Ценность и польза образования в исламе

Ценность и польза образования в исламе thumbnail

Урок по ОИК в 4 классе.

Тема: Ценность и польза образования.

Цели: – формирование представления о ценности образования для исламской культуры.

Задачи: – раскрыть значение понятия «польза и ценность образования в исламской культуре;

– познакомиться с терминами мектеб, медресе, цитата, афоризмы, притча.

Ход урока.

– Здравствуйте, ребята. Начинаем урок. Чтобы лучше понять смысл видеоролика, который я сейчас вам покажу, давайте вспомним, кто такие ангелы? (Ангелы созданы из света, никогда не ослушиваются приказов Аллаха, сильны, безгрешны, чисты).

2. Определение темы урока.

– Какая тема сегодняшнего урока? (Ценность и польза образования). Запишите в тетради.

(Мы должны быть: любознательными; трудолюбивыми; усидчивыми; учиться ради довольствия Аллаха – чем больше знаний мы приобретаем, тем сильнее любит нас Аллах).

3.Постановка учебных целей.

– У вас на столах таблицы: определите, какую цель поставите перед собой на сегодняшнем уроке (определяются границы знания-незнания).

– Какая цель у тебя, Алися? (2-3 ученика высказываются)

– Ребята, а как вы понимаете слово польза? (Это хорошие, положительные последствия, благо, выгода).

– А какие нравственные ценности вы знаете? (добро, истина, свобода, любовь, честность).

– Сегодня вы, ребята, узнаете ещё о пользе и ценности образования.

4. Работа в группах (15-20 мин).

– Итак, начинаем работать.

1) группа: вы работаете с учебником, с.68-69. Прочитайте материал сегодняшнего урока, обсудите, подготовьте ответ на вопрос: как и чему издавна учили в исламских школах? Какие исламские школы существовали в старину, где они находились?

2) группа: вы работаете с цитатами, афоризмами. Прочитайте их, постарайтесь понять, а потом объяснить своими словами. Вы согласны со мной, что в ваших афоризмах, цитатах один и тот же смысл?

3) группа: вы отвечаете на вопрос – а что сказано о знаниях в Коране, что говорил пророк Мухаммад? Научитесь правильно и красиво читать их, объяснить своими словами.

4) группа: вы работаете с притчей. Прочитайте её внимательно, постарайтесь понять её смысл и сделать вывод – какое знание вы получили?

5.Выступления групп.

– Итак, 1 группа, вам слово. Расскажите, как и чему издавна учили в исламских школах? Кто из вас будет отвечать?

– Какие исламские школы существовали в старину, где они находились? На этот вопрос отвечает кто?

– Как вы получили такой ответ? (читали материал учебника).

2) группа, познакомьте нас с афоризмами о знаниях, если можно, с их авторами. Будет хорошо, если вы объясните нам их.

– Вы согласны со мной, что в ваших афоризмах, цитатах один и тот же смысл? К какому выводу вы пришли?

Знание существует для того, чтобы его распространять. (Эмерсон У.)

Недостаточно только получить знания, надо найти им приложение. Недостаточно только желать, надо делать. (Гёте И.)

Вообще люди, мало знающие, много говорят, а те, которые много знают, говорят мало. (Руссо Ж.)

Тот, кто мало знает, малому может и учить. (Я. Коменский)

(на обратной стороне информация об авторе)

– В ходе работы группы нам пришлось сначала узнать, что такое афоризм, цитата. Работа со словарём. (Значение слова афоризм по Ожегову:
Афоризм – Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение.

Значение слова цитата по Ожегову:
Цитата – точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания. 

(Мы считаем, что одинаковый смысл имеют только два первых высказывания).

– Третья цитата относится к поведению где? (в обществе).

– А четвёртую можете взять себе на вооружение? (учитесь хорошо, приобретайте знания, чтобы потом вы могли учить своих детей в будущем).

(Все цитаты оформляются на доске, там же идёт защита работы группы).

– Ребята, а где ваши знания о цитатах можно применить? (при написании сочинений…)

Физминутка.

3) группа: Какие наставления даёт Коран? Что говорит пророк Мухаммад о приобретении знаний? Познакомьте нас, объясните.

В Коране сказано: «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание». (Сура «Препирательство», аят 11).

То есть, мусульманин понимает, что если ему будут дарованы знания, то он достигнет всех благ, в том числе и этого мира, и его степень перед Аллахом будет выше других.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословление Всевышнего, говорил: «Тому, кто встал на путь поиска знаний, Аллах облегчит путь в Рай».

То есть, людям, кто стремится к знаниям, обещан Рай, то есть то, к чему стремится мусульманин всю жизнь!

Пророк Мухаммад, мир ему и благословление Всевышнего, говорил: «…Поистине ангелы простирают крылья под тем, кто стремится к знаниям, радуясь его занятиям».

То есть, мусульманин понимает, что к людям, которые стремятся к знаниям, приходят самые лучшие из созданий – ангелы, оберегают их.

Всевышний в Коране сказал: «… и говори: «Господи! Приумножь мои знания» ( сура «Та Ха», аят 114).

Прежде всего необходимо просить о знаниях у Всевышнего. Мусульмане понимают, что все знания у Аллаха и у него следует просить их.

– Итак, можем сказать, что мусульмане всегда стремились и сейчас стремятся к знаниям? А почему? (- знающий человек будет выше других перед Аллахом; – знающему человеку Аллах обещает Рай; – к людям, которые стремятся к знаниям, приходят самые лучшие из созданий – ангелы, оберегают их).

– У кого о знаниях надо просить? (у Аллаха) «Рабби, зидни гыйлмян»

Как вы пришли к этому выводу? (об этом сказано в Коране, об этом говорил пророк Мухаммад.

4) группа: – Ребята, расскажите нам свою притчу. Догадались ли, о скрытом смысле её?

Притча – это особенный рассказ, где есть главный герой, который представляет какую-то часть из нашей жизни. Им может быть человек, мудрец, животное, природное явление, стихия и т.д. И, конечно же, в каждой притче есть суть. Это основная часть любой притчи. Именно от того, на сколько глубока суть, зависит ценность той или иной притчи.

Как научиться быть сдержанным?

Жил-был юноша с плохим характером. Не мог он дня прожить без ссоры и раздражения. Всех домочадцев и друзей он утомил своим характером и устал от него сам. Тогда пришел он к отцу и попросил научить его быть выдержанным.

Отец дал ему мешок гвоздей и сказал, чтобы он забивал один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда юноша потеряет терпение или поругается с кем-нибудь.

В первый день юноша забил множество гвоздей в ворота сада. В последующие недели он научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день.

Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше, вынимать один гвоздь из ворот, каждый раз, когда он возобладает над своим характером и проявит терпение и сдержанность.

Наконец наступил тот день, когда юноша радостно сказал отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам и сказал ему: «Сын, ты прекрасно потрудился и научился самообладанию. Но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь человеку раны в душе, как эти гвозди оставляют дыры на воротах. Ты можешь попросить прощения. Но раны все равно останутся навсегда”.

Читайте также:  Натуральный биойогурт польза и вред

Каждый раз, когда вам захочется кому-нибудь нагрубить или накричать на кого-то, вспомните этот рассказ. Ваша злость или обида пройдет, но сказанные вами слова обратно не вернуть…

Учитесь владеть собой и своими эмоциями!- суть притчи.

Read more: https://elatriym.com/duxovnoe-razvitie/kak-nauchitsya-byt-vyderzhannym#ixzz3Ua28ZndG

6. Итог. Рефлексия.

– Молодцы, сегодня на уроке вы смогли рассказать друг другу о пользе образования, о ценности образования. Мы с вами в начале урока вспомнили о ценностях, скажите, какая группы ярко показала мысль о ценности образования, о том, к чему надо стремиться, о том, какими мы должны быть.

(конечно же, это работа 4 группы)

Ребята, добились ли целей, которые были поставлены в начале урока? (сегодня я узнала,…., было интересно работать).

Оцените свою работу (на уроке я работал …, своей работой на уроке я…), работу ваших одноклассников.

– Ну и закончим урок стихами. Ещё раз напомню вам, что мусульманин просит Аллаха, чтобы Он дал нужные знания.

Видеоролик «Достаточно мне знаний от моего Господа», звучат стихи о знании.

Знание – честь владельца, украшение.

Его постигнув, ты идешь по верному пути.

Неиссякаем знаний клад и накопления.

Прекрасен этот друг, коль с ним в союзе ты.

Ты можешь деньги собирать, потом без них остаться:

И богача постигнет унижение, боль,

А знанием ты будешь вечно наслаждаться,

И нет боязни, что уйдет оно.

О, собиратель знаний! Твой запас прекрасен

И не меняй его на золото и жемчуга.

От знания дух твой жив и ясен,

Как оживает почва от прошедшего дождя.

Как знание велико, как необъятно!

Кто ж сможет все это собрать?

А если суждено тебе учиться,

То самое полезное стремись всегда познать.

7. Д/з: Прочитать с. 68-69, рассказать своим домашним, подумать и привести примеры конкретной пользы от знаний, полученных в школе.

(изучаю английский язык – помогает разбираться в компьютере,и т.д.

Математика – в магазине сосчитать сумму своих товаров;

Литература – читать книги, журналы, улучшать речь, память;

Хорошо учишься – родители довольны тобой; пригодятся при поступлении в институт…)

Приложение

Ралф Уолдо Эмерсон – американский философ, один из крупнейших мыслителей США, писатель, поэт, 
Источник:https://www.wisdoms.ru/avt/b287.html

Иоганн Вольфганг Гете – величайший немецкий поэт, просветитель, государственный, политический деятель, ученый-естествоиспытатель, мыслитель, философ. 
Источник:https://www.wisdoms.ru/avt/b56.html

Жан-Жак Руссо – французский мыслитель, яркая фигура французского сентиментализма, просветитель, писатель, музыковед, композитор
Источник:https://www.wisdoms.ru/avt/b207.html

Ян Амос Коменский – выдающийся чешский педагог, мыслитель-гуманист, основоположник научной педагогики, дидактики, писатель, общественный деятель. 
Источник:https://www.wisdoms.ru/avt/b112.html

Притча – это не просто рассказ, который можно рассказать детям с целью научить мудрости жизни. Притча – это особенный рассказ, который передает тайну нашего мира на примере из реальной или воображаемой истории. В каждой притче есть главный герой, который представляет какую-то часть из нашей жизни. Им может быть человек, мудрец, животное, природное явление, стихия и т.д. Также, в каждой притче есть действие, которое приводит к какому-либо результату. И, конечно же, в каждой притче есть суть. Это основная часть любой притчи. Именно от того, на сколько глубока суть, зависит ценность той или иной притчи.

Один старый мужчина переехал жить к своему сыну, невестке и четырехлетнему внуку. Его руки дрожали, глаза плохо видели, походка была ковыляющей. Семья ела вместе за одним столом, но старые, трясущиеся дедушкины руки и слабое зрение затрудняли этот процесс. Горошины сыпались с ложки на пол, когда он зажимал в руках стакан, молоко проливалось на скатерть. 
Сын и невестка стали все больше раздражаться из-за этого. 
— Мы должны что-то предпринять, — сказал сын. — С меня достаточно того, как он шумно ест, пролитого им молока, и рассыпаной пищи на полу. 
Муж и жена решили поставить отдельный маленький столик в углу комнаты. Там дедушка стал есть в одиночестве, в то время как остальные члены семьи наслаждались обедом. После того, как дедушка дважды разбивал тарелки, ему стали подавать еду в деревянной миске. Когда кто-то из семьи мельком взглядывал на дедушку, иногда у него были слезы в глазах, потому что он был совсем один. С тех пор единственными словами, которые он слышал в свой адрес, были колкие замечания, когда он ронял вилку или рассыпал пищу. 
Четырехлетний мальчик наблюдал за всем молча. Однажды вечером, перед ужином, отец заметил его играющим с деревянной щепкой на полу. Он ласково спросил малыша: 
— Чем ты занимаешься? 
Так же доверчиво мальчик ответил: 
— Я делаю маленькую миску для тебя и мамы, из которой вы будете кушать, когда я вырасту. 
Мальчик улыбнулся и продолжил работать. Эти слова так ошеломили родителей, что они потеряли дар речи. Потом слезы заструились на их лицах. И хотя ни одного слова не было произнесено, оба знали, что надо сделать. 
В тот вечер муж подошел к дедушке, взял за руку и нежно проводил его обратно к семейному столу. Все оставшиеся дни он ел вместе с семьей. И почему-то ни муж ни жена больше не беспокоились, когда падала вилка, разливалось молоко или пачкалась скатерть.

– Какое знание вы получили из этой притчи?

Ответ 4 группы: суть этой притчи – сын научил уважать старших.

Как научиться быть сдержанным?

Жил-был юноша с плохим характером. Не мог он дня прожить без ссоры и раздражения. Всех домочадцев и друзей он утомил своим характером и устал от него сам. Тогда пришел он к отцу и попросил научить его быть выдержанным.

Отец дал ему мешок гвоздей и сказал, чтобы он забивал один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда юноша потеряет терпение или поругается с кем-нибудь.

В первый день юноша забил множество гвоздей в ворота сада. В последующие недели он научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день.

Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше, вынимать один гвоздь из ворот, каждый раз, когда он возобладает над своим характером и проявит терпение и сдержанность.

Наконец наступил тот день, когда юноша радостно сказал отцу, что вытащил все гвозди. Отец подвел сына к садовым воротам и сказал ему: «Сын, ты прекрасно потрудился и научился самообладанию. Но посмотри, сколько дырок осталось на воротах. Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь человеку раны в душе, как эти гвозди оставляют дыры на воротах. Ты можешь попросить прощения. Но раны все равно останутся навсегда”.

Читайте также:  Польза свежей капусты с морковью

Источник

Поиск знаний является священной обязанностью для каждого человека, исповедующего ислам. Первыми словами, которые услышал Заключительный пророк человечества Мухаммад (с.г.в.) от Всевышнего, стало приказание читать: «Читай во имя твоего Господа, Который сотворил всё сущее» (сура 96, аят 1). Этим аятом Аллах призывает всех людей искать знания, работать над собственным интеллектом, стремиться быть грамотными.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) в одном из своих известнейших хадисов говорит: «Поиск знаний является обязанностью для каждого мусульманина и мусульманки» (Табарани). То есть в данном случае получение знаний, освоение новых умений характеризуется Посланником Всевышнего (с.г.в.) как обязательное дело для всех уверовавших в его миссию людей.

Важность образования в исламе подчёркивается не только вышеприведённым аятом из суры «Сгусток». В контексте вопросов равенства, развития и наличия у человека знаний крайне примечателен аят из суры «Толпы»:

«…Скажи: “Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?” Воистину, поминают назидание только обладающие разумом» (39:9)

В другой части текста Священного Корана говорится о необходимости просить у Аллаха знаний:

«…Господи! Приумножь мои знания» (20:114)

Этот аят напоминает верующему, что он должен на постоянной основе искать знания, поскольку они помогают укреплять его настойчивость в вере и исполнении религиозных обязательств. Свидетельством тому служат аяты из суры «Бакара»:

«Он дарует мудрость, кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом. Однако поминают назидание только обладающие разумом» (2:269)

Поиск и распространение приносящих общественную пользу знаний обладает свойством, которое позволяет их открывателю пополнять свой список добрых дел и после смерти. «Когда умирает человек, закрывается книга его деяний. Только три вещи продолжают приносить ему пользу и пополняют список хороших дел – результаты его благотворительной деятельности, открытие знаний, приносящих пользу людям, и набожный ребёнок, который будет молиться за спасение его души» (хадис от Муслима).

Знания как таковые можно разделить на два типа. Первый – это знания своей религии. Второй тип представляет собой специализированное образование, посредством которого можно стать специалистом в конкретной сфере и приносить тем самым пользу обществу. На родителях лежит обязанность обеспечить своих детей обоими типами знаний. При этом нет никакой дискриминации по гендерному, расовому либо национальному признаку. Миссия Пророка Мухаммада (с.г.в.) стоит выше всего этого, открывая равные возможности для всех.

Примечательно, что Священный Коран имеет множество аятов, которые содержат в себе научные откровения. Например, в следующем аяте речь идёт о так называемом Большом взрыве, через который, по мнению учёных, произошло образование Вселенной:

«Неужели неверующие не видят, что небеса и земля были единым целым и что Мы разделили их и сотворили всё живое из воды? Неужели они не уверуют?» (21:30)

В другом аяте повествуется о процессе расширения Вселенной, которую Создатель осуществил Своей волей:

«Мы воздвигли небо благодаря могуществу, и Мы его расширяем (или даруем пропитание; или обладаем мощью)» (51:47)

Таким же образом в Священном Коране находят отражение научные факты, характерные для химии, биологии, ботаники, геологии.

Стоит отметить, что, опираясь на Священное Писание, продвижение образования в массы осуществляется посредством разных форм деятельности, регулируемых напрямую исламским правом. Речь в данном случае идёт о закяте, садаке и вакфе. Так, например, через использование последнего инструмента во многих азиатских, африканских и даже европейских странах успешно происходит становление системы религиозного и светского образования.

Известно, что процесс развития в стране или регионе представляет собой нечто большее, чем простой экономический рост, и напрямую охватывает также социальные, культурные вопросы. В этом смысле образование представляет собой инструмент, обеспечивающий равные возможности и высокий уровень доходов. Разница между подлинным развитием и экономическим ростом заключается как раз в том, что последнее не предполагает устранение социального, экономического неравенства.

Таким образом, ислам предлагает целую систему развития общества, основанную на стимулировании получения знаний. Доказательством тому служит бурный рост научной мысли в мусульманских странах в первые века распространения религии – до того момента, пока слова Всевышнего и Пророка Мухаммада (с.г.в.) о ценности знаний не стали искажаться в рамках ряда исламских течений и не привели к застою в этой сфере.

Источник

Как  получить самое большое счастье?

Для человека нет большего счастья, чем изучение исламских наук. И нет большей бедности, чем невежество. Тем не менее, большинство мусульман сегодня довольствуется невежеством.

Ислам – это путь, указанный Всевышним. Подобно тому, как тело без души разлагается, так и Ислам без знаний приходит в упадок. В хадисе говорится: «Знания – это душа Ислама и опора религии» (Абу Шайх).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) придавал огромное значение приобретению знаний. Он сказал: «Стремление к знаниям – обязанность каждого мусульманина и каждой мусульманки». (Табрани, Байхаки и другие). Приобретать знания, стремиться к ним нас призывают сотни хадисов. Вот смысл некоторых из них.

«Если Аллах хочет одарить кого-то особым благом, то одаривает его пониманием (знанием) религии». Это достоверный хадис, рассказанный Муавиятом и приводимый Бухари, Муслимом и другими. Из этого хадиса следует, что те, кто приобретает знания, – это люди, которых Аллах  одарил особым благом.

«О, люди, знания приобретаются в результате стремления к ним» (Табрани).

«Кто вышел из дома за знаниями, тому Аллах  облегчает путь в Рай». Достоверный хадис, приводимый Муслимом, Хакимом, Тирмизи и другими.

«…Поистине, и ангелы простирают крылья над тем, кто стремится к знаниям,  радуясь его занятиям» (Тирмизи, Абу Давуд, Байхаки и другие).

«“Добро пожаловать, искатель знаний”, – с такими словами окружают ангелы того, кто стремится к знаниям. Затем ангелы встают друг на друга, и так они доходят до ближайшего неба, выражая любовь к знаниям, к которым тот стремится». Достоверный хадис, приводимый имамом Ахмадом, Табрани, Хакимом, Ибну Маджихом и другими.

«Кто умрет, будучи в поисках знаний, тот встречается с Аллахом  на таком уровне, при котором между ним и пророками остается лишь одна ступень» (Табрани в книге «Авсат»).

«Какой бы раб Божий ни находился в поисках знаний, эти его поиски становятся искуплением его грехов, совершенных ранее» (Тирмизи, Табрани).

«Никто не приобретал ничего ценнее знаний, что наставляет человека на путь истины и оберегает его от всего пагубного» (Табрани).

«Если искатель знаний встретит смерть в поисках знаний, то он умрет шахидом». (Табрани, Баззар).

Пророк (мир ему и благословение) говорил своему сподвижнику: «О, Абу Зар, выучи с утра один раздел науки и следуй полученным знаниям – это лучше для тебя, чем совершение намаза в тысячу ракаатов». Хадис приводит Ибн Маджих с красивым иснадом.

Читайте также:  Какой мусор можно переработать с пользой

«Нет пользы от мира сего и от всего, что в нем, кроме поминания Аллаха  и того, что связано с этим, а также кроме алима и учащегося» (Красивый хадис, приводимый Тирмизи, Байхаки, Ибну Маджихом и другими).

«Кто бы ни изучил один раздел науки с тем, чтобы обучить этому других, тот получит воздаяние, равное воздаянию семидесяти сиддиков» (Дайлами). (Сиддики – это самые близкие к Аллаху люди после пророков).

«Стремление к знаниям перед Аллахом ценнее намаза, поста, хаджа и джихада на пути Аллаха» (Табрани, Ибну Абдул Барри).

«Изучение наук в течение часа лучше поклонения в течение всей ночи. Изучение наук в течение дня лучше поста в течение трех месяцев» (Дайлами).

«Знания укрывают все недостатки, а невежество выявляет их всех». Хадис, рассказанный Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллах ), приводит Дайлами.

Ценность и польза образования в исламе

«Алимы – это светочи земли, преемники пророков и наследники мои и других пророков». Хадис, рассказанный Али-асхабом, приводит Ибн Адийна.

«Когда у моста Сират встретятся алим и абид (старательно поклоняющийся), абиду скажут: «Вступай в Рай и наслаждайся, это тебе за поклонения твои». А алиму скажут: «Ты подожди, ты можешь ходатайствовать (шафаат) за кого пожелаешь, и твое ходатайство будет принято. В тот день алимы будут подобны пророкам». То есть алимы ходатайствуют подобно пророкам. Хадис, рассказанный Ибн Аббасом (да будет доволен им Аллах), приводят Абу Шайх и Дайлами.

Тирмизи приводит хадис, рассказанный Абу Умаматом (да будет доволен им Аллах), о том, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Достоинство алима по сравнению с достоинством  абида такое же, как мое достоинство по сравнению с наименее достойным из вас. Над тем, кто учит людей добру, смилостивится Аллах, и за него читают мольбу ангелы и обитатели земли и небес, даже муравьи в муравейниках».

«Больше всех в День суда будет печалиться тот, кто имел возможность изучить науки, но не изучил» (Ибн Асакир).

«Обеспечение пропитанием того, кто занят изучением наук, Аллах  берет на Себя».

«Сон обладающего знаниями лучше намаза невежды» (Абу Нуайм).

«В День суда ставят на весы чернила алимов и кровь шахидов, и чернила алимов перевешивают кровь шахидов» (Дайлами).

«Стремящийся к знаниям среди невежд подобен живому среди мертвых» (Аль-Асакири).

«Алим, от которого исходит польза, лучше тысячи абидов» (Дайлами).

«Один алим для шайтана тягостнее ста абидов» (Табрани).

«Уровень алима на семьдесят степеней выше уровня абида, и между каждыми двумя ближайшими степенями расстояние, как между небом и землей» (Дайлами).

«Приобретай знания, даже если для этого придется отправиться в Китай, ведь приобретение знаний – долг каждого мусульманина» (Байхаки, Ибн Ади и другие).

«Кто ищет знания, того ищет рай, а кто стремится к ослушанию Аллаха , того ищет ад» (Ибн Наджжар).

«Кто отправится в мечеть с намерением обучаться благому или обучать других этому, тот получит воздаяние как за совершение полноценного хаджа и полноценной умры (малого хаджа)» (Табрани, Хаким).

«В День суда Аллах  соберет алимов и скажет: «Я вложил мудрость в ваши сердца не для того, чтобы подвергать вас мучениям. Ступайте в Рай!».

Всевышний в высокочтимом Коране говорит (смысл): «Разве сравняются те, которые знают, с теми, которые не знают?» (сура «Аз-Зумар», аят 9).

Еще говорит Аллах в высокочтимом Коране (смысл): «Аллах  возвысит на том свете правоверных среди вас, а тех, кому дарованы знания, возвысит на много степеней» (сура «Аль-Муджадалат», аят 11).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах ) так истолковал этот высокочтимый аят: «Уровень алимов выше уровня уверовавших на семьсот степеней, между каждыми двумя ближайшими из них расстояние пятьсот лет ходьбы».

В досточтимом Коране еще немало аятов, указывающих на высокочтимость знаний и их обладателей.

В достоверном хадисе, приводимом Бухари и Муслимом, тоже говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Пример истинного пути, с которым меня послал Аллах, и знания – это пример обильного дождя: часть его падает на плодородную землю и там вырастает густая зеленая трава;  другая его часть падает на твердую землю и вода собирается в водоемы и Аллах  делает её полезной для людей –  они пьют её и орошают ею земли. Третья часть его падает на песчаные земли, они не удерживают влагу, на них не растет трава… Той благой (плодородной) земле подобны те, кто изучил религию Аллаха, кому помог Аллах  посредством знаний, с которыми был послан я, кто изучил науки и обучил им других… Худой земле, которой дождь не приносит пользы, подобен тот, кто даже голову не поднял ради того истинного пути, с которым был послан я, и не воспринял его.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Приобретайте знания, ибо это – богобоязненность, стремление к ним – это поклонение (ибадат), обсуждение их – это славословие (тасбих), расспросы, связанные с ними, – это джихад, обучение им незнающего – это милостыня (садака), передача их достойному – это деяние, которое приближает к Аллаху . Знания очерчивают границу между дозволенным (халал) и запретным (харам), они – светила на пути в Рай, развлечение при одиночестве, друг на чужбине, твой собеседник, когда ты один, проводник в радости и горе, оружие против врагов и твое украшение среди друзей.

Аллах  возвышает некоторых знаниями и делает их предводителями дел добрых, распространяет их наследие, люди берут с них пример, прислушаются к их советам, ангелы стремятся к дружбе с ними и ласкают их крыльями своими, все сухое и сырое, и рыбы в воде, и насекомые, и животные суши, и домашние животные – все просят Аллаха  о прощении их (т.е. тех, кого Аллах  возвысил  знаниями) грехов. Потому что знания оживляют сердца от смерти невежества, освещают мрак. Знания возвышают раба Божьего до уровня праведников. Размышления о науках сравнимы с соблюдением поста, чтение книги – с ночным бдением в поклонении. Знания способствуют скреплению родственных уз, посредством них различают благое и дурное. Они – предводитель деяний благих, ибо деяния следуют за знаниями. Ими одаривают благих, а дурные лишаются их». (Ибн Абдул Барри и другие).

Да поможет нам Аллах  неустанно, отбросив лень, приобретать полезные знания! Амин.

ISLAMDAG.RU

Источник