Информационные технологии вред и польза в образовании

Мы живём в динамичном, быстро развивающемся мире – в мире высоких технологий, или Hi-Tech. Уже трудно представить повседневность без мобильных телефонов и компьютеров, которые регулярно совершенствуются; различных гаджетов, Статья посвящена особенностям образовательного процесса с использованием различных информационных и коммуникационных технологи

«Плюсы» и «минусы» применения информационно-коммуникационных 
технологий в образовании.»

Мы живём в динамичном, быстро развивающемся мире – в мире высоких технологий, или Hi-Tech. Уже трудно представить повседневность без мобильных телефонов и компьютеров, которые регулярно совершенствуются; различных гаджетов, Статья посвящена особенностям образовательного процесса с использованием различных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), о  позитивных  и негативным последствиям.

Бесспорно, всемирная сеть даёт человеку много возможностей – коммуникации, дистанционного обучения, просвещения. Но Internet, как верно заметил преподаватель одного из московских вузов, можно сравнить с «большой мусорной ямой», куда сбрасываются тонны информации различного качества. В такой ситуации человек должен обладать определёнными навыками отбора, своего рода, «фильтрации» получаемых данных. В данной статье речь пойдёт о таких технологиях и их влиянии на современный образовательный процесс.

ИКТ – что это такое?

            Информационные и коммуникационные технологии или ИКТ – звучит солидно и очень современно. Но что значит это словосочетание для человека XXI столетия?

Информационные технологии или просто IT – словосочетание, пришедшее в Россию из английского языка; оно означает различные технологии, связанные с управлением и обработкой огромного информационного потока с применением вычислительной техники. К основным чертам информационных технологий относят компьютерную обработку информации; хранение больших объёмов информации на машинных носителях; а также передачу информации на любые расстояния в кротчайшие сроки. На сегодняшний день универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который усиливает интеллектуальные возможности общества. Современный компьютер использует различные коммуникационные средства, служащие для связи и передачи информации, что является необходимой составляющей процесса информатизации общества. С процессом информатизации общества тесно связаны процессы информатизации всех форм образовательной деятельности. В таких условиях формируется тип современного учителя, который должен не только владеть знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности, стремиться к постоянному самообразованию. Новые технологии позволяют создавать принципиально новую модель обучения – дистанционное обучение, «… основанное на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и т. д.)

ИКТ в современном образовании: применение, результаты

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер и соответствующее программное обеспечение, которое определяет возможности PC. В современных образовательных системах широкое распространение получили программы подготовки презентаций, текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические пакеты и т.п. Образование сегодня приобрело совершенно новое качество благодаря появлению компьютерных сетей и других средств ИКТ. Через глобальную компьютерную сеть Internet возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).

 В сети доступны и другие средства информационных и коммуникационных технологий – электронная почта, например, чат, которые позволяют общаться в режиме online. При этом с каждым годом существенно возрастает качество звука и изображения, объёмы файлов, которые можно передавать и получать. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции. Сетевые средства ИКТ делают возможным широкий доступ к учебно- методической и научной информации; позволяют организовывать и моделировать научно-исследовательскую деятельность, проводить виртуальные учебные занятия в режиме реального времени. Для системы открытого и дистанционного обучения значительными являются такие технологии, как видеозапись и телевидение.

            Ещё одной серьёзной технологией являются образовательные электронные издания, распространяемые в интернете или хранящиеся на информационных носителях. Они позволяют хранить и передавать основной объём изучаемого материала. Индивидуальная работа с ними делает возможным глубокое усвоение и понимание материала. Образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме. Это не значит, что стоит отказываться от традиционного источника знаний – книги .Для большинства людей процесс «общения» с книгой не заменит никакие, даже ультрасовременные, электронные издания.

Процесс преподавания получил новые формы, иной характер благодаря наличию в кабинетах персональных компьютеров и ноутбуков с соответствующим программным обеспечением, мультимедийных проекторов и специальных экранов, интерактивных досок, наличию доступа в сеть Internet. Современный учитель имеет возможность пользоваться электронными изданиями. Стоят такие издание гораздо дешевле, занимают немного места, мобильны. Новые компьютерные технологии, мультимедийное оборудование, способствует более качественному усвоению теоретического материала.

Современные графические редакторы позволяют создавать первоклассные 3-D модели реальных объектов . Учитель и ученик  сегодня имеет возможность совершать виртуальные экскурсии по мировым галереям, пользоваться материалами электронных архивов, каталогов и библиотек.

Читайте также:  Тыква на пару в мультиварке польза

Современный учитель, таким образом, должен учитывать положительные свойства ИКТ, не только владеть знаниями в области последних, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности. При обдуманном, грамотном использовании средств ИКТ в качестве новых форм обучения можно решать ряд важных задач дидактического характера:

  • в первую очередь, добиваться совершенствования самого процесса преподавания;
  • значительно повышать уровень самостоятельной работы учащихся, результативность его самоподготовки;
  • активизировать процесс обучения учащегося в направлении научно-исследовательской, поисковой деятельности;
  • воздействовать на формирование мотивации учащегося к обучению;
  • обеспечивать процесс непрерывного и гибкого обучения и т.д.
  • для повторения и закрепления пройденного материала;
  • для создания различных учебных ситуаций, в которых студент усваивает материал в игровой форме;
  • для обеспечения необходимого уровня усвоения учебного материала;
  • для проведения удалённых экспериментов на реальном оборудовании;
  • для сообщения разного рода сведений и формирования навыков и умений по отбору и систематизации информации и т.п.

Негативные последствия воздействия информационных технологий на учащегося

            Выше речь шла о положительном влиянии на образовательный процесс средств информационных и коммуникационных технологий. Но, как и всякий предмет или явление, ИКТ имеют и обратную сторону. Их использование во всех формах обучения может привести к ряду негативных последствий, среди которых:

– ухудшение физиологического состояния и здоровья учащегося (неустойчивая детская психика приводит к привыканию к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье);

– ряд психолого-педагогических проблем ( неотфильтрованная информация наносит психологический вред ребенку);

– снижение речевой активности обучающегося (что особенно характерно для форм открытого и дистанционного обучения), в результате чего учащийся  не имеет достаточной практики формулирования и высказывания собственных мыслей .Согласно последним психологическим исследованиям, длительное отсутствие активной речевой практики негативно сказывается на процессах мышления, в т.ч. самостоятельного;

– недостаток живого диалогического общения между участниками образовательного процесса, который становится дефицитным в результате чрезмерной индивидуализации обучения.

А также, «минусами» применения ИКТ являются:

– возросшие требования к педагогу (многие учащиеся имеют более современную технику дома, в то же время достаточно большое количество педагогов не имеет даже минимальных знаний в области ИКТ);

– исследовательская деятельность учащихся затруднена двумя причинами:

множество рефератов на CD дисках и в Интернете, дающие возможность получить готовый продукт;

-технология проектной деятельности не до конца освоена учителями-предметниками;

– технология самообразования для учащихся не разработана;

– невысокая информационная культура, как у учащихся, так и у педагогов;

– нет единой информационно–методической службы для учащихся, их родителей и учителей.

И, конечно, Internet. Не стоит преувеличивать его значение как информационного источника. Во всемирной паутине миллиарды документов, обеспечивающих мгновенный доступ к различным ресурсам информации. Приходится сомневаться в достоверности и качестве некоторых из них. Но главное, использование данных ресурсов часто приводит к негативным последствиям, прежде всего, в процессе обучения учащегося, его самостоятельной, научно-исследовательской деятельности. При использовании таких средств ИКТ срабатывает «принцип экономии сил»: зачем тратить собственную энергию и время на подготовку к практическому занятию или лабораторной работе, если Интернет предоставляет такой богатый выбор; если можно, не затрачивая почти никаких усилий, одним кликом компьютерной мыши получить готовое решение проблемы? Сообщения и рефераты, сочинения, – за деньги или бесплатно. Для современного ученика такой способ обучения стал привычным и вполне приемлемым. Хочется особенно подчеркнуть, что метод этот отнюдь не способствует повышению эффективности образовательного процесса. Наоборот. В результате таких бесхитростных действий обучающийся не способен самостоятельно мыслить, формулировать и высказывать собственное мнение; у него не формируются навыки работы с информацией (процесс её накопления, отбора и систематизации).

Основные выводы

Применение ИКТ оправдано, так как позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования детям из малообеспеченных семей, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить формы межличностного общения всех участников образовательного процесса. А также,  средства ИКТ, используемые в современном образовании позволяют добиваться высоких результатов в обучении. Новые технологии дают возможность обеспечить взаимодействие между учителем и обучающимся в системе открытого и дистанционного обучения. Применение различных средств ИКТ в образовательном процессе может привести как к позитивным, так и негативным последствиям. В условиях воздействия ИКТ на образовательные процессы формируется тип современного учителя , который должен не только владеть знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, но и уметь применять их в собственной профессиональной деятельности; – в данных условиях складывается иной тип ученика, не представляющего свою жизнь без персонального компьютера и всемирной паутины Internet, использующего возможности современных технологий в качестве информационных источников. Но необходимо ограничивать доступ к информационным ресурсам, создать условия для творческой и исследовательской деятельности учащихся с различным уровнем развития.

Читайте также:  Мальтит что это польза и вред

Источник

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в школе – польза или вред?

На современном этапе учитель начальной школы должен обладать основами экономических знаний, умениями организационной и воспитательной работы, высокой культурой, хорошо владеть иностранным языком, быть инициативным и ответственным, иметь потребность в постоянном обогащении и обновлении знаний, быть способным к инновациям, а также владеть компьютерной техникой. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в школе приводит к положительным изменениям содержания подготовки будущего учителя. Использование новых информационных технологий можно рассматривать с двух позиций. С одной стороны, умение использовать компьютерные средства входит в состав профессиональных умений современного учителя начальных классов. Поэтому одним из признаков готовности к внедрению педагогических технологий и осуществление инновационной деятельности является высокий уровень владения новыми информационными технологиями. С другой стороны, использование современных ИКТ развивает гибкость мышления, готовит к постоянному получению новых знаний и умений. Осуществление этого происходит за счет разнообразия программных средств, использования справочных и информационно-поисковых систем, значительных возможностей компьютерной техники.

Педагогическое творчество – это оригинальный и высокоэффективный подход учителя к учебно-воспитательным задачам, обогащение теории и практики воспитания и обучения. Достижение творческого результата обеспечивается систематическими целенаправленными наблюдениями, применением педагогического эксперимента, критическим использованием передового педагогического опыта. Педагогическое творчество касается различных сторон деятельности учителя – проведение учебных занятий, работы над организацией коллектива учащихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, проектирование личности ученика, выработка стратегии и тактики педагогической деятельности с целью оптимального выполнения задач всестороннего развития личности [1].

В контексте личностно ориентированной модели применения ИКТ выступает как эффективное средство развития творческих способностей учащихся, способствует формированию мотивации к потреблению контента, циркулирующей в нем, как инструмент обработки и анализа знаний, организации самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся.

Практическая реализация личностно ориентированного подхода с помощью ИКТ в процессе обучения требует предметно – ориентированных средств.

ИКТ – это не только и не столько объект для изучения в школе, ИКТ – это инструмент для создания учебной среды в классе. Однако ИКТ – это еще и шанс создать для школьника богатое учебную среду. [3].

Как и любое средство, использование ИКТ имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Поэтому важно такое построение учебного процесса, которое позволит максимально использовать положительные стороны, а именно:

  • обеспечить высокий уровень интерактивности между всеми участниками учебного процесса (учеником, учителем) и материалом;
  • постоянно совершенствовать различные учебные стили и взаимодействия;
  • обеспечить системность в организации учебного процесса.

Можно привести следующие основные положительные моменты применения компьютерной техники при индивидуализированном подходе к учебному процессу:

  • применения компьютеров в обучении – это постоянный и объективный контроль;
  • формируются навыки практической работы с любым техническим оборудованием с помощью компьютерных тренажеров;
  • углубление теоретических знаний и применение их в практической работе;
  • реализация в обучении справочно-информационных, коммуникативных, конструкторских, мультимедийных функции;
  • упрощение управления учебным процессом с помощью применения современных компьютерных технологий и технических средств;
  • развитие личности ученика и его адаптация в мировом информационном пространстве;
  • развитие критического мышления;
  • индивидуализация обучения.

Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий, в числе которых можно отметить ряд негативных факторов психолого-педагогического характера, а так же негативного влияния средств ИКТ на физиологическое состояние и здоровье, особенно младших  школьников. Происходит увеличение информационного потока и ускорение темпов учебных действий, что влечет к эмоциональным перегрузкам. Отсюда у многих школьников, особенно младших классов, наблюдаются частые эмоциональные возбуждения.

Для экономии сил учащиеся заимствуют из сети Интернет готовые проекты, сочинения, решение задач, что стало сегодня  уже привычным фактом, не способствующим повышению эффективности обучения и воспитания. Из-за колоссального объема информации, предоставляемого некоторыми средствами информатизации возникает отвлечение внимания школьника.

Самый распространенный вариант использования ИКТ на уроках сегодня – это применение презентаций. Итак, пусть приготовлена хорошая презентация по теме урока (слайды прекрасно оформлены, записи и рисунки отлично видны, слайд не перегружен текстом, на слайде только необходимая информация, все представлено наглядно и красочно). К сожалению, проблемы возникают и при использовании таких хороших презентаций. Вот некоторые: чтобы презентация была хорошо видна, надо использовать затемнение (полное или частичное). И если на всех шести уроках используется презентация, то ученики и учитель сидят при искусственном освещении, без дневного света. Нормально ли это? Естественно, нет. Чтобы работать с информацией на слайде, приходится напрягать зрение. Если презентаций много, то и напряжений зрения много. Вряд ли это оправдано с медицинской точки зрения. Некоторые учителя объяснение нового учебного материала заменяют на переписывание учениками информации со слайда (озвучивая или нет), особенно, если есть проблемы с дисциплиной в классе.

Читайте также:  Рецепты супов и их польза

Ученики торопятся списать все, что есть на слайде. Объяснения учителя, даже если они присутствуют, часто проходят впустую [5].

Уровень и эффективность использования новых (специфических) педагогических инструментов ИКТ:

– интерактивность (использование активно-деятельностных форм обучения);

– мультимедиа (комплексное аудиовизуальное преставление информации);

– моделинг (имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объекта);

– коммуникативность (обеспечивается телекоммуникациями);

– производительность (повышение производительности учебного труда).

Выполнение условий эффективного обучения на уроке с применением средств ИКТ:

– разнообразие форм и методов организации учебного процесса;

– управляемость учебного процесса;

– выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;

– оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

– формулирование системы понятий по теме урока;

– систематизация и интеграция знаний;

– повышение плотности урока;

– повышение привлекательности рассматриваемого материала;

– стимулирование самостоятельной работы обучающихся с учебниками, электронными справочниками;

– организация оперативной оценки работы учащихся сразу по ее завершению (тестирование).

Принцип информационного взаимодействия, диалоговый характер обучения:

– активная позиция обучающегося в учебном процессе;

– формирование мотивации и развитие способности ученика к самообразованию;

– уровень коммуникации учитель

– ученик в процессе урока;

– уровень коммуникации учеников между собой в процессе урока;

– сотрудничество между учеником и учителем.

Средства ИКТ в школе помогают учителю заинтересовать детей, а ученикам лучше усвоить материал. Но в то же время, их частое использование приводит к привыканию детей к тому, что решать те или иные задачи они могут только в подобных вариантах, и неиллюстрированный урок уже не вызывает активности. В настоящее время широко стала использоваться на уроках интерактивная доска. Она приобщает детей к зрелищности, умению мыслить, анализировать. Ведь педагог при ее помощи может знакомить детей с окружающим миром, историей. Интерактивная доска является инструментом яркого визуального представления данных по всем предметам. Но обучающихся нужно приучать и к работе с учебником, книгой, учить находить в них информацию, уметь цитировать печатные издания.

На уроках в современной школе без использования ИКТ уже не обойтись, но стоит обратить особое внимание на необходимость соблюдения санитарных правил и норм, регламентирующих возможности применения ИКТ в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся.

Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не должна превышать:

– для учащихся 1 класса – 10 минут,

– для учащихся 2-5 классов – 15 минут,

– для учащихся 6-7 классов – 20 минут,

– для учащихся 8-9 классов – 25 минут.

На рис. 1. представлены положительные и отрицательные стороны использования ИКТ на уроках.

Рис. 1. Характеристика использования ИКТ на уроках

Источник: https://www.hselyceum.perm.ru/files/teacher/Metod_sbornik_2_view.pdf

Стремительное развитие общества и научно-технического прогресса осуществляют обновление современных средств с периодом 1-3 года [2, с. 119-127]. Количество и качество компьютерной техники в школах растет, учителя широко используют электронный контент и технику для реализации образовательных, воспитательных и развивающих целей урока.

Рассмотрев особенности внедрения информационных технологий в учебный процесс и их влияние на качество знаний учащихся, мы видим, что информационно-коммуникационные технологии значительно повышают эффективность обучения. Но, учителю следует учитывать негативные нюансы и тщательно продумывать использование информационно-коммуникационных технологий на каждом этапе урока и внеурочной деятельности, чтобы не нанести вреда психике и здоровью ребенка, не вызвать привыкания, а пробудить интерес к познанию мира.

Список использованной литературы

  1. Перпшков В.И., Савинков В.М., Толковый словарь по информатике. – 4-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 544 с.
  2. Шатько В.В. Методика использования ИКТ в начальной школе: Учеб.-метод. пособие. – М .: Редакция «Компьютер», 2008. – 128 с.: Ил.
  3. Личностно ориентированный подход к организации деятельности по творчески одаренными детьми // Расскажите внуку-2011. – №9 – С.2- 7.
  4. Информатика в начальном образовании: Рекомендации ЮНЕСКО // Информатика в младших классах: Прилож. к журналу «Информатика и образование». – 2009. – №2. – 96 с.
  5. Семёнов Л.А., «Концепция информатики в общем образовании» [Электронный ресурс] / https://textbook.keldysh.ru/informat/part3.htm 
  6. Удот М. С. Цифровые образовательные ресурсы как способ повышения эффективности урока // Научно-методический сборник № 2. – Пермь, 2010. – С. 41-46.

Источник