Истина красота добро польза справедливость являются ценностями

Истина красота добро польза справедливость являются ценностями thumbnail

МОКУ «Падунская школа-интернат»

ОЛИМПИАДА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

для 8,9 классов

Вопросы на 1 балл

1.Государство – это понятие:
А) политическое
Б) социальное
В) географическое
Г) экономическое

2. Патриоты – это:
А) люди, которые родились в одном месте
Б) те, кто любят свою родину
В) граждане одной страны
Г) работники промышленного предприятия

3. Молодой человек становится совершеннолетним в:
А) 15 лет
Б) 16 лет
В) 17 лет
Г) 18 лет

4. Тот, кто предлагает работу, именуется:
А) работником
Б) менеджером
В) экономистом
Г) работодателем

5. Главой государства в Российской Федерации является:
А) Председатель Правительства
Б) Председатель Совета Федерации
В) Президент РФ
Г) Председатель Государственной Думы

6. Субъект РФ, в котором ты живешь, называется:
А) Кемеровская область
Б) Кемеровский край
В) Кемеровская губерния
Г) Земля Кузнецкая

7. В каком варианте ошибка? Человек отличается от животного тем, что
А) умеет изготовлять орудия труда
Б) владеет речью
В) обладает мышлением
Г) живет инстинктами

8. Согласно закону, источником власти в РФ является:
А) многонациональный народ
Б) Президент РФ
В) Федеральное Собрание
Г) Правительство РФ

Вопросы на 2 балла

9. Истина, Красота, Добро, Польза, Справедливость, Свобода. Эти понятия объединяет то, что они являются:
А) идеалом
Б) духовными ценностями
В) добром
Г) моралью

10. Установите верность или ложность утверждений «да» или «нет»
а) Каждый человек имеет право на выбор профессии __________
б) Закон допускает труд в ночное время для всех желающих __________
в) Конституцию называют основным законом страны __________
г) В российском обществе больше ценится индивидуализм, эгоизм __________
д) Сознание свойственно и человеку и животному ___________

11. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к ценностям. Найдите и укажите «лишнее» слово.
Мораль, добро, этика, благородные поступки, зло

12.Из фрагментов собери слова:
НА СТИ СТВ ИН СЛЕД ОСТЬ НКТ ЕНН

_________________________________________________________________________________

13. Выбери из данного списка ветви государственной власти:
А) законодательная
Б) правительственная
В) исполнительная
Г) депутатская
Д) судебная

14. Объединение кровных родственников или близких людей, у которых общий дом и хозяйство, называется:
А) Группой
Б) Коллективом
В) Семьей
Г) Командой

Вопросы на 3 балла

15. Прочитайте известные высказывания. Определите, какая тема их объединяет.
Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей.
Два уха и один язык даны нам для того, чтобы больше слушать и меньше говорить.
Умение слушать теряется, едва приобретается умение говорить.
Больше всех говорит тот, кому нечего сказать.
Если не умеешь говорить, то научись слушать.
А) познание
В) общение
Б) труд
Г) игра

16.Определи, о каком понятии идет речь, запиши это понятие:
Вознаграждение за выполненную работу, за оказанную услугу — это ______________________

17.Запиши название норм, о которых идет речь в приведенных примерах:
— Поддержка друга.
— Уважительное отношение к старшим.
— Помощь родителям.
— Справедливое отношение к людям.
Эти нормы называются ______________________________________________________________

18.Сформулируй золотое правило морали.

__________________________________________________________________________________

19.Основной Закон Российской Федерации называется

_________________________________________________

Вопросы на 5 баллов

20.Вставив пропущенные слова (вместе, природа, человек, общество), вы восстановите высказывания современного бразильского писателя и русского литературного критика.
Человек тогда (а)_____________________________, когда он со всеми (б)_________________.
(Ж.Амаду)
Создаёт человека (в)___________________________, но развивает и образует его (г)____________________________________________.
(В.Г. Белинский)

21. Нормы права регулируют:
А) мысли человека
Б) совесть человека
В) действия человека
Г) все варианты верны

22. К какой из сфер общественной жизни относится семья?
А) экономической
Б) социальной
В) политико-правовой
Г) духовной
Д) ни к одной из выше перечисленных

23. В Российской Федерации государственной религией является (являются):
А) христианство
Б) православие
В) традиционные религии России — православие, христианство, ислам, буддизм, иудаизм
Г) ни один из ответов не верен

24. Право – это система обязательных правил поведения, выработанных в обществе или установленных государством, которая поддерживается:
А) авторитетом президента
Б) принуждением власти
В) совестью человека
Г) традициями общества

25. Что из перечисленного не рассматривается законодательством в качестве конституционной обязанности граждан Российской Федерации?
А) уплата налогов государству
Б) соблюдение законов
В) забота о сохранении исторического и культурного наследия
Г) участие в выборах

Ответы на вопросы: 1– А; 2 – Б; 3 – Г; 4 – Г; 5 – В; 6 – А; 7 – Г; 8 – А; 9– Б; 10 – А (да), Б (нет), В (да), Г (нет), Д (нет); 11– Зло; 12 – инстинкт, наследственность; 13 – А, В, Д; 14 – В; 15 – В; 16– Зарплата; 17 – Моральные нормы; 18 – Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе; 19 – Конституция; 20 – а (человек), б (вместе), в (природа), г (общество); 21– В; 22 – Б; 23 – Г; 24 – Б; 25 – Г.

Читайте также:  Чай шиповник и боярышник польза

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/329075-olimpiada-po-obschestvoznaniju

Источник

Глава 8. Личность и её духовная сфера

Базовые ценности личности

С ценностями мы сталкиваемся на каждом шагу, хотя задумываемся об этом очень редко. Ещё реже мы задаём себе следующие вопросы:

    • Как влияют ценности на наше поведение?

    • Какую ценность следует выбрать, если их несколько?

    • Что делать, если между ними возник конфликт?

Если обобщить всё многообразие конкретных проявлений, видов, типов и форм ценностей, свести их к немногим главным, то придётся выделить семь фундаментальных ценностей, важных для всех людей и для всех сфер общества. Это: Истина, Красота, Добро, Польза, Господство, Справедливость, Свобода.

Ведущим мотивом экономической сферы является Польза. Не важно, в каких частных терминах она выражается: прибыль, выгода и т. д. Социальная сфера общества — повседневная борьба за существование миллионов простых людей. В ней главным мотивом является Справедливость. Равенство, братство, коллективизм, дружба, обмен, сотрудничество основаны на справедливости. Она их высший лейтмотив и смысл.

Политика строится вокруг другой фундаментальной ценности — Господства. Борьба за власть, лидерство, доминирование, подавление, карьера, конкуренция — все они своим лейтмотивом имеют одно, господство. Формы проявления разные, а суть одна.

Духовная сфера — самая разнородная изо всех четырёх. Сюда входят образование, наука, культура и религия. Они опираются сразу на три великие ценности — Истину, Красоту и Добро. Религия строится вокруг добра, наука — вокруг истины, культура и искусство — вокруг красоты. Образование находится на пересечении добра и истины.

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: Истину — Добро — Красоту. Союз Красоты и Добра даёт изящные искусства, а союз Красоты и Пользы — прикладные искусства. Цирк, спорт, архитектура, дизайн сочетают Красоту и Пользу.

Особняком стоит Свобода. Многие готовы отдать за неё свою жизнь. Иногда люди выражаются так: лучше умереть свободным, чем сытым. Свобода нужна всем людям и во всех четырёх сферах. В экономической сфере предприниматели без свободы от государства не могут построить успешный бизнес. Свяжи их по рукам ограничительными законами и постановлениями, и никакой пользы (выгоды) они не увидят. Нужна свобода вероисповедания и в религии. Не меньше свобода творчества ценится в науке, образовании и искусстве. Свобода нужна и политикам. Свобода нужна в частных делах рядовым гражданам. В таком случае мы должны признать, что свобода — общее для всех достояние, общая всем ценность.

Разумеется, сказанное представляет весьма схематичную и одностороннюю картину мира. В жизни всё гораздо сложнее. Скажем, учёный создаёт не только истинную, но и полезную теорию, а художник стремится принести своей красотой ещё и добро людям. Один человек стремится не к одной, а к нескольким ценностям. Одна сфера общества не может строиться на единственной ценности. Это понятно. Но следует понять ещё и другое.

Описанная выше картина имеет то предназначение, что помогает, убрав частности, выделить главное. Характер человека, как и характер общественной сферы, определяется одной, ставшей для них центральной, ценностью. Нельзя стремиться к выгоде и добру одновременно. Существуют исключающие друг друга ценности.

Но правильно и то, что некоторые, казалось бы, разные ценности могут соседствовать, уживаться одна с другой, давать неплохой союз. Так, стремление к выгоде может неплохо уживаться с господством.

Учёные высказывают мнение, что в число неколебимых ценностей семейной жизни входят верность и постоянство; огромная любовь к детям в сочетании со строгой дисциплиной; уважение к каждому человеческому существу и внутреннее духовное напряжение, придающее смысл жизни. Все разногласия разрешаются как бы сами собой, если люди избегают хвастовства, раздражительности, зависти, ревности, себялюбия, нетерпимости, грубости и т. д.

Мы выбираем одни ценности и отторгаем другие. Одни стремятся заработать как можно больше. Для них эталоном поведения служит Польза (выгода). Другие считают, что не в деньгах счастье, главное сохранить гармонию внутреннего мира и поступать честно.

Конфликт ценностей

Но иногда ценности вступают в конфликт. Это происходит тогда, когда достижение одной цели мешает выполнению другой.

Допустим, для вас важны такие ценности, как хорошие друзья и учёба в престижной школе. Вы в одинаковой степени цените то и другое. Но в жизни возникают ситуации, когда приходится ради одного жертвовать другим. Предположим, ваша семья прекрасно устроена, живёт в заменательном доме, у вас милые соседи, с которыми вы поддерживаете самые добрые отношения. У вас много верных друзей, но до конца вы не можете назвать себя счастливым, поскольку школа вас не очень устраивает — низкий уровень образования.

И вот представилась возможность переехать в другой район или переменить школу. Как поступить? Вы приобретёте школу, о которой мечтаете, но потеряете старых друзей. Как выбрать и легко ли это сделать?

Вы должны принять решение, в основе которого лежит конфликт двух ценностей — верные друзья и престижная школа. Ваше решение зависит от выбора: какую ценность считать более важной. Но независимо от того, какое решение принять — оставаться или уезжать, — оно будет иметь самые серьёзные последствия. Одно исключает другое.

Читайте также:  С пользой провести время на английском языке

Подросткам постоянно приходится сталкиваться с конфликтом ценностей, когда они должны принять решение относительно своего поведения или поступка. Родители ожидают одного, а друзья — совсем иного. Чьё одобрение они ценят выше — родителей или друзей?

В основе конфликта ценностей лежит нравственная дилемма (посылка) — затруднительный выбор между двумя равно неприятными возможностями. Вот пример такой дилеммы.

Муж и жена живут в деревне. Они очень бедны. Жена тяжело болеет, а местные врачи ничем не могут помочь, поскольку не располагают необходимыми лекарствами. Ситуация критическая. Муж отправляется в город и находит аптеку, где продаётся нужное лекарство. Оно стоит дорого, а у него нет денег. Аптекарь отказывается помочь. Других возможностей получить лекарство нет. Той же ночью мужчина возвращается в аптеку и крадёт лекарство для умирающей жены. Правильно ли он поступил?

Жизненные ценности подростков

На какие ценности ориентируются сегодняшние подростки? Многие считают, что подростки всё больше ценят собственные интересы. В частности, имеются документальные свидетельства того, что финансовые, а не философские вопросы больше всего волнуют учащихся. Так, было установлено, что начиная с 1990-х гг. юноши и девушки всё меньше и меньше осуждают эгоизм и обман. Не исключено, что причиной послужили проявления коррупции в политике и бизнесе, а также те материальные трудности, с которыми молодым людям приходится сталкиваться. Возможно, у молодёжи и подростков складывается впечатление, что это и есть норма нашей жизни. Или они думают, если такое позволено другим и ведёт к успеху, то почему оно не может быть позволено мне? Во всяком случае, заметно возрастает терпимость по отношению к обману ради денег, к эгоистичному и безответственному поведению.

Может быть, современные молодые люди становятся в большей степени материалистами и реалистами, чем их сверстники в прежние времена? Или юноши и девушки, несмотря ни на что, остаются идеалистами?

Существуют научные данные, подтверждающие оба предположения. Исследование показало: 1) молодёжь хочет быть похожей на себя, а не на идеальных героев романов, героев кинофильмов или великих людей; 2) она стремится сделать успешную карьеру в шоу-бизнесе, предпринимательстве, промышленности или науке (начиная от певцов и заканчивая археологами). Кто-то мечтал стать просто богатым человеком, а кто-то — физически привлекательным и популярным.

Вместе с тем значительная часть опрошенных хотела бы стать дружелюбными и вежливыми людьми с хорошо развитым чувством юмора, быть честными, надёжными, трудолюбивыми, добрыми. Исходя из этого, учёные пришли к выводу: во всём мире и во все времена молодым людям свойственно быть идеалистами.

Итак, юноши и девушки остаются и материалистами, и идеалистами. Соотношение материалистических и идеалистических ценностей, однако, меняется с возрастом. Чем моложе люди, тем больше они идеалисты и романтики. И наоборот, чем старше становится человек, тем скорее он превращается в материалиста.

Материалист — человек, преувеличивающий влияние вещественных или материальных факторов на поведение людей и жизнь общества.

— человек, преувеличивающий влияние вещественных или материальных факторов на поведение людей и жизнь общества.

Идеалист — человек, преувеличивающий роль духовных ценностей и идеалов в повседневной жизни и в развитии общества.

Однако в юности идеализм, зародившийся в подростковом возрасте, нередко превращается в максимализм. Мне надо всё и сразу, я хочу дружбы вечной и искренней или мне не нужно вообще никакой. Такой идеализм, оказывается, выражает себя в озабоченности социальными проблемами. Несогласие с бедностью и неравенством, наркоманией и призывами к войне. Разве плох такой максимализм?

Так кто же они на самом деле, современные юноши и девушки, идеалисты или материалисты? Они идеалисты потому, что хотят перестроить наше общество в соответствии с лучшими идеалами, которые выработало человечество за многие тысячелетия. Они материалисты потому, что не витают в облаках и не устраняются от борьбы. Они последовательно отстаивают свои убеждения и претворяют в жизнь свои замыслы. Вот какая нынешняя молодёжь.

Именно в подростковом периоде закладывается фундамент долговременных ценностей. Они ориентированы на вечные вопросы бытия, а не на достижение сиюминутной цели. В них выражена забота о будущем, мысли о реформировании общества. Вечные ценности очень абстрактны и альтруистичны, они направлены на «других», а не «на себя ».

Культурные ценности разнятся у отдельных народов в зависимости от исторических, географических и социальных условий, но моральный кодекс абсолютен, он неподвластен месту и времени. Относительные культурные ценности существовали наряду с такими проявлениями зла, как рабство, крепостное право и даже геноцид. В наши дни эти крайние проявления заклеймены, но какое-то зло всегда может быть противопоставлено нравственному принципу любви.

Западные ценности индивидуальной свободы сформировались на равнинах Северной Америки. Изолированность, независимость и необходимость полагаться только на себя стали восприниматься как национальные черты характера и, несмотря на изрядный налёт романтики, продолжают оказывать влияние на людей и сегодня. С малых лет японцу прививают жёсткую систему ценностей: верность, преданность по отношению к императору, государству и нации, сыновний долг по отношению к родителям и предкам, обязательства по отношению к своей работе.

Читайте также:  Кукурузная каша польза и вред для кормящих

В дореволюционной России суровая природа заставила людей сплотиться в большие общины, помогавшие им выжить. Поэтому здесь привился иной культурный опыт, основанный на ценностях взаимной зависимости и равенства.

     Окончание >>>

Источник

Олимпиадные вопросы по обществознанию 6 класс

2012 – 20013 учебный год

Часть А

1. Государство – это понятие:
а) политическое;
б) социальное;
в) географическое;
г) экономическое

2. Патриоты – это:

а) люди, которые родились в одном месте

б) те, кто любят свою родину

в) граждане одной страны

г) работники промышленного предприятия.

3. Молодой человек становится совершеннолетним в:
а) 15 лет; б) 16 лет; в) 17 лет; г) 18 лет;

4. Тот, кто предлагает работу, именуется:
а) работником;
б) менеджером;
в) экономистом;
г) работодателем

5. Главой государства в Российской Федерации является:
а) Председатель Правительства;
б) Председатель Совета Федерации;
в) Президент РФ;
г) Председатель Государственной Думы.

6. Самой первое демократическое государство появилось в:
а) Древнем Египте;
б) Древнем Вавилоне;
в) Древней Греции;
г) Древнем Риме.

7. Наша Родина называется:
а) Российская империя;
б) Российская республика;

в) Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика;

г) Российская Федерация.

8. Субъект РФ, в котором ты живешь, называется:
а) Саратовская область;
б) Саратовский край;
в) Саратовская губерния;
г) Земля Саратовская.

9. В каком варианте ошибка? Человек отличается от животного тем, что
а) умеет изготовлять орудия труда;
б) владеет речью;
в) обладает мышлением;
г) живет инстинктами.

10. Самостоятельно распоряжаться полученными доходами можно с:
а) 18 лет; б) 14 лет; в) 16 лет; г) 21 года.

11. Совершать мелкие бытовые сделки можно с:
а) 14 лет; б) 16 лет; в) 6 лет; г) 18 лет.

12. Образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений называется:
а) моралью;
б) ценностью;
в) идеалом;
г) правом

13. Согласно закону, источником власти в РФ является:
а) многонациональный народ;
б) Президент РФ;
в) Федеральное Собрание;
г) Правительство РФ.

14. Истина, Красота, Добро, Польза, Справедливость, Свобода. Эти понятия объединяет то, что они являются:
а) идеалом;
б) духовными ценностями;
в) добром;
г) моралью.

15. Большинство населения нашей страны составляют:
а) жители мегаполисов;
б) жители городов;
в) дачники;
г) жители пригородных зон.

Часть В

В 1. Установите верность или ложность утверждений «да» или «нет»

а) Каждый человек имеет право на выбор профессии
б) Закон допускает труд в ночное время для всех желающих
в) Конституцию называют основным законом страны
г) В российском обществе больше ценится индивидуализм, эгоизм

д) Сознание свойственно и человеку и животному
Ответы:

а) __________

б) __________

в) __________

г) __________

д) __________

В 2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к ценностям.
1) Найдите и укажите «лишнее» слово
2) Объясните его значениеМораль, добро, этика, благородные поступки, зло
Ответы:

  • ___________________________________________________________________

  • ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В 3. Вставь нужные слова вместо пропусков:
1) Науки, изучающие живую и неживую природу называются ________________.
2) Науки, изучающие человека, формы совместной жизни людей называются _____________.

В 4. Из предложенного списка выберите только черты сельской жизни:

а) их жизнь не богата историческими событиями
б) здесь действуют водопровод, отопление…
в) повышенный шум, запылённость атмосферы
г) человек занят домашним хозяйством, промыслами
д) ослабленное здоровье
е) здесь признаётся «тыканье» и обращение друг к другу по имени
ж) неработающие соседи присматривают за детьми
з) большое количество дворов, шоссе, парков

Ответ: ____________________ .

В 5. Из фрагментов собери слова:

НА СТИ СТВ ИН СЛЕД ОСТЬ НКТ ЕНН

Ответ 1) _______________________

2) _______________________ .

Ответы на олимпиадные задания

№/№

Правильный ответ

Балл

1.

А

1

2.

Б

1

3.

Г

1

4.

Г

1

5.

В

1

6.

В

1

7.

Г

1

8.

А

1

9.

Г

1

10.

В

1

11.

В

1

12.

В

1

13.

А

1

14.

Б

1

15.

Б

1

В 1.

А) да

Б) нет

В) да

Г) нет

Д) нет

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Макс. – 5 б.

В 2.

  • Зло

  • Зло – это ….

1) 1 б.

2) ответ может быть разным, главное, чтобы учащийся изложил суть понятия – 2 б.

Макс. – 3 б.

В 3.

  • Естественнонаучные

  • Гуманитарные

По 1 б.

Макс. – 2 б.

В 4.

а, г, е, ж

Если даны все варианты – 2, не все – 1 – 0 б.

В 5.

Инстинкт, наследственность

По 1 баллу

Макс. – 2 б.

Итого

29 б.

Источник