Гаджеты для подростков вред и польза и вред
Образцова Татьяна Ивановна,
преподаватель информатики
высшей квалификационной категории
ГАПОУ МО «Егорьевский промышленно-экономический техникум»
г. Егорьевск, 2015 г.
Подростки и гаджеты – вред или польза?
Актуальность темы: технологии не стоят на месте, подростка XXI века невозможно представить без электронных гаджетов и Интернета. Смартфон, планшет, нетбук – неиссякаемый источник удовольствия для ребят и предмет беспокойства родителей.
Что такое гаджеты?
Гаджеты – небольшие электронные устройства. Они слышат, видят, поют и делают кучу мелочей, без которых мы легко обходились, но в процессе использования втянулись и захотели ещё. Многие из них имеют старших родственников и появились благодаря новым технологиям, стали компактными. Магнитофон превратился в аудиоплеер, видеомагнитофон стал медиапроигрывателем. Настольный компьютер обзавелся роднёй: ноутбуки, нетбуки, планшеты и КПК.
Перечня устройств, которые являются гаджетами, нет, как нет и стандартов по гаджетам. Вот некоторые примеры гаджетов: планшет, МР3-плеер, электронная книга, цифровой фотоаппарат, смартфон, масса полезных и бесполезных устройств подключаемых через USB порт к компьютеру, и так далее.
Гаджеты: за и против
Сегодня подростки лучше взрослых обращаются с навороченными смартфонами и планшетными компьютерами. К сожалению, гаджеты для многих из них становятся единственным увлечением. Главное достоинство современных электронных помощников-гаджетов – обеспечение быстрой и доступной связи, комфорта и доступа к информации. Как свидетельствуют данные опроса Фонда Общественное Мнение (ФОМ), 67% россиян уверены, что современные электронные гаджеты бесспорное благо для человека и приносят больше пользы, чем вреда. Основными факторами “вредности” гаджетов противники увлечённости ими называют вред здоровью и развитие у подростков зависимости от них. Кстати, психологи ввели недавно в обиход даже специальный термин, означаемый зависимость от мобильных устройств – “номофобия”.
Чем полезны гаджеты?
Развлечение с обучением: полезных логических игр, игр на внимание множество. Простейшие графические редакторы помогут научиться различать оттенки цветов. Управление мышью поможет сделать пальцы ловкими.
Овладение новыми навыками: можно научиться фотографировать, снимать видео, тут же собирать их в ролик, дополняя титрами, заставками, музыкой.
Общение: удобное средство связи.
Поиск информации: решение конкретных задач, замена обычных книг на электронные. Последние модели позволяют не только читать, а ещё и слушать аудио и смотреть видео. Нетбуки и планшеты также облегчили обучение. С их помощью можно выйти в Интернет и просмотреть интересующую информацию.
Чем опасны гаджеты?
Вред здоровью человека от сотового телефона
По словам ученых Российского центра электромагнитной безопасности, последствия до конца не ясны, но точно известно, что электромагнитные излучения влияют на головной мозг по нарастающей. Поэтому сотовым телефоном нельзя пользоваться больным эпилепсией и предрасположенным к этой болезни – излучение сотовой трубки может спровоцировать эпилептический припадок. Мобильные телефоны отрицательно влияют как на работоспособность, так и общее самочувствие подростков.
Правила и рекомендации по использованию мобильного телефона:
– Не подносить телефон к голове сразу же после нажатия кнопки начала набора номера. В этот момент электромагнитное излучение в несколько раз больше, чем во время разговора;
– Держать телефон в сумке, поскольку на расстоянии 30-40 см воздействие ЭМП значительно меньше;
– Использовать мобильные телефоны с гарнитурами;
– Носить мобильные телефоны на шее не рекомендуется;
– Ограничить продолжительность одного звонка до 1 минуты.
Смартфон в кармане брюк
Научные исследования доказали: десятиминутного разговора по мобильному телефону достаточно, чтобы температура поверхности мозга повысилась на 0,1°С. Клетки на такой подогрев реагируют весьма неоднозначно: сильные начинают усиленно делиться, слабые просто погибают. Чтобы начались проблемы с потенцией, достаточно по одному часу в день в течение года носить подобного рода излучатель в переднем кармане брюк. А ещё есть мнение, что под воздействием ЭМИ (электромагнитного излучения) от мобильных телефонов повышается свёртываемость крови. А это может привести к закупорке сосудов и нарушению работы сердечно – сосудистой системы.
Наушники на голове
Каждый десятый пользователь плеера – потенциальный обладатель слухового аппарата. К такому выводу пришли специалисты научного комитета ЕС. Всё дело в особых волосковых клетках, которые расположены во внутреннем ухе. Эти клетки делятся на группы, каждая из которых отвечает за преобразование звуков из внешней среды в импульсы, которые передаются в кору головного мозга. Если какая-то группа поражена, человек перестаёт воспринимать шелест листьев, или шёпот, или тихую мелодию и т.д. А поражаются клетки из-за превышения допустимого уровня шума. Средняя громкость обычного разговора около 60 децибел, а громкость музыки в наушниках почти в два раза выше. Специалисты ВОЗ утверждают, что воздействие шума такой силы даже на протяжении часа в день способно стать причиной глухоты в ближайшие два-три года.
Планшет перед глазами
О вреде компьютерных мониторов можно не упоминать: это знают все. О коварстве модных планшетов и электронных книг говорят гораздо реже, ведь их в основном используют на досуге, а считается, что свободного времени у современных подростков немного, и испортить себе глаза они просто не успеют. Тем не менее, зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, в XXI веке оказалось мало приспособлено к работе с компьютерным изображением. Картинка экрана отличается от естественной тем, что она самосветящаяся, а не отраженная. В результате нарушается аккомодация (перефокусировка взгляда с ближних предметов на дальние и обратно), значительно снижается острота зрения. Те, кто регулярно работает за компьютером и при этом находит время по 5 часов в день смотреть на экран гаджетов, через 10 лет могут потерять из вида практически все.
Если подростка лишить возможности ежедневно использовать модные гаджеты: 37% отмечают симптомы необоснованного страха, тоски и преддепрессивного состояния; 24% жалуются на общую апатию; 21% замечают снижение самооценки, неуверенность в собственных силах; 14% не замечают за собой каких-либо изменений, однако жалуются на то, что жизнь становится более скучной.
Стоит признать, что гаджеты для подростков не остановить во внедрении и развитии. Но правила безопасности их использования подростками должны чётко соблюдаться. И эту задачу должны взять на себя родители.
Заключение
Гаджеты помогают развивать зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику и внимание. Но гаджеты могут и навредить здоровью – при бездумном и неограниченном использовании портится зрение, может сформироваться зависимость от гаджетов, живое общение подменится виртуальным.
Гаджеты нужно использовать с умом. Нет ничего однозначно хорошего или плохого, нужно всё, но в меру. Пусть гаджеты присутствуют в жизни подростка наравне с прогулками на воздухе и кружками, со спортивными секциями, общением со сверстниками, фильмами. Именно родители могут и должны найти баланс всего этого.
Если подросток научится правильно пользоваться новинками компьютерного рынка, то в дальнейшем ему это только пригодится. Важно, чтобы гаджет был помощником подростка в раскрытии талантов.
Поскольку бум мобильных устройств начался сравнительно недавно, лишь 10-15 лет назад, их возможное воздействие на организм человека ещё плохо изучено. Более точные ответы исследователи надеются получить благодаря проекту “Космос” – это самая масштабная в истории программа по изучению воздействия мобильных телефонов на здоровье человека. Добровольцами в ней выступают более четверти миллиона пользователей мобильников. Правда, итоги этого исследования будут подведены только через тридцать лет. Имеющиеся на сегодня данные краткосрочных экспериментов не достаточны, чтобы утверждать наличие связи между заболеваемостью и современными гаджетами, поэтому Всемирная организация здравоохранения сейчас относит мобильные телефоны в ту же категорию, что и, например, кофе: “риск напрямую не доказан, но и не может быть полностью исключен”.
Источники:
1.Сайт журнала “Здоровье”: zdr.ru/articles/elektronnue_deti Электронные дети
2.shkolazhizni.ru/archive/0/n-34786/ Гаджеты. Что это такое?
3.l-pankova.ru/podrostok-i-sovremennye-gadzhety-eksperiment/Подросток и современные гаджеты. Эксперимент.
4.www.artofcare.ru/top/6665.html Дети и электронные гаджеты: Кто кого?
Источник
Мир изменился. За последние 100–200 лет поменялось всё: образ жизни людей, ценности и приоритеты. Если раньше родители переживали, когда ребёнок сутками пропадает на улице, то сегодня всё наоборот — переживать стоит тогда, когда ребёнок не выходит из дома.
И если раньше многие с облегчением говорили: «Пусть лучше так, чем по подворотням шатается», то сегодня уже появляется понимание того, что пребывание в виртуальной реальности может быть гораздо более губительным, чем опасность «связаться с плохой компанией». Впрочем, это можно сделать и онлайн.
Эмоциональная тупость — этот не совсем корректный с точки зрения психиатрии термин — наверное, как нельзя лучше даёт понимание проблемы вреда гаджетов для детей и подростков. Более научно корректное понятие — «уплощённый аффект», то есть бедность и примитивность эмоциональной сферы.
Нет, речь не идёт о контроле над эмоциями, напротив, их просто нет. И тут возникают две проблемы. Во–первых, человек не способен адекватно эмоционально реагировать на происходящее, второе, не способен понять эмоции и чувства других людей. Почему так происходит?
Уже стало чуть ли не признаком хорошего тона все проблемы в воспитании детей валить на интернет, компьютер, смартфон и иже с ними. Но на сей раз ситуация обстоит именно так. Онлайн общение и постоянное пребывание в разного рода виртуальной реальности постепенно приводит к эмоциональной тупости.
Проблема также и в том, что современный ребёнок получает в десятки раз больше информации, чем его сверстник ещё 100 или даже 50 лет назад. И ничего хорошего в этом нет по той причине, что информация эта чаще всего негативная. Негативная и позитивная информация — понятия, разумеется, условные, но тут идёт речь о том, что большая часть информации, с которой мы сталкиваемся, не ведёт нас к развитию, а чаще скорее наоборот.
К примеру, уже многие поняли, что информация из телевизора подаётся так, как это нужно тому, кто этот процесс оплачивает — внимание человека концентрируется на нужных вещах, чтобы человек думал в том или ином направлении. Но сегодня у многих есть такая иллюзия, что в интернете есть свобода выбора. Отчасти это так, но, объективно говоря, негативной информации, то есть той, которая не ведёт к развитию, в разы больше, чем противоположной.
Не следует также забывать и о том, что сама наша психика (так задумано природой) заточена на то, что негативная информация быстрее и активнее привлекает внимание. Природа так задумала с целью выживания вида, чтобы опасность всегда воспринималась остро и болезненно. Но с развитием IT–технологий эта особенность нашей психики всё больше приносит нам вред.
Вред гаджетов для здоровья детей
Можно долго рассуждать о том, что такое сознание. Это то, что управляет материей, или некая особенность психики, способность индивида, собственно, осознавать себя самого и происходящее вокруг. Не будем углубляться в философский аспект этого понятия, можно даже принять точку зрения, что сознание — лишь продукт деятельности мозга.
Это сейчас не так важно. Важнее другое — наше сознание не всегда управляется нами. С точки зрения психологии, сознание оказывает лишь 5% влияния на нашу жизнь, всё остальное — это влияние подсознания.
Нобелевский Лауреат Даниэль Канеман пришёл к выводу, что чаще всего поступки человека идут вразрез с элементарной логикой.
Как влияют гаджеты на детей? Собственно, гаджеты влияют на всех людей без исключения, но учитывая, что у детей психика ещё не сформирована, влияние гаджета на психику ребёнка может стать роковым. В психологии существует такое понятие, как гипногештальт. Говоря компьютерным языком, это своего рода вредоносная программа, вирус.
Очень хорошо это понятие раскрывает Виктор Пелевин простыми, понятными словами: «Например, ребёнок растёт бандитом, потому что окно его комнаты выходит на афишу кинотеатра, где постоянно всякие гангстеры с пистолетами». Очень удачный пример, как раз в контексте нашей темы. Проще говоря, если ребёнок регулярно сталкивается с какой–то условно негативной информацией, она может кардинальным образом повлиять на его жизнь, потому что психика ребёнка всё впитывает, как губка.
К примеру, по заверениям школьных учителей, после выхода на экраны нашумевшего фильма «Бригада» в школьных сочинениях дети стали часто писать о своей мечте стать бандитом. Это яркий пример того, как негативная информация может в корне перепрошить психику и мировоззрение ребёнка.
Вред гаджетов для детей: исследования
По словам Даниеля Канемана, в нас как бы живут две личности, точнее, два способа принятия решений. И в идеале они работают сбалансированно, а в патологии — нет. Первый способ принятия решений — автоматический. Название говорит само за себя. Это принятие решений на автомате. Проще говоря, рефлекторно. Утром надо почистить зубы, при звонке телефона — нажать такую–то кнопку, при встрече со знакомым — поздороваться.
Вторая система принятия решений — личностная, в этом случае нужно, что называется, включить голову. Это происходит в тех случаях, когда ситуация выходит за рамки накопленного опыта и нужно принять нестандартное решение. В первом случае энергопотребление мозга минимальное, во втором — максимальное. И совершенно естественно, что наш организм старается выбирать всегда первый вариант, доводя всё до автоматизма.
С одной стороны, это позитивно, так как позволяет экономить энергию. С другой стороны, человек становится невосприимчивым к новой информации и продолжает жить выученными шаблонами, которые порой теряют актуальность. У нетерпеливого читателя может возникнуть вопрос: причём тут вред гаджетов для детей? Тут всё просто, как уже сказано выше, за последние даже 30 лет информационная среда стала более агрессивной, и сегодня ребёнок получает гораздо большие объёмы информации, чем его сверстник ещё в 70–80 годах.
Можно провести исторические параллели — именно 20–й век стал насыщен различными социально-экономическими потрясениями и важными событиями, и это произошло лишь потому, что СМИ постепенно стали расширять зону влияния. Сегодня та или иная идея распространяется со скоростью света, а точнее, со скоростью интернета. Если сравнивать книгу или газету с интернетом, то совершенно очевидно, что по сравнению с ними интернет позволяет распространять информацию в разы быстрее и в гораздо большем объёме.
И с появлением смартфона начался процесс непрерывного потребления информации. И это таит в себе огромную опасность, так как у человека формируется привычка постоянно потреблять информацию, своего рода зависимость. Это легко можно увидеть по тому, как люди часто даже во время еды не выпускают гаджет из рук. А теперь сравним: если раньше человек получал информацию из газеты, которой уделял 30–40 минут в день максимум, то теперь поток информации оказывает воздействие на сознание непрерывно. И если психика взрослого ещё как–то может эту информацию фильтровать, хотя это тоже большая иллюзия во многом, то психика ребёнка все впитывает, как губка.
И важно понимать, что именно в детстве закладываются привычки, и в том числе привычки потребления информации. И формирование привычки постоянно находиться, скажем так, на «информационной игле» ни к чему хорошему не приведёт. И дело тут не только в трате времени. Ведь формируется привычка не только по объёму, но и по типу информации, а она в большей части негативная, — в этом легко можно убедиться, просмотрев пару–тройку молодёжных сообществ в соцсетях.
Ничего конструктивного вы там скорее всего не найдёте. И такой ритм получения информации создаёт стойкую привычку у человека в будущем уже самостоятельно искать именно аналогичную информацию и быть восприимчивым только к ней.
Существует такое явление, как «эффект Маугли», и речь идёт не только о том, что ребёнок, воспитанный животными, навсегда потерян для социума. Ребёнок, воспитанный регулярными потоками негативной информации, тоже вряд ли сможет стать полноценным членом социума. Также важно то, что в случае с гаджетом формируется привычка определённого способа получения информации. Проще говоря, «залипание» в экран гаджета с детства приводит к тому, что ребёнок вырастет социально неадаптированным аутистом. Тот же эффект Маугли, только… в 21 веке, в цивилизованном мире.
Наша личность сформирована нейронными связями. И большинство из них закладываются в детстве. Привычка получать информацию из гаджета, а не путём выстраивания социальных связей с людьми опять–таки приводит к социальной не адаптации. И если раньше ребёнка во многом воспитывали родители, то сегодня, как ни парадоксально звучит, родители вообще имеют малое отношение к формированию личности ребёнка, во многом ребёнка воспитывает гаджет.
О последствиях увлечения гаджетами в детском возрасте хорошо пишет Манфред Шпицер в книге «Антимозг. Цифровые технологии и мозг». Он приводит такую статистику: «Около 250 000 молодых людей в возрасте 14–24 лет признаны интернет–зависимыми». Это данные из Германии. Также по данным годового отчёта комиссии по борьбе с наркотиками и иными видами зависимостей: 1,4 миллиона признаны «проблемными пользователями интернета».
По словам Манфреда Шпицера, при постоянном контакте с гаджетами у молодёжи начинает разрушаться память и способность к концентрации внимания, то есть формируется рассеянность. И также он упоминает о том, что имеют место быть и расстройства эмоциональной сферы.
Данные по США: по статистике, молодые люди тратят более 7 часов ежедневно на цифровые СМИ, и чаще всего это больше, чем на сон. Далее Шпицер пишет, что дети и подростки, зависимые от гаджетов, «не могут прилагать усилий, чтобы сконцентрировать внимание, или если требуется написать текст большого объёма».
Всё просто — огромный поток информации лишает ребёнка способности концентрироваться долго на одной теме, а привычка общаться короткими сообщениями не позволяет затем полноценно излагать свои мысли текстом большого объёма. «Норм», «ок», «спс» и так далее, — вот и всё выражение эмоций. И будут ли при такой бедности выражения эмоций эти сами эмоции полноценными, — вопрос риторический.
И далее Шпицер пишет о том, что компьютеры и смартфоны — это вовсе не чума 21 века, просто нужно осознанно относиться к их использованию. Поэтому важно понимать, что никто не призывает остановить технологический прогресс и вернуться в каменный век, просто нужно грамотно использовать все достижения науки и техники, чтобы они приносили пользу. К примеру, тот же интернет и гаджеты открыли возможности для онлайн–преподавания йоги. И это позволяет наладить связь между преподавателем и практикующим, даже если они находятся на разных концах планеты.
Что делать?
Да, гаджеты вредны для детей. Как мы можем видеть, это факт, который подтверждается и учёными, и статистическими исследованиями. Проблема гаджетов — это потеря связи с реальностью. Человек начинает жить в виртуальном мире, причём, надо понимать, сформированном не с самыми лучшими побуждениями. Большая часть информации, которую мы потребляем, поставляется теми, кто хочет нам что–то продать, в чём–то нас убедить и так далее.
Наша личность — это информация, загруженная в наше подсознание. Никому в голову не придёт есть гнилую пищу, а вот «гнилую» информацию сегодня потребляют многие. И так же, как испорченная пища вредит здоровью, так же и вредоносная информация будет разрушать наше сознание и жизнь. Как же решить эту проблему?
В первую очередь, следует избежать главной ошибки — детям ничего не нужно запрещать. Если ребёнок уже «подсел» на гаджет, просто вырвать его из рук не получится. Здесь действует принцип захвата внимания. Нужно просто перенаправить внимание ребёнка на то, что его заинтересует больше. Самые лучшие варианты — это спорт или творчество.
Как только ребёнок поймёт, что он способен побеждать не только в каких–то онлайн игрушках, но и в реальной жизни, это станет ему гораздо более интересно, чем какой–то виртуальный мир, который с выключением гаджета исчезает так же, как сон. Поэтому всё, что нужно, — это заменить зависимость от гаджета на зависимость от чего–либо конструктивного.
Всё познаётся в сравнении. И реальные результаты своей деятельности всегда приятнее, чем какая–то интернет–иллюзия. Можно быть прокачанным «белым магом 80–го левла» в какой–то глупой онлайн–игрушке, но это никогда не сравнится с победой на спортивных соревнованиях или с признанием таланта художника или писателя. И важно понимать, что талант есть у каждого. Потому что каждый ребёнок приходит на эту землю со своим предназначением и своей задачей, и она явно не в том, чтобы кататься на танке в виртуальной реальности по полям сражений войны, окоченной 80 лет назад.
С другой стороны, те же гаджеты можно использовать и с пользой. Планшет, телефон, смартфон — это не «иконы дьявола», как можно подумать исходя из вышеперечисленного. Это просто инструменты, которые можно использовать для своего развития. Вредоносное влияние гаджетов начинается тогда, когда мы выстраиваем свою жизнь вокруг этого и тратим на него всё своё время.
Никогда не поздно всё исправить. Психика ребёнка весьма подвижна, и если он на самом деле увлечётся чем–то полезным, то вырывать у него из рук гаджет просто будет не нужно. Он сам про него забудет.
Источник