Для чего мы читаем для удовольствия или ради пользы

Зачем читать книги

Всем привет! Сегодня хочу поделиться некоторыми мыслями о пользе чтения.

Причина, почему чтение книг так важно, в том, что читая, мы умнеем, растем эмоционально и психологически, узнаем новое и расширяем наш кругозор.

Итак, 10 причин в пользу чтения.

Читая мы становимся умнее

Благодаря чтению книг мы приобретаем жизненный опыт, мысли и переживания других людей, до которых, возможно, никогда бы не додумались сами. Мы узнаем что-то новое, пополняем словарный запас, переживаем эмоции и чувства, которые переживали другие люди.

Чтение расширяет кругозор

Читая, мы познаем окружающий мир вокруг себя и расширяем границы. За нашу короткую жизнь мы не в состоянии познать и пережить все на собственном опыте. Чтение книг – одно из величайших вещей, которое ускоряет процесс познания мира, и дает возможность приобрести знания и умения всех предыдущих поколений живших до нас.

Чтение развивает воображение

Читая, мы развиваем воображение и фантазию. Погружаясь в процесс чтения, наш мозг концентрируется на описываемых событиях, генерирует образы и картинки, создает собственную вселенную. Чтение приучает мозг удерживать внимание на одном предмете и жить в настоящем.

Чтение улучшает память

Следуя за повествованием наш мозг невольно запоминает сюжетную линию, имена, события и диалоги, для того чтобы не потерять мысленную нить происходящего. По мере усваивания информации, мозг начинает лучше запоминать вещи и в обычной жизни. Иначе говоря – читая, мы тренируем и развиваем память. А если мы читаем художественное произведение, то эмоции, переживаемые во время чтения, усиливают запоминание в десятки раз.

Если верить профессионалам мнемотехники, то запоминание информации связанное с визуальными образами и переживаниями, дает ошеломительный результат. Обычно, дольше всего остаются в памяти моменты, которые эмоционально нас задели, заставили прочувствовать происходящее, не так ли?

Чтение снимает стресс

Чтение книги – один из лучших способов расслабить мозг и снять напряжение. Согласно исследованию, проведенному Университетом Сассекса (Англия), чтение в течении всего 6 минут уменьшает уровень стресса на 68%! Психологи уверены что это происходит потому что мозг «погружаясь» в книгу, забывает о стрессовых ситуациях и проблемах, таким образом снимая напряжение в мышцах организма.

Чтение доставляет удовольствие

Одна из основных причин почему мы читаем – просто потому, что это приносит радость и удовольствие! Лично для меня, по глубине переживаний и вовлеченности в процесс, никакой фильм не сравнится с чтением книги. Только читая книгу, можно в полной мере, осознать, прочувствовать и осмыслить сюжет и происходящие события.

Книга помогает лучше узнать себя

Хорошая книга наводит нас на определенные размышления и чувства. Во время чтения, мы вольно или невольно, примеряем на себя события, эмоции и переживания героев книги. Это не только удерживает нас в напряжении, но и помогает увидеть со стороны, как бы мы реагировали, и что бы мы чувствовали в описанных ситуациях, хотя они и не произошли с нами в реальной жизни.

С каждой прочитанной книгой, мы можем открывать новые грани нашей личности, лучше понимать себя, свои желания и чувства.

Книга мотивирует

Жизнь изменчива. Бывают моменты когда мы чувствуем себя подавленными и разочарованными. Часто, мы теряем надежду и интерес к жизни и просто хотим сдаться. В такие моменты, иногда все что нам нужно – небольшая поддержка, мотивация, небольшой толчок в правильном направлении. Чтение хорошей вдохновляющей книги помогает отвлечься, сменить образ мышления, вселяет надежду и становится источником вдохновения.

Книга делает нас скромнее

Книги не только обогащают нас новыми знаниями но и дают понять как много мы еще не знаем. С каждой прочитанной книгой мы осознаем насколько ограничены и несовершенны наши познания о мире. Конечно же, это не значит что мы глупы или не образованы, просто этот факт помогает нам смириться с мыслью, что наши познания несовершенны и мы не можем знать всего на свете. И это здорово, потому что понимая это, мы также поймем сколько всего интересного и нового мы еще можем узнать!

Читайте, прокачивайте мозги, познавайте новое и совершенствуйтесь!

Хороших выходных, до новых встреч.

Источник

Каждый из нас прекрасно знает, что привычка читать книги прокачивает человека по всем фронтам, однако при этом надо хорошо понимать, что чтение бывает разным. Например, беглым и невнимательным в вагоне поезда метро, когда ты спешишь на работу, либо вдумчивым и артистичным, когда сидишь у себя дома и произносишь реплики героев повествования вслух.

Оказывается, между этими двумя видами чтения есть большая разница, и вторая категория любителей литературы получает больше от книг, чем первая. Понятное дело, что не всегда у нас есть возможность собрать вокруг себя заинтересованную группу лиц и начать декламировать ей стихи по книжке. Однако время от времени каждому из нас просто необходимо искать возможности для такой практики.

Изучив пользу чтения вслух и узнав, насколько она велика и многогранна, мы решили поделиться ею с тобой. Если ты ищешь новые пути развития и хочешь заручиться полезной привычкой, поверь, это тебе определенно пригодится.

Содержание

1. Тренировка памяти

2. Пополнение словарного запаса

3. Развитие актерских способностей

4. Улучшение дикции

5. Снятие стресса

6. Практика образного мышления

7. Проявление эмпатии

8. Профилактика деменции

1. Тренировка памяти

Сразу стоит отметить, что чтение «про себя» заметно отличается от чтения вслух по многим параметрам. Например, во время чтения вслух мы намного больше сконцентрированы на материале и не отвлекаемся на посторонние раздражители.

Таким образом, у нас получается лучше усваивать материал и запоминать сюжетные тонкости произведения. Более того, прочитанное вслух обрабатывается нашим мозгом трижды. Во-первых, он обращает внимание на визуальную информацию, во-вторых, ему надо справиться с аудиальным потоком данных и, в-третьих, в расчет берется так называемая «мышечная» информация на основе движений губ и языка.

Именно благодаря такому способу получения информации у нас появляется намного больше шансов запомнить и усвоить прочитанное, ведь в это время задействованы сразу три зоны мозга – зрительная, слуховая и двигательная кора.

2. Пополнение словарного запаса

Когда мы читаем про себя, мы обычно двигаемся по материалу с большей, чем при чтении вслух, скоростью. Именно поэтому многие непонятные слова и выражения мы нередко игнорируем, не желая прекращать процесс поглощения информации.

Однако когда мы читаем вслух и нам попадаются на глаза непонятные слова, у нас не только возникает потребность выяснить их значение и понять, как они произносятся, но и объяснить их человеку, который нас слушает (если такой имеется).

Согласно исследованию, проведенному в 2015 году учеными из Монреальского университета, человек запоминает новые слова намного лучше, когда объясняет их другому. Для этого исследователи провели эксперимент с запоминанием слов, в котором участвовали студенты.

По его результатам, молодые люди, которые зачитывали новые слова другим, запоминали информацию гораздо лучше тех, кто читал «про себя» или даже вслух.

3. Развитие актерских способностей

Чтобы прокачать свои профессиональные навыки, актеры кино и театра постоянно читают вслух. Таким образом, они работают с интерпретацией и подачей текста, тренируют интонации, тембр голоса и невербальные знаки.

Таким же образом, стоит поступать человеку, который не занят в актерской профессии, потому что так прокачивается харизма, умение держать себя на публике и оказывать воздействие на других людей.

На самом деле, для начала хватит ежедневной практики длительностью 15 минут, и уже через пару недель ты почувствуешь ощутимый результат. Твоя речь изменится, а вместе с тем и прокачается уверенность в себе.

Особенно это полезно тем, кто регулярно сталкивается с публичными выступлениями, либо просто часто общается с людьми по служебным обязанностям.

4. Улучшение дикции

Отдельным пунктом здесь стоит вынести улучшение дикции, которой многие люди уделяют не так много внимания, как стоило бы. Для развития речи чтение вслух – это самый мощный инструмент, который одновременно является довольно информативным.

Читайте также:  В чем польза оливкового масла и как его правильно применять

Хорошая дикция пригодится в любых ситуациях, где требуется хотя бы минимальное социальное взаимодействие – от походов в государственную инстанцию, где надо объясниться перед несговорчивыми чиновниками, до очереди в магазине в момент, когда надо напомнить окружающим о необходимости соблюдать социальную дистанцию.

Представляешь, насколько важной и полезной может быть практика чтения вслух?

5. Снятие стресса

Оказывается, чтение книг (особенно вслух) помогает человеку справляться со стрессовыми ситуациями и тревожными состояниями. Более того, совместное чтение вслух с другим человеком способно облегчить мигрени и даже боли в спине. Об этом свидетельствует исследование ученых из Ливерпульского университета.

В ходе своих наблюдений они установили, что совместное чтение книг помогает справляться с хронической болью даже лучше когнитивно-поведенческой терапии, которая так популярна в наши дни.

Для этого исследователи провели эксперимент, в рамках которого люди с болевыми ощущениями еженедельно собирались вместе по 10-12 человек, чтобы почитать и подумать, как прочитанное связано с их опытом.

Благодаря этой практике им удалось отвлечься, вспомнить о приятных воспоминаниях и научиться справляться со своими эмоциями.

6. Практика образного мышления

Чтение книг заставляет наш мозг проявлять активность в моментах, когда идет описание визуальных образов и в целом тех или иных действий. Этот процесс помогает нам представлять, как бы эти события выглядели на самом деле.

Другими словами, чтение книг заставляет нас прокачивать воображение, создавая новые образы. Причем, чем более стимулирующая среда для этого создана, тем активнее мозг вовлекается в практику. В данном случае стимулирующей средой мы можем назвать уютное спокойное местечко и процесс чтения вслух, заставляющий всецело погружаться в повествование.

7. Проявление эмпатии

Плюс ко всему, чтение заставляет не только визуализировать информацию и прокачивать свою речь, но и пробуждает в нас настоящие эмоции. Читая о той или иной истории, мы невольно идентифицируем себя с главными героями произведения, либо вовлеченно следим за их судьбой со стороны.

В нас просыпается эмпатия, сострадание, понимание и другие чувства, свойственные думающиму и участливому человеку.

Например, ученые из Кембриджского университета выяснили, что художественная литература помогает молодым людям проявлять сочувствие и с пониманием относиться к окружающим, анализируя их мотивы и действия.

То есть чтение очень сильно прокачивает эмоциональный интеллект, который так ценится в современном мире.

8. Профилактика деменции

В очередной раз хотим упомянуть, что чтение вслух полезно не только для развития речи, но и для наших когнитивных способностей.

По данным доктора медицины и специалиста в области нейродегенеративных заболеваний Дейла Бредесена, чтение – это один из самых простых способов избежать деменции в старости.

Все дело в том, что деменция связана с постепенным замедлением работы отдельных участков мозга. Однако если читать на протяжении всей жизни, наше сознание и ум будут все время развиваться и работать намного лучше, чем у людей без привычки читать.

Тем не менее, Бредесен уточняет, что наш мозг развивается далеко не каждый раз, когда мы берем в руки книгу. Чтобы по-настоящему заставить его работать, надо войти в так называемый «читательский транс». Другими словами – как следует зачитаться, чтобы произведение нас полностью поглотило. В таком случае мозг будет активно обрабатывать информацию и усиленно тренироваться.

  • Автор: Дмитрий Петросьянц

Источник

Ученые давно выяснили как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это – регулярно и вдумчиво читать. Сегодня люди слишком заняты и все реже находят время для чтения. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора или открыв ноутбук, погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Однако у людей читающих выше шанс построить успешную карьеру, лучшие отношения в семье, они выглядят моложе и дольше живут. Вот еще 10 причин, почему читать книги полезно:

1. Чтение книг увеличивает словарный запас Когда вы читаете произведения разных жанров, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово вам незнакомо, совсем не обязательно искать в словаре его определение. Иногда о значении термина можно понять по содержанию. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает вашу общую грамотность.

2. Чтение помогает общаться с людьми За счет чтения повышается не только грамотность, но и ваши речевые навыки – способность четко, ясно и красиво формулировать свои мысли. Уже после прочтения нескольких классических произведений в вас повысится талант рассказчика. Вы станете более интересным собеседником, производя особенно большое впечатление на тех людей, которые не читают вообще.

3.Чтение добавляет уверенности Чтение книг делает нас более уверенными. Когда в разговоре мы демонстрируем высокую эрудицию и глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более уверенно и собранно. А признание окружающими ваших познаний положительно сказывается на самооценке.

4.Чтение снижает стресс В современном мире избавления от стресса – основная забота многих людей. Богатство и ритмика книжного текста имеет свойство успокаивать психику и освобождать организм от стресса. Особенно помогает в этом регулярное чтение перед сном.

5.Чтение развивает память и мышление Одно из важных преимуществ чтения книг – это тот положительный эффект, который оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше рассуждаем, чтобы понять ту или иную идею произведения. Мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Это тренирует память и логику.

Одно из важных преимуществ чтения книг – это тот положительный эффект, который оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше рассуждаем, чтобы понять ту или иную идею произведения. Мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Это тренирует память и логику.

6. Чтение защищает от болезни Альцгеймера По данным научных исследований, чтение действительно защищает от заболеваний мозга. Когда вы читаете, активность мозга увеличивается и постоянно находится в тонусе, что улучшает его состояние.

7. Чтение делает моложе Давно доказано, что организм человека стареет быстрее, когда стареет мозг. Чтение заставляет ваш мозг постоянно работать, в результате ваша старость отодвигается.

8. Чтение делает нас более творческими Креативные люди могут генерировать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, вы можете почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии воплотить в жизнь.

9. Чтение улучшает сон Если вы систематически будете читать перед сном, то вскоре организм привыкнет к этому, и тогда чтение станет своеобразным сигналом для организма, который говорит о скором отходе ко сну. Таким образом вы не только улучшите свой сон, но и утром будете чувствовать себя бодрее.

10. Чтение улучшает концентрацию При чтении необходимо сконцентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности. Также чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ СТАВЬТЕ ЛАЙКИ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО

Источник

…что-то я совсем забегался и совсем позабыл о том, что «сериал» про мою систему чтения так и остался незавершенным ???? Итак, на чем мы остановились? Напомню, что я различаю 2 типа книжного чтения: «для удовольствия» (чтение-цель) и «для пользы дела» (чтение-средство). (У вас эти типы могут быть совершенно другими, и их запросто может быть больше двух).

Чтение «для пользы дела», и используемые для повышения его результативности техники, я описал в предыдущих заметках в этом блоге (читать здесь).

Напомню, что главное отличие между чтением «для пользы дела» и чтением «для удовольствия» заключается в первую очередь в целевой установке (направленности) читателя. Если чтение – лишь вспомогательное средство для получения информации в контексте какой-то более значимой и актуальной деятельности – мы имеем дело с «чтением для пользы дела».

Если чтение само по себе является важной целью/задачей – то это и есть «чтение для удовольствия».

Читайте также:  Польза русского языка и литература

Максимально полное погружение в процесс чтения, наслаждение самим процессом чтения, наслаждение текстом, попадание в состояние «потока» (по М.Чиксентмихайи ;)) во время чтения – это и является желаемым «правильным» результатом «чтения для удовольствия».

Название «для удовольствия» тут не случайно в кавычках, т.к. к данному типу чтения относится не только чтение художественной литературы, но и чтение, например, серьезных текстов – философских, профессиональных и т.п. Также напомню, что в зависимости от сформулированной для себя самого «задачи на чтение», чтение одной и той же книги может быть и «чтением для пользы дела» и «чтением для удовольствия».

Предупреждаю наиболее нетерпеливых, что я собираюсь начать издалека ???? А именно – с прояснения вопроса, что такое «удовольствие», имеющее отношение к тексту? Чем оно является? Откуда берется в принципе?

Если подобные «глубины» вас не очень интересуют, можете смело пропустить эту часть «сериала прочтение»! Переходите к следующей (восьмой) части, и там найдёте кучу идей и рекомендаций, как это самое удовольствие от чтения можно получить и усилить (…звучит почти как «советы сексолога» :)))))).

Начнем с того, что мы читаем не книги ???? Книги – это всего лишь кусочек бумаги… Мы читаем тексты. Что такое тексты? Некие значения/смыслы, выраженные знаками.

А что такое «знак»? А, собственно, всё что угодно, что используется людьми в качестве средства для выражения смысла ???? Вся окружающая нас реальность – знаки, и черные закорючки не белом бумажном фоне – лишь частный случай таких знаков. Книги – частный случай знаковых объектов, созданных авторами.

А что такое «смысл»? Можно, конечно, открыть любой лингвистический словарь, и там подсмотреть, что понимается под «значением» и что – под «смыслом»… Не вдаваясь в определения, я хотел бы обратить внимание читателей на то, что смысл является динамическим феноменом. Создавая текст, автор «закладывает» в него смысл, конструирует его. Читатель в процессе чтения реконструирует смысл, как бы «добывает», «извлекает» его из текста.

Результатом читательской реконструкции является понимание – создание (нахождение, обретение) собственного смысла текста. Причем степень совпадения читательского смысла с первоначальным авторским смыслом может быть очень разной. Ибо «всякое понимание есть непонимание» ????

Итак, у нас потихоньку собираются вместе все элементы «формулы чтения» – тексты (знаки + смыслы), автор, читатель. Всё перечисленное можно понимать очень просто и буквально. А можно – понимать не просто ???? Давайте, я подброшу парочку идей для «сноса крыши» ;)))

1) Если знаком м.б. всё, что угодно, то весь окружающий нас мир = текст (совокупность текстов). «Вселенная – некоторые называют её Библиотекой…» (с) Х-Л.Борхес. Мы сами – текст, наша жизнь – текст.

Во всех мировых религиях присутствует некая небесная Книга, в которой содержится описание всего нашего мира, его прошлого, настоящего и будущего, судьбы всех тварных созданий. Не то, чтобы я предлагал безоговорочно уверовать в данное утверждение, я просто предлагаю оценить красоту метафоры ????

…можно зайти и с другой стороны ???? Знаковость – как способность создавать и понимать тексты – один из фундаментальных атрибутов Человека. Эта способность как бы навязана нам, аналогично способности воспринимать окружающий мир.

Разумеется, эта способность не идеальна – часто мы склонны видеть тексты и понимать их «смысл» там, где ни текстов ни смысла на самом деле нет ???? Но подобные «глюки» нашего сознания лишний раз подтверждают, насколько знаковость (способность человека воспринимать мир как совокупность текстов) важна для нас. Знаковость не просто развита у нас – она гипертрофированно развита, перекачана как мышцы культуриста ????

Наше сознание (во всяком случае в базовых его проявлениях) – на 99% является знаковой реальностью. Мы пропитаны знаками ???? И «выключить» знаковость практически невозможно – хотя именно к этому стремятся многие мистические практики (в классической йоге о выключении знаковости можно говорить лишь при достижении самадхи).

Впрочем, зачем нам, скромным читателям, нужно «выключать знаковость»? Вовсе незачем, надо просто дружить с ней ????

2) Если всё вокруг – текст, то где граница между текстами, которые на бумаге в книгах, и текстами, которые в поступках в жизни? «Есть книги для глаз, а есть книги в форме пистолета» (с) БГ. Я надеюсь, вы правильно понимаете эту цитату? ????

Речь о том, что есть книги, которые никак не затрагивают нас, а есть книги, которые могут перевернуть судьбу человека, подтолкнув его к определенным решениям, поступкам, жизненным изменениям. (И не только человека… 70 лет жизни одной большой и всем известной страны определялись результатами прочтения группой инициативных товарищей парочки трактатов двух в то время мало популярных литераторов – К.Маркса и Ф.Энгельса). Т.е. идёт постоянное взаимодействие и взаимопроникновение двух реальностей (или двух слоёв одного Текста ;)) : тексты становятся чьей-то жизнью, чья-то жизнь становится текстами.

Мы не «просто читаем» – тексты изменяют нашу жизнь (меняют текст нашей судьбы :)). (В семиотике это скучно называется «прагматикой текста». Но, IMHO, всё гораздо сложнее и глубже :)).

3) Если смысл – динамическое образование, если он реконструируется читателем в процессе чтения, то это означает, что каждый читатель (хочет он этого, или нет) выступает в роли соавтора текста.

Это означает, что мы каждый раз можем читать один и тот же текст по-разному, извлекая из него разные смыслы. Скажу больше: мы ВСЕГДА читаем один и тот же текст по-разному, т.к. меняется культурный контекст чтения, меняется наш жизненный опыт, меняются наши знания, увеличивается багаж полученной информации – т.е. мы сами (как текст :)) становимся другими. И нельзя войти дважды в один и тот же семантический (смысловой) поток ???? . Т.е. каждый раз, кода мы заново читаем даже один и тот же текст – мы пересочиняем его заново.

Какие из этого следствия?

4) ЛЮБОЕ чтение – не пассивный процесс, а активный. Это процесс диалога, общения с текстом (и с автором, который как бы «прячется» за своим текстом). Точнее говоря, процесс пересочинения текста (см.п.3) происходит в форме живого (но внутреннего :)) диалога, возникающего во время чтения.

Но как же??? Ведь общаться можно только с кем то, кто подобен нам, т.е. с живым существом? Скажу по секрету, что Тексты (знаково-смысловая реальность, семиосфера и отдельные знаковые сущности, обитающие в ней :))) и есть живые существа ????

Вы думаете, их пишут авторы? Ничего подобного, они ПИШУТСЯ сами ???? Во всяком случае, все действительно великие и значимые тексты пишутся сами. Изучите биографии писателей и поэтов – все «великие» писали не ради денег (как ныне принято :)), а потому что не могли не писать. Истинное творчество – принудиловка похуже алкоголизма ???? У них просто не было сил сопротивляться Тексту, рвущемуся сквозь них в мир!

Поэт О.Э.Мандельштам очень хорошо описал состояние чудовищного напряжения (которое он называл «погудкой»), когда он не мог ни есть, ни спать, ни думать о чем-либо постороннем, пока «погудка» не выплескивалась на бумагу в виде четко зарифмованных строф. При этом было полное ощущение, что он лишь записывал, фиксировал то, что приходило в мир само по себе, помимо его воли.

Также нет ничего более занимательного, чем взаимоотношения писателей со своими литературными героями. Особенно когда писатели пытаются данного персонажа поставить на строго ему отведенное место (в запланированных сюжетных ходах), а персонаж на это самое место становится не желает! Своевольничает, и в итоге, поступки данного персонажа внутри сюжетной линии удивляют даже самого писателя: «Как я вообще мог такое написать? Ведь не хотел же?!». (В качестве примера рекомендую биографию А.Конан-Дойля и то, сколько раз он собирался угробить Холмса, и как Холмс этому доблестно сопротивлялся :)).

Подобных примеров «принудительности» текстов в писательском и поэтическом творчестве можно найти множество…

Читайте также:  Рыбий или рыбный жир польза

Зачем я так подробно об этом пишу? Только для того, чтобы у читателей было четкое понимание того, что чтение – это в буквальном смысле слова общение с личностью, с живым уникальным существом. С которым можно дружить, и с которым можно поругаться. С которым можно говорить о «высоких материях», либо о повседневных мелочах. Которое можно обидеть, и огрести в ответ негатива на всяких там энерго-информационных уровнях ???? Которому можно задать вопрос, и получить ответ. От которого можно получить энергию и поддержку. И т.д. Ведь поводов и вариантов общения с живым существом может быть множество…

И как мы построим этот диалог, будет он удачным или нет – зависит только от нас! Ну, и немного от настроения самого текста, конечно ????

5) Впрочем, есть и иная, более сдержанная точка зрения. Мол, объявлять знаковые объекты живыми – это чересчур! Это просто мистика какая-то пополам с мифологией (хотя вот А.Ф.Лосев следом за П.Флоренским был абсолютно уверен, что любой миф = наделенная энергией (т.е. в каком-то смысле живая) личность; но сейчас не об этом :)).

Можно предположить, что в процессе чтения мы ведём не подлинный диалог с живым существом (текстом), а некий псевдо-диалог. Т.е. на самом деле мы (с помощью текста) общаемся не с ним, а сами с собой. Тест выступает не в качестве полноправного участника диалога, а всего лишь в качестве зеркала.

Разумеется, любой текст выступает в качестве кривого зеркала. Реконструкция смысла текста – это все равно, что пристальное разглядывание самого себя в этом кривом зеркале. Зеркало текста как бы выделяет некоторые наши душевные качества, акцентирует наше внимание на том, что ранее ускользало от нашего самосознания, добавляет к отражению некоторые детали (информацию).

Это кривое зеркало текста помогает нам увидеть себя с такой стороны, с которой мы о себе и о своей жизни не задумывались; позволяет открыть нам новую сторону нашего «Я» и новые грани нашего существования в мире. Читаете вы, например, книгу про стартапы, и никуда вам не деться от всплывающего где-то на заднем плане сознания вопроса: «А я так смог бы? Или не смог бы?» ????

Т.е. мы ВСЕГДА соотносим себя любимых с текстом, который читаем. И увиденное в зеркале текста отражение может стать не только ключом к пониманию себя, но и ресурсом для дальнейших жизненных изменений.

6) Чтение = Игра. Игра с большой буквы, потому что это открывая книгу, мы смотримся в Зеркало Мира, в омут, из которого при надлежащем умении и старании можно выудить все смыслы мира. Это Игра со смысловой бесконечностью. (Glasperlenspiel ;))))

Мы можем взаимодействовать с текстом (выстраивать диалог) множеством способов, мы можем «вытаскивать» из текста множество смыслов. Игра прекрасна ещё и тем, что мы сами можем устанавливать её правила. При этом текст, как живое существо может идти нам навстречу, поддаваться и раскрываться – а может и ускользать от понимания, прятаться, сопротивляться, утаивать смысл.

Текст может победить нашу способность к пониманию, оставшись «тёмным», непрозрачным для нас. Мы вполне можем проиграть в этой игре ???? А может и наоборот – буквально «взорваться» смыслами, освещая и наполняя новыми смыслами ранее тёмные и без-смысленные уголки нашей жизни. В данном случае выигрываем мы, хотя текст при этом не проигрывает ????

Чем больше мы читаем, тем больше мы погружаемся в один огромный Текст человеческой культуры. Мы начинаем понимать тонкие смысловые нити, тайные энерго-информационные каналы (помнится, с легкой руки Д.Андреева названные эргрегорами ???? ), связывающие и роднящие между собой совершенно разные тексты разных времен и народов.

Систематически играя с Текстом, мы постепенно начинаем понимать не просто смыслы, но смыслы смыслов ???? Мы начинаем понимать всё более разноплановые тексты. Мы начинаем понимать их точнее (избавляясь от гипертрофированной знаковости, о которой я писал выше). Мы постепенно приобретаем умение видеть «тексты текстов» (или вторичные, скрытые тексты), читать их, понимать их смысл.

Выигрыш в Игре – умение читать всё более непрозрачные и тайные тексты, извлекая из них всё новые смыслы, всё шире и глубже понимая себя, мир, авторов, сами тексты. Выигрыш в Игре – способность воспринимать отдельные тексты как фрагмент в целостной мозаике мирового Текста, чётко понимая место и смысл данного фрагмента в мозаике.

Подобное понимание доставляет высшее для Человека удовольствие (т.к. связано с применением высшей для человека способности – познания и понимания мировой культуры) и действует как наркотик. Чем больше мы читаем, чем больше погружаемся в Текст, тем увлекательнее становится раскрытая перед нами Книга Мира – всё больше хочется дочитать её до конца и узнать разгадку всего ???? /Наверное, именно погружение на такую предельную глубину в семиотическую реальность древние и называли «прочтением сокрытого в Книге имени Бога»/.

Резюмирую. Максимальное удовольствие от текста можно получить, если:

1) Понимать, что всё окружающее нас – Текст. Та конкретная книга, которую мы читаем в настоящий момент – лишь маааленький фрагмент данного Текста.

2) Чем больше мы читаем, тем больше погружаемся в Текст и тем лучше понимаем смысл (смыслы), заложенные в конкретной книге. При определенной глубине понимания «скучных», «непонятных», «неинтересных» книг не бывает совсем ????

3) Мы сами – текст. То, что мы читаем становится частью нас; текст книги взаимодействует с нашим «внутренним текстом». Мы можем проглотить текст книги, но и текст книги может проглотить нас ????

Когда мы открываем новую, незнакомую книгу, мы подобны саперу, который начинает разминировать незнакомое взрывное устройство. Это – риск, это – азарт!

4) Чтение текста = активная реконструкция смысла. Мы выступаем прямыми соавторами текста. Т.е. степень получаемого при прочтении удовольствия напрямую зависит от того, насколько креативными, позитивными, вдохновленными, образованными, гениальными (и т.п.) соавторами мы будем!

Чем лучше соавтор-читатель, тем кайфнее текст! ????

5) Чтение текста = диалог, общение с живым существом. «Чтение для пользы дела» – это насилие над текстом, принудительное извлечение из него необходимой вам информации «для дела»; т.е. на 100% активны вы, а текст пассивен.

«Чтение для удовольствия» – равноправный обмен репликами ???? Позвольте тексту быть равноправным собеседником; дайте ему возможность «вести» вас сквозь хронотоп текста; не «выжимайте» из него смысл, а следуйте за его саморазвертыванием в тексте; поддайтесь его естественному очарованию ???? Позвольте тексту быть на 100% активным!

Помните, что диалог с текстом может принимать сколь угодно разнообразные формы, как и диалог с живым человеком. Эмоциональный тон этого диалога и качество достигнутого понимания – зависит от вас!

6) Воспринимайте любой текст как зеркало. Что в этом тексте про меня? Что в этом тексте важно для меня?

Если текст сразу доставляет удовольствие, легко «раскрывается» передо мной – в чем мы созвучны? Каким образом текст внешний и текст внутренний пересекаются? Что совпадает в оригинале и в отражении?

Если текст раздражает, мутен и непонятен – какие МОИ тёмные пятна попали в отражение? Почему текст «не мой», чего не хватает в моём внутреннем тексте, чтобы читать и понимать подобное легко?

Некоторые тексты настолько открывают нам глаза на самих себя, что вызывают эффект самого настоящего озарения / просветления ???? Причём не только в плане понимания «кем я являюсь», но и в плане понимания «кем я не являюсь»…

7) Играйте с текстом! Играйте с ним как с равным партнером в общей великой игре по постижению и осмыслению мира. Это игра в загадки и отгадки, в вопросы и ответы, в явное и скрытое (в прятки :)), в познанное и непознанное.

Получайте кайф от постижения текстовых глубин, нахождения скрытых смыслов, постижения смыслового родства различных текстов и т.п.

…продолжение следует… (Часть 8. Моя система чтения: методы «для удовольствия»)

Источник