Единство пользы прочности и красоты это

Единство пользы прочности и красоты это thumbnail

Когда-то, уже не помню, когда это произошло, я узнал об архитектурном каноне известного римского ученого Марка Витрувия Поллиона. Я был поражен его простой и полнотой одновременно. Конечно, его основной труд «Десять книг об архитектуре» говорит об очень многом, но три простых, казалось бы, пункта: польза, прочность и красота — ставят все необходимые вопросы, на которые необходимо ответить, прежде чем приступить к технологической стороне вопроса.

  • Польза – то есть какое назначение, для чего создается то или иное здание?
  • Прочность – что позволит ему простоять достаточно долго, для выполнения своего назначения?
  • И красота, как необходимый, на мой взгляд, элемент гармонии, эстетики, без которого творение потеряет нечто очень ценное, преображение того, кто соприкасается с ним.

Современное типовое строительство XX века, к сожалению, наполнило мир, однотипными, безликими городами, лишенными индивидуальности, где нет места прекрасному. А это, в свою очередь лишает жителей и внутреннего эстетического чувства. В таком городе не хочется смотреть вверх, вглядываясь в наследие, оставленное потомками в камне или дереве. Поэтому именно эти три пункта в совокупности полностью отражают все необходимые вопросы архитектуры. Еще раз уточню, что, конечно, именно в изначальном, идейном плане. Без которого любая создаваемая форма не будет иметь смысла.

Но поражает меня не только это! Как человека, влюбленного в античную культуру и философию, меня восхищает универсальность моделей, созданных антиками. Как пифагорейцы, обращаясь к законам математики, находили методы работы со своей душой и управлению государством, великие греческие драматурги посредством искусства помогали постичь законы мироздания. Так и Витрувий дает нам возможность на основе его правил в архитектуре увидеть некоторое модели, которые мы можем использовать в нашей повседневной жизни, чтобы сделать ее более наполненной и осмысленной.

Как, давайте посмотрим чуть позже. В первую очередь, мне кажется, важно сказать, почему! И здесь ответ находится на поверхности. Потому, что вопрос познания мира и самого себя был одним из самых актуальных для древних. А отсюда, какой бы деятельностью они не занимались, она всегда была прежде всего ответом и на этот главный вопрос познания.

Если заглянуть в начало «Десяти книг об архитектуре», то уже в самом вступлении книги, где вроде бы должно быть описано, только как проектировать и строить, Витрувий в очень объемном вступлении перечисляет огромное количество пунктов о качествах и знаниях, которыми должен обладать архитектор. Среди них понятные для профессии архитектора: геометр, оптик, математик. Но также и художник, историк, философ, музыкант, медик и др. Зачем? Давайте обратимся к автору и на примере посмотрим. Вот отрывок из вступления, о том, почему архитектору необходимо быть философом:

Что же касается философии, то она возвышает дух архитектора, искореняя в нем самонадеянность, делает его более обходительным, справедливым, честным и отнюдь не скаредным. Это чрезвычайно важно, потому что, в самом деле, никакая работа не может быть выполнена без честности и добросовестности. Архитектор не должен быть жаден и стремиться к наживе, а обязан серьезно поддерживать свое достоинство соблюдением своего доброго имени; это ведь именно и предписывает философия. Кроме того, философия объясняет природу вещей, что по гречески называется φυσιολογία, которую архитектору необходимо очень тщательно изучить…

Довольно необычный подход для современного человека, изучающего прикладную специальность, верно? Но, возможно, не менее от этого актуальный в наше время. И поэтому идеи, которые родились у римского архитектора, настолько универсальны, что применимы во многих сферах жизни. Теперь, давайте вернемся к вопросу «Как?», поднятому нами выше. Как использовать этот метод в нашей повседневной жизни? Для этого давайте увидим отражение этого тройственного канона, через три вопроса, которые необходимо себе задать, перед тем как совершить какой-либо поступок.

Польза

Здесь важно поднять два вопроса:

  1. В чем смысл того, что я собираюсь совершить? Зачем я хочу сделать что-то? Ведь пользу сможет принести лишь то, что имеет смысл.
  2. Кому это принесет пользу?

Важный момент: по-настоящему, полезно только то, что приносит пользу не только тебе, но и другим. И если ответ на этот вопрос таков, что это полезно только для тебя, то это, возможно, означает, что это не полезно совсем никому. Польза действия реальна только тогда, когда совершаемое полезно для всех. Дополнить сказанное, хочется словами еще одного великого римлянина Марка Аврелия: «Во-первых, не делай ничего без причины и цели. Во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу». Мне кажется, что больше и не добавить.

Прочность

«Что является по-настоящему прочным в нас?» Прочным, является то, что мы можем назвать долговечным. То есть действие, которое дает нам возможность приобрести, что-то долговечное, будет правильным? А что тогда долговечно? Явно не что-то внешнее. Ведь все, что мы приобретаем вовне: материальные ценности, слава, почет — очень неустойчивы и могут растаять в миг. Долговечное — это то, что у нас невозможно отнять. Это не то, что мы получаем, а то, какими становимся. Приобретенные качества, добродетели, опыт, то есть то, что делает нас крепче, добрее, мудрее, терпимее, справедливее, выносливее. Или опыт настоящего, как любовь, например.

Читайте также:  Польза занятий спортом для школьников

Это то, что действительно будет всегда нашим, и только это является тем, чего не лишиться, в нашей власти. Отсюда, второй важный вопрос, на который нужно ответить здесь, это «Каким я хочу стать?» И подходящая здесь завершающая пункт фраза: «Быть, а не казаться».

Красота

«Что есть красота в человеке?» Это гармония, соразмерность! Для эллинов, чьими преемниками были римляне, определяющим в жизни был один закон, сформулированный Солоном, законодателем Афин: «Мера во всем!» Золотая середина, без крайностей, а именно так понимал добродетель известный греческий философ Аристотель, — вот что будет красотой в человеке. Соразмерность, гармония, целостность.

И еще, если говорить о действиях, то гармоничными будут являться действия, которые едины и в мыслях, и чувствах, и в поступках, и в идеях. Ведь, к сожалению, как часто бывает так, что мечтаем мы об одном, думаем о другом, хотим третьего, а заняты проблемами совсем иными. Нужно найти то, что соберет весь наш внутренний мир в единое целое. Здесь мне хочется вспомнить картину «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи или «Совершенный человек». Почему так? В первую очередь потому, что он гармоничен. Но, помимо золотой пропорции, по которой выстроено тело человека, в этой картине есть еще два важных элемента. Человек вписан одновременно в окружность и в квадрат. В древней геометрической символике, которую мы встречаем еще у пифагорейцев окружность отражает духовное, а квадрат — материальное. Поэтому совершенный человек — это тот, в ком во всей полноте проявлено и то, и другое. И все находится на своем месте.

Леонардо да Винчи. “Витрувианский человек”

Завершая, хочется, как и антики, провести универсальную параллель. Внутренний мир человека —это здание, которое мы строим. Каким оно будет — неким хаотичным пространством чулана, в который снесли все ненужное, или величественным храмом, — решать нам. И то, что это целиком зависит от нас, не может не радовать. И спасибо Витрувию Марку Поллиону за универсальную модель, практичную и в наше время.

Алексей Выборнов

Источник

Руководители: В. П. Гоч, Н. А. Соловьева, Н. А. Перминова

Автор: А.С. Канаткин

    Архитектура, как вид деятельности человека занимается организацией пространства. При помощи архитектуры мы строим дома, парки, скверы, здания, заводы и города.

  Некоторые называют архитектуру «застывшей музыкой», это действительно так, у нее, как и в музыке, есть ритм, динамика и цельность.  В современном мире существует такое направление музыки как Hard Rock, которое негативно влияет на человека. В свою очередь существует и классическая музыка, которая благоприятно влияет на все живое и несет в себе особую тайну.

   Человек существует, как отдельная творческая единица, имеет свободу воли, и только он вправе выбирать, куда направить свой потенциал – на поддержку и развитие Жизни или на ее угасание.

   Одной из целей архитектуры – является служение обществу. В Новое Время архитектура должна еще и развивать все Мироздания, способствовать развитию Жизни. Ей необходимо вернуть целостность и единство с Миром (Рис. 1).

   Как отмечал в своих трудах римский архитектор Марк Витрувий (l век до н.э.): «Архитектура триедина: она извечно сочетает в себе логику ученого, ремесло мастера и вдохновение художника». В дальнейшем была создана формула (1).

                  Архитектура = Польза + Прочность + Красота                              (1)

    Из формулы следует, что целостность архитектуры зависит от трех принципов (Рис. 2), которые подробно будут рассмотрены ниже.

            Для начала разберем каждую из этих звеньев по отдельности.

Красота (Рис 3) – создается в самом начале проектирования, делиться на поиск наиболее благоприятных эстетических характеристик – это цветовые решения и фактуры материалов (Рис 4). Пропорции в архитектуре – это соразмерность элементов, система отношений частей сооружения между собой и с целым, придающие произведению архитектуры гармоничную целостность и художественную завершенность[1] – является второй ветвью красоты (Рис 5). Для гармоничных пропорций лучше всего подходит принцип «золотого сечения» в сочетании с масштабностью.  За всю внешнюю гармонию отвечает красота.

Польза состоит из функции и социума (Рис. 6).  Если взять архитектуру, то она влияет на социум в целом, на все человечество как национальность, государство и религия. Архитектура – это ментальность человечества, запечатленное в форму пространства. Социум подразделяется на «нужность» и «значимость» (Рис. 7).

      Пример:  нужно ли строить парк в центральной части города, если для этого есть все необходимые условия? – Нужно! Он будет обладать большой значимостью для жителей города, тем самым принесет пользу обществу.

     Вторая ветвь пользы – функция (Рис. 8). Функция делится на «удобство» и «необходимость».  Продолжим пример с парком. Насколько удобен будет парк в центре города? Сможет ли он решить проблему урбанизации города? Есть в этом необходимость или нет? На все эти вопросы мы подходим с точки зрения функции.

Прочность –  это конструкции и материалы (Рис. 9). Когда в архитектуре, например, появляются дополнительные конструкции, обладающие определенным весом, архитектором должно быть предусмотрено, что несущая стена, пол  или потолок выдержат ее.  Понадобятся ли дополнительные усиления конструкций или нет, все зависит от типа материала. Конструкции отвечают за безопасность и устойчивость (Рис. 10). Материалы мы подбираем исходя из характеристик — долговечность и экологичность (Рис. 11).

      В таком случае архитектура будет влиять на ячейку определенного общества — это может быть семья, предприятие, группа людей, город или государство в целом.

     Рассмотрим звенья соседних веток и их взаимодействия. Пропорция и социум зависят и дополняют друг друга (Рис 12). К примеру,  в семье есть кто-то самый высокий, предположим — Папа,  в таком случае необходимо предусмотреть пропорции дивана и/или кровати, соответствующие как минимум росту Папе.

    Функция в свою очередь соотносится с конструкцией (Рис 13).  Любая мебель, перегородки, светильники и т.п. в доме, должны быть наиболее функциональны, удобные в обращении. Чтобы можно было легко передвинуть диван и/или открыть шкаф и не ударится или вовсе не сломать его. Конструкции мебели должны быть удобными.

    Далее можно заметить, что эстетика, как качество красоты, взаимодействует с материалами из конструкций  (Рис. 14).  Эстетика будет зависеть от выбранного материала (цвета, фактуры), а так же от его конструктивных свойств (долговечность, экологичность).

    Структура, представленная в данной схеме, является саморазвивающейся, имеет большие границы возможностей, показывает целостность архитектуры. Соблюдение всех звеньев системы в итоговом варианте дает Норму (Рис. 15). Норма, как творческий результат, способ, несущий положительное воздействие на все живое. Следовательно, норма переходит в гармонию (Рис. 16) и обретает степень совершенства (Рис. 17) – это показано синими стрелками. Все будет зависеть от потенциала архитектора, который эту архитектуру создает.

     Есть вероятность и множество примеров в современном обществе, «ненормальной архитектуры». Как ее определить? Предположим, что в нашей структуре не учли звено «Нужность» с ветки пользы (Рис. 18).

    В жизни это может быть проявлено следующим образом: строиться новый жилой дом, а свободу соседних домом не учли. Возводят данный дом на территории парка или вместо детской площадки, впритык существующей застройки, т.е. раньше в окнах был прекрасный пейзаж и вид на город, а теперь – окна нового дома. Данный пример показывает, что здесь не соблюдена «нужность» социума, следовательно, архитектура становится бесполезной.  Когда не учитывается звено «нужность» (рис 19), разрушается ветка «социум» (Рис. 20) и «значимость», далее следует разрушение звена «польза» и других соседних веток (рис 21-22). От данной цепочки событий страдает сама архитектура  и становиться не нужно и «ненормальной» (Рис. 23).

    Вывод: если не учитывается хотя бы одно звено в структуре, от этого начинает страдать архитектура и соответственно люди, которые в этой архитектуре живут или находятся.

   Теперь применим для проверки данной структуры многомерную логику. «Многомерная логика позволяет рассмотреть все взаимодействия элементов, их взаимовложенность, а также их субстациональность как отображение в Изначальном, историю и развитие»[4]. Берем звенья с разных веточек, сочетаем между собой и смотрим их смысловое значение.

Пример 1 (Рис. 24).

Звенья:

Золотое сечение, архитектура, функция, устойчивость.

Смысловое значение:

  • Золотое сечение в архитектуре – это функциональная устойчивость;
  • Функция золотого сечения в устойчивости архитектуры;
  • Архитектурная функция – устойчивость золотого сечения.

Пример 2 (Рис. 25).

Звенья:

Социум, красота, безопасность, экологичность.

Смысловое значение:

  • Красота социума в экологической безопасности;
  • Безопасность красоты в экологичности социума;
  • Социальная безопасность в красоте экологии.

Пример 3 (Рис. 26).

Звенья:

Удобство, конструкция, пропорция, цвет.

Смысловое значение:

  • Удобство конструкции в пропорции цвета;
  • Цвет и конструкция – удобство и пропорциональность;
  • Конструкция удобства в цветовой пропорции.

    Рассмотрим еще один момент. Если взять для примера одну из веточек структуры, и продолжим ее развитие до конечного звена, то мы тем самым выйдем на источник, отвечающим за данное направление. Возьмем веточку «Прочность – конструкция – устойчивость» …идя по этому направлению, мы сможем прийти к науке — физики. Получиться: «Прочность – конструкция – устойчивость — …  — физика» (Рис. 27). Продолжив развитие по другим веткам – мы выйдем на такие науки как: математика, химия, биология, география, политология, эргономика, история, философия, психология, медицина и т.д., а так же на виды искусства: скульптура, живопись, музыка, прикладное искусство и т.д.

    Общий вывод: архитектура объединяет все виды искусства и науки в одно целое, она создает условия для них, организует окружающее пространство, в котором есть возможность раскрыть свой творческий потенциал.

   Архитектура как искусство зависит от развития техники, строительных материалов, уровня жизни и определенных климатических условий, еще она играет роль своеобразного «воспитателя» для  человека. Настраивает его на высокие или на низкие чувства,  дает  либо отбирает надежду на завтрашний день. Все зависит от архитектора, который эту архитектуру создает.

Читайте также:  Атомные электростанции вред и польза

 Литература:

  1. Архитектурные пропорции, вып. 1—4, М., 1936
  2. В. П. Гоч. Путь за Тантру. Серия «Философия высшего творчества». В 4-х книгах, кн. 1. – Екатеринбург: Издательство «СВ-96», 1997 г. – 480с.
  3. В. П. Гоч, И. Е. Акимов, Н. А. Соловьева.  Действие Единых технологий на вещество. – Тюмень: Издательство «Истина», 2010. – 104с.
  4. В. П. Гоч, В. Л. Кулинченко. «Теория и методология Со-Творчества». – К., Сфера, 2007. – 114 с.
  5. В. П. Гоч, А. Г. Шеншаков.  Метафизические аспекты ментальности. – Москва: Издательство «Эльиньо», 2009. – 233с.
  6. Витрувий.  Десять книг об архитектуре. – перевод  Г. С. Лебедевой. 2006г.

Источник

Понятия архитектуры и ее сущности

Лекция №4

Говорить об архитектуре, оценивать сооружения разных эпох и народов, понимать существо и смысл содеянного человечеством невозможно без раскрытия содержания понятий прочности, пользы и красоты. Сменяются эпохи, архитектурные стили, изменяется материал, из которого выполняются сооружения, но эти три качества остаются непременными для каждой постройки, претендующей называться произведением архитектуры.

По словам древнеримского архитектора Витрувия, архитектура основывается на трёх началах: лат. firmitasпрочность, лат. utilitasпольза и лат. venustasкрасота

(т. н. Триада Витрувия) — лежит в определённом гармоническом отношении к пропорциям человеческого тела. Много позже (в XV веке) Альберти добавил четвёртое начало — целесообразность, которую можно, впрочем, определить и как производную от первых трёх составляющих.

Прочность является непременным условием для сооружений, так как их разрушение угрожает жизни людей и наносит материальный ущерб обществу. От прочности зданий зависит и их долговечность. Поскольку возведение зданий и сооружений требует больших материальных затрат, срок службы их должен быть столь длительным, как того требует экономика их эксплуатации.

Польза и красота – тема, которая не перестает па протяжении веков привлекать внимание теоретиков искусства. Признавая взаимосвязь этих двух качеств, они высказывают противоположные точки зрения.

“Красота возникает на основе пользы”,- утверждают одни.

“Красота рождается на основе бесполезного”, – возражают другие.

Очень важным в рассмотрении вопроса о «прочности, пользе, красоте» является анализ архитектурной среды. Архитектурная среда – пространственная ситуация, проработанная с позицией зодчества, с учётом производимого эмоционально-художественного впечатления, с помощью специфических средств архитектуры (тектоника, композиция, специальные приёмы пластической деталировки и т.д.)

Среда – совокупность факторов обитания человека, которая включает как само здание, так и его окружение, как внешний вид, так и детали пространства. В среду включается понятие о цвете. Она может быть образной, световой.

Включает, как минимум, два понятия: жилая иобщественная.

Жилая средацелостное пространство, где человек может обеспечить функции восстановления организма.

Общественная среда среда, где человек может общаться с индивидуумами.

В жилище основная функция – сон. Происходит функциональное зонирование жилых сред за счет правильного распределения пространств: зона дневного пребывания, ночная зона, гостевая, детская зоны.

Общественная среда может быть подразделена на:

1) формы, предназначенные для создания структуры культовых сооружений;

2) пространственные элементы среды, позволяющие сформировать зрелищные здания и комплексы;

3) спортивные здания и сооружения.

На этих основных классификационных группах вся полнота видов общественной среды не завершается. Более подробно эти понятия будут раскрыты в 7-8 семестрах на лекциях по ТиАКП.

Итак, основой любой архитектуры являются понятия прочности, пользы, красоты. На наш взгляд, одним из интереснейших но малоизвестных примеров этого можно отметить мечеть Биби-Эйбат.

Мечеть Биби-Эйбат (азерб. Bibiheybət məscidi) — мечеть, расположенная в Бакинской бухте, относящаяся к XIII веку[2], и построенная ширваншахом Абу-л-Фатх Фаррухзадом. Это один из значительных памятников исламского зодчества Азербайджана, считающаяся достоянием архитектуры.

Другим примером проявления понятий прочности, пользы и красоты является Тадж-Махал.

Про Тадж-Махал говорят – это олицетворение любви в архитектуре. Еще его называют «памятником неизмеримой красоты», «поэмой или мечтой, воплощенной в мрамор», «жемчужиной Индии».

Тадж-Махал (также «Тадж») считается лучшим примером архитектуры стиля Мугал, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей

Несмотря на то, что белый мраморный купол мавзолея является наиболее известным компонентом, Тадж-Махал — это структурно интегрированный комплекс. Здание начали строить примерно в 1632 году и завершили в 1653 году, работали тысячи ремесленников и мастеров.

Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора (привозившегося на строительство за 300 км) с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь — серебристым.

С левой стороны от усыпальницы находится мечеть из красного песчаника. Справа точная копия мечети. Весь комплекс имеет осевую симметрию. Усыпальница имеет центральную симметрию относительно гробницы Мумтаз-Махал. Единственным нарушением этой симметрии является гробница Шах-Джахана, которую там соорудили после его смерти.

Источник