Что такое платежи в бюджет и платежи в пользу юридического лица
Расчеты с бюджетом производятся в результате начисления и перечисления налогов, сборов и иных платежей, которые уплачиваются предприятиями и физическими лицами.
Понятие налогов и сборов дано в ст. 8 НК РФ:
¦ под налогом понимается обязательный, безвозмездный, невозвратный платеж субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления, они собираются в определенных законом рамках(размерах) и в определенные сроки. Доля налогов в бюджетах развитых стран составляет 80-90%.;
¦ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В соответствии с первой частью НК РФ налоги и сборы Российской Федерации делятся на три группы: федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги и сборы -это налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль (доход), НДФЛ, государственная пошлина, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, налог на добычу полезных ископаемых.
Региональные налоги -это налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законодательством субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов. Примером таких налогов могут служить налог на игорный бизнес, транспортный налог, налог на имущество и др.
Местные налоги и сборы -это налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов муниципальных образований. Примерами таких налогов могут служить земельный налог, местные лицензионные сборы.
Уплата многих налогов (НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц и т.д.) регламентируется частью второй НК РФ. По каждому налогу устанавливаются:
¦ объект обложения;
¦ налоговая база;
¦ налоговый период;
¦ налоговая ставка;
¦ порядок исчисления налога;
¦ порядок и сроки уплаты налога;
¦ налоговые льготы.
Для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работников этой организации предназначен счет 68 “Расчеты по налогам и сборам”.
Счет 68 “Расчеты по налогам и сборам” кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 – на сумму нашга на прибыль, со счетом 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” – на сумму НДФЛ) и т.д.
По дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы НДС, списанные со счета 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”.
Для каждого налога, который уплачивается в бюджет, в учете предприятий и организаций открывается отдельный субсчет.
К счету 68 могут быть открыты следующие субсчета:
¦ 1 “Расчеты по налогу на прибыль”;
¦ 2 “Расчеты по НДС”;
¦ 3 “Расчеты по налогу на имущество”;
¦ 4 “Расчеты по налогу на доходы физических лиц” и др.
Бюджетным кодексом РФ состав доходов федерального бюджета установлен как совокупность собственных налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ.
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина
Установление новых налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ.
Платежи налогов и сборов осуществляются налогоплательщиками, имеющими расчетные счета в банках, платежными поручениями на счета территориальных Управлений Федерального казначейства (УФК). Учет расчетов с бюджетом в УФК строго регламентирован государственными нормативными документами. Основой такой регламентации является использование системы классификаторов, в соответствии с которой и заполняются реквизиты в платежном поручении(Приложение 3) на перечисление налогов и сборов. Рассмотрим эти классификаторы и их применение подробнее.
Статус налогоплательщика указывается в отведённом поле в верхнем правом углу платежного поручения и кодируется цифрами из двух знаков:
01 – налогоплательщик (плательщик сбора),
02 – налоговый агент,
03 – сборщик налогов и сборов,
04 – налоговый орган,
05 – служба судебных приставов,
06 – участник внешнеэкономической деятельности,
07 – таможенный орган,
08 – плательщик иных обязательных платежей.
В платежном поручении на перечисление платежей в бюджет, в отличие от обычного платежного поручения предусмотрена отдельная строка, в которой проставляются следующие коды.
Основным кодом для налога (сбора) является двадцатизначный Код бюджетной классификации (КБК), который присвоен каждому виду и типу платежа, например:
182 101 020 2101 1000 110 – налог на доходы физических лиц,
182 101 020 2101 6350 110 – пени по налогу на доходы физических лиц,
182 101 020 2101 3000 110 – штрафы по налогу на доходы физических лиц.
Далее в отдельном поле указывается одиннадцатизначный код территории (ОКАТО), для Красноярска, например, – 04401987000.
Все платежи в бюджет представлены семью типами, каждый из которых обозначается аббревиатурой из двух заглавных букв русского алфавита:
НС – уплата налога или сбора,
АВ – уплата аванса или предоплата ( в том числе декадные платежи),
ПЕ – уплата пени,
ПЦ – уплата процентов,
СА – налоговые санкции, установленные Налоговым кодексом РФ,
АШ – административный штраф,
ИШ – иные штрафы, установленные соответствующими нормативными документами.
Также платежи в бюджет классифицируются по видам (основаниям) платежа и также обозначаются аббревиатурой из двух заглавных букв русского алфавита:
ТП – платежи текущего года,
ЗД – добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым
периодам,
ТР – погашение задолженности по требованию об уплате налогов (сборов) от налогового органа,
РС – погашение рассроченной задолженности,
ОТ – погашение отсроченной задолженности,
РТ – погашение реструктурированной задолженности,
ВУ – погашение отсроченной задолженности в связи с введением внешнего управления,
ПР – погашение задолженности, приостановленной к взысканию,
АП – погашение задолженности по акту проверки,
АР – погашение задолженности по исполнительному документу.
Кроме того, в указанной строке для налоговых реквизитов платежного документа в отведённых полях проставляется период, за который осуществляется платёж; номер документа-основания, при его наличии, и дата этого документа.
Благодаря использованию рассмотренной выше системы классификаторов обеспечивается детальный аналитический учет налогов и сборов, поступающих в бюджет в учреждениях Федерального казначейства РФ и в налоговых органах.
Источник
Индивидуальные предприниматели и юридические лица не всегда могут самостоятельно уплатить налоги, страховые взносы и сборы. Налоговый кодекс РФ допускает, что за них это могут сделать иные лица. Рассказываем, как правильно оформлять уплату налогов за индивидуального предпринимателя и организации, подтверждать совершение платежей, заполнять платежное поручение.
Из этой статьи вы узнаете:
1. Кто может уплачивать налоги за ИП и организации
2. Обоснования для уплаты налогов третьими лицами
3. Порядок уплаты налогов иными лицами
4. Оформление платежного поручения
Кто может уплачивать налоги за ИП и организации
Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ вносит дополнение в Налоговый кодекс РФ (п. 1 ст. 45), согласно которому заплатить налоги за налогоплательщика может иное лицо.
Это удобно, когда на расчетном счете ИП или юрлица недостаточно денег, они заблокированы налоговыми органами, бизнес требует срочного исполнения других денежных обязательств или у банка возникли проблемы с лицензией.
Новая норма налогового законодательства позволяет делегировать уплату обязательств перед бюджетом, если нет возможности или желания платить самостоятельно.
Кого налоговое законодательство называет «иными лицами»
Согласно Письму ФНС России от 15.09.2017 № БС-4-21/18529@ и п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ «иные лица» — это организации и физические лица:
- граждане Российской Федерации;
- лица без гражданства;
- иностранные граждане;
- другие индивидуальные предприниматели;
- главы крестьянских (фермерских) хозяйств;
- юридические лица, созданные на территории России;
- международные компании;
- международные организации;
- иностранные юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, обладающие гражданской правоспособностью;
- представительства, филиалы международных организаций и юридических лиц, созданные на территории Российской Федерации.
Здесь и далее «иные лица» — «третьи лица».
Физическими лицами, уплачивающими налоги за ИП и организации, могут стать:
- сам предприниматель — за счет использования собственных средств;
- учредитель юридического лица;
- сотрудники ИП или организации;
- родственники, друзья, знакомые и посторонние люди, добровольно согласившиеся на внесение платежей.
В этих случаях деньги перечисляют с лицевого счета физического лица в банке.
Другие предприниматели и юридические лица уплачивают налоги и страховые взносы за налогоплательщиков в качестве контрагентов. Они могут исполнять обязательства по внесению платежей в бюджет в счет предстоящей оплаты услуг или товаров, погашать дебиторскую задолженность. При этом налоги уплачивают с расчетного счета.
Обоснования для уплаты налогов третьими лицами
В Налоговом кодексе РФ нет требований по заключению договора с третьими лицами, которые вносят за налогоплательщиков платежи в бюджет. Для учета поступающих страховых и налоговых платежей не важны их гражданско-правовые основания (Письмо Федеральной налоговой службы от 26 сентября 2017 г. № ЗН-3-22/6394@).
При этом юридическим лицам нужно отражать в бухгалтерской отчетности движение средств на расчетных счетах. Без подтверждающих документов здесь не обойтись. Федеральная налоговая служба (далее — ФНС) рекомендует руководствоваться нормами гражданского законодательства (Письмо ФНС от 15 сентября 2017 г. № БС-4-21/18529@).
ИП и другие организации могут выступать иными лицами при уплате налогов, не будучи контрагентами. В этих случаях для определения сроков и порядка уплаты налогов заключают договор займа или поручения.
Такой способ внесения налоговых платежей не противоречит нормам гражданского законодательства. Региональное Управление Федерального казначейства не может отказать третьему лицу в исполнении обязательства, если оно было возложено на него должником (п. 1 ст. 313 ГК РФ).
По договору займа иное лицо передает деньги налогоплательщику, который обязуется вернуть их в том же объеме заимодавцу (п. 1 ст. 807 Гражданского кодекса РФ). В тексте документа уточняют:
- срок выдачи займа;
- способ предоставления займа — перечисление средств третьему лицу;
- наличие процентов по займу.
На практике при уплате налогов, страховых взносов и сборов третьим лицом заключают договор беспроцентного займа. При этом сумма экономии на процентах считается доходом, и с нее нужно заплатить налог.
Образец договора беспроцентного займа.
В договоре поручения, где ИП или организация — доверитель, а третье лицо — поверенный, важно предусмотреть:
- сроки уплаты налогов, страховых взносов и сборов;
- ответственность третьего лица за их несвоевременное внесение в бюджет;
- способ возврата денег третьему лицу, если у ИП или организации их не было или было недостаточно на момент платежа. Доверитель обязан возместить поверенному издержки и обеспечить средствами для исполнения поручения (п. 2. ст. 975 ГК РФ).
У договора поручения нет унифицированной формы, но его положения должны соответствовать нормам главы 49 ГК РФ.
Образец безвозмездного договора поручения.
По Гражданскому кодексу РФ доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если договором поручения не предусмотрено иное (п. 1 ст. 972 ГК РФ). Но при уплате налогов третьим лицом в текст договора можно включить пункт о его безвозмездном характере и компенсации доверителем затрат поверенного на исполнение обязательств.
Налоговые органы внимательно относятся к исполнению безвозмездных договоров поручения и иногда признают их договорами дарения. Дарение между юрлицами и индивидуальными предпринимателями недопустимо.
Признание уплаты налогов по договору поручения между юридическими лицами или ИП дарением влечет за собой недействительность сделки. В этом случае действуют нормы ст. 166 — 168 Гражданского кодекса РФ. Признание сделки недействительной обязывает каждую сторону договора вернуть другой все полученное по этой сделке.
Беспроцентный займ влечет за собой проблемы: получателю придется заплатить НДФЛ с экономии на процентах по займу. Для налоговиков сам факт передачи чего-либо бесплатно — сигнал, что нужно «копать» глубже и тщательнее.
Но и обычный «процентный» займ в данном случае не сильно лучше. Ведь его нужно потом отдавать, да еще с процентами. А чем отдавать, если деньги ушли на уплату налога?
Таким образом, займ «зависнет», и здесь возможны следующие варианты:
1. Налоговики при проверке признают его доходом получателя со всеми вытекающими последствиями в виде доначисленных налогов, штрафов, пеней и т.п.;
2. Будет заключен договор прощения долга. Но для получателя займа это опять-таки будет облагаемый доход, разве что без штрафов.
То есть с займом в данном случае лучше вообще не связываться.
Безвозмездный договор поручения тоже не лучший вариант, ведь инспекторы очень внимательно анализируют все безвозмездные сделки. Чтобы не создавать себе проблем, лучше заключить такой договор, предусмотрев минимальную оплату.
— Дмитрий Федоров, более 15 лет стажа работы в области бухгалтерского учета и финансов
В отношениях с контрагентом можно ограничиться письмом-просьбой о внесении платежей в бюджет. В нем указывают назначение платежа и идентификаторы налогоплательщика. Письмо можно написать и физическому лицу.
Образец письма-просьбы к контрагенту об уплате налогов
Если в заключенном с контрагентом договоре прописан другой порядок оплаты товаров или услуг, стороны могут подписать дополнительное соглашение. В нем указывают, какую сумму в счет уплаты каких налогов контрагент вносит в бюджет, а не на расчетный счет или кассу ИП, организации. Подписанное обеими сторонами договора соглашение не требует составления письма-просьбы.
Образец дополнительного соглашения к договору поставки.
Порядок уплаты налогов иными лицами
Уплата налогов, страховых взносов и сборов третьим лицом не влечет для него ответственности перед налоговыми органами и бюджетом Российской Федерации. При этом на внесение платежей есть ограничения.
Что можно и нельзя
Иные лица могут уплачивать за индивидуального предпринимателя и организацию любые взносы, налоги, госпошлины, штрафы, которые администрирует ФНС РФ. Самостоятельно налогоплательщики вносят платежи тогда, когда на это есть прямое указание в законе. Например, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти страховые взносы администрирует Фонд социального страхования РФ, поэтому налогоплательщик платит их самостоятельно. Указание на это есть в п. 3 ст. 2 Налогового кодекса РФ и п. 1.1 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ (ред. от 07.03.2018 года).
При уплате налогов, страховых взносов и сборов иными лицами есть и другие ограничения:
1. Иное лицо не может потребовать возврата из бюджета средств, которые были внесены за налогоплательщика;
2. Нельзя перезачесть в пользу ИП или организации переплату по налогам третьего лица. Суммы излишне уплаченных налогов оно может зачесть только в пользу своих недоимок и предстоящих платежей или вернуть себе же по личному заявлению;
3. Нельзя уплатить НДС по конкретной хозяйственной операции, связанной с реализацией товаров и услуг иному лицу. Внесение платежа возможно только по итогам налогового периода. Если ИП купит у ООО «Фирс-Групп» партию меховых шапок на 150 000 рублей, то не сможет уплатить НДС за продавца по этой сделке (Письмо Минфина РФ от 9 июня 2017 года № 03-02-07/1/37101).
При уплате налогов иным лицом можно:
- Погасить недоимку ИП или юрлица за прошедший период, даже предшествующий внесению изменений в ст. 45 НК РФ;
- Учесть сумму внесенных платежей в расходах налогоплательщика, но только после погашения задолженности перед лицом, заплатившим за налогоплательщика (пп. 3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ);
- Вернуть сумму излишне уплаченного иным лицом налога. Сделать это может только сам налогоплательщик, обратившись в налоговый орган по месту регистрации.
При внесении налоговых платежей за ИП и организации третьему лицу не нужно подтверждать происхождение денежных средств.
Отражение платежей от третьих лиц в бухгалтерском учете
Уплату налогов третьими лицами ИП и организации отражают в бухгалтерском учете проводками. Счета дебета и кредита зависят от обоснования платежей.
Проводка при наличии дебиторской задолженности контрагента
В письменной форме ООО «А» обращается к контрагенту ООО «Б» с просьбой об уплате налогов в счет погашения имеющейся перед ним задолженности за поставку товаров. Размер налогового платежа составляет 10 251 рубль, сумма долга — 10 000 рублей.
Проводка ООО «А» (налогоплательщик)
Проводки в бухгалтерском учете налогоплательщика
Проводка ООО «Б» (третье лицо)
Проводки в бухгалтерском учете контрагентаПроводки в бухгалтерском учете налогоплательщика
Проводка при уплате налогов третьим лицом по договору беспроцентного займа
При недостаточности денежных средств на счете ООО «А», его генеральным директором был заключен договор беспроцентного займа с контрагентом ООО «Н». Сумма займа в размере 15 550 рублей была предоставлена ООО «А» на срок 10 месяцев с перечислением денежных средств в бюджет для уплаты налогов.
Проводка ООО «А» (налогоплательщик)
Проводки в бухгалтерском учете налогоплательщика
Проводка ООО «Н» (третье лицо)
Проводки в бухгалтерском учете третьего лица
Беспроцентный займ не отражают по дебету счета 58.3, так как он не приносит доход. Движение денежных средств по договору займа не учитывают в составе доходов и расходов (п.п. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ). Для фиксации в проводке долгосрочного займа (на срок более 12 месяцев) используют счет 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» вместо 66.
Проводка при внесении собственных средств на расчетный счет
У ООО «А» на расчетном счете нет денег для уплаты налогов, при этом достаточная сумма в размере 12 520 рублей есть на лицевом счете его учредителя. Он вносит собственные средства на расчетный счет и уплачивает налоги.
Проводки в бухгалтерском учете ООО «А»
Суммы налогов, которые за предпринимателя уплатило третье лицо, не считаются доходом. Они не отражаются в книге учета доходов и расходов (КУДиР) или книге доходов предпринимателя и не облагаются налогом на прибыль.
Оформление платежного поручения
Для уплаты налогов за ИП или организацию третье лицо заполняет платежное поручение. Его форма утверждена Приложением 2 к Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П. Правила заполнения поручения содержатся в приложениях к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н (ред. от 05.04.2017).
При заполнении платежного поручения важно понимать, где должна быть информация о налогоплательщике, на которого законом возложена обязанность по внесению налоговых платежей в бюджет, и третьем лице, уплачивающем за него налоги.
Генеральный директор ООО «Веду дело» в письме-просьбе контрагенту ООО «Альфа» попросил уплатить аванс по земельному налогу за III квартал 2018 года в сумме 9 500 (девять тысяч пятьсот) рублей 00 копеек в счет внесения авансового платежа по договору поставки товаров № 311 от 09.10.2018. Бухгалтер ООО «Альфа» заполнил платежное поручение.
Основные поля платежного поручения при уплате налогов третьим лицом
Статус налогоплательщика, за которого вносят платеж — указывают кодом из двух цифр (Приложение № 5 приказа Минфина России от 12.11.2013 № 107н). Когда третье лицо уплачивает налоги за индивидуального предпринимателя, использует код «09». При совершении платежа за организацию применяют код «01».
Данные налогоплательщика, за которого уплачивают налоги — указывают ИНН и КПП. У индивидуального предпринимателя нет КПП.
Наименование или ФИО третьего лица ;— данные зависят от того, кто выступает третьим лицом. Физическое лицо указывает ФИО, полное наименование организации, другой индивидуальный предприниматель — ФИО физического лица, зарегистрировавшего соответствующий статус, с пометкой «ИП» в скобках.
Назначение платежа — через разделяющий знак «//» указывают ИНН, КПП третьего лица (для физлиц — только ИНН), наименование налогоплательщика, какой налог уплачивают и обоснование платежа.
При неправильном указании третьим лицом номера счета Федерального казначейства и наименования банка-получателя сумма не перечисляется на соответствующий счет в бюджетную систему РФ. В этом случае обязанность по уплате налога считается неисполненной (пп.4 п. 4 ст. 45 НК РФ).
Если ошибка в платежном поручении не стала препятствием к перечислению средств, то только сам налогоплательщик может подать в налоговый орган заявление о ее допущении. К нему прикладывают документы, подтверждающие уплату налогов. Независимо от того, кто вносил налоговые и страховые платежи, копия платежного поручения должна быть направлена ИП или юрлицу.
До 30 ноября 2016 года индивидуальные предприниматели и юридические лица исполняли обязанности по уплате налогов, страховых взносов и сборов самостоятельно. Внесенные в Налоговый кодекс РФ изменения создали для ИП и организаций «подушку безопасности» в виде возможности переложить исполнение обязательств на иное лицо.
Для исполнения обязательства перед бюджетом, недопущения пропуска сроков по уплате налогов и отсутствия вопросов у налоговых органов грамотно оформляйте свои отношения. Письмо-поручение и договор займа — надлежащие обоснования внесенных платежей при налоговых проверках.
Для идентификации платежей в пользу налогоплательщика третьим лицом, важно правильно заполнить платежное поручение.
Отличная статья-инструкция для тех, у кого не всегда есть возможность уплатить налоги с расчетного счета. Законная возможность передать обязанность по уплате налога третьему лицу — прекрасный выход из положения. Используя этот способ, вы не допустите просрочки налоговых платежей, если у вас заблокирован счет в банке, имеется картотека № 2, нет денег на расчетном счете или вовсе нет расчетного счета.
На начальном этапе организации бизнеса часто не хватает денег. Поэтому предприниматели стараются обойтись без открытия банковских счетов. Экономят на расчетно-кассовом обслуживании обычно и те, кто не работает с юридическими лицами. Это способ для них.
Организуя оплату налогов третьими лицами, проследите за правильностью оформления сделки. Необходимо учесть все нюансы в заполнении платежного поручения. Если же по какой-то причине ваш платеж не зачислен, а повис в невыясненных платежах — подайте письмо об уточнении платежа. Такое заявление подает непосредственно налогоплательщик, в чьих интересах была осуществлена оплата.
— Елена Тарасова, юрист практики налогообложения и эффективного ведения бизнеса
Источник