Аргументы в пользу объективного идеализма

Аргументы в пользу объективного идеализма thumbnail

Определение 1

Идеализм – философское направление, которое, в противоположность материализму, предлагает свои методы познания, направленные на разрешение основных вопросов философии.

Последователи этого направления – идеалисты – утверждают, что физические объекты не могут существовать независимо от сознания.

Это доказывают два аргумента идеалистов:

  • Эмпирический аргумент, который утверждает, что существование физических вещей возможно благодаря восприятию субъекта
  • Метафизический. Основная идея этого аргумента заключается в том, что ни наука, ни эмпиризм не способны объяснить сознание познающего субъекта, так как они объективны по своей природе.

Характерные принципы идеализма

  • Первичность духовного начала
  • Отождествление мира с сознанием познающего субъекта
  • Окружающий мир – проявление духовного бытия

Проблематика идеи первоначала зародилась в античной Греции. Что было первичнее, дух или материя. Однако понятия «материализм» и «идеализм», которыми мы привычно пользуемся в современной жизни, в том числе и при рассмотрении ранней античной философии, осмысляются на поздней ступени развития философской мысли. Полноценные представления о борьбе материализма и идеализма оформляются только в Новое время. Потом они как бы отражаются на прежнюю историю философии.

Замечание 1

В обиход термин идеализм ввёл Г. Лейбниц. Он – убеждённый идеалист и противник материализма. По Лейбницу универсальность и единство мира возможно познать не через материю, а исключительно через дух. При этом духовное начало существует по своим особым законам, которые ставят дух выше изменений, происходящих в материи. Благодаря имматериальной субстанции универсум формируется в живое единство, которым управляет наисовершеннейший дух, Бог. Таким образом, Лейбниц развивает общую теорию идеализма.

Различают субъектный и объектный идеализм.

Субъективный идеализм сопряжен с теорией познания и представлен такими мыслителями, как Д. Беркли в форме эмпиризма и И. Канта, в форме критического идеализма.

Объективный идеализм имеет начало в мифе и религии, но представлен в отрефлексированной форме философии. В этом типе идеализма материя рассматривалась не как продукт духовного мира, а как существующая наравне с духом субстанция, из которой творятся предметы. Таким образом, дух представляется как формообразователь.

Основоположником объективного идеализма условно можно считать Платона. Его главное наследие – учение об идеях.

Замечание 2

Идеи по Платону образуют постоянные представления о вещи, то, чем она должна быть. Начало сущего в понимании Платона лежит за пределами самого сущего. Мир идей был первичным по отношению к материальному миру.

Абсолютная идея – это идея блага. То, что придает вещам истинность, а человеку – возможность познавать – есть идея блага. Во всем учении Платона, определяющим и центральным понятием является идея «блага» как высшая в иерархии идей, и эта идея выступает основанием всех метафизических вопросов. Платон предлагает нам такое бытие, которое предоставлено, организовано идеями и сконструировано ими. Смешанный и гармоничный вид бытия, на котором настаивает Платон, объясняется фактами и данностями идеального характера

На этом основании из платоновской философии в обиход культуры и философии вошло не только понятие идеи, но, так же, и понятие идеала. И в первую очередь Платон идеализирует познавательную деятельность человека. Его гносеология обращена на усмотрение перспективы движения к совершенству. Сущность человека, согласно этому учению, заключается в безостановочном устремлении к познанию совершенства бытия, своего собственного совершенства, своего идеала, и тем самым к самоусовершенствованию. Философия, по Платону, начинается с удивления, а держится и питается любовью к идеалу и к любому объекту мысли как к возможности идеала.

В процессе изучения идеализма множество умов сталкивалось с неразрешимой и парадоксальной проблемой: если мир есть продукт саморазвития идеи, то что есть идея и откуда она берёт своё начало. Появляется угроза уйти в бесконечность рассуждений над этим вопросом. Объективный идеализм, который первоначально основывался как раз на представлении о существовании мира вне зависимости от познающего субъекта, то есть как само собой разумеющееся, не осознавал наличие свой слабости. Только в $ХVII$ веке философская мысль смогла подвергнуть эту установку сомнению. А с $XVIII$ века стали применяться попытки вывести идею из чистого бытия (Шеллинг, Гегель).
Объективный идеализм начинает трансформироваться в субъективный идеализм, последователи которого признавали существование только своё сознание.

Очевидно, что концепция идеализма рождает острую полемику среди философов. Ни один уважающий себя ученый-философ не обошёл эту проблематику стороной, так как дело касается самого важного вопроса, вопроса о первоначале, способности познания и восприятия окружающего мира. Здесь можно отметить имена следующих философов, которые оставили значительный вклад в этом направлении: Д.Юм, И. Кант, представители абсолютного идеализма – Шеллинг и Гегель, Шопенгауэр.

Источник

Аргументы в пользу объективного идеализма

        В истории философии нет более такого воззрения, которое в точно такой же мере вызывало бы недоумение и откровенное непонимание, как именно идеализм. Стоит вам огорошить наивного человека обыденности, что мира нет и быть не может без свидетельствующего его сознания, как несчастный тут же заподозрит вас в сумасшествии, безо всяких околичностей и с апломбом заявив:  «Не обольщайтесь! это вас, поймите, вас не было бы, не будь мира!» Наивный человек обыденности, полагающий реализм единственно возможным и заслуживающим к себе внимания  воззрением, тем самым обходит самоочевидность сознания, в котором мир только и может существовать, ибо мир если и дается нам, то всегда и только опосредованно.

          Думаю, нет ни малейшего затруднения в том, чтобы, вослед Картезию, этому великому галлу, показавшему нам, что удостоверение в факте самосознания автоматически удостоверяет в факте существования помимо чего бы то ни было внешнего – так вот, ни малейшего затруднения я не нахожу в том, чтобы, на картезианский манер, озвученное выше идеалистическое воззрение именовать субъективизмом, в противоположение воззрению реалистическому, которое и есть испокон века устоявшийся в философии (и, прежде всего, в обыденном сознании) объективизм. Чтобы всерьез, соблюдая при том искренность и честность в отношении себя самого, быть объективистом, подобает «перескочить» через отношение к себе самому, как субъекту, а это по определению в нашем случае означает либо сумасбродство, либо самоубийство, за наступлением коих нам будет уже совершенно безразлично, какую именно точку зрения занимать.   Согласно устоявшейся шаблонной классификации, субъективизм или идеализм – это «субъективный идеализм». Но, постойте, если, как было показано выше, субъективная точка зрения необходимо есть точка зрения идеалистическая, то не тавтологию ли мы озвучиваем? Совершенно обратное касается «объективного идеализма», в котором следует находить не иначе как оксюморон – кричащее противоречие, «деревянное железо»: объективист не может быть идеалистом уже хотя бы потому, что держится за диаметрально противоположное идеализму воззрение. Обратитесь к наиболее прославленному в России ее прошлой эпохи философскому сочинению – «Материализму и эмпириокритицизму» Ленина. Там вы обнаружите, что материалисту «объективный идеалист» ближе «субъективного» на том простом основании, что «идеализм», занимающий объективную точку зрения, с неизбежностью заканчивает материализмом.

          Итак, объективисту или реалисту, чтобы не показаться голословным, приходится буквально из кожи вон лезть, дабы наглядно удостовериться в собственном убеждении. Но какие же аргументы приводятся реалистом ради опровержения идеализма? Таких аргументов, если пристально всмотреться, всего три, и обстоятельное освидетельствование их несостоятельности вернее поможет нам утвердить идеалистическое воззрение, как единственно подобающее всякому, кто желает быть философом не только по названию, но и по призванию. Первый аргумент наиболее элементарен и принадлежит всякому грубому рассудку, полагающему, что достаточно любого мало-мальски обоснованного довода, чтобы показать неправоту оппонента. Этот аргумент сводится к тому, что, дескать, с устранением познающих существ мир, представляющийся нам таким неопровержимо достоверным и несомненно реальным, не только не прекратит своего существования, но и останется незыблемо на подобающем ему месте. Вся нелепость такового аргумента проистекает из того, что мир, воображаемый без познающих существ, преспокойно сохраняет свое существование так же, как если бы к нему подлежал взирающий на него наблюдатель, лишь в представлении того, кто озадачивает себя подобным допущением. Но молния среди ясного неба не так уж и очевидна, поэтому, дабы удостовериться во всей вздорности подобного допущения, надлежит как следует напрячь мозг, а таковую роскошь может себе позволить отнюдь не каждый сын человеческий. Стоит ли удивляться, что наивный реализм, единственно основательный лишь с точки зрения эмпирической науки, никак не требующей абстрактно-рефлективных обобщений философского характера, по сю пору составляет общее место наших заблуждений в качестве тех, кто по привычке именует себя «обществом» – досадный предрассудок, главенствующий по сю пору лишь потому, что легковерных среди людей всегда было на порядок больше.

Читайте также:  Польза и вред социальных сетей видео

          Второй аргумент стоит признать куда более изящным и утонченным, а потому располагающим за собою правом на достойное существование. Суть его состоит в том, что и я, как познающее существо, подлежу себе подобному в качестве объекта, из чего следует, что с устранением меня не устраняется субъект, в сознании которого мир продолжится и дальше. Несмотря на всю серьезность этого аргумента, вполне-таки заслуживающего внимания, найти его неопровержимым не приходится возможным, ибо мне, дабы удостовериться в факте своего существования, вовсе необязательно прибегать к помощи другого, который в моих глазах всегда и только остается вещью среди вещей, между тем как я относительно себя предстаю в двояком качестве – во-первых, как познающее, а во-вторых, как познаваемое существо. Воздав должное серьезности вышеозначенного аргумента, нельзя не найти в нем очевидную подмену непосредственного опосредованным: как, в противном случае, Картезию, будучи однажды наглухо отрезанным от внешнего мира, было возможно усомниться в его реальности, если бы ему непосредственно давалось что-то еще, помимо его собственного сознания? Фактом того, что, кроме меня, устраняются все познающие существа, не устраняется субъект, данный непосредственно мне самому, между тем как другое познающее существо дается мне лишь опосредованно, как объект. Этого возражения вполне достаточно для того, чтобы удостовериться в несостоятельности вышеприведенного, пускай и убедительного, аргумента.

          Что же касается третьего, наиболее популярного аргумента, основанного на апелляции к здравому смыслу, то здесь наиболее полно себя проявляет какой-то панический страх перед тем, чтобы признать, как нечто самоочевидное, что этот мир есть не больше, чем представление сознания. Как будет показано ниже, данный аргумент работает скорее против реализма и в пользу идеализма, пока же замечу, что единственное, на чем он основан, так это лишь причудливый штамп «солипсизма» – жупел, который если чем и может быть обоснован, так лишь предрассудочным намерением во что бы то ни стало дискредитировать субъективное воззрение и навсегда утвердить в своих правах объективизм, покоящийся на грезах непробужденного сознания. Принято считать, что идеализм будто бы абсолютно отрицает реальность внешнего мира, сводя ее к навязчивой видимости. Между тем, как это было убедительно показано великим Кантом, сводить мир к простой видимости – значит принимать явление, как представление сознания, за вещь саму по себе. Такой прием в «Критике чистого разума» приписывается, и справедливо приписывается, кенигсбергским гением «трансцендентальному реалисту, который разыгрывает из себя эмпирического идеалиста».

Читайте также:  Вымя коровы вред и польза

          Идеалисту, в отличие от реалиста, не приходится доискиваться, каков мир сам по себе, поскольку реалист принимает исповедуемую им реальность внешнего мира только на веру, прекрасно отдавая себе отчет в том, что чувственный опыт по определению не может удостоверять в реальности мира самого по себе в силу его, чувственного опыта, неискоренимой субъективности – идеалист же принимает мир за чистую монету, а именно таким, каким он себя выдает посредством опыта, всецело определяющего его эмпирическую реальность, на которой лежит неизгладимая печать трансцендентальной идеальности, i.e., существуя лишь благодаря данности в опыте, мир, помимо оного, не существует и существовать не может. То обстоятельство, что в чувственном опыте или, говоря иначе, в ощущениях, нет ничего типического, а есть только специфическое, гложет реалиста, разрывает его сердце на части, вынуждая его доискиваться мира самого по себе, как якобы независимого ото всякого возможного опыта. Отсюда и основоположное заблуждение Канта, произвольно допустившего, наряду с миром, данным в опыте, или феноменом, такой мир, который был бы ноуменом. Именно по этой причине Кант весьма-таки неудачно именует ноумен «вещью самой по себе», принимая феномен не просто за явление как таковое, а за явление чего-то такого, чем бы и оказался мир сам по себе. К этому кантовскому заблуждению примыкает заблуждение Шопенгауэра, справедливо опознавшего, по аналогии с нами, наряду с миром как представлением, мир как волю, но сделавшего из этого ложный вывод, будто бы мир как воля и есть искомый Кантом мир сам по себе. Мой революционный принцип состоит в том, что кантовская «вещь сама по себе» должна быть мыслима не как объяснительный принцип всех явлений (во что она, собственно, и выродилась под рукой Канта и Шопенгауэра), но как непосредственное удостоверение в самоочевидности нашего бытия в качестве вещей самих по себе, в отличие от мира, который если и существует как воля и представление, то не сам по себе, а исключительно лишь для нас. Таков, пожалуй, единственный резон к спору о реальности внешнего мира.

Источник

Алексей Волков

10 марта 2016  · 2,0 K

Какие базовые допущения необходимо принять для понимания диалектического материализма?

Евангелист Платона, ЕГЭ, платных парковок, телемедицины, умного города и позитив…

Базовое допущение диамата это то, что «перевернув» псевдологические законы Гегеля, можно получить какие-то особые сведения о мире, которые не дает ни одна другая наука. В эту глупость к 1909 году не верили, ни большевики, ни меньшевики. Большая часть образованных большевиков считала, что «законы» диалектики вообще не работают, и не нужны в науке и политике, а большая часть меньшевиков считала, что «законы» диалектики работают только в духовой сфере, т. е. именно так, как их придумал Гегель без всякого «переворачивания».

Ирония судьбы в том, что юрист Ленин, который естественными науками никогда не занимался, верил, что «законы» диалектики очень важны для марксизма, и в результате аппаратных интриг выжил из фракции большевиков всю ее образованную часть, настроенную по-позитивистски к Гегелю. В 1910 году все образованные большевики ушли в группу «Вперед», с Лениным остались только Каменев, Зиновьев и Крупская. Вот эта небольшая группа «верных ленинцев», при участии меньшевика Деборина, и создали тот позорный курьез, который вошел в историю как «философия диалектического материализма».

Все последующие годы советскую философию пытались очистить от гегельянства, но до конца это так и не удалась, в разные годы у этой донаучной метафизики находились защитники разной степени глупости и ума. Последним пытался защищать «законы» диалектики Э. Ильенков, который на этой почве спился и покончил собой, пьянство вообще типично для адептов диалектики.

Прочитать ещё 1 ответ

Актуальны ли диалектический материализм и законы диалектики, изложенные классиками марксизма?

Да, конечно. Хотя отдельные положения, содержащиеся в работах Маркса и Энгельса, были подвергнуты критике, марксизм (особенно в соединении с идеями Фрейда, т.е. фрейдомарксизм) оказался одним из самых востребованных направлений в философии ХХ века.

Читайте также:  Польза мыла из мыльной основы

Достаточно назвать таких значимых и вполне современных авторов, в той или иной мере опирающихся на идеи марксизма, как Маркузе (1898 – 1979), Фромм (1900 – 1980) или Жижек (р. 1949), чтобы убедиться в том, что марксизм свою актуальность отнюдь не потерял.

Прочитать ещё 1 ответ

Я выступаю за многие либеральные идеи (капитализм, плюрализм, господство права, личная свобода), но скорее не люблю прогрессивизм и демократию. Я – либерал? Если нет, то как мне себя идентифицировать?

dreamfreedom.ru t.me/politdela

Самое интересное, что с учетом существующей уже почти 90 лет путаницы в терминах, Вы можете назвать себя либералом почти с любым набором перечисленных Вами идей.

Изначальный либерализм, который в последние несколько десятилетий называют классическим либерализмом или еще либертарианством, основывается на концепциях личной свободы человека, признания его прав, верховенства закона, рыночной экономики.

Но эти же концепции приняли в конце XIX века социал-демократы – порвавшие с марксизмом социалисты. Тогда же некоторых из них стали называть прогрессистами, а с середины 1930х с легкой руки президента Рузвельта, видимо, не очень хорошо разбиравшегося в этой теме, – еще и либералами; с конца ХХ века они стали называть себя еще и неолибералами.

Поэтому Вам, как “классическому” либералу, может не нравиться идеология прогрессизма, т.е. социал-демократии, но она основана на базовых принципах либерализма. Единственное тогда, что Вам может не нравиться в прогрессизме, – это политика больших государственных расходов и перераспределения национального богатства. По этой теме проходит водораздел между классическими либералами и социал-демократами.

Но при любом раскладе с этими концепциями у Вас остается одна, но очень большая, пожалуй, даже самая большая проблема, с которой Вам надо определиться – это отношение к демократии. Ни классический либерал/либертарианец, ни социал-демократ/прогрессист не может позволить сказать себе и считать, что ему не нравится демократия – в этом случае Вы автоматически выбываете из любого либерального списка.

Не может быть личной свободы, прав, верховенства права, плюрализма без демократии, без демократического устройства государственной власти.

Если Вам не нравится демократия, то Вы перемещаетесь в противоположную группу недемократических, антилиберальных систем (социализм, фашизм, абсолютизм), но там Вам придется забыть про свободу, права, плюрализм и прочие либеральные печеньки.

Прочитать ещё 4 ответа

В чем основная идея философии экзистенциализма, если объяснять простыми словами?

Кандидат философских наук, директор Центра изучения и развития межкультурных…

Французская адаптация феноменологии Хайдеггера. По Хайдеггеру, нельзя просто быть или просто жить: любое бытие всегда для чего-то и к чему-то, так же как и жизнь человеческая. Но в отличие от прочих вещей, человек может сам определять, для чего и к чему его жизнь. Определять просто так, безо всяких предшествующих оснований, абсолютно свободно и иррационально. В этом абсурд бытия.

Прочитать ещё 6 ответов

Чем отличается (идеологически) социализм от либерализма, ведь они оба подразумевают справедливость и равенство людей?

dreamfreedom.ru t.me/politdela

Либерализм и социализм диаметрально противоположны друг другу, так же как день и ночь. Их цели и практика совершенно различны.

Либерализм не подразумевает и не обещает никаких утопических идей наподобие справедливости и равенства. Социализм же только подразумевает справедливость и равенство, но на самом деле он о другом – о принуждении.

В центре противостояния двух идеологий стоит отношение к человеку. В то время как либерализм фокусируется на человеке, причём таком, какой он есть, социализм устремлён к абстракции, утопии, ради осуществления которой необходимо воспитать «нового» человека, согласного на ограничения, жертву и лишения. Цель социализма – переделать человека под иллюзию справедливости и равенства, оборачивающейся в жизни уравниловкой и бесправием.

Либерализм не переделывает человека, он освобождает его от принуждения и даёт свободу действия. Экономическая свобода создаёт массу производителей и потребителей, обеспечивая каждому выбор. Свободно обменивая результаты своего труда на нужные результаты чужого труда, человек увеличивает своё благосостояние и благополучие, обретает чувство собственного достоинства и реальные возможности решать свои проблемы. Цель либерализма – умножать богатство для всё большего количества людей.

Социализм манит человека обещанием социальной идиллии, но заводит его на дорогу к рабству. Социализм искусственно вводится за счёт насильственного изъятия и обобществления собственности, ограничения и ущемления прав человека ради «общего», превращения всех людей в «коллектив» – стадо, для управления которым необходимо принуждение. Отказ в справедливости и равенстве одним приводит в итоге к отказу в справедливости и равенстве всем. Свобода человека для социализма – это окислитель, ведущий к гибели системы.

Либерализм является естественной формой жизнедеятельности человека.

Социализм – это принуждение.

Либерализм – это отсутствие принуждения.

Прочитать ещё 4 ответа

Источник