Избирательный закон от 3 июня 1907 г в пользу
По избирательному закону от 3 июня 1907 г.:
- резко возрастало количество выборщиков от земледельческой курии (помещики) – 50% всего числа выборщиков:
- городская курия была разделена на 2 разряда на основе имущественного ценза: 1-й разряд крупных налогоплательщиков имел в 1,5 раза больше выборщиков, чем 2-й разряд средних и мелких налогоплательщиков (соответственно 15% и 11% всего числа выборщиков):
- от крестьянской курии число выборщиков сокращалось в 2 раза (с 43% до 22%);
- что касается рабочей курии, то в выборах могли участвовать только самостоятельные квартиросъемщики. Самостоятельные рабочие курии с правом посылать по одному обязательному депутату в Государственную думу остались только в 6 губерниях: Петербургской, Московской, Владимирской, Костромской, Харьковской, Екатеринославской. Всего число выборщиков по рабочей курии сократилось с 268 до 113.
Таким образом, 1 выборщик приходился на 230 душ населения землевладельческой курии, на 1 тыс. – 1-й городской курии, на 15 тыс. – 2-й городской курии, на 60 тыс. – крестьянской курии, на 125 тыс. – рабочей курии. То есть один голос помещика приравнивался к четырем голосам крупной буржуазии, 68 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян, 543 – рабочих.
Было резко сокращено представительство от национальных окраин: от Польши – 12 депутатов вместо 36, от Кавказа – 10 депутатов вместо 29 и т.д. Полностью лишены были представительства Семиреченская, Закаспийская, Самаркандская, Сырдарьинская, Ферганская, Акмолинская, Семипалатинская, Уральская губернии.
Общее число депутатов Государственной думы сократилось с 524 до 442 человек.
Осенью 1907 г. прошли выборы в 111 Государственную думу и 1 ноября 1907 г. она начала свою работу.
Состав 3 Государственной думы: 125 – октябристы, 11 – правые октябристы, 90 – националисты, 51 – правые националисты, 53 – кадеты, 39 – прогрессисты и мирнообновленцы, 13 – трудовики, 19 – социал- демократы (из них 4 большевика: Н.Г. Полетаев, М.В. Захаров, С.А. Воронин, П.И.Сурков), 15 – беспартийные, 11 – польское коло, 8 – мусульманская группа, 7 – польско-белорусская группа.
Председателем избран кадет Ф.А. Головин, затем Н А. Хомяков (октябрист; 1907-1910), А.И.Гучков (октябрист; 1910-1911), М.В. Родзянко (октябрист; 1911-1912). Товарищи председателя Н.Н. Познанский (беспартийный левый), М.Е. Березин (трудовик), затем В.М. Волконский (умеренно правый; 1907-1912), А.Ф. Мейендорф (октябрист; 1907-1909), С.И. Шидлов- ский (октябрист; 1909-1910), М.Я. Капустин (октябрист; 1910-1912)).
В отличие от первых двух Дум, деятельность III Думы продолжалась полный срок – 5 лет (1-я сессия – 1.11.1907-18.6.1908; 2-я – 15.10.19082.6.1909; 3-я – 10.10.1909-17.6.1910; 4-я – 15.10.1911-13.5.1911; 5-я – 15.10.1911-9.6.1912).
Исход голосования в 3 Государственной думе зависел от октябристского «маятника», качание которого определяло черносотенное (292 голоса октябристов и черносотенцев) или либеральное (256 голосов октябристов, прогрессистов, кадетов, буржуазных националистов) большинство.
Большая часть законопроектов, выдвигавшихся кадетами и прогрессистами Думой была отвергнута (например, были отвергнуты законопроекты о введении волостного земства, о поселковом управлении, о волостном и местном суде). Социал-демократическая фракция внесла в Думу 162 законопроекта (речь идет о поправках к законопроектам по рабочему вопросу), но все они, разумеется, были отвергнуты.
На протяжении своей работы Дума рассмотрела 2432 и утвердила 2197 законопроектов. Большинство составляли текущие вопросы о сметах различных ведомств и казенных учреждений. Основные вопросы, стоявшие перед 3 Государственной думой: аграрный, рабочий, национальный.
Основные итоги работы 3 Государственной думы:
- по рабочему вопросу – 23 июня 1912 г. принят закон о государственном страховании от несчастных случаев и по болезни, распространялся только на 15% рабочих; оплата пособий и врачебная помощь при увечье происходили за счет предпринимателей, а по болезни – за счет взносов из заработной платы рабочих и взносов предпринимателей; выдачей пособий ведали больничные кассы, которые управлялись рабочими и представителями администрации предприятия; страхование не распространялось на сельскохозяйственных рабочих, строительных рабочих, прислугу, ремесленников и др.
- по национальному вопросу – в 9 украинских и белорусских г уберниях появились земства (закон принят в мае 1910 г.); русские и финские граждане, проживавшие в Финляндии, были уравнены в правах; Финляндия была лишена права самостоятельности в вопросах о налогах, суде, охране порядка, таможне и т.д. (закон 17 июня 1910 г.); из состава Царства Польского выделены восточные части Люблинской и Седлецкой губерний, из которых образована Холмская губерния, ставшая внутренней губернией Российской империи (апрель 1912 г.).
Предложения интернет-магазинов
Источник
> 1600-1918 . > 1907 ., 3 . . . . . 1. : 1) , 2 – 4 2) : .- , , , , . 2. , , , : .-, . , , 6 – 147. 3. , , , , 148 – 223. 4. , , , , 224 – 380. 5. , . , , , , : .-, , , , , , , 6. (.1, .1) . , , , , : 1) : 2) ; 3) ; 4) 5) , , . , , , 8, , , , -, – . 7. 2 . 8. , , . 9. : 1) ; 2) : 3) : 4) , ; 5) 6) . 10. (9) , : 1) , , , , , , , , , , , ; 2) – , , ; 3) , 1 (10) : 4) : 5) ; 6) , , , ; 7) , , , 8) . 11. : 1) -, – , 2) , – , , . 12. . (.27) (.42) , , , 2, , . , 61 – 63. 13. , , , 4 9, . 14. . 15. (.13 14) , , 9 – 11. , , , . 16. , . 17. , , (1) , . , (1) , , , , . 18. . 19. , , , , . , . 20. , , 5 ( . 1906 .) 158 328(1) – 328(7) ( . 1906 .) ( . 1906 .) 204. 1101(1) ( . 1906 .) ( . 1906 .) 1260 . 21. , , (1) , , ; . 22. , , , , . ( ) , , . 23. , , . 24. , , , . , , , , , . 25. , (1) , , . 26. , 1 – 223, , -, , – , , . 27. , , : – , , – , , , . 2 . – (.29 35) , . 28. : 1) , , : 2) , – , : 3) , , , , – , , : 4) , (.1) (.3), , , 5) , . 29. , , : 1) 2) . : – , , , , , – , . 30. 4 5 28 . , , , , . , , . , . , , , , . , , 29. 31. , , , , , , , . 32. : 1) , , , , , , : , , . , – , – 2) , – : – , – , . 33. : 1) , , , , , , : , , , , – , – : 2) , – , , , ; 3) , ; 4) , : 5) , , 6) ( ), , . 34. , (. . , . 1903 ., .1, .1). 35. , , , . , . . , ; – , .- , : – – . , – . 36. , . , , , , , – . , , , . 37. , . -, , , , . . , . 38. , , , . , . 39. : 1) , , , (. . . ., . 1902 , .7, c.472); 2) , 70 , , , (. ., . 1892 ., . 70. ., .: c.10 – 12), 3) , , , (. ., . 1892 ., .55, 56 58). 40. , , , , . , , , (.8) . 41. , , . , , , . , . 42. 2 : I. : 1) , , , , , : – , – ; 2) , – : ) – – , – , , ) – – , – , . II. : 1) , , : – , – : 2) , – , , , ; 3) , : 4) , : 5) , , 6) ( ), , , , . 43. , 8 , -, , , . . – , (43) . 44. : – , – . , , , . 45. , , – . 46. , , , , , , , , , , . , , , . 47. , , , , , , , , . 48. , , , , , . 49. , , , , , , , , , . 50. , , , , , . 51. , , . 52. , , : – , , – , – , – , , , . 53. , 34, : – , , – , , , . , , 2, . 54. , , , , , . 55. 2 , , 56. , (.55), , , , . , (.135), , , , , . 57. , , , , , , , , . , , . 58. , , , (.15) , , – , . 59. , , , . , , , , , – , . 60. , , . : 1) , , 2) . , , , . 61. , , , 43. , , . 62. , , , , . . 63. , , , , , . 64. , , , , , , , , , , , . 65. . 66. 5 28 . 67. () , , , , , , , , , , , . , , , , . 68. , , , . 69. , , , . 70. , , . 71. , (.43), , – , . 72. , (.43), , , . 73. 52 – , 55 – , – . 74. , , , . , , , , , . 75. , , , , . . . , . . . .-. , , . 76. , . 77. , , . , . 78. . 79. , , . 80. , , , . 81. : 1) : 2) , , ; 3) ; 4) , , 5) , , , , , , , . 82. , , , . , 83. , . 84. , , , . 85. , , , . 86. . 87. , , , , . . , , . 88. , , , , , , . 89. , , . 90. , , , . 91. . . . , . , , . 92. , , . , . 93. , , . , . . : , , , , . 94. , , , , . 95. , , . 96. , , , . 97. , , , . , , . 98. , (.97), , , . , , . , , , . 99. , , , . 100. , . 101. , , , . , , , – , , , . 102. , , , . 103. , . 104. , , , , . 105. . , , , . . , , , , . 106. , , , ; – . , : 1) , – , , , 2) , , – , . 107. , , , . . , , , , . 108. , , , . , . , , . 109. , (.35) , , , , , 97, , . , . , . 110. , , , . 111. . : – , – . 112. : – , , – , . , , , . 113. , , , , . , . , , , , . , , . 114. : – , – . , , , , , – : – , – . 115. , – , , , , , , , . 116. , , : 1) , ; 2) , , , ; 3) , 4) , , , . . 117. , , , . 118. , , . 119. , , , . , . , , . 120. , , , . 121. , . . 122. , , , . , . 123. : 1) , , – ; 2) , , , – : 3) : . . , , , , , , , , , , , , , , , , , .-, , , – : 4) , , , – : 5) , – 6) .-, , , , – . , . 124. . , , , . . 125. , . . , , . 126. , , (.124), , , , . , , , , , . 127. , , , . , , , . 128. , . 129. , , , . . , , . 130. , , , . 131. . . 132. , , , , , . .-. , , 133. .-, , , . , 118. 134. , (.42) ” . 135. , , , . 136. , , , . , , . 137. , . 138. . , , , , , , . , , . , , , , , , . 139. , , . , , , , . 140. , , . , , . 141. , , , , , , , . 142. . . , , , , , 133, – , . 143. , , , . 144. , , , , . , , , . , 133, , , . 145. (144) , . 146. , , . 147. , , , , . |
Источник
1907 год. 3 июня
Глава первая
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Ст. 1. Выборы в Государственную думу производятся:
1) по губерниям и областям, указанным в статьях 2-4 сего Положения, и
2) по городам: С.-Петербургу и Москве, а также Варшаве, Киеву, Лодзи, Одессе и Риге.
Ст. 2. Выборы в Государственную думу от губерний, управляемых по общему учреждению, а равно от губерний Тобольской и Томской, от области Войска Донского и от городов: С.-Петербурга, Москвы, Киева, Одессы и Риги производятся на основаниях, указанных в статьях 6 и следующих сего Положения.
Ст. 3. Выборы в Государственную думу от губерний и городов Царства Польского, от губерний Енисейской и Иркутской, а равно от православного населения Люблинской и Седлецкой губерний и от казаков Уральского казачьего войска, производится на основаниях, указанных в Положении о выборах в Государственную думу, изд. 1906 г. (Свода зак. т. I, ч. II).
Примечание: Отдельные выборы члена Государственной думы от города Иркутска не производятся. Лица, владевшие избирательным цензом по городу Иркутску, образуют общий съезд городских избирателей совместно с городскими избирателями Иркутского уезда; число выборщиков от съездов Иркутской губернии определяется приложенным к сей статье расписанием.
Ст. 4. Выборы в Государственную думу по областям и губерниям Кавказского края, по областям Амурской, Приморской и Забайкальской, а равно от русского населения Виленской и Ковенской губерний и города Варшавы, производятся на основании особых, приложенных у сего правил.
Ст. 5. Число членов Государственной думы по губерниям, областям и городам устанавливается приложенным к сей статье расписанием.
Ст. 6. Избрание членов Государственной думы по губерниям и областям (ст. 1, п. 1) производится губернским избирательным собранием. Собрание это образуется под председательством губернского предводителя дворянства или лица, его заменяющего, из выборщиков, избираемых в каждом уезде:
1) съездом землевладельцев;
2) первым съездом городских избирателей;
3) вторым съездом городских избирателей;
4) съездом уполномоченных от волостей и
5) съездом уполномоченных от казачьих станиц в губерниях, где таковые имеются.
Сверх того, в губерниях, указанных в расписании, приложенном к статье 8, в избрании членов Государственной думы, в составе губернского избирательного собрания участвуют выборщики, избираемые губернскими съездами уполномоченных от рабочих в предприятиях фабрично-заводской, горной и горно-заводской промышленности.
Ст. 7. Избрание членов Государственной думы от указанных в статье 2 городов производится посредством прямой подачи голосов.
Ст. 8. Общее число выборщиков по каждой губернии или области, а равно распределение их между уездами и съездами, устанавливается приложенным к сей статье расписанием.
Ст. 9. В выборах не участвуют:
1) лица женского пола;
2) лица моложе двадцати пяти лет;
3) обучающиеся в учебных заведениях;
4) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе;
5) бродячие инородцы и
6) иностранные подданные.
Ст. 10. Кроме указанных в предшедшей статье (9) лиц, в выборах не участвуют также:
1) подвергавшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния либо исключение из службы, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательство похищенного, покупку и принятие в заклад заведомо краденого или полученного через обмен имущества и ростовщичество, когда они судебными приговорами не оправданы, хотя бы после состоявшегося осуждения они и были освобождены от наказания за давностью, примирением, силой всемилостивейшего манифеста или особого высочайшего повеления;
2) отрешенные по судебным приговорам от должности – в течение трех лет со времени отрешения, хотя бы они и были освобождены от сего наказания за давностью, силой всемилостивейшего манифеста или особого высочайшего повеления;
3) состоящие под следствием или судом по обвинениям в преступных деяниях, означенных в пункте 1 сей статьи или влекущих за собою отрешение от должности;
4) подвергшиеся несостоятельности впредь до определения свойства ее;
5) состоящие под опекой;
6) несостоятельные, о которых дела сего рода приведены уже к окончанию, кроме тех, несостоятельность коих признана несчастной;
7) лишенные духовного сана или звания за пороки или же исключенные из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат, и
8) осужденные за уклонение от воинской повинности.
Ст. 11. Не принимают участия в выборах:
1) губернаторы и вице-губернаторы, а равно градоначальники и их помощники – в пределах подведомственных им местностей,
2) лица, занимающие полицейские должности – в губернии, области или городе, по коим производятся выборы.
Ст. 12. Никто не может иметь на выборах более одного голоса. Каждый избиратель может осуществить свое право на участие в выборах лишь в одном съезде (ст. 27) или разряде (ст. 42) избирателей. Лица, владеющие избирательными цензами в пределах двух или более уездов или городов, указанных в статье 2, осуществляют свое право на участие в выборах в съезде или разряде, ими избранном. При сем соблюдаются правила, установленные в статьях 61-63 сего Положения.
Ст. 13. Лица, владеющие недвижимым имуществом, в том числе и лица, указанные в пункте 4 статьи 9 сего Положения, могут предоставлять свои цензы по недвижимому имуществу для участия в выборах своим сыновьям.
Ст. 14. Лица женского пола могут предоставлять свои цензы по недвижимому имуществу для участия в выборах своим мужьям и сыновьям.
Ст. 15. Доверенности на предоставление имущественного ценза для участия в выборах (ст. ст. 13-14) не могут быть выдаваемы лицам, которые не допускаются к участию в выборах по основаниям, указанным в статьях 9-11. Доверенности эти могут быть засвидетельствованы как нотариальным порядком, так равно начальством уполномачивающих лиц, полицией, мировым либо городским судьей и земским или крестьянским начальником.
Ст. 16. Если несколько лиц имеют недвижимое имущество в общем нераздельном владении, то каждое из них считается владельцем причитающейся на его долю части имущества и согласно сему пользуется правом голоса на выборах.
Ст. 17. В местностях, в коих нет губернских предводителей дворянства, указанные в сем Положении обязанности их возлагаются на лиц, назначаемых высочайшей властью. Обязанности прочих должностных лиц, в сем Положении упомянутые, в местностях, где таковых лиц не имеется, исполняются другими, соответствующими по роду обязанностей должностными лицами, по указанию министра внутренних дел. Теги: Государственные документы
Источник
По новому закону усилилось неравенство избирательного права: вся власть оказывалась в руках помещиков и крупной буржуазии. Новый порядок выборов вдвое сокращал представительство от крестьян и рабочих, в несколько раз – от других национальностей. Ставка была сделана на резкое увеличение депутатских мест для помещиков и крупной буржуазии, рассматриваемых как надежная социальная опора самодержавия. Помещики и крупная буржуазия, составлявшие в общей сложности менее 1% населения страны, отныне получали более 2/3 мест в Государственной Думе. Состав III Думы. Характер ее деятельности. В III Думе заседали 147 правых депутатов, 154 октябристов, 28 прогрессистов, 54 кадета, 26 представителей национальных групп, 14 трудовиков и 19 социал-демократов. В Думе фактически оказалось два большинства. В зависимости от позиции октябристов по тому или иному вопросу могло воз никнуть правооктябристское или октябристско-кадетское большинство. Так, например, при обсуждении аграрной реформы октябристы группировались с кадетами и прогрессистами, получая нужно количество голосов, а при решении вопроса об усилении террора против оппозиции октябристы вступали в союз с монархистами. Председателями III Государственной Думы были представитель правых Н.А. Хомяков, октябристы А.И. Гучков и М.В. Родзянко. Эта Дума просуществовала весь отведенный ей по закону пятилетний срок. Подавляющее большинство принятых ей законов представляли собой второстепенного характера законы (тарифные сборы, сметы ведомств и пр.), которые современниками были окрещены «законодательной вермишелью». Вместе с тем III Дума занималась и рядом важных вопросов, поставленных в ходе революции 1905-1907гг.: и прежде всего аграрным. Третьеиюньская политическая система. В результате государственного переворота 3 июня 1907г. В России установилась так называемая «третьеиюньская»политическая система, или «третьеиюньская монархия».Ее характерной чертой был союз самодержавия с крупной монополистической буржуазией. Третьеиюньский режим был вместе с тем и сдвигом в сторону бонапартизма, политики лавирования между дворянством и буржуазией. Свое название она получила по имени французского императора Наполеона III, впервые использовавшего такой подход. Такая политика сделалась неизбежной для самодержавия после 1905 г., в условиях острого противоречия между растущим капитализмом и крепостническим землевладением, решительного размежевания социальных групп и роста революционной активности общества. II. Деятельность П.А. Столыпина. Взгляды П.А. Столыпина. Важнейшей страницей этого времени была деятельность П.А. Столыпина, министра внутренних дел и Председателя Совета министров в 1906-1911 гг. Государственный строй России после революции 1905-1907гг. Столыпин характеризовал как парламентский, дарованный самодержавием сверху. Поэтому, доказывал он, все представительные учреждения (Государственная дума и Государственный совет), как дарованные монархом, должны быть подчинены воле монарха. Для его взглядов была характерна идея превращения России в «государство правовое», но под руководством самодержавия, которое и призвано создать такую обновленную Россию. Столыпин считал, что сначала необходимо применяя жесткие меры навести в стране порядок, а затем можно уже проводить реформы.. 2. Столыпинская аграрная реформа: а) задачи реформы С именем Столыпина связано проведение реформы крестьянского землевладения, получившей название «столыпинской аграрной реформы». Избранный им путь решения заключался в ликвидации сельской поземельной общины и насаждения частного крестьянского землепользования. Тем самым решалась и чисто экономическая задача – рост сельскохозяйственного производства, обогащение крестьянства, что должно было привести к расширению потребительского рынка и тем самым стимулированию всей экономики. Но реформа, по замыслам автора, должна была решить прежде всего социально-политическую задачу: крестьянин-собственник должен был стать надежной опорой власти. А путем предоставления земли за Уралом убрать из центральных губерний малоземельное, наиболее радикально настроенное крестьянство. б) основные положения Основное содержание реформы было изложено в указе от 9 ноября 1906г. 14 июня 1910 г. и 29 мая 1911г. v Каждый крестьянин мог объявить частной собственностью надел земли, находящийся в его пользовании. v Каждый крестьянин мог свободно выйти из общины, свободно избирать место жительства и род занятий. v Любой крестьянин, закрепивший в частную собственность, мог потребовать соединить все его разбросанные полосы в один участок (отруб). Если на участок переносили усадьбу, то возникал хутор. v Крестьяне, пожелавшие в связи с малоземельем переселиться за Урал, получали 15 га на главу семьи и до 45 га на всех остальных, 200 рублей и освобождение от налогов на 5 лет. Определенного срока завершения реформы не предусматривалось, но Столыпин полагал, что для этого потребуется примерно 20 лет. За это время он намеревался провести ряд преобразований – в области местного управления, суда, народного просвещения и т.д. в) ход реформы Однако завершить реформу Столыпину не удалось. Если в 1908-1909гг. из общины ежегодно выходило в среднем свыше 500 тыс. домохозяев, то потом число их резко упало. Всего из общинного пользования было изъято около 22% земель. Выходили из общины в основном «крайние» по своему имущественному положению слои крестьян – бедняки (их было большинство) и зажиточные. Если первые старались продать свои наделы и уйти в город, либо переселиться на свободные земли, то вторые выходили из нее с целью дальнейшего расширения своего надела. г) итоги и значение Как видим, реформы не была удачной и успешной. Переход от общины к хуторскому хозяйству означал по сути дела переход от многовековых испытанных способов жизни к формам, присущих скорее Центральной и Западной Европе. Психология крестьянской массы оставалась традиционной, уважительное отношение к частной собственности еще не сформировалось. Нередко соседи избивали крестьян, которые выходили из общины, поджигали их имущество и дома. Крестьяне, судя по всему, не спешили выходить из общины. Даже те крестьяне, которые поддерживали ликвидацию общины и переход к частной собственности на землю и индивидуальному землепользованию, требовали предварительно дать крестьянству еще земель за счет помещиков. В это и состояло принципиальное расхождение между правительством и крестьянством. В целом реформа способствовала ускорению развития экономики и буржуазной перестройке сельского хозяйства, дальнейшему расслоению крестьянства. Но по настоящему разрешить аграрный вопрос она сне смогла. Сам Столыпин оказался в одиночестве: его реформу подвергли критике как либералы из кадетской партии, так и консерваторы, считавшие, что премьер покровительствует зажиточному крестьянству в ущерб дворянству. Реформа оказалась не в состоянии предупредить новый революционный взрыв, тем более в условиях мировой войны. 3. Рабочий и другие вопросы. Помимо аграрного вопроса внимание Столыпина было приковано к решению рабочего вопроса. Были приняты законы об организации больничных касс для страхования рабочих, смешанных комиссий для решения трудовых конфликтов, о сокращении рабочего дня. В национальном вопросе правительство Столыпина пошло по пути дальнейшего наступления на права окраин. В частности, была резко ограничена компетенция финского парламента. Столыпиным также планировалось расширение земств на территории западных губерний, создание волостных земств, введение в России всеобщего начального образования. Однако сделать практически ничего не удалось, кроме первого, а именно: были введены земства на территории западных губерний (Западные Украина и Белоруссия, а также Литва). |
Источник