Беседа о пользе ягод и грибов для человека
Тип: обучающий.
Вид: ознакомление с окружающим.
Тема: « В лес за грибами и ягодами»
Возраст: средняя группа
Программное содержание: Уточнить представления детей о значении леса в жизни людей. Познакомить детей с некоторыми свойствами древесины. Расширять представления о лесных грибах и ягодах. Продолжать знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания. Учить детей быть осторожными с неизвестными объектами. Воспитывать бережное отношение к природе. Способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира.
Материал: Иллюстрации с изображением лесного ландшафта, деревянные и металлические изделия, сосуд с водой. Грибы в лукошке: груздь, рыжик, подберезовик, сыроежка (муляжи). Иллюстрации с изображением грибов и ягод в лесу. Рабочая тетрадь I часть, занятие 9.
Словарная работа: чтение сказок «Три медведя», «Маша и медведь», «Дудочка и кувшинчик», беседа о пользе леса, экскурсия в лес.
Ход занятия.
Воспитатель: Мы с вами уже не раз говорили о том, что люди живут в разных местах на земле: и в деревнях и в городах. Вспомним, чем же город отличается от деревни?
Дети: Это и разные дома, и дороги, и растительность. В деревнях много зелени, леса, а в городах деревья специально сажают вдоль улиц, в скверах и парках.
Воспитатель: Как вы думаете, почему горожане стараются уехать из города на выходные дни и на лето?
Дети: Чтобы отдохнуть от городского шума, подышать свежим воздухом.
Вы, наверное, не раз слышали от взрослых «Здесь совсем другой воздух!» О каком «другом» воздухе идет речь? Давайте разберемся. Как вы думаете – дерево живое?
Дети: Да. Оно растет, дышит, питается, спит. Люди и животные тоже дышат.
Воспитатель: Вы замечали, что если долго находится в комнате с закрытым окном, скоро становится трудно дышать? Взрослые говорят: «Надо проветрить.» Дело в том, что выдыхаем мы «плохой» воздух. Но людей и животных на земле очень много, стало быть и «плохого» воздуха тоже должно становится все больше и больше, но этого не происходит. Куда же девается «плохой» воздух? Оказывается его «вдыхают» растения, а выдыхают они «живой» воздух, которым и дышат люди и животные. Называется он кислород. Как вы думаете, где кислорода больше – в городе или деревне? (В деревне). Зачем люди в квартирах разводят комнатные растения (они нужны для очищения воздуха). Почему в лесу хорошо дышится? (Много кислорода).
Вот и выходит, что деревья, кусты, цветы, трава нам просто необходимы. Они наши друзья и помощники.
Для чего еще нужен человеку лес?
Мы приходим туда, чтобы отдохнуть, насладиться красотой деревьев и цветов, послушать пение птиц, шелест листьев на ветру.
Воспитатель: Что еще дает человеку лес?
Дети: Грибы, ягоды, орехи, лекарственные растения, строительный материал.
Воспитатель: Вспомните, что в старину люди делали из дерева?
Дети: Дома строили, лодки долбили, посуду вырезали, делали игрушки.
Воспитатель: А сейчас мы отправимся с вами в лес по грибы – по ягоды. Как мы оденемся? (В сапоги, куртки, шапочки). Что возьмем с собой? (Корзинки). А еще нам понадобится ножик. Грибы нельзя рвать, их можно только срезать ножом. Отправляться в лес надо рано. Говорят: «Кто рано встает – тот грибы соберет, а сонливый и ленивый идет после за крапивой».
Итак, мы – грибники в лесу. /Дети изображают сбор грибов. Потом садятся за столы – работа в тетради/.
Воспитатель: Вот, возле березы стоит грибок
Я родился в день дождливый
Под березой молодой
Круглый, гладкий и красивый
С ножкой длинной и прямой.
(Подберезовик)
Что это за гриб? Как вы догадались? (Подберезовик, он растете под березой) А вот недалеко еще один гриб, у него рыжая шляпка, это рыжик. Вот, посмотрите, какой красавец /показываю мухомор/. Вы знаете этот гриб?
А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой,
На шляпке – горошки.
(Мухомор)
Дети: Мухомор.
Воспитатель: Правильно. Это мухомор. Он ядовит для человека, но он нужен зверям, лось и белка им лечатся. Вообще, в природе нет ничего не нужного. Если что-то не нужно человеку, значит это нужно кому-то другому. Идем дальше. Вот еще грибы. Собирать нужно только известные съедобные грибы. Нужно быть очень осторожным!
А что можно приготовить из грибов?
Дети: Суп, их можно жарить, солить, тушить.
Воспитатель: Что еще дарит нам лес?
Дети: Ягоды! Землянику, малину, чернику.
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)
Воспитатель: Малина очень приятна на вкус. Ее можно также использовать и в лечебных целях. Черника растет в тени, солнце не любит, поэтому искать в лесу ее надо под елками. Собирать ягоды надо аккуратно, чтобы не повредить кустики, иначе на следующий год ягод не будет. И не надо собирать все до единой ягодки, надо оставить зверям и птицам. Из ягод можно варить компоты, варенья, джемы, их можно сушить.
Работа с детьми в рабочих тетрадях.
Анализ занятия.
Литература.
Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е. «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников»/ Методические рекомендации. – М. – 1997 г.
Источник
Конспект НОД с детьми старшей группы
Тема: «В царстве грибов и ягод»
Цель: расширить знания детей о грибах и ягодах лесов средней полосы России.
О.О. «Познание», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
– Расширить знания о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида, местах произрастания. Развивать познавательный интерес.
– Пополнять и активировать словарный запас по теме «Грибы и ягоды»
– Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.
– Развивать общую и мелкую моторику, согласовывать речь с движением.
– Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Закреплять правила безопасного поведения в природе.
Предварительная работа: рассматривание альбомов, картинок о грибах и ягодах, дидактические игры, чтение художественной литературы, загадывание загадок, рисование по трафаретам грибов, ягод.
Материал к занятию: игрушка Лесовик, фланелеграф, картинки грибов и ягод, картинка «По грибы», магнитофон.
1.Проводится игра «Круглый год».
2. Сообщение темы:
Сегодня мы с вами отправляемся в лес.
Мы в лес шли, шли, на полянку пришли.
Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес…
Дети встречают Лесовика с лукошком грибов и ягод.
Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов (рассматривание картинки). Что есть у грибов? Ножка, шляпка, грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить.
3. «Кто где растет»
У каждого гриба есть свой дом, где он растет. Белый гриб-боровик растет в сосновом и еловом лесу. Растут они семьями. В сосновом лесу растут маслята, шляпка у масленка скользкая, словно маслом смазана. Какой гриб мы нашли под осинкой? Какой гриб под березкой? А вот в густой траве выросли рыжие лисички, они растут семьями. Ай, а это что за чудо – пень? Весь усыпан грибами. Это опята, растут они большими семьями на пеньках.
На полянке мы увидели красивый гриб: красный с белыми пятнами. Это мухомор. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его мухомор.
Посмотрите внимательно на изображения грибов. Какие грибы здесь лишние и почему? (мухомор – он ядовитый).
– Какие еще несъедобные грибы вы знаете? (бледная поганка, ложные опята)
Упражнение «Соберём семейку»
– Давайте подберем слова одной семейки к слову «гриб».
– Как ты назовешь маленький гриб? (грибок)
– Как можно назвать большой гриб? (грибище)
– Как называют суп из грибов? (грибной)
– Как называют человека, собирающего грибы? (грибник)
– Как называют корешки грибов? (грибница)
– Как можно ласково назвать гриб? (грибочек)
– Как называется начинки для пирога из грибов? (грибная)
– А сейчас мы немного отдохнём.
4. Пальчиковая гимнастика «За грибами»
Топ-топ, пять шагов, в туесочке пять грибов.
Мухомор красный – гриб опасный.
А второй – лисичка, рыжая сестричка
Третий гриб – волнушка, розовое ушко.
А четвертый гриб – сморчок, бородатый толстячок.
Пятый гриб – белый, ешь его смело.
5. «Загадки-отгадки»
На фланелеграф Лесовик расставляет картинки грибов.
Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора – … (боровик)
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту – зовусь я – … (подосиновик)
На пеньке сидят братишки. Все – в веснушках шалунишки.
Эти дружные ребята называются … (опята)
В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,
В блестящей темной шляпке растет грибок … (масленок)
В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.
Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.
В день осенний на опушке как красивы, вы … (волнушки)
Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые … (лисички)
Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый … (мухомор)
Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке ядовитые … (поганки)
6. Физкультминутка «По малину»
А сейчас приглашаю вас в малинник. (Под музыку дети встают в круг, поют песню и выполняют движения согласно тексту песни)
7. Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений (на фланелеграфе расставляются картинки ягод). Что есть у ягод? Корень, стебель, листочки и плоды. Земляника любит много света, поэтому ее можно найти на солнечных полянках. Бруснику собирают на высохших болотных кочках. Клюква растет на болоте. Малина на высоких кустах, в малиннике.
– Где растут ягоды? (в лесу, на деревьях, на кустах, на низеньких кустиках, на болоте)
– Как называются ягоды, которые растут в лесу? (лесные)
На доске картинки с ягодами, изображением вниз.
– Если вы отгадаете загадки, ягоды появятся перед вами.
Я капелька лета на тоненькой ножке,
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица. (Земляника)
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла,
Здесь дрозды, скворцы снуют,
И, галдя, его клюют. (Рябина)
На колючих стеблях длинных,
Зреет черная малина.
Хоть вкусна, но очень дика,
И зовется … (Ежевика)
Я красна, я кисла,
На болоте росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)
Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Черника)
– Что можно приготовить из ягод? (компот, кисель, морс, пирог, желе, сок, варенье)
– С какой начинкой получатся пироги из ягод? (с ягодной)
– Из малины получится начинка какая? (малиновая)
– Из брусники – … (брусничная)
– Из черники – … (черничная)
– Из земляники – … (земляничная)
– А какое варенье получится из ягод?
Из малины – малиновое варенье
Из черники – черничное варенье
Из земляники – земляничное варенье
Из клюквы – клюквенное варенье
Из брусники – брусничное варенье и т.д.
– Ребята скажите, какая ягода?
Клюква какая? (Красная, кислая, мелкая, полезная.)
Малина какая? (Красная, крупная, сладкая, сочная, вкусная, полезная.)
Черника какая? (Синяя, сладкая, мелкая, вкусная, полезная
Беседа по картине «За грибами»
– Давайте внимательно рассмотрим картину и побеседуем о том, что на ней изображено.
– Какое время года изображено на картинке?
– Кого вы видите?
– Куда они пришли?
– Что они ищут в лесу?
– Как вы догадались?
– Какие грибы нашли грибники?
– Что их мамы приготовят из грибов?
Подведение итогов.
– Вот и подошло к концу наше путешествие в лес. Дарю вам свой кузовок: много ягод и грибов, которые мы собрали. Приходите еще в гости в лес, но запомните простые правила поведения, сбора ягод и грибов:
– не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны лесным обитателям.
– срезать грибы аккуратно, чтобы не повредить грибницу.
– не вырывать кустики ягод.
– собирать только знакомые ягоды и грибы.
– вести себя тихо и спокойно, ведь лес – это дом для животных, птиц и растений.
Источник
Нина Александровна Волкова
Конспект беседы для детей старшего дошкольного возраста «Грибы и ягоды»
Конспект беседы для детей старшего дошкольного возраста «Грибы и ягоды».
Задачи. Расширять знания детей о лесных ягодах и грибах. Обогащать речь существительными, обозначающими названия ягод и грибов. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. Совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи согласовывать слова в словосочетании. Развивать детскую любознательность.
Материал к деятельности: Презентация «Лесные дары».
Беседа.
1. — Дорогие друзья, путешествие начинаем, страну добрых великанов посещаем. Вот лес, волшебная страна, добрых великанов полна. Деревья-великаны нас встречают, лесными дарами угощают. По летнему лесу гуляем, лесные ягоды изучаем.
— Лесная поляна ароматами полна, землянику и клубнику предлагает она. Земляника и клубника – это травянистые растения с маленькими, красными, ароматными ягодами.
— Дальше в лес идём, низкие кустарнички найдём. Это ягоды маленькой, красной, кисло-сладкой брусники, сочной, сине-чёрной, сладкой черники, крупной, ярко-красной, кислой клюквы.
— Мы по лесу пройдём, кустарники найдём. Здесь колючие кустарники растут, ягоды свои берегут. Мы корзиночки возьмём, лесные ягоды соберём. Ягоды малины, сочные, мягкие, сладкие, красные. Ягоды шиповника, блестящие, твёрдые, ароматные. Ягоды ежевики, необычные, вкусные, чёрные.
— В траве, на кустарничках и кустарниках ягоды нашли. Теперь на деревья посмотри. Ягоды рябины, черёмухи, калины собираем, и на зиму запасаем. Ягоды полезны и вкусны, здоровье возвращают они. Дети, назовите, пожалуйста, съедобные лесные ягоды.
— Ягоды в лесу собираем, правила безопасности соблюдаем.
Ягоды с корнем не вырываем, растение не убиваем.
Ягоды осторожно собираем, о колючих ветках не забываем.
Кустарники и деревья не обижаем, ветки не ломаем.
Спелые ягоды собираем, зелёные в лесу оставляем.
К незнакомым ягодам не подходи, могут быть ядовиты они.
— В лесу много ядовитых ягод. Ядовитые ягоды: крушина, волчеягодник, снежноягодник белый, паслён, белладонна, бересклет, жимолость лесная, вороний глаз, ландыш, бузина. Дети, ядовитые ягоды запоминайте, никогда их не срывайте.
Зрительная гимнастика «Чудеса».
— Дальше по лесу гуляем, дары леса собираем. Ванечка и Машенька в городе живут, в лес за грибами они идут. Грибы в лесу собирают, но тайны леса не знают. Тайны леса разгадаем, детям грибы собирать помогаем.
— Здесь растут крепкие боровики, белые грибы. Боровики съедобные грибы.
— Что за стройные грибы, мы под деревом нашли? Подберёзовик под берёзой, подосиновик под осиной. Подберёзовик и подосиновик съедобные грибы.
— По лесу гуляем, съедобные грибы изучаем: рыжие рыжики, жёлтые лисички, маслянистые маслята, волнистые волнушки. Что за странные грибы? Это грузди на пути. Здесь растут опята, дружные ребята. В шляпках разноцветных, издали приметных нежные, хрупкие сыроежки.
— Грибы в лесу собираем, правила безопасности соблюдаем.
Грибы только в лесу собираем, возле дорог пропускаем.
Аккуратно грибы ножиком срезаем, корешки не нарушаем.
Грибы в лесу не кусаем, сырые грибы не вкушаем.
Незнакомые и старые грибы не срезаем, ядовитых избегаем.
Ядовитые грибы не уничтожаем, для животных леса сберегаем.
— В лесу много несъедобных, ядовитых грибов. Ядовитые грибы: ложные лисички, бледная поганка, сыроежка едкая, мухомор, ложные опята. Дети, ядовитые, несъедобные грибы запоминайте, никогда их не срезайте.
— Дети, помогите, пожалуйста, Ванечке и Машеньке. Какие несъедобные, ядовитые грибы в лесу нельзя собирать?
— Какие съедобные грибы собирают дети?
— До свиданья, до свиданья добрый лес, волшебный лес! За лесные дары от души благодарим, и «Спасибо!» говорим. Дети, вам понравилось путешествие в лес?
— Лесные дары, дети, собирайте, правильно называйте, Съедобные ягоды и грибы от ядовитых, несъедобных отличайте.
Физкультминутка «Лесная сказка».
Красны девицы да добры молодцы, подходите!
В круговорот со мной поиграть вы хотите?
Становитесь в круг смелей,
И игру начнём скорей.
—Дети, в путешествие приглашаю, дары природы собираем. На вопросы отвечайте, слово «лесной» говорить не забывайте.
Дети и педагог идут по кругу. После вопроса остановка, дети отвечают на вопрос. Движение продолжаем. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали прилагательные с существительными.
Мы пойдём пойдём, пойдём, в лесную сказку попадём, лесные ягоды найдём. Что нашли? … (лесная земляника, лесная клубника и так далее).
Мы пойдём пойдём, пойдём, в лесную сказку попадём, лесные грибы найдём. Что нашли? … (лесной боровик, лесная лисичка и так далее).
— Прекрасно! Спасибо, дети! Слова правильно изменяли, о дарах природы рассказали.
2. — Дети, мы с вами говорим слова. Слова, что-то называют, или что-то объясняют. Вспомните, пожалуйста, слова – названия грибов.
— Но есть в русском языке маленькие слова, которые ничего не называют, но служат помощниками другим словам. Например, маленькие слова указывают место, где что находится. Нам поможет маленькое слово под. Дети, назовите, пожалуйста, гриб и расскажите, где гриб в лесу, под чем спрятался гриб?
Педагог контролирует, чтобы дети произносили словосочетание полностью, правильно использовали предлог, согласовывали слова в словосочетании, называет несколько своих словосочетаний. (Подберёзовик под берёзой, подосиновик под осиной, боровик под сосной, рыжик под елью, опята под пеньком, маслята под листом)[/b]
— Ягоды растут на чём-то. Маленькое слово на. Дети, назовите, пожалуйста, ягоду и расскажите, где ягода в лесу, на чём она растёт?
Педагог контролирует, чтобы дети произносили словосочетание полностью, правильно использовали предлог, согласовывали слова в словосочетании, называет несколько своих словосочетаний. (Рябина на дереве, малина на кустарнике, брусника на кустарничке, клюва на болоте, земляника на поляне)[/b]
— Чудесно! Молодцы дети! С маленькими словами играли, правильно слова сочетали.
— Дети, жил да был человечек – торопыга. Как начнёт рассказывать, все слова перепутает. Особенно маленькие слова его не слушались. Помогите человечку-торопыге составить рассказ правильно. Я читаю его рассказ, а вы ищете ошибку, и повторяете предложение правильно.
Педагог читает предложения, голосом выделяя предлоги. Желающие дети повторяют предложения правильно подбирая нужный предлог.
Лексический материал.
Дети, расскажу я вам за грибы.
Пошли мы с ребятами из леса за грибами.
Над старой осиной нашли подосиновик.
В пне росли дружные опята.
Мы сложили грибы из корзины.
Дома мама сварила вкусный суп в грибах.
Засушила грибы от зимы.
— Чудесно! Молодцы дети! Ошибки отыскали, предложения правильно сказали.
Источник