Буклеты для родителей о пользе чтения

Буклеты для родителей о пользе чтения thumbnail

  Чтение для дошкольника –

  это общение с родителями.  

Задача взрослого –

открыть ребёнку то чудо,

 которое несёт в себе книга

      Читайте детям классику:

        В. Сутеев, А. Барто,

       С. Маршак, В. Драгунский,

       А. Волков, Э. Успенский, 

        Л. Толстой, Н. Носов, 

        Г. Андерсен, С. Маршак,

       С. Михалков, др.    

МБДОУ «Детский сад «Тополек»

                       города Волгодонска

Памятка для родителей

по приобщению дошкольников

 к чтению

Зачем читать детям книги?

  • Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное чтение очень значимо, и не только пока ребенок сам не умеет читать, но и в более позднем возрасте. Дети с нетерпением ждут, когда же у мамы или папы найдется для них время.
  • Чтобы ребенок рос психически здоровым, ему необходимо полноценное общение с родителями, личностное общение, когда внимание уделяется ему полностью. И совместное чтение дает такую возможность.
  • Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное маминому сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие?
  • Ответ однозначен: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим.

Как приобщить

дошкольника

к чтению?

1.        Подавайте ребенку личный пример, читая книги, газеты, журналы.

2.        Учите малыша слушать и слышать: пойте колыбельные, играйте в потешки, рассказывайте сказки.

3.        Первые книги малыша должны быть достаточно прочными. Хороший тренажер перед началом серьезного чтения – семейный альбом.

4.        Подбирайте книги по возрасту ребенка, чтобы они были понятны ему: про животных, об игрушках.

5.        Выбирая книгу, обращайте внимание на иллюстрации. Они должны быть крупными, без большого количества деталей, яркими и реалистичными.

6.        Не заставляйте малыша все время сидеть рядом. Пусть он подходит и отходит.

7.        Чаще читайте книжки-считалки, детские стихи с повторяющимися фразами, поощряя, заканчивать знакомые из них. Это поможет развитию речи и памяти.

8. Сочиняйте вместе с ребенком свои истории и сказки, делайте по ним маленькие

книжки.

9.        Познакомьте ребенка с библиотекой задолго до школы: располагающая атмосфера и возможность самому выбирать

книгу будут способствовать воспитанию маленького читателя.

Следуйте правилам:

  • Читайте вслух с ребенком не менее10-15 минут в день.
  • Перед чтением уберите со стола

отвлекающие предметы, проветрите комнату.

  • Во время чтения книги выясняйте значения трудных слов, рассматривайте иллюстрации.
  • Если ребенок устал, проведите физкультминутку.        
  • Беседуйте о прочитанном: о том, чему учит книга, что нового   ребенок узнал.
  • Предлагайте ребенку для самостоятельного чтения   специальную   литературу из серии «Читаем сами».

В доме должна быть

детская библиотека.

«Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к

книге, если чтение не стало его духовной

потребностью на всю жизнь в   годы отрочества,

душа подростка будет пустой, на свет божий

выползает, как будто неизвестно откуда

взявшееся плохое»

В.А. Сухомлинский.

МБДОУ «Детский сад «Тополек»

                       города Волгодонска

Советы родителям

 по привлечению детей

к чтению

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

(Д. Дидро)

Советы родителям

по привлечению детей к чтению

– Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на Вашу собственную жизнь или жизнь других людей.

     – Берите для первых чтений только подходящие книги — яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.

– Если Ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе.

– Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом. Консультируйтесь с библиотекарем в выборе книг ребенку.

– Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.

 – Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

– По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор.

– Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием Наслаждайтесь сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.

– Не ждите, что ребенок «завтра» полюбит художественную литературу и будет сидеть за книгой. Это может  

этого момента! 

Выбирая книги для чтения дошкольнику, следует обратить внимание на следующие моменты:

1.Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться ему самому. Если вам не нравится – лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении. Спросите у своих родителей, опросите знакомых, что они читают своим детям.

Читайте также:  Какая польза для влагалища от спермы

2. Интереснее всего для любого человека информация, о нем самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема «О детях». Далее — книги о природе, животных, приключениях и т,д.

 3. Каждый ребенок индивидуален. Значит, его интересы могут отличаться от ваших. Не нужно насильно пичкать ребенка тем, что он отвергает. Например, ваш ребенок категорически не хочет слушать вашу любимую книгу Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей”. После нескольких попыток отложите чтение этой книги на следующий раз. Ищите то, что понравится, предлагайте разные варианты, и вы обязательно найдете то, что будет по вкусу ребенку. Да, это бывает утомительно, но без этого не обойтись.

 4. Для дошкольника очень важно перечитывание. Не отказывайтесь перечитать любимую книгу в 5-10-й раз. Даже взрослый человек при перечитывании произведения каждый раз замечает новые смысловые особенности. Для дошкольника перечитывание создает ситуацию комфортности. Он знает, что будет, заранее радуется поворотам сюжета и обращает внимание на отдельные слова и фразы. Можно сказать, что ребенок, требующий неоднократного перечитывания, с литературоведческой точки зрения ведет себя как «правильный» читатель. Только такое поведение дает возможность проникнуть в сущность произведения.

Источник

Все дальше в прошлое уходят традиции семейного совместного с детьми чтения. Некоторые родители, делая попытки приобщить ребенка к чтению, сталкиваются с проблемой удержания детского внимания, неумением заинтересовать дошкольника сюжетом произведения. В результате они оставляют это занятие, считая, что ребенку просто неинтересно. И детские книжки пылятся на полках. Изменить сложившуюся ситуацию поможет организация взаимодействия в этом направлении педагогов и родителей.

Дошкольный возраст — время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы воспитателей дошкольного учреждения и родителей. В таком важном процессе, как приобщение малыша к чтению книг, родители — основные проводники между ребенком и печатным — художественным словом, задача же воспитателей — убедить их в пользе чтения детям.

Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого, чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника: развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.

Рекомендации родителям при чтении книг детям

Как, бы не была неоспорима роль библиотек, воспитателей в начальном приобщении детей к чтению, первым и основным руководителем чтения является семья.

Обучая детей чтению, опирайтесь на его интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.

Больше играйте с детьми. Путь к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.

Рассказывайте детям сказки. Даже «совсем большие» ребята (мы часто говорим семилетнему ребенку «Ты уже большой») очень любят песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять напряжение.

Чаще устраивайте семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.

Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.

Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т. п. Но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.

Не спешите отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.

Старайтесь приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращайте внимание на то, что сын или дочь читают.

Вместе с ребенком создайте для него такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только, например, фантастика и приключения.

Как правильно выбрать книгу?

1. Главное знать, какая книга вам нужна: познавательная или художественная.

2. Определите, соответствует ли она возрасту вашего ребёнка (доступна, понятна).

3. Оцените привлекательность книги для ребёнка (выразительность художественных образов, красочность иллюстраций, величина шрифта, если ваш ребёнок уже читает сам).

4. Обратите внимание на качество книги: переплёт, качество бумаги (бумага должна быть белой, гладкой, матовой).

5. Проанализируйте содержание. Ответьте на вопрос: «имеет ли книга воспитательную ценность?»

t1571675149ac.png

Источник

Руководство детским чтением требует от родителей много знаний, сил и времени, но без этого интересного труда сложно вырастить интеллигентного, образованного человека с богатым духовным миром и здоровыми потребностями.

Зачем дошкольнику читать вслух художественную литературу?

В ходе слухового и зрительного восприятия художественного текста развиваются внимание, воображение, память, мышление и речь. Ребенком осуществляется не только смысловая переработка информации, понимание и осмысление художественного содержания, но также и сопоставление, прогнозирование, ассоциирование себя с литературными героями.

Чтение вслух доставляет не только эстетическое удовольствие, но и стимулирует эмоциональное и социальное развитие ребенка, помогает накапливать в его душе добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения.

Думающий родитель, способный установить с ребенком во время чтение эмоциональный контакт, укрепляет духовную связь со своим малышом. Особенно это касается тех родителей, которые озабочены тем, как предостеречь своих детей от дурного влияния и дурных поступков.

Читайте также:  Кофе его польза и вред для здоровья человека

Что читать дошкольнику?

Позвольте ребенку самому выбирать книги для чтения. Если ребенка заинтересовала какая-то книга, то можно прочитать ее название, попробовать вместе сделать прогноз – о чем будет книга, прочитать несколько отрывков, рассмотреть иллюстрации и определиться с выбором.

Расскажите ребенку какие книги вы сами любили читать в этом возрасте, предложите ему почитать их.

Предлагаемые детям книги могут быть несколько выше их развития, чтобы стимулировать его. И тут возникает вопрос: как определить, доступна ребенку та или другая книга или нет. Если ребенок с интересом воспринимает книгу, значит, как правило, он дорос до ее понимания. Интерес — признак доступности, но не абсолютный. Важно и другое: доступна ли для него основная идея произведения, т.е. то, во имя чего оно создавалось.

В круг чтения дошкольника должны входить произведения разных видов и жанров: стихи, сказки, рассказы, басни, притчи, баллады, юмористические произведения.

Хорошие рекомендации по выбору книг могут оказать библиотекари, поэтому следует поощрять дошкольника в посещении библиотеки и ее мероприятий.

Как читать дошкольнику вслух?

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребенка, и окружающие относятся к его занятиям уважительно. Еще лучше, если обстановка усиливает восприятие художественного текста, например, чтение сказки в затененной комнате настраивает на фантастический лад.

Важно умение взрослого читать бегло, правильно и выразительно, чтобы облегчить ребенку понимание, кроме этого интонация, мимика, жесты должны передавать отношение взрослого к герою и событиям.

На материале книги можно развивать воображение ребенка, например, предложить ему угадать дальнейшее развитие событий, освещенных в книге, или представить мысленно и описать героев произведения.

В ходе чтения можно научить ребенка мысленно обращаться к писателю, но перед этим кратко расскажите ему о творчестве и судьбе автора и историческом контексте его произведения.

Обращайте внимание на особую емкость художественного слова, на его возможность вызывать бесчисленное множество мыслей и представлений.

В ходе чтения могут встречаться незнакомые ребенку слова и непонятные устойчивые выражения, в этом случае важно научить малыша интересоваться их значением. Вы можете объяснить ребенку смысл слов сами, а можете после чтения провести совместное исследование с помощью толкового словаря и энциклопедий.

Как беседовать с ребенком о прочитанном?

В ходе разговора о прочитанном не стоит исполнять роль учителя: нравоучения и разжевывание известного утомит ребенка и он быстро потеряет интерес к совместному чтению.

Сразу после чтения не стоит спрашивать: «Что тут главное?», «Какова основная мысль рассказа?». Этими вопросами взрослый разрушает хрупкий момент личностного восприятия, приступая сразу к пониманию, не учитывая того, что дети этого возраста способны активно эмоционально включаться в события, изображаемые в книге, откликаться на мысли и чувства героев. Пусть ребенок сам начнет этот разговор, может он соотнесет прочитанное со своим опытом или расскажет вам какой герой книги или поступок героя достойны подражания.

Разговаривать с ребенком о прочитанном надо так, чтобы он чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось.

Покажите ребенку, что вам интересна прочитанная история. Но не заставляйте обсуждать её, если он этого не хочет. По глазам своего малыша, вы поймете приятные или негативные ощущения вызвало у него чтение произведения.

После чтения можно создать с ребенком образы героев, о которых читали, — вместе нарисовать их или сделать поделку. Можно разыграть прочитанное произведение, придумать ему новую концовку или продолжить его, сочинив с ребенком новую версию.

Чтобы воспитать любовь к чтению, читайте сами, показывая ребенку пример, пусть он видит, как вы с удовольствием берете книгу, а потом делитесь мыслями о прочитанном, цитируете и учитесь чему-то у героев произведения.

Источники:

  1. Читаем вместе с мамой. Дайджест лучших конкурсных работ по теме «Читающая мама – читающая страна». Составитель И.И. Тихомирова. – М.: РШБА, 2016.

  2. Программа семейных чтений. Ступени. [Электронный ресурс]: Приложение к журналу «Читайка». – Режим доступа: https://rusla.ru/rsba/association/izdanija/journali

Источник

Советы логопеда

СЕМЬЯ формирует основы мировоззрения человек, его образ жизни и ценностные ориентиры.

СЕМЬЯ – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье.

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых – следствие несформированности ее с раннего детства.

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства – степени овладения речью.

Читайте также:  Соляная пещера польза в бутово

Регулярное ЧТЕНИЕ ВСЛУХ с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку.

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ развивает способности, являющиеся основе для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.

«Книга для детей – это, в самом деле, хорошая пища – вкусная, питательная, светлая, способствующая их духовному росту»

К.И. Чуковский

ЧТЕНИЕ ВСЛУХ важно не только для малышей, но и для более ставших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного: чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передаю: младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ — эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ может служить для профилактики старения так как, по мнению некоторых специалистов, старение — это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельности

Представление опыта работы

учитель-логопед:

Сухова Татьяна Сергеевна

г. Тобольск

декабрь, 2018 г.

Использован текст автора: учителя начальных классов (Гатчинская гимназия им. К. Д.Ушинского, сайт: https://womans.forum2x2.ru/t174-topic

МАОУ СОШ №14

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ

hello_html_m39661071.png

ПОДСКАЗКИ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

г. Тобольск

Уважаемые родители!

Представляем для Вас памятку по семейному чтению в работе с детьми

В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель.

Часто ли мы, задаем себе вопрос:

1. Что принесет книга ребенку?

2. Чему научит?

3. Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе.

4. Кто встретится на пути?

ДА и НЕТ РОДИТЕЛЕЙ

ДА:

1. Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).

2. Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).

3. Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.

4. Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.

5. Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой.

6. Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.

7. Посещайте с ребёнком регулярно книжный магазин или библиотеку.

8. Дарите ребёнку книги.

9. Поощряйте ребёнку в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.

10. Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.

11. Всегда хвалите ребёнка, если он/она читает.

НЕТ:

1. Не заставляйте читать насильно.

2. Не выбирайте книги для ребёнка пока он/она, вас об этом не попросит.

3. Не заставляйте читать слишком трудные книги.

4. Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.

5. Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребёнка не слишком быстрые успехи.

6. Не критикуйте ребёнка, если он старается читать.

7. Поощряйте, поддерживайте и улучшение наступит быстрее.

8. Не сравнивайте уровень чтения ребёнка с братьями, сёстрами, другими детьми.

9. Не прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам.

Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения – читать «что-то» лучше, чем ничего не читать.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЧТЕНИЯ ДОМА.

Когда вы читаете со своим ребёнком, то:

1. Найдите спокойное место.

2. Ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу.

3. Если ребёнку трудно прочесть слово, подскажите его.

4. Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.

5. Обсудите прочитанное, пусть ребёнок рас-скажет своими словами, о чём прочитал.

6. Ведите для ребёнка, а затем совместно с ним «Дневник чтения», занося туда любимые книги.

«Если с детства у ребенка не воспитана

любовь к книге, если чтение не стало его

духовной потребностью на всю жизнь –

в годы отрочества душа подростка

будет пустой, на свет божий выползает, как

будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

В.А. Сухомлинский

1. Учите ребёнка пользоваться цитатами из прочитанного.

2. Цитируйте подходящие к случаю стихи. В будущем это умение украсит и обогатит речь вашего ребёнка.

3. Прививая ребёнку культуру чтения, помните, что самый главный пример для него – вы сами.

4. Современные дети почти не видят своих родителей с книгой. Хорошим выходом из положения является совместное чтение. Заведите ритуал вечернего чтения, выберите какую-либо книгу и читайте её понемногу каждый вечер.

5. Не давите на ребёнка. Не гонитесь за скоростью чтения, больше внимания уделяйте правильности прочтения слов, интонации и содержанию. Побеседуйте с ребёнком о прочитанном.

6. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно.

Источник