Для пользы общества коль радостно трудиться

Для пользы общества коль радостно трудиться thumbnail

НА ВСЕРАДОСТНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ
О ПРЕВОСХОДСТВЕ НОВОИЗОБРЕТЕННОЙ АРТИЛЛЕРИИ
ПРЕД СТАРОЮ
ГЕНЕРАЛОМ ФЕЛДЦЕЙГМЕЙСТЕРОМ И КАВАЛЕРОМ
ГРАФОМ ПЕТРОМ ИВАНОВИЧЕМ ШУВАЛОВЫМ

Для пользы общества коль радостно трудиться,
От зависти притом коль скучно борониться,
Ты в исправлении гранад, доходов, прав
Сам делом испытал, трудолюбивый граф!
То ж чувствуют в себе рачители и други,
Которы чтут в тебе к Отечеству заслуги.
Стараться о добре, коль дозволяет мочь,
День в пользе провождать и без покоя ночь,
И слышать о себе недоброхотны речи,
Не легче, как стоять против кровавой сечи.
Кто оны победит, тот подлинно герой.
Всем должно поставлять в пример поступок твой.
Рачениям твоим споспешник сам содетель,
И правде в свете их монархиня свидетель.
Нам слава, страх врагам в полках твои огни;
Как прежде, так и впредь, пали, рази, гони!
Велико дело есть повелевать полками,
Торжественно стоять противных над телами
И слышать радостный победоносцев клик,
Презрев с ним смешанный и стон и плач велик;
Стремиться к будущей и брани, и победе,
И тем упорство всё искоренить в соседе;
Покой Отечеству со славой принести,
Дабы могло потом в безмолвии цвести.
Великой похвалы и тот в войне достоен,
Кто мыслью со врагом сражается спокоен;
Спокоен брань ведет искусством хитрых рук,
Готовя страх врагам и смертоносный звук.
Не может без того ни мужество геройско,
Ни твердостию сил бесчисленное войско
Против упорного противника стоять.
Тут нужда требует гром громом отражать,
Чтоб прежде мы, не нас противны досягали,
И мы бы их полки на части раздробляли;
И пламень бы врагов в скоропостижный час
От росской армии не разродясь погас.
Итак, что вымыслом один изобретает,
С разумной храбростью другой употребляет,
Похвальны обоих в сем подвиге труды
Нам мира принесут желанные плоды.
Уже весну ведет к нам светлый предводитель,
И ждет вселенная, кто будет победитель.
Там Варта с Одрою струи свои крутит
И кажет влажности огней ужасный вид,
Что яростно при них из русских рук звучали
И так их кровию противников сгущали.
Секвана и Дунай подъемлют вверьх главы,
Чтоб слышать гром и стук исшедших от Невы.
Там Одра, Темза, Рен кровавы движут волны;
Мутятся во брегах с надеждой, страха полны.
Все ждут, в который край надежда полетит.
Мне весь Парнас сказал: «Туда полком стоит
С Елисаветой бог и храбрость генералов,
Российска грудь, твои орудия, Шувалов».[1]

Вторая половина февраля 1760

[1]На всерадостное объявление о превосходстве новоизобретенной артиллерии предстарою. Соч. 1778. Кн. 2. Вероятно, имеется в виду проведенное 28-31 января 1760 г. в Мариенведере испытание артиллерийского оружия, старого и «новоизобретенного». Русские «инвенторы» (изобретатели), артиллеристы и литейщики, прилежно разрабатывали новые типы орудий. Например, в 1744 г. «по инвенции» токаря Петра Великого Андрея Нартова была отлита медная пушка «без сверления». С 1756 г., после вступления в должность генерал-фельдцейхмейстера П. И. Шувалова, эта работа была продолжена с большим успехом. Были созданы новые типы орудий, изобретение которых приписывалось П. П. Шувалову: «секретная» гаубица (1753), стрелявшая картечью, которая, благодаря эллиптическому очертанию канала, наносила значительное поражение (при орудиях находилась особая команда, приносившая присягу о сохранении тайны), «близнята» и наконец знаменитые «шуваловские
единороги» — длинные гаубицы с коническими каморами. Эти эффективные усовершенствования обеспечили превосходство русской артиллерии в Семилетней войне, в том числе разгром войск Фридриха II под Кунерсдорфом.
Варта — приток Дуная.
Секвана и Дунай — намек на союзников России в этой войне, Францию и Австрию.
Там Одра, Темза, Рен кровавы движут волны — намек на Пруссию и ее союзницу Англию. Рен — Рейн.

  • Следующий стих → Михаил Ломоносов — На изобретение роговой музыки
  • Предыдущий стих → Михаил Ломоносов — Молчите, струйки чисты

Читать стих поэта Михаил Ломоносов — На всерадостное объявление о превосходстве новоизобретенной артиллерии на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Источник

8/21 ноября 2011 года исполняется знаковая дата не только для
России, но и всего мира – 300-летие со дня рождения Михаила Васильевича
Ломоносова, человека по праву считающегося основоположником
отечественной науки, учёного с мировым именем, крупного российского
историка, замечательного художника, и яркого русского поэта. Академик
Н.П. Лавёров написал о нём: «Ломоносов обнял все отрасли просвещения.
Жажда науки была сильнейшей страстью его души, исполненной страстей.
Историк, ритор, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал
и всё проник».

  
М.В. Ломоносов родился 8 ноября по старому стилю 1711 года в
деревне Мишанинской Куростровской волости, Двинского уезда,
Архангельской губернии (Денисовке, ныне Ломоносово близ Холмогор) в
семье помора Василия Дорофеевича Ломоносова. Поскольку дата рождения
приходится на 8 ноября по юлианскому календарю, то при сохранении
значения святцев в новом стиле празднование юбилея должно было бы
проходить через 13 дней, то есть 21 ноября. Но почему-то
духовно-церковное значение календаря мирскими властями не учитывается,
поэтому празднуют юбилей Ломоносова 19 ноября. Умер великий ученый 4
апреля 1765 г., похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской
лавры.

   
Помор по рождению, подлинно русский человек Михайло Ломоносов
благодаря своему дарованию и трудам стал великим человеком во многих
областях. «Он, лучше сказать, сам был первым русским университетом», –
написал о Ломоносове А.С. Пушкин. Ломоносов имел разносторонние
научные связи и с ведущими учёными Европы. Без преувеличения можно
сказать, что он стал основоположником российской науки и упорно боролся
за её приоритет в мире.

   
При этом не следует забывать, что у Ломоносова было немало
недругов, которые пытались принизить его роль в становлении российской
науки. Тогда в Российской Академии было засилье иностранцев, которые
старались в своих «научных» трудах показать неспособность россиян
самостоятельно найти пути к процветанию государства. Предсмертные слова
Ломоносова другу Якобу Шителину были таковы: «Друг, я вижу, что должен
умереть, и спокойно, равнодушно смотрю на смерть, жалею только о том,
что не смог я совершить всего того, что предпринял для пользы отечества,
для приращения наук и для славы Академии».

  
Профессор Л.Н.Антипин пишет: «В ходе дискуссии с Г.Ф.Миллером…
М.В.Ломоносов убедился, что нельзя отдавать на откуп иностранцам,
недругам русского народа, самую патриотическую науку, какой является
история. Великий русский учёный считал, что историк должен быть, прежде
всего, гражданином своей страны и прославлять своё Отечество,
воспитывать народ в духе любви к Родине… (Ныне) нормандская доктрина
пошла на вооружение тех русофобских сил западного мира, которые
принципиально враждебны сильной и единой России».

Нынешняя юбилейная годовщина – это, как выразился писатель
В.Н. Ганичев, «духоподъёмное событие». Ломоносовский юбилей стал
отмечаться в России задолго до знаменательной даты. Так, ещё в сентябре
2006 г. был Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина «О
праздновании 300-летия со дня рождения М.В. Ломоносова». В 2007 г.
правительство России утвердило план мероприятий по подготовке и
проведению празднования. Таким образом, юбилею был придан
общегосударственный уровень.
  

Читайте также:  Как проводить время с пользой вдвоем

В октябре 2009 г. вышел указ другого Президента Российской
Федерации Д.А. Медведева «О создании федеральных Университетов в
Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных
округах». Правительством Архангельской области принята «Концепция
создания Северного (Арктического) Федерального университета». В
частности, по этой концепции предусматривается значительная
переподготовка профессорско-преподавательского состава, почти
трёхкратное увеличение к 2020 г. численности «визит-профессоров» и почти
двадцатикратное увеличение процента иностранных студентов и аспирантов.
Но при этом нельзя забывать, что после развала СССР было упразднено
Главное управление Севморпути, закрыты морские училища, готовившие
высококлассных специалистов по мореплаванию в Арктике.

   
Земляки Ломоносова проявили творческую активность. В ноябре
2010 г. в доме национальностей Поморское землячество в Москве отметило
15-летие своего создания на Московской земле. На этом вечере была
презентация книги о Ломоносове: «Для пользы общества, коль радостно
трудиться». В ней были представлены научные и литературные работы
крупных учёных и писателей России, всесторонне показавших значение и
роль Ломоносова применительно к нашему времени. Среди авторов работ,
вошедших в этот сборник, были вице-президент Российской академии наук
Н.П. Лавёров, профессор Л.Н. Антипин, председатель Союза писателей
России В.Н. Ганичев, заслуженный работник культуры Ю.Н. Сапожников, поэт
Севера В. Суховский и др.

   
В сборнике: «Для пользы общества, коль радостно трудиться» в
статье Т.Д.Румянцева и Г.В.Тюрина «Архангельский опыт развития села в
современных условиях» пишется: «Мы стали свидетелями глубокого кризиса
российской деревни. Ломоносовские идеи сбережения российского народа
сегодня означают, в том числе, необходимость самых широких и решительных
мер по сохранению наших сельских территорий, без которых невозможно ни
сохранение русского народа, ни возрождения страны».

  
Сказано предельно точно. Автор данной статьи ежегодно выезжает на
родину своих предков на юг Архангельской области в Коношский район. И
что я вижу: край за последние двадцать лет превращается в пустыню. На
полях деревни Николаевки вместо ржи – завезённый из-за моря борщевик,
коровку на лугу днём с огнём трудно приметить. Коровники пустые, с крыш
растащили шифер, каменные здания разрушены, в клубе 20 лет не показывает
кино, некогда прекрасная библиотека в клубе была ликвидирована,
приходится частным почином её восстанавливать. В деревне много
опустевших изб. Хоть сегодня снимай эпопею: «Вчера здесь была война».

   
В Москве же всё прекрасно. Сентябрьский номер (2011 г.)
журнала «Родина» целиком был посвящён юбилейной Ломоносовской дате. В
честь знаменательной даты 8 октября 2011 г. в Центральном доме
литераторов прошло выступление Северного Академического народного хора.
На другой день в Политехническом музее прошла конференция «Первый
русский академик», где с прекрасным докладом о жизни и деятельности
земляка-помора выступил писатель В.П. Аушев. После доклада им было
представлено четыре документальных фильма с названием «Звезда
Ломоносова».

  
На конференции, в частности, было отмечено, что, несмотря на
столь высокие президентские и правительственные указы, празднование
300-летия Ломоносова, вероятно, пройдет гораздо скромнее, чем четверть
века назад, когда проходило 275-летие со дня его рождения. И тому много
есть причин. И конечно же, всё упирается в реальное отношении власти к
русскому государствообразующему народу. Не хотят власти признавать его
самодостаточность, и потому в Кремлёвском дворце проводятся не
Ломоносовские вечера, а концерты розенбаумов и галкиных. И столь
значимому событию в жизни России, как 300-летие со дня рождения великого
русского учёного-энциклопедиста Ломоносова, нет места на кремлёвских
сценах.

   
Эх, Россия, когда ж ты очнёшься!

   
1 сентября перед началом нового учебного года дети пели
песни о Ньютонах и других иностранных учёных, а где же наши русские?

   
На День учителя во многих городах преподаватели, студенты и
местная власть нацепили на свои головы квадратные учёные шапочки и машут
всяческими флагами, отнюдь не государственными и не нашими
национальными. Дёргаются под чужую папуасскую музыку. А о Ломоносове ни
слова! 5 октября показали праздник в городе Грозном, некогда русском
городе. Дворец на дворце, мечеть чуть ли не самая большая в мире,
иллюминация, салют, празднество. А у нас на родине Ломоносова
разваливаются обветшалые избы. В Архангельской области, например в
Коношском районе, моей малой родине закрываются из-за ветхости здания
школ. Так, в посёлке Подюга закрыли среднюю школу, в которой училось
почти 400 учеников, сейчас администрацию школы и классы раскидали по
разным местам. Учёба в 2 смены. Компьютеры до 1 октября так и не были
подключены, а в родной деревне Николаевка, уже несколько лет, как
закрыта начальная школа. Оправдание – мало стало учеников. Вот их стали
возить в Подюгу за 4 километра, а уже этим летом и брёвна, из которых
было сложено здание школы, продали местные власти. На въезде в
Николаевку на месте, где стояла школа, который месяц лежит гора из книг
тетрадей, классных журналов. Всё под открытым небом. Вот оно лицо
местной власти! Видел бы Ломоносов, что творится на его родине, какую бы
жёсткую оду написал бы он в адрес наших властителей Государства
Российского!

   
/В Москве в Кремлёвском дворце 19 ноября, в день 300-летия
Ломоносова, пройдёт концерт, но он не ему посвящён, там будет выступать
очередная «звезда». В Центральном доме литераторов в ноябре не
запланировано ни одного вечера, посвящённого юбилею Ломоносова. В Союзе
писате
лей России тоже о Ломоносове пока молчок, то же и в Московской
писательской организации. Попытались было организовать вечер в
Центральном доме литераторов, так ни у писательской организации, ни у
представительства Архангельской области на оплату зала денег не нашлось.
В Центре культуры Вооружённых сил России на предложение о проведении
вечера, посвящённого юбилею Ломоносова с приглашением творческих
коллективов, тоже отнеслись прохладно. Дозволили только сделать доклад
на секции культуры. Спасибо и на этом! Тишина о Ломоносове и в Институте
военной истории, которому 4 ноября исполнилось 45 лет, там тоже
инициатива поддержана не была. Спасибо разве что только Поморскому
землячеству, которое регулярно последнее время организует кое-какие
мероприятия, посвящённые юбилею Ломоносова.
  

Ломоносов, как видно, и ныне слишком знаковая фигура России. Не потому ли его так упорно замалчивают?

   

С.А. ПОРОХИН,

   член Высшего творческого совета,

   полковник, к.ф.н.

https://www.rv.ru/content.php3?id=9272

Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,

войдите или
зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Источник

“На пользу общества, коль радостно трудиться…”

Яшина Надежда Ильинична

учитель биологии и химии

МОУ «Кушелгинская ООШ»

 Яльчикский район,Чувашская Республика

«Удовольствие – пролетит, оно себе, труд оставит след долгой

 радости – оно другим. Учение – себе, плод учения – другим.

Другого смысла нет в ученье, иначе его не надо было. Сами трудясь,

вы сделаете все и для близких и для себя, а если при труде успеха не

 будет, будет неудача – не беда, попробуйте еще, сохраните спокойствие,

 то внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и

 нужных другим. Иного завета, лучшего дать не могу.

 С ним живите, его завещайте».

Читайте также:  Польза тыквенных семечек для мужчин для потенции

                         Из заветов Д. И. Менделеева.

Задачи.

Образовательные:

  • расширить знания учащихся по истории русской классической науки,
  • познакомить учащихся с жизнью и научной деятельностью Д. И. Менделеева;
  • подчеркнуть значение его работ в развитии химии.

Развивающие:

  • развивать умение работать с научно-популярной литературой, систематизировать материал;
  • развивать умение работать в группе.

Воспитательные:

  • развивать желание учиться активно;
  • развивать чувство патриотизма, гордости за достижения российской науки;
  • развивать любовь к химии и научным исследованиям;
  • создание атмосферы творчества, радости постижения истины, углубления в тайны мира.

Оборудование и вспомогательные материалы:

  • Портрет Д. И. Менделеева
  • Высказывание Менделеева: «Сами, трудясь, вы многое сделаете для себя и для близких, а если при труде успеха не будет, будет неудача, не беда – попробуй ещё.»
  • Физическая карта мира (на ней флажки – именем Менделеева названы…)
  • Выставка книг, посвященная Д. И. Менделееву (см. литература)
  • Любимая музыка Д. Менделеева «Рондо» – В. А. Моцарт
  • Картины: А. И. Куинджи «Ночь на Днепре», И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», И. И. Шишкина «Утро в сосновом бору».
  • Слайды к уроку.

Ход работы. (Учащиеся 11 класса за две недели до урока получают групповые задания по разным проблемам, посвященным жизни и деятельности Д. И. Менделеев. Ученики 9 и 10 класса должны узнать интересные факты из жизни ученого.  Урок  проводится для учащихся 9 или 10 класса. Класс до начала урока делится на 4-5 команд,  в зависимости от количества учащихся в классе.) В разные моменты урока звучит музыка В. А. Моцарта «Рондо».

  Учитель.    Мир сложен.

                      Он полон событий, сомнений,

                       И тайн бесконечных, и смелых догадок,

                       Как чудо Природы, является гений

                       И в хаосе этом находит порядок.

    Кого вы можете назвать гением в области химии по наведению порядка среди химических элементов?

  Появляются 1 и 2 слайды

 Дорогие ребята, сегодняшний наш урок посвящается предстоящему юбилею великого русского ученого-естествоиспытателя Д. И. Менделеева. Сегодня на уроке мы кратко познакомимся с биографией этого знаменитого человека, вспомним основные «четыре предмета», которые, как считал Д. И. Менделеев, сделали его имя известным. Сначала мы с вами послушаем коротко о семье и родителях  Дмитрия Ивановича.

  Ученик Д. И. Менделеев родился 8 февраля 1834г. в Тобольске, в семье директора Тобольской гимназии Ивана  Павловича Менделеева последышем, семнадцатым ребенком. Но ко времени его рождения в семье Менделеевых из детей остались в живых два брата и пять сестер. Восемь детей умерли еще в младенчестве. В год рождения Дмитрия, в возрасте 51 года отец ослеп и вынужден был перейти на скудную пенсию. Воспитание детей и все материальные заботы о многочисленной семье легли на плечи матери, Марии Дмитриевны, дочери купца Д. В. Корнильева. Мария Дмитриевна, энергичная и умная женщина, взяла на себя управление стекольной фабрикой своего брата. Дмитрию было 13 лет, когда отец скончался, а  в 1850 г., спустя 4 месяца после его поступления в институт умерла и мать.

    Вопрос к командам. Откуда произошла фамилия Менделеев?  (Ответ: Фамилию нередко давали учителя духовного училища. Фамилия была дана отцу – Ивану Павловичу, когда он что-то выменял. Учитель по созвучию «мену делать» и вписал его в список учеников под фамилией Менделеев.)

    Учитель Теперь мы узнаем о том, в каких учебных заведениях учился Дмитрий Иванович.

    Ученик В 1841 году, в возрасте 7 лет, Дмитрий Иванович начал учебу в Тобольской гимназии, который закончил в 1849 году.  Д. И. Менделеев мечтал стать врачом и подал документы в Медико-хирургическую академию в Петербурге. Однако анатомия оказалась не под силу впечатлительному юноше: первого же испытания – посещения анатомического театра – он не выдержал. От медицинской карьеры пришлось отказаться. Мать подсказала другой путь – стать учителем. И в 1850 г. имя Менделеева появилась в списке студентов физико-математического факультета  Главного педагогического института (Петербург). В 1855 г. Менделеев окончил институт с золотой медалью.

  Вопрос к командам. Что такое «Менделеевские среды»?

  Учитель. В Боблове, на “Менделеевских средах” много спорили о науке, литературе и искусстве. Для разрядки серьезной обстановки Менделеев показывал занимательные опыты в шуточной интерпретации. Однажды он объявил: «Господа, курение вредит, и если кто-то из вас закурит, я соберу дым в банку»,  когда И. Е. Репин закурил папиросу и выпустил первую струю табачного дыма, Менделеев накрыл стеклянной крышкой банку, стоявшую на столе. К удивлению всех присутствующих, банка действительно быстро наполнилась дымом.

Опыт «Дым без огня». Для проведения опыта дно банки предварительно смачивают концентрированной соляной кислотой, крышку – крепким нашатырным спиртом.

Вопрос командам. Откуда появился дым? Что это за вещество?

                                          Вхожу я в темные храмы,

                                          Совершаю бедный обряд.

                                          Там жду я Прекрасной Дамы

                                          В мерцаньи красных лампад.

                                          В тени у высокой колонны

                                          Дрожу от скрипа дверей.

                                          А в лицо мне глядит, озаренный,

                                          Только образ, лишь сон о Ней.

                                          О, я привык к этим ризам

                                          Величавой Вечной Жены!

                                          Высоко бегут по карнизам

                                          Улыбки, сказки и сны.

                                          О, Святая, как ласковы свечи,

                                          Как отрадны Твои черты!

                                          Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

                                          Но я верю: Милая – Ты.

    Вопрос к командам. Кому принадлежат эти строки?Что связывает этого поэта с Д. И. Менделеевым?(Появляется 3 слайд)

     Ученик Летом, в июне 1898 года, А. Блок приехал с визитом в Боблово – имение Менделеевых. В этот день он вдруг увидел в каком-то особом свете знакомую ему с детства дочь Менделеевых – Любу. «Она, – вспоминает Блок, – сразу произвела на меня сильное впечатление». И Любовь Дмитриевна тоже вспоминает этот день с волнением: она вспоминает, как услышала «по каменному полу террасы быстрые, твердые, решительные шаги. Сердце забилось тяжело и глухо… Эти удары сердца я слышу и сейчас, и слышу звонкий шаг входящего в свою жизнь».

 «Я был уже страшно влюблен», – пишет потом Блок. В 1903 г. дочь Менделеева, Любовь Дмитриевна, вышла замуж за поэта Александра Александровича Блока. В письме А. Блока своей невесте есть такие строки о её отце: «Он давно все знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает… Ничего отдельного или отрывочного у него нет – все неразделимо».

 Учитель Теперь вы поработаете над криптограммой, в ней зашифровано высказывание Д. И. Менделеева. Вы разгадаете его, если будете двигаться по часовой стрелке через определенное количество букв. Клеточку с точкой не считать. (Ответ: Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно.)

На стол выставляются 3 предмета: часы, чемодан, плетеная корзина.

    Вопрос командам. Какой из этих предметов и как связан с Менделеевым?(Ответ: Его хобби – мастерить из кожи и материи разные вещи, переплетать книги, наклеивать в альбом  своей же работы сделанные им семейные фотографии. Когда в 1895 г. Менделеев временно ослеп, то до возвращения зрения после удаления катаракты продолжал вслепую изготовлять чемоданы.)

Читайте также:  Смесь чернослив курага изюм орехи мед лимон польза для сердца

   Появляются 4,5 слайды .Ученики должны угадать авторов этих шедевров и сказать, что связывает с Дмитрием Ивановичем

. Ученик. Любовь к искусству Менделеев пронес через всю жизнь. В доме Корнеева, куда после смерти отца и окончания Тобольской гимназии он приехал с матерью и сестрой Лизой, собиралась литературная и театральная Москва. Из всех видов искусства Менделеев больше всего любил живопись. Он дружил со многими из художников-передвижников. Жена Менделеева А. И. Попова окончила Академию художеств. В Петербурге в их квартире устраивались художественные среды, на которых бывали Репин, Стасов, Куинджи, Ярошенко, Крамской, Маковский, Шишкин. Менделеев был незаурядным критиком и ценителем художественных произведений. Он регулярно посещал выставки, музеи; находясь за границей, никогда не упускал случая осмотреть художественные галереи и сам собрал ценнейшую коллекцию в несколько сот гравюр. Его любимыми произведениями живописи были «Ночь на Днепре» А. И. Куинджи, «Бурлаки на Волге» И. Е. Репина, «Утро в сосновом бору» И. И. Шишкина. Менделеев был избран действительным членом Академии художеств и получил право решающего голоса при обсуждении кандидатов к награждению на выставках.

Опыт «Моментальная цветная фотография»

  Для проведения опыта предварительно готовят рисунок, на котором отдельные части смачивают необходимыми растворами ( красной кровяной соли, сульфата железа (III), солей меди, висмута, двухвалентного железа) и подсушивают. Лист протирают ватными тампонами, смоченным 10% раствором желтой кровяной соли («проявляют снимок»). На бумаге появляется цветное изображение. Желтая кровяная соль с сульфатом железа (III) дает синее окрашивание, с солями меди – темно-коричневое, с солями висмута – желтое, с солями двухвалентного железа – зеленое.

   Что произошло? Какое вещество было взято в качестве «проявителя»?

Вопрос к командам Какие три области своей многогранной деятельности сам Д. И. Менделеев определил как «три службы Родине»?(Ответ: Первая служба – на поприще научном; вторая – на поприще содействия развитию отечественной промышленности, включая сельскохозяйственное производство; третья – содействие словом и делом развитию системы народного образования.)Появляется 6 слайд.

Ученик. Открытие периодического закона, разработка первого варианта Периодической системы химических элементов (1 марта 1869 г.). три последующих года Менделеев посвятил усовершенствованию Периодической системы и вплоть до своей кончины постоянно возвращался к ней, обогащая её новейшими данными. Первоначально закон был принят большинством современников Менделеева весьма холодно, более того, многие западные химики просто игнорировали это открытие или объявляли его чистой фикцией. Другие, признавая открытие, пытались оспорить приоритет и авторство Менделеева. Только после открытия элементов, существование и свойства которых были впервые предсказаны Д. И. Менделеевым на основании системы, в том числе экаалюминия (галлий,1875), экабора (скандий,1879), экасицилия (германий,1886), закон получил всеобщее признание. Однако Нобелевской премии Д. И. Менделеев так и не был удостоен.

         Игра обгонялки    Команды отвечают на вопросы, какая команда первым зазвенит в колокольчик, тот и отвечает.

  1. Американские ученые под руководством Галена Сиборга получили элемент искусственным путем и назвали его в честь великого русского химика. Как называется этот элемент?.(Менделевий).
  2. В связи с чем получили название щелочные металлы? (Название – от едких щелочей – гидроксидов этих металлов.)
  3. Чему равно число нейтронов у элемента № 22? (26)
  4. Какой Российский ВУЗ назван именем Д. И. Менделеева? (Ответ: Российский химико-технологический университет.)
  5. Я светоносный элемент.

      Я спичку вам зажгу  момент.

            Сожгут мен,  и под водой

      Я сразу стану кислотой    (Ответ: фосфор)

   Ученик. В 1906 г. Менделеев начал большую работу над книгой «К познанию России», которую он выполнял, пользуясь обширными статическими сведениями о развитии России в сравнении с другими странами. Очень интересны выполненные Менделеевым определения центра народонаселения России, проведенные им с сыном Иваном – студентом математического факультета университета. К сожалению, завершить труд «К познанию России» Менделееву не удалось. В четверг, 11января 1907 года Палату мер и весов (где работал Дмитрий Иванович) посетил министр торговли и промышленности Д. А. Философов. Дмитрий Иванович очень долго водил министра по лабораториям и простудился на сквозняке в вестибюле здания Палаты. Сразу в постель не лег, в результате развилось сильное двустороннее воспаление легких. Принятые врачами меры оказались безрезультатными. В 5 часов 20 минут 20 января (2 февраля по новому стилю) 1907 года Дмитрий Иванович Менделеев скончался. Похоронен он на Волковом кладбище в Петербурге, недалеко от могил своей матери и сына Владимира.               

       Учитель. Нашему воображению все по силам. Давайте представим, что Д. И. Менделеев оказался среди нас, и попытаемся взять у него интервью. (Появляется Менделеев.)

Репортер. Дмитрий Иванович! Вы совершили путешествие в будущее. Не могли бы вы сами оценить значение своего открытия?

Менделеев Я думаю, периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает.

Репортер. Дмитрий Иванович, вы согласны с оценками ваших последователей?

Менделеев Хороша оценка Уильяма Рамзая, который утверждал, что периодический закон является истинным компасом для исследователей. Однако мне очень лестно высказывание Нильса Бора, который писал, что моя система является путевой нитью в разработке теории строения атома, а также путеводной звездой для исследований в области физики, химии, минералогии и техники. Фридрих Энгельс в своей оценке пошел ещё дальше. Оценивая мое открытие, он отметил, что, хотя я бессознательно применил гегелевский закон о переходе количества в качество, я всё же совершил научный подвиг.

Репортер. Каково ваше мнение о периодическом законе сегодня, на рубеже столетий?

Менделеев. Если учесть, что Степан Щипачев ещё в 1948 г. в стихотворении «Читая Менделеева» писал:

«Другого ничего в природе  нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах.

Все от песчинок малых до планет

Из элементов состоит единых», –

то я думаю, что периодический закон универсален для всей Вселенной.

Репортер. Не зря молва утверждает, что вы гений.

Менделеев. Трудился всю жизнь, потому и гений.

Учитель. Заметьте, ребята, Дмитрий Иванович Менделеев стал гением благодаря повседневному труду. Без труда нет смысла жизни, полного счастья. К своему счастью надо готовиться, а вам, в частности, – учиться.

На этом мы завершаем урок. Понравился ли вам урок? Что запомнилось?

Выставление оценок, активно работавшим ученикам, с последующим анализом.

 Заключение. Читает учитель.

Человек рождается на свет,
Чтоб творить, дерзать – и не иначе,
Чтоб оставить в жизни добрый след
И решать все трудные задачи…
Человек рождается на свет…
Для чего? Ищите свой ответ!

 Презентация к уроку

Литература

1.. Макареня А. А., Рысев Ю. В.   Д. И. Менделеев.  М.: Просвещение, 1983.

2 Книга для чтения по неорганической химии, т 1. М., Просвещение, 1893.

3. Сб.: Менделеев в воспоминаниях современников. М., Атомиздат, 1973.

Источник