Дневной сон ребенка польза или вред

Дневной сон ребенка польза или вред thumbnail

04.25.2013 | Автор: Александра Лозинская

Полноценный сон – это залог здоровья ребенка. Об этом знает каждый родитель. Однако на практике часто возникают вопросы. В чем польза дневного сна для детей? Можно ли от него отказаться, если ребенок не спит днем? Как определить хватает ли ребенку сна или он страдает от недосыпания? Как уложить ребенка спать вовремя без баталий и плача?

Зачем дневной сон детям?

Полноценный сон – это залог здоровья ребенка. Об этом знает каждый родитель. Однако на практике часто возникают вопросы. В чем польза дневного сна для детей? Можно ли от него отказаться, если ребенок не спит днем? Как определить хватает ли ребенку сна или он страдает от недосыпания? Как уложить ребенка спать вовремя без баталий и плача?

Сон – это основной вид деятельности мозга ребенка. До двух лет малыш спит приблизительно 2/3 суток(16 часов), от 4 лет до 6 – 1/2 суток (12 часов). Во сне дети дошкольного возраста проводят больше времени, чем общаясь и познавая мир. Когда ребенок спит, мозг растет, перерабатывает и сохраняет информацию, формируя новые нервные связи. По мнению израильского доктора психологии Ави Саде даже «один час регулярной нехватки времени сна ставит под угрозу эффективность функционирования мозга ребенка, снижает внимательность, а также приводит к нарастанию усталости рано вечером».

В чем польза дневного сна для детей?

Дневной сон, как и ночной, это время отдыха, восстановления сил, «подзарядки» всех систем организма. Если вы хотите видеть своего ребенка бодрым, активным, веселым, способным посещать различные развивающие кружки во второй половине дня, постарайтесь приучить его спать днем. Дневной сон дает возможность быстрее усвоить новые знания, улучшает процесс запоминания. Дневной сон облегчает засыпание вечером. Вся окружающая среда для ребенка является интересной, он очень восприимчив ко всему новому, схватывает большое количество информации на лету. Во время дневного сна происходит частичная обработка всего услышанного, увиденного, сделанного ребенком в период бодрствования. Если ребенок не отдохнет днем, то к вечеру его активность повысится, ему будет сложнее физически уснуть, т.к. мозг перегружен информацией и впечатлениями.

Явные признаки усталости:

  • ребенок трет глаза;
  • ребенок сильно зевает;
  • у ребенка появляются слабые темные круги под глазами;
  • ребенок выглядит сонным, «спит на ходу».

Скрытые признаки усталости и переутомления:

  • ребенок становится капризным, раздражительным или сварливым, недовольным, упрямым;
  • ребенок огорчается по пустякам, начинает плакать при малейшей неудаче;
  • ребенок либо становиться слишком подвижным, возбужденным, импульсивным, либо менее активным, вялым;
  • ребенок толкается и повреждается во время игры;
  • у ребенка снижается настроение или часто меняется, что выражается внезапными переходами от смеха к слезам;
  • у ребенка теряется интерес к игре, к общению с другими детьми и взрослыми (безразличие);
  • у ребенка снижается работоспособность, внимание, продуктивность любой деятельности.

И все же спать или не спать днем?

Для детей младше 4-х лет дневной сон полезен и обязателен. Дневной сон должен приходиться на середину периода бодрствования ребенка, длиться 1-2 часа и заканчиваться не позже 15:00, т.к. это может вызвать проблемы с засыпанием ночью.

Детей старше 4-х лет заставлять спать днем необязательно. Однако у них всегда должна быть возможность отдохнуть днем. Если признаки усталости на лицо, а ребенок не хочет идти спать, то предложите ребенку:

  • сделать несколько упражнений на расслабление; они помогут ему снять перевозбуждение, мышечное и эмоциональное напряжение.
  • массаж; мягкие, плавные поглаживания, круговые движения в суставах, ваше расслабленное и спокойное состояние окажут успокаивающие действие.
  • игру – медитацию (для детей старше 5 лет).

Все релаксационные техники лучше выполнять в спокойной обстановке, при приглушенном свете, под тихую, приятную мелодию. Все это поможет ему успокоиться и расслабиться, почувствовать себя в безопасности, настроиться на сон. После выполнения упражнений предложите ребенку немного вздремнуть, прилягте рядом с ним, закройте глаза. Так, вы покажете пример здоровой привычки – отдыхать днем и приучите ребенка использовать время «тихого часа» для сна или релаксации. Навыки расслабления пригодятся ему во взрослой жизни в стрессовых ситуациях. Сколько еще экзаменов и волнующих событий у него впереди?

Если ваш ребенок посещает детский сад, режим которого подразумевает обязательный дневной сон, то не следует настаивать на том, чтобы ребенок проводил его как-то иначе, сидел, тихонечко играл, рисовал или читал книжку. Это уместно дома. Почему?

Во-первых, дневной сон в детском саду – это способ физиологического восстановления детского организма, который помогает провести остаток дня в хорошем расположении духа и ребенку, и родителям, и воспитателям. Отдохнувший ребенок дисциплинирован, адекватно реагирует на просьбы, спокоен, общителен, внимателен, желает и способен познавать новое. Режим дня в детском саду соответствует физическим и умственным нагрузкам, которые испытывает ребенок в данном образовательном учреждении, учитывает возраст детей и способствует их гармоничному развитию.

Во-вторых, дневной сон в детском саду – это правило для всех детей в группе. «А как же индивидуальный подход к каждому ребенку?» – спросите вы. Он выражается в том, что воспитатель своевременно заметит, что ваш ребенок уже устал и спит на ходу, и отправит его спать первым, дабы избежать перевозбуждения. Более того, это правило должно действовать и дома. В выходные дни ребенок тоже должен спать днем, чтобы не сбился его внутренний биоритм сна (цикл сон-бодрствование) и не возникли трудности с засыпанием ночью и пробуждения утром, а также проблемы с поведением и работоспособностью в детском саду в воскресенье.

В-третьих, дневной сон в детском саду – это прекрасная возможность подарить ребенку лишний час драгоценного общения с вами. Именно родительское внимание, любовь, ласка нужны ему больше всего. Особенно после того, как он целый день старался, вел себя хорошо в детском саду, учился, вырисовывал финиковую пальму и все это ради того, чтобы мама сказала: «Какой ты у меня молодец!» Не старайтесь уложить ребенка слишком рано, если он спит днем. Ребенку будет сложно заснуть, он еще не устал, а вы только изнервничаетесь, что он не засыпает, а ваши планы на вечер срываются. Лучше проведите его вместе, всей семьей. Тогда вероятность того, что после 21:00 начнется «ваше» время возрастет, а ваша семья станет крепче и дружнее.

Как провести вечер, чтобы ребенок заснул легко?

Не ограничивайте свою фантазию при организации совместного семейного вечера. Приготовьте вместе домашнее мороженое, превратите кухню в мини-кафе с барменом, официантами и посетителями, устройте поэтический вечер в поисках рифмы или музыкальный в поисках общей любимой песни. Поменяйтесь ролями детей-родителей на вечер, устройте конкурсы на смекалку с призами и конфетами, сочините сказку про семью, связав события с реальностью и используя фотографии из семейного альбома, напишите сообща сценарий семейного вечера в честь дня рождения папы. Единственная рекомендация – вечером подвижным играм предпочесть совместное постижение йоги или вечернее плавание по абонементу, новым фильмам – хорошо знакомые, добрые фильмы или мультфильмы. Даже позитивные, яркие впечатления могут увеличить время засыпания.

Кроме того, не забудьте уделить внимание друг другу и расспросить, как прошел день. Каждый почувствует себя значимым, любимым, нужным. А ребенку это поможет освободиться от накопленных за день эмоций. Ведь он целый день провел в детском коллективе. Возможно, сегодня он с кем-то поссорился или его обидели, а может быть наоборот, похвалили. Невыраженные впечатления могут помешать ребенку заснуть, а тревожные переживания – проявиться в страшных сновидениях.

Помните подготавливать детский организм ко сну необходимо заблаговременно.

За 1,5 часа до сна закройте шторы, приглушите свет, сделайте тише музыку и телевизор, сами говорить тише и спокойнее.

За час до сна постарайтесь выключить компьютер, телевизор, убрать с глаз ребенка мобильные телефоны. Это основные виновники сокращения продолжительности ночного сна и недосыпания. Оставьте спокойную, тихую музыку.

За полчаса напомните ребенку, что скоро спать, время идти купаться. Дайте ребенку немного времени для того, чтобы он завершил то, чем он занимался. Минут через 10 помогите ребенку разложить игрушки по местам, найти свою пижаму, приготовьте кровать ко сну, расправьте простынь, проветрите помещение.

После купания даем выпить стакан молока, чистим зубки, обнимаем, целуем ребенка, укладываем в кроватку, читаем книжку, засыпаем.

Ритуал отхода ко сну по содержанию может быть любым, важно, чтобы он повторялся изо дня в день. Тогда мозг будет воспринимать последовательность повторяющихся действий, как сигналы, что пора спать, и начнет готовить весь организм ребенка ко сну на физиологическом уровне. Распространенной ошибкой родителей детей старшего возраста является несоблюдение ритуала. Они полагают, что ребенок уже подрос, и он уже не нуждается в нем, начинают пропускать ритуал. Тем самым отключают условные «стимуляторы сна» и возникают проблемы с засыпанием. Можно сокращать ритуал подготовки ко сну до двух сигналов, одна важно, чтобы он был. Даже взрослым детям важно постоянство, чувство защищенности и комфорта, чтобы расслабиться, успокоиться и заснуть.

Упражнения на расслабление и релаксацию

  • «Шалтай-болтай» [1]

Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди. «Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай».

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

(С. Маршак).

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» – резко наклоняем корпус тела вниз.

  • «Лодка» [2]

Цель: расслабление всего тела. Встать сбоку у ковриков – лодок, руки за спину. Взрослый показывает и объясняет: «Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я».

Стало лодочку качать – ногу к лодочке прижать!

Крепко ногу прижимаем, а другую расслабляем.

Сели, руки – на колени, а теперь немного лени.

Напряженье улетело и расслабленно все тело.

Наши мышцы не устали, и еще послушней стали.

Дышим легко…ровно…глубоко…

  • «Любопытная Варвара» [2]

Цель: расслабление мышц шеи. «Поверните голову влево, вправо, чтобы увидеть, как можно дальше. Мышцы шеи сильно напряжены. Это неприятно. Посмотрите вверх, запрокиньте голову, даже дышать трудно. Расслабьтесь. Слушайте и делайте, как я».

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,

А потом вперед – тут немного отдохнет.

Шея не напряжена и расслабленна…

А Варвара смотрит вверх – выше всех, выше всех!

Возвращается обратно – расслабление приятно.

Шея не напряжена и расслабленна…

А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!

Возвращение обратно – расслабление приятно.

Шея не напряжена и расслабленна…

  • «Черепашка»

Цель: расслабление мышц плечевого пояса. «Представь, что ты черепашка. Вдруг рядом с черепашкой упал камешек. Она не знает, что это, ей страшно, и она спрятала свою голову в панцирь. Подними плечи до ушей и втяни голову в плечи. Вот так. Все тихо и спокойно, опасность миновала. Можно выйти из панциря и погреться на солнышке. Опусти плечи, расслабь шею, пусть головка упадет на твои плечики»

  • «Слон»

Цель: расслабление челюстных мышц и мышц губ. «Представьте, что вы маленькие слоники. У каждого слоника есть хобот. Давайте изобразим хобот с помощью губ. Повторяйте за мной. Вытяните ваши губки вперед трубочкой. Вот так… Вот какие хоботки у нас получились. А теперь расслабили губки, наши губки стали мягкие и ненапряженные». Повторить 2-3 раза.

  • «Праздничные свечи» [3]

Цель: расслабление мышц лица, задействование глубокого дыхания. «Как начинается день вашего рождения? Стоят ли на вашем дне рождения горящие свечи? Печет ли для вас мама пирог? А сколько свечей для вас ставят? Поднимите один палец и представьте, что это свеча с праздничного пирога на вашем дне рождения. Очень нежно задуйте ее. Теперь поднимите два пальца и задуйте две свечи. Чтобы отметить ваш следующий день рождения, вероятно, вам потребуется вдвое больше свечей. Высоко поднимите все пальцы и представьте, что это десять праздничных свечей. Задуйте их всех. Дуйте очень сильно! Закройте глаза, представьте еще несколько свечей и задуйте их. Почувствуйте, как воздух выдувается из вашего рта. Теперь откройте глаза. Представьте легкую травинку. Возьмите ее двумя пальцами. Очень нежно дуйте на травинку, так чтобы она согнулась вперед. Положите руки на колени и дайте им передохнуть».

  • «Шарик» [4]

Цель: расслабление мышц живота. Выполнять упражнение можно лежа или сидя. Представляем, как выглядит надутый и сдутый шарик, как он изменяется по мере поступления воздуха. Затем предложите ребенку представить, что внутри его животика находится теплый, нежный, желтый шарик. С каждым вздохом он надувается, с каждым выдохом он сдувается. Живот ребенка, то поднимается вверх и напрягается, то опускается вниз и расслабляется. Попросите ребенка глубоко вдохнуть и затаить дыхание. Пусть ребенок положит свою руку на живот и почувствует, что он стал круглым, как шарик, и напряженным, как камень. Затем можно выдохнуть и ощутить, как приятно, когда живот становиться мягким и расслабленным. Повторите 3-5 раз.

Вот так шарик надуваем и рукою проверяем.

Шарик лопнул, выдыхаем, наши мышцы расслабляем.

Дышится легко, ровно, глубоко…

Примечания:

Обратите внимание на то, чтобы напрягался именно живот, проследите за плечами ребенка – они не должны подниматься. Выдох должен быть сделан без усилия, воздух сам выйдет, если перестать напрягать живот. Также можно, посадить на живот ребенка какую-нибудь игрушку и попросить покатать ее: вдох – подъем, задержка, выдох – спуск.

  • «Круг, начертанный мелом» [3]

Цель: расслабление мышц ног и ступней.

«Ложитесь на пол. Поднимите одну ногу вверх и представьте, что большой палец ноги – это кусок мела. Какого цвета ваш мел: белый, красный, зеленый или желтый? Нарисуйте мелом большой круг. Теперь начертите совсем маленький круг. Подвиньте ногу немного в сторону и нарисуйте мелом еще один большой круг и еще один маленький. То же самое сделайте с другой ногой. Поднимите ногу вверх и представьте, что большой палец ноги – это кусок мела. Какого цвета этот мел? Начертите им большой круг в воздухе. Теперь нарисуйте маленький круг. Подвиньте ногу немного в сторону и нарисуйте мелом еще один большой круг и еще один маленький. Наши ножки рисовали, они устали, и теперь дадим им отдохнуть. Лягте удобно, вытяните ножки, почувствуйте, какие они теплые, тяжелые, мягкие».

  • «Водопад» игра-медитация (для детей с 5-6 лет) [2]

Цель: глубокая релаксация.Выполняется сидя или лежа с закрытыми глазами. Попросите ребенка несколько раз глубоко вдохнуть и спокойно выдохнуть. Затем под спокойную расслабляющую музыку, тихим вкрадчивым голосом, медленно, с паузами говорите ребенку: «Представь себе, что ты возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове. Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи… Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по твоей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они расслабляются и ты сам собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к твоим ступням, пальцам ног, они расслабляются и становятся мягкими. Теперь все твое тело светится теплым светом. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами… (30 секунд). Немного потянись, выпрямись и открой глаза. Ты бодрый и отдохнувший».

Источники:

1. М. И. Чистякова. Психогимнастика. М.: Просвещение, .1995

2. Людмила Соловьева. Релаксационные игры и упражнения в работе с тревожными детьми.

3. И.В. Ганичева. Телесно ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми. М.: Книголюб, 2008

4. С.В.Крюкова, Н.П. Слободянин. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М.: Генезис, 2002.

Источник

Некоторые дети спят днём с удовольствием, другие начинают саботировать процесс буквально в полтора – два года. И многих родителей это вполне устраивает, ведь в таком случае малыши обычно дольше спят по ночам, давая своим мамам и папам возможность тоже выспаться.

Так нужно ли детям спать днём? Как организовать дневной сон? Что обо всём этом думают специалисты?

Должен ли ребенок спать днем?

Немного теории

Подсчитано, что мы спим добрую треть своей жизни. Причём если раньше врачи считали, что сон – это только возможность для уставшего организма отдохнуть и «прийти в себя», то исследования, проводимые в последние годы, доказали: помимо восстановления сил, сон имеет и другое, очень важное значение. При этом важен не только факт сна, но и его качество и количество. У тех из нас, кто спит регулярно, правильно и сколько требуется организму, лучше иммунитет, интеллект, память, когнитивные (познавательные) способности. Для детей сон ещё важнее, чем для взрослых, ведь именно во время медленной фазы сна высвобождается гормон роста, благодаря которому чада растут.

Тем родителям, кто считает, что уставшие дети спят, а если не спят, значит, не устали, хорошо бы знать о том, что при нарушении режима сна и бодрствования малышам грозят такие неприятности, как:

  • задержка физического, психического и интеллектуального развития
  • лишний вес (недополученную энергию дети интуитивно пытаются компенсировать потреблением большего числа калорий)
  • плохое настроение
  • раздражительность
  • капризность и др.

Ситуация, при которой дети долго спят по ночам, но при этом игнорируют дневной сон, тоже не слишком хороша для их развития и самочувствия. Исследования учёных из Калифорнийского университета показали, что даже непродолжительный дневной сон влияет на детей самым благотворным образом. У тех детей, кто регулярно спит днём, лучше настроение, более оптимистичный взгляд на жизнь, кроме того, они развиваются быстрее сверстников.

Сколько и как должны спать дети

Количество сна, необходимое детям для нормального самочувствия и развития, зависит от возраста. Конечно, есть дети, любящие спать и предающиеся этому занятию самозабвенно и с полной самоотдачей, а есть те, кто и сам не спит, и родителям не даёт. Однако врачи категоричны: существуют минимальные нормы сна, которых необходимо придерживаться:

  • Новорождённые должны спать не менее (!) 11 – 15 часов и от пяти до десяти раз в сутки.
  • Дети раннего возраста нуждаются в 11 – 13 часах сна в сутки. При этом ночной сон должен быть не менее 9 часов, а днём ребёнку нужно спать два раза по 1,5 – 2 часа или один раз 2,5 – 3 часа.
  • Дошкольникам необходимы 10 – 11 часов сна в сутки.

Разумеется, все дети разные. Однако опыт показывает, что если новорождённый малыш сам выбирает, когда ему спать, а когда бодрствовать, но при этом капризничает, нервничает или плохо ест, необходимо помочь ему. Попробуйте наладить хотя бы подобие режима, и, скорее всего, кроха станет гораздо спокойнее и веселее.

Нарушения дневного сна

Врачи-сомнологи отмечают, что у детей чаще всего встречаются два вида нарушения дневного сна:

1. Ребёнок ни в какую не хочет спать днём. Если его всё же укладывают, он очень долго не может заснуть, а то и вовсе, промучившись пару часов, так и не засыпает. При этом такие дети обычно чрезмерно долго спят ночами, пробуждаясь после десяти-одиннадцати часов утра.

2. Малыш спит днём (охотно или после длительного укладывания – не важно), но так долго, что потом превращается в этакого медведя-шатуна, который никак не может уснуть вечером, мучается сам и не даёт спать родным чуть ли не до полуночи. При этом после слишком продолжительного сна ребёнок обычно просыпается в плохом настроении, долго не может отойти от сна, капризничает.

Важно понимать, что и тот, и другой вариант – не норма, так быть не должно. И родители, «отпустившие» ситуацию и считающие, что организм ребёнка «возьмёт свое», поступают в корне неверно. Ведь любые расстройства сна вредны для здоровья детей.

Как помочь при нарушениях дневного сна

Проблема первая: ребёнок не спит днём

Первая помощь при любых нарушениях дневного сна – чёткий и неукоснительно соблюдаемый режим. Многие родители, дети которых не спят дома, удивляются тому, что в детском саду чада пусть и без особого удовольствия, но всё же безропотно отправляются в положенное время в спальню, где быстро засыпают и сладко спят весь «тихий час». И дело не только в воздействии коллектива, но ещё и в раз и навсегда заведённом режиме. Дети, единожды «встав на рельсы», подчиняются режиму в том числе в вопросах сна.

Незрелая нервная система дошкольников страдает при «свободном» режиме, а на самом деле – при полном отсутствии оного. Поэтому родителям, которые хотят помочь своим детям, придётся наступить на горло собственной песне и обязательно продумать оптимальный для ребёнка режим и требовать его обязательного соблюдения.

Обязательными элементами режима дня должны стать:

  • Достаточно продолжительная прогулка перед дневным сном. Ребёнок должен подышать свежим воздухом, побегать и попрыгать, чтобы сбросить накопившуюся энергию, «нагулять» аппетит и хорошенько устать.
  • Плотный обед после прогулки.
  • Гигиенические процедуры (посещение туалета, умывание, возможно, душ).

Кроме того, в расписании дня ребёнка обязательно должны быть активные игры, занятия, гимнастика.

Покормив малыша и проследив, чтобы он сходил в туалет, задёрните в комнате шторы и попросите кроху «немного полежать», чтобы отдохнуть, почитайте ему книжку или спойте колыбельную. Долгая прогулка, плотный обед, привычные, повторяющиеся изо дня в день действия, приготавливающие ребёнка ко сну, обязательно сделают своё дело, и малыш будет засыпать, не успев устать от отдыха.

Проблем вторая: долгий дневной сон

Как и при первой проблеме, прежде всего, необходимо наладить режим. Изо дня в день, из недели в неделю необходимо придерживаться одного и того же графика.

Оптимальное время для дневного сна (в случае если ребёнок не посещает детский сад) – 13 – 14 часов. Не позволяйте ребёнку спать «сколько влезет». Проснувшись в 16 часов или даже чуть позже, малыш успеет устать до ночного сна.

Когда малыш проспит необходимое количество часов (не дольше трёх), начинайте его мягко и ласково будить:

  • откройте дверь,
  • включите негромкую приятную музыку,
  • заведите любимую музыкальную или двигающуюся игрушку ребёнка,
  • начните разговаривать с членами семьи в полный голос,
  • если на улице уже сумеречно или даже темно, включите неяркий свет,
  • начните готовить любимое блюдо ребёнка, пусть его будят возбуждающие аппетит и улучшающие настроение ароматы.

Всё это поможет ребёнку пробудиться без стресса, в хорошем настроении и не слишком поздно.

Чтобы дети, в распорядок дня которых входит обязательный дневной сон, хорошо и без капризов засыпали вечером, сомнологи рекомендуют исключить просмотр телевизора после 19.00, а вместо этого перед сном играть с детьми в спокойные игры и обязательно придерживаться ритуала отхода ко сну. При этом они обращают внимание на то, что этот ритуал должен быть простым и выполнимым в любых условиях: на даче, в гостях у бабушки, в дороге, во время отдыха в санатории и т.д. Ведь сложный замысловатый ритуал способен усложнить жизнь семьи за пределами родного дома. Привыкнув, например, к разглядыванию звёзд перед сном в телескоп, установленный на балконе квартиры, ребёнок во время путешествия может испытывать проблемы с отходом ко сну, поскольку важный элемент привычного ритуала остался дома.

Фото – фотобанк Лори

Источник