Буклет все о пользе сенсорного развития детей раннего возраста

 «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»

Цель: расширить представления родителей о сенсорном воспитании детей, создать атмосферу доверия и сотрудничества, повысить самосознание и ответственность родителей в воспитании своих детей.

1) роль сенсорного развития для детей раннего возраста и взаимосвязь с умственным, физическим и эстетическим развитием;

2) дидактические игры и игрушки, способствующие сенсорному развитию детей раннего возраста;

3) игры, игрушки и упражнения, способствующие сенсорному развитию в домашних условиях;

4) пособия и развивающие игры для развития сенсорных знаний;

5) ответы на вопросы родителей по поводу развития и воспитания детей раннего возраста.

Материалы и оборудование:

– прищепки

– банки

– фасоль

– картон

– пуговицы и т.д.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Восприятие — процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно. Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит  от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

 Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

 – является основой для интеллектуального развития

 – упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

– является основой для развития воображения;

 – развивает внимание;

 – дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

 – обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

 – обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

 – влияет на расширение словарного запаса ребенка;

 – влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Значимость сенсорных ощущений для человека:

Ребенка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений. Но при этом нельзя не признать, что сенсорные ощущения имеют разное значение для человека. Невозможно представить себе жизнь без зрительных (визуальных) ощущений, ведь большая часть информации воспринимается человеком посредством органов зрения. С помощью зрения человек воспринимает внешние признаки предметов окружающего мира, их удаленность друг от друга и расположение в пространстве, читает, смотрит кино и т. д. Слух (аудиоощущения) также очень важен для человека. С его помощью человек воспринимает и различает разнообразные звуки, определяет их источник и направление, слушает музыку и т. д. Жизнь без зрения или слуха делает человека инвалидом, потому что он не может вести полноценную жизнь.

Различные осязательные ощущения, обоняние и вкус также важны для человека, но они не являются доминантными. Обоняние дарит человеку возможность насладиться приятными запахами фруктов, приправ, цветов, парфюмерии; вкус позволяет ощутить разнообразные вкусовые качества пищевых продуктов. Однако если вкус и обоняние недостаточно развиты, это не мешает жизни, хотя и значительно обедняет ее.

Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, в качестве эталонов величины — метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз способом сравнения одного объекта с другим, то есть это свойство является относительным). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленый, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т. п.

В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, вкусовые, обонятельные образы. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторое время после восприятия предмета. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название.

Читайте также:  Какая польза при сдачи плазмы

МБДОУ №11

Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста

Воспитатель: Федосеева Юлия Константиновна

2014 год

В процессе разнообразной  деятельности  ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, вкусовые, обонятельные образы. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают игры.

Цвет

Цветная вода

Цели. Знакомить детей с цветами.

Материалы. Акварельные краски, кисточки, пластиковые стаканы, вода.

Цветные кубики

Цели. Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Материалы. Пары разноцветных кубиков (красные, желтые, синие, зеленые).

Цветные парочки

Цели. Учить сравнивать цвета по принципу «такой — не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов.

Материалы. Пары одинаковых по цвету предметов (кубики, пирамидки, шарики и др.), коробка.

Форма

Катится — не катится

Цели. Познакомить с объемными геометрическими телами — шаром, кубом.

Материалы, Кубики и шарики разного размера и цвета.

Башни

Цели. Познакомить с формой предметов; учить подбирать фигуры соответствующих форм.

Материалы. Пластмассовые или деревянные вкладыши-пирамидки квадратной и круглой формы.

Разложи фигурки по домикам

Цели. Учить сортировать предметы в соответствии с их формой, подбирать нужную форму методом зрительного соотнесения.

Величина

Спрячь в ладошке!

Цели. Познакомить с понятием величины.

Материалы. Предметы и игрушки разной величины (колечки, шарики, конфеты, резиновые игрушки и др.; по количеству детей).

Накрой платком!

Цели. Познакомить с величиной предметов, с понятиями большой, маленький.

Материалы. Предметы и игрушки различных размеров; носовой и головной платки.

Количество

Зайцы и лиса

Цели. Учить детей различать количество предметов, познакомить с понятиями один, много, ни одного; развивать внимание.

 Материалы. Шапочка лисы (или маска), хвост лисы, бубен.

Расположение в пространстве

Возьми игрушку

Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: далеко, близко, дальше, ближе, рядом; развивать глазомер; учить определять направление, в котором находится предмет.

Материалы. Различные предметы и игрушки.

Вверх и вниз

Цели. Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: сверху, снизу, вверх, вниз.

Материалы. Различные предметы и игрушки, скамейка.

Развитие слухового восприятия

Постучим, погремим!

Цели. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

Материалы. Различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки и др.).

МБДОУ №11

Игры, направленные на развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста

Воспитатель: Федосеева Юлия Константиновна

2014 год

Источник

Методические рекомендации

для воспитателей

по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста.

     Сенсорное развитие ребенка  является залогом его  успешного осуществления  разных видов деятельности, формирования различных способностей.

     Поэтому сенсорное  воспитание должно планомерно и систематически включаться  во все моменты жизни малыша.

  • Учите детей рассматривать предметы. Обхватывать их обеими руками, обводить пальцем то одной, то другой руки.
  • В течение дня многократно называйте детям различные свойства предметов, с которыми они манипулируют (цвет, форму, размер, материал).
  • Знакомство с предметом  должно осуществляться  с интересом, вызывая у детей положительные эмоции.
  • Процесс рассматривания предметов необходимо сопровождать словом. Дети запоминают  обозначения качество предметов совместно с  их восприятием.
  • Необходимо поощрять  проявление у детей самостоятельности и стремление поделиться  своими впечатлениями.
  • Чаще задавайте ребенку вопросы.
  • Учите детей  действовать  в определенной последовательности, т.е. организовывать перцептивное восприятие  предметов и объектов  по заранее продуманному плану.
  • В процесс восприятия необходимо включать  движения обеих рук ( провести рукой по контуру, обрисовать его).
  • Закреплять  полученные при обследовании знания в исполнительской деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании).
  •  Обогащайте и насыщайте предметный мир ребенка, разнообразьте  мир вещей, которые малыш сможет потрогать, обследовать.
  • Учите детей вслушиваться в различные звуки – это обогащает слуховые впечатления.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 120 г.Орска «Крепыш»

«Сенсорное развитие

детей раннего возраста»

Из опыта работы педагогического коллектива МДОАУ ЦРР- детский сад №120 г. Орска «Крепыш»

2017

г.Орск.

Сенсорное воспитание  означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Читайте также:  Польза растительных масел для организма

Целью сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей у малышей.

На этой основе выделяются следующие задачи:

  • Формирование у детей систем перцептивных действий
  • Формирование у детей систем сенсорных эталонов
  • Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности

      Ориентировка в многообразном конкретном опыте требует обобщений, сведения многообразия к общим типичным явлениям, т.е. усвоения меры качеств – эталонов, выработанных человечеством.

Эталонная система для детей дошкольного возраста включает в себя:

  • Основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный, белый;
  • Пять форм; круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  • Три величины; большая, средняя, маленькая.

В сенсорном развитии, так же как и в умственном, физическом развитии определены требования программы.

Что должен уметь ребёнок в полтора — два года?

 В этом возрасте малыш, как правило, уже должен освоить следующие навыки сенсорного восприятия:

  • Ориентируется в цветовой палитре, различает 3–4 цвета, сортирует предметы одинакового цвета.
  • Собирает пирамидку по убыванию размера элементов. Минимальное количество элементов — 4–5. Желательно, чтобы элементы пирамидки резко контрастировали друг с другом в размере.
  • Анализировать конфигурацию геометрической фигуры, успешно соотносит её форму с проекцией на плоскости. Например, заполняет отверстия на доске соответствующими формами геометрических фигур.
  • Уверенно, не отрывая карандаш от бумаги, рисует вертикальные, горизонтальные, округлые линии. Может правильно прокомментировать то, что нарисовано (оценить длину и толщину линий, например).

В возрасте от двух до трёх лет умения ребёнка расширяются и дополняются. Теперь ребёнок должен оперировать следующими элементами сенсорного восприятия.

•        Различать не менее 6 цветов, помнить их названия, сортировать предметы по заданному образцу цвета.

•        Анализировать размеры при помощи минимум трёх определений (большой, средний, маленький).

•        Без затруднений собирать пирамидку. Минимальное количество элементов в этом возрасте 5–8 колец. Хороший эффект даёт обратный сбор пирамидки, не только от большего элемента к меньшему, но и наоборот.

•        Собирать целую картинку из разрезанных элементов. Оптимальное количество элементов в этом возрасте 4-6-8.

•        Оперировать представлениями о форме предметов. Различать понятия «куб», «шар», «кирпичик».

•        Сортировать одинаковые предметы по общим признакам: цвету, форме, размеру.

Источник

Слайд 1

Дидактические игры на развитие тактильных ощущений: ,, Чудесный мешочек,, ,, Платочек для куклы,, (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани) ,, Узнай фигуру,, ( предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру) ,, Найди пару,, (предлагается ребенку на ощупь найти пары одинаковых предметов) Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы: ,, Найди предмет указанной формы,, ( ребенку предлагается найти картинки с изображением предметов, по форме похожих на заданную форму) ,,Из каких фигур состоит …?,, (нужно по рисунку определить , из каких геометрических фигур состоит предмет и сколько их) ,,Найди предмет такой же формы,, (учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки ) Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины: ,,Сравни предметы по высоте,, ,,Самая длинная, самая короткая ,, ,,Разноцветные кружки ,, ( предложить положить кружки (либо другую геометрическую фигуру) начиная от самого большого, так чтобы был виден цвет предыдущего кружка) Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета: ,, Какого цвета не стало?,, ,,Какого цвета предмет ?,, ,,Собери гирлянду ,, ,,Какие цвета использованы?,, ( показывая изображение предметов одного цвета и его оттенков, учить называть и различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки) ,,Уточним цвет ,,( учить различать и называть близкие цвета) Сенсорное развитие и воспитание детей 2-3 лет МБДОУ « Центр развития ребёнка Усть-Баргузинский детский сад «Золотая рыбка» Разработала воспитатель : С.Г. Алексеева

Слайд 2

Сенсорное развитие детей раннего возраста это : базовый фундамент для умственного развития ; развитие наблюдательности и внимания ; положительное влияние на эстетические чувства ; расширение воображения; возможность освоения новых способов познания предметов и мира ; приобретение сенсорных эталонов : постижение навыков учиться и изучать ; помощь в увеличении словарного запаса ; влияние на развитие многих видов памяти, среди которых зрительная, моторная, слуховая, образная и другие. Поэтапное формирование сенсорного восприятия. В полтора –два года к задачам сенсорного воспитания относятся : Ориентация в палитре цветов и способность различать не менее 3-4 основных. Сортировка предметов одного цвета. Строительство пирамидки из 4-5 элементов, по уменьшению их величины. Проведения анализа формы геометрической фигуры и соотношение её с полоской проекцией. В период с двух до трёх лет приобретённые ранее способности совершенствуются и дополняются. Задачи сенсорного восприятия в период с двух до трёх ле т: Различать как минимум 6 цветов и знать их по названиям. Производить сортировку предметов по определённому цветовому образцу. Определять величину согласно трём понятиям: большой, маленький, средний. С легкостью строить пирамидку из 5-8 колец. Собирать пазлы и картинки из разных частей. Оптимальное число составляющих варьируется от 4 до 8. Определять форму предметов. Отличать объёмные фигуры: куб, шар или пямоугольный брус. Уметь сортировать предметы, имеющие общие признаки, например, цвет, форму или размер, по соответствующим группам .

Читайте также:  Велотренажер утром польза и вред

Источник

Сенсорное развитие детей – это своевременное, правильное формирование у них таких систем, как зрение, слух, обоняние, вкус и осязание.

Так как данные системы являются непосредственной связью малышей с миром, очень важно уделять им как можно больше внимания. Это поможет подготовить любимое чадо к школе, а также облегчить общение и контакт с окружающими людьми. 

Сенсорное развитие детей с 1 года до 3 лет — целенаправленное совершенствование их каналов восприятий, причём происходит это в очень ускоренном, интенсивном темпе, особенно в 2–3 года.

Ведущей деятельностью на данном этапе является предметная: она направлена на изучение и овладение разными способами действий с яркими и самыми многообразными предметами.

Малыша следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств:

• цвет – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый;

• форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;

• величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине;

• звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости;

• элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же; и т.д.Знакомя малыша с различными свойствами предметов, помните, что пока не следует в обязательном порядке добиваться запоминания и употребления названий этих свойств. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Взрослый, занимаясь с ребенком, употребляет названия форм и цветов, но не требует этих названий от малыша.

Рекомендуется в этом возрасте предлагать детям следующие игры, предметы, упражнения:

  • овладение такими игрушками, как пирамидки, сортировщики, рамки-вкладыши, волшебные мешочки на запоминание текстуры;
  • малыш должен научиться за этот период снимать и нанизывать в пирамидке на стрежень кольца, различные по размеру;

вынимать из кармашков и вкладывать в них предметы, разные по величине;

  • устанавливать тождество любых предметов по величине и форме (уметь группировать их);
  • после изучения образцов различных материалов определять их текстуру, в частности — мохнатую, мягкую, гладкую, шероховатую;
  • знать две геометрических формы: квадрат, круг; два геометрических тела: куб, шар;
  • уметь указать по просьбе на нужную форму: круг — яблочко, квадрат — окошко;
  • самостоятельно тактильно исследовать фигуры;
  • к 3-ём годам узнавать на вкус основные продукты, отдавая каким-то определённым своё предпочтение;
  • танцевать под музыку.

Постоянно тренируя все сенсорные системы детей, вы поможете им более точно воспринимать любую информацию о мире, формировать адекватное о нём представление. Такие игровые занятия будут способствовать развитию внимания, концентрации, музыкального слуха, тактильной восприимчивости, артистических навыков, Если детям раннего возраста обеспечить эффективное сенсорное развитие, они научатся с малых лет управлять собственными каналами восприятия, справляться со стрессами, расслабляться, когда это необходимо.

Особенно полезны подобные игры и упражнения будут для нервных, легко возбудимых малышей.

            Играйте со своими малышами и фантазируйте! Это принесет

огромную пользу и радость для всех.

Подготовила воспитатель 1 младшей группы «А»

Джафарова Тамара Ивановна

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

Детский сад № 38   «Солнышко»

 

            ВЗРОСЛЫМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО!

Источник