Исследовательская работа на тему польза и вред сахара
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска
“Средняя школа №196”
ПРОЕКТ
по биологии
Тема: «САХАР – ВРЕД ИЛИ ЗДОРОВЬЕ»
Выполнила:
Андреева Алёна Николаевна
ученица 5 класса «М» МБОУ СОШ № 196
Руководитель:
Овчинникова Ирина Викторовна,
учитель биологии МБОУ СОШ № 196
Новосибирск
2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… .3 – 4
Цель работы
Задачи
Актуальность работы
Гипотеза
Объект
Предмет исследования
Методы
Практическая значимость
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………5-11
1. История происхождения сахара…………………………………………5
2. Виды сахара………………………………………………………………6-11
3. Польза и вред сахара……………………………………………………12-13
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ………………………………………………..14-15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….16
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………….17
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………18-21
ВВЕДЕНИЕ
Большая часть населения практически всех стран употребляет сахар, поскольку он добавляется во многие продукты и напитки для усиления вкуса. Весь сахар, будь то натуральный или переработанный, – это простой углевод, который нужен для производства энергии. Сахар содержится в некоторых не переработанных, основных продуктах здоровой диеты, таких как фрукты, овощи, молоко и некоторые зерновые. Различные виды переработанных сахаров и сиропов, добавляемые в продукты, особенно в безалкогольные напитки, известны как добавленный сахар. Хотя добавленный сахар не имеет питательной ценности, он используется при производстве продуктов для:
усиления вкуса,
придания выпечке текстуры и цвета,
сохранения таких продуктов, как джемы и желе,
запуска процесса брожения – процесса, необходимого при производстве алкоголя и выпечки,
балансирования кислого вкуса в продуктах, содержащих уксус и помидоры,
также добавленный сахар является важным ингредиентом в выпечке и мороженом.
В некоторых случаях добавление небольшого количества сахара может быть полезным. Например, добавленный сахар в хлопьях к завтраку и обезжиренные молочные продукты делает их более привлекательными для детей, которые в другом случае их бы есть избегали.
Этот так называемый «добавленный сахар» может быть одной из причин различных проблем со здоровьем. Какая норма потребления сахара для обычного человека?
Проблема: во многих СМИ говориться о том, что сахар это зло, многие диеты призывают отказаться от сахара полностью, между тем глюкоза необходима для нормальной жизнедеятельности организма человека. Где правда? Как относиться к сахару человеку, который придерживается здорового образа жизни?
Актуальность: меня заинтересовал вопрос: если сахар способен принести вред, то не следует, ли вообще исключить его из рациона? Я взяла эту тему из-за того, что очень люблю сахар, так же как моя мама. Раньше, когда моя мама пила кофе, она добавляла по 3 чайных ложки сахара! А после того, как, я прочитала,что даже одна чайная ложка очень вредна , она ограничила употребление сахара. Я заинтересовалась данной ситуацией. Вот и решила выяснить: сахар это польза или вред?
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: создание памятки «Сахар: польза, вред, рекомендации по
употреблению»
ЗАДАЧИ:
Изучение литературы, интернет источников.
Знакомство с предметом исследования, его историей и свойствами.
Поиск ответа на вопрос: Вреден ли сахар для организма человека?
Проведение эксперимента
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: сахар.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: влияние сахара на организм человека
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: проблемно – поисковый, экспериментальный
ГИПОТЕЗА: если сахар употреблять в умеренных количествах, то он вовсе не вреден, а даже полезен.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ: проект может быть использован на уроках биологии, во внеклассных мероприятиях.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. История происхождения сахара
Сахар – это распространенный продовольственный товар. Основной компонент сахара – собственно сахароза. Но кроме нее соответствующий продукт может содержать различные примеси. В сахаре-песке допускается их содержание до 0,25 %, в рафинированном – до 0,1 %.
Тростниковый и свекольный сахар (сахарный песок, рафинад) является важным пищевым продуктом. Обычный сахар относится к углеводам. Крахмал также принадлежит к углеводам, но усваивание его организмом происходит относительно медленно. Сахароза же быстро расщепляется в пищеварительном тракте на глюкозу и фруктозу, которые затем поступают в кровоток.
Глюкоза обеспечивает более половины энергетических затрат организма. Нормальная концентрация глюкозы в крови поддерживается на уровне 80-120 миллиграммов сахара в 100 миллилитрах (0,08~0,12 %). Глюкоза обладает способностью поддерживать барьерную функцию печени против токсических веществ благодаря участию в образовании в печени так называемых парных глюкуроновых кислот. Вот почему приём сахара внутрь или введение глюкозы в вену рекомендуется при некоторых заболеваниях печени, отравлениях.
Сахара́ – то же, что низкомолекулярные углеводы (моно- и олигосахариды). Некоторые из них имеют сладкий вкус.
2. Виды сахара
Коричневый сахар – это тростниковый нерафинированный сахар.
Коричневый сахар состоит из кристаллов сахара, покрытых тростниковой мелассой с естественным ароматом и цветом. Производится увариванием сахарного сиропа по специальной технологии. Существует большое количество разновидностей коричневого сахара, которые различаются между собой главным образом по количеству содержащейся патоки мелассы. Тёмный тростниковый сахар имеет более интенсивный цвет и более сильный аромат патоки, чем светлый. Иногда коричневый сахар называют «чайный» или «кофейный». Производителями коричневый сахар позиционируется как элитный и дорогой, экологически чистый деликатесный продукт. В то время как диетологи отмечают, что неочищенный сахар может содержать нежелательные примеси и имеет примерно такую же калорийность[3].
Визуально коричневым сахаром также является измельченный утфель (промежуточный продукт при производстве сахара), производимый из сахарной свеклы или тростника. Имеет сладкий вкус и сильно выраженный аромат патоки и мелассы.
На рынке так же встречаются подделки коричневого сахара – его могут изготавливать из рафинированного, примешивая к нему коричневый краситель. В странах-производителях тростникового сахара производство таких подделок не имеет экономического смысла. В России и ряде других стран подделки производятся из-за относительной дороговизны тростникового сахара.
Коричневый сахар
Сахар тростниковый
Рубленые стебли сахарного тростника
Стебли сахарного тростника, растения, в диком виде росшего в Индии, являлись первоначальным сырьём для добывания сахара; в Европе тростниковый сахар стал известен ещё до нашей эры в качестве медицинского средства. При владычестве арабов в IX веке возделывание сахарного тростника установилось в Египте, Сицилии и Южной Испании;
в конце X века выработка сахара в виде конических голов уже производилась в Венеции, но большее распространение сахар получил в Европе лишь в течение крестовых походов. В 1493 году Колумб перенёс сахарный тростник с Канарских островов на Санто-Доминго (Гаити), и с этого времени культура его в Вест-Индии и Центральной Америке стала быстро развиваться, и колониальный сахарный песок начал покрывать общую потребность в нём в Европе, в которой начиная с XVI столетия появились рафинадные заводы для его очищения. Фламандский картограф Абрахам Ортелий писал в 1572 году: «Сахар одно время можно было достать только у аптекарей, которые его приберегали для больных; теперь им лакомятся повсеместно. То, что раньше было лекарством, стало обычной едой». Тем не менее, сахар ещё долго, вплоть до XIX века, оставался предметом роскоши[4]. Большая часть сахара, потребляемая в современном мире, производится из сахарного тростника.
Сахарный тростник относится к многолетним травам, культивируется в тропических и субтропических регионах. Для его выращивания требуется безморозный климат с достаточным количеством осадков в период вегетации, чтобы в полной мере использовать огромный потенциал роста растений. Урожай собирают механически или вручную, стебли нарезаются на куски и быстро транспортируются на перерабатывающий завод. Здесь сырьё либо измельчают и экстрагируют сок с водой, либо сахар извлекается путём диффузии. Сок потом подвергается очищению посредством гашёной извести (дефекация) и подогреву, чтобы убить ферменты. В результате жидкий сироп пропускается через серию испарителей, после чего оставшаяся вода удаляется испарением в вакуумном контейнере. После этого пересыщенный раствор кристаллизуется с образованием кристаллов сахара. Патока является побочным продуктом процесса производства сахара. Волокна от стеблей, известные как жмых, сжигаются с целью получения энергии для процесса экстракции сахара. Кристаллы утфеля (сахара-сырца) имеют липкий коричневый налёт и могут быть использованы в пищу как есть, или же их отбеливают диоксидом серы или угольной кислотой (сатурация) для получения белого продукта[5].
Сахар свекольный
Корнеплоды сахарной свеклы
В 1747 году Андреас Марграф опубликовал в мемуарах Берлинской академии наук свои наблюдения о возможности извлекать сахар из корнеплодов свекловицы (betaalba) и указал даже порядок работы, который в существенных чертах сохранился и до настоящего времени. Часть устройства первого завода для добывания сахара из свекловицы принадлежит ученику Марграфа Ашару, но первые опыты в фабричном размере были неудачны и производство свекловичного сахара поставлено было на твёрдую почву в 1806 году Наполеоном (раздача земли для возделывания свекловицы, учреждение при фабриках школ, выдача премий), который видел в нём одно из средств к поддержанию т.н. континентальной системы и независимости от английского импорта. Высокая цена колониального тростникового сахара (около 8 франков за килограмм) делала выгодным производство сахара местного, а вместе с тем введённые во Франции усовершенствования производства (тёрки, гидравлические прессы, процеживание через костяной уголь, нагревание и сгущение сока паром) повели за собой быстрое его развитие: в 1828 году во Франции работали уже 103 завода, производившие до 5 млн. кг. сахара. Технология, разработанная во Франции, распространилась затем в Германии и других странах Европы.
В России в 1799 году профессор фармацевтической химии и фармации Московского университета Иоганн Иаков Биндгейм разработал способ получения сахара из белой свёклы и предложил план строительства сахарных заводов, описав основные составляющие сахарного производства в своей статье «Опыты и наблюдения о домашнем приготовлении сахару в России, а особливо из свекловицы».[6]
Кленовый сахар – традиционный сахар в восточных провинциях Канады, добываемый с XVII столетия[4] из сока сахарного клёна, для чего стволы в феврале и в марте просверливают, и тогда из отверстий начинает вытекать сок, содержащий до 3 % сахара. Течение сока продолжается несколько недель, так что из каждого дерева его получается большое количество. Сок выпаривают, получают «кленовый сироп», а затем из сиропа добывают сахар (до 3-6 фунтов ежегодно из каждого дерева). Он употребляется местным населением вместо обыкновенного тростникового сахара. Индустрия кленового сиропа в 1989 году принесла более 100 млн долларов прибыли[7][8].
Сахар пальмовый
Пальмовый сахар или ягре – добывается в Южной и Юго-Восточной Азии, на Молуккских островах и многих островах Индийского океана из сладкого сока, вытекающего в большом количестве из надрезов на молодых цветочных початках различных видов пальм. В Индии на Коромандельском берегу, на Мальдивских и Молуккских островах, а отчасти и на Шри-Ланке его получают, главным образом, из сока кокосовой пальмы (так называемый кокосовый сахар). Одна кокосовая пальма в состоянии дать в год более 250 кг сока, содержащего до 20 % сахарозы, и при умелом пользовании, не нанося деревьям значительный вред, можно получать хорошие выходы сока в течение многих лет. Сахар, получаемый из пальмового сока выпариванием, формуется в скорлупах кокосовых орехов и в виде круглых караваев поступает на рынок. Потребление его ограничивается по преимуществу местами производства. Добывают пальмовый сахар также и из финиковой пальмы, аренги и других пальм[9].
Сахар сорговый
Добывание сахара из стеблей сорго сахарного (Sorghumsaccharatum (L.)Pers.) практиковалось ещё с глубокой древности в Китае, позднее получило распространение в северных штатах США во время гражданской войны, когда подвоз тростникового сахара по морю блокировался Англией, но сорговый сахар не получил широкого распространения, так как сорго не оправдало возлагаемых ожиданий как удобный сырьевой материал для добычи сахара. Объясняется это тем, что хотя сорговый сок и весьма богат сахарозой, извлечение из него последней в чистом виде сопряжено со значительными трудностями ввиду большого содержания в соке минеральных солей, камедеобразных веществ и инвертированного сахара; вследствие этого выход чистого кристаллического сахара весьма мал. Для извлечения сахара из сорго применяют, между прочим, и диффузионный способ. Сорговая резка содержит 5-11 % обыкновенного и 1-9 % инвертированного сахара; состав одного утфеля, например, был следующим: сахарозы – 53,5 %, инвертированного сахара – 13,6 %, органических веществ (не сахара) – 5,1 %, золы – 4,7 % и воды – 23,1 %. Гораздо большую выгоду сорго приносит в винокурении. Однако культура сорго для получения сахара сохраняет свой сельскохозяйственный потенциал, поскольку сорго может возделываться в засушливых районах, где выращивание прочих сахарных культур либо невозможно, либо невыгодно. Также сахарное сорго не требует специальных машин и особых приёмов возделывания, для его культивирования пригодны те же методы и механизмы, которые используются для кукурузы
3. Польза и вред сахара
«Как известно, сахар – это «белая смерть» или как еще его называют «сладкий яд». А как говорят: «Любой яд полезен в малых дозах» и сахар не исключение. Пользы от сахара гораздо меньше, чем вреда, но всё же она есть:
сахар обеспечивает нормальную работу мозга;
повышает работоспособность;
поднимает настроение (любители сладенького знают, что съел конфетку или шоколадку и всё отлично, всё кажется не таким уж серым);
сахар очень полезен для печени и селезенки (глюкоза становиться барьером между печенью и вредными токсинами);
нехватка сахара в организме может стать причиной головокружения, раздражительности и сильных головных болей;
любители сладенького меньше болеют артритом и артрозом.
Но, это не говорит о том, что нужно немедленно начинать есть сахар килограммами! Во всем должна быть мера! Есть утверждение, что норма сахара в день – это 10 чайных ложек, но необходимо помнить, что сейчас сахар добавляют во все продукты и даже в соленую рыбу. Особенно надо быть осторожными со сладеньким. Чрезмерное употребление сладкого приводит:
к проблемам с сосудами;
к лишнему весу;
понижению иммунитета;
развитию кариеса,
«вымыванию» кальция;
дряблости кожи лица,
жировым складкам в самых открытых местах,
появлению угревой сыпи,
слабости лёгких,
сахарному диабету
Сколько нужно потреблять сахара, чтобы не вредить здоровью? Чтобы сахар приносил пользу, а не вред необходимо соблюдать норму его потребления, которую учёные определили в 50 г. Это гораздо сложнее, чем может показаться. Можно узнать, сколько продукта в чайной ложке и определить себе норму, но существует ещё скрытый сахар. Он содержится в различных продуктах, и проконтролировать его количество очень непросто. Овощи, орехи, злаки и фрукты – источники натуральной, полезной сахарозы. Они необходимы для здоровой жизнедеятельности нашего организма и снабжают нас необходимой глюкозой. Промышленный сахар и продукты, его содержащие, порой несут больше вреда, чем пользы. Важно изучать состав таких продуктов. Сравнивая их калорийность с любым из моносахаридов, можно определить степень полезности и нормы потребления предлагаемого продукта. Дети отличаются повышенной двигательной активностью. Углеводы необходимы им, как источник энергии. Сахароза богата такими витаминами: фолиевая кислота, витамин С, бета-каротин, которые отвечают за развитие и укрепление: кровеносной системы, иммунной системы, слизистых оболочек, кожных покровов, зрения. Недостаток таких элементов как: кальций, калий, медь, железо, входящие в состав сахарозы, могут быть причиной: низкого уровня гемоглобина в крови, слабого иммунитета, аритмии сердца, нарушения работы щитовидной железы, анемии, отсутствия аппетита, повышенной возбудимости.
ПРАКТИЧЕСКАЯЧАСТЬ.
Эксперимент
Цель: доказать вредное разрушительное влияние сахара.
Гипотеза: я думаю, что большое количество сахара разрушает твёрдые вещества.
Ход:
я взяла яичную скорлупу и
поместила её в сладкий раствор, который приготовила в следующих пропорциях:
полстакана воды,
3 ложки сахара,
несколько капель лимонного сока
После трёх дней скорлупа в сладком растворе начала трескаться. После семи дней на скорлупе образовалась большая трещина
Вывод: гипотеза подтверждается, и сахар в больших количествах вредит твёрдым веществам. Если считать для нас, то сахар разрушает кости.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы над проектом:
я узнала историю происхождения сахара;
изучила множество его видов;
провела опыт;
убедилась, что сахар в больших количествах вреден;
умеренное употребление сахара необходимо и полезно для человека.
Цель достигнута: памятка создана
Гипотеза подтвердилась: умеренное употребление сахара , не вредить здоровью и оказывает положительное действие организм.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Горькая правда о сахаре: Главные тезисы легендарной…, 2006, 148 с.
Кановская М.Н Лекарство или яд. Сахар. – М.:АСТ, Сова, 2005
Коннашкова И.П. Сахар: вред или польза? – М.:Крук,2007, 107 с.
Костина Т.С. Пища богов. О вреде и пользе сахара. – М.: АРКТИ,
Костина Т.С. Пища богов. О вреде и пользе сахара. – М.:АРКТИ, 2006
Пульцин М.Н. Сласти и страсти. – СПб.: Норма,2004
5 интересных фактов о сахаре | немного науки и техники
econet.ru›Новости›…gorkaya-pravda-o-sahare…
ikabu.ru›story/10_interesnyikh_faktov_o_sakhare…zen.yandex.ru›Яндекс.Дзен›id…
https://specialfood.ru/sf-sovety/pravilnoe-pitanie/chem-polezen-saxar-dlya-organizma-cheloveka/
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВИДЫ САХАРА
Коричневый сахар Тростниковый сахар
Свекольный сахар Сорговый сахар
Сахар пальмовый Кленовый сахар
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Памятка
«Сахар: польза, вред, рекомендации по употреблению»
Источник
Сахар: вред или польза?
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Островерхов С.А. 1
1Школа-интернат №1ОАО “РЖД”
Вахрушева С.В. 1
1Школа-интернат №1ОАО “РЖД”
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Введение
Сахар относится к одним из самых популярных продуктов питания. Его добавляют в чай, какао, кофе; он главный компонент конфет, глазурей, кремов и мороженого. Он служит консервантом в варениях, желе и других продуктах из плодов. Сахар – важный ингредиент различных блюд, напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий. Всем известно, что в составе сладостей обязательно есть сахар. Интересно, какой бывает сахар, где он впервые появился, и почему взрослые часто говорят, что есть много сахара вредно?
Чтобы разобраться в данных вопросах, было решено провести исследование на тему «Сахар: вред или польза?» Данная тема является актуальной и может представить интерес, так как касается здоровья человека, что важно для каждого.
Проблема исследования: негативное влияние избыточного употребления сахара и сахаросодержащих продуктов на здоровье человека
Объект исследования: сахар
Предмет исследования: свойства сахара
Цель исследования: изучить положительные и отрицательные воздействия сахара на организм человека.
Задачи исследования:
1.Изучить литературу по теме.
2.Познакомиться с историей происхождения сахара, с его видами.
3.Исследовать состав и свойства сахара.
4.Провести анкетирование с целью определения отношения учащихся к сахару.
5.Проанализировать меню школьной столовой.
6.Разработать рекомендации и подготовить буклет.
Гипотеза: предполагаем, что если сахар употреблять в умеренных количествах, то он вовсе не вреден, а даже полезен.
Методы: исторический, практический, наблюдение, сравнение, анкетирование, эксперимент, анализ, обобщение.
Этапы исследования: работа состоит из двух этапов: теоретического и практического.
Практическая значимость исследования: рекомендации, разработанные в процессе проведения данного исследования, могут изменить отношение ребят к сладкому, поскольку чрезмерное употребление сахара вредно для здоровья. Материал данной работы может быть использован на уроках окружающего мира, для проведения классного часа.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. История появления сахара
История сахара уходит своими корнями в глубокую древность. Родина сахара – Индия.
В 237г. до н.э. доблестные воины Александра Македонского вступили на индийскую землю. Среди бесчисленных чудес этого края внимание их привлекло одно маленькое «чудо». Индийцы ели неведомый белый твердый продукт, обладавший приятным сладким вкусом. Историк Онесикрит, сопровождавший Александра Македонского в походах, писал, что в Индии растет тростник, который без пчел дает мед.
Про «сладкий» корнеплод свеклы люди ничего не знали, хотя её листья употребляли в пищу. Больше того, считали их лекарственным средством. Но в 1747 году немецкий химик Андреас Сигизмунд Марграф обнаружил, что мало кому известный корнеплод содержит сахара не меньше, чем тростник.
На Руси сахар появился в 13 веке. Но это был настолько дорогой и недоступный продукт, что позволить его себе могли только очень состоятельные гурманы. Простому человеку он был в диковинку. Одно время он даже продавался в аптеках по той же цене, что и серебро. Сахар получил широкое распространение благодаря Петру1.Именно он в 1718 году издал указ, в котором московскому купцу Павлу Вестову предписывалось содержать сахарный завод и торговать сладостями.
1.2.Виды сахара
В природе известно несколько сотен различных сахаров. Каждое зеленое растение образует те или иные вещества, относящиеся к этой группе. В процессе фотосинтеза из углекислого газа атмосферы и получаемой в основном из почвы воды под действием солнечной энергии сначала образуется глюкоза, а затем она превращается в другие сахара.
Свекловичный сахар получают из особого сорта свеклы. Для его изготовления используют длинный серебристо-белый корень. Это самый распространенный сахар в России. Рафинированный (белый) сахар, то есть очищенный от черной патоки. Вместе с черной патокой из свекольного сахара уходят пектины, белки, полезные органические кислоты. Остаются только углеводы. Получается, что очищенный сахар – высококалорийный продукт, не содержащий витаминов, клетчатки и минеральных веществ.
Тростниковый сахар получают из сока сахарного тростника. Он бывает рафинированным, нерафинированным и неочищенным. Неочищенный сахар (бурый) подвергают минимальной промышленной обработке, в результате которой он почти полностью сохраняет все свои полезные микроэлементы.
В разных частях света в качестве подсластителей помимо тростникового и свекловичного сахара используют и некоторые другие.
Солодовый сахар получают из солода – бродильного продукта из проросших, высушенных и крупно смолотых злаков.
Кленовый сахар – национальный канадский продукт. Его получают путем уваривания сока клена.
Пальмовый сахар (джаггери) распространен в странах Юго-Восточной Азии, на многих островах Индийского океана. Добывается он из сладкого сока, вытекающего в большом количестве из надрезов на молодых цветочных початках пальм.
1.3. Вред и польза сахара
Изучая литературу по теме исследования выяснилось, что чрезмерное употребление сладкого ведет к нарушению обмена веществ, это становится причиной возникновения ожирения и сахарного диабета. Сахар вреден для зубов. Бактерии, содержащиеся в полости рта человека, превращают его в кислоты, которые разрушают зубную эмаль и способствуют появлению кариеса. Свойство сахара вытеснять из крови витамины группы В может стать причиной сердечных заболеваний. Негативно влияют сладости на кожу и волосы.
Однако в результате последних исследований медиков оказалось, что организму человека сахар необходим. Под воздействием кислорода частички сахара выделяют большое количество энергии. Этой энергией снабжается мозг, сердце и мышцы. Сахар способствует образованию серотонина, «гормона счастья». Съедая сладкое, человек поднимаем себе настроение. Сладкое полезно для умственной деятельности.
Сахар вполне может стать ежедневным удовольствием, но только с одним условием – не превышать дневной нормы общего количества сахара. Следует учитывать, что сахар также содержится в натуральных продуктах, таких как фрукты, ягоды, овощи.
Среднесуточная норма потребления сахара для детей 7-10 лет составляет 40 г.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.Исследование состава и свойств сахара
Опыт№1.Определение состава сахара
1.Нагреть в пробирке сахар.
Наблюдаем: сахар плавится и приобретает коричневую окраску. После сильного нагревания чернеет. В верхней части пробирки конденсируются капельки воды.
Вывод: сахар состоит из углерода и воды.
Опыт №2 Растворяемость сахара
1.В один стакан налить теплую воду, в другой – холодную.
2.В каждый стакан насыпать по ложке сахара.
3.Размешивать одновременно в двух стаканах.
Наблюдаем: сахар постепенно растворяется.
Вывод: сахар растворим в воде. В теплой воде растворение происходит быстрее.
Опыт №3 Изменение сахара при термической обработке
1.Насыпать сахар в фарфоровую чашку.
2. Чашку нагреть.
Наблюдаем: сахар нагревается, меняет цвет, становится коричневым.
Вывод: при нагревании сахар имеет свойство плавиться и превращаться в жидкое состояние.
Опыт №4 Определение гигроскопичности сахара
1.На дне блюдца выстроить башню из нескольких кубиков сахара-рафинада.
2. В стакане воды растворить небольшое количество красного пищевого красителя.
3.Налить немного раствора в блюдце.
Наблюдаем: цветной раствор воды стал подниматься вверх.
Вывод: сахар обладает гигроскопичностью, он способен притягивать и удерживать влагу.
2.2. Анкетирование «Сахар в жизни учащихся»
Изучив материал о сахаре, было проведено анкетирование среди учеников начальных классов школы – интерната №1. Цель данного опроса: выяснить отношение учащихся к сахару.
В процессе анкетирования респондентам предстояло ответить на следующие вопросы:
1.Что бы вы предпочли: сладости или фрукты?
2.Любите ли вы сладкое?
3.Вредно ли есть много сахара?
4.Как вы думаете, что будет, если употреблять много сахара?
Было опрошено 74 ученика начальных классов.
Результаты: 1.Выбрали сладости – 6 человек (8%)
Выбрали фрукты – 68 человек (92%)
Вывод: выявлено, что большая часть опрошенных (92%) предпочли фрукты, но 8% ребят больше любят сладости.
2.Любят сладкое – 58 человек (78%)
Не любят сладкое – 16 человек (22%)
Вывод: большинство ребят (78%) не откажутся от сладкого.
3.Вредно есть много сахара – 71человек (96%)
Не вредно есть много сахара – 3 человека (4%)
Вывод: вопрос показал, что большая часть опрошенных (96%) понимают, что есть много сахара вредно, но 4% школьников считают, что потребление сахара в больших количествах не принесет вреда.
4. Участник анкетирования должен был предложить свою версию ответа.
40 человек (54%) считают, что появится кариес; 25 человек (34%) – сахарный диабет; 3 человека (4%) – аллергия, диатез; 6 человек (8%) – заболит живот; 2человека (3%) – ожирение.
Вывод: выявлено, что респонденты знают о проблемах и болезнях, вызванных чрезмерным употреблением сахара.
Диаграмма результатов наглядно представлена в приложении №1
2.3. Анализ меню школьной столовой
Изучив меню школьной столовой за 14-19 ноября 2016г., было выявлено, сколько граммов сахара в день и за неделю употребляет ученик начальных классов школы – интерната №1. Выбраны из недельного меню только те блюда и напитки, в приготовлении которых добавили сахар.
Понедельник
Каша пшеничная (4,275г), компот из свежих плодов (15г), чай с сахаром (15г) Итого: 34,275г
Вторник
Какао с молоком (15г), салат из белокочанной капусты (5г), компот из смеси сухофруктов (15г), чай с сахаром (14,9г) Итого: 49,9г
Среда
Каша вязкая молочная из кукурузной крупы (4,286г), птица тушеная (0,4г), компот из свежих плодов (15г), ватрушка с повидлом (2,275г) Итого: 21,971г
Четверг
Запеканка из творога (11,2г), кофейный напиток с молоком (15г), капуста тушеная (2,1г), чай с сахаром (15г) Итого:43,3г
Пятница
Каша овсяная молочная жидкая (4,286),чай с молоком (15г), борщ с капустой и картофелем (2,5),компот из свежих плодов (15), коржик молочный (19,712г). Итого:55,998г
Суббота
Суп молочный с крупой рисовой (2г), чай с молоком (15г), компот из смеси сухофруктов (15г) Итого:32г
Согласно СанПин 2.4.5.2409-08 Приложение №8 [7], для приготовления блюд и напитков в общеобразовательных учреждениях рекомендуется использовать сахар в количестве 40 г в день. Было выявлено, что 15 ноября расход сахара превысил на 13%, 17 ноября – на 7%, 18 ноября – на 40%. Если взять показатели за неделю, то подсчитано, что каждый ученик употребил 237г сахара, что составляет 99% от нормы. Таким образом, можно сделать вывод, что питание в школьной столовой не причинит вреда здоровью детей.
2.4. Рекомендации по употреблению сахара
В ходе исследования были разработаны рекомендации, соблюдение которых может уменьшить количество сахара в рационе.
1.Полезнее употреблять коричневый (нерафинированный) сахар. Он сохраняет в своем составе ценные вещества.
2. Попробуйте сахар заменить медом, хотя он состоит из 80% сахара, но обладает более насыщенным вкусом и содержит антибиотические вещества.
3.Употребляйте больше фруктов и овощей вместо сладостей, в них меньше сахара и больше витаминов.
4.Пейте минеральную воду вместо колы и какой-либо другой газировки.
5.Вместо конфет ешьте сухофрукты.
Необходимо знать
1.Не рекомендуется употреблять сладкое натощак.
2.Не рекомендуется употреблять сладкое во второй половине дня.
Заключение
В ходе проведенного исследования было установлено, что сахар нужен организму человека, т.к. является основным поставщиком энергии. Вред сахара становится явным при его избытке в рационе. Полезнее коричневый (нерафинированный) сахар, чем рафинад. Через анкетирование было выявлено, что большинство учащихся не могут отказаться полностью от сахара и сладких продуктов, поэтому лучше, если сахар будет присутствовать в пище в виде овощей, фруктов, орехов, в составе которых также имеются органические сахара, столь нужные организму человека.
Материал данной работы использован для проведения классного часа «Будьте здоровы».
Библиографический список
1.Бугаенко И.Ф. Сахар.- М.: Русагро-Сахар, 2006
2.Кановская М.Н Лекарство или яд. Сахар. – М.:АСТ, Сова, 2005
3.Конашкова И.П. Сахар: вред или польза? – М.: Крук, 2007
4.Костина Т.С. Пища богов. О вреде и пользе сахара. – М.:АРКТИ, 2006
5.Полезное лакомство // Мурзилка №4,2001,с.15
6.Пульцин М.Н. Сласти и страсти. – СПб.: Норма,2004
7.Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПин 2.4.5.2409-08
Приложение №1 Результаты анкетирования «Сахар в жизни учащихся»
1.Что бы вы предпочли: сладости или фрукты?
Любите ли вы сладкое?
3.Вредно ли есть много сахара?
4.Как вы думаете, что будет, если употреблять много сахара?
Просмотров работы: 2929
Источник