Истина красота добро польза справедливость свобода

Истина красота добро польза справедливость свобода thumbnail

Олимпиадные вопросы по обществознанию 6 класс

2012 – 20013 учебный год

Часть А

1. Государство – это понятие:
а) политическое;
б) социальное;
в) географическое;
г) экономическое

2. Патриоты – это:

а) люди, которые родились в одном месте

б) те, кто любят свою родину

в) граждане одной страны

г) работники промышленного предприятия.

3. Молодой человек становится совершеннолетним в:
а) 15 лет; б) 16 лет; в) 17 лет; г) 18 лет;

4. Тот, кто предлагает работу, именуется:
а) работником;
б) менеджером;
в) экономистом;
г) работодателем

5. Главой государства в Российской Федерации является:
а) Председатель Правительства;
б) Председатель Совета Федерации;
в) Президент РФ;
г) Председатель Государственной Думы.

6. Самой первое демократическое государство появилось в:
а) Древнем Египте;
б) Древнем Вавилоне;
в) Древней Греции;
г) Древнем Риме.

7. Наша Родина называется:
а) Российская империя;
б) Российская республика;

в) Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика;

г) Российская Федерация.

8. Субъект РФ, в котором ты живешь, называется:
а) Саратовская область;
б) Саратовский край;
в) Саратовская губерния;
г) Земля Саратовская.

9. В каком варианте ошибка? Человек отличается от животного тем, что
а) умеет изготовлять орудия труда;
б) владеет речью;
в) обладает мышлением;
г) живет инстинктами.

10. Самостоятельно распоряжаться полученными доходами можно с:
а) 18 лет; б) 14 лет; в) 16 лет; г) 21 года.

11. Совершать мелкие бытовые сделки можно с:
а) 14 лет; б) 16 лет; в) 6 лет; г) 18 лет.

12. Образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений называется:
а) моралью;
б) ценностью;
в) идеалом;
г) правом

13. Согласно закону, источником власти в РФ является:
а) многонациональный народ;
б) Президент РФ;
в) Федеральное Собрание;
г) Правительство РФ.

14. Истина, Красота, Добро, Польза, Справедливость, Свобода. Эти понятия объединяет то, что они являются:
а) идеалом;
б) духовными ценностями;
в) добром;
г) моралью.

15. Большинство населения нашей страны составляют:
а) жители мегаполисов;
б) жители городов;
в) дачники;
г) жители пригородных зон.

Часть В

В 1. Установите верность или ложность утверждений «да» или «нет»

а) Каждый человек имеет право на выбор профессии
б) Закон допускает труд в ночное время для всех желающих
в) Конституцию называют основным законом страны
г) В российском обществе больше ценится индивидуализм, эгоизм

д) Сознание свойственно и человеку и животному
Ответы:

а) __________

б) __________

в) __________

г) __________

д) __________

В 2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к ценностям.
1) Найдите и укажите «лишнее» слово
2) Объясните его значениеМораль, добро, этика, благородные поступки, зло
Ответы:

  • ___________________________________________________________________

  • ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В 3. Вставь нужные слова вместо пропусков:
1) Науки, изучающие живую и неживую природу называются ________________.
2) Науки, изучающие человека, формы совместной жизни людей называются _____________.

В 4. Из предложенного списка выберите только черты сельской жизни:

а) их жизнь не богата историческими событиями
б) здесь действуют водопровод, отопление…
в) повышенный шум, запылённость атмосферы
г) человек занят домашним хозяйством, промыслами
д) ослабленное здоровье
е) здесь признаётся «тыканье» и обращение друг к другу по имени
ж) неработающие соседи присматривают за детьми
з) большое количество дворов, шоссе, парков

Ответ: ____________________ .

В 5. Из фрагментов собери слова:

НА СТИ СТВ ИН СЛЕД ОСТЬ НКТ ЕНН

Ответ 1) _______________________

2) _______________________ .

Ответы на олимпиадные задания

№/№

Правильный ответ

Балл

1.

А

1

2.

Б

1

3.

Г

1

4.

Г

1

5.

В

1

6.

В

1

7.

Г

1

8.

А

1

9.

Г

1

10.

В

1

11.

В

1

12.

В

1

13.

А

1

14.

Б

1

15.

Б

1

В 1.

А) да

Б) нет

В) да

Г) нет

Д) нет

По 1 баллу за каждый правильный ответ. Макс. – 5 б.

В 2.

  • Зло

  • Зло – это ….

1) 1 б.

2) ответ может быть разным, главное, чтобы учащийся изложил суть понятия – 2 б.

Макс. – 3 б.

В 3.

  • Естественнонаучные

  • Гуманитарные

По 1 б.

Макс. – 2 б.

В 4.

а, г, е, ж

Если даны все варианты – 2, не все – 1 – 0 б.

В 5.

Инстинкт, наследственность

По 1 баллу

Макс. – 2 б.

Итого

29 б.

Источник

Урок литературы в 9 классе

Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность. Шедевры мировой литературы

Читайте также:  Польза дикорастущих растений для человека

Цели: способствовать формированию представления о национальных ценностях и традициях, формирующих проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос , обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия : добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

I.Оргмомент.

II. Постановка проблемного вопроса.

-У нас первый урок литературы в этом году. Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

III. Актуализация знаний/

– Давайте откроем учебник и познакомимся с ним. (Автор, содержание, разделы, форзац, иллюстрации, условные обозначения)

– Что мы знаем о литературе? Что мы называем литературой?

Литерату́ра — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства.

Давайте попробуем понять смысл этого определения. Прежде всего, подумаем, почему же литературу называют одним из видов искусства.

– Какие виды искусства вы знаете? 

– Как каждый вид искусства себя выражает?

– Что является результатом творения этих видов искусства?

– Поэт и писатель выражает свои мысли, чувства, эмоции при помощи слова. Каким же талантливым он должен быть, чтобы выразить словами то, что он чувствует, чтобы его понял каждый читатель.

– Как вы думаете, о чем говорит писатель нам, читателям, какие темы поднимает в своих произведениях?

IV. Перед началом диалога предлагаю  Эссе.

Подумайте, какие важные вопросы в нём затронуты и как это связано с темой урока.

XIV областной виртуальный конкурс Эссе «Простые слова»

на тему: «Истина, добро, красота»(Работу выполнила: ученица 10 кл. Бубнова Анна (16 лет)Саратов 2014

        Простые слова “истина”, “добро”, “красота”. Мы слышим их с детства, привыкаем к ним, часто их употребляем. И только теперь, когда я села писать это эссе, я задумалась: а ведь действительно, что эти слова значат для всех вместе и для каждого в отдельности? Почему мы, часто произнося их и понимая смысл этих слов, поступаем наоборот?

Итак –  “добро”. Тут, казалось бы, все понятно. Добро – это справедливость, ответственность, милосердие, любовь к ближнему, к Отечеству, отзывчивость, готовность прийти на помощь, верность… Перечислять можно долго, то есть, в моем понимании добро – это все то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества. Но почему вопрос о добре относится к “вечным вопросам” и человечество уже много веков отвечает на него? Чтобы все были счастливы, соблюдай простое правило: не делай другому того, чего себе не желаешь, то есть зла, чтобы мир стал добрее. Всем известно выражение: “Добро должно быть с кулаками”.  Но добро, навязанное силой и поддерживаемое с помощью неё, не перестает ли быть добром? Журналист Владимир Голобородько на эту тему высказался так:  “Дай кулаки добру, так зло сразу же объявит себя добром”. А сколько можно привести примеров, когда люди, совершившие зло, оправдывали себя тем, что это было сделано во имя добра.  Так, начиная с древности, с фактов приношения жертв во имя жизни и заканчивая современностью: это и многострадальная Украина (ведь пришедшие к власти силы обещают счастье народу – счастье на крови), это и политика американского правительства, которое под девизом борьбы с терроризмом и становления демократии вмешивается в дела других государств и сеет там хаос. Где здесь грань, которая отделит добро от зла? Какова цена добра? Великий  Микеланджело Буонароти сказал: “Не знаю, что лучше – зло ли, приносящее пользу, или добро, приносящее вред”.        

Очевидно, что всем приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны сами быть таковыми. Простая истина: чтобы в жизни было больше добра, необходимо помогать людям, не завидовать никому, прощать ошибки другим, поступать честно и справедливо. Ведь это сделать не сложно?

Добро – это движение души, сердца, а истина – движение разума. С точки зрения обществознания, “истина” – это подкрепленное практикой, научным экспериментом утверждение, точно отражающее действительность. Мы знаем об относительной и абсолютной истине. Но и здесь возникают вопросы: почему то, что кажется всем истинным и верным, часто в жизни не реализуется? Достаточно опять вспомнить о добре и зле. Немецкая писательница Фанни Левальд писала, что истина часто бывает настолько проста, что в нее не верят. А еще говорят, что “сколько людей, столько и мнений”. Можно ли это перефразировать как “сколько людей, столько и истин”, ведь вряд ли кто-то будет о себе говорить, что он лжет? Значит ли это, что истин много? Каждый считает истиной то, что хочет считать таковой. Мир еще не совершенен и изменчив, и наши знания о нем ограничены. Но каждому из нас хочется быть правым в своих суждениях и умозаключениях, добиться истины, узнать верные ответы на свои вопросы. И здесь, на мой взгляд, надо действительно стремиться к объективности, даже если это противоречит чьим-то желаниям. Ведь “главное препятствие познания истины есть не ложь, а подобие истины” (Л.Н.Толстой). Таким образом, истина и добро, разум и душа – две стороны человеческого баланса.

Читайте также:  Мясо дикой козы польза и вред

Русский философ В.С.Соловьев сказал: “Встаньте на почву истины, и путеводными звездами засияют красота и добро”. О красоте тоже можно много рассуждать – это и женская красота, красота природы, красота произведения искусства и многое другое, но самое интересное то, что красоту каждый из нас видит по-разному и, возможно, там, где другой и не видит её. Я считаю, что важнее всего красота души. Можно жить в не очень красивой местности, быть не слишком привлекательным внешне, но человек красив, если у него есть душа, если его внутренний мир возвышен и прекрасен. Конечно, красота тела и лица может восхищать. Но эта красота неполноценна, всегда будет казаться, что чего-то не хватает, если это будет “холодная” красота. Именно связь добра и красоты сделает мир лучше.

Подводя общую черту, хочу отметить, что современное общество называют обществом потребления и потребителей. В первую очередь, в личных качествах человека стали ценить деловитость, предприимчивость, рационализм. Но вместе с рациональными знаниями и умением мыслить важно развивать эмоционально-нравственную сферу человека, что предполагает самосовершенствование, гуманистическое мировоззрение, гражданскую позицию, т.е. то, что мы относим к пониманию “нравственной личности”. И потому я уверена, что красота, добро и истина (и каждая ценность по отдельности) являются отличительными признаками человечности. Я попыталась  в своем  эссе соединить эти понятия, потому что между ними, на мой взгляд, существует неразрывная взаимосвязь, эти простые слова и делают человека человеком.

V. Работа со статьёй учебника стр3-4

Составить тезисный план.

VI. Мотивация учебной деятельности, стимулирование познавательного интереса.

– Итак, для чего нужна литература? Каких героев вы особенно хорошо помните? Каких авторов, какие книги вам больше всего нравятся? Какие качества в людях и в литературных героях вы больше всего цените?

– Литература помогает нам в жизни? Она дает нам совет, отвечает на наши вопросы? Мы сравниваем себя с литературными героями? На кого из них хотелось бы быть похожим?

– Как вы думаете, на что в человеке прежде всего воздействует любой вид искусства и, конечно же, литература?

– Согласны ли вы с таким утверждением: «У каждого человека есть чувства, эмоции, душа»?

– Прочитав одну и ту же книгу, все читатели одинаково ее оценят, или мнения могут быть разными? Почему?

-Что значит быть хорошим читателем?

Советы читателю(записать в тетрадь):

Читать как можно больше.

Читать то, что интересно.

Знакомиться с аннотацией перед чтением всей книги.

Читать вдумчиво.

VII. Беседа.

Что вы прочитали летом, скажите названия книг и назовите имена авторов.

– Назовите имена героев произведений, которые оставили яркое впечатление в вашей памяти.

– О чем вам хотелось бы прочитать в течение учебного года?

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

– Чем интересен для вас был этот урок? 

-Что нового вы узнали?

Оценки за урок.

Домашнее задание. Стр.6-12. План для пересказа статьи о древнерусской литературе

История «Слова (стр.10-11)

Прочитать «Слово» стр. 160-189

Источник

МОКУ «Падунская школа-интернат»

ОЛИМПИАДА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

для 8,9 классов

Вопросы на 1 балл

1.Государство – это понятие:
А) политическое
Б) социальное
В) географическое
Г) экономическое

2. Патриоты – это:
А) люди, которые родились в одном месте
Б) те, кто любят свою родину
В) граждане одной страны
Г) работники промышленного предприятия

3. Молодой человек становится совершеннолетним в:
А) 15 лет
Б) 16 лет
В) 17 лет
Г) 18 лет

4. Тот, кто предлагает работу, именуется:
А) работником
Б) менеджером
В) экономистом
Г) работодателем

5. Главой государства в Российской Федерации является:
А) Председатель Правительства
Б) Председатель Совета Федерации
В) Президент РФ
Г) Председатель Государственной Думы

Читайте также:  Как отразить штраф в нашу пользу проводки

6. Субъект РФ, в котором ты живешь, называется:
А) Кемеровская область
Б) Кемеровский край
В) Кемеровская губерния
Г) Земля Кузнецкая

7. В каком варианте ошибка? Человек отличается от животного тем, что
А) умеет изготовлять орудия труда
Б) владеет речью
В) обладает мышлением
Г) живет инстинктами

8. Согласно закону, источником власти в РФ является:
А) многонациональный народ
Б) Президент РФ
В) Федеральное Собрание
Г) Правительство РФ

Вопросы на 2 балла

9. Истина, Красота, Добро, Польза, Справедливость, Свобода. Эти понятия объединяет то, что они являются:
А) идеалом
Б) духовными ценностями
В) добром
Г) моралью

10. Установите верность или ложность утверждений «да» или «нет»
а) Каждый человек имеет право на выбор профессии __________
б) Закон допускает труд в ночное время для всех желающих __________
в) Конституцию называют основным законом страны __________
г) В российском обществе больше ценится индивидуализм, эгоизм __________
д) Сознание свойственно и человеку и животному ___________

11. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к ценностям. Найдите и укажите «лишнее» слово.
Мораль, добро, этика, благородные поступки, зло

12.Из фрагментов собери слова:
НА СТИ СТВ ИН СЛЕД ОСТЬ НКТ ЕНН

_________________________________________________________________________________

13. Выбери из данного списка ветви государственной власти:
А) законодательная
Б) правительственная
В) исполнительная
Г) депутатская
Д) судебная

14. Объединение кровных родственников или близких людей, у которых общий дом и хозяйство, называется:
А) Группой
Б) Коллективом
В) Семьей
Г) Командой

Вопросы на 3 балла

15. Прочитайте известные высказывания. Определите, какая тема их объединяет.
Не огорчаюсь, если люди меня не понимают, огорчаюсь, если я не понимаю людей.
Два уха и один язык даны нам для того, чтобы больше слушать и меньше говорить.
Умение слушать теряется, едва приобретается умение говорить.
Больше всех говорит тот, кому нечего сказать.
Если не умеешь говорить, то научись слушать.
А) познание
В) общение
Б) труд
Г) игра

16.Определи, о каком понятии идет речь, запиши это понятие:
Вознаграждение за выполненную работу, за оказанную услугу — это ______________________

17.Запиши название норм, о которых идет речь в приведенных примерах:
— Поддержка друга.
— Уважительное отношение к старшим.
— Помощь родителям.
— Справедливое отношение к людям.
Эти нормы называются ______________________________________________________________

18.Сформулируй золотое правило морали.

__________________________________________________________________________________

19.Основной Закон Российской Федерации называется

_________________________________________________

Вопросы на 5 баллов

20.Вставив пропущенные слова (вместе, природа, человек, общество), вы восстановите высказывания современного бразильского писателя и русского литературного критика.
Человек тогда (а)_____________________________, когда он со всеми (б)_________________.
(Ж.Амаду)
Создаёт человека (в)___________________________, но развивает и образует его (г)____________________________________________.
(В.Г. Белинский)

21. Нормы права регулируют:
А) мысли человека
Б) совесть человека
В) действия человека
Г) все варианты верны

22. К какой из сфер общественной жизни относится семья?
А) экономической
Б) социальной
В) политико-правовой
Г) духовной
Д) ни к одной из выше перечисленных

23. В Российской Федерации государственной религией является (являются):
А) христианство
Б) православие
В) традиционные религии России — православие, христианство, ислам, буддизм, иудаизм
Г) ни один из ответов не верен

24. Право – это система обязательных правил поведения, выработанных в обществе или установленных государством, которая поддерживается:
А) авторитетом президента
Б) принуждением власти
В) совестью человека
Г) традициями общества

25. Что из перечисленного не рассматривается законодательством в качестве конституционной обязанности граждан Российской Федерации?
А) уплата налогов государству
Б) соблюдение законов
В) забота о сохранении исторического и культурного наследия
Г) участие в выборах

Ответы на вопросы: 1– А; 2 – Б; 3 – Г; 4 – Г; 5 – В; 6 – А; 7 – Г; 8 – А; 9– Б; 10 – А (да), Б (нет), В (да), Г (нет), Д (нет); 11– Зло; 12 – инстинкт, наследственность; 13 – А, В, Д; 14 – В; 15 – В; 16– Зарплата; 17 – Моральные нормы; 18 – Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе; 19 – Конституция; 20 – а (человек), б (вместе), в (природа), г (общество); 21– В; 22 – Б; 23 – Г; 24 – Б; 25 – Г.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/329075-olimpiada-po-obschestvoznaniju

Источник