Цитата из искусства войны сунь цзы про действие и пользу

«Искусство войны» было написано 2500 лет назад легендарной фигурой, известной как Сунь-Цзы.

Написанная в бурный период войны в Китае, это была первая книга такого рода, фолиант, полностью посвященный изучению войны. Он сразу же получил успех после выпуска и даже был официально оформлен во времена династии Сун как классика, которую обязательно нужно прочитать.

Однако наиболее примечательно то, что «Искусство войны » также стало одной из самых популярных книг по самопомощи всех времен. Учения Сунь-Цзы, изначально предназначенные для глаз императоров, командиров и генералов, теперь читает большой круг людей.

Причина его трансцендентной популярности в том, что по своей сути «Искусство войны» на самом деле не о войне – это о том, как использовать стратегию для преодоления всех жизненных препятствий. Если применить эти уроки, вы научитесь не только тонкому искусству стратегии.

Они помогут вам добиться успеха во всех сферах жизни.

1. Сражайтесь только тогда, когда нет другого выбора.

Показательно, что Сунь-Цзы начинает главную книгу о войне с предостережения против самой войны. Он пишет,

«Мудрый воин избегает битвы. Тот, кто хочет сражаться, должен сначала подсчитать цену… нет ни одного случая, чтобы страна извлекла выгоду из длительной войны».

Это мудрые слова. В гневе мы часто принимаем опрометчивые и не достойные решения. Резкий упрек, который слетает с наших уст, нельзя вернуть обратно. Оглядываясь назад, становится совершенно очевидно, что история полна бессмысленных войн.

В следующий раз, когда вы окажетесь в напряженной ситуации, воздержитесь от злости. Успокойтесь, а затем проанализируйте ситуацию логически. В 99% случаев вы будете рады, что не отреагировали резко и негативно. Как писал Сунь-Цзы,

«Королевство, которое однажды было разрушено, больше никогда не сможет возникнуть; и мертвых никогда не вернуть к жизни ».

Трижды подумайте, прежде чем выбрать насилие.

Генерал Чохи, защищающий покрытый красным лаком мост Чохан, верхом на черном коне со своим грозным копьем, а Сосо бежал верхом. Художник: Утагава Куниёси (1797–1861), Япония. Источник: Creative Commons

2. Умение защищаться чрезвычайно важно.

При этом мы должны быть прагматичными. Хотя не следует вступать в ненужные сражения, Сунь Цзы, тем не менее, утверждает, что изучение войны имеет огромное значение для государства. Эту точку зрения поддерживает Макиавелли, писавший:

«У принца не должно быть другой цели, никаких других мыслей, и он не должен заниматься какой-либо профессией, кроме военной. Единственное, что нужно учить принцу, – это военное искусство. Это основная дисциплина правителя. Войны не избежать; это можно только отложить».

Мы живем в несовершенном мире. Мир, в котором, даже если мы не хотим причинять вред другим, всегда будут существовать другие, которые более чем готовы к насилию. Это досадный, но неоспоримый факт жизни. Таким образом, Сунь-Цзы выступает за установление тонкого баланса между войной и миром, написав:

«Тот, кто полагается исключительно на воинственные меры, будет истреблен; тот, кто полагается исключительно на мирные меры, погибнет».

Если вы хотите далеко продвинуться в жизни, дипломатия и военное мастерство должны идти рука об руку. Перефразируя Джордана Петерсона, хороший человек не безобидный. Хороший человек – это человек, который способен на большое насилие, но держит свою агрессию под контролем.

Не забывайте всегда защищать себя.

3. Думайте сами, не все инструкции должны выполняться.

Сунь-цзы – сторонник критического мышления, он говорит:

«Выиграет тот, кто обладает военными способностями и которому не будет препятствовать государь. Есть дороги, по которым нельзя идти, армии, которые нельзя атаковать, города, которые нельзя осаждать, позиции, которые нельзя оспаривать, приказы государя, которым нельзя подчиняться».

Верный признак эффективного лидера – это тот, кто готов делегировать полномочия. Они не занимаются микроменеджментом, а вместо этого стремятся нанять хороших и доверенных специалистов для выполнения задачи.

С другой стороны, если вы принимаете команды и что-то не имеет смысла, обязательно озвучьте свои сомнения. Вопреки распространенному мнению, готовность слепо подчиняться приказам не означает хорошего последователя – и наоборот, беспрекословное повиновение – это та самая черта, которая привела к невыразимым зверствам, таким как Холокост.

Сунь-Цзы пишет:

«Генерал, который наступает, не желая славы, и отступает, не опасаясь позора, единственная мысль которого – защитить свою страну и оказать хорошую услугу своему государю, является жемчужиной королевства».

Не все приказы предназначены для того, чтобы их можно было отдавать, а тем более – выполнять. Развивайте критический ум и силу делать то, что лучше всего для коллектива. Так вы становитесь эффективным командным игроком.

4. Подготовка – залог успеха.

Сунь-цзы без конца подчеркивает важность подготовки. Он пишет,

Искусство войны учит нас полагаться не на вероятность того, что противник не придет, а на нашу собственную готовность принять его; не из-за того, что он не атакует, а из-за того, что мы сделали нашу позицию неприкосновенной. Победоносные воины сначала побеждают, а потом идут на войну, а побежденные воины сначала идут на войну, а затем стремятся к победе».

Существует распространенная идея – возможно, подпитываемая чрезмерным потреблением боевиков, что герои каким-то волшебным образом примут вызов, когда это будет наиболее важно.

Читайте также:  Оттеночная хна для волос польза

Когда начинается драка, а уровень стресса заоблачный, времени едва хватает, чтобы действовать, не говоря уже о том, чтобы думать. Если требуемые навыки не были выработаны за несколько месяцев до этого, значит, вы уже закончили бой еще до его начала. Как писал греческий поэт Архилох: «Мы не поднимаемся до уровня наших ожиданий; мы опускаемся до уровня нашей подготовки».

Ночи тихого труда, работа, которую никто не видит, определяют наши конечные результаты. Эту мысль поддерживает, возможно, величайший боксер всех времен Мухаммед Али, который сказал: «Поединок выигран или проигран вдали от свидетелей – за линией, в спортзале или на дороге ».

Помните, что важно не воля к победе. Это желание подготовиться к победе. Убедитесь, что вы подходите к любому делу хорошо подготовленным.

5. Мастерство заключается в глубоком знании 5 вещей и их соединении.

Некоторые думают, что эксперт – это тот, кто знает все неясные факты по каждому архаичному предмету. Это полуправда. На самом деле эксперты часто являются не более чем мастерами обучения. Они понимают взаимосвязанную природу знаний и поэтому понимают, что лучший способ достичь мастерства – это не механическое запоминание множества разрозненных предметов.

Сунь-цзы соглашается, говоря, что:

«Здесь не более пяти музыкальных нот, но комбинации этих пяти нот дают больше мелодий, чем когда-либо можно услышать. Существует не более пяти основных цветов, но в сочетании они дают больше оттенков, чем когда-либо. Существует не более пяти основных вкусов, но их комбинации дают больше вкусов, чем можно когда-либо попробовать».

Простые комбинации рождают великие чудеса. Например, в русском алфавите всего 33 буквы, но с их помощью умелые писатели могут составить бесконечное количество литературных шедевров. Гений часто бывает не более чем умением соединять, казалось бы, разрозненные предметы.

6. Радикальное самосознание – первый шаг к мастерству

«Познай себя, знай своего врага. Сотня битв, сотня побед ».

Это, пожалуй, самая известная цитата из «Искусства войны». Познав себя, вы получите реалистичное представление о своих слабых и сильных сторонах. Следующий логический шаг – укрепить первое и использовать второе как оружие. Вот как вы максимально используете свои данные.

Как сказал Аристотель: «Познание себя – начало всякой мудрости». Человека, который бросается в бой, не осознавая своих способностей, можно сравнить со слепым, взбирающимся на гору. Он не знает, где вверх или вниз – более того, он даже не может сказать, на правильной ли он горе.

Не борись вслепую. Прежде чем пытаться покорить других, постарайтесь сначала развить внутреннюю мудрость.

7. Не дегуманизируйте своих оппонентов. Вместо этого постарайтесь понять их.

Сунь-Цзы пишет:

«Чтобы узнать своего врага, вы должны стать своим врагом. Легко любить своего друга, но иногда самый трудный урок, который нужно усвоить, – это любить своего врага ».

В боевых искусствах я снова и снова видел, как всплывают две реакции, когда два бойца сталкиваются друг с другом. Они имеют тенденцию становиться:

  1. Запуганные своими противниками.
  2. Или они злятся на них.

Обе реакции плохие. Страх может заставить даже самых опытных противников съежиться, а с другой стороны, бойцы, которые позволяют эмоциям управлять своей головой, склонны драться неистово. Это приводит к глупым ошибкам. Когда дело доходит до ожесточенного соревнования, лучше всего относиться к сопернику с умеренным уважением.

Имейте в виду, что ваш противник не бог и не отброс. Он живой, дышащий человек, созданный из плоти и крови, как и вы.

Именно это мышление описывал Мусаси. Меч режет в обе стороны. Если вы знаете себя, вы сразу узнаете своего врага, а если вы знаете своего врага, вы, естественно, узнаете себя. Это высший уровень понимания.

Фотография картины «Бой Чжан Фэя с Ма Чао» в Длинном коридоре на территории Летнего дворца в Пекине, Китай. Фотограф: Рольф Мюллер., 2005 г. Источник: Wikimedia Creative Commons

8. « Никогда не пытайтесь добиться силой того, чего можно добиться обманом».

Вышеупомянутая строка была написана Никколо Макиавелли в его неоднозначной книге «Принц». Однако примерно за 2000 лет до рождения Макиавелли Сунь-Цзы уже проповедовал ценность обмана. Он написал,

«Всякая война основана на обмане . Следовательно, когда мы способны атаковать, мы должны казаться не такими; используя наши силы, мы должны казаться бездействующими; когда мы рядом, мы должны заставить врага поверить, что мы далеко; когда далеко, мы должны заставить его поверить, что мы рядом… «Весь секрет заключается в том, чтобы сбить с толку врага, чтобы он не смог понять наши настоящие намерения».

Никогда не сбрасывайте со счетов элемент неожиданности. Многие искусные фехтовальщики были убиты не в открытом бою, а ножом в темноте. Точно так же бесчисленные великие города были разграблены не из-за силы оружия, а из-за обмана.

Читайте также:  Лук с супом польза и вред

Возьмем, к примеру, Трою. Легендарный город год за годом выдерживал осаду греческой армии. Его стены сдерживали даже Ахилла, величайшего воина своего времени. Но все, что потребовалось, – это хитрый Улисс с деревянной лошадью, чтобы проникнуть в Трою и сжечь ее дотла.

Некоторые считают, что обман – аморально. У этих людей добрые намерения, но они не реалисты. Война – и до некоторой степени сам по себе деструктивный конфликт – аморальна по своей сути. Нашей единственной прерогативой должно быть быстрое прекращение боевых действий с минимальным ущербом с обеих сторон.

Иногда в жизни нет правильных решений и вам остается только плохое решение против худшего. В подобных случаях выбирайте победу любыми возможными способами.

9. Осмотрительность – отличительный признак умных.

«Не поддавайтесь соблазну показать, насколько вы умны – гораздо умнее скрыть свою сообразительность». – Роберт Грин

Самый опасный человек в зале – не громкий и дерзкий хвастун. Обычно это сдержанный человек в углу, излучающий тихую уверенность. Роковой недостаток неуверенных людей в том, что они не могут устоять перед желанием выпендриться. Подумайте об одном надоедливом ребенке в классе, который не может не поправить учителя, или о Шелдоне Купере из «Теории большого взрыва».

Эти люди не злые. Они просто не развили самосознание, чтобы держать себя под контролем. Но, выговариваясь, они отказываются от элемента отвлечения внимания и неожиданности – именно тех черт, которые так важны для успеха, о которых мы говорили в предыдущем пункте. Сунь-цзы удваивает важность того, чтобы оставаться в тени. Он пишет,

«Пусть ваши планы будут темными и непреодолимыми, как ночь, а когда вы двигаетесь, падайте, как молния. «Будьте чрезвычайно тонкими, даже до бесформенности. Быть чрезвычайно загадочным даже до беззвучия. Таким образом, вы можете быть писарем судьбы противник ».

Не стоит ум выставлять напоказ, если он у вас есть. Если нужно, притворись тупым. Держите оружие в ножнах, пока не наступит подходящий решающий момент. Тогда – и только тогда действуйте. Так и делается выигрыш.

10. Используйте возможности. Если таковых нет, создайте их.

Есть причина, по которой оригинальный девиз Facebook звучит как «Двигайся быстро и ломай вещи». Это потому, что успеху нравится скорость, а не интеллект. Я не говорю, что мы должны отбросить осторожность и броситься в бой при первых признаках прибыли.

Я говорю, что все планы должны быть безотлагательными. Нам предстоит разработать идеальный сюжет, но мы также должны нанести быстрый и жестокий удар, когда представится возможность. Сунь-цзы прекрасно резюмирует эту философию, когда писал:

«Возможности умножаются по мере того, как ими пользуются… Среди хаоса также есть возможности».

Идеальных ситуаций не существует – существуют только несовершенные обстоятельства, и мы должны заставить их работать. Помните, обычные люди ждут возможности постучаться. Победители встают с дивана и стучатся в двери.

11. Успешные люди быстро адаптируются.

На войне нет установленных условий, как нет строгих правил в бизнесе и жизни. Таким образом, адаптивность – отличительный признак искусного тактика. Перефразируя «Происхождение видов» Дарвина , можно сказать, что выживает не самый сильный и не самый умный из видов, а тот, который лучше всего способен адаптироваться и приспосабливаться к изменяющейся среде, в которой он находится.

Сунь Цзы повторяет эту мысль, написав:

«Вода формирует свое течение в соответствии с природой почвы, по которой она течет; солдат отрабатывает свою победу по отношению к противнику, с которым он сталкивается. Искусного тактика можно сравнить с шуай-джан. Теперь шуай-джан – это змея, обитающая в горах Чанг. Ударьте его по голове, и вы будете атакованы его хвостом; ударьте по его хвосту, и его голова вас атакует; ударьте по центру, и вы будете атакованы головой и хвостом ».

Не влюбляйтесь в какие-либо установленные шаблоны или стратегии. Подобно тому, как основная цель меча – рубить, планы также являются средством для достижения цели. Таким образом, ваши планы должны быть расплывчатыми и плавными, как вода. Позвольте ему течь, позвольте ему рухнуть, позвольте ему постоянно принимать форму в соответствии с постоянно меняющимися требованиями жизни. Вот как вы прокладываете свой путь к успеху.

12. Победители устанавливают правила. Неудачники следуют этим правилам.

Еще один урок, заключается в том, что вам не нужно быть лучше своих соперников, чтобы превзойти его – вам нужно только быть лучше в определенных аспектах игры. Рыба должна вызывать обезьяну на соревнования не по лазанию, а по плаванию. Точно так же, если вы отличный маркетолог, а ваши конкуренты – нет, удвойте свое преимущество и вовлеките его в конкурсы на привлечение внимания. Развивайте сверхъестественную способность заманивать противника на поле, где вы чувствуете себя наиболее комфортно, а затем громко побеждайте его на каждом шагу.

Читайте также:  Жареные кабачки вред или польза

Сунь-цзы соглашается, говоря:

«Отличительной чертой великого солдата является то, что он сражается на своих условиях или вообще не сражается.… Знаток боя перемещает врага, а не его трогает».

Победители танцуют под свою музыку.

13. Живи и дай жить другим.

Мы подошли к последнему и самому важному пункту. В пьянящем бою легко упустить из виду тот факт, что наша первоначальная цель – не причинить вред другой стороне, а победить. Сунь-цзы быстро указывает, что настоящая победа не означает победу в каждом сражении, а означает поражение врага без боя. Он также написал:

«Если вы будете ждать у реки достаточно долго, тела ваших врагов проплывут мимо».

И менее жестоко,

«Когда вы окружаете армию, оставляйте выход свободным. Не дави на отчаянного врага слишком сильно… Построй своему противнику золотой мост, чтобы отступить ».

В любой ссоре ваша задача не в том, чтобы причинить как можно больше вреда, а в том, чтобы найти беспроигрышную ситуацию для обеих сторон. Понимание, а не конфликт – краеугольный камень процветания.

Ксилография триптиха полководца «Лю Бэй (Сюаньдэ)», пересекающего реку Цаоци на лошади, с цифровой обработкой. Художник: Утагава Куниёси (1798–1861). Источник: Wikimedia Commons

Источник

Наилучшее – сохранить армию противника в целости, на втором месте – разбить её Наилучшее – сохранить бригаду противника в целости, на втором месте – разбить её. Наилучшее — сохранить батальон противника в целости, на втором месте – разбить его. Наилучшее — сохранить роту противника в целости, на втором месте – разбить её. Наилучшее — сохранить взвод противника в целости, на втором месте – разбить его. Поэтому сто раз сразиться и сто раз победить – это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего – покорить чужую армию, не сражаясь.

Если полководец разговаривает с солдатами ласково и учтиво, значит, он потерял свое войско.

Одержать сто побед в ста битвах — это не вершина воинского искусства. Повергнуть врага без сражения — вот вершина.

Государь не должен поднимать оружие из-за своего гнева; полководец не должен вступать в бой из-за своей злобы. Двигаются тогда, когда это соответствует выгоде; если это не соответствует выгоде, остаются на месте.

Стратегия без тактики — это самый медленный путь к победе. Тактика без стратегии — это просто суета перед поражением.

Управлять многими — то же, что управлять немногими. Дело в организации.

Беды приходят тогда, когда люди в своей лени забывают заботиться о себе.

Чем гениальнее ваш план, тем меньше людей будут с ним согласны.

Воины-победители сперва побеждают и только потом вступают в битву; те же, что терпят поражение, сперва вступают в битву и только затем пытаются победить.

Неуязвимость — в обороне, но возможность достичь победы — только в нападении.

Держи друзей близко к себе, а врагов еще ближе.

Знай врага и знай себя: тогда в тысяче битв не потерпишь поражения.

Незачем уничтожать врага; достаточно лишить его решимости вступить в бой.

Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, — мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, — мой друг; тот, кто мне льстит, — мой враг.

Ведя войско, следует ставить его в такие условия, как если бы, забравшись на высоту, убрали лестницы. Ведя войско и зайдя с ним глубоко на землю князя, приступая к решительным действиям, надлежит сжечь корабли и разбить котлы; вести солдат так, как гонят стадо овец: их гонят туда, и они идут туда; их гонят сюда, и они идут сюда; они не знают, куда идут. Собрав всю армию, нужно бросить ее в опасность; это и есть дело полководца.

Вот дело полководца: он должен сам быть всегда спокоен и этим непроницаем для других; он должен быть сам дисциплинирован и этим держать в порядке других. Он должен уметь вводить в заблуждение глаза и уши своих офицеров и солдат и не допускать, чтобы они что-либо знали. Он должен менять свои замыслы и изменять свои планы и не допускать, чтобы другие о них догадывались. Он должен менять свое местопребывание, выбирать себе окружные пути и не допускать, чтобы другие могли что-либо сообразить.

… полководец, понимающий войну, есть властитель судеб народа, есть хозяин безопасности государства.

На войне слышали об успехе при быстроте ее, даже при неискусности ее ведения, и не видели еще успеха при продолжительности ее, даже при искусности ее ведения.

Находясь близко, ждут далеких; пребывая в полной силе, ждут утомленных; будучи сытыми, ждут голодных; это и есть управление силой.

Убивает противника ярость, захватывает его богатство жадность.

  • 1
  • 2

Книги Сунь-Цзы: Искусство войны

Источник