День без автомобиля его польза
Уже в четвертый раз в этот день (22 сентября) власти города и эксперты надеялись увидеть меньшее число автомобилей на дорогах, но их надежды опять не оправдались. Как это ни парадоксально, но в этот день отмечалась еще большая заторенность дорог и магистралей, и «День без автомобиля» превратился в «День автомобиля».
Сильные мира сего пересели на общественный транспорт
Власти Москвы и чиновничий аппарат заявили о своей готовности поддержать акцию и доехать до работы на общественном транспорте, дабы показать гражданам личный пример. Например, градоначальник Сергей Собянин решил проделать долгий путь от дома до работы на электричке. Во время своего пути-следования мэр пообщался с железнодорожниками. Некоторые заместители мэра также воспользовались услугами общественного транспорта и отправились на работу на автобусах, троллейбусах и маршрутных такси.
Николай Лямов, по собственному заявлению, в этот день отказался от транспорта совсем и совершил пешую прогулку. Многие чиновники выражали большую готовность поддержать акцию, но, как оказалось, это была лишь PR-акция. Журналисты, дежурившие в этот день возле зданий Госдумы и столичной мэрии, зафиксировали приезд большинства высокопоставленных лиц на дорогих черных иномарках.
День без автомобиля
На время проведения акции на дороги города было выведено дополнительное количество единиц общественного транспорта: 400 автобусов, 150 троллейбусов и 70 трамваев. Более того, при условии покупки билета в киоске для большей эффективности стоимость проезда была снижена наполовину.
Идею акции поддержали и другие крупные города России: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Тула, Тверь, Тамбов, Курск, Волгодонск, Самара, Уфа, Йошкар-Ола и Кемерово. Это большой прогресс по сравнению с прошлыми годами, когда акцию поддерживали лишь несколько городов. Подведение итогов показало, что активность жителей столицы в этом году оказалась больше. Так, за 3 дня было продано порядка 205 тысяч дешевых билетов на общественный транспорт. Однако экологи, в свою очередь, никаких улучшений не заметили.
Реальные факты проведенной акции оказались шокирующими. Вопреки ожиданиям плотность и протяженность пробок заметно увеличились. Относительно свободный трафик в столице наблюдался лишь до 8:30. Но уже ближе к 9 часам утра пробки стали расти, и эта тенденция сохранилась вплоть до позднего вечера. Аналитики оценили заторенность дорог столицы в 8 из 10 баллов. Хотя до дня проведения акции загруженность дорог была на уровне 6-7 баллов.
Самая большая пробка, насчитывавшая несколько десятков километров, была отмечена на внутренней стороне МКАД от Щелковского шоссе до Ленинского проспекта. На остальных крупных магистралях столицы также сохранялась высокая заторенность, а к вечеру она еще более сгустилась, особенно по направлению в область. В то же время на выделенных полосах под общественный транспорт проезжали полупустые автобусы, троллейбусы и маршрутные такси.
Несмотря на очередной провал акции, директор «Мосгортранса» не падает духом. Он отметил, что это только начало, поэтому результаты работы пока не видны, но уже в скором времени эта акция принесет свои плоды. С ним в корне не согласен один из руководителей экспертной группы, занимающейся транспортными проблемами в рамках обновления «Стратегии 2020» Михаил Блинкин. Эксперт уверен, что подобные акции не могут изменить транспортную ситуацию в столице. Для борьбы с пробками и экологическими проблемами нужно действовать жестко: сделать въезд в центр города дорогостоящим, создать большое количество парковочных мест, сделать общественный транспорт более престижным.
Еще одной причиной провала акции Михаил Блинкин назвал низкое самосознание граждан. В той же Европе, в которой «День без автомобиля» проводится на протяжении многих лет, результаты оправдывают все ожидания. И европейский успех, считает эксперт, во многом предопределен более высоким культурным уровнем граждан. Так, отмечает он, многие европейцы, занимающие высокие должности, не считают зазорным добраться до работы на велосипеде. К тому же, в Европе на автомобилях ездят дольше, чем в России, поэтому для них подобные акции являются своего рода развлечением.
Акция «День без автомобиля» родилась в Европе, в испанском городе Толедо в 1994 году. Суть акции заключалась в том, чтобы поддержать экологическую составляющую и уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу. Позже к Испании присоединились и другие страны: Исландия, Франция, Великобритания и Австрия. На сегодняшний день эта однодневная акция переросла в целое недельное мероприятие и охватывает 43 страны. В 2008 году к этой акции присоединилась и Россия, но пока безуспешно.
Есть ли реальная польза от «Дня без автомобиля»?
По оценкам экспертов, о пользе мероприятия говорить пока рано. Как отметил Михаил Блинкин, Москва находится на заре процесса транспортного самообучения. Как говорится, все приходит с опытом, а опыта у столицы в таких акциях пока еще маловато. Эксперты и экологи очень надеются, что подобные мероприятия в конечном итоге приведут к желаемым результатам, если будут проводиться дольше и чаще.
По оценкам экологов отказ жителей столицы на один день от пользования личным авто избавит атмосферу от 2,7 тысяч тонн вредных веществ. На данный момент в Москве зафиксировано 4,3 миллиона автомобилей, несложно представить, какой вред наносится окружающей среде ежегодно. В экономическом плане отказ от пользования автомобилем на день позволит сэкономить 407 миллионов рублей, которые ежедневно тратятся на покупку бензина.
Но даже эти цифры и доводы не оказывают своего положительного влияния на сознание людей. Все дело в том, что большинство автовладельцев считает, что не стоит тратить час времени на проезд в общественном транспорте, когда за полчаса можно добраться до работы на личном авто. И их не пугают длительные простои в пробках, которые отнимают, порой, больше времени, чем общественный транспорт. Такова логика российского автомобилиста.
Но, может быть, дело не только в автовладельцах, но и в самом общественном транспорте: качестве предоставляемых услуг, вежливости водителей, кондукторов и самих пассажиров, времени ожидания. За долгие годы у значительной части населения выработалось презрение к общественному транспорту. Конечно, нельзя винить в этом какую-либо одну сторону. Проблему нужно решать сообща, без этого толку от проводимых мероприятий и акций в пользу отказа от автомобилей не будет.
Так считают и сами автовладельцы. Они говорят о том, что долгие годы роскошные автомобили были советскому, а потом и российскому гражданину просто не по карману. Сейчас же, когда время и ситуация в стране изменились, население стало более платежеспособно и теперь может позволить себе дорогие игрушки. Для них это больше средство роскоши, чем передвижения. Пока сознание людей не изменится, не поменяется и ситуация в стране.
Еще одной проблемой неэффективности данного мероприятия является плохая информированность граждан. Пассажиры общественного транспорта говорят о том, что реклама о приближающейся акции развешана преимущественно в метро и автобусах, в местах, где автовладельцы бывают реже всего. Для того, чтобы увеличить активность граждан, нужно развешивать рекламные баннеры на крупных магистралях, возле торговых центров и пускать в ротацию на радио и телевидение.
Однако, по мнению большинства, даже такие меры вряд ли помогут. Логика многих водителей такова: если в день акции большинство пересядет на общественный транспорт, то я смогу без труда проехать на своем автомобиле. И так считает большинство. Вот и получается, что в «день без автомобиля» количество пробок только возрастает.
Сергей Василенков
Фото: Pavel Yuryev/Rusmediabank.ru
Ты обладательница симпатичного, с «женским» внешним видом Nissan Micra или любишь совершать шопинг на своем миниатюрном Chevrolet Spark, а может, с удовольствием ездишь в фитнес-центр на шикарном Peugeut 107, спешишь отвезти детей в садик (школу) на безопасном Citroen C3? В любом случае, почему бы не попробовать один день провести без автомобиля?
22 сентября по всему миру проходит ежегодная акция под названием «День без автомобиля». Впервые решили отказаться от машин хотя бы на один денек швейцарцы. Это событие произошло в 1974 году, когда в стране наблюдался кризис с топливом, и власти призвали граждан «сэкономить на легковушках». Это благородное дело подхватили другие страны – Великобритания, Франция, а к 2002 году оно набрало обороты в тысячах городах мира под эгидой Еврокомиссии: теперь каждый год проводится «Европейская неделя мобильности», которую завершает «День без автомобиля».
Если ты живешь в мегаполисе, то наверняка не раз сталкивалась с ненавистными пробками, которые буквально взрывают всю твою нервную систему. И, конечно же, провести день без стресса на дороге было бы очень даже полезно для здоровья.
Что делать без машины: 3 способа обойтись без личного транспорта
Первый способ: пересесть на общественный транспорт
А почему бы и нет? Тем более что в этот акционный день многие городские власти в два раза снижают цену на проезд в общественном транспорте. Так что тебя не будут беспокоить «ядовитые кондукторши», которых красочно описал в своем рассказе «Трамвай» Михаил Зощенко, со словами: «Что ж вы думаете: я даром вас повезу? Платите, короче говоря, деньги или сойдите с моего вагона».
Кстати, день без своей машины значительно повлияет, по мнению экологов, не только на воздух, которым мы же и дышим, но и на наше здоровье. Хотя бы сутки без выхлопных газов (а это около 300 достаточно токсичных веществ, включая оксид азота, свинец, опасный канцероген сажу и пр.!) снизит риск заболеваний дыхательных путей и нервной системы. У многих перестанет болеть голова из-за вдыхания угарного газа и беспокоить аллергия. Ты только представь, что только в одной Москве на 15 миллионов жителей зарегистрировано около 4 миллионов единиц легкового транспорта! А ведь человек может прожить месяц без пищи, до семи дней без воды, а без воздуха не протянет и пяти минут! Мгновенно наступает кислородное голодание и смерть! Разве это не повод на время забыть о поездке на автомобиле?
Второй способ: прокатиться на велосипеде
Очень даже хороший вид транспорта: с его помощью можно не только благополучно добраться из пункта «А» в пункт «В», но и осуществить мечту под названием «обязательно сделаю завтра», то есть, похудеть: за час обычной поездки сжигается в среднем около 250 ккалорий. Наверняка, тебе даже больше понравится этот двухколесный вид транспорта, чем самая навороченная модель автомобиля и, ты также, как Лэнс Армстронг скажешь: ««На велосипеде меня удерживают не гоночные рекорды, а ощущение счастья». А может быть, сделаешь для себя полезный вывод, как знаменитый актер Робин Уильям: «Я катаюсь на велосипеде. Для меня это как передвижная медитация».
Всё хорошо, когда всё хорошо, но на самом деле в твоем городе могут отсутствовать специальные дорожки для езды на велосипеде (не исключение и Москва). Или в «День без автомобиля» желание поучаствовать в акции и велосипедное настроение испортит проливной дождь и уже не по-летнему прохладная погода.
Третий способ: «символично» согласиться с акцией
А можно провести «День без автомобиля» на автомобиле, но в знак своего уважения к этой полезной акции украсить свою машину какой-нибудь эко-символикой, например, повязать на антеннку зеленую ленточку. Только не жди свободного проезда, так как многие тоже будут с зелеными ленточками, как ты, и ни одного велосипедиста… В общем, выбирай сама свой путь и как по нему следовать.
Утопические мысли
А что, если бы большинство сознательных граждан действительно в этот день отказались от личного транспорта? Сколько бы можно было сделать на «сэкономленную сумму»?
По средним подсчетам, в сутки потребление топлива легковыми машинами в городе приблизительно составляет 11 тонн. Если умножить это количество на среднюю розничную цену 35,5 тыс. рублей за тонну, то получаем 390 млн. рублей!
Можно:
• внести вклад в спасение хотя бы одного вида вымирающих животных;
• построить несколько детских площадок, школу, спортивный комплекс;
• снять шедевральный фильм;
• оказать медицинскую и материальную помощь инвалидам и нуждающимся.
А что бы сделала ты с этими деньгами для прекрасного будущего всей планеты? Может быть, и у тебя есть интересные предложения, как можно с пользой для себя и экологии провести «День без автомобиля»?
Международный день без автомобиля отмечается ежегодно 22 сентября. Расскажем, как появилась традиция на один день массово отказываться от передвижения на машине.
Современному человеку сложно представить свою жизнь без личного авто. Даже несмотря на то, что в больших городах достаточно хорошо развита сеть общественного транспорта, многие люди по-прежнему предпочитают передвигаться в собственном автомобиле. Никакие пробки, ограничения движения и отсутствие парковочных мест тому не помеха. Для одних личный автомобиль — это показатель статуса его владельца, для других — способ остаться наедине с собой по дороге на работу и обратно. Капризный 2020-й внес свои коррективы в эпидемиологическую обстановку, и люди все чаще стали отказываться от использования метро и автобуса в пользу салона своего авто из соображений безопасности. Личный автомобиль — это, безусловно, удобно, но экологи давно бьют тревогу по поводу вреда, который наносит экологии многомиллионная армия автомобилистов.
Чтобы привлечь внимание к проблемам чрезмерного использования автотранспорта, каждый год по всему миру проводится масштабная акция «День без автомобилей», призванная показать, что отказ от машины, пусть даже и на один день, полезен не только для планеты, но и для собственного здоровья.
Как зародилась идея всемирного флешмоба?
Впервые об идее отказаться хотя бы ненадолго от личного транспорта, потребляющего топливо, задумались еще в 1973 году. Тогда власти Швейцарии предложили своим гражданам воздержаться от использования автомобилей на четыре дня и предпочесть им альтернативные способы передвижения. Справедливости ради стоит отметить, что благие намерения были продиктованы не заботой об окружающей среде, а разразившимся в те годы глобальным нефтяным кризисом, когда человечество осознало, что ресурсы матушки-Земли исчерпаемы и необходимо изыскивать резервные способы перемещения в пространстве, помимо автомобиля. Однако тогда дальше разговоров и громких лозунгов дело не пошло, и к этой теме вернулись только два десятилетия спустя.
Осенью 1994 года в ходе своего выступления на международной конференции в Испании американский общественный деятель Эрик Бриттон озвучил необходимость принятия активных мер по минимизации использования личного транспорта населением Земли и предложил проводить соответствующие акции по всему миру.
На первых порах особого энтузиазма вокруг идеи дня без автомобилей не возникло. В течение двух лет после призыва Эрика Бриттона к акции присоединилось всего несколько стран. В 1995 и 1996 годах ряд мероприятий был проведен во Франции, Исландии и Великобритании, однако со временем все больше государств проявляло интерес к полезному для экологии и людей флешмобу. В 1995 году была создана организация «Международные дни без автомобилей», которая вплотную взялась за распространение идеи временного отказа от личного транспорта.
Впервые масштабная кампания подобного рода, пропагандирующая идеи бережного отношения к экологии, была развернута в Великобритании в 1997-м, а годом позднее к своей соседке присоединилась Франция. В отличие от предыдущих лет, акции состоялись не в отдельно взятых городах, а на территории всей страны. Положительный пример Туманного Альбиона не остался незамеченным, и уже в 2000 году во флешмобе принимал участие весь Европейский союз. Более того, Европейская комиссия — высший орган исполнительной власти Евросоюза — пошла еще дальше и провела не один день, а целую неделю без автомобиля, которая получила название European Mobility Week.
Россия переняла опыт зарубежных коллег почти десять лет спустя. Первый Международный день без автомобиля прошел в Москве 22 сентября 2008 года. Любопытно, что пионерами движения стала вовсе не столица, а Великий Новгород и Белгород, власти которых пытались организовать нечто подобное еще в 2005-м, однако особого результата их усилия не принесли. К сожалению, несмотря на все старания организаторов, и по сей день российские автолюбители не так охотно оставляют своих железных коней в гаражах, как это делают жители Европы.
Традиции и интересные факты
О губительном влиянии выхлопных газов на окружающую среду и здоровье человека написано немало, однако осознание вреда, наносимого чрезмерным использованием личного автотранспорта, не всегда является достаточной мотивацией для того, чтобы отказать себе в поездках по городу в салоне с кондиционером под любимую музыку или аудиокнигу. Поэтому власти стран и городов придумывают различные способы стимулирования интереса населения к Дню без машин.
Так, например, во Франции весь центр Парижа делают пешеходным, в Англии проводят велодемонстрации, во многих городах мира проезд на общественном транспорте для обладателей водительского удостоверения делают бесплатным или предоставляют значительные льготы, кафе, рестораны и другие компании радуют внушительными скидками тех, кто приехал к ним на велосипеде или самокате, а на остановках общественного транспорта пассажирам вручают приятные сувениры.
В 2012 году по инициативе правительства Москвы в честь Всемирного дня без машин была проведена любопытная акция — для горожан и гостей столицы вновь открыли законсервированный трамвайный маршрут на Лесной улице. Другие города также перенимают эстафетную палочку у Москвы и проводят мероприятия в поддержку тех, кто хотя бы на одни сутки забыл, что он водитель.
Экологи, активно занимающиеся вопросами сохранения окружающей среды, уверяют, что даже однодневный отказ от автомобилей сократит количество вредных выбросов в атмосферу почти на 3 тысячи тонн! Задумайтесь об этих цифрах, когда захотите сесть за руль 22 сентября.
Редакция объясняет, почему владеть собственным авто в 2019 году — это непозволительная роскошь для горожанина.
Сложно представить современный город без авто. Выходишь утром из дома и пробираешься через лабиринты личного транспорта, на пешеходнике тебя чуть не сбивает какой-то умница, а зайти во двор офиса невозможно, потому что там три автомобилиста не могут разъехаться. Машины стали неотъемлемой частью жизни каждого — даже если у тебя нет автомобиля и ты никогда не сидел за рулем, ты все равно вовлечен в дорожные дела в роли пешехода. А те, кто за рулем, вообще не могут представить себе жизни без своего «железного коня». Однако, мы тут собрались, чтобы обсудить, почему же все-таки нужно отказаться от личного автомобиля и как это повлияет на вашу жизнь и окружающий мир.
Давайте начнем с очевидного: меньше машин — меньше вреда экологии. Об этом уже говорено-переговорено, но почему-то не видно движения в сторону защиты матушки-природы. По крайней мере, у нас в стране. В этой вашей Европе уже не первый год отказываются от дизеля в пользу более экологичных электрокаров, развивают возможности для пешеходов и велосипедистов и придумывают в целом много разных альтернатив привычным, но экологически небезопасным предметам и явлениям. Опять же, уменьшая количество автомобилей, вы изменяете городское пространство вокруг себя: становится больше воздуха — не того, которым дышим, а свободного места, — становится легче дышать, ничего не давит, не раздражает. Ради интереса просто вспомните, как хорошо двигаться по главной улице во время большого праздника, когда все движение перекрыто!
pixabay.com
Естественно, если отказываешься от личного транспорта, приходится пересесть на транспорт общественный. Есть у него и минусы вроде бабулек с тележками, давки и злых кондукторов, но есть и большие плюсы. Во-первых, пробка, в которой стоишь (сидишь) в своем автомобиле, больше не страшна: вышел из маршрутки и добежал до работы пешком, есть даже вероятность того, что успеешь прийти вовремя. Во-вторых, у общественного транспорта есть еще одно большое преимущество перед личным: даже если ты не стоишь в пробке и никуда не опаздываешь, у тебя есть время почитать, что-то послушать, о чем-то подумать, составить список покупок, сделать звонок, расслабиться, в конце концов. Поездка в трамвае не требует сосредоточенности на дороге, единственное, о чем тут нужно думать — как бы не проехать свою остановку. Кстати, из окон большого транспорта часто открывается красивый вид — попробуй-ка полюбуйся на роскошный закат за рулем автомобиля.
Теперь подумаем вот о чем. Владение автомобилем подразумевает, что от пункта А до пункта Б вы доберетесь, не выходя из машины. Но что, если нужно посетить какой-нибудь Старооскольский тупик, в который не заехать и не выехать? Психология водителей такова, что этот факт сразу же выбьет из колеи. Машину придется бросить где-то за несколько дворов, идти пешком, а это очень раздражает — я что, автомобиль купил, чтобы пешком ходить?
Вообще, кстати, обилие машин во дворах — больной вопрос и для водителей, и для пешеходов. Первым вечно негде припарковаться, вторым вечно негде пройти. Не то что бы кто-то из них был не прав, но раз уж покупаешь транспорт, позаботься и о том, чтобы было где его оставить, разве нет? Дружить с платной парковкой водитель не хочет, а стоять полчаса на морозе и ждать, пока выйдет хозяин заблокировавшей выезд тачки и выпустит тебя, видимо, всем по нраву. Не говоря уже о том, что чтобы зимой куда-нибудь добраться, нужно потратить время на очищение и прогревание машины, тогда как такси к вам приедет уже тепленькое и чистенькое.
vk.com/gorod_na_neve
К слову о парковках во дворе: пример из жизни. Жителям одного из домов в Смоленске настолько надоело бесконечное число машин, которые постоянно превращали дорогу под окнами в беспардонное месиво, что они скинулись всем домом и поставили на въезде знак: «Проезд и парковка только для жильцов дома. Решение принято общедомовым собранием». Там даже суд был с одной автоледи, и не удивительно, что жильцы проиграли, но представьте, насколько ж сильно кипело, если даже незаконная установка знака по сравнению с автобеспределом показалась приемлемой.
В том же Смоленске несколько человек подошли к вопросу более продуманно, и теперь в городе есть сообщество «Среда по четвергам», которое поднимает важные вопросы урбанистики — в частности говорят и о том, что касается комфортного перемещения по городу.
Жизнь без автомобиля — это не только свобода передвижения на небольших дистанциях, но и экономия. Кто бы что ни говорил, отсутствие машины дешевле его наличия, особенно, если дело касается моделей, которым больше 10 лет. Почитайте любую историю того, кто отказался от собственного авто, и посмотрите, какие деньги фигурируют в их историях. Если хочется посмотреть на многацифер, посмотрите вот здесь, но на самом деле, это обойдется дешевле, даже если периодически ездить на такси. К тому же, и на штрафах пару тысяч рублей сэкономите.
Знаете, почему многие бросают автошколу или не ездят после получения прав? Потому что дорога — это стресс. Этот козел не включил поворотники, эта обезьяна проехала на красный, этот ***ак резко затормозил, в итоге уровень напряжения растет и растет. Безопаснее всего в этом плане ходить пешком. Кстати, физическая активность всегда полезна — полчаса туда и полчаса обратно, и вы уже выполняете половину или даже целую дневную норму. Разумеется, не действует, если работа находится за 20 км от дома, но даже общественный транспорт не требует постоянного вовлечения и напряжения. Многие из тех, кто отказались от автомобиля, замечают, что стали спокойнее. Совпадение? Не думаю.
Вот и получается, что единственный плюс собственного автомобиля в том, что ты независимо от внешних обстоятельств можешь передвигаться на любые расстояния, при этом страдает как окружающая среда, так и сам водитель — стрессы, опоздания по независимым от него причинам, экономическая невыгодность. Стоит ли оно того?
Рассказывайте в комментариях, как появление автомобиля или отказ от него изменил вашу жизнь.
Главное фото: 1000sovetov.ru