Государство это союз объединенных общими началами права и общей пользы

1. Понятие государства.

В науке теории государства и права сложился известный плюрализм подходов к определению понятия «государство», наиболее заметны точки зрения следующих исследователей, и так, государство это:

– « Организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории» Н.Матузов, А. Малько.

– «Общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» Н.Коркунов.

– «Естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка» Л.Гумплович.

– «Союз членов социальных групп, основанный на общечеловеческом принципе справедливости, под соответствующей ему верховной властью» Л. Тихомиров.

– «Союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории» Е.Трубецкой.

– «Союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти» И. Ильин.

– «Самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее» Аристотель.

– «Общее благо, которое должно получаться от выполнения конкретных государственных интересов» Н.Макивелли.

– «Правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства» Ж. Боден.

– «Единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волей всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты» Т. Гоббс.

– «Общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы» Д.Локк.

– «Союз людей, объединенных общими начала права и общей пользы» М. Цицерон.

– «Целевое единство индивидов, наделенное качество юридического субъекта и являющееся носителем прав» Г. Еллинек

– «Машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» В.Ленин.

2. Признаки государства.

Можно выделить следующие основные признаки государства:

– Наличие аппарата власти и управления.

– Наличие аппарата принуждения.

– Наличие ограниченной территории государства.

– Наличие системы налогов и сборов.

– Наличие территориального деления.

– Наличие организационно-уставных документов.

– Наличие государственного суверенитета.

– Наличие государственных символов.

– Наличие права, как основы государства.

3. Сущность государства.

Сущность государства – это основные, глубинные свойства такого явления как государства. То ради чего и во имя чего оно существует.

Исследователи выделяют следующие подходы к сущности государства:

– Классовый подход, который предполагает, что государство существует во имя интересов экономически господствующего класса.

– Общесоциальный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов всех слоев общества, полагаясь на методы компромисса.

– Национальный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов титульной нации данного государства.

– Религиозный подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов представителей какой-либо религиозной конфессии.

– Расовый подход, который предполагает, что государство существует, во имя исполнения интересов представителей какой-либо расы.

4. Типология государств.

Типология государств – классификация государств по характерным признакам в течение всего исторического процесса, для раскрытия их сущности.

Среди исследователей государства и права выделяется два подхода к типологии государства и права: формационный и цивилизационный.

Исходя из первого подхода, важнейшим критерием классификации государств выступают социально-экономические факторы, присущие каждому из типов государств.

В рамках формационного подхода выделяются следующие типы государств:

– рабовладельческие государства

– прафеодальные государства

– феодальные государства

– буржуазные государства

– социалистические государства

Цивилизационный подход предполагает типологию государств, основываясь на их «цивилизационных» признаках – культуре, религии, этнических и национальных особенностях.

В рамках цивилизационного подхода выделяются следующие типы государств (цивилизации):

– Исламская цивилизация

– Египетская цивилизация

– Китайская цивилизация

– Православная цивилизация

– Западная цивилизация

– другие

Также, типологию государств можно представить по иным основаниям:

– по отношению к религиозным культам: светское государство, теократическое государство, клерикальное государство, атеистическое государство.

Читайте также:  Гречневая каша для первого прикорма польза

– по форме правления: монархические или республиканские государства.

– по действующему в государстве политическому режиму: авторитарные, демократические или тоталитарные.

– в зависимости от форме государственно-территориального устройства: федеративные или унитарные.

Также возможно классификация по многим другим признакам и основаниям.

Предыдущие статьи:

    Следующие статьи:

      Источник

      § 1. Разнообразие определений государства. § 2. Основные призна­ки государства. § 3. Сущность и социальное назначение госу­дарства. Определение понятия государства.

      § 1. РАЗНООБРАЗИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ ГОСУДАРСТВА

      Государство — продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости человеческого общества вследствие эко­номических, социальных, нравственных, психологических и других за­кономерностей, государство становится его основной управляющей системой. Государственно-организованное общество приобрело новые (уникальные) возможности для своего существования: развития произ­водительных сил, социальных отношений, нравственных устоев, куль­туры, науки, международных связей.

      Государство — исторически развивающееся явление., С поступательным развитием общества изменяется и государство, его Цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с чтим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и пред­назначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного госу­дарства.

      Например, в античном мире государство охватывало собою все без исключения стороны общественной жизни, поэтому в нем человек полностью поглощался гражданином государства. Аристотель опреде­ляет государство как соединение многих родов и деревень ради лучшей, совершенной жизни. У древних греков государство считалось сосредо-

      точением всех умственных и нравственных интересов граждан. В е эта задача существенно сужается. Цицерон видит в государстве уже це олицетворение высшего совершенства человеческой жизни, а союз дю, дей, объединенных общими началами права и общей пользы.

      Немецкий юрист Р. Моль в 1872 году писал, что «государство есть постоянный, единый организм таких установлений, которые, буду. чи руководимы общею волею, поддерживаемы и приводимы в действие общею силою, имеют задачей содействие достижению дозволенных це. лей определенного на данной территории народа, а именно, начиная от отдельной личности и кончая обществом, до тех пор, пока эти цели не будут удовлетворены собственными силами личности и пока они со­ставляют предмет общей необходимости»1.

      Заслуживает внимания то, как определяли понятие государства русские юристы. Многие из этих определений интересны не только с точки зрения исторической науки. Преданные длительному забвению, они и сейчас представляют реальную научную ценность. Коркунов, на­пример, определяет государство как «общественный союз, представляю­щий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми»2. Трубецкой считает, что «государство есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пре­делах определенной территории»3. Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактуют государстве Шершеневич и Кокошкин4. Хвостов писал, что государство «это союз свободных людей, живущих на определенной территории v подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной влас ти»5.

      Гумплович определяет государство как «естественно во никшую организацию властвования, предназначенную для охран! определенного правопорядка»6.

      Итак, подавляющее большинство мыслителей прошлого рассмат ривали государство в основном с социологической точки зрения. Н«> наряду с социологическим определением понятия государства в ученю о государстве одновременно предпринимались попытки дать ему юри диЧеское определение. Так, Еллинек считал, что государство представ Ляет собой особое общественное образование и особое правовое явле ние. Его учение соответственно подразделяется на «социальное» v «правовое». «Так как право — существенный элемент государства, — пишет Еллинек, — то познание последнего невозможно без изучения его

      1 Цит. по: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 200.

      2 КоркуновН. М. Укач. соч. С. 240.
      -‘ Трубецкой Е. Н. Указ. соч. С. 22.

      4Кокошкин Ф. Ф. Русское государственное право. М., 1908. С. 4. *’ Хвостов В. М, Общая теория права. М. 1914. О. 15. * Гумплович Л. Укач. соч. С. 36. 54

      юридической природы. Государство, упорядоченное правом…, должно занимать определенное место в самом праве, — должно существовать правовое понятие о государстве»1. Государство он определяет как целе­вое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъек-та, обладающее волей и являющееся носителем прав. В известной мере подобный взгляд на государство разделял и русский государствовед д. М- Коркунов2.

      Читайте также:  Польза и вред боярышника для организма

      Гегелевское понимание государства базируется на его общей фи­лософской системе, трактующей государство как порождение особых духовных начал человеческого бытия: «Государство есть действи-хельность нравственной идеи — нравственный дух как очевидная, са­мой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она знает»3.

      Марксистско-ленинская наука определяет государство исходя из его неизменной классовой природы. Поскольку государство возникает как продукт классового общества вследствие раскола общества на не­примиримые классы, то «оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, кото­рый при помощи государства становится также политически господ­ствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и угнетения эксплуатируемого класса»4. Акцентируя внима­ние в основном на социально-экономических факторах, обусловивших возникновение и существование государства, марксизм-ленинизм опре­деляет государство как организацию политической власти экономиче­ски господствующего класса. «Государство, — пишет Ленин, — есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы»5.

      Анализируя буржуазное государство середины XIX века, Маркс и Энгельс отмечает, что оно «есть по самой своей сущности капиталисти­ческая машина, государство капиталистов, идеальный совокупный ка­питалист»6.

      Развитие марксистско-ленинского учения о государстве в после­дующее время было ориентировано в основном на более углубленное раскрытие классового характера государства в любых его проявлениях, в том числе и «социалистического»7. В послеоктябрьский период совет-

      ыинек Г. Общее учение о государстве. СПб.. 1908. С. 117—118. оркунов Н. М. Русское государственное право. Т. 1. СПб., 1908. С’. 51. •гель. Философия права. М.. 1990. С. 279. ‘арке К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 171—172. ?нин В. И. Поли. собр. соч. Т. 39. С. 75. !аркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 436. См.: Стучка П. И. Ленинизм и государство. М.. 1924: Стецкий В. В борьбе за ЦЦенинскук) теорию. М.. 1933; Сталин И. В. Вопросы ленинизма. М., 1952.

      I ‘ 55

      екая философско-юридическая мысль во взглядах на государство оста валась неизменной. «Государство — политическая организация эконо мически господствующею класса, имеющая своей целью охранять cv шествующий экономический порядок и подавлять сопротивление дру гих классов»’ .

      В учебной литературе взгляды на государство, его понятие и суш ность излагались в исключительно классовой тональности, отвергались любые другие воззрения, не совпадающие с такой трактовкой. «Сущность государства заключается в том, — писали С. А. Голунский и М.С.Строгович, — что господствующий класс с помощью специального аппарата принуждения насильственно навязывает свою волю всему обществу: государство всегда есть диктатура господствующего класса»7 А. И. Денисов, опираясь на выводы классиков марксизма ленинизма, считал, что «государством называется как раз та особая организация, посредством которой класс осуществляет свою не ограниченную никакими законами власть диктатуру»1.

      Авторы учебника «Теория государства и права» М. П. Карева, С. ф. Кечекьян, А. С. Федосеев, Т. И. Федькин выделяют в государстве два классовых элемента: внутренний и внешний. Они приходят к выво ду, что «государство есть политическая организация экономически господствующего класса, аппарат власти, посредством которого этот класс осуществляет свою диктатуру, держит в узде своих классовые противников и защищает материальные условия своего существования otr всяких посягательств на них со стороны враждебных ему сил как внутрь страны, так и за ее пределами»4.

      В работах 60—70-х годов понятие государства рассматривается с более универсальных и не столь жестких классовых позиций. Так, авто ры многотомного.издания «Марксистско-ленинская общая теория госу­дарства и права» считают, что государство — «это исторически прехо дящая, выделившаяся из общества и обусловленная его экономическим строем классовая организация политической суверенной власти, обеспечи вающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства»^ Несколько конкретизирует определение государства учебник «Теория государства и права» под редакцией профессора С. С. Алексеева. В нем государство рассматривается как «особая органи­зация политической власти экономически господствующего класса

      Читайте также:  Стих о пользе молочных продуктов

      1 Краткий философский словарь. М., 1941. С. 47.

      2 Голунский С. А., Строгович М. С. Конспект по теории государства и права
      М., 1940. С. 53.

      3 Денисов А. И. Указ. соч. С. 53.

      4 Теория государства и права. М., 1955. С. 50—51.

      5 Марксистско-ленинская общая теория государства и права. Основные инсти
      туты и понятиягМ.. 1970. С. 216.

      Трудящихся во главе с рабочим классом — в социалистическом об­ществе), располагающая специальным аппаратом принуждения и при­дающая своим велениям обязательную силу для населения всей сграии»1.

      Внесколько иной интерпретации определяют государство авторы учеб­ника, изданного Московским университетом: «Государство это политическая организация классового олбщества, выражающая в кон­центрированной форме интересы и волю господствующих классов, мате­риальным носителем политической власти которых выступает публичная власть»2.

      Классовость как важнейший признак любого государства при­знавалась большинством советских юристов. Так, В. С. Петров считает, что определение государства вообще либо определенных исторических типов в частности возможно только с учетом марксистского диалекти­ческого понятия государства, раскрывающего его классовую сущность3.

      Многообразие взглядов на государство обусловлено в первую очередь тем, что само государство представляет собой чрезвычайно сложное, многогранное и исторически меняющееся явление. Научность этих взглядов определяется степенью зрелости человеческой мысли в тот или иной nq>HOfl развития общества, объективностью методологиче­ских подходов к изучению государства.

      Познание закономерных свойств и признаков государства «вообще», видимо, возможно только на определенную историческую перспективу в силу постоянно меняющихся экономических, социальных, духовных, национальных, экологических, религиозных и других факто­ров, определяющих содержание и структуру государственно-организованного общества. Более того, нередко понятие о государстве дается не в его исторической действительности, а в идеальном пред­ставлении. Вместо того, чтобы определить, что такое государство, часто лишь описывают, каким оно должно быть. Методологическая задача при определении понятия государства, как отмечает Шершене-вич, состоит в том, чтобы дать признаки того исторического явления, которое носит название «государство». Отсюда следует, что, определяя понятие на основе действительности, мы не должны вносить в него че­го-либо в действительности не существующего, а с другой стороны, должны брать всю действительность данного рода, не допуская произ­вольного выбора. Определение государства должно отвечать на вопрос, что такое государство в его исторической действительности и во всех его исторических проявлениях4 .

      еория государства и права. М., 1985. (‘. 38.

      еория государства и права. М.. 1987. С. 40.

      ‘етровВ. С. Сущность, содержание и форма государства. Л., 1971. С. 61.

      и.: Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 201..

      § 2. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

      В научном плане понятие, отражающее общие основные призна-ки государства, позволяет прежде всего вскрыть отличия любой госу дарственной организации общества от его негосударственных органи­заций, от других частей политической системы общества. Такие приз­наки представляют собой определенный, относительно неизменный каркас государственной организации человеческого общества, который по мере общественного развития наполняется новым содержанием, те­ряет отжившие и приобретает новые структуры и функции.

      Представители социологического определения понятия госу дарства выделяют три его признака: 1) совокупность людей народ 2) господствующую нао ними власть; 3) территорию как предел действия этой власти. Во взаимосвязи эти признаки образуют понятие о госу дарсгве как соединении людей под одной властью в пределах определенной территории. В то же время, отмечают Шершеневич и Кокошкин, каж дый из характерных признаков государства сам представляет сложное i понятиен поэтому требует самостоятельного исследования1.

      Марксистский взгляд на признаки государства, которые отлича­ют его от организации общественной власти в родовом строе, изложе­ны Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности игосударства». В главе «Варварство и цивилизация» автор выделяет следующие общие основные признаки, присущие государственно-организованному обществу:

      Date: 2015-09-18; view: 238; Нарушение авторских прав

      Источник