Что пользы от того над чем он трудиться

Что пользы от того над чем он трудиться thumbnail

1–15. Зависимость человеческой жизни от Божественного миропорядка. 16–22. Скотоподобный конец людей, живущих без Бога.

Еккл.3:1. Всему свое время, и время всякой вещи под небом:

Еккл.3:2. время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время выры­вать по­сажен­ное;

Еккл.3:3. время уби­вать, и время враче­вать; время раз­рушать, и время стро­ить;

Еккл.3:4. время плакать, и время смеяться; время сето­вать, и время плясать;

Еккл.3:5. время раз­брасы­вать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время укло­няться от объятий;

Еккл.3:6. время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;

Еккл.3:7. время раз­дирать, и время сши­вать; время молчать, и время говорить;

Еккл.3:8. время любить, и время не­на­видеть; время войне, и время миру.

В конце второй главы Екклезиаст подошел к главной причине неосуществимости человеческого стремления к счастью. Между человеческим хотением и его выполнением стоит Некто, Кто может отнять хлеб у одного и дать другому. Теперь, в 3 главе, он углубляется в эту мысль и распространяет ее на всю сферу человеческой жизни. И здесь Екклезиаст находит то же беспрогрессивное круговращение, то же неустранимое влияние законов, и здесь все человеческие желания и предприятия стоят в постоянной зависимости от времени и обстоятельств и, подобно явлениям внешней природы, проходят в строгой последовательности. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом». Hephez значит, собственно: склонность, намерение, предприятие. Екклезиаст говорит здесь не о предметах природы, а о деятельности человеческой, о явлениях человеческой жизни, как это видно и из дальнейшего развития мысли. Он хочет сказать, что факты человеческой жизни не суть продукты вполне свободной воли человека, лежат вне пределов его сознательных желаний.

Еккл.3:9. Что по­льзы работа­ю­щему от того, над чем он трудит­ся?

В этой зависимости человеческой жизни от посторонних влияний, неустранимых волею человека, лежит главная причина бесплодности человеческих усилий, неосуществимости человеческого стремления к счастью.

Еккл.3:10. Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том.

А между тем, человек не может погасить в себе жажды высшего блага. Его стремление к счастью, вложенное в него Самим Богом, постоянно и неудержимо толкает его на новые труды, на новые искания.

Еккл.3:11. Всё соделал Он пре­красным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может по­стигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.

Мир полон гармонии, и дух человека носит на себе печать вечности; однако, Божественный миропорядок остается непостижимым для человека и не может быть приведен в гармонию с человеческой волей. «Все соделал Он прекрасным в свое время», т. е. все, созданное Богом, прекрасно в свое время и в своем месте, в общей системе мирового бытия.

«И вложил мир в сердце их«. Еврейское слово olam в переводах передается различно: «вечность» (LXX), «мир» (Вульгата и перевод), «разум», «покров» и т. д. Но так как это слово вообще в Библии и, в частности, в книге Екклезиаста (Еккл 1.10, 2.16, 3.14, 9.16 и др.) значит «вечность», то и в данном месте следует держаться этого значения. Лишь в послебиблейской литературе словом olam стал обозначаться и мир, как бесконечно продолжающийся. «Вложить в человека вечность» значит одарить его Богоподобными свойствами, наложить на человеческую природу отпечаток вечности, Божественности. Стремление человека к высочайшему благу, к вечному счастью, служит выражением его Богоподобности.

Еккл.3:12. Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей.

Еккл.3:13. И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это – дар Божий.

Глубокое противоречие, скрытое в природе человека, с одной стороны – стремление к вечности, с другой – ограниченность его разума, являются главной причиной неудовлетворенности человеческого духа, его всегдашних разочарований. Чтобы более или менее избежать последних, человек должен примириться раз навсегда с мыслью о том, что высшее счастье (Ithron) под солнцем невозможно. Он должен, так сказать, понизить свои требования к жизни и, отбросив искание высочайшего блага, удовольствоваться относительным благом, тем, что сравнительно хорошо, что «лучше» (tob). Если высшее благо – Ithron невозможно, то относительное благо – Tob вполне доступно человеку. В чем же заключается это Tob?

«Познал я, что нет для них ничего лучшего (Tob), как веселиться и делать доброе в жизни своей«. Благой труд и спокойное наслаждение земными радостями – вот единственно доступное для человека счастье. Пока человек стремится к абсолютному счастью на земле, он осужден на постоянные разочарования. Даже и лучшие моменты его жизни отравляются мыслью о непрочности счастья, удручающей заботой о будущем.

Напротив, человек, отказавшийся от искания полного счастья, бывает доволен и тем немногим, что дает ему жизнь, радуется, веселится без заботы о завтрашнем дне. Он, как дитя, отдается всякой радости посылаемой Богом, отдается полным своим существом, непосредственно, не разрушая ее анализом, критикой, бесцельными сомнениями. И эти малые радости, соединенные с добрым трудом и чистой совестью, делают жизнь приятной, относительно счастливой. Стихи 12–13 нисколько не выражают эвдемонистического взгляда на жизнь, который ставит целью жизни одно наслаждение. Во-первых, рядом с земными радостями Екклезиаст ставит другое необходимое условие относительно счастливой жизни, именно – «делание добра»; во-вторых, пользование земными благами соединяется с сознанием зависимости от воли Божией, с благодарной мыслью, что «это дар Божий». Таким образом, то наслаждение жизнью, к которому призывает Екклезиаст, покоится на религиозном миросозерцании, предполагает, как свое необходимое условие, веру в Божественный промысл.

Читайте также:  Проект вред и польза компьютера начальная школа

Еккл.3:14. Познал я, что всё, что делает Бог, пре­бывает вовек: к тому нечего при­бавлять и от того нечего убавить, – и Бог делает так, чтобы бла­го­говели пред лицем Его.

В начале 3-ей главы Екклезиаст говорил о постоянстве и неизменности законов, управляющих человеческой жизнью. Теперь он говорит о них определеннее. Законы эти являются выражениями вечной и неизменной воли Божией. Человек бессилен что-либо прибавить к ним или отбавить от них. В том и заключается цель Божественного промысла, чтобы показать людям их полную зависимость от Бога и, таким образом, научить их страху Божию.

Еккл.3:15. Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, – и Бог воз­зовет про­шедшее.

«Бог воззовет прошедшее«. LXX и сирийский переводят: Бог взыщет преследуемого (слав. »гонимого«). Но, согласно с контекстом, лучше понимать в среднем роде: прогнанное, удаленное, прошедшее.

Еккл.3:16. Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда.

Еккл.3:17. И сказал я в сердце своем: «праведного и нечестивого будет судить Бог; по­тому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там».

Промысл Божий обнаруживается не только в естественных явлениях, но и в нравственной жизни человека. В человеческом суде живут неправда и беззаконие. Но над судом людей есть суд Божий, который воздаст должное праведным и нечестивым. Для этого суда, как и для всякой вещи, настанет свое время. »Праведного и нечестивого будет судить Бог, потому что время для всякой вещи и над всяким делом там». Слово «там« (sсham) не совсем ясно. Вульгата передает его словом «тогда» (tunс), Иероним – «во время суда» (in tempore judiсii), но евр. sсham есть наречие не времени, а места. Вероятно, оно значит здесь: на суде Божием, в параллель слову «там» в ст. 16 для обозначения суда человеческого. Некоторые экзегеты вместо schara (מט) читают sam (מט) и переводят: всeму (Бог) назначил свое время. Мысль совершенно согласна с контекстом, но действительно ли повреждена здесь еврейская пунктуация, сказать трудно.

Еккл.3:18. Ска­за­л я в сердце своем о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные;

Еккл.3:19. потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека пре­имущества перед­ скотом, по­тому что всё – суета!

Еккл.3:20. Все идет в одно место: все про­изошло из праха и все воз­вратит­ся в прах.

Еккл.3:21. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?

Эти стихи подробнее выясняют цель Божественного промысла, кратко указанную уже в словах Еккл.3:14.: «чтобы благоговели пред лицом Его». Зависимость человека от Божественного провидения имеет целью научить людей тому, что сами по себе, с своими естественными силами, естественной волей и разумением, думая жить без Бога, вне Божественного промышления, они подобны животным и не могут иметь никаких оснований к уверенности в бессмертии своего духа. Если факты естественного сознания с непобедимой силой убеждают человека в том, что и человек и животное одинаково умирают, теряют дыхание и источник жизни, превращаясь в прах, то, живя без Бога, не признавая Божественного промысла, откуда он может знать, что дух животного снисходит вниз, а дух человека восходит вверх? В ст. 18–21, как видно, не выражается собственный взгляд Екклезиаста на человеческое существо, его личное сомнение в духовности и бессмертии человеческой природы. Это противоречило бы Еккл 12.7, где прямо говорится, что не все в человеке идет в одно место, но что в прах превращается лишь тело, а дух возвращается к Богу, Который дал его. В приведенных стихах Екклезиаст выясняет, как должен смотреть на себя человек, живущий «сам по себе», руководящийся лишь естественной точкой зрения, не признающий Божественного провидения.

«Сказал я – о сынах человеческих«. Русский перевод не точен. Следует перевести: «сказал я – (это) для сынов человеческих». Для пользы людей установлен тот порядок вещей, в силу которого человеческая жизнь стоит в постоянной зависимости от Божественного промысла и суда. Чтобы испытал их Бог. Barar значит: выделить, испытать, очистить (ср. Дан 11.35: «пострадают некоторые и из разумных для испытания (lebarer) их, очищения и убеления к последнему времени«). Цель Божественного промысла – довести людей до сознания собственного ничтожества и, таким образом, очистить их.

«Все идет в одно место» – не в шеол, как думают некоторые экзегеты, а в землю, как видно из дальнейших слов.

Еккл.3:22. Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами сво­ими: по­тому что это – доля его; ибо кто при­ведет его по­смотреть на то, что будет по­сле него?

Выяснив цель Божественного промысла, Екклезиаст возвращается к своему прежнему выводу, сделанному уже в Еккл.3:12–13. Если человек во всем зависит от Божественного провидения, если сам по себе он бессилен и ничтожен, то должно отказаться от мысли о полном счастье на земле и удовольствоваться радостями Богоугодного труда. «Наслаждаться человеку делами своими». В этом выражении Екклезиаст объединяет два условия относительного счастья: наслаждение жизнью и добрую деятельность (Еккл.3:12), так как то и другое, по нему, неразрывно. «Ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него». Здесь речь не о будущей, загробной жизни человека, как в Еккл.3:21, а о том, что будет «после него», т. е. как сложится жизнь на земле после его смерти. Человек не должен обременять себя и отравлять доступные ему радости излишними беспокойными заботами о далеком будущем.

Читайте также:  Листья деревьев польза и вред

Источник

ВикиЧтение

Толковая Библия. Том 5
Лопухин Александр

9. Что пользы работающему от того, над чем он трудится?

В этой зависимости человеческой жизни от посторонних влияний, неустранимых волею человека, лежит главная причина бесплодности человеческих усилий, неосуществимости человеческого стремления к счастью.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Страдания допускаются ради нашей пользы

Страдания допускаются ради нашей пользы
Жаль! многие люди в мире этом много страдают, много переносят житейских тягостей, неудобств и лишений, не получая от того никакой для себя пользы или облегчения, потому что не обращают своего внимания на истинную причину их, и

Детям нет пользы от постоянных похвал

Детям нет пользы от постоянных похвал
Детям нет пользы от постоянных похвал, от них дети становятся эгоистичными и тщеславными. И в дальнейшем они будут хотеть, чтобы их постоянно все хвалили, даже незаслуженно. К сожалению, сегодня все научились говорить неправду, а

11.3.4. Наука Каббала предназначена для пользы применяющего ее.

11.3.4. Наука Каббала предназначена для пользы применяющего ее.
Отличие каббалистической методики исправления человека от иных методик воспитания — в их цели: чему должен соответствовать исправленный человек — стандартам общества или высшей силе.То есть относительно

Обойти эгоизм – ради пользы для души

Обойти эгоизм – ради пользы для души
Я обманываю свой эгоизм: «Стоит мне. Посмотри, какой он – Высший мир по сравнению с этим миром. Этот мир проваливается с каждым днем. Все горит, все исчезает. Этот мир, как шагреневая кожа».Лучше и не родиться.Да. И вот с помощью двух сил,

Глава XIV. Сравнение пользы приносимой даром языков, и пользы получаемой от дара пророчества (1-25). Правила относительно употребления даров духовных (26-40)

Глава XIV. Сравнение пользы приносимой даром языков, и пользы получаемой от дара пророчества (1-25). Правила относительно употребления даров духовных (26-40)

1-25
Общая мысль этого отдела такая: каждый должен стремиться к получению главным образом таких даров, которые прежде

85. Доказательство того же из опытов духовной жизни, или того, как благодать и грех действуют в преуспевающем

85. Доказательство того же из опытов духовной жизни, или того, как благодать и грех действуют в преуспевающем
Если кто на том основании, что мы совместно помышляем и о худом и о добром, заключает что Дух Святый и диавол вместе обитают в уме, да ведает таковой, что сие

3. Что пользы человеку от всех трудов eгo, которыми трудится он под солнцем?

3. Что пользы человеку от всех трудов eгo, которыми трудится он под солнцем?
Что пользы человеку. Еврейское слово Ithron в библии ни paзу ни встречается. По мнению гебраистов оно значит: остающееся, непреходящее. Блаженный Иероним вопрос 3 стиха передает словами: quid superest, т.e. что

21. потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать все человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это — суета и зло великое!

21. потому что иной человек трудится мудро, с знанием и успехом, и должен отдать все человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это — суета и зло великое!
Уже одно то, что плодом трудов одного пользуется другой, не принимавший в них никакого участия, является вопиющей

22. Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем? 23. Потому что все дни его — скорби, и его труды — беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это — суета!

22. Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем? 23. Потому что все дни его — скорби, и его труды — беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это — суета!
Для самого же трудящегося труд не дает ничего

9. Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это — суета!

9. Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это — суета!
Сребролюбец не в силах утолить своей жажды к богатству и потому всегда остается неудовлетворенным и

12. “Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь.

12. “Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь.
Господь учит пророка и иудеев, которые еще способны были слушать наставления пророка, не считать сколько-нибудь серьезным заговор царей сирийского и

9. Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены. 10. Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы? 11. Все участвующие в этом будут постыжены, ибо и художники сами

9. Делающие идолов все ничтожны, и вожделеннейшие их не приносят никакой пользы, и они сами себе свидетели в том. Они не видят и не разумеют, и потому будут посрамлены. 10. Кто сделал бога и вылил идола, не приносящего никакой пользы? 11. Все участвующие в этом будут постыжены,

Читайте также:  Стевия как заменитель сахара польза и вред

XXIV. “Скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто имеет власть ввергнутъ в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь” Лк.12:5

XXIV. “Скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто имеет власть ввергнутъ в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь” Лк.12:5
Почему теперь так замалчивают учение откровения о власти Бога над нами: о Его праве требовать, чтобы мы безусловно покорились Ею воле под опасением в противном

Что пользы миру от исихаста?

Что пользы миру от исихаста?
Итак, исихия предполагает внешнее или внутреннее (а иногда и то, и другое вместе) удаление от мира: внешне — посредством бегства в пустыню, внутреннее — «вхождением в себя» и «отложением помыслов». Сошлемся на «Изречения пустынных отцов»:

Источник

Свт. Григорий Нисский

Кое изобилие творящаго, в них же сам трудится

И для чего кому либо длить речь о подобном сему, когда и сказанного достаточно, чтобы открыть смысл, заключающийся в сих речениях? Но поелику Екклезиаст возбудил сим душу наперед обученного высокими этими уроками, то возводит еще в высшее некое состояние душу, которая следует за словом, и говорит: «кое изобилие творящаго, в них же сам трудится?» А это тоже, что сказать: какое следствие всех трудов человеческих, из которых ни одного нет уже более? Человек возделывает землю, плавает по морям, злостраждет в воинских трудах, торгует, терпит убыток, приобретает выгоду, судится, борется, уходит с поприща побежденным, получает победный приговор, признается бедствующим, ублажается, покоится дома, скитается по чужим людям, терпит все иное, что видим в различных житейских занятиях, где у каждого свое дело. И тратящему жизнь свою на подобные занятия какое приносит преимущество забота об этом? Не вместе ли и жизнь прекращается, и все покрывается забвением? Оставленный тем, чего вожделевал, уходит обнаженным, не взяв с собою ничего из здешнего, кроме одного сознания об этом, от которого после в таковых занятиях по заблуждению к проводившему жизнь бывает на небо такой как бы глас: кое изобилие было тебе от многих этих трудов, которыми трудился ты? Где великолепные дома? Где погреба с деньгами? Где медные изваяния и восклицания хвалящих? Теперь вот огонь, бичи, неподкупный суд, и непогрешительное исследование сделанного в жизни. Посему «кое изобилие творящаго, в них же сам трудится?»

На Книгу Екклесиаста.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 9-11 Что пользы работающему от того, над чем он трудится? Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том. Все соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца

Какая польза делающему от того, над чем он трудится? Я видел это занятие, которое дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нём. Все он сделал добрым во время свое и притом дал мир в сердца их, хотя не постигнет человек дела, которое сотворил Бог, от начала до конца. Не безъизвестно мне, что говорили многие относительно этого места, именно, что Бог в настоящем веке и проповедникам ложных учении попустил это занятие для того, чтобы не цепенел в праздности ум человеческий; что это есть благо, которое сделал Бог во время свое, хотя тем не менее они не могут обнимать природу и знание вещей. А Еврей, который учил меня Писанию, объяснял это место так. Когда все в свое время разрушается, и есть время разрушать и созидать, плакать и смеяться, молчать и говорить, и прочее, что сказано о времени: то зачем мы напрасно трудимся и хлопочем и считаем вечными труды этой краткой жизни? зачем, по Евангелию, не довольствуемся злобою дня и не отлагаем помышления о завтрашнем? Ибо, что мы можем иметь в этом веке от усиленных трудов, когда людям от Бога дано только то, чтобы, стремясь тот к одному, а этот к другому, каждый имел чему бы учиться или в чем упражняться? Потому что все, что сделал Бог, есть добро, но добро во время свое. Бодрствовать или спать есть добро; однако не есть добро постоянно бодрствовать или постоянно спать, так как все есть добро попеременно, сообразно с распределением Божиим, тогда, когда то или другое нужно. Бог дал и мир для обитания людям, чтобы они пользовались переменами времён, но не спрашивали о причинах вещей природы, как все сотворено, почему от начала мира и до конца его Бог определил тому или другому рости, быть, изменяться.

Толкование на книгу Екклезиаст.

Лопухин А.П.

Что пользы работающему от того, над чем он трудится

В этой зависимости человеческой жизни от посторонних влияний, неустранимых волею человека, лежит главная причина бесплодности человеческих усилий, неосуществимости человеческого стремления к счастью.

Толковая Библия.

Источник