Изучение языка польза и вред

Изучение языка польза и вред thumbnail

Иностранные языки: польза и вред.

Любая деятельность человека наряду с пользой приносит вред, т.е. это две вещи взаимозависимые. Рассмотрим всё это более подробно.

Начнём с вреда. Чтобы изучить иностранный язык необходимо затратить достаточно много времени,  а иногда и средств. Свойства нашего мозга таковы, что чем интенсивнее его деятельность в каком-то одном направлении, тем меньше надо времени на освоение этой деятельностью, т.е. на приобретение умений и навыков. Так, например, чтобы научиться плавать, достаточно несколько дней провести  у воды, из них часов 8-15 в воде, чтобы научиться не только держаться на воде, но с хорошей скоростью передвигаться там. А при хорошем тренере время понадобиться ещё меньше. Тоже самое происходит и с обучением езды на велосипеде, и с изучением иностранных языков. Занимаясь по одному часу в день, вы потратите годы на изучение одного иностранного языка до хорошего уровня, чтобы относительно свободно общаться с его носителями. А если при этом ещё делать пропуски в несколько дней, то эта задача вообще не решается. Поэтому изучая их в школе и вузах на протяжении полутора десятилетий, практически никто не владеет хотя бы одним не родным языком.

Эта проблема решается относительно просто, изучая иностранные языки на ускоренных курсах, специализирующихся именно на интенсивном методе.

А если эти технологии построены на знаниях работы нервной системы, т.е. нейрофизиологии, то качество скорость впечатляют. Например, чтобы подготовиться к сдачи ЕГЭ по английскому языку в школе с нулевого уровня знаний надо всего не более 70-100 часов занятий в течение одного трех недель или одного месяца (в зависимости от интенсивности).

Да и затратите вы средств не сотни тысяч рублей, только несколько десятков, да и то с гарантией.

Теперь о пользе.

  1. Зная иностранные языки, мы преуспеваем в карьере, мы можем уехать в другую страну и чувствовать там как рыба в воде или просто получать удовольствие от того, что нам просто нравится этот язык и культура его носителей.

    Изучение языков приносит огромную пользу для психики и развития мозга. Исследователи опубликовали свои результаты по изучению мозга, в которых отмечается рост объема серого вещества у тех, кто в течение определенного времени занимался углубленным изучением языка — причем чем больше усилий прилагал конкретный участник исследования, тем более заметно было увеличение объема серого вещества1.

    Знающие не один язык отличаются способностями к многозадачности. Те, кто владеет несколькими языками, способны легче переключаться между задачами и умеют параллельно решать в уме несколько разных проблем2.

      Вполне ожидаемым является, что молодежь лучше решает логические задачи, чем люди 45-50 лет и старше. Однако у билингвов разница между юными, зрелыми и пожилыми оказалась не столь ярко выраженной: как выяснилось, билингвы с возрастом лучше сохраняют умение одновременно решать сложные задачи. При этом исследователи отмечают, что языки желательно учить с детства.2

    Языки улучшают память. Билингвы также лучше запоминают последовательность любых предметов и событий — что позволяет им, например, гораздо увереннее ориентироваться на знакомой местности, а также крепче удерживать в голове список дел, которые нужно сделать.3

    У билингвов лучше способности к концентрации. Билингвы отличаются более сильным вниманием как к основной сути какого-либо важного явления, так и к его деталям. Например, они схватывают на лету суть взаимодействия между людьми в новом коллективе, в который они только что попали.4 

1.J. Mårtensson et al. «Growth of language-related brain areas after foreign language learning». NeuroImage, 2012.

2. B. Goldet al. «Lifelong Bilingualism Maintains Neural Efficiency for Cognitive Control in Aging». The Journal of Neuroscience, 2013.

3. J. Morales et al. «Working memory development in monolingual and bilingual children». Journal of Experimental Child Psychology, 2013.

4. E. Bialystok, F. Craik «Cognitive and Linguistic Processing in the Bilingual Mind». International Journal of Bilingualism December, 2014.

Источник

Польза от изучения иностранного языка: 10 полезных психологических навыков

Польза от изучения иностранного языка

Изучение иностранного языка способствует росту мозга, профилактике слабоумия, развитию памяти, улучшению внимания и многому другому.

«Знать другой язык, значит обрести вторую душу» – Карл Великий.

Некоторые люди думают, что знание иностранного языка создаст путаницу в голове или ещё какие-то неприятности. Об этом и упоминать достаточно абсурдно, не то, что воспринимать всерьёз. Конечно, были проведены определённые исследования, в ходе которых учёные якобы выяснили, что у людей, знающих несколько языков, есть проблемы со словарным запасом, и они медленнее соображают.


Но эти мифы и незначительные недочёты накрывает огромной волной пользы от изучения иностранного языка с психологической стороны. И эта польза состоит не только в том, чтобы научиться спросить дорогу или заказать кофе в ресторане.

1. Развитие мозга

Языковые центры мозга действительно растут в результате успешного изучения иностранного языка. Чем лучше человек учится, тем больше эти жизненно важные отделы мозга растут.

2. Предупреждение слабоумия

Знание иностранных языков помогает предупредить или отсрочить болезнь Альцгеймера у склонных к ней людей на срок от пяти лет. Кажется невероятным, но результаты исследований продолжают подтверждать эту гипотезу. Скажем даже так: изучение иностранного языка эффективнее действует при отсрочке болезни, чем любое лекарство.

3. Человек лучше слышит язык

Из-за того, что мозгу приходится прислушиваться к звукам неизвестного ему языка, он начинает работать эффективнее и улучшает навыки аудирования.

4. Становится легче воспринимать другие языки

Дети, которые росли в билингвальных семьях могут определять языки, ни разу их не слыша. Различая в детстве, например, испанский и каталонский языки, ребёнок может легко различить английский и французский.

5. Улучшение памяти

Дети, выросшие в билингвальной среде, обладают более крепкой памятью, чем их сверстники из одноязычной среды. Это значит, что дети лучше считают в уме, читают и хорошо выполняют другие умственные операции.

6. Помогает легче переключаться между операциями

Люди легче переключаются и быстрее реагируют в непредсказуемых ситуациях.

7. Увеличивается внимание

Двуязычные люди обладают большей концентрацией внимания и меньше реагируют на помехи.

8. Новый взгляд на вещи

Изучение нового языка может буквально изменить то, как человек смотрит на мир. Например, если англичанин изучает японский, у которого есть отдельные слова для голубого и синего (в английском есть только светло- и тёмно-синий), могут изменить его восприятие цветов.

9. Совершенствуется родной язык

Так как изучение иностранного языка обращает внимание человека на абстрактные правила и структуры языка, можно легко выучить эти правила и усовершенствовать родной язык. Как казал Джеффри Вилланс: «Вы никогда не поймёте родной язык, пока, по крайней мере, не освоите ещё два».

10. Постижение других культур

Культурное обогащение играет не последнюю роль при изучении иностранного языка. Оно помогает не только постигнуть новую культуру, но и посмотреть на свою культуру под другим углом.

Суммируя всё вышесказанное, можно легко согласиться, что человек, изучая новый язык, таки приобретает своеобразную «вторую душу». А вместе с ней ещё и набор полезных навыков.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Источник

Как изучение иностранного языка влияет на наш мозг

То, что знание английского увеличивает зарплату и открывает все двери – это из разряда “спасибо, кэп”. Но знал ли ты, что изучение иностранного языка (пусть даже санскрита или клингонского) сделает тебя счастливее? Поможет принимать верные решения? Продлит жизнь?!

Сегодня тебя ждет огромная, но невероятно интересная статья об устройстве нашего мозга и о причинах его “дружбы” с изучением языков.

1. Польза для мозга

Известно, что Марк Цукерберг довольно много времени в подростковом возрасте потратил на изучение дневнегреческого языка. Все мы знаем, что уроки классических языков ранее преподавались в гимназиях. Когда я училась в Университете, самый большой конкурс у нас был на кафедру ИТМК, где в число обязательных предметов входило изучение латинского, древнегреческого и еще какого-то древнего экзотического – например, я учила древнекоптский язык.

Применимо ли все это в текущей жизни? Конечно, нет. Я лично помню едва ли 10% из того, что учила.

Были ли это с пользой потраченные годы и тысячи часов для всех участников процесса?

Конечно, да!

Потому что изучение языка – это одна из лучших тренировок для развития мозга, его способности к обучению и восприятию нового. Наш мозг всегда старается совершенствовать тот процесс, который мы делаем чаще всего – он его оптимизирует, старается связать с этим процессом выделение большего количества гормонов удовольствия и т. д.

Когда ты каждый день смотришь сериалы и ешь чипсы, это не значит, что твой мозг бездействует, он просто совершенствует процесс поедания чипсов и просмотра сериалов.

изучение языка - это одна из лучших тренировок для развития мозга

Если мы говорим об изучении языка – ничто не помогает мышлению развиваться и быть довольно гибким для того, чтобы впоследствии освоить любую систему. Новый язык программирования, новую технологию, новые знания о мире. И именно способность к освоению одновременно нескольких систем позволяет людям открывать новое – новый продукт, бизнес, технологию. Потому что чаще всего – это результат, когда к одной области знаний ты догадался применить идеи из другой системы или области.

Я специально начала с примера экзотического языка, а не английского. Всем и так понятно, что английский – учить полезно, потому что это помогает в карьере и позволяет путешествовать по всему миру комфортно.

Но пример чего-то, на вид бесполезного, но, для мозга обладающего той же пользой, нагляднее показывает механизм влияния изучения языка на наш мозг. Я бы добавила – что древние языки для мозга намного полезнее, чем английский, потому что для нашего сознания – это совсем новая система, с которой нет никаких ассоциаций в современном мире (мало синонимов, нет использования в новоязе).

Итак, первое и главное, изучение любого языка – развивает нашу способность учиться и исследовать, как самый эффективный набор тренировок – для развития физических мышц.

Второе, изучение языка в буквальном смысле меняет личность и обогащает наше понимание реальности.

Как это?

Если глаза – это условные окна для твоего тела, то язык и слова – это условные окна для твоего сознания и личности. Вся парадигма личности в современной психофизиологии построена на том, что язык настолько развит, что в нем есть слова для описания индивидуальности, личности и ее различия в сравнении с другими, что в нашем языке достаточно значимых понятий для описания этих оттенков. Например, в языках народов, где распространен буддизм, нет достаточного количества слов для описания личности и процессов сознания.

Ребенок и иностранный язык

Это научный факт – язык расставляет значения для объектов в окружающем мире. Что-то становится для тебя значимым, если у этого есть название, и это название к тому же – вызывает позитивные эмоции. Например, в эскимосских языках есть 20 и больше слов для обозначения снега. Потому что в их мире снег имеет БОЛЬШОЕ значение. Если ты выучишь эти 20 слов, твое представление о снеге изменится навсегда. Также – если ты очень хорошо выучишь французский язык, твое отношение к еде изменится драматически. Просто потому что теперь ты будешь способен описать ее значительно большим количество слов, чем раньше.

То есть когда ты учишь новый язык – это не значит, что ты выучил большое количество переводов уже известных слов. Такой подход к изучению языка как раз будет очень трудным и не принесет желаемого результата. Изучение языка обогащает твои способности к анализу и восприятию окружающего мира, потому что ты начинаешь в нем просто (тупо) видеть больше вещей.

Что происходит с мозгом, который изучает язык. Как это все организовано внутри

Наш мозг – очень сложная система, состоящая из множества частей. До сих пор далеко не все из них изучены, с точки зрения того, за что они отвечают. Кроме того, мозг – это система взаимосвязей, то есть эти части еще образуют множество комбинаций, включающих у нас решение принять то или иное действие, оценку ситуации, эмоции, рефлексы и т.д. Сквозь эти части проходят нейропути (например, норадреналиновые или дофаминовые), по которым движутся гормоны, большей частью нейромедиаторы, и включают те или иные области мозга или активируют нейронные связи. Есть еще ряд механизмов, которые, в зависимости от ситуации, включают и выключают активность разных частей головного мозга.

Но за рациональные мысли, обучение, креативность, то, с чем мы привыкли ассоциировать человека, отвечает кора головного мозга, и в большей степени – префронтальная кора, передняя часть коры головного мозга.

обучение мозга

Здесь находится самое большое количество нейронных связей, синапсов.
Их у человека настолько много, что большая часть их в каждый момент времени не занята, не вовлечена в процесс выживания организма. Например, мозг мыши фактически весь подчинен функциям выживания и рефлексов. А наши же неиспользованные синапсы в любой момент времени доступны тому, чтобы заняться чем-то новым и перестроиться.

Что такое обучение на уровне физиологии?

Обучение – это формирование новых нейронных связей, синапсов, и изменение уже существующих. Американский нейрофизиолог Айра Блэк определял знание – как архитектуру сети между определенными нейронами, а обучение – как модификацию этой архитектуры.

Синапс – это точка соединения нейронов. Как они соединяются? Химически. Их связывают через рецепторы аксонов и дендритов определенные химические вещества – лиганды, большая часть из них – известные нам нейромедиаторы, например, эндорфин или дофамин. Нейробиолог Кэнденс Перт назвала их даже informational substance – информационное вещество. И каждый раз, когда мы узнаем что-то новое, возникает новая цепочка или меняется старая. Нейромедиаторы – это как буквы алфавита, а цепочки – это набор слов, которыми мы владеем.

Новый язык – прямо в буквальном смысле, физически, рождается в нашем мозгу в виде новых синапсов.

Синапс

У человека более 100 миллиардов нейронов, каждый соединен с сотнями других нейронов синапсами в количестве от 1 до 10 тысяч. По расчетам ученых, понадобилось бы около 32 миллионов лет, чтобы сосчитать все синапсы в нашей коре головного мозга. Представляете, какая у нас потенциальная мощность по формированию новых цепочек, а, значит, нового знания? ????

Мы узнали, что в принципе происходит в мозгу во время обучения. А если говорить именно про обучение языку, то этот процесс локализуется в левом полушарии – в перисильвиевой области.

Передняя часть этой области – центр Брока – отвечает прежде всего за грамматику и синтаксис, в то время как задняя – центр Вернике – за звучание слов и их понимание. Например, если у человека поврежден центр Брока, он не сможет говорить, а если центр Вернике – он перестанет понимать услышанное.

центр Брока

Теперь о механизме запоминания языка…

Вильям Левельт, директор Института по психолингвистике Макса Планка, Нидерланды, идентифицировал три системы, которые участвуют в процессе запоминания и использования слов в ежедневной речи: лексическая, синтаксическая и фонетическая.
Первая, лексическая система, активируется, когда мы только хотим что-то сказать, она отвечает за значения, определения, не слова, а их смыслы. Поэтому, когда мы хотим найти слово, мы сначала знаем, прямо чувствуем другими органами чувств его значение. Мы активировали смысл и дальше уже будем искать подходящее ему слово.

Синтаксическая система применяет синтаксические правила языка говорящего (спряжение глаголов, падежи, роды) к значению. Именно этот центр отвечает за известный феномен – «на кончике языка», когда мы уже почти готовы произнести слово, но оно еще до конца не поймано. В этот момент мы уже знаем значение и синтаксическая система включила выбор слова, предлагая словоформы используемого языка. В этот момент у нас всплыли привычные грамматические конструкции и слова соревнуются в том, чтобы быть выбранными.

И наконец третий центр – фонетическая система – это применение звуков к значению. Когда она включается – вуаля – мы произносим слово. Это помогает понять ситуацию, что иногда, когда мы забываем слово, мы пытаемся вспомнить звук – «слово на с», «слово шипящее», мы перебираем звуки и вспоминаем слово.

То есть у нас есть три картотеки: значения и ассоциированные с ними звуки и правила родного языка. Все три картотеки взаимосвязаны.

Теперь понятнее становится, почему так непросто знать иностранный язык как родной? Язык – это не просто единица слова, все его части (значение, форма, звук) – складированы в разных частях мозга. Каждый раз, чтобы выучить иностранный язык, ты на самом деле учишь 3 разные системы или языка.

Это же и объясняет, почему некоторые однобокие подходы в изучении языка – или только от говорения, или только от грамматики – не работают.

Левелт считает также, что мы не теряем способность и скорость запоминания языков с возрастом, просто увеличивается количество ассоциаций и карточек в наших трех системах, и поэтому требуется значительно больше времени для обработки имеющейся информации.

Эту его мысль подтверждают и эксперименты с «билингвами», людьми одинаково свободно владеющими несколько языками на уровне родного. Их скорость обработки одного слова обычно медленнее, чем у людей, свободно говорящих только на одном языке. Но поскольку скорость, в данном случае, понятие относительное – мы способны полностью формировать в секунду 2-3 слова из 10-15 слогов суммарно и, в среднем, у нас уходит 71 тысячная секунды, чтобы найти слово для обозначения какого-то смысла – для обычного человеческого восприятия билингвы не думают медленнее. ????

Теперь ты понимаешь, как радикально меняет твой мозг изучение иностранного языка и почему это так сложно?

2. Польза для жизни

Оказывается, выгода от знания чужого языка, настолько огромна, что может поменять нашу жизнь и смерть.

Принимать в жизни более правильные решения

Как известно, у людей есть 2 системы принятия решений, интуитивная и рациональная. Рациональная принимает решения в очень редких случаях. Обычно мы выбираем решение интуитивной – на основе эмоций, физиологического состояния или предзаданных шаблонов, которые сохранены в нашем мозгу для ускорения обработки процессов. Эти шаблоны называются когнитивными искажениями, и они заставляют нас принимать глупые решения, игнорируя реальную ситуацию.

Многочисленные исследования доказали, что когда человек думает или формулирует какую-то ситуацию на иностранном языке, он принимает более рациональные решения.

Человек формулирует ситуацию на иностранном языке

Почему? Наши шаблоны сохранены на родном языке.
Второе, наша рациональность выключается при любой эмоции, хорошей или плохой. С родным языком у нас связано много эмоциональной памяти, и много контекста. Нас всегда можно сильно оскорбить на родном языке, а не на чужом. Проверь себя: что вызывает в тебе большие эмоции при звучании: c***ка или b***ch? То-то же.

Так что, когда ты сформулируешь жизненную ситуацию или профессиональную проблему на чужом языке и на нем же попытаешься найти решение, оно будет более рациональным, принятым нашей рациональной умнейшей системой, а не эмоциональным или когнитивно-искаженным. Но для этого надо хорошо знать иностранный язык, чтобы вместо принятия решений не заниматься подбором слов.

Быть более счастливым

Как ты помнишь, вся деятельность, связанная с языком, находится в левом полушарии, в Перисильвиевой зоне. А активность в левом полушарии обычно совмещена с вызовом позитивных эмоций, например, ощущения бодрости или желанием вести себя открыто, доверчиво по отношению к окружающим, в противоположность избегающему поведению, сопровождающему активность в правом полушарии.

Поэтому процесс «поболтать», «а поговорить» вызывает у нас позитивные эмоции, мы чувствуем себя счастливее. Когда ты активируешь центры говорения, чтобы что-то сказать на иностранном языке, ты испытываешь прямо физиологическое удовольствие.

Жить дольше

Изучение языка, заставляя работать мозг, создает в нем большое количество изменений (помнишь нейронные цепочки?), поэтому он становится более пластичным и адаптивным. Более того, это помогает противостоять многочисленным болезням старости.
Например, в рамках исследования 2010 года специалисты изучили данные 200 пациентов, страдающих болезнью Альцгеймера, и обнаружили, что те, кто владел несколькими языками, сталкивались с симптомами на 5,1 лет позже.

Тебя еще что-то останавливает сейчас же все бросить и заняться изучением английского или хоть какого-то иностранного языка? Вот это видео или Фейсбук?

Ну так это когнитивное искажение, которое приведет только к плохому. А теперь попробуй сейчас задать себе тот же самый вопрос на иностранном языке ????

3. Как современные технологии помогут лучше учиться

Мы не зря написали статью о том, как взаимосвязаны твой мозг, физиология и
обучение (в частности, изучение иностранных языков).

Я работаю в компании Welltory, и мы делаем приложение для управления стрессом и продуктивностью. Его главный смысл – замерять уровень стресса, энергии, видеть общее состояние организма, и далее – улучшать свое самочувствие при помощи изменения образа жизни.

Философия продукта как раз построена на том, что наша продуктивность, способность решать задачи и быть успешными тесно связаны с физиологией. То, как чувствует себя наш организм напрямую влияет на то, как мы способны мыслить, быть эффективными или мотивированными. И совершенно недостаточно просто решить, что “завтра начну новую жизнь”, или управлять своими возможностями, не решая базовых потребностей своего организма.

Приложение Welltory можно скачать и для iOS, и для Android.

И тогда ты можешь:

– мониторить свою физиологию, насколько твое тело готово познавать что-то новое:
Всего лишь при помощи камеры смартфона можно замерять стресс, энергию и получать общую диагностику своего организма.

заключение

– мониторить свой стресс:
Это важно, потому что если ты находишься в состоянии стресса, у тебя не получится продуктивно учиться. Мозг в состоянии стресса отключает рациональные способности.

измеряй свой стресс и энергию

– видеть позитивные результаты своего обучения на уровне организма:
Как мы писали, процесс обучения языку позитивно влияет на эмоциональное состояние и самочувствие. Замеряя ежедневно свой уровень энергии и продуктивности, ты увидишь в цифрах, как на тебя влияет обучение.

позитивные результаты своего обучения на уровне организма

Тогда изучение иностранных языков (да и любое обучение чему-то принципиально новому) принесет по-настоящему ощутимые результаты.

4. Бонус (!!!) для самых терпеливых

Дорогой читатель, надеюсь, эта статья дала тебе дополнительную мотивацию к изучению английского языка. Кстати, специально для читателей Lingualeo блога наши друзья из Welltory предоставили очень классный бонус: скидку 30% на первый месяц на любой тариф приложения!

Лови промокод: lingualeo. Активировать можно по ссылке. Он действует до конца лета! ????

Источник