Голоса в пользу единой россии
В администрации президента готовы к сценарию, при котором «Единая Россия» по итогам выборов 2021 года не получит конституционного большинства в Госдуме.
Как сообщает «Коммерсант», по мнению главы управления по обеспечению деятельности Госсовета Александра Харичева, при текущих раскладах партия может рассчитывать на 250 мандатов из 450. При этом, по словам источников, в администрации президента рассчитывают на то, что при необходимости конституционное большинство будет достигаться путем коалиции с другими партиями.
Согласно прогнозам «Коммерсанта», при нынешних рейтингах список ЕР может получить чуть более 40% голосов – это около 90 из 225 списочных мест в Думе. При этом реально мандатов у единороссов будет больше, так как избранные в Думу партии, по сути, делят между собой голоса, отданные за тех, кто не прошел пятипроцентный барьер. На выборах 2016 года таких «утерянных голосов» (включая недействительные бюллетени) было 13,1%. При результате 40% и той же доле перераспределенных голосов список ЕР получит в сумме около 103−104 мандатов. То есть для получения конституционного большинства единороссам придется еще выиграть почти 200 из 225 одномандатных округов.
Стоит отметить, что, согласно опросу Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенному с 23 по 29 ноября, рейтинг ЕР составляет 29,9% от всех опрошенных, хотя с 2006 года не опускался ниже 30%. При этом снижение рейтинга партии власти фиксируют все социологи
Напомним, ранее мы писали о том, что источники того же «Коммерсанта» заявляли о поставленной «Единой России» Кремлем задаче занять не менее двух третей мест в нижней палате парламента. Якобы озвучил такую установку все тот же Харичев, по словам которого, такого результата требует президент Владимир Путин.
Как это сочетается? Какой вариант все же сочтут предпочтительнее в Кремле?
– Теоретически оба варианта возможны, – считает доцент кафедры философии, социологии и культурологии Уральского государственного педагогического университета Андрей Коряковцев.
– Это зависит от судьбы проводимого социально ориентированного курса. Но есть и еще фактор. Это зависит от самой ЕР: насколько она будет готова ему соответствовать. Трудность в этом. Однако, надо иметь в виду, что остальные «системные» партии находятся не в лучшем состоянии. У них же у всех один исторический социальный источник – позднесоветская номенклатура и одна социальная база – различные отряды чиновничества и буржуазии.
«СП»: – В администрации полагают, что при необходимости конституционное большинство будет достигаться путем коалиции с другими партиями. О каких партиях идёт речь? Настолько ли они управляем
– Я думаю, что в этом отношении большое будущее у ЛДПР и у партий – левых спойлеров КПРФ. По отношению к которым она сама когда-нибудь станет спойлером.
«СП»: – Социологи фиксируют снижение рейтинга ЕР. Почему? Можно ли ещё поднять рейтинг менее, чем за год?
– Рейтинг поднять можно и его будут поднимать за счет акцентирования социальной повестки. Проблемой являются политические и интеллектуальные ресурсы самой ЕР.
«СП»: – Некоторые считают, что Кремлю может быть и невыгодна доминирующая победа ЕР, так как такой результат может быть принят не всем обществом. Согласны с этим? А на кого тогда будет ставить Кремль?
– Не согласен. Пока без ЕР Кремль обойтись не может – точно так же, как и без всей остальной фиктивной (с точки зрения реальных классовых противоречий) оппозиции.
– На данный момент в политических тусовках, телеграм-каналах и СМИ обсуждаются даже сроки проведения парламентских выборов, – отмечает директор Института свободы, член бюро политсовета партии «Родина» Федор Бирюков.
– Одни источники говорят про сентябрь 2021 года, другие столь же уверенно прогнозируют досрочное голосование в марте или апреле. То есть вокруг думских выборов заранее сформирована атмосфера интриги. Именно для усиления интриги в общественном пространстве проводятся и различные «вбросы» относительно вероятных результатов партии власти, о готовности или неготовности ЕР взять конституционное большинство в новом созыве Госдумы и т. д. На деле же «Единая Россия» безусловно будет стремиться занять большинство депутатских кресел на Охотном ряду, и у нее имеются все необходимые для этого рычаги. А вот каким образом правящая партия достигнет этого, будет понятно уже ближе к выборам. Списочники плюс одномандатники вполне в состоянии обеспечить главную партийную задачу-2021.
Гораздо интереснее, сколько голосов получит так называемая парламентская оппозиция и за счет кого. Эти партии вынуждены будут вступить в очень жесткую схватку друг с другом, чтобы хотя бы сохранить свое представительство в Думе на прежнем уровне. Но, разумеется, кому-то повезет меньше, кому-то больше. И здесь важную роль будут играть партии, ограниченно представленные или пока еще вовсе не представленные в парламенте. Шанс преодолеть пятипроцентный барьер есть у «Родины» и «Новых людей», представляющих различные электоральные группы, но при этом определенно претендующих на голоса оппозиционно настроенных избирателей слева и справа, т. е на электорат КПРФ, ЛДПР и СР. С точки зрения государственных интересов уменьшение доли старых оппозиционных партий в пользу новых политических сил является стратегически выгодным. И, напротив, сохранение статус-кво нынешнего думского квартета будет чревато внутриполитическим кризисом в преддверии следующих президентских выборов.
«СП»: – Социологи фиксируют снижение рейтинга ЕР. Но его фиксируют перманентно, а партия власти все еще на плаву. Как долго, по-вашему это продлится? При каких обстоятельствах Кремль может отказаться от нее, делав «козлом отпущения»?
– Уже был опыт утилизации правящих партий. «Выбор России» и «Наш дом Россия» канули в Лету сразу же, как власть перестала нуждаться в их существовании. Но это были моменты революционных по сути ротаций элит. А на данный момент ничего такого в ближайшей перспективе не намечается…
– В Кремле рассматривают различные сценарии будущего электорального цикла, – уверен политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев.
– Перед «Единой Россией» будет поставлена цель набрать конституционное большинство. При этом не будут исключать и другого варианта, когда ставку придется делать на подконтрольную коалицию. Важно будет, с какими электоральными рейтингами подойдет партия к выборам. Если к этому моменту кризис пандемии будет пройден, а от парламента и правительства не будут исходить предложения по повышению налоговой нагрузки, то у «Единой России» есть все шансы при широкой административной поддержке и при искусственном ограничении политического пространства снова набрать конституционное большинство. Но таких тепличных условий не будет. Наоборот, к осени 2021 года хоть и будет пройдена активная фаза пандемии, но проблемы, вызванные коронавирусом, станут еще заметнее. Разорившийся бизнес, выросшая безработица, упавшие доходы населения – всё это станет проблемой для рейтинга власти и «Единой России». Тепличных условий для партии власти, как это было раньше, ожидать точно не стоит.
Еще недавно казалось, что Кремль не готов работать с парламентом, в котором были бы представлены независимые и маргинальные оппозиционные силы. Начиная с четвертого созыва Госдумы каждый последующий созыв выглядел всё более монолитным и не допускающим какой-либо полемики. Такой расклад был выгоден Кремлю, так как не нужно было тратить время на переговоры с разными партиями. Парламент после 2008 года признали ненужным и тормозящим политические процессы органом и его фактически устранили, сделав фиктивным. Это привело к проблемам, оголившимся в последние годы, когда у людей четко определился запрос на новые лица и политические силы. Мы увидели, как в регионах начали голосовать за кого угодно, только не за «Единую Россию». Бренд партии начал ассоциироваться у людей с негативом, поэтому представители власти начали идти на выборы как самовыдвиженцы, избегая ассоциаций с «Единой Россией». Партия власти достигла низшей точки в своей истории, после чего они начали проводить внутренние реформы. Но их крайне позитивные прогнозы, что они смогут восстановить свой рейтинг хотя бы до уровня 2014 года, выглядят сомнительными. В Кремле в полной мере пока не оценили электоральный ущерб для власти от пандемии коронавируса. «Единой России» в будущий электоральный период придется работать с самыми низкими рейтингами за свою историю.
Кремль уже получил сценарии, когда в ряде регионов после протестного голосования «Единая Россия» не получила большинства голосов. После единого дня голосования в сентябре «Единая Россия» не смогла обеспечить себе большинство на выборах в законодательные собрания в Томске, Новосибирске и Тамбове. Голоса расходились в этих регионах по-разному: хорошие цифры получили новички в лице «Родины» и «Новых людей», но не осталась без хороших процентов на фоне протестного голосования и старая тройка в лице КПРФ, «Справедливой России» и ЛПДР. Кремль будет изучать опыт этих регионов, как там будет выстраиваться работа с новыми брендами и насколько усложнится на этом фоне работа губернатора. Если опыт признают успешным и потерь будет минимум, то и на федеральные выборы будут идти, не опасаясь низкого процента «Единой России».
«СП»: – Их н смущает, что тот же ВЦИОМ регистрирует падение рейтинга ЕР ниже 30%?
– Сейчас рейтинг «Единой России» – и это без цифр «Левады”*, опрос проводил Фонд «Общественное мнение» – болтается в районе 28%, хотя до начала пандемии показатель был в районе 37%. Кремлевские политологи пытаются выстроить картину таким образом, что у такого снижения рейтинга есть объективные причины, а когда коронавирус пройдет, то и рейтинг восстановится. Этот посыл является ложным, так как рейтинг «Единой России» хоть и коррелируется с рейтингом президента и правительства, но нет смысла ожидать роста доверия к власти в конце 2021 года. Чтобы восстановить рейтинг, люди должны увидеть от власти популярные решения, которые бы приводили к повышению их уровня жизни. Но в ближайшее время анонсируются только непопулярные решения, которые не смогут повлиять на рост рейтинга, он и дальше будет катиться вниз.
Существует хитрый ход, основанный на долгосрочной перспективе, когда в Кремле не будут бороться за высокие цифры «Единой России» на ближайших выборах, понимая, что ближайшие годы в стране будут сложные. И в таком случае негатив может перенестись на новые партии, а «Единая Россия» на следующий электоральный период снова выстрелит с высоким процентом. Но в такой сценарий не верится, так как долгосрочного планирования в Кремле попросту нет.
* АНО «Левада-Центр» внесена Минюстом в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Источник
На форуме РБК нашел очень интересный анализ «варианта Навального». Автор доказывает, что при данном количестве голосов за «Единую Россию» она получит тем меньше депутатских мест, чем больше партий пройдет в Думу. А потому для противников «Единой России» самое выгодное голосовать за партии, которые находятся в критической зоне, вблизи проходного барьера, установленного на уровне 7%, чтобы помочь их попаданию в Думу. С учетом этого он определяет оптимальную для противников ЕдРо стратегию голосования на выборах 4 декабря, а точнее даже две стратегии – более надежную и более рискованную.
Решил перепостить у себя. На мой взгляд, материал того стоит.
Источник: https://forum.top.rbc.ru/index.php?s=&showtopic=9007854&view=findpost&p=11006533
Автор: Беломор.
Оптимальная стратегия голосования для противников «Единой России»
После долгих дискуссий противники «Партии жуликов и воров» определились, что лучшее оружие против нее «Вариант Навального» – обязательно пойти на выборы и проголосовать за любую другую партию. Неявка на выборы или порча бюллетеня играют на руку «Единой России», что подробно объяснено в ЖЖ Навального (https://alny.livejournal.com/603104.html) и во многих сетевых публикациях.
Можно ли на этом поставить точку? Будет ли голосование за любую из 6 оставшихся партий (кроме самой ПЖиВ) одинаково неприятным для ЕдРо?Нет, это не так, и я могу это доказать. Причина неодинаковой роли разных партий – проходной барьер на уровне 7% голосов. Если партия набирает меньше, то она не проходит в Думу, ее голоса «сгорают» и не учитываются при распределении мест в Думе, а прошедшие партии, в том числе ЕдРо, получают за счет этого дополнительные депутатские места – сверх своей доли голосов. То есть если проголосовать за партию, которая в Думу не попадет, это тоже косвенно поможет ПЖиВ, даст ей дополнительные места.
Казалось бы, все очевидно – не голосуй за самые малые партии, и будет тебе счастье. Но 7-процентный барьер действует хитрее. Это самая настоящая ловушка, которую Партия жуликов и воров расставила для простаков!
Как ни парадоксально, из-за 7-процентного барьера самое выгодное для ЕдРо – чтобы вы голосовали за КПРФ. Тогда другие достаточно крупные партии могут не пройти, и за счет их сгоревших голосов ЕдРо получит много дополнительных мест.
Возьмем для примера два варианта распределения голосов с условными цифрами – просто чтобы пояснить мысль.
1. ЕР – 40%, КПРФ – 25%, остальные 5 партий по 7%.
2. ЕР – 40%, КПРФ – 30%, остальные 5 партий по 6%.
Результат ЕР один и тот же. Но в первом варианте все партии проходят, ничьи голоса не сгорают, и ЕР остается в меньшинстве. У нее будет в Думе 40% мест. Во втором варианте больше людей сдуру проголосовало за лидера оппозиции – КПРФ. Из-за этого другие партии не прошли, их голоса сгорели, в итоге ЕР, набрав 40% голосов избирателей, получает 57% мест в Думе – уверенное большинство.
Проценты, повторяю, условные, но вывод ясен. Чем больше партий проходит в Думу, тем меньше голосов сгорает и тем меньше дополнительных мест получает ЕдРо. И наоборот, если в Думу пройдет мало партий, например, только ЕдРо и КПРФ или ЕдРо, КПРФ и ЛДПР, то сгорит несколько миллионов голосов, и ПЖиВ получит много дополнительных мест.
Проходной барьер ввели не случайно. Из-за него естественная мысль многих – голосовать за самую крупную партию оппозиции – выгодна власти. Для противников ЕР более выгодно провести в Думу не одну, а несколько партий.
Главная борьба идет вокруг партий, находящихся в критической зоне – вблизи 7%. Пройдут они в Думу, отобрав места у ЕдРо, или миллионы этих голосов сгорят, а за их счет ЕдРо получит дополнительные депутатские места.
За КПРФ и ЛДПР голосовать большого смысла не имеет. Они и так проходят, и лишний голос для них не столь принципиален. Например, КПРФ в марте 2011 года на региональных выборах в среднем получила 22% (https://kprf.ru/f/books/vestnik_156.pdf). Наберет в декабре на пару процентов больше или меньше – это большой роли не играет. 50% ей далеко не светит, но и ниже 7% не опустится.
За богдановское Правое дело и Патриотов России голосовать тоже бесполезно – они безнадежны, их голоса сгорят (в пользу ЕР), и лучше, чтобы этих голосов было поменьше.
А вот Справедливая Россия и Яблоко (особенно СР) имеют реальные шансы попасть в Думу, если их поддержать. За них и надо голосовать.
Здесь важен каждый голос, потому что он, как детонатор, может ввести в дело против ЕР миллионы голосов, отданных за эти партии. И тогда они пройдут, отбирая места у ЕР. Если в Госдуме окажется СР, а еще лучше и Яблоко тоже, то количество мест у ЕдРо будет намного меньше, чем если обе эти партии или одна из них не пройдут через 7-процентный барьер.
Итак, «не все партии одинаково полезны». «Вариант Навального» можно еще улучшить. Самое выгодное для противников ЕдРо голосовать за те партии, которые рискуют не набрать 7%, но все-таки имеют на это реальные шансы.
На самом деле у противников ЕдРо есть две оптимальных стратегии голосования с разной степенью риска. Более надежная – голосовать за Справедливую Россию. Она практически наверняка попадает в Думу, но все же лучше подстраховаться и добавить ей голосов. За нее голосуют несколько миллионов человек, и если СР все-таки случайно не пройдет, то ЕдРо получит сразу много дополнительных мест. Этого допустить нельзя.
Но есть и более рискованная стратегия – голосовать за Яблоко и надеяться на пятипартийную Думу. Здесь риск, что голоса все-таки сгорят, довольно высок. Судя по всему, Яблоку далековато до 7%, и пройти оно может только при активной поддержке. Но зато если его удастся провести, то Единая Россия получит минимальный результат из всех возможных вариантов.
Какой вариант выбрать – личное дело каждого. Но оба они выгоднее, чем лобовое голосование за КПРФ. Потому что лишний голос для КПРФ большого значения не имеет, но если из-за этого голоса не пройдет Яблоко, а тем более СР, то Единая Россия получит щедрый подарок – несколько десятков дополнительных депутатских мест за миллионы сгоревших оппозиционных голосов.
Источник
Их влияние на выборах в Госдуму будет выше, чем пять лет назад
У малых партий есть свой способ повлиять на итоги выборов в Госдуму /Андрей Гордеев / Ведомости
К предстоящему старту избирательной кампании в Госдуму эксперты из компании «Бианки и партнеры» специально для «Ведомостей» проанализировали предвыборное поле с точки зрения конкуренции партий друг с другом и потенциального распределения голосов за и против партии власти. Главный вывод: выборы 2021 г. будут для «Единой России» сложнее, чем предыдущие, 2016 г., проходившие до повышения пенсионного возраста.
В кампанию партия власти входит с рейтингом на треть ниже, чем был пять лет назад: 31% вместо 46%, следует из данных фонда «Общественное мнение» (ФОМ). КПРФ сейчас держит 2-е место с 12% (в 2016 г. было 9%), ЛДПР – третье с 9% (было 11%), «Справедливая Россия» – традиционное четвертое с 7% (было 5%).
При этом в 2021 г. немалую часть голосов могут оттянуть на себя малые партии: по оценке ФОМа, их совокупный рейтинг к настоящему моменту уже достиг 6%, тогда как в 2016 г. за них готов был голосовать только 1%. Если обратить внимание на то, что пять лет назад не прошедшие в Госдуму партии в итоге оттянули на себя более 10% голосов, большая часть которых принесла дополнительные места в парламенте единороссам, в этом году их выборная роль может оказаться еще эффективнее.
Как будет выглядеть обойма партий и кандидатов на выборах в Госдуму, станет ясно уже в начале лета: до 21 июня президент подпишет указ о назначении выборов, после чего начнется официальная процедура выдвижения кандидатов. Не собирать подписи избирателей для регистрации на выборах могут 14 партий – те, у которых есть фракции в Госдуме или в региональных парламентах. В выборах 2016 г. также участвовало 14 партий, и ландшафт в Госдуме не изменился: четыре партии как заседали на Охотном Ряду с 2007 г., так и заседают.
Единственная цель участия в выборах других партий – растащить голоса нынешних парламентских партий, уверен вице-спикер Госдумы от ЛДПР Игорь Лебедев: «Они образовываются и исчезают. А для нас каждый мандат на вес золота». «Для администрации президента это своеобразное раскладывание пасьянса, – конкретизирует его тезис секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. – У них [в администрации президента] есть целая колода карт на руках в виде партий-ловушек. Там, где актуальна экологическая повестка, наращивается рейтинг у «зеленых», там, где стоит сделать упор на городской электорат, [используется партия] «Новые люди».
Чаще всего партии, которые сами декларируют, что ориентируются не на широкие группы избирателей, а, например, на предпринимателей, вряд ли могут пройти в парламент на федеральном уровне, говорит старший научный сотрудник Социологического института РАН Мария Мацкевич: «Такой эффект мы уже наблюдали с Партией роста и «Гражданской платформой». Большинство таких партий «играют скорее роль спойлеров и создателей видимости плюрализма», соглашается член координационного совета Союза демократических социалистов Павел Кудюкин: «Отчасти голосование за них – это разновидность протестного голосования. Логика такая: мне никто не нравится из думских [партий], а тут понравилась первая тройка или отдельный лидер [у малой партии], проголосую за них». «То, что сложилось в Госдуме семь лет назад [после присоединения Крыма к России], для многих людей фактически одна партия, хоть и четырехголовая», – говорит политтехнолог Валентин Бианки.
Большое количество партий в бюллетенях – свидетельство использования технологии дробления голосов избирателей, считает политолог Андрей Таннер: расчет на то, что благодаря голосам за партии, которые вряд ли пройдут 5%-ный барьер, появится возможность высвободить минимум 5-7% голосов, которые во время подсчета будут перераспределены в том числе в пользу кандидатов от «Единой России». Голоса, отданные за маленькие партии, не прошедшие в парламент, действительно серьезно влияют на результаты. Согласно так называемому методу Хэйра в случае, если партия не преодолевает барьер в 5%, отданные за нее голоса не сгорают, а перераспределяются в пользу каждой из прошедших – пропорционально их результату.
К примеру, в 2016 г. за счет 10 партий, не прошедших 5%-ный барьер, высвободилось 11,2% голосов. В итоге после их пропорционального разделения «Единая Россия» получила 16 дополнительных мандатов (всего партия получила 140 мест по спискам), КПРФ – четыре мандата (всего 35), ЛДПР – также четыре (всего 34), справороссы – два (всего 16). А в 2011 г. именно благодаря этому «Единая Россия», набравшая 49,32% по партийным спискам (тогда голосование проходило строго по пропорциональной системе), в итоге получила в Госдуме большинство, причем с запасом – 238 голосов из 450. Тогда за непрошедшие партии проголосовало 5,94% избирателей.
Сами по себе малые партии вряд ли смогут откусить хотя бы часть ядерного электората у думской четверки, говорит генеральный директор ВЦИОМа Валерий Федоров: «Борьба [среди них] пойдет скорее за тех, у кого нет устойчивых идейно-политических предпочтений, чей выбор ситуативен». Таких людей большинство и выбор они делают с ориентацией на лозунги и названия, говорят эксперты.
Показательный пример – Коммунистическая партия социальной справедливости (КПСС). В марте ей дали более нейтральное название – Российская партия свободы и справедливости (РПСС), анонсировав, что во главе списка партии и по одномандатному округу в Москве пойдет публицист Максим Шевченко. До последнего времени он тесно сотрудничал с КПРФ: к примеру, в 2018 г. Шевченко вместе с внуком Геннадия Зюганова руководил штабом кандидата КПРФ в мэры Москвы Вадима Кумина, в том же году он избрался от компартии во Владимирскую облдуму. Ярко окрашенный в идеологические цвета бренд КПСС не сильно востребован, поэтому и произошла его перекодировка в более умеренную сторону в расчете на городских избирателей, говорит эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов. Это, по его мнению, означает, что РПСС будет использовать «лицензию» для выдвижения в крупных и проблемных для власти городах ярких людей, т. е. задача партии – быть спойлером не только КПРФ, но и конкретных кандидатов в одномандатных округах крупных городов. Активизация подобных партий происходит, чтобы создать своеобразную буферную зону, отделяющую оппозиционного избирателя от КПРФ, чтобы эта партия не воспринималась как единственная оппозиционная сила, говорит собеседник «Ведомостей», близкий к Старой площади.
Таким образом, для малых партий главный источник голосов – это в любом случае колеблющийся электорат думских партий. Таннер считает, что на избирателей, в частности КПРФ, будут претендовать «Коммунисты России», Российская партия пенсионеров за социальную справедливость, «Родина» и РПСС. «Все они так или иначе играют на одном поле, в том числе «Родина», которая в свое время пыталась оппонировать ЛДПР», – говорит Таннер. Бианки, в свою очередь, считает, что Российская партия пенсионеров за социальную справедливость будет в первую очередь отнимать голоса у справороссов и только потом – у КПРФ. А вот «Коммунисты России» и РПСС – прежде всего у КПРФ. «При этом, несмотря на «идеологическую дистанцию», те же «Новые люди» отбирают голоса у левых парламентских партий», – продолжает Бианки. Управляющий партнер консалтингового бюро T&M Антон Тимченко также считает, что Российская партия пенсионеров за социальную справедливость в связи с эхом от пенсионной реформы может выступить «сорбентом для разочарованных, оттягивая часть избирателей КПРФ из-за радикализации партии», а также «собирая опавшие плоды» из электората справороссов, не принявшего их ребрендинг.
Федоров отмечает, что «против новых партий работает склонность людей ценить свой голос и не отдавать его за партии, не имеющие гарантии оказаться в Думе»: поэтому если они, к примеру, «хотят насолить «Единой России», то скорее проголосуют за одну из оппозиционных парламентских партий. Преимущество для власти на этих выборах в другом, считает Кудюкин: оппозиционно настроенные люди стремятся уклониться от участия в голосовании из-за неверия в их честность, а «чем меньше реально пришедших на выборы, тем легче [кандидатам власти] привести свой послушный, зависимый электорат».
Источник