Для заведования делами относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам

Для заведования делами относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам thumbnail

ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864 года – в Российской им­пе­рии ре­фор­ма, вво­див­шая ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния – зем­ст­ва, ос­но­ван­ные на на­ча­лах вы­бор­но­сти, все­со­слов­но­сти и са­мо­фи­нан­си­ро­ва­ния.

Про­во­ди­лась в со­от­вет­ст­вии с По­ло­же­ни­ем о гу­берн­ских и уезд­ных зем­ских уч­ре­ж­де­ни­ях, ут­вер­ждён­ным императором Алек­сан­дром II 01(13).01.1864 года. Раз­ра­бот­ка ре­фор­мы на­ча­та в 1859 году спе­ци­аль­но соз­дан­ной Ко­мис­си­ей о гу­берн­ских и уезд­ных уч­ре­ж­де­ни­ях при МВД (председатель Н. А. Ми­лю­тин), под­го­то­вив­шей в 1860 году со­от­вет­ст­вую­щий про­ект, по ко­то­ро­му зем­ские уч­ре­ж­де­ния яв­ля­лись бы ча­стью ор­га­нов ме­ст­но­го управ­ле­ния, бы­ли ос­но­ва­ны на прин­ци­пах вы­бор­но­сти и все­со­слов­но­сти, ве­да­ли «об­шир­ным кру­гом ме­ст­ных ин­те­ре­сов» и име­ли собственный бюд­жет. По­сле уволь­не­ния Ми­лю­ти­на и ми­ни­ст­ра внутренних дел С. С. Лан­ско­го (1861 год) про­ект ре­фор­мы пе­ре­ра­бо­тан под руководством но­во­го министра внутренних дел П. А. Ва­луе­ва: зем­ст­ва ис­клю­че­ны из сис­те­мы административного управ­ле­ния и при­об­ре­ли ха­рак­тер ор­га­нов са­мо­управ­ле­ния.

Со­глас­но Земской реформе, в 1865-1875 годах ор­га­ны зем­ско­го са­мо­управ­ле­ния – уезд­ные и гу­берн­ские зем­ские со­б­ра­ния (рас­по­ря­дительные ор­га­ны) и зем­ские упра­вы (ис­пол­нительные ор­га­ны) – уч­ре­ж­де­ны в 34 гу­бер­ни­ях Ев­ропейской Рос­сии, в 1875 году – в Об­лас­ти вой­ска Дон­ско­го (ли­к­ви­ди­ро­ва­ны там в 1882 году). Вы­бо­ры в уезд­ные зем­ст­ва про­во­ди­лись от 3 уезд­ных из­би­рательных съез­дов (ку­рий; в них мог­ли вхо­дить ли­ца всех ве­ро­ис­по­ве­да­ний) – зем­ле­вла­дель­цев, го­род­ских из­би­ра­те­лей и вы­бор­ных от сель­ских об­ществ, из­би­рав­ших­ся сель­ски­ми схо­да­ми. Пра­во го­ло­са на пер­вом из них по­лу­ча­ли вла­дель­цы зем­ли (в т. ч. и пред­ста­ви­те­ли ду­хо­вен­ст­ва – дер­жа­те­ли цер­ков­ных зе­мель) не ме­нее оп­ре­де­лён­ной пло­ща­ди (в Московской губернии – 200 десятин, во Вла­ди­мир­ской губернии – 250 десятин и т. д.), вла­дель­цы промышленных и тор­го­вых пред­при­ятий или др. не­дви­жи­мо­го иму­ще­ст­ва стои­мо­стью не ни­же 15 тыс. рублей или при­но­сив­ше­го до­ход не ме­нее 6 тыс. рублей в год. Из­би­ра­те­ля­ми городской ку­рии бы­ли куп­цы, вла­дель­цы пред­при­ятий или тор­го­вых за­ве­де­ний с го­до­вым обо­ро­том не ни­же 6 тыс. рублей, а так­же вла­дель­цы не­дви­жи­мой соб­ст­вен­но­сти стои­мо­стью свыше 500 рублей в не­боль­ших го­ро­дах, свыше 1 тыс. рублей – в сред­них, свыше 3 тыс. рублей – в круп­ных. Эта из­би­рательная сис­те­ма обес­пе­чи­ла пре­об­ла­да­ние дво­рян в боль­шин­ст­ве земств.

Зем­ст­ва уч­ре­ж­да­лись «для за­ве­до­ва­ния де­ла­ми, от­но­ся­щи­ми­ся к ме­ст­ным хо­зяй­ст­вен­ным поль­зам и ну­ж­дам ка­ж­дой гу­бер­нии и ка­ж­до­го уез­да». К их обя­за­тель­ным функ­ци­ям от­но­си­лись со­дер­жа­ние тю­рем, уст­рой­ст­во и ре­монт поч­то­вых трак­тов и до­рог, вы­де­ле­ние под­вод для разъ­ез­дов государственных чи­нов­ни­ков и чи­нов по­ли­ции и пр. Не­обя­за­тель­ные функ­ции за­клю­ча­лись в «по­пе­че­нии» о народном об­ра­зо­ва­нии, ме­ди­ци­не и ста­ти­сти­ке. Зем­ст­ва долж­ны бы­ли су­ще­ст­во­вать на сред­ст­ва от специальных ме­ст­ных сбо­ров.

По­ста­нов­ле­ния зем­ских со­б­ра­ний по ря­ду во­про­сов всту­па­ли в си­лу по­сле ут­вер­жде­ния гу­бер­на­то­ром или ми­ни­ст­ром внутренних дел. Гу­бер­на­тор ут­вер­ждал по­ста­нов­ле­ния о при­ве­де­нии в дей­ст­вие зем­ских смет и рас­кла­док, о раз­де­ле­нии до­рог на гу­берн­ские и уезд­ные, об из­ме­не­нии на­прав­ле­ния зем­ских до­рог, о про­ве­де­нии вы­ста­вок ме­ст­но­го хо­зяй­ст­ва, о временном от­стра­не­нии от долж­но­сти чле­нов зем­ских управ. Ут­вер­жде­нию ми­ни­ст­ра внутренних дел под­ле­жа­ли по­ста­нов­ле­ния о зай­мах, пре­вы­шав­ших сум­му зем­ских сбо­ров за 2 го­да, о сбо­рах за про­езд по зем­ским пу­тям со­об­ще­ния, об от­кры­тии яр­ма­рок бо­лее чем на 2 недели, об их пе­ре­не­се­нии, о раз­де­ле­нии иму­ществ и за­ве­де­ний об­щественного при­зре­ния, со­дер­жав­ших­ся зем­ст­ва­ми, на гу­берн­ские и уезд­ные и др. К ком­пе­тен­ции ми­ни­ст­ра внутренних дел от­но­си­лось так­же раз­ре­ше­ние или на­зна­че­ние в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти чрез­вы­чай­ных зем­ских со­б­ра­ний.

Зем­ст­вам за­пре­ща­лось вме­ша­тель­ст­во в де­ла, от­но­сив­шие­ся к ком­пе­тен­ции иных об­щественных уч­ре­ж­де­ний, государственных ор­га­нов и ор­га­нов со­слов­но­го са­мо­управ­ле­ния. Од­на­ко не­оп­ре­де­лён­ность в раз­гра­ни­че­нии хо­зяйственно-рас­по­ря­ди­тель­ных во­про­сов, на­хо­див­ших­ся в ве­де­нии земств и ад­ми­ни­ст­ра­ции, при­во­ди­ла к кон­флик­там ме­ж­ду ни­ми. По­пыт­ки уст­ра­нить эти не­дос­тат­ки бы­ли пред­при­ня­ты в 1880-е годы и при­ве­ли к со­став­ле­нию Зем­ско­го по­ло­же­ния 1890 года.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Источник

Авторы: Е. М. Петровичева

ЗЕ́МСКАЯ РЕФО́РМА 1864, в Рос. им­пе­рии ре­фор­ма, вво­див­шая ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния – зем­ст­ва, ос­но­ван­ные на на­ча­лах вы­бор­но­сти, все­со­слов­но­сти и са­мо­фи­нан­си­ро­ва­ния. Про­во­ди­лась в со­от­вет­ст­вии с По­ло­же­ни­ем о гу­берн­ских и уезд­ных зем­ских уч­ре­ж­де­ни­ях, ут­вер­ждён­ным имп. Алек­сан­дром II 1(13).1.1864. Раз­ра­бот­ка ре­фор­мы на­ча­та в 1859 спе­ци­аль­но соз­дан­ной Ко­мис­си­ей о гу­берн­ских и уезд­ных уч­ре­ж­де­ни­ях при МВД (пред. Н. А. Ми­лю­тин), под­го­то­вив­шей в 1860 со­от­вет­ст­вую­щий про­ект, по ко­то­ро­му зем­ские уч­ре­ж­де­ния яв­ля­лись бы ча­стью ор­га­нов ме­ст­но­го управ­ле­ния, бы­ли ос­но­ва­ны на прин­ци­пах вы­бор­но­сти и все­со­слов­но­сти, ве­да­ли «об­шир­ным кру­гом ме­ст­ных ин­те­ре­сов» и име­ли собств. бюд­жет. По­сле уволь­не­ния Ми­лю­ти­на и ми­ни­ст­ра внутр. дел С. С. Лан­ско­го (1861) про­ект ре­фор­мы пе­ре­ра­бо­тан под рук. но­во­го мин. внутр. дел П. А. Ва­луе­ва: зем­ст­ва ис­клю­че­ны из сис­те­мы адм. управ­ле­ния и при­об­ре­ли ха­рак­тер ор­га­нов са­мо­управ­ле­ния.

Читайте также:  Легкий бег польза и вред

Со­глас­но З. р., в 1865–75 ор­га­ны зем­ско­го са­мо­управ­ле­ния – уезд­ные и гу­берн­ские зем­ские со­б­ра­ния (рас­по­ря­дит. ор­га­ны) и зем­ские упра­вы (ис­пол­нит. ор­га­ны) – уч­ре­ж­де­ны в 34 гу­бер­ни­ях Ев­роп. Рос­сии, в 1875 – в Об­лас­ти вой­ска Дон­ско­го (ли­к­ви­ди­ро­ва­ны там в 1882). Вы­бо­ры в уезд­ные зем­ст­ва про­во­ди­лись от 3 уезд­ных из­би­рат. съез­дов (ку­рий; в них мог­ли вхо­дить ли­ца всех ве­ро­ис­по­ве­да­ний) – зем­ле­вла­дель­цев, го­род­ских из­би­ра­те­лей и вы­бор­ных от сель­ских об­ществ, из­би­рав­ших­ся сель­ски­ми схо­да­ми. Пра­во го­ло­са на пер­вом из них по­лу­ча­ли вла­дель­цы зем­ли (в т. ч. и пред­ста­ви­те­ли ду­хо­вен­ст­ва – дер­жа­те­ли цер­ков­ных зе­мель) не ме­нее оп­ре­де­лён­ной пло­ща­ди (в Моск. губ. – 200 дес., во Вла­ди­мир­ской губ. – 250 дес. и т. д.), вла­дель­цы пром. и тор­го­вых пред­при­ятий или др. не­дви­жи­мо­го иму­ще­ст­ва стои­мо­стью не ни­же 15 тыс. руб. или при­но­сив­ше­го до­ход не ме­нее 6 тыс. руб. в год. Из­би­ра­те­ля­ми гор. ку­рии бы­ли куп­цы, вла­дель­цы пред­при­ятий или тор­го­вых за­ве­де­ний с го­до­вым обо­ро­том не ни­же 6 тыс. руб., а так­же вла­дель­цы не­дви­жи­мой соб­ст­вен­но­сти стои­мо­стью св. 500 руб. в не­боль­ших го­ро­дах, св. 1 тыс. руб. – в сред­них, св. 3 тыс. руб. – в круп­ных. Эта из­би­рат. сис­те­ма обес­пе­чи­ла пре­об­ла­да­ние дво­рян в боль­шин­ст­ве земств.

Зем­ст­ва уч­ре­ж­да­лись «для за­ве­до­ва­ния де­ла­ми, от­но­ся­щи­ми­ся к ме­ст­ным хо­зяй­ст­вен­ным поль­зам и ну­ж­дам ка­ж­дой гу­бер­нии и ка­ж­до­го уез­да». К их обя­за­тель­ным функ­ци­ям от­но­си­лись со­дер­жа­ние тю­рем, уст­рой­ст­во и ре­монт поч­то­вых трак­тов и до­рог, вы­де­ле­ние под­вод для разъ­ез­дов гос. чи­нов­ни­ков и чи­нов по­ли­ции и пр. Не­обя­за­тель­ные функ­ции за­клю­ча­лись в «по­пе­че­нии» о нар. об­ра­зо­ва­нии, ме­ди­ци­не и ста­ти­сти­ке. Зем­ст­ва долж­ны бы­ли су­ще­ст­во­вать на сред­ст­ва от специальных ме­ст­ных сбо­ров.

По­ста­нов­ле­ния зем­ских со­б­ра­ний по ря­ду во­про­сов всту­па­ли в си­лу по­сле ут­вер­жде­ния гу­бер­на­то­ром или ми­ни­ст­ром внутр. дел. Гу­бер­на­тор ут­вер­ждал по­ста­нов­ле­ния о при­ве­де­нии в дей­ст­вие зем­ских смет и рас­кла­док, о раз­де­ле­нии до­рог на гу­берн­ские и уезд­ные, об из­ме­не­нии на­прав­ле­ния зем­ских до­рог, о про­ве­де­нии вы­ста­вок ме­ст­но­го хо­зяй­ст­ва, о врем. от­стра­не­нии от долж­но­сти чле­нов зем­ских управ. Ут­вер­жде­нию ми­ни­ст­ра внутр. дел под­ле­жа­ли по­ста­нов­ле­ния о зай­мах, пре­вы­шав­ших сум­му зем­ских сбо­ров за 2 го­да, о сбо­рах за про­езд по зем­ским пу­тям со­об­ще­ния, об от­кры­тии яр­ма­рок бо­лее чем на 2 нед, об их пе­ре­не­се­нии, о раз­де­ле­нии иму­ществ и за­ве­де­ний об­ществ. при­зре­ния, со­дер­жав­ших­ся зем­ст­ва­ми, на гу­берн­ские и уезд­ные и др. К ком­пе­тен­ции ми­ни­ст­ра внутр. дел от­но­си­лось так­же раз­ре­ше­ние или на­зна­че­ние в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти чрез­вы­чай­ных зем­ских со­б­ра­ний.

Зем­ст­вам за­пре­ща­лось вме­ша­тель­ст­во в де­ла, от­но­сив­шие­ся к ком­пе­тен­ции иных об­ществ. уч­ре­ж­де­ний, гос. ор­га­нов и ор­га­нов со­слов­но­го са­мо­управ­ле­ния. Од­на­ко не­оп­ре­де­лён­ность в раз­гра­ни­че­нии хо­зяйств.-рас­по­ря­ди­тель­ных во­про­сов, на­хо­див­ших­ся в ве­де­нии земств и ад­ми­ни­ст­ра­ции, при­во­ди­ла к кон­флик­там ме­ж­ду ни­ми. По­пыт­ки уст­ра­нить эти не­дос­тат­ки бы­ли пред­при­ня­ты в 1880-е гг. и при­ве­ли к со­став­ле­нию Зем­ско­го по­ло­же­ния 1890.

Источник

Изначально по реформе 1864 года предполагалось создание земских учреждений для заведования «хозяйственными пользами и нуждами». Их функции были разнообразны: содержание правительственных учреждений, домов призрения ближнего, восстановление и обустройство путей сообщения, оказание экономической помощи сельскому населению. Хозяйственные и культурные функции делились на обязательные и необязательные.

В перечень обязательных были включены следующие: содержание государственных учреждений на местах, устройство дорог и мостов, поддержание водопроводов и канализации, осуществление почтовой повинности.

К числу необязательных земских мероприятий были отнесены страхование населения от пожаров, содержание медицинской части в уезде и губернии, забота о народном образовании и распространение грамотности. Перечисленные функции должны были осуществляться на средства, полученные от введённой системы земского налогообложения – сборов с недвижимости местного населения (земель, лесов, фабрик и заводов, кустарных промыслов, торговых и доходных домов). Помимо этого основного источника денежных средств, в земские бюджеты поступали и частные пожертвования граждан. И лишь с 1908 году, после принятия правительственной программы всеобщего начального образования, денежные средства стала выделять и казна.

image-1

Диаграмма расходов Ярославского губернского земства за начало ХХ века. Из фондов ГКУ ЯО ГАЯО.

Ярославское земство содержало за свой счёт больницы, школы и ремесленные училища, библиотеки и типографию. Его общие расходы, например, за 1911 год составили 2 млн. 543 тыс. руб. Из них на медицинскую помощь населению было потрачено 1 млн. 56 тыс. руб., на начальное образование – 629 тыс. руб., расходы же на содержание структур управления составили лишь 83 тыс. руб.

Читайте также:  Компьютеры вред или польза картинки

После Февральской революции 1917 года произошел короткий расцвет земств как управленческих структур на местах. Распоряжением Временного правительства управление в земских губерниях возлагалось на председателей губернских и уездных земских управ в качестве комиссаров правительства – земства получили политическую власть. После III Всероссийского съезда советов (январь 1918 года) все постановления власти были направлены на создание единообразной системы управления в форме советов. В апреле 1918 года система земского самоуправления окончательно перестала существовать.

Крестьянские хозяйства

В последнее десятилетие XIX – начале XX века особенно пристальное внимание земских учреждений уделялось агрономическим мероприятиям: организации складов сельскохозяйственных орудий и семян, распространению сортовых посевных материалов, борьбе с вредителями сельского хозяйства и с неурожаями, развитию животноводства, распространению правильного травосеяния (луговодства), организации пчеловодства, созданию сельскохозяйственных артерий, развитию различных форм кредитования и т. д. Курируя эти направления, земские органы оказывали необходимую поддержку и развивали основные отрасли крестьянского хозяйства.

Мосты и тракты

image-1

Мост через реку Устье на Московско-Ярославском шоссе, построенный силами ярославских земских учреждений.Фото начала ХХ в.Из фондов ГКУ ЯО ГАЯО.

Дорожное строительство местное земство рассматривало, как одно из важных направлений своей деятельности, предпринимая системные и планомерные меры для его развития. За время 1900-1917 годов проведены ремонтно-строительные работы ряда основных трактов, совершено замощение камнем грунтовых участков дорог, введено в эксплуатацию значительно количество новых мостов, дамб, гатей и т.д. Это позволило во второй половине XIX – начале XX века создать из отдельных, мало связанных путей сообщения, стройную сеть местных дорог, способствовавшую развитию промышленного сектора, промыслов и сельского хозяйства Ярославского региона.

Почтовая повинность

В 1865 году в Ярославской губернии была организована сельская земская почта для пересылки корреспонденции внутри уездов, а также для обмена корреспонденцией с государственной почтовой службой.

Государственная почта действовала параллельно, но она опиралась лишь на губернские города и уездные центры. Земские управы взяли на себя заботу о доставке писем, бандеролей и денежных переводов во все места за пределами 15-вёрстного пространства.

Земская почта – явление прогрессивное. В целом она объективно способствовала приобщению сельского населения к экономическим, общественным и культурным процессам, происходящим в стране, несла информацию в самые глухие уголки уездов.

Все земства Ярославской губернии доставляли почту бесплатно, хотя дело это было недешевым.

image-1

Мологская сельскохозяйственная выставка. Август 1912 г. Из фондов Рыбинского ГИАХМЗ

Источник

1. Для заведывания делами, относящимися к местным хозяйст­венным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда, образуются губернские и уездные земские учреждения, состав и порядок действия коих определяются настоящим Положением.

2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений, в губернии или уезде по принадлежности, суть:

I. Заведывание имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

II. Устройство и содержание принадлежащих земству зданий, других сооружений и путей сообщения, содержимых за счет земства.

III. Меры обеспечения народного продовольствия.

IV. Заведывание земскими благотворительными заведениями а прочие меры призрения; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.

V. Управление делами взаимного земского страхования имуществ.

VI. Попечение о развитии местной торговли и промышленности.

VII. Участие, преимущественно в хозяйственном отношении и в пре­делах, законом определенных, в попечении о народном образовании, о народном здравии и о тюрьмах.

VIII. Содействие к предупреждению падежа скота, а также по охранению хлебных посевов и других растений…

IX. Исполнение возложенных на земство потребностей воинского и гражданского управлений и участие в делах о почтовой повинности.

Х. Раскладка… государственных денежных сборов…

XI. Назначение, раскладка, взимание и расходование… местных сборов, для удовлетворения земских потребностей губернии или уезда.

ХII. Представление… высшему прави­тельству сведений и заключений по предметам, касающимся местных хо­зяйственных польз и нужд … и ходатайство по сим предметам…(…)

Читайте также:  Вред и польза для ромашки

3. Круг действий земских учреждений ограничивается пределами губернии или уезда, каждому из сих учреждений подведомственных.(…)

7. Земские учреждения… не могут выходить из круга указанных им дел…

8. Земские учреждения подвергаются законной ответственности… за превышение власти…

9. Начальникам губерний иметь право остановить исполнение всяко­го постановления земских учреждений, противного законам, или общим государственным пользам.(…)

Гл. II – Состав земских учреждений

12. Земские учреждения разделяются… на уездные и губернские.

13. Уездные земские учреждения суть: Уездное Земское Собрание и Уездная Земская Управа.

14. Уездное Земское Собрание составляется из Земских Гласных, избираемых: а) уездными землевладельцами; б) городскими обществами; в) сельскими обществами.(…)

17. Не могут участвовать в избирательных съездах: а)лица моло­же 25 лет; б)лица, находящиеся под уголовным следствием или судом; в) лица, опороченныя по суду или общественному приговору и г) иност­ранцы, не присягнувшие на подданство России.(…)

30. Съезды для избрания Уездных Гласных от сельских обществ об­разуются из выборщиков, назначаемых волостными сходами из своей среды.(…)

38. Гласные избираются на три года, в сроки, назначаемые Ми­нистром Внутренних Дел…

39. Гласным никаких служебных преимуществ не присвояется и содержания не полагается.(…)

43. В Уездном Земском Собрании председательствует Уездный Предводитель Дворянства.(…)

49. Назначение содержания Председателю и членам Уездной Управы зависит от Уездного Земского Собрания.

50. Губернские земские учреждения суть: Губернское Земское Собрание и Губернская Земская Управа.

51. Губернское Земское Собрание составляется из Гласных, изби­раемых Уездными Земскими Собраниями на три года.(…)

53. В Губернском Земском Собрании… председательствует Гу­бернский Предводитель Дворянства.(…)

56. (…) Избранный Земским Собранием Председатель Губернской Управы утверждается в должности министром Внутренних Дел.(…)

57. Назначение содержания Председателю и членам Губернской Уп­равы зависит от Губернского Земскаго Собрания.(…)

Гл. III – Предметы ведомства и пределы власти

65. В круге обязанностей, возлагаемых на земския учреждения… принадлежат: Земским Собраниям – распорядительная власть и общий надзор за ходом дела, а Земским Управам – как распоряжения исполнительныя, так и вообще ближайшее заведывание земскими делами.(…)

ПСЗ. Т. 39. – С. 1 – 10.

Документ № 3

Из «Городового положения»

(16 июня 1870 г.)

Действующие ныне узаконения о городском общественном устройст­ве и хозяйстве, обязанные своим началом Прародительнице Нашей Им­ператрице Екатерине II-й, были в эпоху своего издания вполне примени­мы как к понятиям времени, так и к тогдашним потребностям городско­го общежития. Но после изменений, совершившихся, на пространстве целого почти столетия… узаконения сии, утратив свою современность, потребовали коренного обновления.(…)

Гл. I – Общие положения

1. Попечение и распоряжения по городскому хозяйству и благоуст­ройству предоставляются городскому общественному управлению, а над­зор за законным сего исполнением – Губернатору…

2. К предметам ведомства городского общественного управления принадлежат:

а) дела по устройству сего управления и по городскому хозяйст­ву…

б) дела по внешнему благоустройству города, а именно: попече­ние об устроении города, согласно утвержденному плану; заведывание… устройством и содержанием улиц, площадей, мостовых, тротуаров, го­родских общественных садов, бульваров, водопроводов, сточных труб, каналов, прудов, канав и протоков, мостов, гатей и переправ, а ровно и освещением города;

в) дела, касающиеся благосостояния городского населения: меры к обеспечению народного продовольствия, устройство рынков и базаров; попечение… об охранении народного здравия, о принятии мер предосторожности против пожаров и дру­гих бедствий и об обеспечении от причиняемых ими убытков; попечение об ограждении и развитии местной торговли и промышленности, об устройс­тве пристаней, бирж и кредитных учреждений;

г) устройство за счет города благотворительных заведений и больниц и заведывание ими… а также устройство театров, библиотек, музеев и других по­добного рода учреждений;

д) представление Правительству сведений и заключений по предме­там, касающимся местных нужд и польз города, и ходатайства по сим предметам…(…)

4. Круг действий городского общественного управления ограничи­вается пределами города и отведенных ему земель.(…)

9. Городское общественное управление, в постановлениях и распо­ряжениях своих, не может выходить из круга указанных ему дел.(…)

10. Городское общественное управление подвергается ответствен­ности… за всякие вообще действия, противные существующим законам.(…)

Источник