Форма существования популяций при которой каждый вид извлекает пользу из связи с другим видом это

Типы экологических взаимоотношений

В природе все организмы живут не изолированно, а взаимодействуют друг с другом.

Взаимодействия между организмами, а также влияние их на условия жизни, представляют собой совокупность биотических факторов среды.

Все биотические взаимодействия можно разделить на (6) групп (или типов).

Будем называть их, используя следующие обозначения, для каждого из взаимодействующих видов:

((+)) — вид получает преимущество (положительное воздействие);
((–)) — вид испытывает отрицательное воздействие;
((0)) — для вида нет ни вреда, ни пользы.

(0 0) Нейтрализм — организмы не оказывают влияния друг на друга.

(– 0) Аменсализм — один вид угнетается, другой — не извлекает пользы.

(+ 0) Комменсализм — одностороннее использование одного вида организма другим без нанесения ему ущерба (разновидности — нахлебничество, сотрапезничество, квартирантство).

(+ +) Симбиотические отношения — взаимовыгодные полезные связи между организмами (разновидности — протокооперация, мутуализм, симбиоз).

(+ –) Хищничество — такой тип взаимоотношения популяций, при котором представители одного вида поедают (уничтожают) представителей другого;

 

(+ –) Паразитизм — это форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида (паразита, потребителя) живут за счёт питательных веществ или тканей организма другого вида (хозяина) в течение определённого времени.

(– –) Конкуренция — отношения, вредные для обоих организмов.

Экологические взаимоотношения, безразличные для одного (или обоих) партнёров

Рассмотрим примеры этих экологических взаимодействий. Начнём с взаимоотношений, безразличных для одного (или обоих) партнёров.

Нейтрализм ((0)(0)) — организмы не оказывают влияния друг на друга.

Пример:

лоси и белки в одном лесу.

В природе истинный нейтрализм очень редок, поскольку между всеми видами возможны опосредованные (косвенные) взаимодействия, эффекта которых мы не видим просто в силу неполноты наших знаний.

Аменсализм ((–)  (0)) — один вид угнетается, другой — не извлекает пользы.

Для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы.

Пример:

светолюбивые травы, растущие под деревьями, страдают от сильного затенения, тогда как самому дереву это безразлично.

Комменсализм ((+)  (0)) — один вид (комменсал) получает какое-либо преимущество, выгоду, не принося другому ни вреда, ни пользы.

Одностороннее использование одного вида организма другим без нанесения ему ущерба. Взаимосвязи, выгодные для одного из взаимодействующих видов и нейтральные для другого (переходная форма от нейтрализма к мутуализму).

Пример:

крупные млекопитающие (волки, лисы, лоси, олени) разносят плоды и семена с зацепками (вроде репейника), не получая от этого ни вреда, ни пользы.

Этот тип взаимоотношений широко распространён в природе. Различают несколько разновидностей комменсализма.

Нахлебничество — потребление остатков пищи хозяина.

Пример:

рыбы-прилипалы — частые спутники акул. Их передний спинной плавник преобразовался в присоску, что позволяет им удерживаться на теле акулы, постоянно следуя за ней. Такое сожительство нейтрально для акулы, но приносит выгоду рыбе-прилипале (обеспечение пищей и облегчение передвижения).

 

Сотрапезничество — потребление разных веществ или частей одного и того же ресурса.

Пример:

взаимоотношения между различными видами почвенных бактерий-сапрофитов, перерабатывающих разные органические вещества из перегнивших растительных остатков, и высшими растениями, которые потребляют образовавшиеся при этом минеральные соли.

Квартирантство — использование одними видами других (их тел или их жилищ) в качестве убежища или жилища.

Пример:

взаимоотношения между растениями и дуплогнёздниками (на фото неясыть у дупла). Те из птиц и зверей, которые заселяют уже существующие дупла, тем самым не наносят деревьям вреда, но и не приносят пользы.

Пример:

такой тип взаимоотношений широко распространён у растений. В тропических лесах широко распространены эпифиты — растения, поселяющиеся на стволах и ветвях других растений. Переместившись на деревья, они поднялись от сумерек к свету. Никакого урона деревьям они не наносят, а воду и питательные вещества получают из атмосферы.

Пример:

встречается квартирантство и у животных. В гнёздах птиц и в норах грызунов обитает множество видов членистоногих. Рыба горчак откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска, не принося ему вреда.

Источники:

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10–11 класс // ДРОФА.

https://www.darwinmuseum.ru

Источник

отношения популяций, живущих на одной территории и контактирующих между собой можно обозначить условными знаками “минус” -, что означает неблагоприятное влияние (вид испытывает угнетение или вред), “плюс” + обозначает благоприятное влияние (вид извлекает пользу), “ноль” 0 показывает, что отношения безразличны (отсутствие влияния).

Так все биотические связи можно разделить на 6 групп и рассмотреть их основные черты.

Если две популяции не влияют друг на друга, то имеет место нейтрализм (00). В природе истинный нейтрализм очень редок, поскольку между всеми видами возможны опосредованные, или косвенные, взаимодействия, эффекта которых мы не видим просто в силу неполноты наших знаний. Пример: гриб, лягушка, трава.

Для одного из совместно обитающих видов влияние другого отрицательно (он испытывает угнетение), в то время как угнетающий не получает ни вреда, ни пользы – это аменсализм ( – 0). Пример аменсализма – светолюбивые травы, растущие под елью, страдают от сильного затемнения, тогда как самому дереву это безразлично.

Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, выгоду, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется комменсализмом (+ 0). Отношения такого типа широко распространены в природе. Например, крупные млекопитающие (собаки, олени) служат разносчиками плодов и семян с зацепками ( вроде репейника), не получая от этого ни вреда, ни пользы.

Илл. 1

Комменсализм – односторонее использование одного вида другим без нанесения ему ущерба. Связи комменсалов могут быть условно разделены на несколько вариантов комменсализма.

Нахлебничество – потребление остатков пищи хозяина. Таковы взаимоотношения львов и гиен, подбирающих остатки недоеденной пищи, или акул с рыбами-прилипалами.

Сотрапезничество – потребление разных веществ или частей их одного и того же ресурса. Таковы взаимодействия между различными видами почвенных бактерий-сапрофитов, перерабатывающих разные органические вещества из перегнивших растительных остатков, и высшими растениями, которые потребляют образовавшиеся при этом соли.

Квартиранство – использование одними видами других (их тел или жилищ) в качестве убежища или жилища. Такой тип взаимоотношений широко распространен у растений – примером могут служить лианы и эпифиты (орхидеи, лишайники, мхи), поселяющиеся непосредственно на стволах и ветвях деревьев. В гнездах и норах грызунов обитает множество видов членистоногих, некоторые рыбы прячутся под зонтиками медуз со стрекательными нитями. Рыба горчак откладывает икру в убежище – мантию двустворчатого моллюска, не принося ему вреда.

В природе часто встречаются взаимовыгодные связи видов, при которых организмы и популяции получают обоюдную пользу от этих отношений. К этой группе взаимополезных биотических связей относятся многообразные симбиотические отношения организмов. Обязательное условие подобных отношений – совместная жизнь, определенная степень сожительства организмов.

Самый простой тип симбиотических связей – протокооперация (буквально: первичное сотрудничество) (++). При этой форме совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них, т. е. не является непременным условием выживания популяций. Примером таких отношений можно назвать распространение муравьями семян некоторых растений леса, опыление пчелами разных луговых растений – в этих случаях отсутствует необходимая тесная связь конкретной пары партнеров.

Читайте также:  Ручное мыло польза и вред

Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называется мутуализмом (++). Таковы например, взаимоотношения узкоспециализированных к опылению растений (инжир, купальница, дурман, орхидные) с опыляющими их видами насекомых. Другой пример – птицы кормятся насекомыми-паразитами на коже биз

Источник

Если в экологической системе два или более вида (популяции) со сходными экологическими требованиями обитают совместно, между ними возникают взаимоотношения отрицательного типа, которые называются конкуренцией.

Конкуренция ((–) (–)) — это любое взаимодействие между популяциями двух (или более) видов, которое неблагоприятно сказывается на их росте и выживании.

В общем смысле слово «конкуренция» означает сталкивание, соперничество, соревнование. Конкуренция чрезвычайно широко распространена в природе.
Конкурентное взаимодействие может касаться пространства, пищи, света, зависимости от хищников и других врагов, подверженности болезням и действию различных экологических факторов.

Необходимо иметь в виду, что конкуренцией нельзя считать просто использование организмами одного и того же природного ресурса. Об отрицательном взаимодействии можно говорить только в том случае, когда этого ресурса не хватает и когда его совместное потребление неблагоприятно отражается на популяции.

Виды конкуренции

Конкуренцию подразделяют на внутривидовую и межвидовую. Как внутривидовая, так и межвидовая конкуренции могут иметь большое значение в формировании разнообразия видов и численности организмов.

Внутривидовая конкуренция — это борьба за одни и те же ресурсы, происходящая между особями одного и того же вида.

Это важный фактор саморегулирования популяций.

Пример:

самоизреживание у растений. Начинается этот процесс с захвата территории: где-нибудь на открытом месте, недалеко от большой ели, дающей множество семян, появляется несколько десятков всходов — маленьких ёлочек. Первая задача выполнена: популяция выросла и захватила территорию, необходимую ей для выживания. Таким образом, территориальность у растений выражается иначе, нежели у животных: участок занимает не особь, а вид (точнее, часть популяции). Молодые деревца растут, и с течением времени между деревцами появляется неизбежная разница в росте: одни, послабее, отстают, другие обгоняют. Поскольку ель очень светолюбивая порода (её крона поглощает почти весь падающий на неё свет), то более слабые ёлочки начинают всё больше испытывать затенение со стороны более высоких и постепенно засыхают, отмирают. В конце концов, через много лет на поляне от сотни ёлочек остаются два-три дерева (а то и одно) — наиболее сильные особи из всего поколения.

У некоторых организмов под влиянием внутривидовой конкуренции за пространство сформировался интересный тип поведения. Его называют территориальностью. Территориальность свойственна многим видам птиц, некоторым рыбам, другим животным.

Пример:

у птиц территориальный тип поведения проявляется следующим образом. В начале сезона размножения самец выбирает участок обитания (территорию) и защищает его от вторжения самцов того же вида (пение птиц весной — сигнал о праве собственности на занятый участок). Самец, строго охраняющий свой участок, имеет больше шансов успешно спариться и построить гнездо, тогда как самец, не способный обеспечить себе территорию, размножаться не будет. Иногда в охране территории принимает участие и самка. На охраняемой территории сложное дело заботы о гнезде и молоди не будет нарушено присутствием других родительских пар.

Таким образом, территориальное поведение можно считать экологическим регулятором, поскольку оно одинаково позволяет избегать как перенаселения, так и недонаселённости.

Межвидовая конкуренция — взаимно отрицательные отношения совместно проживающих близкородственных или сходных экологических видов.

Конкуренция между видами чрезвычайно широко распространена в природе. Формы проявления межвидовой конкуренции могут быть весьма различными: от жестокой борьбы до почти мирного сосуществования.

Принцип Гаузе — из двух совместно обитающих видов с одинаковыми экологическими потребностями один обязательно вытесняет другой.

Эта закономерность установлена опытным путём и описана русским биологом Г. Ф. Гаузе. Он провёл следующие опыты. Культуры двух видов инфузорий-туфелек помещали по отдельности и совместно в сосуды с сенным настоем.

Каждый вид, помещённый отдельно, успешно размножался, достигая оптимальной численности.

При помещении же обеих культур в один сосуд численность одного из видов (Paramecium caudatum) постепенно уменьшалась, и он исчезал из настоя, а численность другого вида (Paramecium aurelia) становилась такой же, какой она была при раздельном обитании этих инфузорий.

Выведенное из этих опытов правило, так называемый принцип Гаузе, иначе можно сформулировать так:

принцип Гаузе — два одинаковых в экологическом отношении вида сосуществовать не могут; конкуренция особенно сурова между организмами, обладающими сходными экологическими потребностями.

В результате конкуренции в сообществе совместно уживаются только те виды, которые сумели хотя бы немного разойтись в экологических требованиях.

Пример:

насекомоядные птицы, кормящиеся на деревьях, избегают конкуренции друг с другом благодаря разному характеру поиска добычи на разных частях дерева.

Таким образом, межвидовая конкуренция может иметь два итога:

  • либо вытеснение одного из двух видов из сообщества,
  • либо расхождение обоих видов по экологическим нишам.

Обрати внимание!

Значит, конкурентные отношения — один из важнейших факторов формирования видового состава и регуляции численности популяций в сообществе.

Межвидовая конкуренция может играть важную роль в формировании облика природного сообщества. Порождая и закрепляя разнообразие организмов, конкуренция способствует повышению устойчивости сообществ, более эффективному использованию имеющихся ресурсов.

Источники:

Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10–11 класс // ДРОФА.

https://yourlib.net/content/view/12006/141/

https://rudocs.exdat.com/docs/index-55355.html?page=3

Источник

   
   

Биология

Учебник для 10-11 классов

В природе существуют сложные и очень разные связи между популяциями, так как все они вступают в те или иные пищевые и территориальные взаимоотношения. Невзаимодействующих популяций и видов в сообществе нет.

Конкуренция. Явление конкуренции мы уже разбирали, говоря о естественном отборе (см. § 47). Популяции, принадлежащие к разным видам, могут конкурировать между собой за жизненные ресурсы: воду и пищу, убежища, места кладки яиц и т. д. Конкуренция возникает в том случае, если различные виды обладают сходными потребностями в условиях жизни, пище, пространстве. Такие отношения, угнетающие оба вида, возникают, например, между культурными растениями и сорняками. Конкуренция проявляется тем резче, чем более сходны потребности взаимодействующих видов. В результате конкуренции наименее приспособленные организмы погибают.

Хищничество. Связь жертвы и хищника — одна из самых тесных и распространенных связей в сообществе. Хищничеством называют такие отношения, при которых особи одного вида поедают особей другого. Например, растительноядных насекомых поедают хищные насекомые (хищные осы, жуки, муравьи). Мелких хищных насекомых поедают крупные (муравьиный лев поедает муравьев).

Хищничество возможно не только между животными, но и между животными и растениями. Так, насекомоядные растения (например, росянка) являются хищниками по отношению к насекомым.

Читайте также:  Сочинение на тему вред или польза компьютера

Хищничество практически никогда не приводит к полному истреблению жертвы. Волки, например, ежегодно убивают лишь 25% оленей. Приблизительно такую же величину имеет прирост популяции оленей в результате размножения.

Хищники, истребляя наиболее ослабленных особей, поддерживают состав и численность популяции на оптимальном уровне. В результате взаимосвязи хищник — жертва в природе осуществляется естественный отбор.

Паразитизм. Паразитизм — такая форма связи популяций, при которой паразит получает необходимые питательные вещества от организма хозяина, принося ему обычно вред, но не вызывая немедленной гибели. Смерть хозяина привела бы и к гибели паразита. Совместная эволюция паразита и хозяина выработала некоторое равновесие между этими организмами, при сохранении которого выживают оба. А вот новые паразиты вызывают обычно резкое снижение численности или даже гибель популяции хозяев. Например, американский каштан обитал в горных лесах Северной Америки, имел своих паразитов и благополучно с ними сосуществовал. Произраставший в Китае каштан тоже имел своих паразитов, в том числе паразитический гриб, поражающий кору деревьев. Этот гриб случайно в 1904 г. был завезен в США. Популяции американского каштана оказались неустойчивыми к новому паразиту, и к 1952 г. все крупные деревья погибли.

Паразитами могут быть грибы, животные, растения. Растения-паразиты используют в качестве хозяев другие растения. Типичными растениями-паразитами являются повилика, заразиха и др. Повилика, например, почти полностью лишена способности к фотосинтезу и все необходимые ей питательные вещества получает от хозяина.

Симбиотические связи организмов. Симбиозом называют такую форму существования популяций, при которой каждый вид извлекает пользу из связи с другим видом. Примером симбиоза являются азотфиксирующие клубеньковые бактерии, которые снабжают растения органическим азотом, получая от них сахара. Лишайники — это симбиоз гриба и водорослей. Водоросли снабжают гриб сахарами и получают от гриба минеральные соли, которые тот извлекает из древесины, породы, почвы и др.

Организмы, входящие в симбиоз, настолько приспособлены к совместному существованию, что часто не могут жить самостоятельно, а если некоторые симбионты живут отдельно, то не выдерживают конкуренции с другими видами.

Самые различные взаимоотношения и их совокупность приводят в конечном счете к обеспечению продолжения жизни сообщества.

  1. В чем заключается сущность явления конкуренции? Какова его биологическая роль?
  2. Приведите примеры конкуренции между организмами вашей местности.
  3. Какое биологическое значение в природе имеют взаимоотношения между хищником и жертвой?
  4. Почему в процессе эволюции возникли симбиотические взаимоотношения организмов?
  5. К каким последствиям может привести полное уничтожение хищников в сообществе?

Источник

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: изучить типы взаимоотношений
организмов между собой.

Задачи:

образовательные:

– расширить и углубить знания обучающихся о
типах взаимоотношений между организмами;

– повысить усвояемость информации за счёт
использования новых компьютерных технологий;

развивающая:

– развить коммуникативную культуру
обучающихся;

воспитательные:

– воспитать любовь и уважительное отношение к
природе, своей малой Родине;

Оборудование и материалы:

– мультимедийный проектор;

– интерактивная доска.

Программные ресурсы:

– офисные технологии (Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft
Picture Manager);

– разработка мультимедийной презентации.

Тип урока: информационный. Изучение нового
материала.

Форма проведения урока: лекция с элементами
эвристической беседы (диалога).

Методы проведения урока: словесные,
наглядные.

Ход урока

  1. Организационно-мотивационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  3. Закрепление изученного материала.
  4. Домашнее задание.

Примчание. Данная тема изучается на уроках
биологии как в 9, так и в 11 классах. Также этот
материал можно использовать и на уроках
экологии. Поэтому домашнее задание не
прописывается.

Изучение нового материала

1. Вступление учителя

В природных условиях каждый живой организм
живёт не изолировано. Его окружает множество
других представителей живой природы. И все они
взаимодействуют друг с другом. Взаимодействия
между организмами, а также влияние их на условия
жизни представляют собой совокупность
биотических факторов среды. Наша задача,
разобраться какие типы взаимоотношений
встречаются в природе. (Cлайд 1.)

2. Знакомство учащихся с целью и задачами урока.
(Cлайды 2, 3).

3. Популяции любых организаций, живущих на одной
территории и контактирующие друг с другом,
вступают в различные взаимоотношения между
собой. Положение популяции (или вида) при разных
формах взаимоотношений обозначается условными
знаками. Знак (-) “минус” означает
неблагоприятное влияние (вид испытывает
угнетение или вред). Знак (+) “плюс” обозначает
благоприятное влияние (вид извлекает пользу).
Знак (0) “ноль” показывает, что отношения
безразличны (отсутствие влияния). Таким образом,
биотические отношения можно разделить на 6 групп
(слайд 5).

4. Изучать типы взаимоотношений мы будем
заполняя таблицу (слайд 6).

Типы взаимоотношенийХарактеристикаПримеры
   

5. Рассмотрим в общих чертах основные типы
взаимоотношений.

Рассказ учителя сопровождается показом
слайдов, и ученики заполняют таблицу.

Типы взаимоотношенийХарактеристикаПримеры
Нейтрализм (слайд 7)Оба вида не оказывают никакого
воздействия друг на друга.
белки и лоси в одном лесу не
контактируют друг с другом.
Аменсализм (слайд 8)Для одного из совместно
обитающих видов влияние другого отрицательно (он
испытывает угнетение), в то время как угнетающий
не получает ни вреда, ни пользы
Светолюбивые травы, растущие под
елью
Комменсализм

– нахлебничество
(слайд 10,11)

– сотрапезничество (слайд 12)

– квартиранство (слайд 13–20)

Один вид получает преимущество,
выгоду, на принося другому ни вреда, ни пользы:

Потребление
остатков пищи хозяина оба вида потребляют разные
вещества или части одной и той же пищи.

Один вид использует другой (его тело или его
жилище) в качестве убежища или своего жилья.

Гиены подбирают остатки
недоеденной львами добычу

Разные бактерии
перерабатывают разные органические вещества
сгнивших растений, а растения потребляют эти
минеральные вещества

Рак-отшельник использует раковину моллюска в
качестве убежища.

Протокооперация (слайд 21, 22)совместное существование
выгодно, но не обязательно для сожителей
Опыление пчёлами разных луговых
растений – тесная связь отсутствует
Мутуализм (слайд 23, 24, 25)Симбиотические отношения, при
которых присутствие каждого из двух видом
становится обязательным для другого партнёра.
Птицы кормятся насекомыми –
паразитами на теле носорога, а их взлет – сигнал
об опасности
Симбиоз (слайды 26–29)Неразделимые взаимополезные
связи двух видом, предполагающие тесное
сожительство организмов.
Термиты и живущие в их кишечнике
одноклеточные жгутиковые – перерабатывают
клетчатку а сахара. Термиты не имеют собственных
ферментов для переваривания целлюлозы и без
симбионтов погибли бы. А жгутиковые получают в
кишечнике среду обитания, в свободном состоянии
в природе они не встречаются
Хищничество (слайды 30–33)отношения между организмами, при
которых один из них (хищник) атакует другого
(жертву) и питается частями его тела
Росянка, животные – хищники.
Паразитизм (слайды 34–38)Паразит использует хозяина как
источник питания, среду обитания.
Спорынья, трутовик, паразиты
животных.
Конкуренция (слайды 39–43)взаимоотношения между
организмами одного и того же или разных видов, в
ходе которых они соревнуются за одни и те же
средства существования и условия размножения
Внутривидовая (сосны в лесу за
свет) и межвидовая (культурные растения и
сорняки).
Читайте также:  Польза картофеля при сахарном диабете

6. Таковы типы взаимоотношений в природе.
Необходимо помнить, что тип взаимодействия
конкретной пары может измениться в различных
условиях в зависимости от стадий их жизненных
циклов.

Вывод: Все перечисленные формы биологических
связей между видами служат регуляторами
численности животных и растений в биоценозе,
определяя его устойчивость

7. Д/з? (Письменно в тетрадях)

1.Чем можно объяснить длительное
сосуществование конкурирующих видов в природе?

2. каковы отрицательные последствия
уничтожения хищников в природе?

Задания на закрепление и проверку
изученного материала

Я привожу ряд заданий, которые учитель может
использовать на своё усмотрение, как на уроках,
так и при составлении олимпиадных заданий, а так
же при подготовке к ЕГЭ

Задание № 1. Прочитайте текст и дайте
подробный ответ на вопрос.

1. Что может быть хуже змей?

Одна местность “славилась” обилием змей. Они
чуть ли не на каждом шагу встречались в поле,
кишели в копнах, заползали во дворы и сараи. В
конце концов, местные жители “собрались с
духом” и объявили беспощадную войну ползучим
тварям. Змей беспощадно уничтожали, хотя, правду
говоря, случаев нападения змей на людей не было.
Борьба увенчалась успехом. В результате победы
жить в этой местности стало гораздо хуже. Как вы
думаете, почему?

Ответ. Местность атаковали мыши! Они портили
продукты, уничтожали зерно на корню и в
хранилищах, разносили болезни. С ними начали
бороться при помощи ядохимикатов — стали
погибать птицы, полезные звери. Убытки оказались
огромны. Наконец однажды кто-то догадался и
привез из соседнего района несколько змеек…

2. Волк оленю друг?

В одном из канадских заповедников уничтожили
всех волков, чтобы добиться увеличения стада
оленей. Удалось ли таким образом достичь цели?

Ответ. Уничтожение волков приведет к
появлению и распространению болезней в стаде
оленей, увеличению числа слабых и больных особей,
к гибели и вымиранию оленей.

Как исправить ошибку? — Выпустить в заповедник
волков.

3. Яблонька садовая, чем ты не лесная?

В промышленном садоводстве яблони и груши
страдают от многочисленных вредителей —
плодожорки, огневки, десятков иных паразитов.
Если деревья не обрабатывать специальными
инсектицидами, то урожай вообще может погибнуть.
Интересно, что эти же деревья, растущие в лесу,
практически не подвержены нападению вредителей.
Попробуйте объяснить, почему?

Ответ. В естественных условиях растения
окружены “защитниками”. Пижма, полынь, бузина,
мята — эти растения выделяют сложные эфиры,
которые очень сильно действуют на

насекомых-вредителей. В промышленной
монокультуре этого полезного взаимодействия
нет.

Задание № 2. Из предложенных вариантов
выберите верный.

1. Взаимодействие между популяцией лосей и
синицами в лесу: ни одна популяция напрямую не
влияет на другую. Данный тип взаимодействия
называется:

1) нейтрализм;

2) аменсализм;

3) мутуализм;

4) протокооперация.

2. Сосна подавляет рост светолюбивой травы под
собой, сама не испытывает отрицательного
воздействия. Данный тип взаимодействия
называется:

1) комменсализм;

2) аменсализм;

3) мутуализм;

4) протокооперация.

3. Если в экологической системе два или более
вида со сходными экологическими требованиями
обитают совместно, между ними возникают
взаимоотношения отрицательного типа. Например,
если лиса поймала полёвку, значит, сове она не
достанется. Данный тип взаимодействия
называется:

1) конкуренция;

2) аменсализм;

3) хищничество;

4) паразитизм.

4. Форма взаимоотношений, при которой один вид
получает какое –либо преимущество, но не принося
другому ни вреда, ни пользы, например,
взаимоотношение между акулой и рыбой-прилипалой,
– такая форма взаимоотношений называется:

1) протокооперация;

2) мутуализм;

3) комменсализм;

4) аменсализм.

5. Нахлебничество – потребление остатков пищи
за каким-то организмом (песцы в тундре следуют за
медведем и доедают остатки его пищи). Данная
форма взаимоотношений называется:

1) комменсализм;

2) аменсализм;

3) мутуализм;

4) протокооперация.

6. Сотрапезничество – потребление разных
веществ одного и того же ресурса
(взаимоотношения между почвенными бактериями,
перерабатывающими растительные остатки до
минеральных солей, и высшими растениями, которые
используют образовавшиеся при этом минеральные
соли). Данная форма взаимоотношений называется:

1) комменсализм;

2) аменсализм;

3) мутуализм;

4) протокооперация.

7. Квартиранство – использование одними видами
других в качестве убежища или жилища (рыба горчак
откладывает икру в мантийную полость
двустворчатого моллюска; лишайники на коре
деревьев). Данная форма взаимоотношений
называется:

1) комменсализм;

2) аменсализм;

3) мутуализм;

4) протокооперация.

8. Взаимоотношения, каких организмов относятся
к симбиотическим:

1) бобовые растения и азотфиксирующие бактерии;

2) белки и лоси;

3) щука и судак;

4) человек и виру гриппа.

9. Как называются отношения между аскаридой и
человеком:

1) симбиоз;

2) паразитизм;

3) конкуренция;

4) хищничество.

10. На рисунке изображены рак-отшельник и
актиния. К какому типу взаимоотношений относятся
взаимоотношения этих организмов.

1) паразитизм;

2) конкуренция;

3) симбиоз;

4) хищничество.

Ответ:

12345678910
1213111123

Задание № 3. Вставьте в текст
“Взаимоотношения живых организмов”
пропущенные термины из предложенного перечня,
используя для этого цифровые обозначения.
Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем
получившуюся последовательность цифр (по тексту)
впишите в приведённую ниже таблицу.

Взаимоотношения живых организмов

Между видами живых организмов существуют
разные типы взаимоотношений. Взаимоотношения,
при которых один из участников – ______(А) –
умерщвляет другого________(Б) и использует его в
качестве пищи, называется _________ (В). Частым
случаем этого типа взаимоотношений является
_____________ (Г) – умерщвление и поедание себе
подобных.

Перечень терминов: 1) паразитизм; 2) симбиоз; 3)
каннибализм; 4) хищничество; 5) хищник; 6) жертва; 7)
паразит; 8) хозяин.

Ответ.

Задание № 4.Установите соответствие
между организмами и типом отношений между ними.
Для этого к каждому элементу первого столбца
подберите позицию из второго столбца. Впишите в
таблицу цифры выбранных ответов. За каждый
правильный ответ 2 балла. Всего 10 баллов.

ОрганизмыТип отношений
А) берёза и березовая чага
(трутовик);
1) паразитизм
Б) берёза и подберёзовик;2) симбиоз
В) лиса и клещ;
Г) клубеньковые бактерии и
корни бобовых растений;
Д) взаимоотношение
одноклеточных водорослей и гифов гриба в
слоевище лишайника.

Ответ:

Используемая литература

Для подготовки презентации и конспекта урока.

  1. Е.А. Криксунов., В.В. Пасечник. Экология: 9 класс:
    Учебн. для общеобразоват. учеб. Заведений – М.:
    Дрофа, 1995.
  2. С.Г. Мамонтов. Биология. Общие закономерности. 9
    класс: Учеб. Для общеобразовательных учреждений
    – М.: Дрофа, 2004.
  3. https://ru.wikipedia. свободная энциклопедия Википедия.

Для тестовых заданий.

  1. А.А. Кириленко. Биология. 9 класс. Подготовка к
    ГИА – 2012: – Ростов на Дону: Легион, 2011.
  2. А.В. Пименов. – Биология. 11-й класс. Тематические
    тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. –
    Ярославль: Академия развития, 2011.

Источник