Черносошными назывались крестьяне которые несли повинности в пользу

Черносошными назывались крестьяне которые несли повинности в пользу thumbnail

Кто такие черносошные крестьяне

Определение

Черносошные крестьяне — это сословие тяглых крестьян на Руси, которое населяло земли, свободные от каких-либо владельцев.

Название «черносошные крестьяне» является симбиозом двух слов: черные люди (представители низшего класса) и соха (вид податного обложения).

По мере укрепления и централизации власти в стране такие земли постепенно закреплялись за князем как за правителем всем государства, а не как за частным собственником. Крестьяне же имели право использовать землю как члены общины и даже могли передавать свои наделы наследникам при условии, что те также останутся в общине пожизненно.

Вместе с тем, крестьяне имели круг прав на землю как собственники и имели право:

  • дарить участки;
  • отдавать земли в залог;
  • продавать — при условии, что покупатель будет тянуть в общинные разрубы и разметы, а также оплатит сразу же все пошлины, иначе сделка не будет действительна.

Право отчуждать участки больше распространилось именно в городах, нежели деревнях. Между сторонами осуществлялась продажа права на землю, а не самой территории.

Примечание

Примечательно, что в то время сам князь не мог покупать участки.

Самой большой единицей крестьянской общины считалась волость, где был свой староста. К волости «прилагались» села, поселки и деревни, которые имели статус ниже. Там тоже были старосты. Общины менялись землями с соседскими общинами, занимались покупкой и выкупом участков.

Пустынные земли на территории страны активно заселялись: людям выдавали участки, выплачивали пособия, предоставляли льготы, платили прежним владельцам крестьян деньги за них, когда последние покидали своего хозяина.

Общины черносошных земель несли ответственность перед властью за соблюдение порядка в волости, за сбор податей и отправление повинности.

В судах волостей и наместников принимали участие:

  • выборные начальники;
  • старосты;
  • сотские;
  • добрые люди, выбранные из черносошных крестьян.

Примечание

Аппарат самоуправления черносошных крестьян подробно раскрывается в судных списках и грамотах, датированных XV в.

Появление черносошных крестьян в Древней Руси

Первые крестьяне, заселившие свободные территории, появились на Руси в XIV в. В этот период государство освободилось от власти Орды, и главной задачей князей стало прикрепление рабочих рук к земле.

Примечание

В странах Запада в тот же период крепостничество становилось менее популярным, в то время как на Руси данная тенденция только набирала обороты.

Тогда появляются рядовичи или закупы, т.е. формально свободные люди, однако по факту они были экономически зависимыми по тем или иным причинам. Правительство стремилось ограничить свободу крестьян, что впоследствии привело к появлению нового сословия — холопов, т.е. людей, не имеющих никаких прав.

Феодальный класс не был доволен тем, что свободные крестьяне, коими являлись черносошные, имели определенное превосходство перед другими. Однако их привилегированность была условной — они платили оброк, а также выполняли ряд повинностей:

  • пашня — т.н. государственная барщина;
  • дорожные работы;
  • вырубка леса;
  • доставка подводов.

Примечание

Черносошные крестьяне выплачивали самую высокую подать среди всех крестьян.

В 1497 г. принимается Судебник, призванный решить все спорные моменты в отношении крестьянства, однако в обществе наблюдалось давление высшего сословия — дворян и бояр. Из-за этого пришлось принять меры по ужесточению рамок в отношении крестьян. Так, следующий Судебник 1550 года выходит с дополнительными положениями, закрепленными в новых статьях.

Пока еще возможность перейти к другому помещику была сохранена, однако сумму, которую выплачивали крестьяне при уходе, увеличилась. Далеко не все могли уйти в Юрьев день, т.е. воспользоваться правом перехода от прежнего хозяина к другому. Такой шаг можно расценивать как укрепление феодализма в государстве, т.к. новое правило защищало, преимущественно, интересы правящего сословия. Крестьяне, в свою очередь, становились еще более зависимыми.

Иван Грозный выпускает Указ, который приостанавливал переход крестьян от одного владельца к другому. Центральные территории пустовали, в то время как условия жизни для подавляющей части населения становились более жесткими и суровыми. Также, согласно документу, беглые крестьяне могли быть возвращены к прежнему владельцу даже по истечении 5 лет, хотя ранее этот срок считался крайним. Новый закон, принятый в 1649 г., окончательно запретил менять хозяина, и отныне крестьянин становился обязанным своему помещику пожизненно.

Примечание

Так в стране закрепилось крепостное право. Черносошные же крестьяне принадлежали только государю, и им в определенной степени была предоставлена свобода.

Их статус оставался неизменным вплоть до середины XVIII в. В 1649 году при царе Алексее Михайловиче выходит Соборное Уложение, которое установило нераздельность всего крестьянства как сословия. Тогда же происходит отмена Юрьева дня, распространявшаяся на помещичьих крестьян и на черносошных.

Правовое положение после реформ Петра I

В XVIII веке правительство провело ряд мер, связанных со сферой землевладения.

В 1754 и 1766 гг. приняты межевые инструкции, а в 1756 г. — манифест. В этих документах указывается, что земельные участки черносошных крестьян принадлежат государству. Их прежние притязания на территории отменяются, однако новые порядки не помешали населению по-прежнему отчуждать земли. Но старый уклад постепенно рушился под влиянием принятого законодательства.

С 1775 начинают осуществляться принципы межевых инструкций казенными палатами, и отныне черносошные крестьяне попадают в их ведение.

Правительство приняло решение по уравнительному распределению участков между крестьянами, однако это вызвало недовольство населения. Посыпались жалобы, т.к. права на земли имели подтверждение в виде купчих, духовных завещаний и иных документов.

Читайте также:  Ультрафиолетовая лампа польза и вред мнение врачей

В 1830 г. посредством принятого «генерального поравнения» черносошные крестьяне были утверждены как собственность государства.

Территориальное расположение

Местности, где жили черносошные люди, не являлись освоенными. В этих полосах господствовал суровый климат. Населения выживало благодаря:

  • торговле;
  • охоте;
  • пушному промыслу;
  • рыболовству;
  • собирательству.

Больше всего черносошных крестьян проживало в Сибири и Поморье. Их насчитывалось порядка 1 миллиона человек в начале XVIII века. Так как в этих местностях не было крепостного права, крестьяне, жившие в Поморье, имели торговые отношения с странами Западной Европы через Архангельск.

Налоги и повинности

Черносошные крестьяне платили дань в период татаро-монгольского ига, затем — князю Московскому, а с 1547 года — государю. Дань выступала основным оброком, т.е. регламентированным денежным налогом.

Тогда государь Московский владел всеми землями в стране и населением. Форма правления представляла собой абсолютную монархию, пришедшая на смену сословно-представительной, поэтому большая часть населения воспринималась правителем как холопы и налогоплательщики. Помимо выплаты налога черносошные крестьяне выполняли обязательные повинности:

  1. Городовое дело. Черносошные люди должны были приводить города в порядок и обустраивать городские укрепления. Отрабатывать данную повинность приходилось бесплатно.
  2. Ямское дело. Повинность заключалась в обустройстве почтовой службы. Первыми, кто внедрил ямское дело, стали монголо-татары. Князья решили оставить повинность после освобождения от ига.
  3. Княжеская повинность. Она заключалась в то, что крестьяне ставили двор князю, предоставляли самое необходимое для его владения и кормили лошадей. Своего местного волостеля черносошные работники также обеспечивали продуктами.

То есть «свобода» таких крестьян была весьма условной категорией. Они могли как угодно распоряжаться своими участками, однако государство обложило их существенными налогами и повинностями.

Источник

Процесс закрепощения крестьян в России протекал длительно, постепенно большая часть населения, трудившаяся на земле, оказалась под властью помещиков, которым эта земля принадлежала. Особым оставалось положение черносошных крестьян, имевших не только обязанности (как крепостные), но и некоторые личные права.

Правовой статус черносошных крестьян

Черносошными назывались земледельцы лично свободные и владевшие общинными землями. Нельзя сказать, что обрабатываемый земельный участок был их полностью их личной собственностью – скорее, крестьянам принадлежало право до некоторой степени распоряжаться своим наделом. Так, они могли продать его, передать по наследству, передать кому-то в пользование. При этом покупатель (или лицо, получившее землю), был обязан «тянуть в общинные разрубы» (иными словами, уплачивать все подати и пошлины, наложенные общиной) или сразу выкупить участок, уплатив все пошлины. Тем самым участок «обелялся».

Чернотяглые крестьяне в России XVI-XVII вв. были уникальным явлением: у них не было господина, это были свободные крестьяне. Этим их правовой статус отличался от статуса владельческих. Черносошные «сидели» на землях, формально принадлежавших князю, а позднее – государю. Но князь в данном случае владел землей не как частный собственник, а как представитель государственной власти. Поэтому крестьяне считались государственными.

Владельческие крестьяне

Кроме черносошных, существовала вторая категория населения, обрабатывающего землю. Это были владельческие крестьяне. В истории России процесс закрепощения происходил в несколько этапов, а после отмены Юрьева дня статус таких крепостных окончательно определился. Правовое положение владельческих – это крестьяне, принадлежавшие помещику на правах собственности. В этом заключалось отличие в положении черносошных и владельческих крестьян: если первые считались лично свободными, то у вторых не было ничего: ни свободы, ни земли. Все принадлежало господину. Степень зависимости у владельческих была абсолютной: помещик мог продать их, с землей или без земли, обменять на лошадей или собак, подарить кому-либо.

Хозяйственная деятельность

В хозяйственной деятельности положение черносошных и владельческих не слишком различалось: и те и другие обрабатывали землю. При этом черносошные несли повинности в пользу общины, владельческие – в пользу господина.

Нередко черносошные проживали на малоосвоенных территориях, на окраинах, а потому, кроме обработки земли (часто не слишком плодородной), занимались дополнительными промыслами: ловили рыбу, охотились, собирали грибы и ягоды. Особенно много таких крестьян появилось в Поморье и в Сибири с началом освоения этих суровых климатических зон.

В XVIII в. с личной свободой для крестьянского сословия было покончено: в 1775 году вышел указ, согласно которому все крестьяне объявлялись чьей-либо собственностью. Черносошные были «приписаны» к казенным палатам.

Если сравнивать положение черносошных и владельческих, то, несомненно, первые оказывались в менее тяжелом положении: они хотя бы могли перейти на новое место жительства, сменить свой участок на другой. Они обладали главным – личной свободой и свободным выбором, чего владельческие крестьяне были изначально лишены.

Источник

Определение 1

Повинности крестьян – это обязанности крестьян по отношению к их хозяину – помещику или государству.

Все жители государства были обязаны нести повинности, основная часть которых ложилась на крестьян – самую многочисленную часть населения.

Со времен Киевской Руси все население делилось на зависимых и свободных. Зависимое население, состоявшее из смердов, холопов и проч., должно было отрабатывать повинности в пользу своих хозяев.

Читайте также:  Все о раках польза и вред

Смердами называлась категория лично свободных крестьян, которые жили в общине. Они платили дань натурой или деньгами, а также несли подводную, воинскую и другие повинности. Дань, которая называлась полюдьем, поначалу собирал лично князь со своей дружиной, которые иногда учиняли произвол, поскольку размер дани не был четко установлен. После восстания древлян в 945 году, княгиня Ольга учредила уроки (точные размеры дани), погосты (места сбора дани) и специальную должность для сбора дани.

Рост частных земельных владений князей и бояр привел к тому, что дань начала превращаться в феодальную ренту, которая сначала в большинстве случаев была представлена отработочной рентой. С первой половины XI века стала активно распространяться уплата повинностей продуктами, а с XIV-XV веков большую популярность приобрела денежная рента.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Основными формами повинности крепостных крестьян были:

  • барщина;
  • оброк.

Барщина

В XI в. на Руси уже существует барщина, которая в XVI веке стала одним из главных видов феодальных повинностей, что было обусловлено организацией феодалами своих хозяйств за счет захваченных крестьянских земель.

Замечание 1

Этот вид повинности представлял собой принудительный труд зависимого крестьянина на земле своего хозяина. Размер барщины определялся продолжительностью отработанного времени или объемом работ.

Появление барщины было обусловлено экономическими условиями, когда в руках одного человека сосредотачивались многие земли, а у других ее было мало, в результате чего, эти факторы объединяются, и со временем свободный труд оказывается заменен зависимым. Поначалу барщина существовала в форме просто повинности с правом свободного отказа, которую крестьянин выполнял добровольно, и которая не была необходимым условием для пользования чужой землей (за это крестьянин мог отдавать лишь часть урожая).

В XVII в. размеры барщины все еще определялись старыми традициями заключения порядных записей между помещиком и крестьянином, несмотря на усиление крепостничества в виде введения «урочных лет». Прежние права оставались и у черносошных крестьян.

Значительно же изменили экономические отношения между помещиком и крестьянином указы из Соборного Уложения, отменяющие урочные лета и вводящие бессрочных сыск беглых крестьян, что фактически прикрепило их к помещику и земле.

В начале XVIII в. все еще не существовало закона, который четко определял бы размеры барщины. Законом предусматривалось лишь количество земли помещика, на которой можно было работать. В правление Петра I помещики свободно пользуются крестьянским трудом в любое время, тем самым, не давая крестьянину времени и возможности обрабатывать его собственную землю. В течение XVIII в. положение крестьян становится все более тяжелым.

Некоторые изменения в определении размеров барщины произошли в царствование Павла I. Он в 1797 году издает Манифест о трехдневной барщине, по которому барщина должна ограничиваться тремя днями в неделю. Кроме того, запрещалось принуждать крестьян к работе в воскресные дни.

После отмены крепостного права в 1861 году барщина сохранялась некоторое время как повинность временнобязанных крестьян. Ее размер должен был быть определен по договору крестьянина и помещика. Кроме того, некоторым крестьянам или сельским обществам разрешалось переходить с барщины на оброк. Замена барщины оброком была выгодна и одним, и другим, так как отдавать деньги или часть урожая было проще, нежели тратить время на обработку помещичьей земли. Выбор – барщина или оброк – делал помещик.

Замечание 2

Такая форма отношений была ликвидирована в 1883 году после указа о переводе крестьян на обязательный выкуп

Оброк

Оброк – это форма повинности крестьян, состоявшая в выплате помещику дани деньгами или продуктами. Оброк делился на:

  • денежный;
  • натуральный;
  • отдельные виды работ.

Крестьяне должны были отдавать часть своего урожая помещику. Размер оброка зависел от размера крестьянского надела. Впоследствии оброк принял форму постоянного денежного платежа, но существовал и более тяжелый натуральный оброк, который платился различными продуктами. Помещики придумывали различные поводы для сбора нового оброка: хлеб на Рождество, яйца на Пасху и пр.; также выплачивалась часть урожая – десятый сноп, девятой ведро винограда и т.д. При такой повинности крестьянин не мог, например, убирать с поля снопы, пока помещик не определит размер оброка, вследствие чего мог портиться урожай.

Замечание 3

Денежный оброк мог заменяться натуральным, но это имел право решать только помещик.

Существовали и другие обязательства, которые подразумевали повинности личного характера. Ими могли быть поголовные платежи, сборы со двора, с дыма, раскладочный сбор и пр. Помещик мог распоряжаться всей собственностью крестьянина, а также им самим: решение о женитьбе крестьянина принимал хозяин.

Итак, барщина носила двоякий характер. С одной стороны, помещики использовали крепостных как бесплатную рабочую силу, что приводило к угнетению последних, не оставляя времени на обработку своей земли. С другой стороны, барщина не была очень выгодна, ибо крестьяне не были заинтересованы в результатах своего труда и не особо старались работать на землях помещика. К тому же, на помещика ложились обязанности по кормлению крестьян, что было тоже затратно. Оброк был более легкой формой повинности для крестьян, однако, его размер также не был законодательно определен. Однако самую большую форму эксплуатации крестьян представляли прочие виды повинностей, в которых ярко проявлялись самые некрасивые формы крепостничества, и крестьянин был фактической собственностью хозяина.

Читайте также:  Спортивные добавки вред или польза и вред

Источник

Для того, чтобы Вам эффективно сдать егэ по истории, требуется знать, кроме всего прочего, все разновидности крестьян, которые были в истории России. Черносошные крестьяне — это специфическая категория, в которой были свои нюансы. Сейчас их мы и разберем кратко эту тему. Где найти информацию об остальных категориях населения в истории России, смотрите в самом конце поста.

Сергей Виноградов. Обед работников. 1890 год

Понятие

Приведем определение. Черносошные крестьяне — это лично свободное сельскохозяйственное население Московского государства, которое «тянуло» государственные повинности и имело место быть на протяжении XIV — XVII веков. К началу XVIII века понятия «государственные крестьяне» и «черносошные» слились окончательно. К тому же времени и относится формирование полного крепостного права.

Сама этимология рассматриваемого понятия крайне проста. Издавна «чернью» как в Риме (плебс плебеи), так и в Византии называли простой народ. С середины XIII столетия в Древней Руси стали называть посадское население страны, которое проживало возле детинца — крепости города. В дальнейшем черными, черносошными крестьянами стали называть сельскохозяйственное население, которое жило на государственных землях Московского государства и платило налоги, тянуло «тягло».

Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1872—1873

Кроме того, черными называли и районы города, которые в противовес «белым», «обеленным» имели налоговый иммунитет. Кроме самих крестьян, начиная с XVI века в этот разряд стали записывать и все население, проживавшее на Севере, крайнем Севере, в Сибири и так далее. Народы, проживавшие на таких территориях называется в науке автохтонным. Такие народы платили ясак — более легкий налог пушниной. 

Черносошные — это лично свободные крестьяне. Поэтому положение их было намного легче помещичьих крепостных. Бытует мнение (например в Википедии и на других сайтах), будто бы черносошные крестьяне могли отчуждать землю: то есть продавать ее кому ни попадя, но уже покупатель нес все повинности. В действительности, же такого не было. Земля была вся общинная, черносошная община не могла по своей воле уже распоряжаться землями: продавать, или дарить. Она могла только перераспределять ее между своими членами (см., например Л. В. Милов «Великорусский пахарь»):

«Хотя черносошные общины Центра могли самовольно принимать (с общего согласия) на свои земли новопришельцев. Однако уже в этот период (XIV — начало XVI в.) в Центре страны ни черные общины, ни отдельные дворохозяйства уже не могли отчуждать черные земли» (глава 2. Крестьяне и община (электронная версия, поэтому страницу не могу указать))

Однако важно понимать, что староста такой общины — это по сути выборное местное самоуправление. На такого старосту тоже возлагались некоторые государственные обязанности.

Налоги и повинности

Тягло — это система налогов и повинностей в Средневековом Московском государстве. «Тянуть тягло» — означает попросту платить налоги. В период монгольского ига черносошные крестьяне платили дань. В послемонгольский период эта же дань уплачивалась не в Орду, а уже Великому московскому князю, за с 1547 года — московскому царю. Дань эта превратилась в оброк — фиксированный налог деньгами.

Тут нужно понимать, что в правитель Московии считался верховным собственником всей земли и всего населения в государстве. Сословно-представительная монархия стремительно (за 150 лет) превратилась в абсолютную. Как следствие все население, неважно какое, стало пониматься как холопы русского царя. Поэтому царь этот мог распоряжаться своими подданными как ему вздумается. Именно поэтому, кроме оброка, крестьянин должен был исполнять повинности в пользу казны.

Василий Перов. Тройка. 1866 год

Городовое дело — эта повинность заключалась в обустройстве городских укреплений и в приведении города в порядок. Понятное дело, что такие работы не оплачивались черносошному люду, а считалась повинностью.

Ямское дело, или ямская повинность — обустройство почтовой службы. Наверняка вы знаете, что начало ямскому делу положили монголо-татары. Полезное было начинание, и поддерживалось властью и после освобождения от ига Золотой Орды.

Княжеские повинности, среди которых была постойная, например. Крестьяне обязаны были «ставить» двор князю, кормить его лошадей, снабжать его хозяйство всем необходимым. Более того, черносошные крестьяне были обязаны содержать продуктами местного волостеля. Система кормлений до своей отмены полностью ложилась на рассматриваемую категорию населения.

Как видите, понятие «лично свободные крестьяне» весьма размытое понятие. Сделал дело, гуляй смело. Однако гуляй пока вновь на тебя не возложат какую-нибудь повинность. И чем дальше в историю, тем больше их было. «Делу время — потехе час» — еще одна пословица. Как будто час — это много =)

Кроме черносошных крестьян надо знать про экономических, монастырских, удельных, и прочие категории. В моем видеокурсе есть часовой урок «Сословия в Российской Империи», в котором я подробно разбираю каждое сословие, и какие были разряды в каждом. На наших курсах подготовки доступен не только видеоурок, но и задания первой и второй части теста по нему с моей проверкой и консультациями! 

До встречи в следующих статьях!

С уважением, Андрей Пучков 

Источник