Бассейн польза и вред плаванья для детей

Бассейн польза и вред плаванья для детей thumbnail

Польза и вред бассейна для детей

Бассейн пользуется большой популярностью как у взрослых, так и у деток. С помощью плавания можно укрепить тело и здоровье, если подходить к занятиям в бассейне с умом. Одним родителям кажется, что это наилучшая физическая нагрузка для ребенка, другие сомневаются и переживают о простудах и других возможных проблемах. Давайте разберем, чем полезен бассейн для детей дошкольного и школьного возраста, а также бывает ли вред от плавания.

Бассейн польза и вред плаванья для детей

В чем польза?

В наши дни плавание выбирают для своих детей многие родители, ведь такой вид спорта полезен для здоровья и физического развития в целом. Рассмотрим основные плюсы бассейна для детей.

  • Во время плавания отсутствует осевая нагрузка на суставы и позвоночник, ведь тело располагается горизонтально. Это особенно актуально в детском возрасте, когда важно не допустить вредного воздействия на растущий организм. Силовые тренировки детям противопоказаны, а школьной физкультуры зачастую недостаточно для укрепления мышц, связок и сухожилий. При этом занятия в бассейне считаются отличным вариантом спорта для детей.
  • Для плавания отсутствуют возрастные ограничения. Бассейн будет полезен как для самых маленьких деток, так и для детей школьного возраста. Существуют группы грудничкового плавания, в которых младенцы занимаются вместе с мамами. Дети до 3 лет обязательно посещают бассейн с родителями, а с 4-5 лет в большинстве бассейнов набираются группы дошкольников, которых тренеры учат правильно плавать. С 7-8 лет ребенок уже может посещать спортивную школу и начать заниматься плаванием профессионально.
  • Плавание – это отличная аэробная нагрузка. Во время занятий в бассейне активизируется кровоток, улучшается функционирование сердечно-сосудистой системы. Такая физическая активность также положительно сказывается на дыхательной и нервной системе. Регулярные занятия повышают выносливость и в целом укрепляют детский организм. Если же у ребенка был перелом или какая-то другая травма, плавание поможет быстрее восстановиться.
  • Если у ребенка имеется лишний вес, с помощью посещений бассейна эту проблему можно устранить быстро и без каких-либо сложностей. Плавание способствует похудению без вреда, но для этого тренировки должны быть постоянными и регулярными.
  • Занятия в воде, температура которой составляет +29+32 градуса (именно этот температурный режим обычно поддерживается в детских бассейнах) являются закаляющей процедурой. Такое периодическое охлаждение помогает укрепить иммунную систему ребенка.
  • С помощью посещений бассейна можно регулировать режим дня ребенка. После тренировок аппетит и сон улучшаются, что положительно сказывается и на обучении, и на режиме дня в целом. Если у ребенка есть гиперактивность, то плавание поможет нормализовать состояние нервной системы, позволив потратить избыток энергии. В случае переутомления в школе занятия в воде будут переключать внимание и устранять симптомы усталости.
  • Освоение плавания важно для безопасности. Если ребенок с раннего детства научится плавать, это позволит избежать риска для жизни в будущем, например, если он случайно упадет в воду во время отдыха.

Бассейн польза и вред плаванья для детей

Бассейн польза и вред плаванья для детей

Есть ли вред?

Как и для любой физической активности, для плавания существуют определенные противопоказания, при наличии которых посещение бассейна может навредить. В первую очередь речь о разных серьезных заболеваниях, при которых ходить на плавание не следует, например, кожных болезнях, пороках сердца или эпилепсии.

Если у ребенка имеются проблемы со здоровьем, то вопрос о занятиях в бассейне следует решать с лечащим врачом индивидуально.

И даже если ребенок не жалуется на здоровье, до начала тренировок его следует показать доктору, чтобы убедиться в отсутствии скрытых проблем. Справку о том, что будущий пловец здоров, требуют в большинстве бассейнов.

Бассейн польза и вред плаванья для детей

Бассейн польза и вред плаванья для детей

Развенчиваем опасения родителей

Препятствием для посещения бассейна в детском возрасте могут стать страхи и опасения родителей, например, такие.

  • В бассейне можно заразиться какой-то инфекцией, которая проникнет в детский организм через воду или в местах общего пользования. Действительно, после уроков плавания ребенок может «подхватить» грибок, бородавки или другие заболевания. Этого легко избежать, если придерживаться гигиенических профилактических норм. Важно предупредить ребенка, что проглатывать воду из бассейна нельзя. Также следует подготовить для занятий шапочку, тапочки, очки, мочалку, полотенце – все эти предметы должны быть индивидуальными.
  • Из-за прохладной воды ребенок будет часто простужаться. Медики уверяют – водные процедуры, напротив, лишь положительно скажутся на детском иммунитете, увеличат сопротивляемость к вирусным инфекциям и уменьшат частоту ОРВИ. Чтобы плавание стало одновременно и закаливанием, важна постепенность и осторожность. Первые занятия должны быть короткими, влажный купальный костюм после бассейна нужно как можно скорее снять, а волосы обязательно просушить.
  • Хлорированная вода ухудшит состояние кожи малыша и станет причиной аллергии. Избежать вредного влияния хлора можно еще на этапе выбора бассейна для тренировок, так как во многих современных бассейнах используют другие виды обеззараживания. Если же ребенок уже ходит туда, где воду хлорируют, нужно тщательно мыться под душем после урока плавания, чтобы хлорка полностью смылась с кожи.
  • Из-за активной нагрузки мускулатура плечевого пояса будет развиваться слишком активно. Такое опасение часто встречается у родителей девочек, ведь массивный верх не делает женскую фигуру привлекательнее. Действительно, во время плавания плечи и руки работают довольно активно, что может изменить очертания фигуры при очень частых и длительных тренировках.

Если вы не планируете отдать дочку в большой спорт, просто умерьте нагрузку, и никаких перекосов в развитии тела девочки не будет.

Бассейн польза и вред плаванья для детей

Бассейн польза и вред плаванья для детей

О пользе посещения бассейна смотрите в видео.

Источник

Фото

В этой статье поговорим о том, в чем именно состоит полезность плавания для детей и с какого возраста имеет смысл отдавать ребенка в бассейн.

Постараюсь избежать банальных и избитых фраз из серии “плавать полезно” и рассмотреть этот вопрос более углубленно с точки зрения особенностей детского возраста.

Чем можно заниматься детям без вреда?

Плавание – это единственный вид спорта, где не идет осевой нагрузки на позвоночник и суставы, поскольку тело пловца находится в горизонтальном положении.

Для детей это особенно актуально, поскольку главное правило детского спорта – не навредить здоровью и развитию организма ребенка.

В силу этого правила, дети (особенно небольшого возраста) не могут заниматься накачиванием мышц подобно взрослым, а одним бегом и легкой физкультурой связки, сухожилия, суставы и мышцы не очень укрепишь.

Потому для детей это по сути является единственным видом физической активности, которым можно заниматься без вреда организму практически с самого рождения.

Что это дает для здоровья?

О том, как именно воздействует плавание на организм, у меня написана отдельная статья по этой ссылке.

Она касается полезности занятий в бассейне для взрослых, здесь я воспроизведу в том же порядке основные плюсы плавания, с комментариями об их актуальности для детей.

1. Аэробная нагрузка

Детям менее актуально тренировать сердечно-сосудистую систему, чем взрослым, для которых это является важной частью профилактики риска сердечно-сосудистых заболеваний.

Тем не менее, аэробная нагрузка – это развитие выносливости и общее укрепление организма, а это очень актуально и для детей.

2. Развитие легких и грудной клетки

Плавание очень сильно отличается от других видов спорта особенностями дыхания: вдох делать сложнее, так как на грудную клетку давит вода, а выдыхать еще сложнее, так как при правильной технике выдох делается после погружения в воду лица.

Фото 3Дышать в воде не легко!

Этому же начинают учить и детей с самого начала занятий плаванием: малыши учатся пускать в воду пузырики носом и ртом, у детей постарше одним из первых упражнений является плаванhttps://iplav.com/?p=2748&preview=trueие с доской за счет работы ногами, в котором они, держась руками за доску, поднимают голову для вдоха и затем опускают лицо в воду, плывя на выдохе.

Такие “сложности” способствуют тому, что у детей, занимающихся в бассейне, улучшается развитие легких и грудной клетки, что благоприятно сказывается как на общем развитии организма, так и на профилактике заболеваний дыхательных путей.

Фото 2Если у ребенка не хватает сил легких для того, чтобы надуть воздушный шарик – отдайте его в бассейн ))

3. Укрепление мышц, суставов. Рост организма

Для детей этот пункт особенно актуален, с этого я и начал данную статью. Плавание – это возможность укрепить мышцы и суставы спины, плеч, рук, груди, ног без каких-либо вредных нагрузок на них.

При этом во время плавания ребенок вытягивается, при регулярных занятиях это может благоприятно сказаться и на его росте. В части роста, конечно, здесь главенствующее значение имеют генетика, питание и другие факторы, однако общее укрепление позвоночника и суставов тоже важно.

Фото 4Плавание укрепляет и физически, и морально!

4. К вопросу об избавлении от лишнего веса

В уже упомянутой статье о пользе плавания для взрослых также говорится про снижение лишнего веса. Для детей это чаще всего не актуально – потому в отдельный пункт не выношу.

Однако если у ребенка появился лишний вес, то это еще один очень значимый повод для того, чтобы начать ходить в бассейн. За счет постоянной физической активности в воде можно в том числе и похудеть без вреда для организма.

5. Закаливание и иммунитет

Вода в детских бассейнах не должна быть такой холодной, как во взрослых (подробнее про то, какой должна быть температура, я писал здесь).

Тем не менее, для детского организма пребывание в воде с температурой 29-32 градуса по Цельсию все равно является приличным охлаждением.

Такое охлаждение, если регулярно посещать занятия, является хорошим закаливанием организма, способствует укреплению иммунитета.

Почему стоит отдавать в бассейн с детства?

Все вышеперечисленные плюсы касались только укрепления детского здоровья.

В то же время, каждому человеку необходимо уметь плавать не только для здоровья, но и для безопасности собственной жизни.

Речь идет не только о пляжном отдыхе, который всегда должен быть под присмотром взрослых, но и о разных непредвиденных ситуациях из серии “Титаник”, которые, к сожалению порой случаются в жизни.

Таким образом, это не только спорт, но и жизненно необходимый навык. Чем раньше этот навык начнет прививаться – тем лучше он сформируется к моменту вступления в подростковую и затем во взрослую жизнь.

Чувство воды

Особенность детей состоит в том, что именно в детском возрасте закладываются двигательные рефлексы, подсознательная память тела на выполнение тех или иных движений.

Если ребенок в детстве научится плавать неправильно – переучить его во взрослом возрасте будет крайне непросто, а на все сто процентов скорее всего и невозможно.

У пловцов есть такое понятие как “чувство воды” – когда человек не мучается во время плавания для того, чтобы преодолеть сопротивление воды, а легко скользит по ней, чувствует правильную опору во время гребков, интуитивно принимает правильное положение тела.

Это самое “чувство воды” лучше всего прививается и закладывается на подсознание в детском возрасте, посредством регулярных занятий с квалифицированным, грамотным тренером.

Со скольки лет начинать и чему учить?

Врачи говорят, что помещать малыша в воду можно сразу же после того, как после рождения зажила пуповина.

Это называется “грудничковым плаванием”, хотя в действительности правильно было бы назвать это “занятия с грудничком в воде”: об обучении именно плаванию там речи еще не идет.

Фото 5Приучение грудничка к воде

В младенческом возрасте (1-2 года) можно только аккуратно приучать ребенка к воде.

Чаще всего и в 3 года ребенок еще не в состоянии осмысленно выполнять задания в воде, то есть не в состоянии обучаться правильной технике плавания, а неправильно учить ни в коем случае не стоит – лучше уж тогда подождать, пока ребенок дойдет в развитии до возможности обучения.

Как правило, отдавать ребенка в бассейн имеет смысл начиная с 4-5 лет.

У меня есть отдельные статьи о том, чему можно и нужно учить ребенка в зависимости от его возраста, очень рекомендую с ними ознакомиться перед принятием решения о начале обучения плаванию:

  • чему стоит, и чему не стоит учить детей в возрасте 1-2 лет? Там же подробнее говорится и про грудничковое плавание;
  • как обучать плаванию дошкольников (3-6 лет);
  • как учить детей школьного возраста (6-7 лет и старше).

Каких ошибок следует избегать?

В силу особенностей детской психики, привыкание к воде и первые шаги в плавании должны происходить исключительно в веселой, игровой манере.

Не должно быть никакого принуждения, угроз, критики – это является основной ошибкой, которую следует избежать.

Об этом и о других ошибках, которые порой допускают родители, очень хорошо рассказывает тренер Денис Тараканов в этом видео:

Надеюсь, эта информация была полезной и Вы сделаете для себя правильные выводы!

Источник

Çàíÿòèÿ ñïîðòîì î÷åíü ïîëåçíû äëÿ äåòåé. Îñîáåííî, êîãäà îíè íà÷èíàþò õîäèòü â øêîëó. Öåëûé äåíü çà ïàðòîé, ïåðåä òåòðàäêîé è êíèæêàìè ñäåðæèâàþò âñþ òó ýíåðãèþ, ÷òî íàêàïëèâàåòñÿ ó ðåáåíêà, è âûïëåñíóòü åå âî âðåìÿ óïðàæíåíèé — îòëè÷íîå ðåøåíèå. Îäèí èç ëó÷øèõ âàðèàíòî⠗ ýòî, áåçóñëîâíî, áàññåéí.

Ïîëüçà äëÿ ìûøö è êîñòåé

Çàíÿòèÿ â áàññåéíå ïîìîãóò èçáàâèòüñÿ îò ëèøíåé ïîäêîæíîé æèðîâîé êëåò÷àòêè, òàê êàê ïëàâàíèå ÿâëÿåòñÿ äîñòàòî÷íî ýíåðãîçàòðàòíûì âèäîì ñïîðòà. Êðîìå òîãî, âî âðåìÿ ïëàâàíèÿ çàäåéñòâóåòñÿ áîëüøàÿ ÷àñòü ìûøö òåëà.

Ó ìíîãèõ äåòåé ñåãîäíÿ èìåþòñÿ ïðîáëåìû ñ îñàíêîé è ïîçâîíî÷íèêîì. Íåïðàâèëüíîå ïîëîæåíèå çà ïàðòîé, òÿæåëûå ïîðòôåëè è ñíèæåííàÿ äâèãàòåëüíàÿ àêòèâíîñòü äàþò î ñåáå çíàòü.

Îäíàêî ïëàâàíèå ïîçâîëÿåò ñãëàäèòü èëè âîâñå ëèêâèäèðîâàòü ýòè ïðîáëåìû. Ìíîãèå òðàâìàòîëîãè è îðòîïåäû ðåêîìåíäóþò èìåííî ïëàâàíèå äëÿ ëå÷åíèÿ è ïðîôèëàêòèêè çàáîëåâàíèé ïîçâîíî÷íèêà.

Çàíÿòèÿ ïëàâàíèåì ïîëîæèòåëüíî âëèÿþò íà ñóñòàâû, äåëàÿ èõ áîëåå ãèáêèìè è êðåïêèìè. Äîñòèãàåìûé ýôôåêò ñõîæ ñ ìàññàæåì. Èíîãäà ðåêîìåíäóåòñÿ ïëàâàòü è ïðè çàáîëåâàíèÿõ ñóñòàâîâ: âîäà îõëàæäàåò, ñíèìàåò áîëü è âîñïàëåíèå. Îäíàêî íà ýòîò ñ÷åò â ïåðèîäû îáîñòðåíèÿ áîëåçíåé ñóñòàâîâ íåîáõîäèìî ïðîêîíñóëüòèðîâàòüñÿ ñ âðà÷îì.

Âëèÿíèå íà äðóãèå îðãàíû è ñèñòåìû

Ðåãóëÿðíûå çàíÿòèÿ ïëàâàíèåì âëèÿþò íå òîëüêî íà ìûøöû è êîñòè, íî è íà âåñü îðãàíèçì â êîìïëåêñå:

Ïëàâàíèå — îòëè÷íûé âàðèàíò äëÿ ëåãêèõ è ñåðäöà. Ïðè ðåãóëÿðíûõ çàíÿòèÿõ óâåëè÷èâàåòñÿ îáúåì è ðàáîòîñïîñîáíîñòü ëåãêèõ, óëó÷øàåòñÿ âûíîñëèâîñòü. Ëó÷øå ðàáîòàåò è ñåðäöå: â ïîêîå ÷àñòîòà ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé ñòàíîâèòñÿ íèæå (äî 45-50 óä/ìèí), à ïðè íàãðóçêàõ ñîêðàòèòåëüíàÿ ñïîñîáíîñòü óâåëè÷èâàåòñÿ, ÷òî ïîçâîëÿåò äîñòèãàòü ÷àñòîòû ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé (×ÑÑ) â 200 óäàðîâ.

Ïîâûøàåòñÿ êèñëîðîäíàÿ åìêîñòü êðîâè. Ïðè ðåãóëÿðíûõ òðåíèðîâêàõ â êðîâè óâåëè÷èâàåòñÿ êîëè÷åñòâî ýðèòðîöèòîâ è óðîâåíü ãåìîãëîáèíà.

Ïëàâàíèå óëó÷øàåò ðàáîòîñïîñîáíîñòü ãîëîâíîãî ìîçãà è êîîðäèíàöè äâèæåíèé. Ïëàâàíèå ðàçíûìè ñòèëÿìè è â ðàçíîì òåìïå çàñòàâëÿåò ìîçã ðàáîòàòü áîëåå àêòèâíî, íåæåëè ïðè ðóòèííûõ è îäíîîáðàçíûõ äâèæåíèÿõ. Ðàáîòîñïîñîáíîñòü öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû ïîâûøàåòñÿ è çà ñ÷åò íàñûùåíèÿ îðãàíèçìà êèñëîðîäîì.

Çàêàëèâàíèå. Î òîì, ÷òî âîäíûå ïðîöåäóðû ïîëîæèòåëüíî âëèÿþò íà íàø îðãàíèçì èçâåñòíî äîñòàòî÷íî äàâíî. Íî íà êîíòðàñòíûé äóø èëè îáëèâàíèÿ õîëîäíîé âîäîé ñîãëàñèòñÿ äàëåêî íå êàæäûé âçðîñëûé, íå òî ÷òî ðåáåíîê.  áàññåéíå âîäà âîñïðèíèìàåòñÿ ãîðàçäî ïðîùå, à ýôôåêò — ïðàêòè÷åñêè òàêîé æå.

Îòäûõ îò ãàäæåòîâ. Ìíîãèå äåòè ïðîâîäÿò äîñòàòî÷íî ìíîãî âðåìåíè çà òåëåôîíîì, ïëàíøåòîì, êîìïüþòåðîì èëè ïðèñòàâêîé.  áàññåéíå îíè íå ñìîãóò ïîëüçîâàòüñÿ ýëåêòðîíèêîé, ÷òî ïîçâîëèò èì äîïîëíèòåëüíî îòäîõíóòü.

Õîðîøèé ñîí. Çàíÿòèÿ â áàññåéíå î÷åíü ýíåðãîçàòðàòíû. Ýòî ïîëîæèòåëüíî âëèÿåò íà íî÷íîé ñîí ðåáåíêà.

Âëèÿíèå íà ïñèõè÷åñêîå çäîðîâüå

Ãîâîðÿ î ïëàâàíèè, íåëüçÿ ïðèíèìàòü âî âíèìàíèå òîëüêî ôèçè÷åñêîå ðàçâèòèå, âåäü äàííûé âèä ñïîðòà íàïðÿìóþ âëèÿåò è íà ïñèõèêó ðåáåíêà.

Ïëàâàíèå ñòèìóëèðóåò ÷óâñòâà ìàëåíüêèõ äåòåé, ÷òî óëó÷øàåò ðàçâèòèå ãîëîâíîãî ìîçãà è ýìîöèîíàëüíîñòü. Ó íèõ óâåëè÷èâàåòñÿ ïîäâèæíîñòü è ãëóáèíà äûõàíèÿ, à ýòî âëèÿåò íà îáùåíèå è ïîìîãàåò ðàçâèâàòü ÿçûê è ðå÷ü. Ñîãëàñíî èññëåäîâàíèÿì, âî âðåìÿ òðåíèðîâîê çàäåéñòâóåòñÿ è óì ðåáåíêà, ÷òî âëèÿåò íà äàëüíåéøåå ðàçâèòèå èíòåëëåêòà.

Ðàçâèâàåòñÿ è óâåðåííîñòü â ñåáå. Îñîáåííî ýòî çàìåòíî ó òåõ äåòåé, êîòîðûå áîÿëèñü âîäû. Ïðåîäîëåíèå ýòîãî ñòðàõà áûâàåò íåîáû÷àéíî âîîäóøåâëÿþùèì, ïîâûøàþùèì óâåðåííîñòü è ÷óâñòâî ñîáñòâåííîãî äîñòîèíñòâà.

Ýòî ðàñïðîñòðàíÿåòñÿ è íà ñîöèàëüíûå íàâûêè. Ðåáåíîê ñòàíîâèòñÿ áîëåå êîììóíèêàáåëüíûì è ëåã÷å âçàèìîäåéñòâóåò ñî ñâåðñòíèêàìè. Çàíÿòèå ïëàâàíèåì ðàçâèâàåò ïîçèòèâíîå îòíîøåíèå ê ôèçè÷åñêèì íàãðóçêàì è ñïîðòó â öåëîì.

È õîòÿ ïëàâàíèå íåðåäêî ñ÷èòàþò ñîëüíûì çàíÿòèåì, íà ñàìîì äåëå îíî äîñòàòî÷íî êîììóíèêàòèâíî: çíàêîìèò ðåáåíêà ñ äðóãèìè ðåáÿòàìè ñî ñõîæèìè èíòåðåñàìè è îáðàçîì æèçíè. Äåòè ïîëó÷àþò óäîâîëüñòâèå îò îáùåíèÿ, óêðåïëÿÿ öåííóþ ñîöèàëüíóþ àêòèâíîñòü âíå øêîëû.

Ïëàâàíèå — îòëè÷íîå ñðåäñòâî îò ñòðåññà. Îíî î÷èùàåò ðàçóì è ñïîñîáñòâóåò ñáàëàíñèðîâàííîìó îáðàçó æèçíè. Ñ íàó÷íîé òî÷êè çðåíèÿ, óâåëè÷èâàåò êîíöåíòðàöèþ ýíäîðôèíîâ (è íåêîòîðûõ äðóãèõ ãîðìîíîâ, ïîâûøàþùèõ íàñòðîåíèå) â ìîçãå.

Êðîìå òîãî, ïëàâàíèå îêàçûâàåò ïîëîæèòåëüíîå âëèÿíèå è íà ïñèõè÷åñêîå çäîðîâüå, ïîðîé äàæå áîëüøå, ÷åì íà ôèçè÷åñêóþ ôîðìó.

Íå áåç èçúÿíîâ

Õîòü ïëàâàíèå è îáëàäàåò ìíîæåñòâîì ïðåèìóùåñòâ, ó íåãî, êàê è ó ëþáîãî äðóãîãî âèäà ñïîðòà, åñòü ñâîè íåäîñòàòêè. Íàïðèìåð, õèìèêàòû, êîòîðûìè îáðàáàòûâàþò áàññåéí.

Òàêæå ñòîèò ïîíèìàòü, ÷òî ðåáåíîê äîëæåí íàó÷èòüñÿ îñîçíàâàòü âñþ îïàñíîñòü âîäû è íàó÷èòüñÿ åå óâàæàòü. Êàê áû õîðîøî ðåáåíîê íå óìåë ïëàâàòü, íå ñòîèò îñòàâëÿòü åãî â âîäå áåç ïðèñìîòðà. Âñåãäà ïîìíèòå î áåçîïàñíîñòè.

Источник