы в формальной логике. В формальной логике есть либо А, либо Б. Третьего не дано. В диалектической логике и А и Б сосуществуют одновременно, ведь диалектика – это логика развития. Простой пример: лист дерева зеленый или нет? С точки зрения формальной логики лист дерева может быть только одного цвета в данный момент. С точки зрения диалектики, один и тот же лист и зеленый, и желтый, и красный ведь он находится в постоянном развитии в ходе смены времен года.

Диалектика Гегеля кратко: тезис, антитезис, синтез

Самое элементарное объяснение диалектики Гегеля заключается в триаде «тезис – антитезис – синтез». Гегель считал, что мышление и бытие тождественны, а потому всё в мире развивается по единым законам. И в самой общей форме этот закон развития выглядит как триада «тезис-антитезис-синтез». Это триада означает, что любое явление в мире обязательно порождает свое противоречие. Если есть черное, то есть и белое. Если есть мужчина, то есть и женщина. Одно без другого не бывает. Эти два противоречия естественно вступают в отношения взаимодействия. Рано или поздно это взаимодействие порождает синтез – т.е. некое новое явление, которое вбрало в себя черты и тезиса, и антитезиса. Синтез сам становится новым тезисом и порождает новое противоречие и все начинается вновь и так до бесконечности… Пока Абсолютный Дух не познает сам себя через человека. Грубо говоря, взаимодействие мужчины и женщины как противоположностей порождает ребенка, который вбирает в себя черты и отца и матери. Таким образом, ребенок – это синтез. Таким же образом развивается и вся природа и общество. Ведь что есть эволюция? Развитие живых организмов через естественный отбор, наследственность и изменчивость. Эволюция природы постоянно происходит благодаря наличию противоречий между хищниками и травоядными, которые выступают как тезис и антитезис и т.д.

Триаду Гегеля легко продемонстрировать и на примере истории. Киевская Русь – тезис. Монголы – антитезис. Борьба Руси и монголов порождает синтез – Золотую Орду – государство, в рамках которого сливаются две культуры: русская и монгольская. Золотая Орда становится тезисом и порождает новый антитезис – стремление Руси освободится от ее ига. В итоге Русь освобождается от монголов, но становится государством с чертами восточного деспотизма (Иван Грозный и т.п.) – это синтез.

Любая революция легко поддается описанию в рамках гегелевской триады. Английская, французская – все они развивались как борьба антагонистических социально-экономических слоев, а в итоге оканчивались неким синтезом старых феодально-монархических и новых республиканско-капиталистических порядков.

Итак, основные составляющие гегелевской диалектической триады:

  • тезис
  • антитезис
  • синтез

Законы диалектики Гегеля

Из всего вышесказанного вытекает первый и важнейший закон диалектики Гегеля: закон единства и борьбы противоположностей. Именно существование противоположностей заставляет мир естественным образом развиваться. Противоречия между противоположностями постепенно накапливаются и выливаются в масштабные изменения.

Отсюда следует второй закон диалектики Гегеля: переход количественных изменений в качественные. Например: когда противоречия между разными классами в Англии, Франции, России накапливались до предела – начиналась революция (количественные изменения переходили в качественные).

Но, как уже было сказано выше, в ходе революций возникал некий синтез старого и нового. Отсюда следует третий закон диалектики: закон отрицания отрицания. Проще говоря этот закон говорит нам о том, что ничего не вечно и каждая новая стадия развития так или иначе отрицает предыдущую.

Итак, законов диалектики Гегеля всего три:

  • Закон единства и борьбы противоположносей
  • Закон перехода количественных изменений в качественные
  • Закон отрицания отрицания

Книги Гегеля о диалектике

Гегелевская триада и три закона диалектики позволяют получить первое примерное представление о диалектической логике как науке о развитии. В своих книгах «Наука логики», «Малая логика»Гегель гораздо более подробно описал механизмы действия диалектического развития.

Есть чистое бытие и чистое ничто. Переход одного из низ в другое называется становлением. Но в ходе становления есть механизмы развития нового и препятствия новому. Это называется «моменты становления».

Переход ничто в бытие называется возникновением. Переход бытия в ничто в становлении есть прехождение.

Постепенно происходит «снятие становление» и возникает некое новое бытие. Это новое бытие, имеющее новые определенные качество называют «налично сущее»или «нечто». Налично сущее, выражая единство наличного бытия и определенности, отвечает сразу на два вопроса: «Что?» и «Какое?».

Например, становление в истории обозначает открытую борьбу классов, наций и т.п. По окончанию этой борьбы возникает наличное бытие, к примеру, капиталистическое общество.

Читайте также:  Мед с корицей лечение и польза

* * *

Это лишь начала диалектики. До сих пор, спустя 200 лет мало кто может похвастаться пониманием этой философии. Диалектика Гегеля очень сложна и требует к себе особого внимания.

Смотрите также:

1. Философия Франкфуртской школы: Эрих Фромм

2. Философия постмодернизма кратко и понятно

3. В чем сущность и смысл исторического процесса?

4. Топ-5 политиков, убитых за то, что хотели сделать этот мир лучше

5. Как правильно готовиться к ЕГЭ по обществознанию?

Источник

«Любая попытка представить философию Гегеля в виде ограниченного набора формул будет напоминать попытку по маленькой косточке из кончика хвоста динозавра восстановить облик того неуклюжего чудища, которому она принадлежала». Пол Стретерн.

А может быть, восстанавливать и нечего т.к. гегелевское чудо-юдо на самом деле состоит из одной кости. Но в этом даже посвященным весьма сложно разобраться, поскольку творчество Гегеля – вершина реализации принципа: «чем непонятнее, тем лучше».

Не случайно Шопенгауэр рекомендовал труды своего коллеги в качестве лучшего средства дебилизации: «Если вы когда-либо собирались отупить ум молодого человека и сделать его мозги неспособными к какой-либо мысли вообще, то вы не смогли бы сделать это лучше, чем дать ему почитать Гегеля. Дело в том, что эти чудовищные нагромождения слов, которые аннулируют друг друга и противоречат друг другу, ввергают ум в самомучительство в тщетных попытках вообще думать о чем-либо в связи с ними до тех пор, пока, в конце концов, они не саморазрушатся от абсолютной пустоты».

В трудах Гегеля действительно можно найти, мягко говоря, забавные сентенции. Ну а кто не без греха? Например, он доказал, что намагничивание железа приводит к увеличению его веса. А тем, кто ему возражал, ссылаясь на очевидные факты, Гегель, как настоящий философ, по легенде, отвечал так: «если факты противоречат моей теории, тем хуже для фактов».

Возникает вопрос, обманывал ли Гегель сам себя, или он нагло пытался обмануть других? А может быть в дело в том, что нам убогим не понять сияющею глубину творчества Гегеля? Не зря же ему приписывает слова: «из всех моих учеников только один меня понял, да и тот неправильно».

Гегель, как и многие его коллеги, столкнулся с проблемой определения предмета философии. А без решения этого непростого вопроса написать многостраничный фолиант не просто понятно о чем, а вообще не о чем – трудноосуществимая задача даже для философа и клинического графомана. Гегель технично решил эту задачу, заявив, что у философии, в отличие он науки, нет заранее определенного предмета. Предмет исследования науки известен изначально. Наука интерпретируют факты, а затем соотносят полученные выводы с этим исходным материалом. Существование медицины, предполагает существование болезней; зоологии – животных; астрономии – космоса и т.д. Философия же изучает сама себя и ее предмет нельзя установить, не начав философствовать. Ну а, начав философствовать, как свидетельствует пример Гегеля, трудно остановиться.

Как и Платон, Гегель утверждает, что в основе мироздания лежит идея. Только у Платона идей такое же множество, как и определяемых ими вещей, то у Гегеля идея одна, поэтому он и называют ее Абсолютом или «Богом». Актуализация (самореализация) Абсолюта проявляется через историю (эволюцию). Она же (самореализация Абсолюта) является целью развития (смыслом исторического процесса). А что является движущей силой этого процесса? Синтез двух противоречий идеи и природы (т.е. платоновского мира вещей). Развитие происходит в результате борьбы противоположностей и представляет собой диалектическую триаду: тезис, антитезис, синтез. Синтез вбирает в себя все рациональное, что есть в тезисе и антитезисе, и может, в свою очередь, стать новым тезисом.

Например: бытие (тезис). Попытка дать определение бытию приводит к противоположной идее – идее небытия (антитезис). В итоге две противоположности образуют синтез, в данном случае – становление.

Но Абсолют ни как не связан с миром вещей – это слабое место платоновской теории “двух миров” известно со времен Аристотеля. Спиноза решает эту проблему и объединяя идею («Бога») и природу. Гегель вводит посредника между Абсолютом и историей (т.е. объективной реальностью) в лице «Духа» (мышления). Поэтому пусть читателя не смущает понятие «Дух» – не смотря на армейско-неуставную смысловую окраску в русском языке, у Гегеля он выступает как результат диалектического взаимодействия идеи (тезиса) и вещи (антитезиса).

Армейский дух. Не путать с Духом Гегеля.

Человеческое мышление («дух») есть проводник, через который абсолютная идея реализуется на практике. Механизм превращения вещи в идею через мышления заключается в том, что мыслить вещь – значит лишить ее чувственного аспекта бытия, превратить в понятие.

В этом заключается отличие Гегеля от Канта: нет феноменов и ноуменов т.к. категории сознания (единство, причина и следствие…) принадлежат не только чистому разуму (мышлению) но и предметам чувственного мира (объективной реальности). Отсюда и афоризм Гегеля «все действительное разумно, а все разумное действительно».

Читайте также:  Масло зародышей пшеницы польза для кожи

Гегель, разумеется, имел в виду не то, что какая-нибудь амеба или, чего доброго, коровья лепешка обладают разумом. Вовсе нет. Он имеет в виду (если мы его понимаем правильно, что очень маловероятно), что мысль – это объективная реальность. Но не обязательно, что способностью мыслить обладает то, о чем мы думаем. С другой стороны, все, что есть в объективной реальности (мире вещей), может стать предметом для мышления. А с точки зрения существования единичного (действительного) и общего (понятия) все единичное содержит общее так же как индивид (единичное), в то же время является и личностью (общее).

Любое понятие нашего разума (т.е. мысль о чем-то) с необходимостью включает в себя диалектическую тираду: всеобщность, единичность, индивидуальность.

Аналогично этому любое развитие происходит в формате диалектической триады. Сначала выдвигается тезис, но он вызывает появление противоположного (антитезиса), и в результате конфликта между ними достигается синтез, т. е. компромисс или примирение противоположностей на более высоком уровне. Синтез снимает первоначальные противоположные позиции и отрицая, преодолевая их, превращая в свои составляющие. Как только синтез достигнут, весь процесс может повториться на этом новом, более высоком уровне. Таким образом, процесс развития носит поступательно-повторяемый характер и графически происходит по спирали.

Исходя из вышеизложенного формулируются и три закона диалектики:

1. Закон перехода количественных изменений в качественные. В качестве иллюстрации к этому закону можно привести таблицу химических элементов Менделеева: добавление одного протона приводит к качественному изменению химических и физических свойств.

2. Закон единства и борьбы противоположностей. Можно проиллюстрировать на примере корпускулярно-волнового дуализма в физике, согласно которому любой объект может проявлять как волновые, так и корпускулярные свойства.

3. Закон отрицания отрицания. Этот закон соответствует диалектической триаде, согласно которой развитие состоит из отрицания, дальнейшего синтеза и нового отрицания на более высоком уровне. К примеру, феодальное общество является отрицанием рабовладельческого, а капиталистическое – феодального.

Впрочем, Маркс посчитал, что диалектика Гегеля стоит на голове, и взялся ее перевернуть. Что из этого получилось? Да ничего хорошего.

Источник

Аргументы гегеля в пользу всесилия человеческого разумаФилософия Гегеля – вершина классической немецкой философии. Диалектика, знаменитые законы диалектики, были тоже найдены этим великим мыслителем.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель – годы жизни (1770-1831). Его труды были написаны под влиянием немецкого философа Канта и в меньшей степени Фихте. Во многих своих философских поисках Гегель опирается именно на труды Канта и получает поистине ошеломляющие результаты, имеющие огромное значение для всего человечества.

Сравнительная характеристика Философских идей Канта и Гегеля.
Кант говорит, что невозможно познать чистый разум без опыта. Окружающий нас мир не может быть познан человеком. Непознаваемое, или (вещь в себе), и явление – то, (как эта вещь является нам), не связаны между собой. Читайте:Философия Канта
Гегель полностью опровергает, подобную идею, и говорит, что человек способен познавать окружающий мир, и вещь в себе и явление, не могут быть разорваны, они должны быть связаны.
У Гегеля и Канта совершенно разное отношение к «противоречию». У Канта; противоречие есть источник заблуждения, понятие очень негативное, а Гегель скажет, что именно противоречие есть критерий, истинны, а отсутствие противоречия, как раз и есть критерием заблуждения. Любой предмет, начиная от самого простого, до самого сложного, как человеческий организм, содержат в себе взаимоисключающие моменты, но одновременно и взаимодополняющие друг друга.

ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ: УЧЕНИЕ ОБ АБСОЛЮТНОЙ ИДЕЕ.
Согласно Гегелю в основе мира лежит безличное, духовное первоначало, которое является условием и основой развития мира, человека и природы. Абсолютная идея – это система само разворачивающихся категорий, которые являются условием, для формирования мира. Ключевая задача у абсолютной идеи – это, ни что иное, как самопознание.

Понятие; безличное первоначало и абсолютная идея

– Природа не может быть основой всего существующего. По мнению Гегеля, природа есть пассивная субстанция. Природа сама по себе не содержит активных действий. Творческим толчком для мира должна быть некая абсолютная, безличная, духовная сила (первоначало)

Развитие, эволюция абсолютной идеи:

Метод восхождения от абстрактного, к конкретному

. Развитие абсолютной идеи начинается с предельно пустых, абстрактных, не наполненных ни каким, конкретным содержанием понятий.

Чистое бытие

у Гегеля равное понятию «ничто».

Сущность

– Для Гегеля сущность как бы просвечивается, через те явления, которые мы наблюдаем. Сущность по своей структуре – это проникновение во внутренние закономерности предметов и это проникновение открывает для человека возможность видеть, что любой предмет по своей сути является противоречивым.

Читайте также:  Польза при питье горячей воды по утрам

Понятие

– это категория, которая воспроизводит весь процесс развития бытия и мышления. Гегель говорит, что понятие всегда исторично, оно несёт исторический характер.

Триада в развитие мира и мышления, связка «БЫТИЕ» «СУЩНОСТЬ» и «ПОНЯТИЕ» это закон познания окружающего нас мира. Наше познание всегда начинается с наличного бытия, то, что мы видим, наблюдаем, то, что мы можем обнаружить в своём опыте, затем мы исследуем сущность познаваемого предмета, а когда мы называем предмет, мы получаем понятие. Поэтому Гегель говорит, что понятие исторично, ведь оно впитывает в себя весь предшествующий опыт прежних поколений.

ФИЛОСОФИЯ: ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ
Существует три закона диалектики Гегеля:
1.

Диалектика Гегеля : Закон перехода количественных изменений в качественные и наоборот

– это первый закон, самый важный, основной закон. У Гегеля есть четыре ключевые термина, которые характеризуют этот закон:

Количество

– внешнее определенность предмета, те показатели, которые фиксируют и демонстрируют нам нахождение предмета в пространстве и времени.

Качество

– эта категория фиксирует внутреннюю определённость предмета, тождественность с бытием. Именно эта категория, делает какой то предмет, именно тем чем он является.

Мера

– это показатель гармонии, упорядоченность количественных и качественных изменений. Мера – это временной интервал, в рамках которого, предмет может менять свои количественные характеристики, сохраняя при этом прежнее качество.

Скачок

– Скачок это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния в другое.

Пример:
Температура кипения воды составляет 100 градусов.
Допустим изначально, мы имеем воду комнатной температуры 20 – 30 градусов, это и будет

количество

, (количественный показатель) Если мы начнём нагревать воду, её количественные показатели будут увеличиваться. Временной интервал, в котором вода будет сохранять свое жидкое состояние это и есть

мера

. Пока вода будет сохранять свою жидкую форму, мера, будет не нарушена. Как только произойдёт переход, и температура воды достигнет 100 градусов, то есть, вода из жидкого состояния, перейдет в парообразное, она резко поменяет своё качество, тем самым изменив показатель меры. Мы сможем наблюдать

скачок

, переход количественного в качественное.

2. Диалектика Гегеля : Закон отрицание отрицания, или закон двойного отрицания – в понимании Гегеля, это закон возвращение объекта в процессе его развития к старому качеству, но на уже высшую ступень развития.

Отрицание

— это логический термин. К примеру; утверждение «А» объявляется неправильным. Как результат возникает отрицание «не-А». В свою очередь отрицанию «не-А» противопоставляется утверждение «не-А» Происходит повторное отрицание «НЕ-НЕ-А» возвращающееся к утверждению «А». Подобный процесс называется, снятие двойного отрицания.
В диалектическом отрицании Гегеля всегда присутствуют три момента; 1) преодоление старого, тех процессов, которые себя уже отжили. Любой процесс развития не возможен без отрицания. 2)Преемственность в развитии. 3) И третий этап – это утверждение нового. Всё, что связанно с развитием человека и его постижением этого мира, имеет спиральную форму. Каждая новая ступень, спираль развития, более усовершенствована, более насыщена. По мнению Гегеля, старое не исчезает, оно трансформируется в новое.

Пример:
Во многих учебниках по философии, закон двойного отрицания предлагают рассмотреть на примере колоса пшеницы. Колос появляется, только благодаря тому, что погибает зерно пшеницы, то есть по закону диалектики, колос отрицает зерно. Но проходит время, и в колоске появляются новые зёрна пшеницы, а колос погибает. Из этого следует, что отрицание зерна, стало причиной появления колоса, а отрицание колоса послужило появлению новых зёрен.

3. Диалектика Гегеля : Закон единства и борьбы противоположностей – Ключевые понятия в этом законе, это – понятие тождества, понятие различия, понятие противоположности и понятие противоречия.

Тождество

– это категория, которая выражает равенство объекта или предмета самому себе, т. е. А = А. Если человек осознаёт себя, то он осознаёт себя собой, в любой момент своей жизни. Законы природы, которые мы познаём, встраиваются во внутреннюю структуру нашего мышление и открываются нам, по этому, мы можем сказать о совпадении природы открытой нашему мышлению, и самого мышления.

Различия

– категория неравенства самому себе, А? А. Я осознаю себя, собой в любой момент жизни, но с другой стороны я не осознаю себя собой, потому, что я развиваюсь, меняюсь, соответственно меняется моё восприятия себя и окружающего мира.

Противоположности

– категория, которая выражает такие характеристики объекта, которые коренным образом друг от друга отличаются, но могут сосуществовать.

Противоречия

– эта категория характеризует наивысший этап развития, это необходимое условие, для развития.

Философия доступным языком: Философия Гегеля. (Абсолютная идея. Диалектика Гегеля)

(источник: Лекция по философи к.ф.н., доцент Павлова Елена Леонидовна)

Источник