Есть ли польза от скороговорок

Есть ли польза от скороговорок thumbnail

Дефекты, связанные с произношением слов, всегда были и остаются проблемой многих людей. Часто говорят: «Каша во рту!» – это значит, что человек говорит настолько неразборчиво, что понять его трудно. Бороться с этой напастью необходимо с самого раннего детства. Существует много разнообразных методов, и один из них – применение скороговорок для развития речи.

Коснемся определения термина

Прежде чем рассуждать о достоинствах скороговорок, необходимо ясно обозначить, что это вообще за зверь такой. Это юмористическое (не всегда, но чаще всего), как правило, зарифмованное произведение (обычно короткое, в одну-две строки, но встречаются и более длинные варианты), в котором присутствуют труднопроизносимые слова с повторяющимися звуками. Проговаривать их требуется быстро и четко, что весьма затруднительно – в этом и заключается весь смысл скороговорки. Как правило, скороговорки содержат в себе аллитерацию – повторение согласных звуков (лет до ста расти нам до старости – пример аллитерации).

Скороговорок очень много, мало того, их постоянно видоизменяют. Старые скороговорки усовершенствуют, дополняя или сокращая их, меняя слова местами. Поэтому вариантов одних и тех же скороговорок может быть великое множество.

скороговорки для развития речи

В чем польза скороговорок

Ответ на этот вопрос очевиден, но тем не менее его тоже стоит обсудить. Если заниматься проговариванием скороговорок с детства, велик шанс свести к минимуму возможные проблемы с речью и произнесением тех или иных букв. Скороговорки (или, как их называют иначе, чистоговорки) помогают научиться говорить правильно и четко, не шепелявя, не картавя, не проглатывая окончаний. Их оттого и зовут чистоговорками, что они дают возможность овладеть чистой речью.

Кому обязательно нужно владеть четкой речью?

Вне зависимости от того, есть ли у человека «каша во рту» или нет, он должен владеть правильной, ясной и понятной речью, если это предполагает его профессия. Например, учитель или диктор – они разговаривают в течение всего рабочего дня, и очень важно, чтобы их правильно понимали как в девять утра, так и в пять вечера.

К этой же категории людей, зарабатывающих на хлеб с маслом своим языком, относятся разного рода артисты, менеджеры, агенты по продажам, директора, бизнесмены и так далее. Всем им просто необходимо иметь четкую дикцию, а значит, не обойтись без скороговорок для развития речи.

Звуки, с которыми проблемы бывают наиболее часто

Как ни странно, сюда относится не только звук «р», с которым действительно много трудностей у огромного количества человек. Также очень нередко встречаются затруднения с произношением звуков «л», шипящих (а также «з» и «с»). Отдельные люди путают «н» и «м», другие же невнятно проговаривают парные согласные звуки («б»-«п», «в»-«ф» и так далее). На каждый из этих звуков есть свои скороговорки. Так что вовсе необязательно тренировать дикцию всем подряд – можно найти именно то, что нужно.

В качестве примера скороговорок для развития речи и тренировки произношения можно привести пару следующих примеров:

  • Подарили Лиле лилию (оттачиваем «л»).
  • Шумно дыша, шебуршат шестеро лягушат (оттачиваем «ш»).
  • Сорок сорок прискакали в срок (оттачиваем«с» и «р») и так далее.

Когда скороговорки бесполезны

Есть ситуации, когда, к сожалению, помочь тренировке дикции скороговорки не могут. Их, слава богу, немного, но тем не менее важно понимать: в случаях, если речь нарушена вследствие травмы и/или болезни голосовых связок, а также из-за необратимых процессов в головном мозге, скороговорки будут бессильны.

Основные принципы скороговорения

Неправильным будет думать, что заниматься скороговорками легко и просто. Нельзя «взять и прочитать», здесь также требуется запастись терпением, как и в любом другом деле.

Первое, что необходимо сделать: медленно и даже желательно по слогам произнести скороговорку, тщательно артикулируя. Важно следить за тем, чтобы каждый звук был проговорен четко, чисто и внятно. Торопиться здесь не следует.

Несколько раз тщательно прочитав скороговорку, следует выучить ее наизусть – это под силу человеку даже с «куриной» памятью, объем скороговорок сравнительно небольшой (особенно если он составляет всего одну строчку). Чтобы заучивание прошло легче, можно воспользоваться так называемыми шпаргалками – руками: например, загибать пальцы на каждое слово, или сжимать в кулаки, или отстукивать ритм. Такой метод особенно хорош для маленьких деток.

Проблемы с произношением звуков

Вторая фаза – отточить артикуляцию. Для этого понадобятся помощник и запас терпения как с его стороны, так и со стороны самого тренируемого. Ассистента необходимо посадить напротив себя, а затем раз за разом медленно, четко рассказывать ему скороговорку – но без звука. Это упражнение необходимо выполнять до той поры, пока помощник не сможет без проблем прочитать по губам каждую букву и сложить скороговорку воедино.

Когда получилось узнать фразу по губам, можно переходить к следующему этапу, еще более сложному: проговаривание шепотом. Речь должна быть настолько четкой, чтобы шепот был легко понимаем и различим. В качестве образца можно взять речь театрального суфлера – вот уж кто оттачивает свой шепот до филигранной ясности!

Следующий пункт – прибавление громкости. Теперь все то же самое нужно проделать громко и с выражением. Как будто в школьные годы на уроке литературы, рассказывая наизусть заданное на дом стихотворение.

И, наконец, последний этап – смена интонации. Вызубренную уже к этому моменту скороговорку нужно рассказывать на разный лад: громко и потише, детским голосочком и старческим дребезжанием, нараспев и речитативом – интонаций миллион. Самое главное, что каким бы образом скороговорка для развития речи не произносилась, делаться это должно быстро. И, разумеется, не теряя четкости.

Попугай на жердочке

Конечно, не нужно думать, что все это можно провернуть за один день. Тренировка дикции требует достаточно больших временных затрат и терпения – пройдет минимум несколько недель, прежде чем что-то начнет получаться. Этому нужно посвящать не менее тридцати-сорока минут ежедневно. Главное, не сдаваться на полпути. Кстати, специалистами рекомендуется все данные упражнения осуществлять в движении – можно ходить, бегать, заниматься зарядкой и так далее, правда, при этом придется еще и следить за правильным дыханием.

Читайте также:  В чем польза стрелок чеснока

Еще один немаловажный фактор: для того чтобы все получалось правильно, нужно не просто механически оттарабанивать вызубренный урок, а представлять в воображении все то, о чем в скороговорке рассказывается. Если речь идет о том, как «мама мыла Милу», следует как можно более живо нарисовать в своей голове эту картину. Вот мама моет Милу, вот уронила мыло, вот Мила обрадовалась… Только тогда можно будет найти верные интонации.

И напоследок хороший совет: если читать книги вслух, это не только будет способствовать выработке правильных, чистых интонаций и тренировке дикции, но и разовьет фонематический слух.

Русские скороговорки для развития речи

Среди миллиардов существующих на свете скороговорок есть всякие. В том числе и сложенные русскими. К этой категории допустимо отнести, например, такие:

  • Архип осип, Осип охрип.
  • Подарили Вареньке на день рождения валенки.
  • Ехал грека через реку, видит грека: в реке рак. Сунул грека руку в реку, рак за руку греку цап.
  • Бобы у бобыля, у бобыля бобы.
  • Был бык тупогуб.
  • Жуткая жирная жужелица жужжит и кружится – и так далее.

Скороговорки для взрослых

Необходимо понимать, что среди чистоговорок есть своя «иерархия». Они четко подразделяются на категории по возрасту. Конечно, среди них много универсальных, но имеются и такие, которые подойдут только взрослым людям – например потому, что их содержание пошлого характера или они элементарно очень трудны для детского восприятия. Так или иначе, ниже представлено несколько примеров скороговорок для развития речи взрослых. Одна из них, пожалуй, наиболее известна – это скороговорка про хороводоводов и прочих из этой приятной компании. Примечательна она тем, что при желании ее можно продолжить до бесконечности.

  • Однажды галок поп пугая, в кустах увидел попугая. И говорит тот попугай: «Пугать ты галок, поп, пугай, но галок, поп, в кустах пугая, пугать не смей ты попугая».
  • Загубленная гусеница, запудренная пудреница. Запуганная пуговица, запутанная путаница – и так далее.

Как говорить четко и ясно

Еще одна скороговорка, которая подходит только для взрослых, поскольку детям запомнить ее наизусть невозможно (да что говорить, трудно это сделать и взрослым даже с самой цепкой памятью), называется «Лигурия» и по праву считается самой длинной скороговоркой. Зачастую используют ее сокращенный вариант, но даже в нем она занимает несколько абзацев. Полностью же длина этой чистоговорки, повествующей о лигурийском регулировщике, собравшей в себе некоторые более короткие и давно известные всем скороговорки, – около страницы.

Скороговорки для развития речи для детей

Чистоговорки, подходящие ребятишкам по своей сложности и своему содержанию, тем не менее тоже «фильтруются». Те из них, что подойдут для малышей трех лет, уже могут оказаться бесполезными для семилеток, и наоборот. Занимаясь с детками, важно помнить одно простое правило: ребенку не должно быть скучно. Он должен получать удовольствие от занятия, ему должно быть интересно и весело. А если крохе скучно, сложно и непонятно – радости тут маловато, а следовательно, и пользы особой не будет тоже.

Поэтому, выбирая детские скороговорки для развития речи, следует ориентироваться на следующие критерии: возраст малыша (для самых маленьких отбирать самые простые и смешные, для тех, кто постарше – посложнее) и те звуки, которые необходимо тренировать. Не стоит подсовывать ребенку все подряд, «лишь бы занимался». Скороговорки для развития речи и дикции детей надо использовать разумно, процесс должен давать результат, желаемый не только родителями, но и самим малышом.

Правильная артикуляция

Занимаясь с ребятишками младше шести лет, следует подбирать детские скороговорки для развития речи, тренирующие один конкретный звук – «с», «щ», «р» и так далее. Если у крохи проблемы с произношением нескольких звуков, стоит найти побольше различных упражнений на каждый из них, но брать такие, в которых повторяется сразу два, три и так далее проблемных звука, не стоит. Подобные задания на говорение хорошо подойдут для развития речи детей 7 лет. Скороговорки, кстати, рекомендуют вводить в лексикон малыша как можно раньше – тогда он быстрее начнет понимать разнообразные звуковые сочетания и сам сможет без проблем повторять их. В таком случае к семилетнему возрасту ребенок уже совершенно спокойно овладеет всеми звуками родного языка.

Далее продемонстрированы возможные скороговорки для развития речи для детей старшего дошкольного возраста.

  • У Прокопа нет укропа.
  • У щучки чистые щечки.
  • Купила кружку с клюшкой кошка для кукушки.
  • Хваленая халва в хлеву.
  • Тимуров двор зарос травой и так далее.

Для малышей

По сравнению со скороговорками для развития речи для детей 7 лет, «малышовые» чистоговорки более простые. Использовать подобные допустимо в занятиях с детками даже двухлетнего возраста.

  • Коля колом бьет в колокол.
  • Полип к липе прилип.
  • Купила мамуся маску Марусе.
  • Папа пилил пилой пень.
  • Дядя Дима делил дыню и так далее.

Длинные и трудные

Сложные скороговорки для развития речи, как правило, массивны по своему объему, нацелены на отработку сразу нескольких звукосочетаний и тяжелы для воспроизведения. Но ведь в том и азарт! Как раз-таки потому притягивают и манят такие скороговорки для развития речи в 6 лет, в 12 и в 20 – с одинаковой силой. Одними из регулярно встречающихся и использующихся скороговорок в данной категории можно считать чистоговорку про ежевичник и черничник (ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле черничника, то черничное варенье вам привычное, но совершенно не привычное варенье ежевичное. Ежели же вы жили возле ежевичника, то вам привычное варенье ежевичное … и так далее), а также про абрикос, кокос и иже с ними (нет абрикоса, кокоса, редиса – и тому подобное).

Возможность самостоятельного составления чистоговорки

Данные выражения затем и придуманы народом, дабы каждый имел возможность сочинять их. Это легко можно сделать в процессе одной очень интересной игры в веселой компании. Необходимы как минимум четыре человека. Играющие договариваются о звуке – например, звук «р», – с которого станут начинаться все слова в будущей скороговорке. А дальше на листочке пишутся вопросы: кто (нужно написать имя, прозвище, кличку и так далее), что сделал, где, почему (при варианте игры с большим количеством человек, чем четверо, можно включить фантазию и придумать еще дополнительные задания).

Читайте также:  Детское высказывание о пользе книги

Правильное произношение звуков

Каждый из играющих по очереди пишет свой ответ на какой-либо вопрос, заворачивает листик, чтобы никто не видел написанного, и передает дальше. Таким образом на листке может оказаться что-нибудь подобное:

Рома/росомаха/ребенок, ревел белугой/рулил баранкой/работал роботом, в Риме/на родео/на ранчо, (потому что) рано встал/родился в рубашке/рак на горе не свистнул.

Складывая из этих ответов фразы, можно получить самые нелепые скороговорки, но они тем не менее будут тренировать произношение звука «р», а кроме того, изрядно повеселят своих создателей и их друзей.

Интересные факты о скороговорках

  1. На Руси они были известны с древних времен. Тогда их использовали в ораторском искусстве, а уже позже скороговорками стали заниматься и дети.
  2. Первым начал изучать чистоговорки Владимир Даль.
  3. Скороговорки относятся к такому жанру, как фольклор. Иными словами, это устное народное творчество.
  4. Еще одно название скороговорок – языковертки (в настоящее время не используется).
  5. Владимир Даль называл скороговорки чистобайками.

Знания в книгах

Скороговорки для развития речи полезны каждому вне зависимости от возраста и наличия речевых проблем. Они улучшают дикцию, развивают слух, укрепляют мышление. Можно смело сказать: занятия скороговорением не только полезны, но и интересны!

Источник

СКОРОГОВОРКИ.
Нужны ли они детям?

Скороговорка – это фраза или стишок, построенные из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков и слогов и предназначенные для проговаривания вслух.

Чем полезны скороговорки?

Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок – успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.

Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации.
Русские скороговорки – бесценный материал для логопеда ведь они играют огромную роль, помогая ребенку в развитии речи. Вряд ли найдется родитель, который не захочет, чтобы его ребенок говорил, чисто, внятно, красиво. А ведь над этим нужно работать! Кто-то начинает говорить раньше, кто-то лучше, но на все можно повлиять и откорректировать.

Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.

Скороговорки для детей – это в первую очередь игра, а не обучение.
Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете вместе разучивать стишок.

Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.

Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.

После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы.

Третий шаг – чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.

Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.

Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком. Предложите ребенку повторить ее трижды.

Каждому звуку – своя скороговорка.

Существует неисчислимое множество различных скороговорок. У нас наибольшей популярностью пользуются исконно русские скороговорки – близкие нам по смыслу и по духу. Однако развивающие потешки имеют не только национальный оттенок.

Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука. Например:

Для звука [б]: Белые бараны били в барабаны.

Для звука [в]: Водовоз вез воду из водопровода.

Для звука [д]: Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

Для звука [ж]: Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Для звуков [з], [з’]: Зимним утром от мороза на заре звенят березы.

Для звука [к]: Около кола колокола.

Источник

Помните, как в детском саду с нами то и дело разучивали разные скороговорки? После этого еще всегда находились ребята, у которых получалось лучше, и они хвастались своими умениями быстро произносить фразы о вылавировавших кораблях. Но чем это им помогло во взрослой жизни? И можно ли улучшить дикцию, если тренироваться по скороговоркам в зрелом возрасте? Об этом рассказала логопед высшей категории и миотерапевт Наталья Лабутина.

  • Наталья ЛабутинаЛогопед высшей категории, миофункциональный терапевт. Опыт работы — более 20 лет. Ведет блог в Instagram

Для чего вообще придуманы скороговорки?

Скороговорки (еще их называли в народе «чистобайки») — это славянский народный фольклор. Они придуманы взрослыми для детей как шуточная игра, чтобы быстро, чисто и правильно произносить фразу или стишок, построенный из труднопроизносимых сочетаний звуков или слов.

— Скороговорка придумана исключительно для проговаривания вслух, — подчеркивает логопед. — Детские скороговорки короткие: обычно это рифмованные фразы минимум из 4-х слов. Они разнятся по возрасту. Длинные фразы от 7 слов и более, которые могут быть со сложными сочетаниями звуков и слогов, с использованием нечастых в обиходе слов — варианты уже для взрослых.

Читайте также:  Растительный жир в твороге вред или польза и вред

Но почему их обычно разучивают дети?

Наталья шутит: все-таки игру придумали взрослые, чтобы потешаться с детьми. Но можно найти и более серьезное объяснение.

— Сейчас мы живем в эпоху, где все очень динамично, информационные технологии набрали очень активный рост и утрачена связь и преемственность поколений между людьми. Современные бабушки и дедушки уже не передают или мало используют фольклорный опыт: пестование (самые простые формы игры с младенцем, когда ребенка пеленали, мыли, кормили, мама ему маленькими стишками, приговаривая, доносила о том как он ей нужен), потешки (шуточные песенки, которые сопровождались движениями. Необходимы для привлечения внимания ребенка к речи и общению), сказки с повторяющимся сюжетом, чистоговорки, скороговорки. Чудесно, если в доме активно играют в настольные игры, — отмечает логопед.

Фото: unsplash.com

Речь взрослых более сложная по своей форме. Мы используем, кроме диалога, еще и монолог, и письменную речь, например, при общении в мессенджерах — и необходимо, чтобы дети также пришли к такому уровню развития речи:

— Уже к возрасту 6−7 лет речь ребенка считается созревшей во всех ее компонентах. Дальше идет только ее усовершенствование и активный переход от устной формы к формированию более сложных форм речи — письменной, развернутой, монологической речи. На этих умениях речи строится академическое образование на всех ступенях ее развития, начиная от школы и до высших ступеней. Взрослея, мы больше используем монолог, нежели диалог. Например, когда пишем диктанты, сочинения, пересказы, составляем описания чего-либо, отвечаем на экзаменах.

Скороговорка в этот ряд «не вписывается»: это более простая, заученная форма.

— Она построена на повторении, и работа с такой формой больше подходит детям или взрослым с профессиями, в которых важна работа с голосом и дикцией, — объясняет логопед. — Хотя, конечно, значение этой формы, мне кажется, недооценено.

В чем разница между человеком, которому удаются скороговорки, и тем, у кого их произносить не получается?

Наталья предлагает сначала разобраться, что такое говорение. Для него важны:

— мотивация к речи;
— создание общего замысла высказывания;
— понимание смысловой ситуации;
— выбор слов из своего словарного запаса, а также подбор средств их выражения (например, как мы построим из них предложение);
— создание моторной программы (понимание, как мы будем говорить каждый звук), чтобы произнести слова или фразу.

Фото: unsplash.com

— Все эти сложные процессы происходят на уровне головного мозга за доли секунд. Поэтому, если взрослый человек по той или иной причине избегает игры в скороговорки, это может говорить в первую очередь о том, что в детстве он ходил к логопеду. То есть у него есть речевое нарушение, которое в более старшем возрасте уже мало заметно. Или человек не умеет вслушиваться в речь говорящего, имеет слабую речеслуховую память, эмоционально беден, ему трудно удается уловить смысловую нагрузку рифмованного высказывания. Про таких людей говорят, что ум не цепкий.

Можно ли, разучивая скороговорку, улучшить эти качества?

Логопед уверена: конечно, можно.

— Скороговорка — это отличный тренажер не только для чистой и грамотной речи. С ее помощью также обогащается словарный запас, развивается речевой слух. Дополнительно — улучшаются навыки слушания, улавливания интонаций, чувствования смысловой связи между словами, управления своим голосом и дыханием (за счет ритма построения скороговорки).

Выходит, скороговорка не только поднимает настроение и избавляет от «каши во рту». Владение своим голосом и речью может раскрыть в человеке определенную харизматичность — его внутреннюю уникальность, которую он потом транслирует миру.

— Хочу напомнить, что многие известные актеры — Сильвестр Сталлоне, Энтони Хопкинс, Брюс Уиллис и другие — имели в детстве речевые нарушения и занимались у логопедов. И, думаю, немногие будут спорить со мной, что их немногословность, умение ставить акценты в речи, подавать свой голос завораживают, — добавляет Наталья.

Как решить конкретные проблемы с помощью скороговорок?

— Я как логопед — миофункциональный терапевт работаю со взрослыми людьми, которые носят брекеты, — поясняет специалист. — Неправильное положение языка в полости рта формирует не только нарушение прикуса — это вторично, а первично — это смазанное межзубное произношение (шепелявость), проглатывание звуков «л» и «р».

Также Наталья замечает: у белорусов очень часто встречается нечеткость произношения звуков «ч» и «щ» в сочетании со свистящими и шипящими в одном слове.

Иллюстративный снимок. Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

— Одним из ключевых приемов работы с такой категорией клиентов, которые готовы проработать свою дикцию, являются скороговорки. Приведу пример работы с одной из моих клиенток: у нее была своеобразная щель между передними зубами, которая еще больше усиливала неприятный присвист при произношении свистящих и шипящих звуков.

Логопед предлагает схему для тех, кто хочет работать с похожей проблемой самостоятельно (нажмите, чтобы раскрыть инструкцию)

1. Сначала проговорите на диктофон скороговорки, которые в конце коррекционных занятий повторите для сравнения успеха.

2. Подберите скороговорки на глухие звуки «с» и «ш». Отрабатывайте по отдельности скороговорки с каждым звуком.

3. Повторите то же самое со скороговорками на звонкие звуки «з», «ц» и «ж».

4. Этот этап более сложный: нужно научиться различать эти звуки в скороговорках в разных слоговых сочетаниях. Начните с использования коротких простых скороговорок, потом наращивайте их длину. Когда станет просто управлять отдельно произношением, нагрузите речь различными движениями, чтением скороговорок с помехами.

5. Далее идет работа над голосом: начиная от шепотной речи до интонационной игры.

— Уже через три месяца при систематической работе мы получили результат, который радовал нас обеих, — вспоминает Наталья. — Конечно, вся эта работа строилась на индивидуально составленной программе дыхательных, артикуляционных упражнений для подготовки к описанной выше речевой нагрузке. Клиентка ежедневно выполняла все это дома и на занятиях. Без этого никак. Но думаю, что такую гимнастику должен подбирать специалист, так как нужно четко оценить состояние мышечного тонуса органов артикуляции, определить причину возникшего нарушения и разработать план коррекции, чтобы рутина работы над дикцией и произношением не была статичной, утомительной и с кабинетным эффектом.

Логопед предупреждает, что самолечением заниматься не нужно. Попробовать позаниматься по схеме выше можно, но в случае серьезных проблем лучше обратиться к специалисту. Так и здесь:

— Только если вы не делаете это исключительно ради интереса, — улыбается Наталья.

Посоветуйте скороговорки, полезные взрослому

Специалист предлагает разучивать все-таки простые скороговорки, которые помогут оценить свой уровень слету:

— Помните, задача скороговорки — четкость произношения, передача смысловой нагрузки. И не заучивание, а быстрое проговаривание на слух.

  • Бобры добры, добры до поры.
  • Халва вкусна, халве хвала.
  • Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек всё утро строчат.
  • Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп. И спит Прокоп — кипит укроп.
  • У четырех черепах в колясочках по четыре черепашонка в распашонках.
  • Пастух к пастушке спешит, пастушок пастушку смешит.
  • В лесу лось — в воде лосось, у лося — лосята, у лосося — лососята.
  • Косарь Касьян косой косит косо, не спасет косарь Касьян покоса.

Источник