Аргументы в пользу теории возникновения государства

Аргументы в пользу теории возникновения государства thumbnail

Теологическая теория происхождения государства

Основателем теологической теории происхождения государства является Фома Аквинский (годы жизни:1225-1274г.)

Сутью теории является то, что государство представляется результатом божьей воли.

Замечание 1

Государство представлено продуктом божественной воли, в силу этого государственная власть является вечной, незыблемой и зависимой в большинстве от религиозных организаций и деятелей. Любой человек обязуется подчиниться во всем своему государю. Этой теорией утверждается, защищается тезис «вся власть исходит от бога».

Плюсами теории являются:

  • Теория объснет образование государства совместно с монорелигией;
  • Теория дает возможность устанавливать общественный порядок;
  • Теория дает отражение объективным решениям того времени, а конкретно- первые государства были теократические.

Минусы – теория не является научной, так как при ее помощи невозможно доказать либо опровергнуть происхождение государства.

Патриархальная теория происхождения государства

Основателем патриархальной теории происхождения государства является Аристотель.

Суть теории излагается в том, что государство является продуктом разросшейся семьи.

В соответствии с данной теорией, люди представлены существами коллективные, устремляющиеся к общению между собой, которое ведет к появлению семьи. Позже развитие и разрастание семьи при объединении людей, а также рост числа семейств ведут к образованию государственности. Власть правителя – естественное продолжение отцовской власти, «патриарха» в семействе.

Плюсами теории является то, что она:

  • справедливо обращает внимание на взаимную связь «государства» и «семьи»;
  • помогает устанавливать общественный порядок в результате подчинения «отцовской воле»;
  • поддерживает людские верования в нерушимость мира;
  • раскрывает роль правителя государства, на которую может претендовать человек, имеющий большой жизненным опытом.

Минусы данной теориизаключаются в том, что она не раскрывает процессию происхождения государства во всех частицах мира; не может объяснить почему происходят войны, если государство является единой семьей; не объясняет жесткости некоторых законов.

Договорная теория происхождения государства

Основателями договорной теории происхождения государства являются: Гроций, Гоббс, Локк, Руссо и Радищев.

Сутью теории является то, что государство считается людским объединением на базе общественного договора, с установлением целина достижение общих благ.

Теории общественного договора в какой-то мере отображают исторические факты.

Государство порой возникает как результат добровольной отдачи людьми какой-то части собственных прав специально образованному для их собственной защиты и защиты порядка в обществе органу, то есть в результате долговременногоестественно-исторического развития общества.

Плюсами данной теории представляется то, что ее авторы учитывали такие чувства человека, как страх и инстинкт самосохранения. Помимо того, данная теория имеет демократический характер; доказывает, что не было никакого религиозного основания в сущности государства; делает опору на общественной практике.

Минусы теории заключаются в следующих положених:

  • Человек не подчинен никому, никого себе не подчиняет;
  • Чтобы осознанно образовать государство, необходимо иметь о нем хотя бы какое-то представление;
  • Договор является волей людей – значит он может расторгаться;
  • Договор не имеет юридической силы, так как образовался раньше самого государства.

Теория насилия в вопросе происхождения государства

Теория насилия образована двумя частями: теория внешнего насилия и теория внутреннего насилия.

Основатели теории внешнего насилия являются Гумплович и Каутский.

Суть теории – государство является результатом завоеваний одного племени другим.

Достоинство теории состоит в том, что она базируется на множестве исторических фактов, результат завоевания отражен в ней со всех сторон жизни вновь появившегося общества, аосударственный аппарат составляют завоеватели.

Минусы теории: не объясняет происхождение государства во всех регионах мира;в отношении процесса происхождения государства завоевания обладают вторичным характером. Помимо того, история знает примеры, когда не собственно завоевание, а именно его угроза послужила образованию государства. В добавок ко всему, кроме насильственного пути возникновения, есть так же и мирный путь.

Основателем теории внутреннего насилия является Дюринг.

Суть теории является, что государство появляется в результате насилия одной части общества над другой.

Плюсы данной теории это признание тогго, что: у людей имеются различные интересы; насилие в обществе имеет место быть; государство при осуществлении собственных функций применяет насильственные методы.

Минусами данной теории являются утверждения о том, что: отстаивание интересов может приводить к разрушению общества и государства; люди не могут быть равными в биологическом плане; государство не может всегда выражать интересы общества; если можно создавать государство насильственным путем, то так же его можно и разрушить.

Материалистическая теория происхождения государства

Основателями материалистической теории происхождения государства являются Маркс, Энгельс иЛенин.

Замечание 2

Суть теории: государство образовалось в силу экономических причин: общественного разделения труда, образования прибавочного продукта и части собственности, а позже раскола общества на классы с противопоставляемыми экономическими интересами.

Плюсы теории это утверждения о том, что: материальные условия общества сыграли в нем значительную роль; изменение форм деятельности в области труда, ведении хозяйства, форм собственности повлияло на происхождение государства; переход от присваивающей к производящей экономике задает дифференциацию людей по существенному признаку. Кроме того, данная теория раскрывает признаки государства.

Минусами теории являются положения, гласящие, что: на происхождение государственности влияет не только экономические факторы, но и политические, социальные; происхождение государства во всем мире не может идти по одной схеме. Также в ней недооценена роль государства в урегулировании процессов, происходящих в экономике.

Источник

Наиболее распространенные теории происхождения государства

Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее сторонниками были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, христианские философы и богословы (Фома Аквинский – XIII в., Аврелий Августин (Блаженный – IV-V в.), идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты – Жак Маритен, Мерсье и др.).

Читайте также:  Польза или вред салата чука

Суть теологической теории: государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть вечны, незыблемы и святы; их возникновение и упразднение не зависит от человека; они являются выразителями воли Бога на земле; необходимо полностью и во всем подчиняться власти государства. В первых государствах божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства – обязательность.

Достоинства данной теории: способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности; препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.

Недостаток теории в том, что она основана на вере, а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. – Х.:Консум; Университет внутренних дел,2000. – С.24..

Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.). Ученый считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. В Китае эту теорию развивал Конфуций, в более современную эпоху ее поддерживали Филмер и Михайловский.

Суть патриархальной теории: государство возникает по модели семьи, то есть, государство – своеобразная “большая семья”, состоящая из множества обычных семей, разрастающихся из поколения в поколение. Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье. Согласно патриархальной теории: монарх является отцом всего народа; благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы; король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи); власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема; подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.

К достоинствам патриархальной теории можно отнести то, что она способствует сплочению общества, уважению, почитанию государственной власти; культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).

Недостатком теории является прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца, чему противоречат многие факты: весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками; монарх – представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения). Вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи еще и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытнообщинного строя Гойман-Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. / В.И. Гойман-Червонюк. – М.: Инфра-М, 2006. -С. 72..

Теория общественного договора или естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей и получила распространение в XVII – XVIII вв. Эта теория противостояла феодальному сословному государству, царящему в обществе произволу, неравенству людей перед законом. Ее авторами и сторонниками в разное время являлись Гуго Гроций, Джон Локк, Томас Гоббс, Шарль-Луи Монтескье, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, А.Н. Радищев.

В большинство концепций этих авторов входит идея “естественного права”, т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение свое отражение и в Декларации независимости США.

Суть естественно-правовой теории раскрывают следующие положения Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник / М.Н. Марченко. -М. : Зерцало, 2001. -С. 78:

  • – первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в “естественном состоянии”, которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие – “золотой век” и т.п.);
  • – каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к “войне всех против всех”, в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;
  • – чтобы этого не случилось, люди заключили “общественный договор”, в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;
  • – в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты – государство;

Согласно теории, государство и народ имеют взаимные обязательства: народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности. В случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей.

Теория общественного договора имела большое прогрессивное значение:

  • – были разрушены идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;
  • – сделан шаг к созданию гражданского общества;
  • – фактически выдвинут принцип народного суверенитета: власть производна от народа и принадлежит народу;
  • – признавалось, что государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;
  • – обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком – право менять власть, если она перестала выражать интересы народа;
  • – теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик – как альтернативы реакционным монархиям XVII – XVIII вв.

Существенным недостатком данной теории является ее идеалистичность:

  • – “общественный договор” – скорее идеал, чем реальная действительность, зачастую государства возникали другими путями – войнами, насилием;
  • – ни одно государство не возникло только на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;
  • – сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;
  • – общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы – классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и зачастую враждебные друг другу.
Читайте также:  Сырая печень польза и вред

Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером, а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, Эта теория возникла в связи с успехами естествознания. Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности на социальные процессы.

Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:

  • – люди образуют государство, как клетки – живой организм;
  • – государственные институты подобны частям организма: правители – головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы – кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам; низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние (оборона, нападение);
  • – между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т. д.).

Достоинствами органической теории является восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма; признание роли конкуренции между государствами в совершенствовании их внутреннего механизма; оригинальность теории.

К недостаткам органической теории можно отнести: прямое проецирование биологических законов на жизнь общества; сильное влияние дарвинизма; отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным . Проблемы общей теории права и государства: Учебник для юридических вузов./ Под общей ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1999. – С. 123..

Основоположником психологической теории возникновения государства считается польско-российский юрист и социолог Л.И. Петражицкий. Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г. Тард. Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека. Под этими свойствами подразумеваются Теория права и государства: Учебник для вузов. – Под ред. профессора Г.Н. Манова. – М.: БЕК, 2001. – С.65:

  • – желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;
  • – желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;
  • – способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;
  • – желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов (совершать преступления, например) и необходимость их обуздания.

Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества – вождей, шаманов, жрецов, основанная на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.

Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процесс образования государства. Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство: социальные, экономические, политические и др.

Теория насилия как главного фактора возникновения государства выдвигалась различными авторами на протяжении столетий . Проблемы общей теории права и государства: Учебник для юридических вузов./ Под общей ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1999. – С. 160. Одним из первых ее выдвинул китайский политик Шан Ян в IV в. до н. э. Но главным образом данную теорию разрабатывали Евгений Дюринг, Людвиг Гумплович, Карл Каутский в XIX веке. Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях такие причины носили внешний характер (внешнее насилие), в других насилие зарождалось внутри самого общества (внутреннее насилие) Алексеев С.С. Государство и право: учебное пособие для вузов / Алексеев С.С. – М. : Проспект, 2007. – С.77.

При внутреннем насилии в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения. При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабощения, колониальная политика). К этой группе теорий возникновения государства в какой-то мере можно отнести и классовую теорию К. Маркса Маркс К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. – М.: Политиздат, 1961, Т. 21. – С.445. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы, а государство является органом и средством насилия господствующего класса.

Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством в виде сбора дани дружинниками; расширения подвластных королю (феодалу) территорий; огораживания (сгон крестьян и присвоение угодий) и иных форм.

Для поддержания установленного порядка в государстве также требовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания “охранительного аппарата” завоеванных благ. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному.

В пользу теории насилия говорит то, что насилие действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил. Многие иные формы государственной деятельности подкреплены принудительной силой государства в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно. Многие государства были созданы путем насилия (преодоление феодальной раздробленности в Германии “железом и кровью” Бисмарком, собирание русских земель вокруг Москвы Иваном III, Иваном IV, и др.). Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя, Золотая Орда; Великобритания и др.

Читайте также:  Какао польза и вред при беременности

Недостатком теории является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, не сформировались внутренние предпосылки, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства.

Ирригационная (водная, гидравлическая) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом (“азиатский способ производства”). Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод – ирригации.

Крестьяне-индивидуалисты не могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате возникли первые государства – Древний Египет, Древний Китай, Вавилон. Против теории говорит то, что она не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Учеб. пособие / Т.В. Кашанина. – М. : Высш. Школа, 2004. – с. 52..

Имея исключительно локальный характер, способная объяснить возникновение государства только в регионах с жарким климатом, эта теория внесла очень большой вклад в науку теории государства и права, послужив основой для разработки на базе новейших данных археологии и этнографии понятия “восточного пути” образования государства, ранее упоминавшегося в курсовой работе.

Возникновение экономической (классовой, марксистской) теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Иногда можно встретить её другое название – историко-материалистическая концепция. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства, но и определяет социальные изменения общества, представляющие собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Теория включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его “общие дела”. Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства Лазарев В.В. Общая теория права и государства. М., 1995 г. – С. 141.

Согласно данной теории государство возникло по следующей схеме: произошло разделение труда – возник прибавочный продукт – в результате присвоения результатов чужого труда общество расслоилось на классы эксплуатируемых и эксплуататоров – появились частная собственность и публичная власть – для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения, т.е. государство.

Теория имеет рациональное зерно: экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противоположными или различными интересами – классов. Она справедливо подчёркивает, что материальные условия жизни общества играют важную роль и что изменение форм трудовой деятельности, ведения хозяйства, форм собственности повлияли на появление государства.

Энгельс детально проанализировал жизнь людей в первобытном обществе, основываясь на учениях Л.-Г. Моргана, и попытался объяснить разницу в процессах возникновения государства в греческой, римской и германской истории. Было верно замечено, что, с развитием общества и переходом его от присвоения продуктов природы к их производству, происходит дифференциация людей по имущественному признаку. Кроме наличия публичной власти, теория учитывает и другие немаловажные признаки зарождающегося государства: наличие особого слоя людей, занимающихся управлением обществ; территории; права; взимание налогов.

Недостатки классовой теории:

  • – на образование государственности оказали воздействия не только экономические факторы, но и политические, идеологические, религиозные, психологические, нравственные, этнические, военные.
  • – государство защищало не только интересы имущего класса, как утверждают создатели этой теории, но в той или иной мере охраняло интересы всех проживающих на его территории.
  • – в странах Азии и Африки частная собственность возникает гораздо позднее образования государства, а именно тогда, когда появляются совершенные орудия труда, позволяющие справиться с обработкой земли отдельным собственникам. Государство же здесь образуется путём выделения особой прослойки людей, ведающих общими делами, которых с развитием общества становится всё больше. На Востоке узурпировались не средства производства, а управление ими. Если на Западе государственная власть не отличалась жестокостью в отношении народа, то на Востоке она была деспотична Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: Учеб. пособие. – М. : Высш. школа, 2004. – С. 76..

Представители других концепций и теорий происхождения государства считают положения материалистической теории односторонними. Тем не менее, огромная заслуга экономического материализма состоит в доказательстве выдающегося значения экономического фактора, благодаря которому, по мнению Шершеневича Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. – М., 1997. – С.132., “в конечном счете, можно увязать “даже высокие и благородные чувства человека с материальной стороной его существования. Во всяком случае, экономический материализм представляет одну из самых крупных гипотез в учении об обществе, способную лучше всего объяснить массу общественных явлений”.

Источник