Беседа для школьников о пользе витаминов
Беседа о пользе витаминов
Ребята, мы сегодня поговорим о пользе витаминов и о самых полезных продуктах. Знаете ли вы, какие продукты считаются самыми полезными? (молочные, мясо, яйца, овощи, фрукты и ягоды).
Почему полезны овощи и фрукты? – В них много витаминов
Как вы думаете, в какое время года мы больше всего получаем витаминов? (летом и осенью). Потому что овощи и фрукты поспевают летом и осенью.
Все овощи и фрукты содержат много полезных веществ . Когда мы употребляем их в пищу, мы получаем большой запас витаминов. А они нужны нам чтобы быть здоровыми и реже болеть. Если наш организм не будет получать витамины, то мы будем подвержены болезням. Даже здоровый человек слабеет – портятся зубы, выпадают волосы, ухудшается зрение и т.д. Человек начинает чувствовать усталость, чаще болеет.
Человеку нужны все известные витамины без исключения. Но у каждого из них есть и свое прямое назначение.
Все витамины делятся на группы
А, В, С, Д, Е.
Сегодня вы узнаете, каким продуктам надо отдавать предпочтение, чтобы ваш организм ежедневно получал все витамины.
1.Итак, витамин А – это витамин роста, но он нужен не только для того чтобы расти. Если имеет место дефицит витамина А, то наблюдаются проблемы с глазками. Они видят днем хорошо, но очень плохо вечером. А кожа становится сухой и безжизненной.
В каких же продуктах много витамина А?
Прежде всего это морковь, молоко, рыба, тыква, сливочное масло, помидоры, болгарский перец.
Витамин В.
Если в организме наблюдается нехватка витамина В, то нарушается пищеварение, то есть «расстраивается животик», «исчезает»» аппетит, человек начинает худеть, быстро устает, становится невнимательным.
Какие же продукты помогут в этом случае?
Это прежде всего хлеб и изделия, содержащие дрожжи, мясо, гречневая и овсяная каши.
3.Витамин С.
Этот витамин помогает клеточкам нашего тела впитывать кислород, который необходим для жизни. Кислород – это газ, который мы поглощаем когда дышим. Если не хватает витамина С, то постоянно хочется спать, человек также быстро устает, при чистке зубов появляется боль и кровоточат дёсны. А также организм теряет способность бороться с инфекциями и вирусами, то есть слабеет иммунитет. Этот хитрый витамин выбрал самые вкусные продукты – все овощи, фрукты и ягоды. Особенно его много в апельсине, лимоне, репе, помидоре, перце, редьке, капусте, шиповнике и чёрной смородине.
4. Витамин Д.
Это витамин особенно необходим растущему организму, то есть детям, так как он участвует в обмене кальция и фосфора, которые нужны для роста костной системы и зубов. Если ребенок не будет получать достаточное количество витамина Д, то кости скелета будут хрупкими и слабыми. Последствия этого – кости искривляются, а зубы крощатся и выпадают.
Продукты, богатые витамином Д – морская рыба и рыбий жир, яичный желток, молоко.
5.Витамин Е.
Витамин Е называют противником старения. Человек с дефицитом витамина Е выглядит больным, вялым, бледным, болезненным. Кроме этого, и дети и взрослые быстро утомляются, теряют координацию движений.
Продукты, содержащие максимальное количество витамина Е – растительное масло, различные орехи, бобы, горох, петрушка.
А теперь поиграем в игру «Где ты, витаминка?» и выясним, все ли вы запомнили?
Дидактическая игра «Где ты, витаминка?»
Детям предлагаются картинки с витамином А, В, С, Д и Е, а дети должны выбрать из множества предложенных на картинках продуктов соответствующий витамину.
Загадки
1.Съешь капусту и морковь,
Силы наберёшься вновь.
Выпей литр молока,
Витамин там будет…(А)!
2.Груша, яблоко, банан
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся…(фрукты)!
3.С оранжевой кожей,
На мячик похожий.
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно? (апельсин)
4.Очень крепкий этот малый
Зубу непослушный.
Расколи его сначала,
А потом и кушай.(орех)
5.Красный, детки, но не мак.
В огороде вырос.
Сочный, лакомый синьор,
А зовется…(помидор)!
6.В зеленой палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек
Что это? (горошек)
7.Очень важный, круглый шар
Овощам всем прокричал
– в огороде пусто,
Если нет…(капусты)!
8.Встала Оля возле грядки –
Ничего не разберет.
Где же спрятался хитрец
Наш зеленый…(огурец)!
9.Он почти как апельсин
С толстой кожей, сочный.
Недостаток лишь один-
Кислый очень, очень. (лимон)
10.В этих желтых пирамидках
Сотни зерен аппетитных. (кукуруза).
Рефлексия
-Что нового вы сегодня узнали?
-С какими витаминами познакомились?
-Для чего нужны витамины?
– Через какие продукты мы их получаем?
Молодцы! Вы всё отлично запомнили!
Государственное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат v вида г. Зернограда
Беседа – презентация
по теме:
(для 3-4 классов)
Подготовила и провела
воспитатель 14 группы 4 «А» класса
Игнатьева Наталья Александровна
28.02.2011г.
Витамины – спутники здоровья.
Цель:
- Закрепить знания школьников о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них.
- Формирование представлений о здоровом образе жизни.
- Воспитание убеждённости быть ответственными за своё здоровье.
- Расширять кругозор, словарный запас.
Предварительная работа: беседы: «Овощи, ягоды и фрукты – полезные продукты», «Витамины наше здоровье», «Поговорим о здоровом образе жизни». Рисование на тему: «Витамины». Чтение литературы: «Всё обо всём», «энциклопедия школьника».
Оборудование: презентация по теме «Витамины – спутники здоровья», словарные слова, кроссворд, овощи и фрукты для игры.
Ход беседы.
Воспитатель: Знают взрослые и дети:
Магазин есть на свете.
Продают там хлеб и соль,
Лист лавровый и фасоль,
Помидоры с грядки, чай,
Свежий сдобный каравай,
Мясо, фрукты и печенье,
Джемы, торты и варенье –
В общем, выбрать есть что нам,
Но… совет я мудрый дам.
Знай, не всё, что продаётся,
Здоровью пользой обернётся.
Это – вкусно, то – полезно,
Что-то – вовсе бесполезно.
Для того, чтоб вы узнали,
Как здоровье сохранить,
Непременно вам ребята
Нашу беседу нужно посетить.
На беседе не зевай.
Слушай, думай, запоминай.
И так: тема нашей беседы: «Витамины – спутники здоровья.»
Воспитатель: Действительно, именно витамины являются нашими незаменимыми помощниками. Обогащаясь витаминами, наш организм лучше работает, становится крепким, сильным, выносливым, противостоит различным инфекциям. А само слово « Витамины» – произошло от латинского слова: «Vita» т. е. «жизнь». Учёным потребовалось более 100 лет, чтобы обнаружить и доказать пользу витамин.
Воспитатель: Ребята, чтобы нам легче было беседовать, давайте сначала повторим слова, которые мы будем использовать в беседе: (дети хором произносят слова: витамины, здоровье, иммунитет, вещества, организм)
А теперь внимание на экран (Презентация слайдов по теме Витамины)
1 слайд.
2слайд.
3 слайд. Воспитатель: Что такое витамины?
Ученик: Витамины – это вещества, необходимые для поддержания жизнедеятельности нашего организма. Витамины с едой попадают в кровь и укрепляют наши мышцы и кости.
Воспитатель: Какие бывают витамины?
Ученик: Витамины бывают натуральные – созданные самой природой. Они содержатся в продуктах растительного и животного происхождения.
И витамины бывают искусственно-созданные человеком и выпускаются в микроскопических количествах и осуществляют жизненно важные процессы.
4 слайд. Воспитатель: И натуральные и искусственные витамины поступают в наш организм в микроскопических количествах и осуществляют жизненно важные процессы.
5 слайд. Воспитатель: Ребята, Давайте рассмотрим продукты, которые дают нам витамины растительного происхождения.
Дети хором перечисляют: (лимон, клубника, орехи, чеснок, крыжовник, смородина, рябина).
6 слайд. Воспитатель: А теперь посмотрим в каких продуктах животного происхождения содержатся необходимые для нашего здоровья витамины.
Дети хором перечисляют (творог, мясо, яйца…)
7 слайд. Воспитатель: Также очень (богаты) полезны и богаты витаминами овощи и каши. Почему?
Ученик: Они содержат витамины и клетчатку, которая помогает пище легче перевариваться. Кушайте больше каш и овощей.
8 слайд. Воспитатель: Для нашего организма необходимо небольшое количество минеральных солей: например: кальций. Для чего нужен кальций:
Ученик: Кальций необходим для роста и укрепления костей и зубов.
Воспитатель: А где много кальция?
Ученик: В молоке в молочных продуктах!
Воспитатель: Правильно! Поэтому эти все полезные продукты должны быть на нашем столе.
Ребята! Мы с вами узнали, что витамины бывают искусственно-созданные и натуральные, которые мы получаем из различных продуктов живого и растительного происхождения.
Но теперь давайте подробнее остановимся на том, какую пользу приносит тот или иной витамин нашему организму и какие последствия бывают при их нехватке.
9 слайд. Название витамин. Свои названия Витамины получили по заглавным буквам латинского алфавита: А, Б, С, Д, Е…
10, 11 слайды На пример Витамин «А»
Давайте, хором перечислим продукты, в которых содержится витамин А.
Дети хором перечисляют.
Воспитатель: Молодцы! А теперь скажите, какую пользу дают нам продукты с Витамином А.
12 слайд. Ученик: Витамин «А» играет важную роль в формировании костей, зубов, влияет на кожу, восстанавливает её клетки, замедляет старение, улучшает зрение, повышает иммунитет.
13, 14 слайды Воспитатель: Давайте, хором перечислим продукт, содержащие Витамин «В».
Дети проговаривают хором.
15 слайд. Ученик: Витамин «В» – улучшает зрение, снимает усталость с глаз, влияет на работу мозга, т. е. улучшает память, внимание, сообразительность, восстанавливает печень, способствует лучшему перевариванию пищи.
16 слайд. Воспитатель: А теперь рассмотрим продукты, в которых содержится витамин «С».
слайд 17. Дети проговаривают хором.
Слайд 18. Ученик: Витамин «С» – повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет иммунитет, укрепляет наши сосуды, что способствует лучшему поступлению питательных веществ в наши органы и ткани.
Слайд 19. Воспитатель: Отсутствие этого витамина – вызывает заболевание цингу.
Слайд 20. Воспитатель: Вот перед нами ещё один важный для здоровья витамин «Д». Он содержится в молочных продуктах, а также в солнечных лучах.
Слайд 21. Дети хором перечисляют продукты с витамином «Д».
Слайд 22. Ученик: Важен для развития костей и зубов. Пейте дети молоко – будете здоровы!
Слайд 23. Воспитатель: Ребята! Давайте познакомимся ещё с одним важным витамином – «Е»
Слайд 24. Дети хором отвечают.
Слайд 25. Воспитатель: В этих продуктах тоже содержится витамин «Е». Но не увлекайтесь ими.
Слайд 26. Витамин «Е» влияет на развитие памяти, мышления, укрепляет наши мышцы, они становятся гибкими, прочными. Это важно, особенно, при занятии физкультурой.
Будьте здоровы!
Воспитатель: Как мы видим витамины играют важную роль в нашей жизни, они несут нам здоровье, хорошее самочувствие. Но если в организме не хватает какого-либо витамина, возникает заболевание: Авитаминоз. Признаки: усталость, повышенная утомляемость, вялость, плохой аппетит, ничего не хочется делать, плохое настроение. Поэтому мы должны заботиться о своём здоровье, правильно питаться, т.е. кушать полезные продукты.
Воспитатель: А теперь ребята, мы с вами поиграем в интересную игру, которая называется «Отгадай и найди предмет!»
Правила игры: Загадывается загадка, а ученик с закрытыми глазами должен отгадать и найти этот предмет.
Загадки.
Завертелось, закружилось
По тарелке покатилось
Сочное, медовое, с буквой «Я»
Знакомое (яблоко)
Этот сладкий фрукт растёт
Там где лето круглый год
Он как краешек луны
Все вы знать его должны (банан)
В огороде вырастаю
А когда я созреваю
Варят из меня томат
В щи кладут и так едят (помидор)
Яркий, сладкий, наливной,
Весь в обложке золотой
Не с конфетной фабрики,
А из далёкой Африки (апельсин)
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь я хочу проверить какие вы сообразительные и внимательные. Мы решим с вами кроссворд. Я буду говорить предложение, а вы хором его закончите, отгадав подходящее слово. Эти слова мы запишем в кроссворд и отгадаем ключевое слово.
- Витаминами богаты – все бобовые и (злаки)
- Овощи, ягоды и фрукты – полезные (продукты)
- Чтоб смотрели все мы зорко – кушать надо нам (морковку)
- Известно всем как дважды два, полезна для ума морская (рыба)
- Если у вас кости прочные, значит вы любите продукты (молочные)
- Чтоб еда была вкусней, ешь салат из (овощей)
- Чтобы в форме оставаться, нужно правильно (питаться)
- Знают дети назубок, защитит от простуды (чеснок)
Воспитатель: Ребята! О чём мы сегодня беседовали?
Ученик: О витаминах.
Воспитатель: В каких продуктах содержатся витамины?
Ученик: В овощах, фруктах, в мясе, рыбе, в молочных продуктах.
Воспитатель: Какую пользу дают нам витамины?
Ученик: Витамины повышают иммунитет, влияют на работу всех органов, делают организм сильным, крепким и здоровым.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Ученик: Советов много дали мы
Несложно вам их соблюсти
Старайтесь к жизни без болезней
Старайтесь есть, всё что полезно
О нас почаще вспоминайте
И если что не унывайте.
Вы совершенствуйте себя-
Для этого жизнь и дана.
Воспитатель: На этом наша беседа подошла к концу. Я желаю всем крепкого здоровья, успехов во всём. До свидания!
Витамины в нашей жизни.
Цели урока:
- познакомить детей с понятием витамины;
- воспитывать осознанное отношение учащихся к собственному здоровью;
- формировать мотивацию к ЗОЖ.
Задачи урока:
- познакомить детей с понятием “ витамины” и с витаминами А, В,С.;
- продолжить формировать у детей представление о полезных продуктах, в которых содержаться витамины;
- воспитывать у детей чувства коллективизма, умение работать в группе.
В 1880 году русский ученый Николай Лунин, изучавший роль минеральных веществ в питании, заметил, что мыши, поглощавшие искусственную пищу, составленную из всех известных частей молока (казеина, жира, сахара и солей), чахли и погибали. А мышки, получавшие натуральное молоко, были веселы и здоровы. “Из этого следует, что в молоке… содержатся еще другие вещества, незаменимые для питания”, – сделал вывод ученый.
Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он же придумал и название – от латинского “vita” – “жизнь”.
- Витамин А – это хорошее зрение
- Витамин В – улучшает пищеварение, от него зависит настроение
- Витамин С – оберегает от простуды и укрепляет кости, кожу, зубы
- Витамин D – укрепляет кости и зубы
- Витамин Е – залечивает раны
Нехватка витаминов:
- В – болит живот, мышечные боли, слабость в конечностях
- С и D – выпадают зубы
- А – ухудшается зрение, шелушение кожи
- С – часто простужается, повышается хрупкость стенок сосудов
- К – плохо свёртывается кровь
- РР – утомляемость, слабость
Где находятся эти витамины?
- Витамин А – морковь, цитрусовые
- Витамин D – молоко, яйца, печень трески
- Витамин В – дрожжи, бобовые, рис, бабан
- Витамин К – капуста, зелень, крупы из цельного зерна
- Витамин С – морковь, петрушка, шпинат, дыня, помидоры, капуста, абрикосы
- Витамин РР – зеленые овощи, орехи, крупы из цельного зерна
- Витамин Е – кукуруза, горох, подсолнечное масло
Расчеты показывают, что соответствующий средним энергозатратам современного человека рацион питания, даже сбалансированный и разнообразный, дефицитен по большинству витаминов на 20-30%.
Вопросы к кроссворду
- Этот фрукт бывает или зелёным, или желтым, или красным.
- Этот овощ содержит витамины К и С
- Снаружи красна, внутри бела, на голове хохолок – зеленый лесок.
- Из этого овоща делают икру.
- Этот фрукт содержит витамин В и его любят есть обезьяны.
- Я ….лиловая, спелая, садовая.
- Этот овощ заставляет нас плакать
- Этот фрукт по форме напоминает лампочку.
- Главный ингредиент винегрета.
- Фрукт, по форме напоминающий картофель.
- Фрукт, растущий из земли
Дети исполняют песню “Витамины” слова И. Росихиной на мотив “Буратино” из кинофильма “Приключения Буратино” музыка Д.Тухманова).
1.Ответьте на один вопрос:
Что значит авитаминоз?
Что нужно к пище добавлять,
Чтобы его нам избежать?
И, что бы нам такое съесть,
Чтоб никогда не заболеть?
Припев:
Ви – Они такие разные…
Та – Они разнообразные…
Ми – Они для жизни нужные…
Ны – Мы с ними будем дружными!
Ви – Та – Ми – Ны! Вот!
2.Когда приходишь в магазин,
Не забывай про витамин:
Морковь, капусту и шпинат,
Бананы, киви, виноград,
Орехи, яблоки, лимон,
Картошку, свеклу, лук, дайкон.
Припев:
3.Природа, Воздух и Вода,
Мы будем Вас беречь всегда!
Планету нашу сохраним,
От загрязненья защитим.
Ведь людям очень Вы нужны,
И для планеты так важны.
Как…
Припев:
Ви – Они такие разные…
Та – Они разнообразные…
Ми – Они для жизни нужные…
Ны – Мы с ними будем дружными!
Ви – Та – Ми – Ны! Вот!
Все: VITA – это жизнь!!!
Игра “Ромашка” (пословицы о здоровье)
На лепестках ромашки записана первая половина пословицы, нужно продолжить вторую половину.
В здоровом теле (здоровый дух)
Голову держи в холоде (а ноги в тепле)
Заболел живот, держи (закрытым рот)
Быстрого и ловкого (болезнь не догонит)
Землю сушит зной, человека (болезни)
К слабому и болезнь (пристает)
Любящий чистоту (будет здоровым)
Кто курит табак (тот сам себе враг).
Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы – это народная мудрость.
Что же мешает человеку быть здоровым?
(вредные привычки, малоподвижный образ жизни, плохая экология, неправильное питание…)
Назовите принципы здорового рациона питания.
(Натуральная пища, не варить те продукты, которые можно съесть в сыром виде, больше есть овощей, фруктов, наличие витаминов и т. д.
Викторина “Витамины”
Назовите продукты питания, которые содержат витамины.
Кто придумал слово “витамин”? (Американский ученый – биохимик Казимир Функ – открыл вещество “амин” – и соединив с латинским словом “Vita” (жизнь) – получил витамин.
Какие витамины вы знаете?
Что дают человеку витамины? (помогают человеку расти и развиваться).
Какие витамины продают в аптеках?
Из чего же делают на заводах витамины? (Из плодов шиповника, облепихи, моркови, тыквы, черной смородины)
Рассказ ученика о витаминах. Показ презентации.
Итак, ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека, и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе ребенка регулярно.
Ребята, а что значит разнообразие пищи?
Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать ( мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным ( творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – фрукты, овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться ( ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).
Какие из продуктов вы больше всего любите? (показ рисунков и ответы детей).
Объясните, как вы понимаете пословицу: “Овощи – кладовая здоровья”?
Какие овощи вы выращиваете в своих огородах?
Физминутка “Вершки и корешки”
Я буду называть овощи. Если едим подземные части этих продуктов, надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх.
(Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква)
Работа со стихотворением “Про овощи”
Жил один садовод,
Он развел огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принес чемодан,
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна
И взошли семена.
Садовод любовался на всходы,
Утром их поливал,
На ночь их укрывал
И берёг от прохладной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
– Никогда и нигде
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
Огорбузы росли
Помидыни росли,
Редисвекла, челук, и репуста.
Назовите правильно, что выросло на грядках. (Огурцы, арбузы, помидоры, дыни, редиска, свекла, чеснок, лук, репа, капуста).
Отгадывание загадок.
1. На жарком солнышке подсох и рвется из стручков – горох.
2. Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи – меня тащи. Капуста.
3. Я рос на грядке, характер мой гадкий: куда ни приду, всех до слез доведу – лук.
4. Яркий, гладкий, налитой, весь в обложке золотой. Не с конфетной фабрики – из далекой Африки – Апельсин.
5. Вкус у ягоды хорош, но сорви поди-ка: куст в колючках будто ёж, – вот и назван – ежевика.
6. Маленький, горький, луку брат – чеснок.
7. На сучках висят шары – посинели от жары – слива.
8. Я румяную Матрешку от подруг не оторву. Подожду, когда Матрешка упадет сама в траву – яблоко.
Игра – упражнение “Притяжение”
Командам даются карточки с названием какого-либо продукта питания (хлеб, молоко, сельдь, соленый огурец, банан, морковь, шашлык, семечки, шоколад, кефир, торт, чеснок, томат, картофель, перец, фруктовый сок, петрушка, яблоко, йогурт).
Участники игры должны организовать подгруппы с учетом совместимости продуктов питания.
Почему возникли именно такие подгруппы? (Эти подгруппы сочетаются друг с другом и дополняют их. Например, белки мяса в сочетании с хлебом, крупой усваиваются на 75%, а с добавлением овощей – на 85-90%. Вообще овощи и фрукты повышают усвоение большинства других продуктов).
Игра “Знатоки”
Подписать крупы, и назвать каши, которые из них варят. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее выполнит задание.
Отгадать сказки по отрывку из текста.
Работа с плакатом “Режим питания 6-классников”.
Итак, соблюдение режима дня позволяет хорошо учиться и укрепить здоровье.
Ребята, почему говорят, что питание должно быть рациональным? Что такое рациональное питание? (Это разнообразие продуктов, умеренность в приеме пищи и соблюдение режима
Хорошее здоровье – один из главных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.
Накапливайте и берегите свое здоровье, учитесь этому у окружающих людей: занимайтесь любимым делом, проводите каждую минуту жизни с толком, с пользой для себя и других! Будьте здоровы!
Закончить наш разговор хочется цитатой Л.Н. Толстого: “Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой, чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней.