Есть ли польза от политических партий

«Или – или. Середины тут нет. Нельзя здесь ничего «примирить»; нельзя «немножечко похоронить» старую партию или «немножечко основать» новую». – В. И. Ленин, «Просвещение» № 9, сентябрь 1913 г.

Если партии создаются, значит, это кому-то выгодно? – Зачем нам партии? – Ответ на вопрос прост: партии создаются потому, что они предусмотрены Законом РФ. – Закон всё объясняет и всё предусматривает.

«Право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий». – Права у нас, стало быть, есть. И мы можем создавать партии или участвовать в жизни тех партий, которые нам выгодны или выражают наши интересы. И, разумеется, Закон нам объясняет, что это такое эти самые партии. –

«Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Политическая партия является видом общественной организации как организационно-правовой формы юридических лиц».

Тем не менее, вопросы остаются… А сами партии удивляют разнообразием. Есть партии любителей пива или животных, есть партия пенсионеров и много ещё чего. Но главный вопрос остаётся: зачем нам политические партии и какими они должны быть, эти реальные и дееспособные политические партии? – В ответе на этот вопрос, как и во множестве других, выявляются два разных подхода. Одни исходят из нашего суверенного права на мировоззренческое самоопределение, отвергая любые политические доктрины Запада и вычёркивая весь исторический опыт остального человечества. Другие, укоряя Россию и всех нас в интеллектуальном убожестве, замкнутости и отсталости, призывают к заимствованию от Запада всего и вся.

Но любые крайности ущербны… Одни, по сути, требуют отказаться от привычных цифр, которые придумали арабы, или от законов Ньютона, который представлял Англию, столь много навредившей и вредящей России. Другие же, напротив, считают, что необходимо исполнять волю Запада даже и тогда, когда МВФ использует ЦБ РФ только как инструмент для контроля над уровнем экономического и социального развития РФ.

Разумный подход, естественно, подразумевает использование всего интеллектуального опыта, который накопило человечество, наряду с собственным историческим опытом. А политический опыт России богат. Такого политического опыта у других нет. Мы проходили царизм, промышленный капитализм, социализм и современный, финансово-спекулятивный, капитализм. И странно, когда пытаются вычеркнуть из памяти целые политические эпохи, вычёркивая из списка живых и нас, ещё живущих, тех, кто большую часть жизни прожил в СССР. Но странно и то, что другие пытаются решить судьбу современной России, используя подходы, теории и догмы столетней давности. На деле, они политически и идеологически удалены от тех, на кого любят ссылаться. Они не усвоили даже их базовую аксиому: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

Для серьёзного подхода в сфере общественных наук совершенно недостаточно научиться цитировать мысли и выводы классиков, необходимы усилия для осмысления и понимания тех фактов, доводов и оснований, на базе которых сделаны эти выводы. Истинные знания являются не тогда, когда кто-то знает, ЧТО сказал классик, но лишь тогда, когда понят вопрос, ПОЧЕМУ он это сказал. Для научного подхода всегда необходимо учитывать конкретные исторические условия, когда были сделаны теоретические выводы и насколько они зависимы от конкретных исторических условий.

Что есть наука? – Это теоретическое осмысление и познание бытия. В любых сферах познания исследователь выдвигает разнообразные научные гипотезы, предположения и теории. Но верность или истинность таких гипотез или теорий проверяются только практикой. Научная теория, не подтверждённая и не доказанная опытом, остаётся лишь гипотезой и предположением. Она может быть верна или нет, но решает этот вопрос только практика. Именно такой подход должен главенствовать и в области общественных наук. Такой подход должен доминировать и в отношении любых авторов любых теорий или гипотез

Особый интерес вызывают вопросы, связанные с взаимоотношениями между партиями, между правящими и оппозиционными партиями, между партиями и властью. Но самым острым вопросом остаётся вопрос о взаимоотношениях партии и общества. – Кто должен доминировать и кто должен контролировать, партия общество или общество партию? – Ответ на этот вопрос определяет позицию в понимании прошлого и существенно влияет на предлагаемые модели будущего. Этот ответ определяет, например, понимание сути понятия “диктатура пролетариата” и приводит к двум точкам зрения.

Первая: диктатура пролетариата – это диктатура большинства, которое насильственно навязывает меньшинству определённое общественное устройство. Вторая: диктатура пролетариата – это диктатура активного меньшинства, которое насильственно навязывает большинству и обществу в целом свою политическую конструкцию.

По этому вопросу были и остаются разногласия. Но В. Ленин и его сторонники исходили из того, что они представляют интересы большинства. Именно потому они считали возможным становление социализма в России, вне зависимости от массы промышленного пролетариата. В этом вопросе российские большевики конкретно подходили к реальности. Они оперировали не абстрактными понятиями, но видели за ними реальных людей, готовых сплотиться в большинство. Потому они и победили, а попытки меньшинства противостоять этому были подавлены.

Но эта двойственность мировоззренческих подходов в осмыслении роли диктатуры пролетариата неизбежно перерастает и в двойственность в понимании роли партии.

Первый подход: партия, как орудие диктатуры пролетариата, выполняет роль организатора и руководителя большинства в эпоху перехода к социализму; после становления социализма партия утрачивает эту роль и дальнейшая судьба общества уже определяется волеизъявлением большинства.

Второй подход: партия, как орудие диктатуры пролетариата, выражая волю просвещённого политического меньшинства, навязывает большинству свою роль руководителя и организатора, единоначально определяя судьбу социализма и карая любые попытки посягательства на диктат партии в социалистическом обществе.

В конечном счёте, противостояние этих подходов и определило судьбу социализма, как и судьбу самого СССР. Ясного понимания этой узловой проблемы в позднем СССР уже быть не могло. Но разные подходы были. Читаем. –

Читайте также:  Баня для беременных вред и польза и вред

“Партия нужна пролетариату ДЛЯ того, чтобы завоевать и удержать диктатуру. Партия есть орудие диктатуры пролетариата. Но из этого следует, что с исчезновением классов, с отмиранием диктатуры пролетариата должна отмереть и партия”. – И. Сталин. Вопросы ленинизма. Издание одиннадцатое. (Госполитиздат, 1952, тираж 1 млн. экз., цена 5р. 50 коп.)

Безусловно, И. Сталин являлся ярким представителем мыслителей, обладающих системным подходом в осмыслении политических вопросов. Нелепо считать, что такие мыслители разбрасываются такими словами и выводами просто так, тем более, по такому вопросу и в «Вопросах ленинизма».

Что такое системный подход? – Системный подход – это достаточная совокупность множества, взаимосвязанных и взаимообусловленных, точек зрения в какой-то из областей знаний. Любая точка зрения без пересечения и ограничения другими точками зрения может выходить за пределы своей применимости или может быть доведена до логического абсурда. Людей с системным подходам в политической сфере не так много, а не системный подход всегда характерен именно преобладанием той или иной точки зрения над другими или противоречиями между точками зрения в одной голове

Мы не знаем того, как конкретно И. Сталин представлял себе это будущее. Но что очевидно? – И. Сталин, говоря об отмирании партии большевиков, не мог допускать появление каких-то других партий, тем более, партий буржуазных. Тогда его основная мысль сводилась к очевидному: вся власть – Советам. Это значит, что власть переходит к большинству. Возможно И. Сталин предполагал, что кандидатов в депутаты всех уровней Советов будут выдвигать профсоюзы, трудовые коллективы или общественные организации. И тогда уже большинство через избирательную систему и выборы будет контролировать все властные структуры социализма. Или иначе, уже не элитная группа граждан, но коллективный разум большинства граждан будет определять дальнейшею судьбу социализма.

Но история социализма в СССР пошла иным путём… КПСС избрала иной подход к социализму. И обосновать этот антисталинский подход можно было только через дискредитацию и шельмование фигуры самого И. Сталина. Что и было сделано. Здесь важно понять, что не Н. Хрущёв осуществил этот политический акт, его авторитет был слишком ничтожен для посягательства на авторитет И. Сталина. Это был политический акт, который осуществила воля КПСС, воля партийного чиновничества. Только сама КПСС была способна перечеркнуть роль своего вождя через три года после его ухода из жизни. И что мы получили? – Н. Хрущёв провозгласил позицию об усилении роли партии. Но и отстранение его от власти совершенно не изменило позицию КПСС по этому вопросу. Напротив, были предприняты новые и радикальные меры для реализации этого подхода – в 1977 году была изменена сама Конституция. И что получил социализм? – «Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу».

Реализовался на конституционной основе, как видим, отнюдь не сталинский подход… Партийные чиновники всех уровней не хотели «отмирать». КПСС превратилась в надзирателя над коллективным разумом общества, контролируя всю политическую сферу. КПСС превратилась в надсмотрщика над производителем во всех отраслях общественного производства. Но самое страшное в том, что КПСС уже сама утратила доверие к массам, к советскому народу, считая, что без контроля партии этот советский народ предпочтёт капитализм социализму. А советский народ, взирая на статус КПСС, постепенно склонялся к выводу, что социализм нужен не ему, а только КПСС, что социализм нужен только коммунистам. Но КПСС, ведь, подталкивала советский народ именно к этому, объявляя себя «передовым отрядом человечества», познавшим всю политическую мудрость и достигнувшим непревзойдённых высот в моральном облике. Именно КПСС возложила на себя всю ответственность за судьбу страны, лишив всех других права голоса… Протестные движения, в большей мере, были направлены на КПСС… но метили в КПСС, а угробили социализм. Но общество можно понять, ибо совершенно очевидно было, что Правда и Справедливость уже утрачены властью.

Но в нашей истории есть и другой пример … Уже в фазе гибели в СССР была предпринята попытка спасти социализм через передачу власти Съезду народных депутатов СССР. Но замысел не реализовался. – Почему? – Среди депутатов было много умных, порядочных и образованных людей. Но они были разобщены. Каждый из них говорил о своих бедах, о своих подходах и решениях. Они не могли договориться и найти общее решение. Да, многие из них были ещё членами КПСС, но сама КПСС уже существовала лишь формально, не имея ни планов и программы. Вся КПСС, с низу доверху, уже состояла из разобщённых людей, придерживающихся самых разнообразных индивидуальных точек зрения. – Что из этого следует? – Партии необходимы. – Что такое партия, если абстрагироваться от деталей? – Партия – это определённое РЕШЕНИЕ или ответ на вопрос, что и как нужно делать для улучшения жизни в стране. И это РЕШЕНИЕ уже найдено. И, если большинство поддержит это решение, отдавая голоса за такую партию, это решение может быть реализовано. Это очевидно. Если Госдума будет сформирована из разобщённых индивидуальностей, каждая из которых воображает себя вождём и теоретиком, решение будут искать очень долго, если вообще найдут. С этих позиций ясно, что партии нужны и играют важную роль в политической жизни страны.

Понятно, что политическая партия «За Правду» исходит из принципов: партия нужна; общество должно контролировать партию; партия действует в рамках Конституции РФ; партия не признаёт право каких-то групп или меньшинств, с любыми политическими взглядами, навязывать большинству свою волю, тем более, насильственным образом.

Источник

  • главная
  • люди
  • Зарезин Михаил

Кара-Мурза С.Г. Зачем нужны партии? (Июнь 2004г.)

С недавними выборами мы вступили в новый политический этап. Одним из важных изменений было то, что на этих выборах сникли, «просели» те партии, которые мы унаследовали от перестройки.

Это прежде всего партии, в которых действительно возникла искра классового сознания – партии нашей новой «буржуазии», СПС и «Яблоко». КПРФ, наследница русской соборной компартии, была и остается носителем «советского» мышления, и ее поддержка сократилась из-за того, что появилась «Единая Россия», еще больше напоминающая КПСС. ЛДПР тоже не в счет, это партия внеклассовая, в ней дает себе выход душа такого же соборного российского забулдыги, это отщепенец КПСС.

Читайте также:  В чем польза овсянки для похудения

В целом, можно сказать, что иссяк импульс к становлению гражданского общества и присущей ему многопартийной системы. Эта большая утопия наших либералов захлебнулась, как и остальные их утопии. Они еще хорохорятся, но вяло – неудача фундаментальна. О ней надо говорить без злорадства, а с сожалением.

В чем же ее глубинные причины? В том, что короста либерализма на наших западниках очень уж тонка и еле держится – поскреби ее, и увидишь «совка» в его неприглядном варианте. Эта наша либеральная интеллигенция менее всех совместима с гражданским обществом и рыночной экономикой, она как рыба-прилипала не может без защиты акулы или хотя бы городового. Ради этой проклятой многопартийности еще недавно готовы были полстраны уморить, а теперь спросишь такого энтузиаста: «Что же ты, гад, ни в какую партию не вступаешь? Какого черта воду мутил?» – сопит, стесняется.

В общем, из одного болота нас выдернули, а в другое никак не переползем – сами же эти баламуты брыкаются. Сломали все рычаги воздействия на ситуацию, какие были в советской системе – и не дают освоить другие, демократические. Глупее не придумаешь, остались мы без языка и без рук.

Да, не по душе большинству всякие партии, ибо они – разделение. Привыкли мы быть народом, не конкуренцией друг с другом заниматься, а договариваться. Так и жили – и при царе, и при КПСС. Иногда соединялись так плотно, что вообще чувствовали себя одним целым, а кучка диссидентов воспринималась как нечто чужое – враги народа. Но ведь сейчас мы не в таком состоянии!

На какое-то время народ оказался расколот, между его частями возникли конфликты интересов, некоторые дозрели до красной черты непримиримости. Олигархи, шахтеры, бюджетники, ларечники, рекетиры, вынужденные переселенцы… У всех свои страхи, надежды, болезни. На эти шевелящиеся внутренности страны наложена текучая краска духовных пристрастий и утопий – коммунисты и либералы, западники и почвенники, православные и неоязычники. Много лет мы ворочаемся в таком хаосе, что редко кто может связно описать хотя бы свой собственный профиль интересов и идеалов. 80% считают, что стали хуже жить, но большинство из них раз за разом голосует за тот режим, что вогнал их в нужду.

Мы так и будем пребывать в таком трансе, пока не вольем этот хаос в рамки минимального порядка. Для этого культура такого «разделенного в себе» общества, каковым стал когда-то Запад, и выработала особый механизм, который называется партии. Партия (от слова «часть») есть представительство не целого, а его части. Она – приказчик этой части в ее борьбе с другими частями за свой особый интерес. Противно нам это? Очень противно, но придется этим пользоваться, раз дошли до жизни такой, а там видно будет.

Так что надо честно признать: в нашем положении нам нужны партии и многопартийность. Заострю для ясности. Я, например, противник СПС, мне противны их замыслы и мародерские повадки. Но мне нужно, чтобы эта партия выздоровела, довела до совершенства свою программу и лозунги, ясно и верно выразила то, что на уме у представляемой ею прослойки «новых собственников». И дело не в том, что сейчас, уйдя в тень, правые все равно будут делать свое вредоносное дело, только скрытно. Важнее, что они не будут делать того, что не может не делать легальная партия, – оставлять на всеобщее обозрение продукты своей жизнедеятельности в виде программ, текстов, демонстраций и действий.

Конечно, наличие партии углубляет раскол общества, ибо она дает стоящей за ней социальной группе язык и самосознание. Но теперь уж поздно жалеть о потерянном рае советской солидарности, нам придется пройти через холод размежевания. Новая сборка общества начнется только тогда, когда разделенные части народа поймут себя и других, когда они смогут выложить на стол свои интересы, претензии и средства торга или давления. И все это за каждую общность и должна сделать ее партия. Хорошо работающая партия сделает это с максимальной достоверностью, она покажет истинное лицо группы, а не будет напяливать на нее маску и кричать, что она выражает «интересы народа».

Чтобы срывать эти маски, как раз и нужна многопартийность. Кроме того, чтобы быть инструментом самовыражения группы, партии должны понять своих врагов и союзников – и по возможности верно отразить их в своих документах. Каждая партия служит «зеркалом» других партий, ее функция – верно сообщить «своим» о рельефе политического пространства. Умная партия не станет делать свое «зеркало» кривым, ибо сама в него смотрит и обман превращается в самообман. Таким образом, изучая видение всех главных партий, их представление о себе и друг о друге, мы и получаем образ нашего общества. Тогда туман начинает рассеиваться, в хаосе проступают черты порядка – и мы можем действовать разумно.

Пока что наши партии слабы и эту функцию выполняют плохо. От них исходит больше ругани, чем информации, их описание противников карикатурно, в их программах приходится копаться, как археологу. Но все же и сейчас это копание дает полезные сведения. В скором времени, когда потрепанные выборами партии пройдут переформирование, от них можно будет ждать более связных документов.

Когда страна переживает тяжелый кризис, как у нас сегодня, то всех свербит мысль о том, что угрожает благополучию и самой жизни их самих и их семей, их кругу, их народу и государству. Дать связное представление о главных угрозах – одна из обязанностей каждой честной партии. Это не только сплачивает каждую часть общества, но и выявляет главные противоречия, основу для союзов и размежеваний. Становится понятно, кто есть кто.

Читайте также:  Дистиллятор воды польза и вред

Для меня, например, сама мысль, что на нашу землю могут прийти и разместиться иностранные войска, нестерпима, эта угроза мне видится как катастрофа. А Сергей Адамович Ковалев с Новодворской требуют разместить в Чечне вооруженные силы ООН – они были бы этому рады. Для одних вымирание русских – страшная угроза, а другие утверждают, что ничего страшного в этом нет, что это даже лучше, так как они планируют завезти более покладистую рабочую силу из Кореи. Когда накапливаются такие оценки от разных политиков, мы мысленно расставляем на нашей политической карте флажки, и линия фронта становится отчетливой.

Люди сейчас совсем не читают партийные программы. Говорят даже, что они все одинаковы. Это неправда, они очень разные, только читать их трудно, смысл прикрыт многими слоями словесной ваты и пыли. Это слабость наших партий, лучше бы они ее изживали. Если по делу, то программа должна была бы представить людям три образа, данных пусть грубыми мазками, но внятно.

Первый – это образ «светлого будущего». Это кредо, идеалы партии, ее понимание благой жизни. Какое жизнеустройство считает для России лучшим эта партия? Даже явная утопия много говорит о том пути, по которому она нас повела бы, будь ее власть. Но еще лучше, конечно, если утопия снижена до потолка реально возможного. Пока что большинство партий по этому поводу молчит, набрав в рот воды. Более или менее понятный образ возникает только из программ правого и левого края. СПС лелеет утопию «американского образа жизни», но честно признает, что наш потолок при их власти был бы где-то на уровне Зимбабве (хотя, если разобраться, и это утопия – климат у нас не тот). КПРФ рисует более для нас знакомый образ – улучшенного советского строя. А попробуйте понять, что за строй жизни нам обещают «единороссы» или «Родина» Рогозина. Понять нельзя, это гибриды несовместимых животных, кентавры и василиски.

Второй образ – в чем-то родственный первому, но очень отличный от него. Это образ наилучшего устройства нашей жизни в условиях кризиса. Ведь в момент кризиса приходится делать то, что неприемлемо в стабильный период. Мы уже 15 лет живем в состоянии жуткой социальной аномалии – как говорят, «выживаем», а не живем. Аномалией является и само наше терпение, полное равнодушие к тому, чтобы обдумать и обсудить способы жизни при кризисе. Даже своего отечественного опыта не хотим вспомнить. Не странно ли, в условиях тотальной катастрофы войны население было гораздо здоровее, а преступность несравненно меньше, чем сегодня. В стране кризис, но государственные институты и службы действуют так, будто мы переживаем период благоденствия. Посмотрите хотя бы, как справляли 300 лет Петербурга или какие гусары гарцевали на презентации Президента. Это вещи ненормальные и даже неприличные.

С этим образом в партийных программах в основном провал. Не любят наши политики говорить о неприятном, лучше помечтать. «Виват, Россия!» Ветхие дома рушатся? Ипотека! На хлеб не хватает? Ешьте печенье!

Наконец, третий образ – тот мостик, который партия предлагает построить через пропасть, отделяющую наше трудное кризисное время от светлого будущего. Ведь переход через пропасть («переходный период») – это тоже целый кусок жизни. Нам все время поминают Моисея, который 40 лет водил евреев по пустыне. Мол, и у нас будет так же. Ничего себе! Так давайте, опишите эту пустыню и этот мостик, как и из чего его будем строить, кого будут сбрасывать в пропасть. Тут полный мрак. Взять хотя бы последнее Послание Президента. Там хорошо описана точка А и счастливая точка С. А вот куда делась промежуточная точка В, непонятно. Первая задача – жилье. Надо сделать, чтобы оно всем было по карману, чтобы все запросто зашли в банк и взяли кредит «под будущие доходы». Да, оба края пропасти очерчены живо, но откуда возьмутся эти самые «будущие доходы», под которые добрые банки отвалят каждому желающему по сотне тысяч долларов (как Жириновский по мужу каждой женщине), Послание умалчивает. А что уж говорить о партиях!

Кроме всего этого раньше, во времена марксизма-ленинизма, считалось, что партия должна быть интеллектуальной лабораторией, она должна вырабатывать для своей части общества идеологию – целостную картину мира и человека, власти и государства, собственности и хозяйства, в соответствии с господствующими в этой части общества представлениями о добре и зле. Пока что большинство партий освоить эту функцию не может. «Единороссы» честно от нее отказались, заявив, что вся их идеология – поддерживать Президента. Правые «самоназвались» либералами, стараясь не вникать в смысл этого незнакомого слова, а левые пока что следуют привычной идеологии социальной справедливости. Скорее всего, на крайних флангах эта необходимая работа оживится раньше – они друг друга подталкивают. Но провал центристов, которые стали у нас монопольными обладателями парламента, создает патовую ситуацию. Госдума утратила сам корень парламентаризма, смысл которого в том, чтобы за каждым фракционным выступлением была видна именно идеология, вектор, путь. Следя за их столкновениями в дебатах, общество и нащупывает Большой проект. А штамповать законы, даже самые дурацкие, и царь мог бы, без всякого парламентаризма.

Если бы наши партии действительно стали многопартийной системой и выполняли все эти функции, мы бы именно нащупали этот проект и не застряли бы в небывалом кризисе на двадцать лет. Мы бы смогли «проиграть» программы всех партий – и на практике, и в воображении. А сейчас правители взмахивают руками, как фокусники – то Чубайс, то Греф, но понять смысл их манипуляций люди могут слишком поздно, когда «поезд уже ушел». Если бы возникла система партий, то она бы и стала коллективным автором спасительного проекта – во взаимной борьбе их частных программ.

Так что, как ни парадоксально, партийное строительство сегодня – наше общее дело.

За сутки посетители оставили 920 записей в блогах и 6110 комментариев.

Зарегистрировалось 130 новых макспаркеров. Теперь нас 5028959.

Источник