Естественный отбор действует в пользу
Мои мысли, мои скакуны.
Содержание:
1. Определения.
2. Искусственный отбор или «Что этот парень себе позволяет!? ».
3. Естественный отбор в 21 веке? Вздор!
4. Теория возникновения потребностей или “А я-то тут причём?!”.
5. Пирамида Маслоу или “Читаем карту жизни”.
5. Бессознательная мотивация.
6. Вывод.
Определения:
Естественный отбор – Процесс, который увеличивает численность приспособленных особей и выводит из игры не приспособленных.
Пирамида Маслоу – Модель потребностей человека, представляющее из себя упрощённое (графическое) отображение идей и теорий американского психолога Абрахама Маслоу.
Искусственный отбор или «Что этот парень себе позволяет!?»
Человек – теплокровное млекопитающее, живущее миллионы лет в ужасающей, агрессивной среде, насквозь пропитанной смертью, болью и страхом.
Для того чтобы человечество двигалось вперёд, а не забилось в угол, обильно поливая всё вокруг потом, соплями и собственной кровью. Природа изобрела великий по своей жестокости и практичности механизм – естественный отбор.
Естественный отбор позволяет выделить из общей популяции наиболее приспособленных к окружающим условиям особей и отправить их на следующий этап “соревнований” с каждым разом отбирая лучших и убивая слабых (не приспособленных)
Это чудесный механизм, который сделал наш мир таким какой он есть сейчас. Правила естественного отбора встроены во всё живое на планете Земля на животном уровне. Мы все участвуем в гонке, которую многие даже не осознают.
Естественный отбор в 21 веке? Вздор!
Сейчас популярно мнение, что искусственный отбор — это пережиток прошлого. И правда, с первого взгляда достижения цивилизации и высокий уровень жизни, в некотором смысле сбавил влияние искусственного отбора на жизнь человека.
Однако, вынужден с вами не согласится. Искусственный отбор эволюционирует вместе с нами, если раньше для выживания требовалось решить несколько потребностей и заключались они в поиске еды, тепла и дружественно настроенного сородича. То теперь, потребностей настолько много, что они достаточно посредственно помещаются в 7 групп и все они очень сложны для своего решения. Кроме того, если у вас в холодильнике есть еда, это не значит, что у остальной части планеты тоже есть холодильник, наполненный едой. По статистике, около 10-12% жителей земли регулярно недоедает. Своё жильё, даже в Европе имеет не более 55-60% граждан. Что уж говорить о социальном неравенстве, разрыве между богатыми и бедными?
Естественный отбор существует и каждый день этот мир покидают люди, которые не прошли его, они не оставляют после себя ничего и уходят ни с чем.
Теория возникновения потребностей или “А я-то тут причём?!”
Хорошо, но какое отношение естественный отбор имеет к моим потребностям и тем более счастью? – спросите вы. Самое что ни на есть – прямое.
В то время, когда ещё даже не начали формироваться первобытные родовые строи и общности, человек уже решал основные физиологические потребности (еда, вода, сон, секс и т.п.)
Уже тогда, природа готовила человека к будущей войне между животным и разумным. Когда предок человека находил еду, природа награждала его наградой в виде выброса поощрительных гормонов (эндорфина, серотонина и т.д.) и радостной мыслью: “Сегодня я не умру от голода!”
Важным для понимания является то, что природа управляет нами при помощи различных гормонов, которые выделяет организм в различных ситуациях. (их мы уже начали рассматривать в февральском цикле на телеграмм канале.)
С очередным витком естественного отбора, появилась новая потребность – потребность в безопасности. Теперь было недостаточно решить квест по поиску еды, теперь нужно было найти безопасное место для себя и своей группы. Опять же, нахождение в тёплой пещере рядом с куском мяса, доставляло немало счастья владельцам подобной роскоши.
Когда основные потребности были решены, люди начали углублять социальные связи. Теперь были другие варианты кроме как “убить чужака” стало возможным подружиться, объединиться и т.д. В то же время возникли такие чувства как любовь и дружба. Многие считают этот этап основным, и на нём ставят границу между животным и разумным. Именно с этого момента, человек начал бороться с инстинктами и включать разум.
Далее возникла потребность в уважении и самоопределении в группе. Люди начали делать вещи, которые позволяют добиться уважения в группе и за счёт этого получить для себя больше ресурсов. Ведь несмотря ни на что, если мы трезво взглянем на пирамиду потребностей, то поймём, что загадки никакой нет. Человек как решал свои биологические потребности миллионы лет назад, так и продолжает их решать, просто чуть другими путями.
Следующим этап можно охарактеризовать как этап “Тараканы, тараканушки, тараканища!”. Люди начали изучать окружающий мир, искать своё место в этом мире и думать над смыслом жизни.
“Тараканы” привели человека к искусству, рефлексию и непонимание окружающего мира человек выплёскивает именно туда. Человек начал получать удовольствие не только от практичных вещей (острый камень который позволял резать мясо) но и от эстетических. Фиолетовое платье с огромным бантом невероятно радовало глаз.
Последняя описанная потребность известная человечеству, это потребность в самоактуализации. Становится понятно, что конкуренция вокруг огромна и без развития своих навыков и потенциала, человек рискует остаться за бортом естественного отбора с припиской “не приспособлен”. Самый простой вариант – это делать то, что не могут делать остальные 7 миллиардов людей. Для того что бы делать это нечто, нужно развиваться и расти. Те, кто понимает важность образования и саморазвития – будут управлять этим миром в будущем.
Пирамида Маслоу или “Читаем карту жизни”
Для лучшего понимания и усвоения, я взял пирамиду Маслоу которую большинство из вас изучали или видели в ВУЗе. К сожалению, преподаватели в большинстве своём наплевательский относятся к объяснению такой важной вещи как потребности, чем обрекают своих учеников на скитания без каких-либо маркеров и пометок в пути. Я думаю изложенная в этой статье информация, поможет вам сориентироваться в окружающем мире.
Осознание пирамиды Маслоу, даёт вам конкретные ответы на вопросы “Что мне делать, если дальнейший путь неизвестен и всё окружающее меня угнетает?”. Всё что вам нужно, это честно понять на каком этапе вы находитесь, и к чему вы хотите стремиться. Если вам не хватает денег – вы находитесь на первом этапе. Характерная особенность первого этапа, это хроническая нехватка денег и времени, из-за этого вы не можете нормально питаться, отдыхать и в конце концов быть спокойным за своё будущее. Поэтому если вы находитесь на первом этапе, ваша основная задача – приложить все усилия для организации такого денежного потока, который позволит закрыть все потребности и обеспечит уверенность в завтрашнем дне.
Если у вас есть деньги, своё жильё и любимая жена, то ваша потребность – это потребность в уважении. Задайте вопрос, есть ли группа людей, которая вас уважает? Уважают ли вас на работе, в спортивном зале, в кружке по интересам, в конце концов в баре, в котором вы выпиваете?
С достижением каждой цели, вы становитесь всё более приспособленным и развитым. Пирамида Маслоу это универсальная карта, которая ведёт вас по жизни. Вы в любой момент можете определить этап, на котором находитесь и увидеть дальнейшие цели. Как бонус вы получаете уверенность в том, что достижение поставленной цели приведёт вас к достойному результату.
Бессознательная мотивация
Решение биологических задач — это задачи которые встроены в нас природой и с которым мы живём миллионы лет. Пирамида Маслоу предлагает альтернативу между окружающим хаосом и хоть каким-то ориентирами. Мы находимся на таком этапе эволюции, когда в нас борется животное и разумное. Разумное хочет отказаться от потребностей и выйти из естественного отбора, но проблема в том, что животное никуда не ушло и животное в нас всё ещё намного сильнее разумного. Поэтому мы каждый день работаем над тем, чтобы заработать ещё пару инъекций эндорфина, на уровне инстинктов думая, что эндорфин приближает нас к победе в естественном отборе.
Однако формула эндорфин = победа, работает не так эффективно. Мир стал сложнее, запутаться в нём стало проще и найти истину практически невозможно. Если раньше всё было относительно понятно и просто – “найди еду и будь счастлив”. То теперь, найти еду мало, ты должен быть обеспечен, тебя должны любить, ты должен изучать новое и тянуться к прекрасному.
Вывод:
Пирамида Маслоу – карта-путеводитель по жизни, это инструмент, который позволит вам понять текущее состояние и увидеть следующие уровни, к которым надо стремиться.
Пирамида Маслоу описывает 7 задач:
1) Физиологические (Голод, жажда, секс и т.д.)
2) Безопасность (Финансовая подушка, жильё, отсутствие негативных эмоций и т.д.)
3) Принадлежность и любовь (Любовь, участие в группе, дружба и т.д.)
4) Уважение (Уважение других людей, принятие заслуг и т.д.)
5) Познавательные (Осознание, понимание, поиск истины и правды)
6) Эстетические (Искусство, красота и т.д.)
7) Самоактуализация (Развитие личности, самореализация, развитие потенциала)
После достижения 7 уровня, вы можете считать себя состоявшимся человеком с билетом на следующий уровень естественного отбора.
Затянул этот пост, завтра мы порассуждаем над тем, почему после прочтения первого поста ты не поставил себе цель и в очередной раз нашёл дурацкую отговорку.
С уважением, профессор Добрынин 🙂
Источник
Естественный отбор – главный, ведущий, направляющий фактор эволюции, лежащий в основе теории Ч.Дарвина. Все остальные факторы эволюции случайны, один лишь естественный отбор имеет направление (в сторону приспособления организмов к условиям среды).
Определение: избирательное выживание и размножение наиболее приспособленных организмов.
Творческая роль: выбирая полезные признаки, естественный отбор создает новые виды.
Причина: борьба за существование.
Материал: наследственная изменчивость
Эффективность: чем больше в популяции различных мутаций (чем выше гетерозиготность популяции), тем больше эффективность естественного отбора, быстрее идёт эволюция.
Формы:
- Стабилизирующий – действует в постоянных условиях, отбирает средние проявления признака, сохраняет признаки вида (кистепёрая рыба латимерия)
- Движущий – действует в изменяющихся условиях, отбирает крайние проявления признака (отклонения), приводит к изменению признаков (берёзовая пяденица)
- Половой – конкуренция за полового партнера.
- Разрывающий – выбирает две крайние формы.
Следствия естественного отбора:
- Эволюция (изменение, усложнение организмов)
- Возникновение новых видов (увеличение количества [многообразия] видов)
- Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Любая приспособленность относительна, т.е. приспосабливает организм только к одним определенным условиям.
Еще можно почитать
Задания части 1
Выберите один, наиболее правильный вариант. Основу естественного отбора составляет
1) мутационный процесс
2) видообразование
3) биологический прогресс
4) относительная приспособленность
Выберите один, наиболее правильный вариант. Каковы последствия действия стабилизирующего отбора
1) сохранение старых видов
2) изменение нормы реакции
3) появление новых видов
4) сохранение особей с измененными признаками
Выберите один, наиболее правильный вариант. В процессе эволюции творческую роль играет
1) естественный отбор
2) искусственный отбор
3) модификационная изменчивость
4) мутационная изменчивость
Выберите один, наиболее правильный вариант. Исходным материалом для естественного отбора служит
1) борьба за существование
2) мутационная изменчивость
3) изменение среды обитания организмов
4) приспособленность организмов к среде обитания
Выберите один, наиболее правильный вариант. Исходным материалом для естественного отбора является
1) модификационная изменчивость
2) наследственная изменчивость
3) борьба особей за условия выживания
4) приспособленность популяций к среде обитания
Выберите один, наиболее правильный вариант. Эффективность естественного отбора снижается при
1) возникновении рецессивных мутаций
2) увеличении гомозиготных особей в популяции
3) изменении нормы реакции признака
4) увеличении числа видов в экосистеме
Выберите один, наиболее правильный вариант. В засушливых условиях в процессе эволюции сформировались растения с опушенными листьями благодаря действию
1) соотносительной изменчивости
2) модификационной изменчивости
3) естественного отбора
4) искусственного отбора
Выберите один, наиболее правильный вариант. Насекомые-вредители приобретают со временем устойчивость к ядохимикатам в результате
1) высокой плодовитости
2) модификационной изменчивости
3) сохранения мутаций естественным отбором
4) искусственного отбора
Выберите один, наиболее правильный вариант. Верны ли следующие суждения о формах естественного отбора? А) Возникновение устойчивости к ядохимикатам у насекомых – вредителей сельскохозяйственных растений – пример стабилизирующей формы естественного отбора. Б) Движущий отбор способствует увеличению числа особей вида со средним значением признака
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неврены
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите признаки, характеризующие естественный отбор как движущую силу эволюции
1) Источник эволюционного материала
2) Обеспечивает резерв наследственной изменчивости
3) Объектом является фенотип особи
4) Обеспечивает селекцию генотипов
5) Фактор направленного действия
6) Фактор случайного действия
ДВИЖУЩИЙ
1. Выберите три варианта. Какие признаки характеризуют движущий отбор?
1) действует при относительно постоянных условиях жизни
2) устраняет особей со средним значением признака
3) способствует размножению особей с измененным генотипом
4) сохраняет особей с отклонениями от средних значений признака
5) сохраняет особей с установившейся нормой реакции признака
6) способствует появлению мутаций в популяции
2. Выберите три признака, характеризующие движущую форму естественного отбора
1) обеспечивает появление нового вида
2) проявляется в меняющихся условиях среды
3) совершенствуется приспособленность особей к исходной среде
4) выбраковываются особи с отклонением от нормы
5) возрастает численность особей со средним значением признака
6) сохраняются особи с новыми признаками
СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ
1. Выберите три варианта. Стабилизирующая форма естественного отбора проявляется в
1) постоянных условиях среды
2) изменении средней нормы реакции
3) сохранении приспособленных особей в исходной среде обитания
4) выбраковывании особей с отклонениями от нормы
5) сохранении особей с мутациями
6) сохранении особей с новыми фенотипами
ДВИЖУЩИЙ – СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между характеристикой естественного отбора и его формой: 1) движущая, 2) стабилизирующая. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) сохраняет среднее значение признака
Б) способствует приспособлению к изменившимся условиям среды
В) сохраняет особи с признаком, отклоняющимся от его среднего значения
Г) способствует увеличению многообразия организмов
Д) способствует сохранению видовых признаков
2. Сопоставьте характеристики и формы естественного отбора: 1) Движущий, 2) Стабилизирующий. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) действует против особей с крайними значениями признаков
Б) приводит к сужению нормы реакции
В) обычно действует в постоянных условиях
Г) происходит при освоении новых местообитаний
Д) изменяет средние значения признака в популяции
Е) может приводить к появлению новых видов
3. Установите соответствие между формами естественного отбора и их характеристиками: 1) движущий, 2) стабилизирующий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) действует в изменяющихся условиях среды
Б) действует в постоянных условиях среды
В) направлен на сохранение ранее сложившегося среднего значения признака
Г) приводит к сдвигу среднего значения признака в популяции
Д) под его действием может происходить как усиление признака, так и ослабление
4. Установите соответствие между признаками и формами естественного отбора: 1) стабилизирующий, 2) движущий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) формирует приспособления к новым условиям среды
Б) ведет к образованию новых видов
В) сохраняет среднюю норму признака
Г) выбраковывает особи с отклонениями от средней нормы признаков
Д) увеличивает гетерозиготность популяции
5. Установите соответствие между характеристиками и формами естественного отбора: 1) стабилизирующий, 2) движущий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) проявление в постоянных условиях жизни
Б) гибель особей с новыми признаками
В) сохранение особей с новыми мутациями
Г) сохранение особей с ароморфным признаком
Д) увеличение числа особей с установившейся нормой реакции
ДВИЖУЩИЙ – СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ПРИМЕРЫ
1. Установите соответствие между примерами и формами естественного отбора, которые этими примерами иллюстрируются: 1) движущий, 2) стабилизирующий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) возрастание в промышленных районах числа тёмных бабочек по сравнению со светлыми
Б) возникновение у насекомых-вредителей устойчивости к ядохимикатам
В) сохранение до настоящего времени пресмыкающегося гаттерии, обитающего в Новой Зеландии
Г) уменьшение размеров головогруди у крабов, обитающих в мутной воде
Д) у млекопитающих смертность новорождённых со средним весом меньше, чем с очень низким или с очень высоким
Е) гибель крылатых предков и сохранение насекомых с редуцированными крыльями на островах с сильными ветрами
2. Установите соответствие между примерами естественного отбора и его формой: 1) движущий отбор, 2) стабилизирующий отбор. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) Появляются бактерии, устойчивые к антибиотикам.
Б) Сокращается число растений клёна с очень короткими и очень длинными крыльями семян.
В) На фоне закопчённых деревьев увеличивается количество тёмных бабочек.
Г) С похолоданием климата постепенно возникают животные с густым шёрстным покровом.
Д) Строение глаза приматов не изменяется тысячи лет.
ДВИЖУЩИЙ – РАЗРЫВАЮЩИЙ ПРИМЕРЫ
Установите соответствие между примерами и видами естественного отбора: 1) движущий, 2) разрывающий. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) длинная шея у жирафа
Б) белые и оранжевые крылья у бабочек-желтушек
В) различные формы клюва вьюрков
Г) наличие ранне- и позднецветущих форм погремка
Д) увеличение числа светлых бабочек в березовом лесу
Е) увеличение среднего роста человека из поколения в поколение
ДВИЖУЩИЙ – СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ – РАЗРЫВАЮЩИЙ ПРИЗНАКИ
1. Установите соответствие между характеристиками и формами естественного отбора: 1) движущий, 2) стабилизирующий, 3) дизруптивный. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) отбор в пользу гетерозигот
Б) отбор особей с крайними отклонениями от среднего значения признака
В) постепенное преобразование старых и выработка новых значений признака
Г) отбор в пользу гомозигот
Д) отбор особей со средним значением признака
ДВИЖУЩИЙ – СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ – РАЗРЫВАЮЩИЙ ПРИЗНАКИ
2. Установите соответствие между характеристиками и видами естественного отбора: 1) движущий, 2) стабилизирующий, 3) разрывающий. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.
А) приводит к полиморфизму в популяции
Б) направлен против особей с крайними значениями признака
В) смещает среднюю величину признака в определённом направлении
Г) изымает из популяции особей с промежуточным состоянием признака
Д) условия благоприятствуют нескольким крайним вариантам изменчивости
Е) действует в неизменных условиях среды
ДВИЖУЩИЙ – СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ – РАЗРЫВАЮЩИЙ ПРИМЕРЫ
Установите соответствие между результатами действия естественного отбора и его формами: 1) стабилизирующий, 2) движущий, 3) дизруптивный (разрывающий). Запишите цифры 1, 2 и 3 в правильном порядке.
А) Развитие устойчивости к антибиотикам у бактерий
Б) Существование быстро и медленно растущих хищных рыб в одном озере
В) Сходное строение органов зрения у хордовых животных
Г) Возникновение ласт у водоплавающих млекопитающих
Д) Отбор новорожденных млекопитающих со средним весом
Е) Сохранение фенотипов с крайними отклонениями внутри одной популяции
Проанализируйте таблицу «Формы естественного отбора». Для каждой буквы выберите соответствующее понятие, характеристику и пример из предложенного списка.
1) половой
2) движущий
3) групповой
4) сохранение организмов с двумя крайними отклонениями от среднего значения признака
5) возникновение нового признака
6) формирование устойчивости бактерий к антибиотикам
7) сохранение реликтового вида растения гингко двулопастного 8) возрастание числа гетерозиготных организмов
Проанализируйте таблицу «Виды естественного отбора». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
1) дегенеративный
2) движущий
3) прогрессивный
4) длиннокрылые и бескрылые насекомые на островах
5) собаки одной породы с разной окраской шерсти
6) образование устойчивых к антибиотику бактерий
7) отбором выбраковываются особи с минимальным и максимальным значением признака
8) ареал обитания популяции разделяется на два физическим барьером
Рассмотрите график «Форма естественного отбора». Определите (А) форму естественного отбора, (Б) её характеристику и (В) пример, иллюстрирующий эту форму отбора. Для каждой буквы выберите соответствующие термин, характеристику и пример из предложенного списка.
1) дизруптивный
2) стабилизирующий
3) движущий
4) действует только в постоянных условиях среды
5) направлен на установление в популяции среднего значения признака
6) сохраняет формы с крайними значениями признака
7) сохранение до настоящего времени древних кистепёрых рыб – латимерий
8) формирование двух подвидов: погремка большого раннеспелого и погремка большого позднеспелого
© Д.В.Поздняков, 2009-2020
Источник