Говорить с закрытым ртом польза

Говорить с закрытым ртом польза thumbnail

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЫХАНИЯ И АРТИКУЛЯЦИОННОГО (РЕЧЕВОГО) АППАРАТА.

1. сидя на стуле расслабить все мышцы, чувствовать только спину, ноги спокойно, но опорно, стоят на полу. Глубокий, спокойный вдох НОСОМ, задержать дыхание на несколько секунд. Выпускать воздух через РОТ, ГУБЫ ВИБРИРУЮТ

2. Глубокий, спокойный вдох НОСОМ, задержать дыхание на несколько секунд. Выпускать воздух через РОТ, проталкивая его, НАДУВАЕМ ЩЕКИ. ВЫПУСКАЕМ ПООЧЕРЕДНО: ПРЯМО, ВЛЕВО, ВПРАВО (каждый выдох в свою сторону).

3. Глубокий, спокойный вдох НОСОМ, ПРИ ЭТОМ СТАРАЕМСЯ ОДНОВРЕМЕННО ВТЯНУТЬ ЩЕКИ. задержать дыхание на несколько секунд. Выпускать воздух через РОТ. ПРИ ЭТОМ НАДУВАЕМ ЩЕКИ.

4. Глубокий, спокойный вдох НОСОМ, задержать дыхание на несколько секунд. Медленно, проходя все точки, ПЕРЕКАТЫВАЕМ ВОЗДУХ ВО РТУ КРУГОВЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ, ПОТОМ ТОЛЧКОВЫМИ Выпускать воздух через РОТ.

5. Отдыхаем.

6. Растягиваем губы (ПЯТАЧОК-СЕТОЧКА)

7. растягиваем язык (КОНФЕТКА, ЛОДОЧКА, НОС-БОРОДА)

8. растягиваем щеки (КРУГОВЫЕ, ТОЧКОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ ЯЗЫКОМ В ЗАКРЫТОМ РТУ)

9. растягиваем челюстные мышцы (НИЖНЯЯ ЧЕЛЮСТЬ ВПРАВО-ВЛЕВО)

10. СЛЕГКА ПОКУСЫВАЕМ РАССЛАБЛЕННЫЙ ЯЗЫК. НА КОНЧИКЕ ЗАДЕРЖИВАЕМ ЗУБЫ И НАЖИМАЕМ ЧУТЬ СИЛЬНЕЕ.

11. От топота копыт: «цокаем» языком о нижнее, верхнее небо;

12. Лопаточка – иголочк;

13. Почесывае губ о зубы;

14. «Полоскание рта», «полоскание горла»,

15.«зевание от души» (СНИМАЕ НАПРЯЖЕНИЕ С ГОРТАНИ)

16. КТО ДОЛЬШЕ? дуйте на лежащий, на столе ватный шарик. Следите за тем, чтобы выдох был ротовой, но не резкий, шумный, а плавный, лёгкий. Вдох производится через нос.

17.БУРЯ В СТАКАНЕ: сделать вдох носом и выдохнуть, через рот, в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.

18. РЕЗОНИРУМ: мми-ммэ-мма-ммо-мму-ммы; ммми-сссс, ммму-ссс, мммо-ссс и тд; (страраемся почувствовать вибрацию лицевого резонатора и кол-во воздуха в нем. + РЫЧИМ: р-р-р-р-, ры-ры-ры, рым-рым….

Разговариваем с ЗАКРЫТЫМ РТОМ

20. Тренируем интонацию «Соглашения» — «ага», «угу» (медленно, со вкусом, на средне-нижнем регистре.

21.
1.Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

2.Мама мыла Милу мылом.

3. Бык-тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка была губа, была тупа

4. Купи кипу пик (3раза)

5.Однажды галок поп, пугая
В саду увидел попугая
И говорит тот попугай:
Пугай та галок, поп, пугай.
Но, галок поп, в саду пугая,
Не напугай ты попугая.

6. Петр – повар, Павел – повар (3 раза)

7. Во дворе трава, на траве дрова
Раз дрова, два дрова, три дрова.

8. Пришел Прокоп – кипит укроп
Ушел прокоп – кипит укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так без Прокопа кипит укроп.

9. Сшит колпак не по-колпаковски.
Вылит колокол не по-колоковски.
Надо колпак переколпаковать,
Надо колокол переколоколвать – перевыколоколовать.

10. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

11. Кукушка кукушонку купила капюшон.
Одел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!

ГРУЗИНСКИЙ ХОР

22. Это упражнение на развитие дыхания. Вся группа одновременно тянет один звук, например «а». Тут важно экономно расходовать дыхание. Звук должен быть ровным, одинаковым по громкости, не затухающим. Кто последний – тот молодец. Можно тянуть и другой звук: «и», «е», «о». Но когда тянут «а», то это очень напоминает грузинский мужской хор.

ИГРА В МЕТРДОТЕЛЯ

23. Метрдотель – это распорядитель в ресторане, но еще так называют человека, который объявляет о появлении гостей.
Представьте себе бал в каком-нибудь графском доме, один за другим заходят гости. Их имена и объявляет метрдотель. Он делает это важно, громко и четко. Так, что никто не переспрашивает потом: кто-кто это там пришел?
Теперь о самой игре. Выберете несколько длинных непростых имен. Например:
ИЕРОВААМ, ПАРАЛИПОМЕНОН (хотя это не имя, ну и что?) И т.д.
Станьте в круг и по очереди произносите одно имя.
Вот несколько правил, как это делать:
· Не надо разделять слово. Оно должно звучать слитно. (к примеру ИЕРОВОАМ можно произнести как Иерово Ам — смешно, потому что «ам»!)
· Не выделяйте одни гласные больше других, не надо делать сильного ударения
· Не глотайте и не растягивайте окончания и буквы под ударением.

24.
ТЕКСТЫ
Почитайте любые тексты вслух. Обсудите, где делать паузы, где ударение на слове.
Как правило, слово запоминается лучше всего, если на нем делают ударение и небольшую паузу после. Хуже всего запоминаются слова, которые идут после паузы.
Лучше всего об этом узнать в следующем разделе — художественное чтение.

25. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ

На наших репетициях мы проводим так называемое художественное чтение. Передать через голос испытываемое персонажем: страдания, веселость, радость, горе, разочарование и тд… ТОЛЬКО ГОЛОСОМ.

ЧИТАЕМ, КАК ДЕТИ

Попробуем говорить детскими голосами. Чтобы это лучше получалось, почитайте вслух какой-нибудь текст по очереди. Читайте медленно, запинаясь, повторяя слова, плохо проговаривая, шмыгая носом, как это делают первоклашки. Вам будет легче это сделать, если вы все поиграете в школу. Пусть кто-то будет учительницей (или учителем). Он говорит, кому читать, другие «дети» должны читать про себя, водить пальцем по тексту. Еще совет: чтобы текст действительно трудно вам давался, переверните страницу и читайте «вверх ногами».

При этой игре-упражнении вы тренируете не только свои голосовые данные, но и учитесь входить в образ (в данном случае в образ ребенка).

ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ

26. При чтении этого стиха нужно выполнять по ходу чтения все то, что написано.
Твердо запомни, что прежде, чем слово начать в упражненье,
Следует клетку грудную расширить слегка.
И при этом низ живота подобрать, опору дыханья и звука.
Плечи во время дыхания должны быть неподвижны, в покое.
Каждую строчку стихов говорить на одном выдыханье.
И проследи, чтобы грудь не зажималась в течение речи,
Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было.
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных.
Рот не ленись открывать, чтоб для голоса путь был свободен.
Голоса звук не глуши придыхательным тусклым оттенком.
Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
Прежде, чем брать упражненье на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука:
Пристально слушать, чтоб голос нигде не дрожал, не качался.
Выдох веди экономно, с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, плавность –
Вот, что внимательным слухом сначала ищи в упражненье.

Читайте также:  Грейпфрут каждый день польза и вред

27. Очень полезны для тренировки речевого дыхания задания, связанные с произнесением на одном выдохе гласных, согласных звуков, фраз, чистоговорок , коротких потешек (причем, очень хорошо менять языки, настраиваясь на мелодику взятого):

Пошагово отрабатывая скороговорки и трудные слова, вы добьетесь великолепной четкости речи. А список шагов прост:

Шаг 1

Для начала стоит проговорить текст медленно. То, что скороговорки нужно говорить сразу очень быстро — критическое заблуждение! Этим вы только портите свою дикцию! Сначала проговаривайте скороговорку или сложное слово медленно, будто по слогам. Главная задача на этом шаге — правильно выучить скороговорку.

Для примера возьмем скороговорку: «На дворе трава, на траве дрова». Очевидные сложные буквы здесь – это Р, Д и Т. Соответственно разбиваем скороговорку на слоги и медленно произносим, чётко выговаривая буквы Р, Д и Т: «На Дво-Ре ТРа-ва, на ТРа-ве ДРо-ва». Но часто, забывая про гласные звуки, начинают произносить «На двАре трава, на траве дрАва». Наша цель научиться правильно и красиво говорить, чтобы люди понимали Каждое слово. И отрабатывая Каждый звук в скороговорках, вы добьётесь лёгкости в произношении слов в повседневной речи.

Шаг 2

Когда вы сможете выговорить чистоговорку медленно, четко и ясно, отчеканивая каждый звук, беззвучно проработайте артикуляцию. Попросите близкого человека — пусть он прочитает по вашим губам.

Шаг 3

Отработав движения губ, произнесите текст шёпотом. Не шипя, а шёпотом! Звуки, которые вы произносите должны быть тихими, но четкими! Представьте себя суфлёром в театре, ваш шепот должен быть слышен и понятен на другом конце сцены.

Шаг 4

После того, как вы четко прошептали чистоговорку, настало время проговорить её вслух. Произносите медленно и четко. Помните: чтобы научиться говорить быстро — нужно научиться говорить медленно!

Шаг 5

Теперь, когда вы полностью выучили и проработали текст, можете произнести его с разной интонацией, в разных «стилях». Попробуйте проговаривать скороговорки как стихотворение: плавно и напевно. Потом продемонстрируйте скорость вашей речи. Затем можете попробовать спеть фразу.

В общем, вот это весь секрет развития речи с помощью скороговорок, а вы уж совершенствуйте метод. Тренируйтесь вместе со своими друзьями. Можете дать им ссылку на эту статью — пусть в вашей компании все говорят четко и ясно.

Кромсал короед кору карельской берёзы.

Рыли рылом ров бобры,

Были рылом предобры!

Яхта легка и послушна моя,

Я бороздить на ней буду моря.

Шестнадцать шло мышей и шесть нашли грошей,

А мыши, что поплоше шуршат и шарят гроши.

У Феофана Митрофаныча

Три сына Феофаныча,

Три дочки Феофановны,

Три внучки Митрофановны.

У красавицы Карины красота, а не картины!

Черепашка не скучая час сидит за чашкой чая.

Мышонку шепчет мышь: «Ты всё шуршишь, не спишь!»

Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

28. А ТЕПЕРЬ: отдохните минуты 3, после чего наберите спокойно столько воздуха, чтобы прочитать отрывок из 2,3.4. и тд четверостиший. (Кол-во четверостиший зависит от Вашей дыхательной подготовки)

29. УПРАЖЕНИЯ на развитие диапазона голоса: начните «удобным» для Вас, бытьвым голосом, затем взяв «МА», «МО», «МУ» и тд, «ФА»,ФО», и тд, и др., старайтесь плавно, как- будто переключая волны радиоприемника «ходить» от низов к верхам и обратно.

30. «БРОСАЙТЕ «МЯЧИК» в зеркало, с гласными звуками,

1 | 2 |

Источник

Чтобы улучшить дикцию и поставить голос, следуйте рекомендациям Спикерклуба.

Тренировка дикции оратораОратор с микрофоном

Важнейший момент для любого оратора – тренировка голоса речи. Голосом можно убедить слушателей, завоевать доверие или оттолкнуть. Это особенно важно в телефонных конференциях и разговорах по телефону, когда голос – ваш единственный инструмент.

Великий древнегреческий оратор Демосфен обладал слабым голосом, нечеткой дикцией, картавостью и шепелявостью. Он проговаривал речи, перекатывая во рту камешки и добился больших успехов. Сегодня есть более безопасный способ улучшить дикцию – говорить с пробкой в зубах. Это лучшее упражнение для дикции, его практикуют все, кто работает на ТВ. В актерских школах пробку даже привязывают к веревочке и вешают на шею,чтобы практиковаться в любой момент.

Винную пробку нужно зажать между передними зубами (2-3 мм за линию зубов), рот должен быть приоткрыт, зубы обнажены. В таком положении громко говорить и читать, по 5 – 10 минут несколько раз в день. Упражнение развивает артикуляционный аппарат и голосовые связки (на них ложится часть нагрузки, когда артикуляционный аппарат не справляется, им приходится компенсировать то, что «губы не могут»).

Тренировка дикции оратора с пробкой

Эффективен бег с наушниками в ушах с повторением за диктором всего, что он говорит. При беге вы запыхаетесь, это создаст дополнительные трудности для речевого и дыхательного аппаратов. По окончании тренировки вы сможете насладиться четкой дикцией, которая будет получаться сама собой.

Если вы страдаете от заикания – возьмите на заметку проверенный способ: каждый день переписывайте по несколько страниц книжного текста. Во время письма человек в мыслях  проговаривает текст, а заикаться мысленно невозможно. Постепенно вы начнете говорить вслух без запинок.

Скороговорки – не совсем приятно, но отлично улучшает дикцию. Результаты слышны уже на 3-й день и остаются они надолго, если продолжать развивать дикцию. Важное условие: говорить их нужно громко.

Есть два типа скороговорок:
– для мозга – выговорить легко, но путаются слова (Клара у Карла украла кораллы
– для языка – если вам трудно говорить шипящие (Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовашегося Вавилу).Тренировка дикции оратора с закрытым ртомНе старайтесь произносить скороговорку сразу быстро. Сначала освойте ее в медленном темпе, читайте по слогам, затем переходите на средний темп, и только потом произносите скороговорку с ускорением.

Попробуйте произносить скороговорку с разными  интонациями (удивленной, возмущенной, вопросительной и т.д.) или напевать ее на мотив песни.

Подключите к скороговорке движение: приседайте, прыгайте, танцуйте.

Кроме скороговорок, записывайте и прорабатывайте фразы и слова, которые у вас часто переспрашивают – в этих словах есть сочетание букв, которое вам плохо дается, нужно довести его до четкости.

Спите в очках для сна – они способствуют расслаблению всех мышц лица, в том числе губ и челюсти. Это улучшает дикцию.

Развитие артикуляционного аппарата

Строение гортани и голос оратора

Для аудитории важно звучание вашего голоса и четкость произносимых слов. Тренировка голоса дается легко, если делать артикуляционную гимнастику. Она разрабатывает язык,  губы, щеки, нёбо, нижнюю челюсть и помогает сделать вашу речь четкой и приятной для слуха.

Читайте также:  Польза яблочного уксуса в косметологии

Развитию артикуляционного аппарата способствует чтение вслух, оно помогает правильно расставлять акценты, делать нужные ударения и интонации.

Для чистого формирования звуков разрабатывайте язык: «почистите» языком десна, сделайте «уколы» языком в щёки, поводите по  нёбу, вытягивайте язык, пощелкайте им.

Разминка для челюсти: возьмите себя двумя руками за нижнюю челюсть и откройте ее несколько раз, без усилий, не резко, только при помощи рук – это упражнение помогает снять напряжение с подчелюстных мышц.

Разминка для щек: надуть  щеки, «покатать» воздух внутри рта, потом сбросить напряжение сделав «тпруу».

Чтобы речь была четкой и легкой, разрабатывайте губы: вытягивайте «трубочкой» и вращайте по кругу в обе стороны, произносите «ути – ути», вытягивайте трубочкой и захватывайте ими воздух, шлепайте расслабленными губами «пя-пя-пя» и собирайте их на «п-б-п-б», натягивайте губы на зубы.

Произносите «ма», «мама» про себя, а также «ха» на половине выдоха. Нёбо должно быть при этом приподнято, положение рта как при звуке «О» – эти упражнения делают звучание более глубоким и громким.

Постановка голоса оратора

Певец как оратор

Тренировать голос нужно регулярно – это главный инструмент в публичном выступлении, который нужно использовать с выгодой

Звучание голоса зависит от правильного дыхания, которое определяет, насколько приятным будет ваш тембр.

Постановка голоса включает в себя упражнения, которые нужно отрабатывать каждый день, стоя перед зеркалом.

Для тренировки нижнего диафрагматического дыхания («животом»). Стать прямо, ноги на ширине плеч, расслабьте плечи и голову. Обхватить руками плечи сжимая грудную клетку, пальцы плотно прижать к лопаткам. Дышать животом, вдыхая через нос, выдыхая через рот, пальцы не должны сдвигаться, плечи не должны подниматься а локти двигаться.

Стать прямо, руки выпрямить перед грудью, ладони развернуть друг к другу. Глубоко вдыхать через нос и резко разводить руки в стороны, потом медленно сводить руки  и выдыхать через рот со звуком «зззззз». Когда ладони коснутся друг друга – отпустить дыхание.

Чтобы «разогреть» голос, нужно стать прямо, расслабиться, дышать животом. Сложить ладони как рупор, «показать» горло врачу, опустить гортань, вдохнуть и произнести «ааааауууу». Сделать несколько раз, увеличивая громкость, но не напрягаясь.

Если голос звучит напряженно и его нужно расслабить – откройте рот, расслабьте мышцы лица,  вдыхайте и выдыхайте, покачайте челюстью вниз-вверх 4-5 раз. Можно также издать скрип, похожий на звук открывающейся двери, при этом челюсть опущена, а зубы не должны быть сомкнуты.

Используйте скороговорку – проговорите «лри-лрэ-лра-лро-лру-лры», сперва медленно затем ускорьте. Важно хорошо артикулировать, произносить с разной интонацией, как вопрос и ответ. Затем расслабить мышцы рта – произнести на выдохе «Тпруу».

Чтобы сделать звук свободным и концентрированным, нужно поймать низкое положение гортани. Для этого нужно опустить челюсть на грудь, широко раскрыть рот, опустить корень языка вниз, словно вы показываете горло врачу, опустить напряжение и зевнуть 2-3 раза.

Изображайте голосом кукушку: гортань должна быть опущена на зевке, произносите звуки «у-у» (на активном выдохе).

Источник

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 386

отделение Дополнительного Образования детей «Альтернатива» Кировского района Санкт-Петербурга

198152, г. Санкт – Петербург, улица Зайцева, дом 14 А, тел. (812) 783-53-54 

Тема занятия: «Пение с закрытым ртом  –  один из элементов вокально – хорового искусства»

Творческое объединение «Веселые нотки»

Группа второго года обучения.

Возраст учащихся: 8 – 9 лет

Дополнительная   общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселые нотки»

Педагог дополнительного образования:

Ушакова Земфира Олеговна

г. Санкт – Петербург

 2018 г

Содержание конспекта занятия

  • Тема занятия: Пение с закрытым ртом  –  один из элементов вокального – хорового исполнительства;
  • Дата проведения занятия: 21.11.2018 г
  • Цель занятия: познакомить ребят с одним из элементов вокально – хорового  искусства – пением с закрытым ртом.
  • Задачи занятия:

обучающие:

  • обучение навыку пения с закрытым ртом  на сонорный (лат. sonorus – звучный, шумный) согласный звук «м» («мычание»);
  • ознакомление с навыками однородного перехода между  регистрами голосового аппарата;

развивающие:

  • развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания  в процессе исполнения ;    
  • развитие у учащихся познавательных процессов (памяти, мышления, воображения)  

воспитывающие:

  • воспитание интереса к коллективной творческой деятельности;
  • формирование качеств личности, необходимых для достижения поставленной цели –  силы воли, усидчивости, концентрации
  • Планируемый результат:
  • учащиеся познакомятся с новым элементом вокально – хоровой работы (пением с закрытым ртом). Применят полученные навыки в исполнении знакомых вокальных произведений.

Этап занятия

Хронометраж времени

Содержание занятия

(деятельность педагога)

Содержание занятия

(деятельность учащихся)

I

Организаци

онный

 5 мин

Вводный элемент. Вокальное приветствие. Правила поведения в зале.Формулировка цели и задач занятия.Создание психологического климата, активизация внимания.

Занимают свои места в зале. Приветствуют присутствующих. Настраиваются на занятие. Вступают в диалог с педагогом.

II

Основной

25

мин

10

мин

1.Проводит упражнения-распевание: от повторения к новому (тянуть ноту на цепном дыхание – «мо» – закрыть ротик). Применение нового вокального приема в уже пройденном упражнении.

Пение канона, использование нового вокального приема  в знакомом упражнении.

2.Работа над репертуаром: исполнение произведений своего репертуара, с использованием нового навыка – пения с закрытым ртом.

Музыкальная игра – пауза…

Показ видеороликов– комментарии к ним.

Повторяют за действиями педагога. Отвечают на вопросы. Поют группами и индивидуально.

Прорабатывают уже знакомый репертуар с учетом новых навыков и знаний.

Отдыхают, эмоционально расслабляются.

Характеризуют увиденное.

15

мин

III

Практическая деятельность

5 мин

Организует выход на сцену, руководит  концертным исполнением  вокальных  произведений репертуара  с использованием нового  вокального приема.

Исполняют  произведения своего репертуара с применением разученного вокального приема.

IV

Заключительный

5 мин

Рефлексия.

Анализ и оценка проведенного  занятия. Дается позитивная оценка работы ребят. Характеризуется результативность, успешность в достижении цели. На память – флайерсы на тему занятия.

Ответы на вопросы. Самооценка ребятами своей работы, психологического состояния, следствие удачных действий, причины возможных ошибок.

Ход проведения занятия

  • Организационный этап

Педагог:

– Здравствуйте ребята, уважаемые коллеги, гости и уважаемые члены жюри. Я – педагог ДО ОДОд «Альтернатива», ГБОУ СОШ № 386, Кировского р-на г.СПб.

Сегодня с ребятами 2 года обучения творческого объединения «Веселые нотки» мы представим вашему вниманию открытое заняти на тему: «Пение с закрытым ртом  –  один из элементов вокального – хорового искусства»

Данное занятие представленно в теме-  «Вокальная работа», в разделе– «Музыкально – исполнительская работа», дополнительной общеобразовательной  общеразвивающей программы «ВН» и по календарно – тематическому  плану «Рабочей программы» – 2 года обучения,  должно быть проведенно  к концу третьей четверти.

Читайте также:  Семена льна для мужчин польза

– Как и всегда на наших занятиях, мы должны вокально поприветствовать друг-друга и конечно же наших гостей.

– Как мы располагаемся – положение корпуса, головы, ног…

– О поведении в зале…

– Ответы детей:

– Педагог: молодцы, вы прекрасно все помните.

  • Приветствие (педагог – ребята – гости) – с транспозицией по полутонам вверх.

– Это приветствие одновременно является и первым элементом комплекса вокальных упражнений – распеваний.

– Педагог: Ребята – сегодня мы обратимся с вами к изучению  нового – интересного и сложного вокального приема – мы узнаем, как можно и нужно  петь с закрытым ртом.

– Педагог: Этот новый прием поможет нам в улучшении качества  пения:

-для развитие вокально-хоровых навыков: чистоты пения, красоты и выразительности звучания  в процессе исполнения;   

– для правильного перехода между  регистрами голосового аппарата;

– для развитие памяти, мышления, воображения;                                    

– для воспитания в себе –  силы воли, усидчивости, концентрации.

  • Основной этап  занятия: –  1 этап (упражнения – распевание):

– Педагог: сейчас поем на «цепном»дыхании, а вы помните что означает это термин?

– Ответы детей…

– Педагог: на слог «мо» поем на «цепном дыхании», я играю – вы поете. Продолжаем пение с той лишь разницей, что закрываем ротик в той позиции как мы поем на слог … продолжаем петь…и вот он новый вокальный элемент [1] – мы с вами пришли от повторения к новому…

– Попоем  «stacatto» по б.2  чередуя слог «мо» – закрытый ротик,  – принцип исполнения – одинаковый…

– Молодцы, а что вы почувствовали когда когда пели с закрытым ротиком?

– Ответы детей…(вибрацию («дрожание в носике»…)

– Педагог:теперь попробуем применить новый прием на практике: что сейчас звучит? – проигрывается знакомый канон «Зовет зверей кукушка»

– Дети: характеризуют прозвучавшую музыку, дают определение поятия «канон», говорят какие примеры канонов они еще знают.

-Исполнение канона с учетом вновь выученного материала.

– Педагог: молодцы, а может есть смельчаки, которые хотели бы исполнить канон с закрытым ртом вдвоем или втроем?

-Исполнение ребят…

– Педагог: оценивает исполнение говорит о пользе пения с закрытым ртом для чистоты интонации и активизации голосового аппарата и предлагает перейти к работе над репертуаром.

  • Работа над репертуаром – 2 этап:

– Педагог: сейчас мы переходим от распеваний к работе над репертуаром. Поработаем над «Колыбельной». Повторяем с  текстом- затем – поем  с закрытым ртом , конечно, это сложный прием, он получится не сразу, но он очень эффективный и поможет нам в дальнейшей работе, чередуем пение с текстом и закрытым ртом, стакатто – легато, а cappella – с сопровождением.

– Использование нового приема на примере песни  «Новый год»,  чередуем пение с текстом и закрытым ртом, а cappella – с сопровождением, stacatto – legato, группами – всем составом.

 – Педагог: молодцы, очень эффективно поработали, а теперь мы с вами немного отвлечемся от пения и повторим наши знания элементарной теории музыки:  что означают  понятия – мажор – минор?  f – p?  stacatto – legato ?

– Ответы ребят:  правильно – и как вам кажется к чему мы переходим?

 – Музыкальная игра  «мажор – минор»

– Педагог: немого отдохнули, расслабились – продолжаем – сейчас я хочу чтоб вы увидели и услышали как  новый вокальный прием используют профессиональные хоровые коллективы: послушаем  и посмотрим видео ролики

 –  демонстрация роликов.

– Педагог: вы посмотрели ролики, демонстрирующие возможности и красоту вокальных возможностей  детского  и профессионального хора. Вам понравилось? Как вам кажется,  что может дать нам умение применять пение с закрытым ртом на практике?

– Ответы ребят…

– Педагог: правильно, молодцы… а теперь давайте и мы силу наших скромных возможностей попробуем применить новый прием в произведениях нашего репертуара.

  • Практическая деятельность

Дети выходят на сцену, исполнение  «Колыбельной» с элементами пения с закрытым ртом.

Педагог: А сейчас мы хотим подарить всем присутствующим песню. Скоро замечательный праздник – День матери – и песня называется – «Мама». Для исполнения второго произведения на сцене остаются все ребята.

  • Заключительный этап

– Педагог: обращаясь  к стоящим на сцене  ребятам– давайте поблагодарим друг – друга. Хочу сказать всем спасибо за активную работу на занятии. Вы большие молодцы, т.к. прием над которым мы поработали сегодня очень сложен. Вы достойно справились. Хотелось бы услышат ваше мнение о проделанной работе…Как вам кажется, что нам удалось сегодня, что не получилось?

– Ответы детей…

– Педагог: в заключении занятия – хочу вручить вам памятные флайерсы и в них – маленькие сувениры, прошу открыть  их уже за пределами зала. Попрощаемся.

Методическое и техническое оснащение занятия

  1. Материалы и инструменты.
  • помещение, оформленное в соответствии с профилем проводимых занятий, оборудованное в соответствии с санитарными нормами
  • ноты, презентация по теме –  PPT, рисунки, картинки, флайерсы.
  1. Оборудование:
  • Фортепиано,  музыкальный   центр,  USb – накопитель  
  1. Мультимедийная аппаратура.
  • мультимедиа проектор

Список  литературы:

  1. Добровольская Н. Вокально – хоровые упражнения в детском хоре. М.:

Музыка, 1997 год;  

  1. Масюкевич Н.В., Кожуховская Л.С. Психология эффективного общения. Минск: Современная школа, 2007 год;
  2. Программно – методические материалы. «Музыка». Начальная школа. М.: Дрофа,  2001 год;
  3. Пойте с нами. Учебное пособие для младшего и среднего возраста.  СПб.: «Композитор», 2004 год;
  4. Сборник статей.  Работа с детским хором. М.:  Музыка, 2002 год;
  5. Хрусталёва Т.  Развитие вокально – хоровых навыков младших школьников на уроках музыки и во внеклассной работе. Журнал «Начальная школа» № 2, 2001г
  6.  Музыка: [Электронный ресурс] https://muzofon.com./
    [1]

  •  Пение на сонорный (лат. sonorus – звучный, шумный) согласный звук «м» («мычание») осуществляется при сомкнутых губах с несколько опущенной нижней челюстью, с ощущением небольшого зевка. Это упражнение исполняется на среднем участке диапазона. Оно настраивает на головное звучание, но приносит пользу только тогда, когда при нем возникают правильные резонаторные ощущения, а именно, когда поющий хорошо ощущает вибрацию (дрожание) тканей носа.
  • Физиологическая суть этого упражнения в том, что вибрация тканей носа раздражает находящиеся в них нервные окончания чувствительных нервов. Такое раздражение вызывает ответную реакцию – значительно повышается тонус голосовых мышц, их работоспособность, поэтому пение с закрытым ртом рекомендуется применять в начале распевания.

Источник