О пользе и вреде шпаргалок

Почему нужно писать шпаргалки перед ЕГЭ, но почему не нужно брать их с собой.

Шпаргалки – вещь вечная

К популярности школьных шпаргалок многие учителя относятся негативно, родители их авторов – с долей скептицизма и опасения, экзаменаторы категорически их не терпят. А школьники все равно тратят свое время на изготовление привычной «шпоры».

Пользовались шпаргалками во все времена. Разница заключается лишь в том, какую форму они приобретали и где маскировались от учителей и экзаменаторов.

  • Наши бабушки и родители предпочитали писать их на черновых листах или промокашках, которые прятали под учебниками или тетрадями.
  • Школьники 80-ых писали подсказки на руках, ногах и других частях тела.
  • Ученики 90-ых использовали для шпор обратную сторону линеек, ластики, внутреннюю сторону пенала.
  • А вот современная молодежь достигла небывалых высот и профессионализма: они умудряются прятать шпаргалки в прическах, обуви, нижнем белье, клеить их на подошву или бутылку с водой и даже писать простым карандашом на страницах паспорта или вставлять в уши наушники. Такая изворотливость объясняется строгими правилами сдачи ЕГЭ.

Так все же, шпора – это хорошо или плохо? Давайте разберемся по порядку.

Шпаргалки – верные помощники школьников, или почему стоит их писать

На носу ЕГЭ – это значит самое время проявлять мастерство в написании шпаргалок. Именно написании, потому что только от собственноручно написанных шпор, а не скачанных из интернета или позаимствованных у одноклассника, будет действительно толк. Его не отрицают даже педагоги. Например, в мои студенческие годы Зоя Васильевна, преподавшая непростые макроэкономические отношения будущим журналистам, обещала ставить заслуженные тройки тем, кто напишет шпаргалки на все билеты и предоставит их перед экзаменом.

В чем же польза от обычных шпор:

  • Написание шпаргалок учит отделять зерна от плевел: важную информацию от второстепенной, формировать в уме наиболее запоминающиеся тезисы, чтобы в дальнейшем структурировать полученные знания и перенести их на клочок бумаги или другой носитель. Кстати, для обычного двоечника это труд непосильный – здесь нужна фантазия и смекалка, помешанные с интеллектом, упорством и терпением.
  • Повторение и закрепление пройденного материала. Прочесть текст, выделить в нем нужную информацию и переписать означает как минимум трижды прокрутить его в памяти. После этого запомнится 30% или даже половина материала, значит ЕГЭ уже и бояться не стоит.
  • Положительное влияние на почерк. При написании шпор приходится писать аккуратно, старательно и разборчиво.
  • Психологическое воздействие. Наличие написанных своей рукой шпаргалок придает уверенность в собственных силах и убеждает школьника, что при подготовке к ЕГЭ он сделал все и даже больше. Этот факт действует как своеобразное успокоительное.
  • Развивает фантазию и учит мыслить неординарно. Ведь необходимо до мелочей продумать, как будут выглядеть шпаргалки, как ими безопасно воспользоваться и где спрятать.

Но лучше им оставаться дома в ящике письменного стола. Только там они не смогут одновременно с пользой нанести неисправимый вред на ЕГЭ.

Шпаргалки и ЕГЭ – несовместимые вещи

Все пункты сдачи ЕГЭ оборудованы камерами видеонаблюдения и оснащены металлодетекторами. И даже если вы рискнете оставить шпаргалки в туалете школы, то рассчитывать на то, что удастся ими воспользоваться, лучше не стоит. По правилам число выходов из аудитории по нужде строго ограничено да и отправиться туда можно только с сопровождающим, который будет контролировать каждый шаг. Если наблюдатели заметят хитрость, то умника от сдачи экзамена отстранят, а результаты работы аннулируют. Повторно сдать ЕГЭ он сможет только через год.

А вот если использование шпаргалки было замечено при просмотре видеозаписи с экзамена, то пересдавать придется не только виновнику торжества, но и его одноклассникам. Более того, записи с ЕГЭ хранятся до следующего года, и сотрудники Рособрнадзора в любой момент могут их просмотреть и обнаружить нарушение. Вот тогда результаты не просто будут признаны недействительными. Если выпускник уже поступил в вуз, то его отчислят с первого курса все с тем же правом пересдачи через год. Но время будет уже упущено.

Источник

Возможно ли учиться без шпаргалок? Многие, обращаясь в памяти к своим студенческим годам, вспоминают, как писали эти подсказки-невидимки, однако далеко не все могли воспользоваться их содержанием.

Огромная масса шпаргалок, написанных студентами всех времен, так и осталась не извлеченной из тайных мест, и уж тем более не была использована по назначению из-за неумения обладателей этих «спасательных кругов» применить их, находясь в нескольких метрах от экзаменаторов. Ситуации такого рода знакомы и современной молодежи.

Читайте также:  О пользе растений на участке

Есть те, кто уверен, что шпаргалка – это ненужный, напрасно исписанный листок бумаги, являющийся в экзаменационных ситуациях лишним и провоцирующим неприятности фактором. Другие думают, что способность в нужное время воспользоваться заранее подготовленными и записанными ответами на вопросы сродни искусству, осилить которое может не каждый. Чего же в шпаргалках больше: пользы или вреда?

Польза шпаргалок

1. По наблюдениям психологов, когда человек пишет шпаргалку, у него оказываются задействованы два вида памяти: зрительная и моторная. Таким образом, основную часть записанного он, не напрягаясь, запоминает. Значит, польза шпаргалок в том, что необходимый для экзаменационного ответа материал, воспроизведенный в шпаргалке, может быть усвоен.

2. Довольно распространены случаи, когда под влиянием стресса на экзамене студенты чувствуют, что, казалось бы, прочно усвоенная информация бесследно улетучилась. Шпаргалка в этой ситуации становится стимулятором памяти и дает возможность грамотного формулирования ответа на учебно-аттестационные вопросы.

3. Правильное применение шпаргалок – это потенциал для высокого балла при сдаче экзамена, если уметь ее спрятать и воспользоваться в нужный момент. Даже студент, который не готовился к экзамену, при наличии этого «рукотворного справочника» способен поразить экзаменаторов степенью подготовки по данной теме.

4. Некоторые студенты предпочитают писать шпаргалки, но никогда их не использовать. Сам факт наличия «шпоры» поддерживает в них уверенность, что в экстренном случае им будет куда подсмотреть, а это приводит к внутреннему спокойствию и вере в успешную сдачу экзамена.

5. Написание шпаргалок – один из традиционных способов подготовки к экзамену на протяжении многих поколений студентов, поэтому для многих становится своеобразным атрибутом студенческой жизни. Кто-то пользуется неприметной шпаргалкой из любопытства, смешанного с азартом, кто-то из-за неподготовленности к экзамену.

6. Есть преподаватели, которые поддерживают написание шпаргалок студентами, поскольку считают это трудоемким процессом, который сам по себе уже достоин положительной оценки.

Все вышесказанное позволяет сделать выводы о причинах, по которым шпаргалки используются учащимися из года в год на протяжении длительного времени. Их обладатели зачастую не боятся прибегать к этим неприметным подсказкам «под носом» у самых строгих преподавателей. Риск высок, однако отдельные студенты вообще не могут себе представить сдачу экзамена без использования шпаргалок.

Вред шпаргалок

При всех плюсах, которые при сдаче экзамена приобретает обладатель шпаргалки, можно отметить и ее минусы. Они не ограничиваются неудовлетворительной оценкой в экзаменационной ведомости и зачетке, к их числу можно отнести и полное разочарование преподавателя в учащемся, казалось бы, подававшем надежды. В чем минусы написания шпаргалок и как они отражаются на дальнейших возможностях учебы в вузе?

1. Выше говорилось, что умение пользоваться шпаргалками – это своеобразное искусство. При этом неловкие ситуации, при которых шпаргалка «засвечена», могут вызвать возмущение и негодование экзаменатора, которого ставят в ситуацию человека, обведенного вокруг пальца. Он в этом случае вполне может завершить экзамен досрочно, не вдаваясь в причины неуверенности студента в своих знаниях, а оценка в зачетке, несомненно, отразит его гнев. И тогда перспективы дальнейшего обучения могут стать весьма туманными.

2. Стрессовая экзаменационная ситуация способна вызвать такое потрясение у студента, при котором он воспользуется неправильной шпаргалкой, а это лишь сделает его положение более плачевным и вызовет множество дополнительных вопросов.

3. Поскольку при написании основной части шпаргалок студенты пользуются хорошо известными экзаменаторам учебными пособиями, то преподаватели легко отличают самостоятельно воспроизведенный материал от цитирования «наизусть» справочной литературы и довольно быстро разоблачают «умников», якобы зазубривших нужные ответы.

4. Даже если студент не сумел или не захотел применить шпаргалку во время подготовки к ответу, она может выпасть из укромного места в момент, когда этого никто не ждет. Доказать экзаменатору, что ею не пользовались, будет практически невозможно, зато, поставив горе-студенту неудовлетворительную оценку, преподаватель будет в своем праве.

5. Имея при себе шпаргалку и надеясь ею воспользоваться, студенты зачастую привлекают внимание преподавателя своей излишней активностью и суетливостью. В этом случае экзаменатор невольно не выпускает таких непосед из поля зрения.

6. Если о наличии шпаргалок у конкретного студента известно однокурсникам, то положение еще более осложнится их постоянными просьбами о помощи, что также может отвлечь от подготовки к ответу.

Читайте также:  Знак медаль честь и польза

Отношение студентов к шпаргалкам иногда отличается диаметральной противоположностью: для кого-то они – спасение и единственный шанс на успех, а кто-то видит в их применении потенциальную неудачу и лишний риск. Здесь каждый должен ориентироваться на свои возможности, не идя на поводу у окружения. Важно определиться со своей позицией и придерживаться ее в течение всех учебных лет.

Куда прячут шпаргалку?

Если принято решение об использовании на экзамене «шпаргалок», то залогом успеха станет умение не только грамотно спрятать их, но и достать из «тайника».

Таких мест в одежде или на теле у студентов довольно много, важно не ограничивать свою фантазию – и тогда даже самый искушенный экзаменатор будет обведен вокруг пальца.

На протяжении длительного срока применения шпаргалок определились некоторые наиболее приемлемые для их хранения места.

1. Карман – одно из таких мест. Кто-то отметит, что тут никакой фантазии не требуется, но это заблуждение. Чаще всего преподаватели считают, что для шпаргалок студенты не выберут эту деталь одежды, поскольку это будет чрезвычайной дерзостью, и поэтому не сосредоточивают внимание на карманах студентов. Можно воспользоваться этим заблуждением экзаменаторов.

2. Девушки могут рискнуть припрятать рукописные подсказки в область выреза на платье, открывающем грудь. При условии, что преподаватель – мужчина, это может помочь сдать экзамен: экзаменатору будет неудобно слишком пристально рассматривать декольте студентки, и уж тем более требовать достать шпаргалку, если ее наличие будет им обнаружено.

3. Хорошая традиция – прятать «шпору» в рукаве со стороны внутренней части запястья. Воспользоваться шпаргалкой в этом случае можно, не привлекая внимания экзаменатора.

4. Не относятся к хорошим местам для тайников рукописных «справочников» такие зоны, как сиденья стульев или низ парт. Конспекты, ручки или учебники также не являются достаточно удобными для хранения и использования шпаргалок.

5. Ладонь как место для шпаргалки, выполненной в виде маленькой бумажной гармошки, считается удобным местом, которое позволит «не засыпаться» в течение периода подготовки к ответу.

6. Оформленная в виде трубочки и спрятанная за пояс шпаргалка тоже хороша, но нужно точно помнить, какая тема где припрятана, иначе можно что-то напутать, да и риск быть замеченным преподавателем довольно высок.

7. Идеальным вариантом шпаргалок считаются полностью оформленные заготовки ответов, написанные на листах формата А4 с предварительно подложенным чистым листом, на котором отпечатываются с нажимом написанные ответы. Тут главное вовремя подменить экзаменационный лист на заранее приготовленный белый лист с ответом.

Практика свидетельствует, что фантазия студентов, их готовность и умение составить неожиданную по форме шпаргалку безграничны, особенно, когда от этого зависит стипендия или возможность продолжать учебу.

Мнение студентов и экзаменаторов

Как преподаватели, так и учащиеся считают, что шпаргалки – это органически присущая часть школьной поры, постепенно переходящей с студенческую. Порой кажется, что умением и желанием писать их и пользоваться ими некоторые обладают с пеленок.

Отдельные преподаватели не отвергают значимость такого рода способа подготовки к экзамену, считая, что пока студент не попался, он прав в своем стремлении к хорошей оценке. Однако рассчитывать на это не стоит, правильнее оценить отношение преподавателя к шпаргалкам заранее: если он категорически отрицательно настроен против шпаргалок, разумнее будет выучить учебный материал, иначе «неуда» не избежать.

Если же преподаватель предоставляет возможности к списыванию, то грех это не использовать. Тем более, что основы этого искусства теперь не тайна. Остается лишь уточнить даты экзаменов и начать заблаговременную к ним подготовку.

Источник

Наверное, нет ни одного школьника или студента, который хотя бы раз в жизни не воспользовался шпаргалкой – собственноручно изготовленной или скачанной из интернета подсказкой на вопрос. «Гармошки», «патронташи», хитроумные «бомбы» – это далеко не полный список разновидностей спасительных бумажек. Есть и нестандартный вариант – например, ответы на крошечных листочках бумаги, под цвет океанов и ландшафтов, вклеенные в атлас. Долго бытовало мнение, что «шпоры» готовят только отъявленные лодыри и разгильдяи, которым не хочется как следует прорабатывать экзаменационный материал. Однако, некоторые педагоги не только не порицают, но и поощряют изготовление хитроумных подсказок. Есть ли рациональное зерно в написании «шпор»?

Польза

Вначале определимся, какая именно шпаргалка приносит пользу. Прежде всего, она должна быть изготовлена самостоятельно. В этом случае она свидетельствует о тщательно проделанной кропотливой работе. Изучить материал, выделить самое главное и уместить это на крошечных бумажных листках довольно непросто. Если же вас выручил «товарищ по несчастью», это заслуживает лишь название медвежьей услуги.

Читайте также:  Сочинение на тему польза спорта

Во-вторых, вы, сами того не осознавая, повторяете и закрепляете материал. Прочесть текст, выписать нужную информацию, а затем просмотреть перед контрольной (или, что греха таить, во время оной) – значит, по меньшей мере, трижды запечатлеть текст в памяти. При таком подходе, сведения запоминаются надолго.

В-третьих, перед школьником или студентом стоит непростая задача: уместить материал на небольшом пространстве. Здесь приходит на выручку мелкая моторика. Импульсы, исходящие от нервных окончаний, находящихся на пальцевых подушечках, стимулируют центры головного мозга, ответственные за мыслительный процесс и запоминание.

Если речь идет о школьнике, написание шпаргалок помогает улучшить почерк, сделать его более аккуратным и разборчивым. Не помешают также навыки структурирования информации. Для студента это еще и экономия времени при подготовке к экзамену или зачету. Зачастую лекции записаны в спешке, неразборчивым почерком. «Шпоры» в этом отношении намного аккуратнее.

Изготавливая шпаргалки, человек учится выделять рациональное зерно, разделять важную и второстепенную информацию. Для удобства пользования подсказкой, можно выделять формулы и основные определения контрастным цветом. Это также способствует лучшему запоминанию материала.

Что и говорить, контрольная, зачет или экзамен – это большое нервное напряжение. Сильный стресс способствует тому, что даже хронические отличники забывают то, что знали. В этом случае, шпаргалка помогает за несколько секунд восстановить в памяти нужную информацию и удачно ответить на вопрос. Не случайно, многие преподаватели, как школьные, так и вузовские, в подобных ситуациях усиленно делают вид, что они ничего не замечают. В конце концов, каждый из них знает, как школьник или студент работал в течение года или семестра.

Если вся работа будет проделана именно так, то, скорее всего, миниатюрные бумажные помощники не понадобятся на экзамене. Оказывается, что вы и так замечательно подготовлены.

Вред

Пользу приносят лишь шпаргалки, написанные от руки. Вряд ли преподаватель придет в восторг от листов со скачанными из интернета ответами или от списывания с экрана мобильного гаджета. К сожалению, учителям все чаще приходится сталкиваться с таким неприятным явлением: школьники и студенты даже не пытаются самостоятельно выполнить задание, а ищут готовые ответы и решения в интернете. Скачать, а затем списать – вряд ли при таком подходе что-то отложится в памяти. Если набрать информацию на компьютере, эффект запоминания, несомненно, будет, но гораздо меньший, чем при ручном написании. Есть и другие негативные моменты.

  • Бывает, что в стрессовой обстановке учащийся воспользовался не той шпаргалкой. Естественно, это повлечет за собой ряд дополнительных вопросов, и «выплыть» будет достаточно проблематично.
  • Не все преподаватели лояльно относятся к «шпорам». Некоторые из них воспринимают это как попытку обмана. Отсюда – и легенды, передаваемые старшекурсниками новичкам: «У Василия Петровича лучше не списывать, не будите зверя». Конечно, можно приготовить шпаргалки, но лучше забыть их дома.
  • Если материал взят из известных учебных пособий, опытный учитель без труда вычислит «всезнайку», который цитирует справочники чуть ли не наизусть.
  • Неприятно, когда в спешке студент роняет листочек с ответами. Доказать, что он еще не успел ими воспользоваться, сложно, и риск получения неудовлетворительной оценки. очень велик. Кроме того, если учащийся не научился виртуозно шпаргалить, он привлекает внимание преподавателя суетливыми движениями и виноватым выражением лица. Так что определенные актерские навыки не помешают.
  • Случается, что счастливого обладателя набора шпаргалок одногруппники постоянно отвлекают от подготовки к ответу просьбами передать «шпору». Иногда это чревато «неудом».

Отношение школьников к шпаргалкам неоднозначное. Некоторые (их меньшинство) гордятся своей независимостью от подобного рода подсказок. Другие считают их необходимыми, чтобы на всякий случай подстраховаться. Важно одно: «шпора» принесет пользу лишь в том случае, когда учащийся имеет о предмете вполне четкое представление. Информация, лаконично изложенная на небольшом листочке, поможет восстановить в памяти сложные определения или огромные формулы. При нулевых знаниях пользы от шпаргалок никакой. Даже если удалось списать или воспользоваться готовой «бомбой», дополнительные вопросы помогут быстро установить истину.

Источник