Индия отказалась от российских самолетов в пользу франции

Индия отказалась от российских самолетов в пользу франции thumbnail

Некогда главный импортер советских, а затем и российских вооружений, Индия оказалась для Москвы непостоянным и ненадежным партнером. Срыв контрактов и сделок со стороны Нью-Дели стал уже обыденным делом и, похоже, не вызывает удивления у российских партнеров. Можно было бы сказать, что «нос воротят», но тут есть и более серьезные причины. Индия, прекрасно понимая взаимную заинтересованность в отношениях с Россией, активно при этом ищет пути плодотворных контактов с Западом, как Европой, так и США. Тут есть и элемент некоего финансового шантажа, когда за счет наличия двух и более продавцов, покупатель заставляет кого-то из них демпинговать ценами. И Россия попала под этот индийский пресс — цены Москвы на вооружения уже существенно ниже, чем у других стран, и это при более высоком качестве продукции.

Памятна ситуация 2017 года, когда ВМС Индии решили отказаться от палубного истребителя МиГ-29К/КУБ, заявив, что будет им искать замену в ходе тендера, рассматривая совместное производство американских истребителей F/A-18E/F «Супер Хорнет». Сейчас тема опять на слуху — в ноября 2019 года МиГ-29К загорелся и упал в результате столкновения в воздухе с птицами (оба пилота катапультировались), но выставили это летное происшествие как результат ненадежности российского истребителя. Ранее, в 2012 году, Нью-Дели забраковал предлагаемые самолеты-заправщики Ил-78 и истребители МиГ-35.

Отказалась Индия и от российского истребителя пятого поколения Су-57, мотивируя это тем, что у индийских ВВС скоро появится свой многоцелевой истребитель пятого поколения. И это при том, что Нью-Дели вышел из совместной с россиянами программы по созданию истребителя FGFA, самостоятельно вытянуть который им будет весьма затруднительно. Теперь дошла очередь до российского истребителя Су-30МКИ, стоящего на вооружении, — в пользу французскому Rafale.

Факт уже свершившийся — власти Индии предпочли купить для нужд своих ВВС французские истребители Rafale, вместо российских Су-30МКИ (по кодификации НАТО Flanker-Н — «Фланкер»). Контракт на поставку 36-ти «Рафалей» на сумму 7,87 миллиардов евро был подписан Нью-Дели с правительством Франции еще в сентябре 2016 года, однако его реализация затянулась и была вероятность того, что индусы передумают, в первую очередь из-за высокой цены. Теперь точка невозврата пройдена, эти французские истребители уже замечены с опознавательными знаками индийских ВВС и, как предполагается, поступят в Индию несколькими партиями в период с 2019 по 2022 годы.

Вопрос выбора — это бизнес, ну и плюс, конечно, политика. Вот с бизнесом не совсем понятно. Российские истребители поколения 4+ Су-30МКИ обходятся Индии в 83 миллиона долларов за единицу — это индийской сборки, где произведена половина из этих 250 самолетов. Покупка аналогичного самолета в России составляет около 50 миллионов. Общая сумма заказа составила 12 миллиардов долларов. Каждый французский Rafale (четвертое поколение) обошелся Индии по 218 миллионов долларов.

То есть вместо 36 французских Индия бы могла получить более 95 российских истребителей. Опять же если учесть, что доля авиационного парка индийских ВВС на 80 процентов состоит из советской и российской техники и под них «заточена» вся наземная аэродромная инфраструктура, плюс адаптированы самолеты-заправщики, то под «французов» придется подгонять европейские стандарты. И, естественно, тратить на это дополнительные средства помимо самой закупки. Утверждают, что индийская система импорта вооружений грешит многочисленными схемами «откатов» при заключении контрактов, но это уже проблема правоохранительных структур самой Индии — разбираться, кто там из Парижа больше «занес».

Как политический шаг со стороны Нью-Дели с «французским выбором» тоже не совсем понятен. Особенно если учесть, что на недавнем Восточном экономическом форуме во Владивостоке президент России Владимир Путин был, как говорится, не разлей вода с индийским гостем премьер-министром Нарендрой Моди. Там они заключили целый пакет двусторонних соглашений в торгово-инвестиционной и военно-технической сферах, в области промышленности, образования и культуры. Военная часть сделок оценена будущими заказами Индии российских вооружений на 14,5 миллиардов долларов — рекордная за последнее время сумма. И хотя конкретно о Су-30МКИ речь не шла (оговорены были поставки ЗРС С-400 и фрегаты проекта 11356), но тема «самолетиков» всё же была озвучена.

Тут стоит вспомнить, что, например, истребители МиГ -21 (один из лучших в мире на тот момент) Индия стала покупать у СССР еще в 1962 году, а в 1967 уже сама приступила к их производству, выпустив в общей сложности 657 таких самолетов. Су-30МКИ, индусы тоже сами построили немало. И, вроде как, рассматривают возможность закупки российских истребителей Су-35, возможно, что со временем и истребителей пятого поколения Су-57. И тут бац — переходят на Rafale, да еще сообщают о готовности закрыть в самой Индии авиазавод производящий Су-30МКИ.

Объясняют в Нью-Дели подобное решение тем, что французские боевые истребители превосходят по своим характеристикам российские. И, как утверждает индийское издание The Economic Times, Rafale может в полтора раза дольше барражировать, чем Су-30МКИ, да и дальность полета у «француза» больше чуть ли не в два раза, да боевых вылетов он может совершить пять в сутки против трех у российского. В плюс Rafale записывают и превосходство в вооружении, которые позволят поражать пакистанские самолеты на большом расстоянии без угроз быть замеченным. К тому же, участились случаи летных происшествий с российской воздушной машиной. В общем, разделали «сушку» как бог черепаху. Ну, товар куплен, нужно его расхваливать.

Как говорил товарищ Саахов в «Кавказской пленнице»: «Слушай, обидно, клянусь, обидно». В данном случае обидно за российские Су-30МКИ, которые индусы так незаслуженно принизили по боевым качествам. Посмотрим, так ли плох наш Flanker и так ли хорош французский Rafale. Обратимся к сухим цифрам ТТХ.

По упомянутой дальности и продолжительности барражирования у Су-30МКИ дальность полета составляет 3000 километров на высоте (при скорости 2 125 км/ч) и 1 270 км у земли (при скорости 1 350 км/ч), боевой радиус — 1 500 км. Практический потолок — 17 300 метров. Продолжительность полета 3,5 часа без дозаправок. Смотрим на «прайс-лист» Rafale. Его радиус полета составляет 1 800 километров, при этом боевой радиус в варианте с подвесками для вооружения — 1 389 км. Максимальная скорость на большой высоте — 1 915 км/ч, практический потолок составляет 15 240 метров. И где тут у кого преимущества, товарищи индусы?

По вооружению сходство у двух истребителей в 30-мм авиационной пушке, подвесное вооружение разнится странами-производителями, в каждом присутствуют ракеты «воздух-воздух» и «воздух-земля». В российском варианте предусмотрены свободнопадающие бомбы (по 500 или 250 кг), контейнеры КМГ-У с блоками-кассетами осколочного, зажигательного и кумулятивного действия. Общая боевая нагрузка составляет 8000 кг. В общем, помощнее «французика» выглядит наша «сушка».

По «возрасту» оба самолета можно сказать одногодки. У Су-30 первый полет пришелся на конец декабря 1989 года, в версии обновленной версии МКИ для Индии в 1997 году. Тогда его производство было осуществлено в рамках международной кооперации Россия–Франция–Израиль–Индия. У «Рафаля» (Rafale А) первый полет был выполнен 4 июля 1986 года, начало эксплуатации пришлось на май 2001 года.

Читайте также:  Эхмея фото польза для дома

О боевом применении Rafale в составе ВВС Франции известно, что в марте 2007 года эти истребители отработали по наземным позициям боевиков в Афганистане. В Ливии с марта по октябрь 2011 года небольшие группы этих самолетов патрулировали (совместно с Mirage 2000) патрулировали воздушное пространство а также наносили точечные удары по войскам и военным объектам Муаммара Каддафи — уничтожили на земле, на аэродроме Мисурты, несколько самолетов МиГ-23 и вертолетов Ми-24. В 2015-2016 годах, взлетая с борта авианосца Шарль де Голль, в рамках военной операции против «Исламского государства»* (запрещенная в РФ террористическая организация), наносили удары по силам ИГ в Ираке. О воздушных победах Rafale ничего не известно.

У «сушки» боевых заслуг в небе побольше. Начнем с того, что еще в 2005 году Су-30МКИ ВВС Индии показал превосходство над F-16 и F-15C/D Eagle ВВС США в учебных боях. В 2015 году в Великобритании, в рамках международных учений «Радуга», в учебных боях с истребителями Eurofighter Typhoon Королевских ВВС, индийские пилоты на Су-30МКИ одержали победу со счетом 12:0. И хотя англичане, оправдываясь, говорили, что они действовали «в пол силы», факт остается фактом.

Основное боевое применение Су-30МКИ пришлось на приграничные районы Индии с Пакистаном. Там индийские истребители неоднократно сбивали автоматические разведывательные аэростаты. 27 февраля 2019 года произошел воздушный бой между группой ВВС Индии и ВВС Пакистана, в котором участвовали четыре индийских Су-30МКИ и четыре МиГ-21, с пакистанской стороны в небе было 24 самолета, в том числе 8 F-16. Один из F-16 был сбит МиГ-21, при этом признается, что именно присутствие в небе над Кашмиром Су-30МКИ послужило поводом, чтобы пакистанские самолеты ретировались. «Сушка» тогда уклонилась от ракет американского производства AIN-120, а одну из них сбила при подлете. Через несколько дней в этом же районе патрулировавший границу Су-30МКИ обнаружил и сбил реактивный беспилотник, залетевший из Пакистана.

Ну, и последний «аргумент», который пытаются записать в минусы Су-30МКИ — его, якобы, ненадежность в эксплуатации. При этом летные происшествия почему-то большей частью случаются именно с истребителями индийской сборки. И, как отмечают многие авиационные эксперты, слабым местом ВВС Индии является именно техническое обслуживание самолетов, которое проводится не на должном уровне. С Rafale, надо полагать, без должного опыта индийским технарям придется попыхтеть в большей степени. В отличие от уже обкатанных Су-30МКИ.

Военное обозрение: Первая пара истребителей Су-30СМ прибыла в Белоруссию

* Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.

Источник

Индийское издание Money Control обвинило Россию в принуждении Нью-Дели не только к бессмысленному расходованию бюджетных средств, но и к фактическому ослаблению обороноспособности страны. Военный обозреватель Абхиджит Айер-Митра в пространной публикации рассказывает доверчивым читателям о том, почему не стоит покупать российскую зенитно-ракетную систему дальнего действия С-400 «Триумф». И почему Индии пришлось пойти на этот шаг.

Индия полгода назад отказалась от участия в проекте создания индийской модификации российского истребителя Су-57. Тут обозревателю даже не потребовалось подробно объяснять причину отказа, и он ограничился утверждением, что этот самолет «никому не нужен». Что когда он наконец-то сможет летать, то станет вчерашним днем на фоне прогрессирующей мировой, то есть американской, истребительной авиации.

Этот отказ, продолжает Абхиджит Айер-Митра, нанес серьезный удар по экономике России. В связи с чем Москва потребовала, чтобы Индия эти потери компенсировала за счет приобретения системы С-400. Которая, понятное дело, тоже «никому не нужна». То есть имело место экономическое принуждение, которое очень дорого обходится Индии.

После чего обозреватель начинает разоблачать С-400. Да, пишет он, дальность перехвата воздушных целей впечатляет — она достигает 400 километров. Однако это данные из рекламных проспектов. Система показала себя «во всей своей красе» в Сирии, куда русские ее установили для обороны воздушного пространства страны. И что в результате? Ни одно самолета, который наносил удары по Сирии, С-400 не сбила. Не перехватила ни одной ракеты, которые были запущены с самолетов, надводных кораблей и подводных лодок США, Великобритании, Израиля и Франции. Да и вообще система «слепая» — она даже не видела, то есть не обнаружила пролета ракет в сирийском небе…

Аргументация точно такая же, как у наиболее зомбированных российских либералов, а также у укропатриотов, забредающих в российский сегмент интернета. Вменяемым людям и известно, и понятно, что задача С-400 на российской базе Хмеймим — именно ее защита, за пределами авиабазы применение «Триумфа» определяется политическими мотивами. То есть наши военные не подряжались оборонять иранские базы на сирийской территории, на которые были направлены ракетные удары.

Правда, обозреватель Money Control усматривает некоторую пользу, хоть и мизерную, от использования С-400. Дело в том, что с ее помощью можно будет протестировать французские истребители «Рафаль», которые закупает Индия. То есть выяснить, насколько они могут обнаруживаться радарами С-400, на каком удалении, и велики ли шансы перехвата этих самолетов российскими зенитными ракетами. Это было бы полезно в связи с тем, что Китай использует в своей системе ПВО именно эти системы, закупленные у России. Вполне логично, поскольку Китай — главный геополитический соперник Индии. Можно сказать, враг номер два после Пакистана.

Вполне понятно, что Money Control не обращает никакого внимания на мировую репутацию российской системы. Китайцы, строящие мощную армию, ориентируются именно на С-400. И еще 13 стран хотели бы ее приобрести. Среди них Саудовская Аравия, Египет, Вьетнам, Марокко, Катар… Да, именно Катар, который находится «в приятельских отношениях» с США. И к тому же имеет, по сути, неограниченные средства для закупки военной техники. Ну, а Турция так даже вступила в ожесточенную политическую и экономическую войну со Штатами за право владеть системой С-400.

Читайте также:  Химический состав черноплодной рябины польза

Несомненно, у этой статьи была какая-то сверхзадача. То есть побудительный мотив, чтобы «открыть людям глаза». Можно небезосновательно предположить, что в этой публикации заинтересована американская компания Raytheon, которая производит ЗРК Patriot. А также Lockheed Martin, выпускающая ЗРК THAAD.

Достаточно припомнить недавнюю историю выкручивания рук Турции Вашингтоном в связи с покупкой С-400, чтобы увидеть похожесть ситуации. Вначале шла дискредитация российской системы. Затем Анкаре предложили вместо С-400 приобрести Patriot. Получив отказ, предложили более мощное, но функционально ограниченное оружие — THAAD. Данный комплекс предназначен для перехвата баллистических ракет, но с аэродинамическими целями типа самолетов и крылатых ракет справляется крайне плохо. Тут турки думали совсем недолго, поскольку не могли понять, кто им может грозить налетом баллистических ракет. Ведь не соратница же по НАТО — Греция.

Просматривается и второй сюжет. Начав с вбрасывания этого пробного камня, Индия, по сложившейся в этой стране традиции, пытается сбить цену на С-400. Эта тактика Нью-Дели используется сплошь и рядом. Но ни к чему хорошему она не приводила. Типичная маркетинговая технология восточного базара, когда покупатель и продавец сходятся, шумят, расходятся, вновь сходятся и еще громче шумят, опять расходятся…

Наиболее яркий пример пагубности такой тактики — длящийся уже почти 20 лет тендер на массовую закупку 126 средних истребителей. Причем там присутствует одно важное для Индии условие — самолет должен передаваться с технологиями, чтобы можно было бы наладить серийное производство в Индии в соответствии с принципом «Made in India».

Недавно был достигнут первый результат, совершенно обескураживающий. В связи с чем оппозиция, пригрозив судом, обвинила правительство в коррупционной сделке. У французов закупили 36 тяжелых истребителей «Рафаль», пообещав заплатить за каждый 200 млн. долларов, что является совершенно запредельной ценой. При этом никаких технологий французы не передают.

Ту же карту они разыграли с Су-57. При этом сообщили, перед тем как хлопнуть дверью, может быть, мы у вас и купим этот самолет, когда он будет готов и подтвердит свои характеристики. Надо сказать, что такой блеф весьма опасен. Индия может вообще остаться без истребителя пятого поколения. В то время как с большой долей вероятности можно предположить, что Китай оснастит Пакистан «пятерочниками». Ведь Китай делает один из двух своих истребителей пятого поколения ориентированным прежде всего на экспорт.

То же самое может случиться и с индийскими средствами ПВО/ПРО. Более того, Индия уже сейчас существенно проигрывает в этой области не только Китаю, но и Пакистану. Единственное, чем могут похвастаться Нью-Дели — противоракетным комплексом Ashwin Advanced Air Defence (AAD), предназначенным для заатмосферного перехвата баллистических ракет. Что же касается борьбы с аэродинамическими целями — самолетами и крылатыми ракетами, — то тут все очень скромно. Есть собственный ЗРК малой дальности «Акаш», а также советские комплексы «Оса» и «Нева». И в отдаленной перспективе может появиться израильский ЗРК малой дальности Spyder.

В то же время ПВО Пакистана динамично развивается при помощи поддержки Пекина. Год назад Китай начал поставлять в Пакистан комплексы средней дальности HQ-16. Вполне понятно, что это партнерство будет продолжаться и дальше. И Исламабад вполне может дождаться клона нашего «Триумфа». Собственно, и сейчас китайцы могут осчастливить пакистанцев комплексами HQ-9 с дальностью перехвата до 200 километров. Могут они перехватывать и баллистические ракеты. Данный комплекс был разработан на основе ЗРК С-300.

Военное обозрение: Военные тайны «Охотника»: Слишком велик для БПЛА, но мал для бомбардировщика

Военные новости: Российские истребители трижды за неделю перехватывали иностранные самолеты

Источник

Почему Индия откажется от французского Rafale в пользу российского Су

«Сделка века» – поставка 126 французских истребителей Rafale в Индию – под угрозой. Для Парижа это может означать остановку производства собственных самолетов, для Москвы – новый выгодный контракт.

Двукратное удорожание и отказ от передачи технологий могут стать причиной отмены тендера на поставку ВВС Индии французских истребителей Rafale. Взамен их Дели намерен купить дополнительную партию российских истребителей Су-30МКИ.

Победителем тендера французский истребитель Rafale стал в конце 2012 года. Кроме французской машины, в нем приняли участие компании Lockheed Martin (США) с F-16, Boeing с F/A-18E/F, SAAB (Швеция) с Gripen и новейший российский истребитель МиГ-35.

Почему Индия откажется от французского Rafale в пользу российского Су

МиГ-35

До самого последнего момента именно его считали главным фаворитом соревнований. По ряду характеристик, например, наличия радара с активной фазированной решеткой (АФАР), он существенно превосходил конкурентов. Однако контракт на закупку 126 средних многоцелевых боевых самолетов, оцениваемый более чем в $ 10 млрд., достался Парижу.

«В этом нет парадокса, – высказал свое мнение телеканалу ЗВЕЗДА глава Центра АСТ Руслан Пухов. – Мы привыкли, что Дели покупает много техники за небольшие деньги. Сегодня ежегодный прирост ВВП Индии составляет 9%. У страны появились средства, а с ними и амбиции покупать то, что хочется. А в этом плане у нас много белых пятен. В результате индийцы обращаются к европейцам и американцам».

Так, за несколько последних лет мы последовательно проиграли ряд крупных тендеров на поставку военно-транспортных самолетов. Вместо наших Ил-76 Дели предпочел купить шесть американских C-130 Super Hercules. За них заплатили почти $1 млрд. Цифра астрономическая, особенно если учесть, что Ил-76 обошлись бы значительно дешевле. Наш самый современный МиГ-35 уступил французскому Rafale, боевой вертолет Ми-28Н проиграл американскому AH-64 Apache, а тяжелый транспортный вертолет Ми-26Т2 – американскому CH-47 Chinook. И это при том, что российская машина более современная – полностью цифровая, в полтора раза дальше летает и имеет в два раза больший объем грузовой кабины, чем американский аналог.

Читайте также:  Козий сыр польза и противопоказания

В случае с Rafale Пухов видит не только желание купить современный истребитель, но и возможность получения Индией новых технологий. По условиям контракта, производитель машины Dassault Aviation обязывался передать Индии технологии производства многих узлов, оборудования и механизмов истребителя.

Rafale уникален тем, что заменяет в вооруженных силах Франции сразу семь типов боевых самолетов: истребитель-бомбардировщик Jaguar, палубный штурмовик Super-Etendard, палубный истребитель Crusader, тактический истребитель Mirage F1, перехватчик Mirage 2000С, ударный самолет Mirage 2000N/D, евростратегический атомный бомбардировщик и разведчик Mirage IV. В перспективе Rafale первым из всех европейских истребителей получит и радар с  активной фазированной антенной решеткой. Это вплотную приблизит его к истребителям 5-го поколения. Впрочем, на этом серьезные достоинства французской машины заканчиваются. Rafale очень специфичен и дорог в обслуживании, требователен к местам базирования. Из-за этого Dassault Aviation не смогла продать его никому, кроме французских военных, добавляет эксперт.

Почему Индия откажется от французского Rafale в пользу российского Су

Кроме того, как уже поняли сами индийцы, Франция вовсе не горит желанием делиться своими передовыми технологиями. Например, договор по Rafale, подразумевает передачу технологии изготовления из нитрида галлия полупроводниковых чипов для использования в авионике. Однако передача сопутствующих технологий, необходимых для изготовления самого чипа, в предложении не прописана. Индия, таким образом, покупает технологию, которая не может быть преобразована в необходимый компонент, и который придется, в конечном счете, импортировать на протяжении всего жизненного цикла самолета.

Второй нюанс – это радар с активной фазированной решеткой. Он только разрабатывается для Rafale. Дели предложено принять участие в его разработке деньгами. Это еще несколько миллиардов долларов. Но никто не гарантирует, что в итоге страна получит как саму технологию производства подобной техники, так и исходный программный код для перепрограммирования бортового оборудования, в первую очередь радара для проведения самостоятельной модернизации техники «на позднем этапе эксплуатации».

Министр обороны Индии уже выступил с заявлением, что сделка по Rafale слишком дорого обходится стране. Компания Dassault Aviation увеличила вдвое стоимость одного самолета – с $ 65 млн. до $120 млн. долларов. Это означает, что вся партия из 126 машин обойдется не как планировалось в $10, а в $28-30 млрд. Плюс к этому стране придется существенно потратиться на оснащение машин ракетным и бомбовым вооружением, техническое обслуживание крайне капризной французской техники. В тоже время, как отмечают в Минобороны Индии, производство одного российского истребителя Су-30МКИ компанией Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) не превышает $ 56 млн., что вдвое ниже цены одного Rafale.

Почему Индия откажется от французского Rafale в пользу российского Су

Су-30. Фото: Сергей Кривчиков

В пользу российских истребителей говорит и тот факт, что их парк составляет треть боевого состава ВВС Индии. Индийские пилоты эксплуатируют эти машины не первый год. Активно принимают участие в международных военных учениях, где встречались с американскими F-15 и F-16, французскими «Миражами» и британскими «Тайфунами». Результат этих  учений всегда был один – Су-30МКИ выходил победителем. Индийские летчики не только первыми обнаруживали противника (а значит первыми применяли ракетное вооружение), но и, пользуясь сверхманевренностью своих  истребителей, втягивали противника в ближний бой, в котором Су-30МКИ равных себе не имеет.

Кроме того, в Индии сейчас завершается программа разработки авиационного варианта сверхзвуковой крылатой ракеты BraMos – появление этой машины в составе вооружения Су-30МКИ делает его одним из самых вооруженных и многофункциональных истребителей в мире. На базе «большого» BraMos компания делает и миниверсию ракеты. Это позволит вооружить ей еще и легкие истребители МиГ-29К/КУБ.

В пользу переориентации с французских на российские истребители говорит и программа FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft) по созданию Москвой и Дели индийской версии истребителя 5-го поколения на базе нашего Т-50. Участие Дели в этом проекте не ограничится одними деньгами (инвестиции индийцев в проекте $25 млрд). Уже сейчас Индия предлагает свои композитные материалы и электронику. К 2017 году страна хочет получить двухместный вариант истребителя. Вместе с этим самолетом страна получит технологии производства новых авиационных двигателей, радаров с активной фазированной антенной решеткой, современной авионики и много еще чего, что ни Франция, ни США, ни кто бы то ни был из оружейных фирм Европы передавать Дели не намерен. 

Автор: Дмитрий Литовкин

Источник