Исследовательская работа о пользе витаминов

Исследовательская работа о пользе витаминов thumbnail

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №22»

ВИТАМИНЫ.

ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ.

(научно-исследовательская работа)

Выполнил:

Филиппова Кира

ученица 2 класса А

МБОУ «Гимназия № 22»

(Алтайский край, г.Барнаул)

Руководитель:

Зайцева И.В.

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 22»

Барнаул – 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования:

Однажды случилось так, что я простудилась и заболела. У меня появился насморк, кашель, поднялась температура. Это случилось прошлой осенью, когда я только пошла в первый класс. Такое со мной уже случалось и раньше в детском саду. А так как я совсем не люблю болеть, и мне не хочется пропускать занятия в школе, то я задала вопрос маме о том, как же я могу укрепить свое здоровье. Мама сказала, что для этого нужно заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, вовремя ложиться спать и кушать полезные продукты, которые содержат витамины. Все, о чем она мне сказала, было понятно, кроме одного, что такое витамины? И я спросила об этом маму, она работает в медицинском университете и учит студентов – будущих врачей. Вот, что он мне рассказала.

Витамины – это разнообразные химические соединения, выполняющие важнейшие функции в организме человека, их недостаток вызывает различные заболевания. Основным источником витаминов для человека служит пища.

Для детей витамины – одна из главных составляющих их здоровья, энергичности и быстрого, гармоничного развития. Организм ребёнка нуждается во всех витаминах без исключения для роста, работы всех внутренних органов, формирования скелета и правильной работы всей нервной системы. При этом, с ростом и взрослением общее количество витаминов, в котором нуждается детский организм, растёт. Правильное развитие ребёнка возможно только при достаточном поступлении в организм витаминов с пищей. В тоже время известно, что неправильное питание влияет на количество поступающих витаминов, что влечет за собой нарушения здоровья [3, 6]. Частичный недостаток витамина в организме называется гиповитаминозом, полное отсутствие какого-либо витамина – авитаминозом.

Организм может испытывать недостаток только одного витамина, но чаще встречается недостаток нескольких витаминов. Есть некоторые общие характерные моменты:

  • быстрая утомляемость, сонливость

  • раздражительность,

  • слабость, головокружения

  • плохой аппетит,

  • уязвимость к болезням,

  • кровоточивость десен и др.

Я подумала, что ученики младших классов, как и я, недостаточно знают о том, что такое витамины, в чем их польза и где они содержатся. Мне пришла идея попросить маму помочь разобраться в этом вопросе, чтобы рассказать об этом одноклассникам. Мама и я решили, что оценка содержания витамина «С» в различных овощах и фруктах, позволит наглядно показать наличие в продуктах питания витаминов, а изучение литературы о витаминах позволит, в доступной для одноклассников форме, рассказать об их пользе, что и определило актуальность настоящего исследования.

Цель исследования: Научное обоснование роли и значения витаминов в питании школьников.

Гипотеза: Ученики младших классов недостаточно знают о том, что такое витамины, в чем их польза и где они содержатся.

Задачи исследования:

  1. Изучить данные литературы о значении и пользе витаминов для здоровья школьников.

  2. Оценить знания учеников 2 классов о витаминах.

  3. Оценить содержание витамина «С» в овощах и фруктах.

  4. На основании полученных результатов объяснить школьникам, как витамины влияют на организм человека, где они содержатся, об их пользе и значении для здоровья.

Материалы и методы исследования:

Данное исследование было выполнено на базе МБОУ «Гимназия № 22» (теоретическая часть исследования), ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет» (лабораторная часть исследования). Исследование проходило в период сентябрь-ноябрь 2015 года.

Объекты исследования: ученики 2 класса, овощи и фрукты.

Предмет исследования: значение витаминов в питании школьников, содержание витамина «С» в овощах и фруктах.

Использовались следующие методы исследования: гигиенические, лабораторные, анкетирование.

Исследовательская работа состояла из нескольких этапов.

Первый этап включал в себя обзор литературы, посвященной вопросам значения витаминов для здоровья школьников.

На втором этапе проводилось анкетирование учащихся 2 классов (см. приложение 1).

На третьем этапе проводилась оценка содержания витамина «С» в овощах и фруктах. Метод определения аскорбиновой кислоты (витамина С) в пищевых продуктах основан на окислительно-восстановительной реакции между аскорбиновой кислотой и реактивом Тильманса. Раствор краски реактива Тильманса в нейтральной и щелочной средах имеет синюю окраску, в кислой среде розовую. После окисления всего количества аскорбиновой кислоты избыток краски, попадая в кислую среду, окрашивается в розовый цвет.

На 4 этапе на основании полученных результатов сделаны выводы о том, как витамины влияют на организм детей, где они содержатся, об их пользе и значении для здоровья. А так же подготовлена презентация «Витамины, их значение для здоровья школьников».

Практическая значимость:

Полученные данные оформлены в виде презентации «Витамины, их значение для здоровья школьников» и направлены на решение задачи по повышению знаний школьников 2 классов о пользе витаминов.

Структура и объем исследовательской работы: Работа изложена на 20 страницах, состоит из введения, обзора литературы, описания материалов и методов исследования, результатов собственных исследований, их обсуждения, выводов, предложений, списка литературы.

ГЛАВА 1. ВИТАМИНЫ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ.

(ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Для детей витамины – одна из главных составляющих их здоровья, энергичности и быстрого, гармоничного развития. Организм ребёнка нуждается в витаминах для сбалансированной работы всех внутренних органов, формирования скелета и правильной организации всей нервной системы.

Важно знать, что дети нуждаются во всех витаминах без исключения. В организме у детей витамины расходуются значительно быстрее и требуют регулярного пополнения из-за высоких затрат энергии и различных веществ.

Самой же главной особенностью при разработке детского рациона является то, что потребность в разных витаминах у ребёнка меняется с возрастом. В два года соотношение этих витаминов в рационе должно быть одним, в пять лет – несколько иным, а к десяти оно и вовсе поменяется.

Витамины в детском организме выполняют самые разнообразные функции. Например:

  • Витамин А – «ВИТАМИН РОСТА», крайне необходимый, во-первых, для нормального зрения, во-вторых – для формирования скелета, в-третьих – для нормального роста детей, развития их лёгких и пищеварительного тракта.

  • Витамин В1, который также поддерживает зрение, но в первую очередь обеспечивает нормальное протекание процессов обмена углеводов в организме и поддерживает умственную деятельность. Именно благодаря витамину В1 ребёнок получает из пищи максимум энергии для игр, учёбы и развития.

  • Витамин В2, также участвующий в обмене веществ и поддерживающий рост и хорошее состояние волос, ногтей и кожи.

  • Витамин В6, отвечающий за развитие иммунитета ребёнка и нормальное формирование красных кровяных телец. В достаточных количествах витамина В6 нуждается нервная система детей.

  • Витамин В12, важный активатор работы нервной системы и компонент, участвующий в кроветворении.

  • Витамин С, являющийся главным защитником ребёнка от неблагоприятных факторов окружающей среды, а также позволяющий тормозить различные аллергические реакции.

  • Витамин D, необходимый для развития скелета детей и регуляции количеств магния и кальция в их организме.

  • Витамин Е, который обеспечивает нормальную работу нервной, мышечной и кровеносной систем и повышает защитные силы организма.

  • Витамин К, обеспечивающий гармоничную работу кровеносной системы.

  • Витамин РР, участвующий в процессах обмена веществ и усвоения всех необходимых компонентов пищи: жиров, белков, углеводов, минералов и других витаминов.

  Так как основным источником витаминов для человека служит пища*, то недостаточное поступление витаминов с пищей или нарушение усвоения витаминов на уровне желудочно-кишечного тракта является одной из важных причин ухудшения состояния здоровья детей и приводит к возникновению витаминной недостаточности разной степени. Следовательно, важно знать продукты, в которых содержатся витамины (табл.1):

*не только пища может быть источником витаминов, например, витамин Д так же вырабатывается в коже под действием солнечных лучей

Таблица 1.

Витами

ны

Продукты-лидеры по содержанию витаминов

Витамин А

Морковь, боярышник, шиповник, цитрусовые фрукты. Среди животных продуктов питания: сыр, сливочное масло, печень, яйца и рыбий жир.

Витамин Д

Жирные сорта рыбы, печень трески, рыбий жир, яйца, икра рыбы.

Витамин Е

Печень, яйца, растительные масла. А также в брюссельской капусте, брокколи, шиповнике, облепихе, рябине, черешне, семенах яблок, подсолнечника. В миндале, арахисе, зеленых овощных листьях, в бобовых и злаковых культурах.

Читайте также:  Тыквенное масло натощак вред или польза

Витамин К

Яичный желток, печень, рыбий жир, зеленые листовые овощи, зеленый горошек, помидоры и тыква, соевое масло.

Витамин В1

В животных продуктах питания: печени и сердце, яичном желтке, молоке. Есть в составе сухих дрожжей, хлеба, круп, гороха, отрубей, арахиса, грецких орехов.

Витамин В2

Печень, сыр, яйца, проростки пшеницы, капуста брокколи, пшеничные отруби, соевые бобы и шпинат.

Витамин В6

В печени, яйцах, рыбе и молочной продукции. Из растительных продуктов: в дыне, зеленом перце, капусте и моркови.

Витамин В12

В растениях встречается только в водорослях и дрожжах. В животных продуктах питания витамин В12 есть в сердце, почках и печени, сыре, в мясе птицы, в крабах, сардинах и лососевых рыбах.

Витамин С

Только свежие фрукты и овощи, ягоды. Лидеры: красный перец, черная смородина, шиповник, зелень и облепиха.

Витамин РР

Печень, мясо белых сортов, яйца и рыба. Хлеб из муки грубого помола, пивные дрожжи, постное мясо, сыр, кунжут, семечки подсолнуха, финики, фасоль и чернослив, картофель.

Витамин Р

В основном содержится в плодах цитрусовых растений. В некотором количестве витамин можно встретить в гречихе, ежевике, черной смородине, абрикосах, черешне, салате, петрушке, черноплодной рябине и в шиповнике.

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ О ВИТАМИНАХ

В исследовании методом анкетирования оценивались знания учеников 2 классов о том, что такое витамины, где они содержатся и какую пользу приносят здоровью. Всего на вопросы анкеты (приложение 1.) ответили 57 учеников. В результате установлено: 60% учеников считают, что знают, что такое витамины, 35% знают, но мало, а 5% не знают о витаминах ничего (рис.1). 56% второклассников ежедневно, как это и рекомендовано, едят фрукты, 14% от 3 до 5 раз в неделю, а 30% всего 1-2 раза в неделю, что является недостаточным для восполнения потребности в витаминах (рис.2).

hello_html_m6884a87e.png

Рисунок – 1. Распределение учеников 2 классов по их знаниям о витаминах, %.

hello_html_m13f432b0.png

Рисунок – 2. Кратность употребления фруктов в неделю в рационе у учащихся 2 классов, %.

При этом, 96% второклассников знают, что основными источниками витаминов являются овощи и фрукты и только 4% думают, что это торты и пирожные (рис.3). В целом же, второклассники знают о пользе витаминов. Так 77% указали, что витамины защищают от болезней, 67% указали, что витамины помогают лучше учиться и запоминать, 70% указали, что витамины помогают расти и заниматься спортом. И только 2% считают, что от витаминов нет никакой пользы (рис.4).


Рисунок – 3. Распределение учеников 2 классов по их знаниям о продуктах – источниках витаминов, %.

Рисунок – 4. Распределение учеников 2 классов по их знаниям о пользе витаминов, %.

ГЛАВА 3. ОЦЕНКА СОДЕРЖАНИЯ ВИТАМИНА «С» В ОВОЩАХ И ФРУКТАХ (киви, апельсине, болгарском перце)

От простуды и ангины,
Помогают апельсины.
Ну а лучше есть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Никогда не унываю,
И улыбка на лице,
Потому что принимаю
Витамины А, В, С.

Методом определения аскорбиновой кислоты (витамина С) в пищевых продуктах, основанном на реакции между аскорбиновой кислотой и реактивом Тильманса, проведена оценка содержания витамина С в фруктах киви, апельсине и овоще болгарском (сладком) перце (рис. 1-7.).

hello_html_m6d618eb7.jpg

Рисунок – 1. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете

hello_html_m33dadd35.jpg

Рисунок – 2. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете

hello_html_2b6cd625.jpg

Рисунок – 3. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете

hello_html_4d712c96.jpg

Рисунок – 4. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете

hello_html_546fd659.jpg

Рисунок – 5. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете

hello_html_m49999cea.jpg

Рисунок – 6. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете

hello_html_ae930c6.jpg

Рисунок – 7. Лабораторная работа по определению витамина С в овощах и фруктах в Алтайском государственном медицинском университете

В результате исследования установлено, что содержание витамина С в киви составляет 90 мг на 100 г продукта, в апельсине 60 мг на 100 г, в болгарском перце 128 мг на 100 г (рис.8).

Рисунок – 8. Содержание витамина С в овощах и фруктах, мг на 100 граммов.

Такие показатели говорят нам о том, что лидером по содержанию витамина С оказался болгарский перец.

Болгарский, или сладкий, перец – это овощ, который любят употреблять в пищу почти во всех странах мира благодаря его уникальному вкусу и пользе. Именно такой вид наиболее популярен, он сладкий на вкус, сочный, из него легко приготовить огромное количество самых разных блюд. А по содержанию витаминов и различных микроэлементов его можно назвать даже одним из самых полезных овощей!

Витамины в сладком перце содержатся в огромных количествах, всего пару кусочков плода помогут полностью возместить нехватку витаминов в организме взрослого человека. Сладкий перец может быть желтым, зеленым, красным и оранжевым. Многие люди ошибочно считают, что из-за цвета они различаются и по составу. Однако, это не так. Количество витаминов в разных плодах фактически одинаковое, но иногда они немного различаются по вкусу.

ВЫВОДЫ

1. Для детей витамины – одна из главных составляющих их здоровья, энергичности и быстрого, гармоничного развития. Организм ребёнка нуждается в витаминах для сбалансированной работы всех внутренних органов, формирования скелета и правильной организации всей нервной системы. Питание школьников должно быть разнообразным и включать различные продукты, богатые витаминами. Только в этом случае, школьник не будет болеть, сможет лучше запоминать то, что говорит учитель и лучше учиться, а так же активно заниматься спортом.

2. В исследовании установлено, что 40% второклассников мало или ничего знают о витаминах (35% знают, но мало, а 5% не знают о витаминах ничего). Только 56% второклассников ежедневно, как это и рекомендовано, едят фрукты, 14% от 3 до 5 раз в неделю, а 30% всего 1-2 раза в неделю, что является недостаточным для восполнения потребности в витаминах. 4% второклассников думают, что основными источниками витаминов являются торты и пирожные. В целом же, второклассники знают о пользе витаминов, только 2% считают, что от витаминов нет никакой пользы.

3. В результате исследования установлено, что содержание витамина С в киви составляет 90 мг на 100 г продукта, в апельсине 60 мг на 100 г, в болгарском перце 128 мг на 100 г. Таким образом, такие показатели говорят нам о том, что лидером по содержанию витамина С оказался болгарский перец. Он сладкий на вкус, сочный, из него легко приготовить огромное количество самых разных блюд. А по содержанию витаминов и различных микроэлементов его можно назвать даже одним из самых полезных овощей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Врачам-педиатрам, учителям: При выявлении недостатков в питании школьников, например, при отказе от полезных продуктов в школьной столовой, информировать об этом родителей.

Родителям и школьникам: Повышать знания в вопросах здорового питания. Контроль родителей за детьми в вопросах соблюдения правильного питания в домашних условиях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безруких, М.М. Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников: методические рекомендации / М.М Безруких, Т.А. Филиппова, А.Г. Макеева // Письмо Минобрнауки РФ от 12.04.2012 г. № 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников». – 2012. – 43 с.

2. Клещина, Ю.В. Особенности формирования нарушений питания у детей / Ю.В. Клещина, Ю.Ю. Елисеев, Н.Н. Павлов // Здоровье населения и среда обитания. – 2012. – № 8 (233). – С. 20-22.

3. Кучма, В.Р. Гигиена детей и подростков: руководство к практическим занятиям: учебное пособие / под ред. проф. В.Р. Кучмы. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. – 560 с.

4. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации: методические рекомендации МР 2.3.1. 2432 – 08. – М., Издательство стандартов, 2008. – 26 с.

Читайте также:  Укроп его пользу и вред

5. Рациональное питание как основа здоровья детей и подростков в современном образовательном пространстве / А.Г. Сетко, С.П. Тришина, Е.И. Кузнецова, С.Г. Пономарева // Материалы конгрессных мероприятий 7 Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России». Всероссийская научно-практическая конференция «Здоровое питание – здоровая нация». – Москва, 2011. – С. 59-61.

6. Румянцев, Г.И. Гигиена : учебник / Под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009. – 608 с.

Приложение 1.

Фамилия:

Имя:

Класс:

Возраст:

Анкета

Ребята, просим Вас принять участие в опросе и ответить на вопросы!

Выберите один или несколько правильных ответов!

1. Ты знаешь, что такое витамины?

– Да

– Нет

– Знаю, но мало

2. Сколько раз в неделю ты кушаешь фрукты?

– 1-2 раза

– 3-5 раз

– Каждый день

3. В каких продуктах содержится больше витаминов?

– Торты и пирожные

– Фрукты и овощи

– Колбаса, сосиски

– Мороженое

4. Какое значение имеют витамины для здоровья детей?

– Не имеют значения

– Помогают расти и заниматься спортом

– Помогают лучше учиться и запоминать

– Защищают от болезней

Спасибо!

Источник

Управление образованием Администрации города Юрги

Кемеровской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

«Начальная школа – детский сад № 5»

652052 Кемеровская область, г. Юрга

Ул. Осенняя, 54

Всё, что нужно знать о витаминах

           номинация «Экология и здоровье»

                                                                Выполнила: Лукашова Людмила,

                                                    обучающаяся  4 класса

                                                     МБОУ «НШ – ДС № 5»

                                                                 Руководитель: Мартусова

                                                                 Светлана Николаевна

                                                                 учитель начальных классов

                                                                 МБОУ «НШ – ДС № 5»

Юрга 2013              

                                        Содержание

Стр.

Введение

3

1.История возникновения витаминов

5

2.Виды витаминов

6

3.Чем грозит недостаток витаминов  у детей?

8

4.Пути ликвидации дефицита витаминов

9

5. Практическая часть

11

5.1. Анкетирование среди обучающихся 2-4 классов

11

5.2.Анкетирование среди родителей 4 класса

12

Заключение

13

Список литературы

14

Приложение № 1 «Анкета для  обучающихся»

15

Приложение № 2 «Анкета для родителей»

16

Введение

                                               Забота о здоровье – лучшее лекарство.

                                                                                   /Японская пословица/

Каждый человек хочет быть здоровым. Здоровье – это то-богатство, которое нельзя купить за деньги или получить в подарок. На уроках в школе мы  много раз говорили о здоровье и его сохранении,  выясняли, как и что делают родители и сами ребята в каждой семье для  того, чтобы быть здоровыми.

Важнейшим условием поддержания здоровья, работоспособности и активного долголетия человека является регулярное снабжение его организма, не только белками, жирами и углеводами, но и витаминами и минеральными веществами, которые выполняют жизненно важные функции, поддерживают  организм в целом.  Детский организм интенсивно растет, что требует высокой  активности обменных процессов. Ослабленный организм ребенка очень подвержен инфекционным заболеваниям, плохое настроение, отсутствие аппетита, раздражительность, замедленный рост и развитие ребёнка все это возникает  из-за недостатка витаминов и минеральных веществ.

Актуальность темы:  В аптеке мы не раз видели, какие витамины продаются.  Привлекают красивые коробочки. Откуда мы знаем, что витамины – влияют на развитие, рост  и здоровье  человека? Конечно, из рекламы!

Я  сама часто употребляю в пищу не только натуральные продукты, но разные поливитаминные комплексы, потому что   родители говорят о том, что они пополняют недостаток витаминов в организме и хорошо влияют на состояние здоровья. Именно поэтому я решила, больше узнать о различных видах витаминов и  исследовать,   какую пользу  они  приносят нашему здоровью.  Выдвинула гипотезу, что состояние здоровья человека зависит не только от приёма натуральных продуктов,  но и от приема поливитаминных  препаратов.

Работая над темой, я поставила перед собой следующие цели и задачи:

Цель моей  исследовательской работы состоит в том, чтобы изучить значение витаминов для развития, роста и здоровья  младших школьников.

Задачи:

  1. Узучить историю возникновения витаминов, их виды и для чего необходим каждый витамин.
  2. Выяснить, к чему приводит дефицит витаминов в организме  и какие витамины (натуральные продукты или поливитаминные препараты) необходимы  для здоровья  младшему школьнику.
  3. Убедить родителей и ребят в пользе поливитаминов.  

Объект исследования: витамины  и их влияние на здоровье человека.

Предмет исследования: отношение к витаминам родителей и  младших школьников.

Гипотеза: состояние здоровья человека зависит не только от приёма натуральных продуктов,  но и от приема поливитаминных  препаратов.

1.   История возникновения витаминов.

Важность некоторых видов пищи для предотвращения определённых болезней была известна ещё в древности. Так, древние египтяне знали, что печень помогает от куриной слепоты. Ныне известно, что куриная слепота может вызываться недостатком витамина A. В 1330 году в Пекине Ху Сыхуэй опубликовал трёхтомный труд «Важные принципы пищи и напитков», систематизировавший знания о терапевтической роли питания и утверждавший необходимость для здоровья комбинировать разнообразные продукты.

В 1747 году шотландский врач Джеймс Линд, пребывая в длительном плавании, провел своего рода эксперимент на больных матросах. Вводя в их рацион различные кислые продукты, он открыл свойство цитрусовых предотвращать цингу. В 1753 году Линд опубликовал «Трактат о цинге», где предложил использовать лимоны и лаймы для профилактики цинги. Однако эти взгляды получили признание не сразу. Тем не менее, Джеймс Кук на практике доказал роль растительной пищи в предотвращении цинги, введя в корабельный рацион кислую капусту, солодовое сусло и подобие цитрусового сиропа. В результате он не потерял от цинги ни одного матроса — неслыханное достижение для того времени. В 1795 году лимоны и другие цитрусовые стали стандартной добавкой к рациону британских моряков.

Впервые в 1881 г. русским врачом Н.И. Луниным была доказана необходимость витаминов для нормального роста организма. Ученый провел следующий опыт: группа животных получала искусственно выделенные из молока компоненты пищи – белки, жиры, углеводы, воду и минеральные соли. Содержащие на этом рационе животные гибли. Если же к этой пище добавлялось натуральное молоко, они выживали.

Значит, кроме указанных компонентов в пище содержатся еще какие-то, причем очень важные для жизни, вещества. Польский ученый Функ дал этим веществам название – витамин.  Так что же   такое «Витамины»?

ВИТАМИНЫ – жизненно необходимые вещества для поддержания основных функций нашего организма. Недостаточное их поступление приводит к сбоям в работе различных систем, снижаются защитные силы и устойчивость организма к различным заболеваниям, неблагоприятным воздействиям окружающей среды, ускоряется старение организма.                                                                                  

Читайте также:  Какая польза от занятий йогой

В толковом словаре  Ожегова сказано:

ВИТАМИНЫ   –   органические вещества, первоисточником которых обычно служат растения, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма, а также препарат, содержащий такие вещества.

Витамины играют важнейшую роль в продлении здоровой и полноценной жизни,  т.е. без них невозможна нормальная работа организма. Заменить их ничем нельзя и при отсутствии витаминов или их недостатке в рационе обязательно развивается определенное, причем часто повторяющееся, заболевание или нарушается здоровье в целом.

2. Виды витаминов.

Существуют разные виды витаминов.  Каждый витамин выполняет свою собственную функцию и один витамин не может заменить другой:

ВИТАМИН А –  необходим для  здоровой кожи, хорошего зрения  и иммунной системы. Помогает развитию и росту ребенка.

 Содержится в продуктах животного происхождения, богаты им морковь, томаты, красный перец, щавель, зеленый лук, печень, молочные продукты, яйца и жирная рыба

Признаки недостаточности витамина А: ломкие, медленно растущие ногти, сухие и ломкие волосы, сухая кожа, сыпь на коже, плохой аппетит, плохой рост.

ВИТАМИНЫ группы В –  витамины красоты: здоровые волосы, ногти и глаза, здоровая нервная система. Данная группа витаминов помогает организму вырабатывать красные кровяные тельца. Источниками данной группы витаминов являются  такие продукты как:  мясо, печень, рыба, яйца, хлеб из непросеянной муки, обогащенные витаминами хлопья для завтрака, бобовые, бананы, коричневый рис, орехи и дрожжевой экстракт.

Признаки недостаточности витаминов группы В: появление  красных шелушащихся пятен на лице, трещинки в углах губ, а волосы и ногти становятся слабыми и ломкими.

ВИТАМИН С – защищает от вирусных и бактериальных инфекций, улучшает состояние кожи, способствует усвоению железа;    Источником витамина С являются  большинство фруктов и овощей: апельсины, мандарины, грейпфрукты, лимоны, тыква, вареная морковь, киви, сладкие перцы, черная смородина и клубника, квашенная капуста, отвар шиповника.

При  недостатке  витамина  С:  кровоточат  десны, слабые  нервы, плохая концентрация, частые   простуды, излишний вес, усталость, депрессия, плохой сон, слабое зрение.

ВИТАМИН Д –  участвует в формировании зубов и скелета здоровой нервной системы; содержится в жирной рыбе, яйцах и молочных продуктах, печени трески. Некоторые продукты, как например, маргарин, обогащены витамином D. 

При недостатке витамина Д наблюдается: близорукость, выпадение зубов, слабые мускулы, увеличенные суставы в коленях, нервные расстройства, раздражения, плохой сон, пессимизм, депрессия.

ВИТАМИН  Е  – улучшает общее самочувствие, повышает выносливость при физических нагрузках и занятиях спортом, повышает упругость и сохраняет влажность кожи; содержится в арахисе, горохе, кукурузе, в зеленых овощах. 

При недостатке витамина E наблюдается: быстрая утомляемость, повышенная возбудимость, появление на коже прыщей, медленное заживление ран и царапин.

ВИТАМИН РР – принимает участие в работе желудочно-кишечного тракта; содержится в мясе, молоке, горохе, бобах, грибах, гречке. 

При недостатке витамина РР наблюдается: язвенная болезнь  желудка, гастриты, заболевания нервной системы, кожные болезни.

Разработана  классификация витаминов, основанная на их физико-химических свойствах, прежде всего – на растворимости в воде или в жирах. Все известные витамины делятся на 2 большие группы: водорастворимые и                               жирорастворимые.

Водорастворимые витамины растворяются в воде и не накапливаются в организме. К ним относятся витамин  С, РР  и  группа витаминов В.        

 Витамины, содержащиеся в пище животного происхождения  относятся к жирорастворимым. Они накапливаются в жировых клетках и расходуются по мере необходимости.

К жирорастворимым витаминам относятся  витамин  А,  Е,  D  и др.  

3.  Чем грозит недостаток витаминов у детей?

 При всей жизненной необходимости витаминов природа распорядилась так, что организм человека должен получать их с пищей или в форме препаратов. Кроме того, наш организм не способен «запасать» витамины впрок, кроме витаминов А, Д, Е и поэтому должен получать их регулярно, в полном наборе и количествах обеспечивающих суточную потребность.

Витамины нужны нам в определённых дозах. Их  дефицит  ведет к нарушениям различных процессов  в организме, а дефицит отдельных витаминов вызывает серьезные заболевания.

Наиболее распространенной формой витаминной недостаточности у детей младшего школьного возраста является сниженная обеспеченность организма витаминами. 

Как правило, она сопровождается:

– значительным снижением устойчивости к действию инфекционных и токсических факторов;

– замедлением сроков выздоровления, в т.ч. при получении тяжелых травм, ожогов, после операций;

– снижением умственной работоспособности, что выражается в ухудшении памяти, концентрации внимания;

– отставанием в умственном и физическом развитии;

– снижением адаптации к нарастающим в детском возрасте физическим нагрузкам;

– обострением хронических заболеваний верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта;

– раздражительностью, головной болью (при недостаточности витаминов группы В, аскорбиновой кислоты);

– кровоточивостью десен (при недостаточности витамина С);

– сухостью кожи (при недостаточности витаминов А и др).

4.    Пути ликвидации дефицита витаминов.

Дефицит витаминов – одна из основных причин ухудшения состояния здоровья детей младшего школьного возраста, поэтому родители  должны постоянно контролировать содержание витаминов в их повседневном рационе.

Суточная норма  витаминов  для детей 7 – 10 лет составляет:

ГРУППА

ВИТАМИНОВ В, мг

РР, мг

С, мг

А, мкг

Д, мкг

Е, мг

ОТ 1.2 ДО 200

15

60

700

2.5

10

Исходя из этого, ребенок школьного возраста должен получать в сутки 500 мл молока или кисломолочного напитка, 50 г творога, 20 г сыра, 50 г рыбы, 150 – 200 г мясных продуктов, 1 яйцо, 25 – 40 г сливочного масла, 15 – 30 г растительного масла, 15 – 20 г сметаны.

Количество пищевого продукта, обеспечивающее необходимое потребление того или иного витамина, настолько велико, что в некоторых случаях достигает сотен граммов. Поглощение такого объема пищи в реальной жизни невозможно и недопустимо в связи с тем, что неизбежно приведет к избыточной массе тела, что отрицательно скажется на будущем здоровье ребенка.

Однако рацион современного школьника, состоящий из натуральных продуктов,  оказывается не в состоянии обеспечить растущий организм необходимым ему количеством витаминов. Поэтому  ликвидировать дефицит витаминов можно с помощью поливитаминных препаратов, предназначенных для детей разного возраста.

Сегодня в аптеках предлагается большой выбор разнообразных витаминных препаратов.  Примером поливитаминного комплекса может служить АЛФАВИТ Школьник, МУЛЬТИ-ТАБС – ШКОЛЯР, КОМПЛИВИТ, ПИКОВИТ и другие.  Современные  поливитаминные препараты содержат полный набор витаминов в количестве, сопоставимом с возрастным рекомендуемым суточным потреблением. Все витамины, входящие в их состав, полностью идентичны «природным», присутствующим в натуральных пищевых продуктах.  

Все поливитаминные препараты необходимо принимать постоянно – курсами.

Это способствует:

– повышению работоспособности, выносливости;

– повышению сопротивляемости к заболеваниям;

– улучшению состояния кожи, волос, ногтей;

– улучшению памяти и усвоения учебного материала.

Таким образом, чтобы обеспечить  достаточное поступления витаминов в организм необходимо употреблять в пищу не только больше натуральных продуктов (свежих овощей, фруктов, мяса, молочных продуктов и т.д.),  но и  принимать поливитаминные препараты.  Потому что, именно,  от комплексного  употребления  витаминов (продуктов и поливитаминных препаратов) зависит состояние здоровья  человека.

5.  Практическая часть.

5.1. Анкетирование обучающихся.

 С целью изучения значимости витаминов для растущего организма, мною было проведено анкетирование  обучающихся 2-4 классов. Результаты представлены в таблице:

Вопросы

Варианты ответов

а

б

в

г

1. Вы знаете, что такое витамины?

а) да

б) знаю, но недостаточно

в) нет

32

17

1

2. Вы часто их принимаете?

а) да

б) нет

в) иногда

14

6

30

3. Если вы лечитесь витаминами, то

а) по совету врача

б) по совету родителей

в) по совету знакомых

г) не лечимся

27

18

5

4. Много ли они значат?

а) да (много значат)

б) практически ничего не значат

в) нет (ничего не значат

38

9

3

5.Какие витамины вы принимаете

Ваши варианты ответа.

Овощи, фрукты (капуста, морковь, яблоки и др.) –

25 детей

Аскорбиновая к?