Будет ли польза 3 лет
Сегодня все больше и больше женщин, рожая детей, кормят их грудным молоком, причем делают это достаточно длительное время. К таким женщинам отношусь и я сама, стаж моего кормления собственного сына грудью составляет два года и восемь месяцев, и о длительном кормлении я могу говорить не только как врач-педиатр и консультант по грудному вскармливанию, но и как опытная мама. Мы кормились до самоотлучения, плавно и безболезненно завершив этот приятный и полезный процесс. Вопрос о том, каким образом кормить ребенка, для меня не вставал никогда, но после пересечения рубежа сначала в один год, а затем и в два, я все чаще слышала вопрос: «Зачем ты так долго кормишь?» Давайте ответим на него вместе.
Кормление после года
В ответ на вопросы, которые мне задавали – «ты кормишь грудью после года?», «какая польза в молоке матери после года, там нет ничего полезного», я всегда задаю встречный вопрос: «кто определил дату в один год?» Кто доказал, что в грудном молоке после года нет пользы? На подобные вопросы оппоненты длительного кормления обычно отвечают расплывчато и неубедительно – «ну, все так говорят!»
Обычно под «всеми» понимают слова бабушек и мам старшего поколения, к слову сказать, имеющих скудный опыт кормления грудью, так как длительное время женщины вынуждены были быстро сворачивать ГВ и выходить на работу через 3-6 месяцев после родов, отправляя детей в ясли и переводя на смеси.
Другими оппонентами длительного грудного кормления выступают педиатры старой школы, работавшие в советские годы, совершенно незнакомые с современными представлениями о ГВ и рекомендациях ВОЗ, и до сих пор практикующие режимные грудные кормления с ночным перерывом и намазывание зеленкой сосков для профилактики трещин. Эти мнения не имеют научного подтверждения, это всего лишь устоявшиеся и отжившие стереотипы, которые давно пора ломать! Таким мнениям доверять нельзя, необходимо подкреплять любую рекомендацию доказанными фактами и авторитетными исследованиями.
В доказательство своих слов и своего опыта я приведу данные научных исследований и вековой опыт наших предков, отраженный, кстати, в великих и священных книгах наших прапрадедов. Это позволит мне аргументировано отстоять свою точку зрения и не бравировать только своим личным, индивидуальным опытом одного малыша – кормление полезно и в один год, и в два года и даже в три!
Многовековая история грудного вскармливания
При изучении книг, пришедших из древности, можно найти массу интересных фактов, описывающих процесс беременности, родов и кормления детей грудью. Начнем с нашей христианской Библии, в которой хотя и не оговариваются конкретные сроки кормления грудью, но много раз приводятся факты длительного вскармливания детей. В пример можно привести финал истории из Ветхого Завета (книга Маккавеев), где можно прочесть фразу:
— «Сын! сжалься надо мною, которая девять месяцев носила тебя во чреве, три года питала тебя молоком, вскормила и вырастила и воспитала тебя. (2Макк.7:27)».
В книге Бытия, первой из книг Ветхого Завета, рассказывается о страдавшей бесплодием Сарре, которая родила своего сына Исаака уже в зрелом возрасте, и вскормила его грудью. При этом в ней указывается, что дитя было отнято от груди, когда ребенок уже вырос, а подросшими в то время считали малышей ближе к двум-трем годам. «Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди». (Быт.21:8)
Описывается и другой факт, который взят из жизни пророка Самуила, где говорится о том, что его вскормили молоком матери до того момента, пока …«младенец отнят будет от груди и подрастет, тогда я отведу его, и он явится пред Господом и останется там навсегда». (1Цар.1:22) «И осталась жена [его], и кормила грудью сына своего, доколе не вскормила». (1Цар.1:23) То есть речь идет о понимающем все и уверенно ходящем ребенке, а это малыш не менее двух-трех лет.
Теперь обратимся к священным книгам других религий, и в них мы также можем найти подтверждения того, что в древнем мире везде и повсеместно длительно кормили детей грудью. Талмуд неоднократно приводит описания того факта, что младенцев рекомендуется кормить как минимум до двух лет, а вполне можно делать это и до пяти лет. У древних евреев была даже загадка, посвященная младенцам и грудному вскармливанию: «Что это значит: 9 уходят, 8 приходят, двое наливают, один пьет, 24 прислуживают».
Ответ на нее простой: девять месяцев беременности уходят, им на смену приходят восемь дней после родов до обрезания (ритуала, являющегося священным в иудаизме), а затем две материнские груди доставляют одному ребенку молоко на протяжении 24 месяцев, то есть до двух лет.
У мусульман процесс грудного вскармливания младенцев также не обойден вниманием. Например, вторая Сура сообщает нам: «poдитeльницы кopмят cвoиx дeтeй пoлныx двa гoдa»… Сура 14 (15) гласит: «Mы зaвeщaли чeлoвeкy блaгoдeтeльcтвoвaть cвoим poдитeлям; мaть нocит eгo c тягocтью и пpoизвoдит c тягocтью; (и вынaшивaниe eгo и oтлyчeниe — тpидцaть мecяцeв)». Сура 46 говорит о времени кормления: «Срок ношения его во чреве и отлучения (от груди) тридцать месяцев составит». То есть по мусульманским канонам дети должны кормиться не менее 1.9 — 2 лет, и дольше.
Для полноценности рассказа приведу примеры рекордсменов в сроках кормления грудью – ими оказались эскимосы и североамериканские индейцы. В их племенах юноши в возрасте 12-15 лет, возвращаясь с охоты со старшими, прикладывались к груди матери, чтобы испить порцию материнского молока.
Естественно, что в современном обществе вас никто не призывает кормить ребенка грудью до армии или института, но вполне можно следовать рекомендациям одной из авторитетнейших организаций, занимающихся в том числе и вопросами грудного вскармливания — ВОЗ (Всемирная Организация Здравоохранения). По ее рекомендациям нужно сохранять грудное кормление хотя бы до двух лет, — и более, по желанию матери и малыша.
Данные современной науки
Кормление грудью после года – вполне естественный процесс, и оно не менее полезно, чем кормление грудью младенца сразу после рождения. У груди и грудного молока нет часов и календарей, и грудь с молоком не знают, что ребенку исполняется годик. И значит, молоко в груди никаким образом ровно в год не портится, в честь наступления столь важной даты. Грудь женщины – это особый и очень тонкий природный инструмент, и молоко в ней со временем, по мере роста и развития ребенка постепенно изменяется под его возрастающие потребности, чтобы максимально их покрывать. В связи с этим хотелось бы развенчать один из глобальных мифов о вредности грудного молока после наступления годика, при этом приведя научные факты и реальные подтверждающие аргументы.
С рождения до шести месяцев грудное молоко покрывает все потребности ребенка в питании и питье полностью – об этом знают практически все. С полугода в питании ребенка появляются продукты прикорма, при этом грудное молоко как продукт питания своей пользы и важности не теряет. Оно покрывает достаточно большую часть потребностей растущего ребенка в питании и жидкости. На втором году молоко пополняет до 40% потребности в пище и общей ее калорийности.
Малыш начинает кушать на втором году гораздо реже, что приводит к постепенному изменению состава грудного молока под его потребности. Жирность молока начинает возрастать примерно в два-три раза, при этом повышено и количество защитных антител, особенно это касается иммуноглобулина А. Это вещество будет защищать слизистые оболочки мочевых путей и кишечника, а также ротовой полости от внедрения в них болезнетворных микробов.
Дети, кормящиеся грудью после годовалого возраста, практически не испытывают проблем с дефицитом минеральных компонентов в виде кальция, калия, натрия и железа, но только при условии правильного и полноценного питания матери (если она не истощена и здорова). Тогда в грудном молоке эти минералы будут находиться в необходимом для потребностей ребенка количестве и главное – в максимально усваиваемой форме, в отличие от продуктов прикорма. В дополнение к минералам, за счет грудного молока на втором году будет практически на две трети покрываться потребность детей в витаминах. Особенно важными в грудном молоке являются аскорбиновая кислота, витамин А и группа В, а также фолиевая кислота.
При кормлении детей старше года доказано снижение рисков заболеваемости детей простудами и другими инфекциями. При этом если дети-груднички заболевают, они болеют легче и выздоравливают быстрее детей, которые кормятся смесями. Это объясняют тем, что в грудном молоке содержатся специфические антитела и иммуноглобулины, а также много неспецифических факторов защиты, таких как лактоферрин, лизоцим и другие. Дети на ГВ реже заболевают кишечными инфекциями, ОРВИ или отитами, детскими инфекциями.
Особенно важно кормление после года детей, склонных к развитию аллергических заболеваний. У таких детей кишечник особенно чувствителен и проницаем для попадающих извне аллергенов. Грудное молоко для них является полноценным питанием за счет своего особого состава и наличия специальных защитных факторов, за счет чего создается плотная защитная пленка по всей поверхности кишки, которая не позволяет сильным аллергенам проникать в кровь ребенка в больших количествах.
Грудное кормление после года полезно и для здоровья полости рта, формирования полноценного прикуса и снижения рисков развития кариеса. По мнению стоматологов, у детей, которые длительно кормились грудным молоком, практически не возникает проблем с прикусом, правильно развивается зубочелюстной аппарат и меньше вероятность повреждения зубов кариесом. Это происходит потому, что материнское молоко содержит в себе антимикробные факторы, которые защищают зубы от повреждений, а за счет сосания полноценно и правильно развивается мышечный аппарат челюстей, что помогает в развитии речевого аппарата. Такие дети обычно быстрее начинают разговаривать и имеют меньше проблем с произношением.
По мнению педагогов и психологов, которые проводили массовые сравнительные исследования, дети, кормившиеся грудью после года спокойнее детей, которые к этому времени уже были отлучены от груди. Также было выявлено влияние длительного кормления на формирование интеллекта: самые выдающиеся успехи показали детишки, которых кормили грудью дольше всего. У них проще и быстрее происходит адаптация в коллективе, причем не только в первые годы, но и в последующей жизни. Грудь мамы – это природный антидепрессант, и у детей снижен уровень стресса, за счет чего они растут спокойнее и меньше капризничают и плачут.
Есть ли польза для мамы?
Многие из родителей считают, что длительное кормление грудью может повредить организму матери, лишая ее части полезных для нее самой витаминов и минералов, питательных веществ. Но это неверное утверждение. Основную часть запасов полезных веществ женщина расходует во время беременности. А при кормлении грудью, как бы долго оно не продолжалось, ее здоровье никаким образом страдать не будет, если только мамочка не будет изнурять себя жесткими диетами и голодовками. Она пополняет свои запасы за счет питания вполне адекватно и полноценно. Более того, врачами доказано еще и крайне положительное влияние длительного грудного вскармливания на здоровье самой матери.
Прежде всего, кормление грудью дает отдых репродуктивной системе, так как при лактации практически у трети женщин овуляция отсутствует весь период кормления грудью. Особенно сильно этот процесс подавляется при регулярных и продолжительных кормлениях ночью. Помимо этого, у длительно кормящих грудью женщин на 55-60% ниже вероятность заболевания раком груди, а также долгое кормление является отличной профилактикой рака яичников.
Помимо этого, длительное кормление грудью способствует снижению веса матери, так как обычно в первые примерно десять-двенадцать месяцев кормления организм расходует все те запасы, что были им сделаны во время беременности путем отложения лишнего жира. Кормления после года постепенно удаляют из организма матери по 400-500 ккал ежедневно.
Помимо всех обозначенных плюсов, при длительном кормлении процесс отлучения будет происходить в стадию инволюции молочной железы – обратного ее развития примерно в два-три года. Это позволит вам сохранить практически первоначальные формы вашей груди. Железистые ткани при инволюции постепенно замещаются жировыми, которые и придают груди объем и форму, и тогда она станет более упругой и меньше провиснет.
Сворачивание кормления грудью происходит наиболее физиологично в тот период, когда сама железа готова к этому, а значит, весь организм и грудь не подвержены стрессу. Это снижает в дальнейшем риск возникновения разного рода проблем в груди – лактостазы, маститы, боли. Дополнительно в стадии инволюции грудь сама готовит малыша к расставанию с нею.
Психологические трудности долгокормления
Несмотря на очевидную пользу длительного кормления грудью, многие рано отлучают детей от груди, опасаясь разного рода психологических трудностей, или же под давлением родственников, окружения и прочих факторов. Давайте поговорим и об этом тоже.
Самым главным переживанием мамочек, которые долго кормят грудью, является тот факт, что малыш плохо ест обычное питание, и в дальнейшем будет также плохо кушать и слабо прибавлять в весе. Но и искусственники, и недолго кормившиеся грудью дети проходят через проблемы с питанием. Плохой аппетит – это всего лишь один из физиологических периодов развития, когда формируются вкус и избирательность в еде.
В этом плане дети, длительно кормящиеся, имеют преимущество – все, что они не добрали со взрослого стола, они добирают из грудного молока. Они обычно и не испытывают проблем с набором веса и аппетитом, растут и развиваются по нормам, а искусственники страдают от анемии, гипотрофии и накормить их при этом – целая проблема.
Еще одной важной проблемой детей после года становится сон. Малыши постоянно просыпаются среди ночи. Многие «добрые советчики» говорят: нужно немедленно отлучать ребенка от груди, и тогда он будет всю ночь хорошо спать и совсем не будет просыпаться. Мамы следуют этим советам, а в результате получают еще большую проблему со сном. Если при кормлении грудью малыш просыпался ночью, получал себе грудь для еды и успокоения, и далее засыпал с ней сладко, то теперь он просыпается и не получает желаемое. В результате возникают ночные истерики с капризами, и малыш не приемлет для себя заменителей в виде воды, сока, молока из бутылки и даже качания на руках.
При этом искусственники ничуть не лучше грудничков спят первые несколько лет, до трех лет прерывистый ночной сон – физиологическое явление для многих детей, вызванное избытком эмоций и активным их «перевариванием» нервной системой.
Кроме того, в это время происходит прорезывание клыков и коренных зубов, что мешает нормальному сну. Иногда дети по ночам могут писать, что также причиняет им дискомфорт и будит. Поэтому, лет до трех прерывистые и беспокойные сны никак не зависят от ночных кормлений грудью или смесью. Груднички после годика тут будут в выигрышном положении – при помощи сосания груди они могут быстрее и активнее успокоиться, облегчить боль и стресс от пережитого дня.
Избаловать маминой грудью ребенка невозможно, он постепенно по мере взросления сам откажется от груди – но у каждого это возраст свой, в периоде от полутора до трех и более лет.
Фото — фотобанк Лори
Телевидение в наших домах сегодня — обыденность и каждодневная реальность. Пару десятилетий назад дети считали дни и часы для просмотра любимого мультфильма. Сегодня же можно просмотреть хоть сто серий подряд и сразу.
Десятки детских телеканалов вещают почти круглосуточно. Можно найти контент абсолютно на любой вкус. Дети склонны проводить перед экраном очень много времени. Вреден или полезен телевизор для детей разных возрастов? В нашей статье мы постараемся подробно ответить на этот вопрос.
С какого возраста можно смотреть телевизор?
Педиатры и психологи однозначно не рекомендуют просмотр телепередач детям до 2 лет. Прежде всего, это связано с физиологией. Часто родители замечают, что даже грудные младенцы реагируют на телевизор. Но их привлекают яркие, мелькающие картинки и звуки. Разрешать таким малышам “смотреть” телевизор точно не стоит.
Дело в том, что их мозг, нервная система, речь, органы зрения, слуха пока незрелы и только формируются. Для правильного их развития ребенок должен смотреть на окружающие предметы, подвижные и неподвижные, слушать звуки вокруг, а не только доносящиеся из экрана, взаимодействовать с живыми людьми. Дети учатся только в контакте со взрослым.
До возраста 3-4 лет детей привлекает только движение на экране телевизора. Они пока не умеют различать реальное и воображаемое. Происходящее в мультфильме они переносят в реальную жизнь.
Допустимо разрешать ребенку смотреть телевизор с 2-3 лет, но не более 20 минут в день и при строгом контроле качества контента. Но, чем дольше малыш проживет без телевизора в своей жизни, тем лучше для его физического и психического здоровья.
Есть ли польза от телевизора?
Исключать телевидение из мира ребенка полностью, конечно же, не стоит. Польза от него также есть:
- Расширение кругозора. Через экран можно познакомиться с разными странами, традициями, культурами, получить новые знания в разных областях. Это может стать мощным источником вдохновения и стремления познавать мир.
- Развитие интеллекта. С помощью современных технологий детям увлекательно подается информация, написанная в толстых и скучных энциклопедиях. Штудировать такие книги мало кому интересно, а учиться с помощью видеоконтента – легко и приятно.
- Обогащение словарного запаса. Ребенок слышит правильно поставленную речь телеведущих и телегероев, узнает много новых слов, о значении которых непременно задаст вопросы родителям. Важно только всегда отвечать на них и вникать в суть.
- Общие интересы со сверстниками. Дети, вообще не смотрящие телевизор, рискуют стать “белыми воронами” в детском обществе. Не зная популярных героев мультфильмов, телепередач, они не поддерживают беседу, чувствуют себя исключенными из коллектива. Для совсем маленьких это не критично, дети находят общий язык в совместных играх. Но, чем старше ребенок, тем важнее ему быть “на одной волне” со сверстниками. И игнорировать это нельзя.
Заблуждения родителей о пользе телевизора
Современный мир телевидения большой, разнообразный и увлекательный. На первый взгляд он способен дать многое. Но, на самом деле, для гармоничного развития детям требуется совершенно другое.
Наполнять их только знаниями с экрана, часто отрывочными и не соответствующими возрасту, абсолютно не эффективно и вредно. Ребенок учится, прежде всего, у взрослого, с которым у него установлен контакт, доверительные отношения.
Чтение книг, совместные прогулки, наблюдение за природой, творчество, участие в повседневной жизни семьи – вот то, что по-настоящему развивает и готовит к будущей жизни. А информационные телепередачи должны только дополнять процесс обучения.
Иногда родители стимулируют и поощряют просмотр неговорящими детьми телевизора, «чтобы скорее заговорил». Но ребенок быстрее заговорит, если общаться с ним, рассматривать вместе игрушки и рассказывать обо всем, что видите вокруг.
Веселые картинки в телевизоре, которые двигаются, издают звуки и говорят, не мотивируют их озвучить. А вот когда малыш рассматривает рисунки в книге или держит в руках простую игрушку, то ему приходится «заставлять» этих персонажей звучать — вслух или мысленно. Сначала ребенок произносит примитивные звуки — «ква-ква», «би-би»; попозже — когда в речи появляются глаголы — сюжеты и «речь» игрушек и картинок усложняются.
С телевизором же никаких усилий прилагать не нужно: герои мультфильмов активно общаются, рассказывают истории и двигаются самостоятельно. Малышу остается только пассивно наблюдать. Это совсем не стимулирует говорить самостоятельно.
Негативное влияние телевизора
К сожалению, вреда от телевизора действительно больше, чем пользы. Мы перечислим все негативные факторы ниже:
1. Отрицательное влияние на органы зрения. Для нормального формирования органов зрения важно правильно дозировать зрительные нагрузки. Картинка телевизора световой массой проектируется на сетчатку глаз. Чтобы увидеть четкое изображение, ребенок инстинктивно напрягает глазные мышцы. Картинка движется и имеет много деталей, это приводит еще к большему напряжению глаз.
Таким образом, ежедневно проводя за экраном больше положенного времени, ребенок систематически перенапрягает свою зрительную систему. Результатом становятся усталость глаз, головная боль, и, как следствие, нарушения зрения.
2. Отрицательное влияние на нервную систему. Чем младше дети, тем меньше их мозг может усвоить информации из просматриваемых передач и мультиков. Отсутствие жизненного опыта и незрелая нервная система не позволяют проанализировать увиденное. Все это выливается в перевозбуждение нервной системы, что влияет на настроение и поведение ребенка, его сон, обучаемость.
3. Задержка речевого развития. Ребенок в возрасте около года начинает выговаривать первые слова, затем — предложения, и потом он уже может сформулировать свою мысль. Но длительное нахождение перед экраном отрицательно влияет на формирование речи.
Умение говорить и общаться приходит к детям в процессе взаимодействия с людьми, повторения за взрослыми. При замене живого общения экраном телевизора происходит задержка становления правильной и грамотной устной речи.
4. Негативное влияние на развитие мозга. Ребенок, проводящий много времени у телевизора, не развивает воображение, логику, способность размышлять, анализировать и делать выводы. ТВ дает готовые ответы вместо того, чтобы позволить ребенку искать их самостоятельно. Телевизор превращает в «потребителя», который послушно поглощает все, что льется с экрана. Не развиваются такие навыки, как самоконтроль, планирование своих действий.
5. Снижение способности к воображению и творчеству. Чтобы придумывать что-то новое и творить, ребенку нужно уметь занимать себя, иногда поскучать. А телевизор не дает этого делать, предлагая готовые развлечения на любой вкус. Злоупотребление просмотром ТВ подавляет творческие способности, которые есть у каждого, не дает им развиваться.
6. Нарушение социальных навыков. Для их развития человеку необходимо живое общение. Умение чувствовать собеседника, угадывать его настроение, поддерживать беседу, организовывать совместную деятельность — все это вырабатывается только путем непосредственного опыта общения со сверстниками и взрослыми.
7. Провоцирование неврозов. Просмотр телепередач и фильмов, не соответствующих возрасту, со сценами жестокими и пугающими, может привести к появлению у ребенка страхов, кошмаров. Допускать такое ни в коем случае нельзя.
8. Проблемы с физическим состоянием, моторикой. Просмотр телевизора – это пассивное времяпрепровождение. Но, чтобы быть здоровыми, детям необходимо как можно больше двигаться. Долгое сидение приводит к проблемам с осанкой, ребенок плохо развивается физически, что негативно скажется на его здоровье и качестве жизни в дальнейшем.
9. Нарушения пищевого поведения. Некоторые родители, чтобы накормить ребёнка, включают ему телевизор. Засмотревшись на мелькающие веселые картинки, дитя послушно открывает рот. Но этот волшебный способ принесет в дальнейшем много проблем. Дети, которых кормят под мультики, не учатся контролировать чувства голода и сытости, у них формируется неправильное пищевое поведение. Поэтому включать телевизор во время приема пищи категорически не рекомендуется.
Дети и взрослые любят перекусить перед экраном телевизора. Это вредная привычка, которая ведет к перееданию, потреблению большого количества вкусной и вредной пищи. Ведь увлекшись просмотром, мы перестаем контролировать, что и сколько кладем в рот.
Сколько часов в день можно проводить перед экраном?
Приведем рекомендации педиатров, психологов и педагогов:
- С 2 до 4 лет можно разрешать ребенку просмотр телепередач или мультфильмов не более 20 минут в день.
- С 4 до 7 лет дети уже отслеживают сюжет, сопоставляют себя с любимыми героями и хотят быть похожими на них.
- Дети старше 7 лет уже хорошо отличают реальность от телевизионных образов. У них сформированы представления о времени и пространстве, они начинают анализировать происходящее и рассуждать. В возрасте 7-10 лет допустимо проводить перед экраном телевизора не больше 30-50 минут в день.
- К 10-11 годам содержание просматриваемого контента выходит на первый план. У него уже имеется свое мнение и предпочтения, поэтому он сам выбирает интересные передачи и фильмы. В этом возрасте ребенок может смотреть телевизор 1-3 часа в день.
- В возрасте 12-13 лет телевидение наскучивает большинству детей. Многие из них переключается на видеоигры.
Как сделать просмотр телевизора безопасным?
Не стоит размещать телевизор в детской комнате. Пусть он не конкурирует с играми, творчеством, чтением. Взрослые часто включают телевизор фоном. А дети быстро перенимают эту привычку. Поэтому в первую очередь воспитывать себя и подавать пример нужно взрослым.
Нужно обязательно контролировать время нахождения ребенка перед экраном. Ведь самоконтроль у детей пока развит слабо, им сложно оторваться от телевизора.
Отличный способ контролировать качество контента, который смотрят дети – это смотреть с ними вместе и затем обсуждать увиденное. Во время разговора важно не только высказывать собственное мнение, но и выслушивать мнение ребенка, проявлять уважение к его вкусам и интересам.
При просмотре ТВ нужно находиться на расстоянии минимум 2-3 метров от экрана. Приемлемое расстояние измеряется 3-5 диагоналями. Чем больше диагональ телевизора, тем дальше он должен быть расположен от глаз. Нельзя смотреть телевизор сбоку, в темноте или при слишком ярком свете. Лучше всего подойдет освещение средней интенсивности, при котором глаза не слишком напрягаются.
Что можно смотреть ребенку?
Правильная передача или мультфильм для детей должны иметь следующие критерии:
- спокойный и добрый мультфильм с неспешным действием и не слишком быстро меняющимися изображениями дает малышу время подумать и усвоить увиденное;
- сюжет должен быть понятен ребенку конкретно этого возраста;
- полезны для детей интерактивные передачи, которые побуждают их отвечать на задаваемые вопросы;
- также развивают детей музыкальные передачи и мультфильмы, формирующие слух, обучающие танцевальным движениям.
Важно с рождения прививать ребенку вкус к прекрасному искусству мультипликации и кино, вместе искать интересные и познавательные программы и вместе познавать этот мир. Цензура при сегодняшнем доступе к информационному пространству может быть только наша внутренняя. Сами родители обязаны научить малыша отличать плохой мультик от хорошего, глупую программу от познавательной.
Что нельзя смотреть детям?
Детская психика еще не сформирована, у малыша пока не заложено критическое восприятие информации. Поэтому выбор контента для ребенка полностью лежит на взрослых.
Дети любого возраста не должны видеть с экрана сцены насилия и вообще все фильмы и передачи, предназначенные для взрослой аудитории.
Не нужно показывать детям мультфильмы, где главные герои ведут себя агрессивно, наносят вред окружающим, демонстрируют поведение, опасное для жизни. Плохое поведение должно осуждаться, а хорошее — поощряться. Только так у детей формируются понятия добра и зла, справедливости.
Как отучить ребенка от длительного просмотра телевизора?
Привыкшего к бесконтрольному просмотру телевизора ребенка отучить будет непросто. Но родителям нужно проявить настойчивость, терпение и благожелательность. Родители озвучивают новые правила и объясняют, почему теперь будет именно так. Конечно, дети нелегко это принимают. Родителям придется первое время строго следить за соблюдением «экранного времени».
Нужно не просто нажать на кнопку по достижении лимита, а заранее предупредить ребенка, например, за 5-10 минут до конца. Так он будет подготовлен и, возможно, удастся избежать скандала.
Предлагайте на смену телевизору другие активные мероприятия. Ведь основная причина прилипания к экрану – недостаток интересных и увлекательных занятий у ребенка. Дети, хорошо играющие самостоятельно, менее зависимы от телевидения. И научить играть – задача родителей.
Детей с самого маленького возраста можно привлекать к домашним делам. Это полезно и очень увлекательно. Испечь вместе пирог, убрать в шкафу, вымыть пол — малыши с удовольствием все это делают вместе с родителями. Детям постарше можно организовать интересный досуг на кружках по интересам, выбор которых сегодня огромен.
Иногда даже занятые дети, которым родители уделяют достаточно внимания, каждую свободную минуту стремятся проводить у экрана. Это бывает, если у ребенка выработался стереотип использования ТВ как средства для отдыха. После просмотра мультфильма можно мягко переключать малыша на другие виды деятельности — рисование, лепку, конструктор и т. д. Со временем он научится релаксировать по-другому.
Очень полезно устраивать дни без телевизора. В это время можно пообщаться с ребенком, погулять, показать ему, что мир существует не только в экране. Такое времяпрепровождение очень укрепляет семейные отношения.
Отрицать очевидную пользу телевизора для современного ребенка нельзя. Это наша реальность. При умелом использовании телевидение может быть полноценным источником полезных знаний, служить образованию и воспитанию.
Важно найти золотую середину между полным запретом ТВ и вседозволенностью, когда телевизор работает фоном большую часть дня. Заботливый родитель обязательно учтет советы психологов, педиатров, педагогов и выстроит грамотную систему контроля за контентом, который просматривает ребенок, и временем, которое он на это выделяет.