Исследовательская работа на тему сахар вред или польза и вред
Сахар: вред или польза?
- Авторы
- Руководители
- Файлы работы
- Наградные документы
Островерхов С.А. 1
1Школа-интернат №1ОАО “РЖД”
Вахрушева С.В. 1
1Школа-интернат №1ОАО “РЖД”
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
Введение
Сахар относится к одним из самых популярных продуктов питания. Его добавляют в чай, какао, кофе; он главный компонент конфет, глазурей, кремов и мороженого. Он служит консервантом в варениях, желе и других продуктах из плодов. Сахар – важный ингредиент различных блюд, напитков, хлебобулочных и кондитерских изделий. Всем известно, что в составе сладостей обязательно есть сахар. Интересно, какой бывает сахар, где он впервые появился, и почему взрослые часто говорят, что есть много сахара вредно?
Чтобы разобраться в данных вопросах, было решено провести исследование на тему «Сахар: вред или польза?» Данная тема является актуальной и может представить интерес, так как касается здоровья человека, что важно для каждого.
Проблема исследования: негативное влияние избыточного употребления сахара и сахаросодержащих продуктов на здоровье человека
Объект исследования: сахар
Предмет исследования: свойства сахара
Цель исследования: изучить положительные и отрицательные воздействия сахара на организм человека.
Задачи исследования:
1.Изучить литературу по теме.
2.Познакомиться с историей происхождения сахара, с его видами.
3.Исследовать состав и свойства сахара.
4.Провести анкетирование с целью определения отношения учащихся к сахару.
5.Проанализировать меню школьной столовой.
6.Разработать рекомендации и подготовить буклет.
Гипотеза: предполагаем, что если сахар употреблять в умеренных количествах, то он вовсе не вреден, а даже полезен.
Методы: исторический, практический, наблюдение, сравнение, анкетирование, эксперимент, анализ, обобщение.
Этапы исследования: работа состоит из двух этапов: теоретического и практического.
Практическая значимость исследования: рекомендации, разработанные в процессе проведения данного исследования, могут изменить отношение ребят к сладкому, поскольку чрезмерное употребление сахара вредно для здоровья. Материал данной работы может быть использован на уроках окружающего мира, для проведения классного часа.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. История появления сахара
История сахара уходит своими корнями в глубокую древность. Родина сахара – Индия.
В 237г. до н.э. доблестные воины Александра Македонского вступили на индийскую землю. Среди бесчисленных чудес этого края внимание их привлекло одно маленькое «чудо». Индийцы ели неведомый белый твердый продукт, обладавший приятным сладким вкусом. Историк Онесикрит, сопровождавший Александра Македонского в походах, писал, что в Индии растет тростник, который без пчел дает мед.
Про «сладкий» корнеплод свеклы люди ничего не знали, хотя её листья употребляли в пищу. Больше того, считали их лекарственным средством. Но в 1747 году немецкий химик Андреас Сигизмунд Марграф обнаружил, что мало кому известный корнеплод содержит сахара не меньше, чем тростник.
На Руси сахар появился в 13 веке. Но это был настолько дорогой и недоступный продукт, что позволить его себе могли только очень состоятельные гурманы. Простому человеку он был в диковинку. Одно время он даже продавался в аптеках по той же цене, что и серебро. Сахар получил широкое распространение благодаря Петру1.Именно он в 1718 году издал указ, в котором московскому купцу Павлу Вестову предписывалось содержать сахарный завод и торговать сладостями.
1.2.Виды сахара
В природе известно несколько сотен различных сахаров. Каждое зеленое растение образует те или иные вещества, относящиеся к этой группе. В процессе фотосинтеза из углекислого газа атмосферы и получаемой в основном из почвы воды под действием солнечной энергии сначала образуется глюкоза, а затем она превращается в другие сахара.
Свекловичный сахар получают из особого сорта свеклы. Для его изготовления используют длинный серебристо-белый корень. Это самый распространенный сахар в России. Рафинированный (белый) сахар, то есть очищенный от черной патоки. Вместе с черной патокой из свекольного сахара уходят пектины, белки, полезные органические кислоты. Остаются только углеводы. Получается, что очищенный сахар – высококалорийный продукт, не содержащий витаминов, клетчатки и минеральных веществ.
Тростниковый сахар получают из сока сахарного тростника. Он бывает рафинированным, нерафинированным и неочищенным. Неочищенный сахар (бурый) подвергают минимальной промышленной обработке, в результате которой он почти полностью сохраняет все свои полезные микроэлементы.
В разных частях света в качестве подсластителей помимо тростникового и свекловичного сахара используют и некоторые другие.
Солодовый сахар получают из солода – бродильного продукта из проросших, высушенных и крупно смолотых злаков.
Кленовый сахар – национальный канадский продукт. Его получают путем уваривания сока клена.
Пальмовый сахар (джаггери) распространен в странах Юго-Восточной Азии, на многих островах Индийского океана. Добывается он из сладкого сока, вытекающего в большом количестве из надрезов на молодых цветочных початках пальм.
1.3. Вред и польза сахара
Изучая литературу по теме исследования выяснилось, что чрезмерное употребление сладкого ведет к нарушению обмена веществ, это становится причиной возникновения ожирения и сахарного диабета. Сахар вреден для зубов. Бактерии, содержащиеся в полости рта человека, превращают его в кислоты, которые разрушают зубную эмаль и способствуют появлению кариеса. Свойство сахара вытеснять из крови витамины группы В может стать причиной сердечных заболеваний. Негативно влияют сладости на кожу и волосы.
Однако в результате последних исследований медиков оказалось, что организму человека сахар необходим. Под воздействием кислорода частички сахара выделяют большое количество энергии. Этой энергией снабжается мозг, сердце и мышцы. Сахар способствует образованию серотонина, «гормона счастья». Съедая сладкое, человек поднимаем себе настроение. Сладкое полезно для умственной деятельности.
Сахар вполне может стать ежедневным удовольствием, но только с одним условием – не превышать дневной нормы общего количества сахара. Следует учитывать, что сахар также содержится в натуральных продуктах, таких как фрукты, ягоды, овощи.
Среднесуточная норма потребления сахара для детей 7-10 лет составляет 40 г.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.Исследование состава и свойств сахара
Опыт№1.Определение состава сахара
1.Нагреть в пробирке сахар.
Наблюдаем: сахар плавится и приобретает коричневую окраску. После сильного нагревания чернеет. В верхней части пробирки конденсируются капельки воды.
Вывод: сахар состоит из углерода и воды.
Опыт №2 Растворяемость сахара
1.В один стакан налить теплую воду, в другой – холодную.
2.В каждый стакан насыпать по ложке сахара.
3.Размешивать одновременно в двух стаканах.
Наблюдаем: сахар постепенно растворяется.
Вывод: сахар растворим в воде. В теплой воде растворение происходит быстрее.
Опыт №3 Изменение сахара при термической обработке
1.Насыпать сахар в фарфоровую чашку.
2. Чашку нагреть.
Наблюдаем: сахар нагревается, меняет цвет, становится коричневым.
Вывод: при нагревании сахар имеет свойство плавиться и превращаться в жидкое состояние.
Опыт №4 Определение гигроскопичности сахара
1.На дне блюдца выстроить башню из нескольких кубиков сахара-рафинада.
2. В стакане воды растворить небольшое количество красного пищевого красителя.
3.Налить немного раствора в блюдце.
Наблюдаем: цветной раствор воды стал подниматься вверх.
Вывод: сахар обладает гигроскопичностью, он способен притягивать и удерживать влагу.
2.2. Анкетирование «Сахар в жизни учащихся»
Изучив материал о сахаре, было проведено анкетирование среди учеников начальных классов школы – интерната №1. Цель данного опроса: выяснить отношение учащихся к сахару.
В процессе анкетирования респондентам предстояло ответить на следующие вопросы:
1.Что бы вы предпочли: сладости или фрукты?
2.Любите ли вы сладкое?
3.Вредно ли есть много сахара?
4.Как вы думаете, что будет, если употреблять много сахара?
Было опрошено 74 ученика начальных классов.
Результаты: 1.Выбрали сладости – 6 человек (8%)
Выбрали фрукты – 68 человек (92%)
Вывод: выявлено, что большая часть опрошенных (92%) предпочли фрукты, но 8% ребят больше любят сладости.
2.Любят сладкое – 58 человек (78%)
Не любят сладкое – 16 человек (22%)
Вывод: большинство ребят (78%) не откажутся от сладкого.
3.Вредно есть много сахара – 71человек (96%)
Не вредно есть много сахара – 3 человека (4%)
Вывод: вопрос показал, что большая часть опрошенных (96%) понимают, что есть много сахара вредно, но 4% школьников считают, что потребление сахара в больших количествах не принесет вреда.
4. Участник анкетирования должен был предложить свою версию ответа.
40 человек (54%) считают, что появится кариес; 25 человек (34%) – сахарный диабет; 3 человека (4%) – аллергия, диатез; 6 человек (8%) – заболит живот; 2человека (3%) – ожирение.
Вывод: выявлено, что респонденты знают о проблемах и болезнях, вызванных чрезмерным употреблением сахара.
Диаграмма результатов наглядно представлена в приложении №1
2.3. Анализ меню школьной столовой
Изучив меню школьной столовой за 14-19 ноября 2016г., было выявлено, сколько граммов сахара в день и за неделю употребляет ученик начальных классов школы – интерната №1. Выбраны из недельного меню только те блюда и напитки, в приготовлении которых добавили сахар.
Понедельник
Каша пшеничная (4,275г), компот из свежих плодов (15г), чай с сахаром (15г) Итого: 34,275г
Вторник
Какао с молоком (15г), салат из белокочанной капусты (5г), компот из смеси сухофруктов (15г), чай с сахаром (14,9г) Итого: 49,9г
Среда
Каша вязкая молочная из кукурузной крупы (4,286г), птица тушеная (0,4г), компот из свежих плодов (15г), ватрушка с повидлом (2,275г) Итого: 21,971г
Четверг
Запеканка из творога (11,2г), кофейный напиток с молоком (15г), капуста тушеная (2,1г), чай с сахаром (15г) Итого:43,3г
Пятница
Каша овсяная молочная жидкая (4,286),чай с молоком (15г), борщ с капустой и картофелем (2,5),компот из свежих плодов (15), коржик молочный (19,712г). Итого:55,998г
Суббота
Суп молочный с крупой рисовой (2г), чай с молоком (15г), компот из смеси сухофруктов (15г) Итого:32г
Согласно СанПин 2.4.5.2409-08 Приложение №8 [7], для приготовления блюд и напитков в общеобразовательных учреждениях рекомендуется использовать сахар в количестве 40 г в день. Было выявлено, что 15 ноября расход сахара превысил на 13%, 17 ноября – на 7%, 18 ноября – на 40%. Если взять показатели за неделю, то подсчитано, что каждый ученик употребил 237г сахара, что составляет 99% от нормы. Таким образом, можно сделать вывод, что питание в школьной столовой не причинит вреда здоровью детей.
2.4. Рекомендации по употреблению сахара
В ходе исследования были разработаны рекомендации, соблюдение которых может уменьшить количество сахара в рационе.
1.Полезнее употреблять коричневый (нерафинированный) сахар. Он сохраняет в своем составе ценные вещества.
2. Попробуйте сахар заменить медом, хотя он состоит из 80% сахара, но обладает более насыщенным вкусом и содержит антибиотические вещества.
3.Употребляйте больше фруктов и овощей вместо сладостей, в них меньше сахара и больше витаминов.
4.Пейте минеральную воду вместо колы и какой-либо другой газировки.
5.Вместо конфет ешьте сухофрукты.
Необходимо знать
1.Не рекомендуется употреблять сладкое натощак.
2.Не рекомендуется употреблять сладкое во второй половине дня.
Заключение
В ходе проведенного исследования было установлено, что сахар нужен организму человека, т.к. является основным поставщиком энергии. Вред сахара становится явным при его избытке в рационе. Полезнее коричневый (нерафинированный) сахар, чем рафинад. Через анкетирование было выявлено, что большинство учащихся не могут отказаться полностью от сахара и сладких продуктов, поэтому лучше, если сахар будет присутствовать в пище в виде овощей, фруктов, орехов, в составе которых также имеются органические сахара, столь нужные организму человека.
Материал данной работы использован для проведения классного часа «Будьте здоровы».
Библиографический список
1.Бугаенко И.Ф. Сахар.- М.: Русагро-Сахар, 2006
2.Кановская М.Н Лекарство или яд. Сахар. – М.:АСТ, Сова, 2005
3.Конашкова И.П. Сахар: вред или польза? – М.: Крук, 2007
4.Костина Т.С. Пища богов. О вреде и пользе сахара. – М.:АРКТИ, 2006
5.Полезное лакомство // Мурзилка №4,2001,с.15
6.Пульцин М.Н. Сласти и страсти. – СПб.: Норма,2004
7.Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПин 2.4.5.2409-08
Приложение №1 Результаты анкетирования «Сахар в жизни учащихся»
1.Что бы вы предпочли: сладости или фрукты?
Любите ли вы сладкое?
3.Вредно ли есть много сахара?
4.Как вы думаете, что будет, если употреблять много сахара?
Просмотров работы: 2363
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №18
Исследовательская работа
Тема: «САХАР: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ»
Направление: Валеология
Исполнитель : ученик 4 класса “Б”
средней школы №18
города Актобе
Бейбіт Бейімбет
Руководитель учитель СШ№18
города Актобе
Карасаева Г.Б.
Актобе, 2015 год
Аннотация
На конкурс проектов представлена работа « Сахар: плюсы и минусы». Объектом исследования является сахар. В проекте раскрыты цели, задачи и методы исследования. Актуальность данной темы- влияние сладких продуктов на здоровье человека. Тип проекта- исследовательский, практический. В процессе работы автор участвует в проведении опытов по изучению свойств сахара, анализирует и делает выводы. Участвует в приготовлении жженного сахара. Сочиняет сказки о сахаре. Данная исследовательская работа может быть интересна дошкольникам и детям начальных классов.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение ———————- 1
2. Основная часть ———————- 2-3
2.1 Понятие “сахар”, история происхождения сахара —- 2
2.2 Виды сахара ————————————————- 2
2.3 Полезные и вредные свойства сахара —————– 2-3
3. Практическая часть (опыты) —————————– 4-6
4. Вывод ————————————————- 7
5. Список литературы —————————————- 8
1
ВВЕДЕНИЕ
Я взял тему про сахар, потому что я его очень люблю. Наверное, сейчас все подумали: «А кто же его не любит!» Мне стало интересно: вреден или полезен сахар? Мне очень хотелось узнать, где впервые появился сахар, из чего его изготавливают, каких видов бывает сахар. А еще хотелось узнать, правда ли, что от него портятся зубы и почему его нельзя много есть.
Цель работы: изучение положительных и отрицательных воздействий сахара на организм человека.
Решение поставленной цели я буду осуществлять через ряд задач:
1. Ознакомиться с историей возникновения сахара.
2. Его видами и свойствами.
3. Изучить полезные и негативные свойства сахара.
Объект исследования – сахар.
Методы исследования – изучение литературы, интернет источников, знакомство с предметом исследования, его историей и свойствами.
Гипотеза: если я изучу литературу по данной теме, то смогу с уверенностью сказать,если сахар употреблять в умеренных количествах, то он вовсе не вреден, а даже полезен.
2
1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. История происхождения сахара
Са́хар — бытовое название сахарозы. Родина сахара — Индия, в русский это слово было заимствовано через греческий. В Европе сахар был известен ещё римлянам. Сахар появился в наших краях 150 лет тому назад и был доступен только богатым слоям населения, так как стоил очень дорого.
Коричневые сахарные крупицы приготавливали из сока сахарного тростника и ввозили в Европу из Индии.
Намного позже, для производства сахара стали использовать и сахарную свеклу.
1.2. Виды сахара
Сахар выпускается следующих видов:
Тот сахар, который можно найти в каждой семейной сахарнице, специалисты называют просто – обычный сахар или сахар-песок;
«Кусковым» называют сахар, спрессованный в небольшие кубики. Рафинированный кусковой сахар называют «рафинадом».
«Леденцовый» и «каменный» сахар внешне очень похожи на карамель (это полупрозрачные очень твёрдые кристаллы неправильной формы), да и процесс производства этого продукта очень напоминает приготовление «сосалок»)
Папа купил в магазине три вида сахара: коричневый и два белых.
1.3. Полезные и вредные свойства сахара
О пользе сахара говорить достаточно сложно – уж очень много противопоказаний у этого продукта. Однако в результате последних исследований медиков оказалось, что человеческому организму сахар необходим – в разумных дозах, естественно. Сахар – это углевод в чистом виде, основной поставщик энергии для организма. Конечно, лучше, если сахар будет присутствовать в пище не в виде промышленного продукта, а в виде овощей, фруктов, орехов, в составе которых также имеются
3
органические сахара, столь нужные нашему организму. Природный сахар полезен, он преобразуется в глюкозу и отлично усваивается.
Но и промышленный сахар – не всегда яд. Он эффективно налаживает работу селезенки и печени, и часто людям с заболеваниями этих органов рекомендуется «сладкая» диета. К тому же, учеными обнаружена польза сахара в уменьшении опасности образования бляшек кровеносных сосудов и предотвращении тромбоза. Сахар стимулирует кровообращение в мозге, предотвращает возникновение артритов.
И все же, сколь ни вкусен и полезен сахар, многие считают его вредным продуктом. В нем нет ни единого витамина, необходимых минеральных веществ или клетчатки. А только калории, быстро усваиваемые организмом и откладывающиеся в виде неприятных складок на талии и бедрах. Тучным, склонным к ожирению людям рекомендуют полностью исключить из рациона сахар, заменив его сладкими фруктами, ягодами и медом. К тому же, неумеренное употребление сахара ведет к заболеваниям поджелудочной железы и диабету.
Сладкоежки практически всегда страдают кариесом, поскольку сахар повышает кислотность во рту и способствует разъеданию зубной эмали. Сахар вреден и для сосудов, костей. Известно, что сладкое вызывает в организме недостаток кальция, что, в свою очередь, ведет к проблемам с обменом веществ, заболеваниям нервной системы, плохому состоянию костей и суставов.
4
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Опыт № 1
Цель опыта: доказать вредное разрушительное влияние сахара.
Ход: я взял яичную скорлупу и поместил её в сладкий раствор
(полстакана воды, 3 ложки сахара, несколько капель лимонного сока)
Через 3 дня произошли видимые изменения в скорлупе. Появились мелкие трещины.
Через 5 дней на скорлупе появились большие трещины.
В образце с чистой водой скорлупа не изменилась.
Вывод: сахар вреден, потому что разрушает твердые вещества.
Опыт № 2
Сахар представляет собой бесцветные кристаллы сладкого вкуса, хорошо растворим в воде
Рассыпчатый сахар я набрал в десертную ложку и насыпал в стакан с водой.
Потом я размешивал сахар и смотрел, как сахаринки плавают в воде.
Помешав сахар в стакане с водой, я ждал, когда он там растворится.
Через две минутки сахар исчез – он расстворился.
5
Опыт № 3
Состоянием сахара в твердом и рассыпчатом виде
Перед вами сахар в рассыпчатом и твердом видах.
Я пробую сахар на вкус – он твердый и сладкий.
Опыт № 4
Термическая обработка сахара
Рассыпчатый белый сахар мы с мамой насыпали с сковородку и поставили на плиту, я стал его размешивать. Температура плавления сахарозы 160 °C.
Сахар нагревался, менял цвет, становился коричневый, жидкий и вкусно пах.
При застывании расплавленной сахарозы образуется аморфная прозрачная масса – карамель.
Опыт № 5
Наблюдение за изменением состояния сахара после термической обработки
Жженый, горячий сахар я наливал с ложечки в холодную воду.
Вода становилась такого же цвета как и сахар. Сахар становился холодным и застывал.
6
Опыт № 6
Изготовление из сахара карамели
В крышку от пластиковой бутылки мы налили горячий жженый сахар, я увидел, что сахар может тянуться как ниточка.
Сахарные ниточки были тоненькие, как невидимки и хрупкие.
Когда сахар совсем застыл, у меня получился круглый леденец, коричневого цвета.
Опыт № 7
Оценка вкусовых качеств сахара
На вкус леденец оказался сладким и вкусным.
7
Вывод:
Изучив положительные и отрицательные воздействия сахара на организм человека, я сделал вывод:
без сахара обойтись невозможно, т.к. сахар стимулирует кровообращение в мозге;
сахар не только лакомство, но и очень полезный продукт;
употреблять сахар следует только в разумных количествах.Дневная норма потребления сахара составляет не более 50 граммов (10-12 чайных ложек)
содержится во многих растениях: в продуктах питания: овощи, фрукты, молочные продукты и т.д., а также в соке березы и клена.
8
III. Список использованной литературы.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. — Прогресс. — М., 1964–1973. — Т. 3. — С. 567.
“Словарь русского языка” (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 – “Толковый словарь русского языка”, совместно с Н. Ю. Шведовой).
Журнал « Мурзилка», « Полезное лакомство», №4 автор А. Семенова,2001 год.
Коннашкова И.П. Сахар: вред или польза? – М.:Крук,2007, 107 с.
Костина Т.С. Пища богов. О вреде и пользе сахара. – М.: АРКТИ,
Приложение1
Анкета
1 Любите ли Вы сладкое? Да Нет
2 Как Вы считаете, сахар – это… Хорошо Плохо
3 Как Вы думаете, что будет, если употреблять много сахара?
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
Приложение 2
Работаю с литературой
Сахар растворяется в воде и бесцветный
Наблюдаю за яичной скорлупой.
Братья Рафинады.
Жили-были в Кулинарном царстве два брата Рафинада. Жили не тужили да радость детям дарили. Но однажды король Соль-Соль из Соляного города похитил братьев Рафинадов, так как не любил сладкое. Дети в Кулинарном царстве все стали унылые, грустные, потому что перестали есть сладкое. Рустам и Ренат решили спасти братьев. Пришли к королю Соль-Солю и потребовали отпустить братьев Рафинадов. Король поставил условие – загадать загадки про Рафинадов. Рустам и Ренат позвали Нурсултана на помощь. А Нурсултан быстро вспомнил две загадки про сахар.
Это кубик, но не лед
Сладкий, сладкий, но не мед.
Я бел как снег
Любим для всех
Я нужен вам
Да вреден зубам
Король Соль-Соль был доволен Нурсултаном и отпустил братьев Рафинадов. Живые и здоровые братья Рафинады вместе с детьми вернулись в Кулинарное царство. Дети обрадовались возвращению братьев Рафинадов.
Загадки собственного сочинения
1. Белые кубики
Портят зубики
2. Сладкий песок
К зубкам жесток
3. С ним сладок чай
“Как вкусно!” восклицай
4. Сладкие кусочки
Говорят навредят
На столе в мешочке
А зовется … (РАФИНАД)
Отзыв