Беседа с родителями о пользе и вреде компьютера
Ребёнок и компьютер. Хорошо или плохо?
Всего за несколько десятилетий наш мир изменился до неузнаваемости: нам уже сложно представить повседневную жизнь без компьютеров и ноутбуков, планшетов и смартфонов. Сегодня дети легко и быстро овладевают навыками работы с компьютером с самого раннего возраста — их влечет новизна, возможность поиграть в самые разные необычные игры. Уже сейчас двухлетний малыш со смартфоном в руках не вызывает особого удивления, а в скором времени вполне могут появиться специальные «гаджеты» для новорожденных. В самом деле, для ребенка это – «необычная игрушка», которая захватывает и увлекает, помогает развиваться и обучаться. Хорошо это или плохо — другой вопрос. Не будем спешить с выводами и постараемся разобраться во всех плюсах и минусах близкого знакомства ребенка с техникой.
Компьютер, конечно же, вещь нужная и полезная, но тут возникает второй вопрос: в каком возрасте ребенку еще рано играть на компьютере, а в каком «уже пора»?
Телевизор, компьютер и дети: первое знакомство
Как правило, знакомство детей с техникой происходит незаметно для самих родителей: вначале ребенок наблюдает, как мама и папа работают на компьютере или смотрят телевизор, потом пытается сам дотянуться до ярко мигающей кнопочки «Power», стащить со стола пульт дистанционного управления, мышку или постучать по клавиатуре. А уж если малышу в ручки попадет планшет с сенсорным экраном…
В идеале первое близкое знакомства малыша с техникой должно происходить в присутствии и под контролем взрослых. Например, мама с ребенком сидит за компьютером, и спокойным голосом рассказывает о том, что происходит на экране. Что касается возраста, то здесь мнения специалистов несколько разделились. Одни утверждают, что ребенку не стоит играть на компьютере до 7 лет, другие же считают, что уже в возрасте 3–4 лет малыши готовы к такому знакомству. В любом случае это вопрос индивидуальный, все зависит от особенностей ребенка, его любознательности и состояния здоровья.
Обратите внимание: Компьютер в жизни детей играет значительную роль – здесь и обучение, и игры, и общение со сверстниками. Однако, как и в любом деле, важно знать меру: увлечение компьютером может негативно сказаться на детском здоровье и психике, как, впрочем, и любое бесконтрольное увлечение.
Вреден ли ребенку компьютер?
Современные компьютеры намного безопаснее для пользователей, чем старые модели с ЭЛТ-мониторами. Правда, мифы о вредных излучениях и радиации живы до сих пор. С них пожалуй, и начнем.
Мифы о вреде компьютера для детей
Среди основных страшилок, которыми пугает старшее поколение молодых родителей: радиация; высокочастотное электромагнитное поле; электростатическое поле высокой напряженности.
Все эти «опасности» мнимые, и вашему ребенку совершенно не угрожают. Однако, даже самый современный и безопасный компьютер может быть вреден для ребенка, если не соблюдаются определенные правила работы с ним.
Чем действительно вреден компьютер для детей
Нагрузка на зрение. Даже у взрослого человека при длительной работе на компьютере устают глаза, у детей глаза устают еще быстрее: педиатры не рекомендуют детям младше 7 лет играть на компьютере дольше 10-15 минут, а школьникам дольше 30-40 минут. При этом расстояние до монитора не должно быть меньше 45-60 сантиметров.
Нагрузка на позвоночник. Неправильная поза при работе за компьютером может спровоцировать развитие сколиоза, впрочем, это относится и к работе за письменным столом во время подготовки уроков. Купите ребенку удобную мебель и следите за его осанкой во время работы или игр.
Нагрузка на психику. Компьютерные игры требуют огромной концентрации внимания, примерно такие же нагрузки испытывает взрослый при управлении автомобилем в городском трафике. Причем, предельной сосредоточенности требуют не только динамичные игры, а и спокойные логические «головоломки». Легче всего дети воспринимают презентации со статическими картинками в сопровождении музыки и/или речи, большее напряжение вызывает чтение с экрана или рисование на компьютере, и наконец, наиболее «вредны» для детской психики динамичные игры с обилием мелких деталей – именно они быстрее всего вызывают переутомление. Не позволяете дошкольнику играть в подобные игры дольше 10 минут.
Обратите внимание: Чтобы общение с компьютером приносило ребенку только пользу, родители должны чутко контролировать этот процесс. Компьютер не должен заменять ребенку общение с вами или сверстниками, подвижные игры на улице или тихие занятия дома. Так же он не должен быть для ребенка единственным источником информации о мире, пусть машина служит для углубления или закрепления знаний, которые малыш получит от вас или узнает из книг.
Дети и компьютер: от увлечения до зависимости
Компьютерная зависимость среди детей и подростов проявляется все чаще. Тематические форумы пестрят сообщениями типа: «Ребенок зависим от компьютера, что делать?», «Моей дочке только 3 года, а у нее уже не здоровый интерес к играм на телефоне», «Сын тайком играет всю ночь!» и т.д.
Первое желание родителей в таких ситуациях – запретить ребенку играть и не подпускать к компьютеру лет до 18. Однако настойчивый интерес маленького ребенка к яркой и необычной взрослой игрушке – это еще не зависимость, но вполне может перерасти в нее при определенных условиях.
Увлечение компьютером и играми переходит в зависимость если:
Ребенок прячется в виртуальном мире от проблем в мире реальном. Сюда относятся и ссоры родителей, и неприятности в школе или проблемы в общении со сверстниками.
У ребенка нет никаких увлечений и интересов во внешнем мире. Он не посещает кружки или спортивные секции, не интересуется творчеством, а круг его друзей ограничен приятелями по онлайн-игре.
Родители сами проводят все свободное время за монитором. В этом случае ребенок просто копирует поведение взрослых, подсознательно стремясь во всем походить на них.
Как водится, предупредить развитие зависимости намного проще, чем бороться с последствиями:
Составьте план совместных дел и занятий, только пусть это будет не работа по дому, а походы в лес или на рыбалку, посещение музеев и выставок, походы в кино или развлекательные центры. Главное – ориентируетесь на интересы ребенка, а не на свои собственные.
Постарайтесь привить ребенку хобби. Это может быть что угодно – от вышивания крестиком до макрофотографии. Предложите разные варианты.
Ограничьте общение ребенка с компьютером 1-2 часами в день. Установите родительский контроль, следите за тем, в какие игры он играет и какие сайты посещает в сети.
Если возраст ребенка позволяет возложить на него ответственность за живое существо – заведите домашнего любимца. Идеальный выбор для школьников собака-компаньон: самому ему может быть просто лень выйти на улицу, а собаку нужно выгуливать минимум дважды в день!
И самое главное – подайте пример! Если папа все свободное время играет в «войнушки», а мама просиживает в социальных сетях (или наоборот), требовать от ребенка выключить компьютер и заняться чем-то другим, по меньшей мере, глупо. Больше общайтесь с ребенком, старайтесь понять его чувства и проблемы.
Подведём итог:
Компьютеры вызывают у детей огромный интерес и задача родителей направить этот интерес в нужное русло, научив ребенка азам компьютерной грамотности и правилам безопасной работы на компьютере.
Ребенок должен воспринимать компьютер, как естественную, но далеко не самую главную составляющую его жизни. Поэтому ни в коем случае не наказывайте ребенка путем «отлучения» от компьютерных игр, и не поощряйте, разрешая играть в них сутками.
Компьютер может стать хорошим другом и помощником вашего малыша, но только при вашем контроле и внимании!
Источник
Влияние компьютера на здоровье детей
В современном обществе существует много негативных факторов, влияющих на здоровье детей и подростков. Одним из самых актуальных является пользование персональным компьютером. В настоящее время компьютер есть практически в каждой семье. Несомненно, умение пользование ПК в современном мире необходимо. В школах от детей требуется писать доклады и рефераты на компьютере, искать информацию в интернете. Однако пользование компьютером оказывает большое воздействие на растущий и еще не сформированный организм.
При работе за монитором глаза очень сильно устают. Монитор обладает большой яркостью и, к тому же, мерцает. От ребенка требуется концентрация взгляда на одной точке долгое время. Вред компьютера для детей особенно велик из-за того, что они не знают меры и сидят перед ним часами, не отрываясь, а поскольку мышцы глаз у них еще не окрепли, то возникает серьёзная угроза для зрения. Хроническая усталость глазных мышц приводит к ухудшению зрения, покраснению глаз, а в дальнейшем – к близорукости и другим глазным проблемам. Во избежание этих проблем необходимо ограничить время непрерывного пребывания за монитором двадцатью минутами. После этого обязательно необходим перерыв.
Частое сидение за компьютером может привезти к плохой осанке, а в дальнейшем к искривлению позвоночника. Чтобы уменьшить вред от компьютера для опорно-двигательного аппарата, достаточно организовывать регулярные перерывы в течение нескольких минут и делать несложные упражнения: приседания, наклоны, повороты корпуса, шеи, производить вращение руками в локтевых суставах, в кистях, сжимать и разжимать кулаки.
Опасными являются и источники слабого электромагнитного излучения, которое действует в течение длительного промежутка времени. Монитор, особенно его боковые и задние стенки, является очень мощным источником электромагнитного излучения. В результате продолжительной работы за компьютером в течение нескольких часов ребенок чувствует себя уставшим, становится крайне раздражительным и капризным, жалуется на головную боль, часто отвечает на вопросы однозначными ответами, что может свидетельствовать о синдроме хронической усталости.
Компьютер отрицательно влияет и на другие системы растущего организма. Например, на нервную систему. Практически все компьютерные игры для детей сильно влияют на психику – искажают восприятие действительности.
Кроме этого на просторах интернета детей подстерегают и другие проблемы. При неправильном подборе игровых программ, в частности основанных на жестокости, агрессивности у детей наблюдается погружение в виртуальный мир. Это проявляется в нежелании общаться со сверстниками, заниматься учебой, спортом, ребенок становится замкнутым, настоящих друзей и настоящего общения у такого ребенка нет. Что бы вред от пользования компьютера был минимальным, старайтесь больше времени уделять ребенку, проконтролируйте выбор и содержание игр и продолжительность, запишите в секцию или кружок.
Конечно же, следует и не забывать про правильно организованное рабочее место, которое должно обеспечивать ребенку возможность удобного выполнения работы в положении сидя и не создавать перегрузки костно-мышечной системы. Основными элементами рабочего места являются: рабочий стол, стул, дисплей, клавиатура.
Конструкция рабочего стола должна соответствовать возрасту и росту ребенка и обеспечивать возможность размещения на рабочей поверхности необходимых учебных пособий, подставку для книг. Стол следует выбирать без острых углов и краев.
Тип кресла следует выбирать с учетом роста ребенка. Рабочий стул обеспечивает поддержание рациональной рабочей позы, позволяет изменять ее с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления.
Следует и не забывать, что помещения для эксплуатации компьютера должны быть оборудованы естественным и искусственным освещением.
Кроме того, на ребенка воздействует обширный комплекс физических факторов, влияющих на организм: нарушенный ионный режим, параметры микроклимата, электромагнитные излучения широкого спектра действия частот. Поэтому в этих помещениях следует проводить ежедневно влажную уборку и систематическое проветривание.
Рациональный режим работы с компьютером, правильно организованное рабочее место ребенка, внимание и забота родителей, педагогов позволит снизить вредное воздействие компьютера на здоровье детей.
Рекомендации для родителей.
Основные правила при работе ребенка с компьютером:
- Соблюдать расстояние от экрана до глаз (50-70 см.).
- При слабом зрении садиться за компьютер можно только в очках.
- Соблюдать правильную позу, делать гимнастику для глаз и перерывы в работе через каждые 20 – 30 мин.
- Следить за осанкой.
- Не работать за компьютером в темноте.
- Контролировать программы и содержание игр ребенка, их возрастное соответствие.
- После занятий ополоснуть лицо прохладной водой.
Источник
О компьютере: польза или вред для детей?
Современную реальность трудно представить себе без реальности виртуальной. По данным статистики, более половины населения России являются владельцами персональных компьютеров. Взрослым людям компьютер нужен для работы, обучения, общения, развлечения. Дети, в силу своей природной любознательности, стремятся исследовать это чудо техники. Разнообразные игры, компьютерные программы увлекают детей. Все они построены так, что обязательно понравятся любому ребёнку – яркие, красочные, динамичные, с музыкальным сопровождением.
Увлечение компьютерными играми для многих детей и их родителей становится настоящей проблемой, так как перерастает в зависимость, справиться с которой очень трудно. Врачи предупреждают, что многочасовое сидение за компьютером отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье ребёнка. Более 10 минут работы за компьютером в день для первоклассника, 15 – 20 минут для школьника средних классов ведёт к переутомлению. Старшеклассникам можно заниматься 30 минут, после чего необходимо сделать перерыв и продолжать работу ещё 20 минут. Но играть в игры старшеклассникам рекомендуется не более 15 минут в день. Компьютерные игры перед сном категорически запрещены. (Санитарные нормы, установленные Министерством Здравоохранения РФ, по использованию компьютера детьми.)
Минимум двигательной активности приводит к тому, что у ребёнка развивается искривление позвоночника, от этого страдают и внутренние органы. В напряжении находятся глаза, а значит, портится зрение. Во многих играх большая нагрузка идёт и на нервную систему. Проведя полдня за компьютером, ребёнок просто не успевает погулять, поиграть, подвигаться на свежем воздухе, пообщаться со сверстниками.
Запретить ребёнку подходить к компьютеру просто невозможно. Да и в увлечении компьютерными играми есть некоторые преимущества. У родителей освобождается время на домашние дела или отдых. Пока ребёнок сидит за компьютером, он не отвлекает родителей, не требует внимания, не мешает. Конечно, нам всем необходимо тратить немного времени для себя, каждый имеет на это право. И компьютерные игры – выход из положения. Тем более, что если правильно подойти к этому вопросу, можно не только не повредить здоровью, но и способствовать умственному развитию ребёнка. Соблюдая нормы времени, проводимого за компьютером, делая перерывы для отдыха и, в общем, ведя здоровый образ жизни, вы сохраните здоровье. К выбору игр необходимо подойти с особым вниманием.
Игры, в сюжете которых присутствует насилие, не только практически ничего не развивают, но и пагубно воздействуют на психику ребёнка.
В настоящее время разработано множество развивающих игр: логические, стратегические, приключенческие, ролевые, игры – симуляторы. Они развивают логическое мышление, сообразительность, способность к планированию своих действий, скорость реакции, усидчивость, пространственную ориентацию. Многие игры дают определённые знания – об истории человечества, о жизни животных и т.д.
Если у ребёнка плохо развито воображение, внимание, память, вам могут помочь компьютерные игры. Ребёнок не воспримет это как обучение, тренировку, ему просто будет интересно, он будет просто играть и вместе с тем, развиваться. Ребёнок не только читает, видит картинку, слышит информацию, он ещё и производит самостоятельные действия. Это способствует более быстрому и качественному обучению.
Очень важно, выбирая игру, обращать внимание на различные её характеристики – сюжет игры, на какой возраст она рассчитана и т.д. Компьютерные игры могут принести пользу и помочь в развитии вашего ребёнка, если вы будете соблюдать следующие условия. При выборе игры учитывать:
– возраст ребёнка, уровень его развития на данный момент (только если игра соответствует возрасту – она выполняет свои развивающие функции),
– индивидуальные особенности ребёнка, его интересы,
– направленность игры, т.е. что именно она развивает.
Родителям необходимо ежедневно следить:
– за тем, чтобы ребёнок чередовал умственную и физическую деятельность (через каждые 20-30 минут занятий нужно делать 10-тиминутный перерыв; после выполнения домашнего задания необходимо подвигаться, активно отдохнуть, прежде чем сесть за компьютерную игру)
– за временем, проведенным за компьютером (не превышать санитарные нормы).
И конечно, всегда следует отдавать предпочтение простому человеческому общению. Играя в подвижные игры, общаясь со сверстниками или с семьёй, ребёнок так же развивается. Пусть компьютер будет вашим помощником и только одним из средств для развития ребёнка.
Источник
Тема: Современные дети и гаджеты: вред и польза.
Цель: Расширение и углубление знаний родителей о проблемах взаимодействия детей с современными гаджетами.
Задачи:
1.Выяснить у родителей, какими гаджетами пользуются их дети.
2.Провести анкету среди родителей и проанализировать результаты.
4.Совместно с родителями выявить проблемы взаимодействия детей с современными гаджетами.
5.С помощью видеоролика «Как компьютерные игры берут контроль над человеком» показать родителям, какие психологические проблемы могут возникнуть у детей.
6.Познакомить родителей с рекомендациями для правильного подбора и применения игровых программ, познакомить с основными жанрами компьютерных игр.
7.Дать рекомендации, что необходимо соблюдать при игре в компьютер.
Форма проведения: комбинированная
Участники собрания: учитель и родители
Вопросы для обсуждения:
- В чем заключаются плюсы и минусы современных гаджетов?
- Как сделать общение ребёнка с компьютером безопасным и полезным?
- Компьютерные игры бесполезны и вредны?
Подготовительная работа к собранию:
1.Составление беседы с родителями.
2.Подбор видеоролика по теме собрания.
4. Подбор теста для родителей «Определение зависимости от компьютерных игр» (Приложение 1)
5.Составление рекомендаций для правильного подбора и применения игровых программ (Приложение 2)
6. Составление описания жанров компьютерных игр для детей. (Приложение 3)
7. Разработка вариантов подсказок для игры (Приложение 4)
8.Создание презентации «Вред планшетов и телефонов»
Инструментарий и раздаточный материал: памятки для родителей, интерактивная доска, видеоролик, компьютер, нарезанные полоски бумаги с вариантами подсказок для игры.
Актуальность: В обществе все больше распространяется мнение о том, что гаджеты опасны для психики ребенка: развивают в нем агрессивность, сужают круг его интересов, обедняют эмоциональную сферу.
И учеными уже доказано, что современные гаджеты негативно влияют на здоровье детей. Ухудшается зрение, возникают проблемы с позвоночником и многое другое. Дети младшего школьного возраста проводят немало времени за игрой в телефоне или планшете. Многие родители обеспокоены, как «оторвать ребенка от компьютера».
Поэтому, эта тема очень актуальна для проведения родительского собрания.
План собрания:
- Вводная часть. Сообщение темы собрания.
- Основная часть.
- Беседа. Игра «Компьютерный ринг».
- Просмотр репортажа корреспондента первого канала «Как компьютерные игры берут контроль над человеком»
- Диспут о вреде цифровых устройств
- Просмотр презентации
3. Заключение. Подведение итогов собрания
Ход родительского собрания
1. Вводная часть. Сообщение темы собрания.
Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас на нашем собрании. Сегодня мы вместе собрались, чтобы обсудить злободневную тему : «Проблема взаимодействия детей с современными гаджетами». Мы вместе постараемся разобраться, в плюсах и минусах современных гаджетов. Какие проблемы могут возникнуть у детей при взаимодействии с современными гаджетами, а в частности с компьютерными играми.
Тренинг. Цель: Выяснить отношение родителей к ребенку, использующему гаджеты. Уважаемые родители! Предлагаю всем сесть в круг лицом друг к другу. Мы будем передавать из рук в руки мячик, высказывать свою точку зрения и аргументы по предлагаемому вопросу. Первый вопрос – мячик передают по часовой стрелке, второй вопрос – мячик передают против часовой стрелки и т.д.
Вопросы:
1.Какими гаджетами пользуется ваш ребенок?
2.Чем является компьютер в вашей семье? Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанных с положительными и отрицательными эмоциями по поводу использования компьютера.
3.Что сделаем, чтобы не повторять ежедневно: “Ты опять весь день просидел(а) за компьютером”?
( Родители отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения и аргументы по предлагаемому вопросу, разрабатывают рекомендации)
-Учитель: А теперь предлагаю вам ответить на вопросы теста, которые помогут вам определить, не развивается ли у вашего ребенка зависимость от разнообразных электронных девайсов. (Родители отвечают на вопросы теста, проводят анализ результатов).
-Учитель: Поднимите, пожалуйста, руки у кого вышло, что компьютерная зависимость явно выражена, у кого – ребенок расположен к ней. А у кого из вас ребенок не находится в зоне риска? (Родители поднимают руки).
Основная часть.
Ребёнка 21 века не возможно представить без электронных гаджетов и Интернета. Смартфон, планшет, ноутбук и др. – неиссякаемый источник удовольствия для детей и предмет беспокойства родителей. Гаджеты стали неотъемлемой частью всех сфер нашей деятельности. Но вот вопрос: способствует ли это развитию ребёнка школьного возраста или, напротив, сдерживает его? Компьютер, планшеты, смартфоны, и в самом деле очень необычная игрушка. Существуют как сторонники, так и противники применения гаджетов в деятельности детей школьного возраста.
А как считаете вы: можно ли и нужно ли школьнику общаться с гаджетами?
А для этого устроим « компьютерный ринг». Нужно разделиться на две команды. За столом с красными подсказками – сторонники применения современных гаджетов в школьном воспитании, а за столом с желтыми – его противники. На каждом из лежащих на столе листов обозначено то или иное свойство современных гаджетов. Задача команд – выбрать нужные и, опираясь на них, постараться убедить членов другой команды в истинности вашего мнения. (Родители делятся на две команды. Команда «ЗА», команда «ПРОТИВ». (Обсуждают в течении 5 минут варианты подсказок .Далее участники команды по очереди выступают).
Как видите у современных гаджетов есть и положительные и отрицательные стороны. Один из важных факторов риска – это нагрузка на психику. Предлагаю ознакомиться с видеорепортажем корреспондента первого канала «Как компьютерные игры берут контроль над человеком» (Просмотр видеоролика на интерактивной доске).
Между здоровьем и болезненным пристрастием – тонкая грань. В сюжете грань разрушена. Чтобы не довести до такой крайности, психическую нагрузку можно уменьшить. Во-первых, в работе следует делать перерывы, а во-вторых, необходимо следить за содержательной стороной работы на компьютере. (Родители высказывают свое мнение о просмотренном.)
Уважаемые родители! Я для вас приготовила рекомендации по правильному подбору и применению игровых программ. (Учитель раздает каждому памятки-рекомендации).
Если мы говорим о том, что ребенок пользуется гаджетами, то соответственно он пользуется и интернетом. Взрослым нужно, помнить о существовании угроз и уделять повышенное внимание вопросу обеспечения безопасности детей в Интернете.
Нельзя оставить без внимания современные гаджеты, как телефоны и планшеты. (Презентация) На данный момент прошло недостаточное количество времени, чтобы получить полноценные результаты о вреде современных гаджетов. Первые выводы можно будет делать лишь спустя лет пять-семь. Однако и сейчас уже можно говорить о предварительно информации показывающей, что определенный вред эти цифровые устройства всё же несут. (Слайд 1) Исследователи из российского центра электромагнитной безопасности утверждают, что электромагнитное излучение от современных коммуникационных устройств оказывает негативное влияние на центральную нервную систему. Причем наиболее подвержен именно детский организм. Анализ групп школьников показал, что дети, регулярно использующие планшеты и смартфоны, отличаются рассеянным вниманием и снижением коэффициента развития интеллекта. Российские санитарные нормы не рекомендуют детям использовать гаджеты с высокочастотным электромагнитным излучением: телефоны, смартфоны. Существуют и дополнительные факторы вреда здоровью от активного применения планшетов и других подобных устройств. (Слайд 2)
- Во-первых, у детей часами проводящими за сенсорным экраном начинаются проблемы с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук. Наблюдались случаи, когда такие ребята не могут даже кинуть мяч по прямой линии, поскольку верхние конечности неадекватно реагируют на сигналы из головы.
- Во-вторых, постоянное вглядывание в небольшие объекты на экранах смартфонов и планшетов развивает близорукость (особенно у тех, кто близко подносят экран к глазам), а сухость напряженных глаз может приводить к их воспалению и инфицированию. (Слайд 3)
- В-третьих, регулярное применение планшетов и смартфонов вредно для позвоночника (особенно шейного отдела), который у детей еще имеет податливую структуру и быстро искривляется.
- И, в-четвертых, постоянный и неестественный наклон головы вниз и прижимание подбородка к шее может приводить к воспалительным процессам на коже и впоследствии к её более быстрому старению. Помимо всего вышесказанного вред от планшетов и смартфонов еще и носит социальный и психологический характер, так как они затягивают ребенка своими играми и мультимедийными приложениями, что мешает полноценному общению, а впоследствии делает несовершеннолетнего человека раздражительным и погруженным в виртуальный мир фантазий. (Слайд 4)
Успеваемость детей в школе, увлеченных компьютерами и планшетами, снижается, а круг интересов замыкается на играх и социальных сетях. (Слайд 5) Давайте вместе ответим на вопрос: « Вред от планшетов и смартфонов – что же делать родителям?» (Слайд 6)
Вывод:
1.Ограничивать время ребенка, которое он проводит за современными мультимедийными гаджетами;
2.Больше акцентировать внимание ребят на подвижных играх, на времяпровождении на природе и занятиях спортом;
3.Игры за планшетом лучше сократить до получаса в день;
4.В особо сложных случая, когда ребенок ведет себя совсем неадекватно, при запрете планшета лучше всего обратиться к помощи специалиста – детского психолога. (Слайд 7)
Заключение.
Уважаемые родители, хочется отметить, что очень важно ребенку придерживаться чувства меры и содержания компьютерной игры, важно правильно ее выбирать. И чтобы компьютер здоровью не повредил, именно вам, родители, необходимо регламентировать время, которое ребёнок проводит за компьютером.
Я благодарю вас за участие в нашем собрании. Желаю, чтобы наши дети любую жизненную задачу смогли решить сами, не прибегая к технике, а общаясь с родителями, как самими близкими, неравнодушными людьми, готовыми всегда дать совет и протянуть руку помощи. (Слайд 8)
Приложение 1
Тест для родителей
“Определение компьютерной зависимости у младших школьников”
Уважаемые родители! Для установления наличия зависимости от компьютерных игр и Интернета у ваших детей предлагаем вам ответить на серию вопросов.
1. Как часто ваш ребенок играет за компьютером?
а) каждый день – 3 балла;
б) через день – 2 балла;
в) когда нечем заняться – 1 балл.
2. Сколько времени он тратит на компьютерные игры ежедневно?
а) 2-3 ч и больше – 3 балла;
б) час или 2 ч – 2 балла;
в) час максимум – 1 балл.
3. Кто выключает компьютер ребенка?
а) вы – 3 балла;
б) иногда вы, иногда ребенок – 2 балла;
в) ребенок самостоятельно – 1 балл.
4. Когда у вашего ребенка появляется свободное от учебы время, он…
а) сидит за компьютером – 3 балла;
б) иногда может и сесть за компьютер – 2 балла;
в) гуляет на улице или занимается домашними делами – 1 балл.
5. Прогуливал ли ваш ребенок учебу или другое важное мероприятие ради того, чтобы поиграть за компьютером?
а) да, прогуливал – 3 балла;
б) было пару раз, но не очень важное событие – 2 балла;
в) нет – 1 балл.
6. Делится ли ребенок впечатлениями о какой-либо компьютерной игре с вами?
а) да, постоянно – 3 балла;
б) иногда рассказывает – 2 балла;
в) редко, почти никогда – 1 балл.
7. Какую роль в жизни ребенка играет компьютер?
а) это для него все или почти все – 3 балла;
б) значит много, но есть много других вещей, которые для него важны не меньше – 2 балла;
в) ребенок особенно не интересуется компьютером – 1 балл.
Рекомендации по результатам анализа тестирования:
1) если набрано 18-21 баллов.
Компьютерная зависимость явно выражена
1. Составьте график работы за компьютером или, лучше всего, -“режим дня” для ребенка,
где будет указано, какое количество времени он может проводить за компьютером
(оптимально до 30-60 мин в день).
2. Проводите со своим ребенком больше времени. Это могут быть, к примеру, совместные прогулки (в магазин, кинотеатр, парк).
3. Чаще приглашайте друзей ребенка к себе домой, но следите за тем, чтобы они не собирались вокруг компьютера.
4. Если ребенок ведет себя раздражительно, то не нужно с ним спорить, оскорблять.
Дети, у которых наблюдается компьютерная зависимость, очень раздражительны и агрессивны, нужно действовать постепенно и незаметно для самого ребенка.
5. Помните: здоровье вашего ребенка в ваших руках.
2) если набрано 12-17 баллов.
Ребенок не страдает компьютерной зависимостью, но расположен к ней
1. Следите за тем, чтобы ребенок не увеличивал время, проводимое за компьютером.
2. Главное – не допустить того, чтобы ребенок стал компьютеро-зависимым
2) если набрано 7-11 баллов.
Ребенок не находится в зоне риска компьютерной зависимости
Участвуйте в жизни ребенка, тогда в будущем он будет так же психологически устойчив и к другим зависимостям
Приложение 2
Рекомендации для правильного подбора и применения игровых программ
с целью воспитания и развития младшего школьника:
- Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребёнка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим – активные, динамические.
- Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем с развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы – такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.
- Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть продолжительной.
- Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода – малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
- Постарайтесь, чтобы ребёнок усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов – нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.
Приложение 3
Характеристика основных жанров компьютерных игр
- Игра-головоломка предполагает решение игроком задач логического характера. Головоломки обычно характеризуются спокойной динамикой. “Тетрис” является одной из самых известных компьютерных головоломок. Обязательно включите несколько игр-головоломок в игровой набор вашего ребенка, так как они способствуют формированию логического мышления.
- Стратегии относятся к наиболее сложным компьютерным играм, которые чаще интересуют детей подросткового и юношеского возраста. Известные стратегические игры – “Монополия”, “Денежный поток”, “Цивилизация”. Также к стратегиям можно отнести компьютерные варианты таких настольных игр, как шахматы, шашки или нарды. Стратегии развивают умение планировать деятельность и реализовывать поставленные задачи. Обратите внимание на экономические симуляторы, некоторые из них формируют у детей навыки, полезные в повседневной жизни (например, умение планировать семейный бюджет, экономить деньги и достигать финансовых целей).
- Обучающие компьютерные игры помогают ребенку освоить новые умения и приобрести знания в процессе игры. Различные варианты игры “Алфавит” являются одними из самых популярных обучающих игрушек для дошкольников, а сложные экономические стратегии и симуляторы можно использовать для обучения подростков и юношей. Начиная с дошкольного возраста активно используйте обучающие игры для стимуляции развития познавательной сферы психики ребенка.
- Компьютерные варианты настольных игр можно использовать в том случае, если у вашего ребенка нет партнера-сверстника, который мог бы играть с ним в шашки или го. Предпочитайте настольные игры с элементами стратегии, которые помогут вашему ребенку освоить планирование, развить логическое мышление и умение прогнозировать ситуацию.
- Компьютерные ролевые игры являются одними из самых популярных среди детей разного возраста. Ролевая игра предполагает наличие персонажа, эволюция которого становится одной из центральных игровых идей. Данный игровой жанр предполагает активное взаимодействие персонажей, что способствует развитию личностной сферы ребенка. Обратите внимание на необходимость контролировать “глубину погружения” ребенка в мир ролевой игры. Это можно сделать, жестко ограничив время, отведенное ребенку на компьютерные игры.
- Игры в жанре экшен (от англ. action — действие) относятся к наиболее динамичным компьютерным игрушкам. Обычно их игровой сюжет предполагает ведение боевых действий разного характера, из-за чего жанр экшен считается самым противоречивым. Игры со стрельбой и драками нельзя назвать полезными с точки зрения развития личностной сферы ребенка, однако они помогают разви