Эм технология вред или польза

Эм технология вред или польза thumbnail

Ни для кого не секрет, что не только от микро- и макроэлементного состава любого типа почвы зависит здоровье растущих на ней культур и плодородие в целом, но также – от “работы” почвенной микрофлоры. Почему бы самостоятельно не добавить полезных бактерий на свои грядки.

Каким образом? При помощи специально разработанных микробиологических удобрений, призванных повысить доступность микроэлементов в почве для растений. Такие удобрения получили название ЭМ-препаратов – препаратов с “эффективными микроорганизмами”.

Что же такое на самом деле эти ЭМ-препараты и как их правильно применять на своем участке?

ЭМ-препараты: повышаем естественное плодородие без “химии”

Вдохновителем создания необычных на тот момент удобрений стал японский ученый в середине 80-х годов ХХ века. Он и термин “эффективные микроорганизмы” предложил, и первый препарат с ними изобрел. Целью эксперимента было повысить естественное плодородие почвы – в короткие сроки, с малыми затратами и, конечно, безо всяких химикатов.

Суть нового препарата была в том, чтобы собрать “в одном месте” побольше полезной почвенной микрофлоры, которая и состояние почвы улучшает, и растениям помогает лучше усваивать полезные вещества из грунта. Дело в том, что в естественных природных условиях этим разным организмам зачастую требуются разные условия существования, да и количество бактерий в почве очень нестабильно и зависит от множества внешних факторов. В японском же препарате были собраны десятки видов бактерий, которые, как показала практика, прекрасно работали. В итоге – экологически чистые и высокие урожаи без особых затрат времени и сил.

Технология стала быстро завоевывать весь мир, а на постсоветском пространстве появилась в конце 90-х, вместе с первым отечественным аналогом, препаратом Байкал-ЭМ1. За ним вскоре последовали Сияние, Восток, Бокаши, Тамир, Экоберин, Возрождение, Эмочка и т.д.

Что входит в состав ЭМ-препаратов? Как мы уже упоминали, это различные полезные для гумусообразования и развития растений микроорганизмы:

  • азотфиксирующие бактерии,
  • фотосинтезирующие бактерии,
  • дрожжевые грибки,
  • бактерии-актиномицеты,
  • ферментирующие грибы.

У каждой группы свои “цели и задачи”. Это:

  • ускорение гумусообразования,
  • подавление деятельности болезнетворных микроорганизмов,
  • улучшение структуры почвы,
  • ускорение разложения органики в почве,
  • улучшение азотфиксации,
  • ускорение прорастания семян,
  • усиление фотосинтеза,
  • стимуляция корнеобразования, роста и развития растений.

В результате мы имеем повышение качества, количества и лежкости урожая, а также декоративности культурных растений.

Разумеется, в разных препаратах содержатся разные “комбинации” микроорганизмов в разных количествах, которые тщательно подбираются, в зависимости от предполагаемой цели использования. Существуют “смеси” из двух-трех организмов и целые “сообщества” из десятков представителей разных видов. В промышленных препаратах вся эта микрофлора находится в виде концентрата в неактивном состоянии и способна храниться длительное время без потери своих свойств.

ЭМ-препараты: для чего, как и когда правильно использовать

Как работают ЭМ-препараты? Чтобы их активировать, обычно используется комплекс факторов – свет, влажность, повышение температуры, кислород воздуха. Обычно магазинный концентрат достаточно развести теплой водой в соотношении, указанном на упаковке.

Затем его можно использовать несколькими способами:

  • для предпосевной обработки семян и посадочного материала,
  • для обогащения почвы,
  • для изготовления ЭМ-компоста,
  • для внекорневой или корневой подкормки культурных растений,
  • для борьбы с сорняками,
  • для разложения органики в дачных туалетах и выгребных ямах.

Остановимся немного подробнее на каждом способе.

ЭМ-препараты для предпосевной обработки семян и рассады

Семена и клубни рекомендуется замачивать в растворе ЭМ-препарата непосредственно перед посадкой на 2-10 часов. Этот процесс повышает всхожесть и защищает от потенциальных заболеваний, параллельно засевая прикорневую зону полезными микроорганизмами.

Можно рабочий раствор ЭМ-препарата для укрепления иммунитета, стимуляции роста и ускорения корнеобразования применять и для опрыскивания рассады – как перед посадкой, так и после нее, с интервалом 1-2 недели.

  • Подготовка к посеву, или Как повысить всхожесть семян

    6 способов предпосевной подготовки семян и их влияние на будущий урожай.

  • Высадка рассады в грунт – о чем должен знать каждый

    Высаженная на постоянное место рассада плохо приживается и долго болеет? Иногда так происходит из-за неправильной высадки растений в грунт.

ЭМ-препараты для компоста

ЭМ-препараты активно используются огородниками для ускорения созревания компоста. С такими добавками “быстрый” компост созреет уже через 1-3 месяца (в зависимости от наружной температуры, летом процесс идет гораздо быстрее).

Для приготовления ЭМ-компоста можно использовать любую органику: выполотые сорняки, овощную ботву, солому, кухонные очистки, торф, опавшую листву, ветки, оставшиеся после обрезки ягодных кустов и т.д. Микроорганизмы из ЭМ-препарата будут способствовать более быстрому разложению органики и, вкупе с продуктами своей жизнедеятельности, в итоге образуют рыхлый, проницаемый высокопитательный субстрат, не перенасыщенный азотом.

Существуют два способа приготовления ЭМ-компоста:

  • аэробный (с доступом воздуха);
  • анаэробный (без доступа воздуха).
  • 3 проверенных способа приготовления компоста

    Долгие годы мучаетесь с приготовлением компоста и не можете выбрать надежный рецепт, гарантирующий увеличение урожая? Мы вам поможем!

ЭМ-препараты для обработки почвы

Как вы уже поняли, ЭМ-препараты прекрасно подходят для обогащения почвы полезной микрофлорой, угнетения флоры патогенной, а также для восстановления грунтов после истощения или химизации.

Вносить ЭМ-препараты в почву можно и осенью, после уборки урожая, и весной, перед посадкой растений, и прямо в лунки при высадке рассады или высеве семян. Такая процедура и почву оздоровит, и рост и развитие растений стимулирует.

Вносить ЭМ-препараты для лучшей их “работы” в любом случае желательно не в голую почву, а под мульчу либо вместе с заделанными в нее органическими остатками (скошенные сидераты, сено, неперепревший компост).

Нормы внесения рабочих растворов того или иного препарата во всех этих случаях должны быть указаны в инструкции.

ЭМ-препараты как удобрение

Водный раствор ЭМ-препаратов – прекрасное удобрение как для корневой, так и для внекорневой подкормки любых растений.

Раз в две недели можно опрыскивать свои посадки жидким ЭМ-препаратом, а несколько раз за вегетационный сезон – полить (только не под самые корни, чтобы не “обжечь” их).

Вносить препараты в почву или распылять по растениям следует утром и вечером или после дождя, но не в солнечную погоду, т.к. активные солнечные лучи губительны для микроорганизмов и могут снизить эффективность препаратов. К тому же делать это желательно в теплую погоду (не ниже 13°С), чтобы не тормозить жизнедеятельность полезной микрофлоры.

Читайте также:  Продукты из сои польза или вред

ЭМ-препараты от сорняков

Если вы не хотите использовать на своем участке сильнодействующие химикаты, попробуйте избавиться от сорных растений с помощью бактериологических ЭМ-препаратов.

Сорняки нужно подрезать острой тяпкой, а затем полить участок раствором ЭМ-препарата, разведенного по инструкции водой. В результате оставшаяся в почве корневая система сорняков быстро “забродит” и переработается.

Такую обработку участка лучше всего проводить в осеннее время, когда грядки свободны от основных посадок.

ЭМ-препараты для выгребных ям

Благодаря деятельности микроорганизмов, быстро разлагающих органику, ЭМ-препараты нашли себе применение и для дачных туалетов, и выгребных ям. С помощью этого средства возможно не только экологическим путем ускорить компостирование органических отходов, но и нейтрализовать сопутствующие неприятные запахи.

  • 5 проверенных способов, как избавиться от запаха в дачном туалете

    Решаем проблему ликвидации запаха в уличном туалете.

ЭМ-препараты уже уверенно вошли на дачные участки многих садоводов-огородников. А вы верите в современные экологические технологии и готовы попробовать вырастить отличный урожай с их использованием?

Источник

àâòîð Àíñèìîâ Â.È., ôîòî àâòîðà

ãðÿäêà ñ ÷åðâÿìè

Ïðè îöåíêå âûñêàçûâàíèé îá ýôôåêòèâíîñòè ÝÌ-òåõíîëîãèè ñëåäóåò ðàçäåëÿòü ñâÿçàííûå ñ íåé òàêèå ïîíÿòèÿ êàê áèçíåñ (óâåëè÷åíèå ïðîäàæè ïðåïàðàòîâ) è ñîáñòâåííî àãðîòåõíîëîãèÿ. Áèçíåñ îò ïðîäàæè ÝÌ-ïðåïàðàòîâ èìååò ñâîåé öåëüþ äîñòèæåíèå âûñîêèõ äîõîäîâ, çäåñü âñ¸ ÿñíî; ìíå æå õî÷åòñÿ ïîãîâîðèòü îá àãðîòåõíèêå.

ÝÌ-òåõíîëîãèÿ – (òåõíîëîãèÿ èñïîëüçîâàíèÿ ýôôåêòèâíûõ ìèêðîîðãàíèçìîâ) – ýòî íîâèíêà, ïîýòîìó âàæíî ñîáðàòü î íåé áîëüøå èíôîðìàöèè (è èç íàó÷íûõ êðóãîâ, è îò ñàäîâîäîâ-îïûòíèêîâ). Ñðàçó âîçíèêàþò âîïðîñû: êàêóþ èíôîðìàöèþ, î ÷¸ì ýòà èíôîðìàöèÿ?

Âîò ïðèìåðû. «ß ïðèìåíÿë Ýì-ïðåïàðàòû, ýôôåêòà íå çàìåòèë» – ýòî èíôîðìàöèÿ îò ìîåãî ñîñåäà. À âîò èíôîðìàöèÿ îò íàó÷íîãî ðàáîòíèêà, äîêòîðà ñåëüõîçíàóê: Â.Ô.Ñåâåðèí â ñòàòüå «ÝÌ-òåõíîëîãèÿ – íàóêà èëè àâàíòþðà», îïóáëèêîâàííîé â æóðíàëå «Âðåìåíà ãîäà» ¹6 çà 2005 ãîä, ïðèâîäèò ðåçóëüòàòû èññëåäîâàíèé èñïîëüçîâàíèÿ ÝÌ-ïðåïàðàòîâ, èõ âëèÿíèÿ íà óðîæàéíîñòü ðÿäà êóëüòóð. Îòìå÷åíû è ïîëîæèòåëüíûå, è îòðèöàòåëüíûå ìîìåíòû, îäíàêî îáùèé òîí ñòàòüè íåãàòèâíûé. È íå íàäî ãîðÿ÷èì ñòîðîííèêàì ÝÌ-òåõíîëîãèè ìåòàòü ãðîìû è ìîëíèè â àäðåñ ýòèõ ëþäåé, îáâèíÿòü èõ â íåïðèÿòèè âñåãî íîâîãî. Ýòî èñêðåííèå îöåíêè. Íî…

Äàâàéòå ðàçáèðàòüñÿ, à ÷òî æå ìû æä¸ì îò ÝÌ-òåõíîëîãèè, êàêîãî ýôôåêòà (íå çðÿ â Ïèñàíèè ñêàçàíî: «Êàêîé ìåðîé ìåðèøü, ïî òîé è âîçäàñòñÿ!»).

Ìîæíî ìåðèòü óâåëè÷åíèåì óðîæàÿ èëè óíè÷òîæåíèåì âðåäèòåëåé ðàñòåíèé. Êàçàëîñü áû, à êàê æå èíà÷å, äëÿ ÷åãî æå ìû ñàäû-îãîðîäû ðàçâîäèì, ïîëÿ çàñåâàåì? Äëÿ ïîëó÷åíèÿ óðîæàÿ. Íî âîò ïðèìåð òàêîãî ïîäõîäà: çàõîòåëè îãîðîäíèêè èçáàâèòüñÿ îò êîëîðàäñêîãî æóêà íà ïîñàäêàõ êàðòîôåëÿ, ïðèìåíèëè ÄÄÒ. Êàðòîôåëü ðàñò¸ò, æóêà íåò. À öåëü äîñòèãíóòà? Íåò! Ñ ïðèìåíåíèåì òàêîãî ÿäà êàê ÄÄÒ óðîæàé-òî ïîëó÷åí, íî íàíåñ¸í êîëîññàëüíûé âðåä çäîðîâüþ è ïðèðîäå – íå çðÿ ýòîò ïðåïàðàò çàïðåù¸í ê èñïîëüçîâàíèþ!

Èëè åù¸ ïðèìåð. Ïðèìåíÿþò íà íàøèõ ïîëÿõ è îãîðîäàõ ìèíåðàëüíûå óäîáðåíèÿ, ïîëó÷àþò óðîæàé. À öåëü äîñòèãíóòà? Íåò!  æóðíàëå «Âðåìåíà ãîäà» (¹5, 2004 ã.) â ñòàòüå «È ïî÷âà ìîæåò óòîìëÿòüñÿ» êàíäèäàò ñ-õ. íàóê Â.Ãëàäêèõ ïèøåò: «Â 50-õ ãîäàõ ïðîøëîãî ñòîëåòèÿ âíåñåíèå â ïî÷âó 1 òîííû ìèíåðàëüíûõ óäîáðåíèé îáåñïå÷èâàëî ïðèáàâêó óðîæàÿ â ðàçìåðå 11 òîíí, â 60-õ ãîäàõ – îêîëî 8 òîíí, â 70-õ ãîäàõ – ìåíåå 6 òîíí.  80-õ ãîäàõ ñòàëè ïîñòóïàòü òðåâîæíûå ñîîáùåíèÿ, ÷òî â íåêîòîðûõ ðåãèîíàõ óðîæàéíîñòü íå óâåëè÷èâàåòñÿ: óäîáðåíèé ïðèìåíÿåì âñ¸ áîëüøå è áîëüøå, à óðîæàé íå óâåëè÷èâàåòñÿ». Ïî íàó÷íûì îöåíêàì, ïëîäîðîäèå ïî÷â ñíèçèëîñü íà òðåòü. Óæå íå â äèêîâèíêó òàêèå ïîëÿ, íà êîòîðûõ âîîáùå íè÷åãî íå ðàñò¸ò – íè òðàâèíêè, íè áûëèíêè; ïðè ýòîì íà ãðàâèéíîé îáî÷èíå äîðîãè ðÿäîì ñ ïîëåì ðàñò¸ò òðàâà, à íà «óõîæåííîì-îêóëüòóðåííîì» ïîëå íàáëþäàåòñÿ ì¸ðòâàÿ ïàíîðàìà. Âîò ïî êàêîé ìåðå íàì âîçäà¸òñÿ!

Ïîýòîìó íóæíî ïîäîéòè ê îöåíêå ÝÌ-òåõíîëîãèè (êàê è âîîáùå ê ëþáîé àãðîòåõíèêå) íå îäíîáîêî, à êîìïëåêñíî. Ñ ìîåé òî÷êè çðåíèÿ, ÝÌ-òåõíîëîãèÿ – ýòî ëèøü ñîñòàâíàÿ ÷àñòü ñèñòåìû ïðèðîäíîãî çåìëåäåëèÿ. Ìèêðîáèîëîãè÷åñêèå ïðåïàðàòû òðåáóþò ê ñåáå îïðåäåë¸ííîãî ïîäõîäà è ïîíèìàíèÿ: æèâûì ìèêðîîðãàíèçìàì òðåáóåòñÿ ïèòàíèå, êîèì ÿâëÿåòñÿ îðãàíèêà, ïîýòîìó íàëè÷èå îðãàíè÷åñêèõ îñòàòêîâ â ïî÷âå îáÿçàòåëüíî (è ýòî – òîëüêî îäíî èç óñëîâèé). Ïðè¸ìû àãðîòåõíèêè ïðèðîäíîãî çåìëåäåëèÿ ïîçâîëÿþò ìàêñèìàëüíî èñïîëüçîâàòü ïðåèìóùåñòâî êîìïëåêñíûõ ìèêðîáèîëîãè÷åñêèõ ïðåïàðàòîâ, ÷òîáû è óðîæàé ïîëó÷èòü, è ïëîäîðîäèå çåìëè ïîâûñèòü.

×òî æå ýòî çà ïðè¸ìû, îòêóäà âçÿëèñü, íà ÷¸ì îñíîâàíû? Âçÿëèñü èç îïûòà ÷åëîâå÷åñêîãî, íàêîïëåííîãî òûñÿ÷åëåòèÿìè, èç íàó÷íûõ èññëåäîâàíèé è äîñòèæåíèé ïîñëåäíèõ ëåò. Îñíîâàíû íà íàáëþäåíèè çà ïðèðîäíûìè ÿâëåíèÿìè êàê îãîðîäíèêàìè-îïûòíèêàìè, òàê è ñïåöèàëèñòàìè ñ ó÷åíûìè ñòåïåíÿìè. Íè÷åãî íåîáû÷íîãî ýòè ïðèåìû èç ñåáÿ íå ïðåäñòàâëÿþò.

Èòàê, ïðè¸ì ïåðâûé – ïîâåðõíîñòíàÿ îáðàáîòêà çåìëè áåç îáîðîòà ïëàñòà. Çàéäèòå â ëåñ è âíèìàòåëüíî ðàññìîòðèòå ïîäñòèëêó. Ðàçëàãàÿñü â òå÷åíèå îïðåäåë¸ííîãî âðåìåíè, îíà ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ñëîè îðãàíèêè ðàçëè÷íîãî óðîâíÿ ðàñïàäà. Òàêóþ æå êàðòèíó ìîæíî íàáëþäàòü è íà ëóãàõ, äà âåçäå â äèêîé ïðèðîäå. Òîëüêî ÷åëîâåê, ïåðåêàïûâàÿ ïî÷âó íà «êóëüòóðíûõ» ïîëÿõ, íàðóøàåò ñòðóêòóðó çåìëè. Çàêàïûâàÿ îðãàíè÷åñêèå îñòàòêè, ÷åëîâåê ñîçäà¸ò â ïî÷âå óñëîâèÿ äëÿ èõ áðîæåíèÿ. À ÷åì ýòî ÷ðåâàòî, ðàññêàçàíî â ñòàòüå íàó÷íîãî ñîòðóäíèêà Èíñòèòóòà áèîõèìèè è ôèçèîëîãèè ìèêðîîðãàíèçìîâ ÐÀÍ È. Âîñòðîâà «Æèâîå òåëî ïî÷âû», îïóáëèêîâàííîé â æóðíàëå «Íîâûé ñàäîâîä è ôåðìåð» ¹4 2002 ã.: « Ãëàâíûì òåîðåòèêîì îáðàáîòêè ïî÷âû… áûë Â.Ð.Âèëüÿìñ. Íåîáõîäèìîñòü îòâàëüíîé âñïàøêè îí îáúÿñíÿë òåì, ÷òî ãóìóñ, ÿêîáû, îáðàçóåòñÿ â àíàýðîáíûõ (áåç äîñòóïà âîçäóõà) óñëîâèÿõ. Åñëè áû ýòî áûëî òàê, òî ñâåæóþ îðãàíèêó äåéñòâèòåëüíî íàäî áûëî çàïàõèâàòü íà äíî ïàõîòíîãî ñëîÿ – íà ãëóáèíó 15-20 ñì. Íî òàì îíà ïðè âëàæíîé ïîãîäå ïîäâåðãàåòñÿ áðîæåíèÿì, à ïðîäóêòû áðîæåíèÿ ÿäîâèòû äëÿ ðàñòåíèé… Íàâîç ñîäåðæèò àçîòà áîëüøå, ÷åì ñîëîìà, à óðîæàé îò åãî çàïàõèâàíèÿ ñíèæàåòñÿ çàìåòíåå, ÷åì îò ñîëîìû… Âûñîêîå ñîäåðæàíèå àçîòà â ñìåñè ñ ðàñòèòåëüíûìè îñòàòêàìè âûçûâàåò áîëåå àêòèâíîå áðîæåíèå». Âîò òàê!

Ïåðåéäó ê ñëåäóþùåìó âîïðîñó. Åñëè íå ïåðåêàïûâàòü ïî÷âó ñ îáîðîòîì ïëàñòà, òî êàê æå å¸ îáðàáàòûâàòü?

 ïðèðîäíîì çåìëåäåëèè èñïîëüçóåòñÿ ïîâåðõíîñòíàÿ îáðàáîòêà ïî÷âû. Ýòîò àãðîòåõíè÷åñêèé ïðè¸ì ïðåäóñìàòðèâàåò ðûõëåíèå 5-7 ñì âåðõíåãî ñëîÿ ïî÷âû. Îïÿòü âîïðîñ: à ÷åì ýòî ñäåëàòü? Îáû÷íîé ëîïàòîé âðÿä ëè ïîëó÷èòñÿ, äà è íåóäîáíî. Ïîìîæåò ïëîñêîðåç Ôîêèíà. Ïðîñòîé èíñòðóìåíò ïîçâîëÿåò ëåãêî ïîäãîòîâèòü ãðÿäêè äëÿ ïîñàäêè êóëüòóðíûõ ðàñòåíèé. À äëÿ íåäîâåð÷èâûõ ÷èòàòåëåé îòìå÷ó – äàííîå ïî÷âîîáðàáàòûâàþùåå îðóäèå çàùèùåíî òðåìÿ (!) ïàòåíòàìè, ýêñïîðòèðóåòñÿ â ðàçâèòûå ñòðàíû. Ýòîò èíñòðóìåíò çàìåíèò ìíîãèå äðóãèå èç àðñåíàëà îãîðîäíèêà.

Читайте также:  Польза от работы с гирей

Íåêîòîðûå ñàäîâîäû çàäàþò âîïðîñ: «À êàê âû äîðîæêè ñâîèì ïëîñêîðåçîì âçðûõëèòå? Çåìëÿ-òî íà íèõ óòðàìáîâàíà?» (â îäíîì óâàæàåìîì èçäàíèè äëÿ ñàäîâîäîâ áûëî íàïèñàíî, ÷òî çåìëÿ íà äîðîæêàõ îòäîõíóâøàÿ, à, çíà÷èò, è áîëåå ïëîäîðîäíàÿ). Äîðîæêè ðûõëèòü íå íàäî – ïóñòü áóäóò ïîñòîÿííûìè. À çàîäíî è ãðÿäêè íóæíî ñäåëàòü ñòàöèîíàðíûìè, íèêîãäà ïî òàêèì ãðÿäêàì íå õîäèòü (äàæå çèìîé). Ñàìûé ïðîñòîé ñïîñîá ðàçìåòêè ïîñòîÿííûõ ãðÿäîê – îòìåòèòü èõ óãëû âåøêàìè, à ïî êðàÿì ãðÿäîê âûñàäèòü öâåòû (íàïðèìåð, î÷åíü ïîëåçíûå äëÿ ïî÷âû è îãîðîäíûõ ðàñòåíèé áàðõàòöû, íîãîòêè). Ïîëó÷èòñÿ êðàñèâî. Òàê ïîñëåäîâàòåëè ïðèðîäíîãî çåìëåäåëèÿ îáÿçàòåëüíî ïðèõîäÿò ê ñàäîâîìó äèçàéíó è íà÷èíàþò ïîíèìàòü, ÷òî êðàñèâûé ñàä èëè îãîðîä – ýòî íå ÷üÿ-òî çàáàâà, à òÿãà ëþáîãî íîðìàëüíîãî ÷åëîâåêà ê ïðåêðàñíîìó. È ýòî ïðåêðàñíîå ñîâñåì ðÿäîì, åãî ëåãêî ñäåëàòü ñâîèìè ðóêàìè.

Íà îãîðîäå ñî ñòàöèîíàðíûìè ãðÿäêàìè ëåãêî ïðèìåíÿòü òàêèå àãðîòåõíè÷åñêèå ïðè¸ìû êàê ñåâîîáîðîò, ñèäåðàöèÿ. Íàøè ãðÿäêè íèêîãäà íå äîëæíû ïóñòîâàòü è áûòü ñ ÷åðíîé çåìëåé: ïëîäû – íàì, à âñÿ îñòàëüíàÿ îðãàíèêà – çåìëå. Ýòî åå óðîæàé, å¸ ïèòàíèå. Òðàâà ìîêðèöà, óñòèëàþùàÿ íàøè ãðÿäêè ñ òîìàòàìè, íå ðàññìàòðèâàåòñÿ êàê íå ñîðíÿê, ïîñêîëüêó íà ðàçâèòèå ïîìèäîðîâ îíà íèêàêîãî îòðèöàòåëüíîãî âëèÿíèÿ íå îêàçûâàåò), à çåìëå îò íå¸ – ïîëüçà.

Êîìïîñò íåîáõîäèìî âíîñèòü ïîâåðõíîñòíî, ÷òî è ìåíåå òðóäî¸ìêî è áîëåå ïîëåçíî äëÿ ïî÷âû. Òîëüêî ðàçáðàñûâàòü ïî ãðÿäêàì åãî íóæíî îñåíüþ, ïîä çèìó. Îñíîâíàÿ ìàññà ïèòàòåëüíûõ âåùåñòâ óéäåò â ïî÷âó – ñâåðõó áóäóò òîëüêî îñòàòêè îðãàíèêè, à ýòî ìóëü÷à!

Íà ýòîì êðàòêèé ðàññêàç î ïðè¸ìàõ àãðîòåõíèêè ïðèðîäíîãî çåìëåäåëèÿ çàêîí÷ó. Òåì áîëåå, ÷òî öåëüþ ñòàòüè ÿâëÿåòñÿ íå èõ îïèñàíèå, à îáúÿñíåíèå íåîáõîäèìîñòè êîìïëåêñíîãî ïîäõîäà, áåç êîòîðîãî ïðèìåíÿòü ìèêðîáèîëîãè÷åñêèå ïðåïàðàòû áåññìûñëåííî. Çíà÷èò, è ðàññóæäàòü îá èõ ýôôåêòèâíîñòè, ïî êðàéíåé ìåðå, íåêîððåêòíî. Íî èñïîëüçóÿ ïðè¸ìû ïðèðîäíîãî çåìëåäåëèÿ è ÝÌ-ïðåïàðàòû, ìîæíî äîáèòüñÿ èíòåðåñíûõ ðåçóëüòàòîâ. Îá ýòèõ ðåçóëüòàòàõ è õîòåëîñü áû ðàññêàçàòü.

Íàø ó÷àñòîê ðàñïîëîæåí â ïîéìå ñèáèðñêîé ðåêè, ïî÷âà ñóïåñ÷àíàÿ. Ïðåäûäóùèå õîçÿåâà óñàäüáû ìàëî áåñïîêîèëèñü î ïëîäîðîäèè ïî÷âû, âûñûïàÿ íà îãîðîä øëàê èç ïå÷è ñ îãðîìíûì êîëè÷åñòâîì îñêîëêîâ ñòåêëà, ìåòàëëà è äðóãîãî ìóñîðà. Çåìëÿ ïðåäñòàâëÿëà ñîáîé áåññòðóêòóðíóþ ïûëåâèäíóþ ìàññó, áûñòðî ïîêðûâàþùóþñÿ êîðêîé ïðè ïîëèâå.

Àãðîòåõíèêó ïðèðîäíîãî çåìëåäåëèÿ ÿ íà÷àë ïðàêòèêîâàòü ñ 1999 ãîäà. Íà íà÷àëüíîì ýòàïå ïðèìåíåíèÿ ÝÌ-òåõíîëîãèè ÿ èñïîëüçîâàë ïðåïàðàò «Áàéêàë – ÝÌ-1», â ïîñëåäóþùèå ñåçîíû – ïðåïàðàòû «Ñèÿíèå». Ïðèìåíÿë ÿ ýòè ïðåïàðàòû ïî èíñòðóêöèè, õîòÿ çà ãîäû ïðàêòèêè ïîÿâèëèñü è ñâîè ñîáñòâåííûå íàðàáîòêè. Ïðåïàðàòû «Ñèÿíèå» èìåþò ñåðü¸çíóþ àêàäåìè÷åñêóþ ïëàòôîðìó (ðàçðàáîòàíû è âûïóñêàþòñÿ ïîä íàó÷íûì ðóêîâîäñòâîì àêàäåìèêà ÐÀÑÕÍ Íàïëåêîâîé Í.Í). è, ñ ìîåé òî÷êè çðåíèÿ, êà÷åñòâî èõ âûøå.

Îäíàêî, ïåðåéä¸ì ê ãëàâíîé òåìå – îöåíêå ðåçóëüòàòîâ ïðèìåíåíèÿ ÝÌ-ïðåïàðàòîâ:

1. Ñîñòîÿíèå ïî÷âû. Çåìëÿ íàøåãî ó÷àñòêà èçìåíèëàñü äî íåóçíàâàåìîñòè: ñòðóêòóðà å¸ ñòàëà êðóïíîçåðíèñòîé, ò¸ìíûé öâåò ïî÷âû ãîâîðèò î âûñîêîì ñîäåðæàíèè ãóìóñà; ïîÿâèëîñü îáèëèå ÷åðâåé. Äàæå â ñóõóþ ïîãîäó çåìëÿ ñîõðàíÿåò âëàæíîñòü – ýòî íîðìàëüíîå ñîñòîÿíèå æèâîé ïî÷âû, íà íåé íèêîãäà íå áûâàåò êîðêè. Íà òèòóëüíîì ôîòî – ñðåç ìîåé îáû÷íîé ãðÿäêè, íà êîòîðîé ïîñòîÿííî âûðàùèâàþòñÿ îâîùè; íèêàêîãî îòäûõà çåìëå ÿ íå äàâàë. Êñòàòè, î ðåêëàìíûõ îáåùàíèÿõ: â òàêóþ ðûõëóþ ïî÷âó äåéñòâèòåëüíî âòûêàåòñÿ äåðåâÿííàÿ ïàëî÷êà íà ãëóáèíó â îäèí ìåòð (è áîëåå).

2. Ñîñòîÿíèå âûðàùèâàåìûõ êóëüòóð.  ïåðâûå ãîäû ÿ äåëàë êîíòðîëüíûå è îïûòíûå ïîñàäêè, íî âïîñëåäñòâèè îòêàçàëñÿ îò òàêîãî ïîäõîäà (âñ¸-òàêè ÿ âûðàùèâàþ óðîæàé, à íå äèññåðòàöèþ ïèøó). Ðàñòåíèÿ, âûðàùåííûå ñ ïîìîùüþ ìèêðîáèîëîãè÷åñêèõ ïðåïàðàòîâ «Ñèÿíèå», îòëè÷àþòñÿ áîëåå çäîðîâûìè è êðóïíûìè ñòåáëÿìè è ëèñòüÿìè, èõ ïîðàæàåìîñòü áîëåçíÿìè ñ òå÷åíèåì âðåìåíè ïðàêòè÷åñêè ñîøëà íà íîëü (íåò ìó÷íèñòîé ðîñû, ôèòîôòîðîçà, ðèçîêòîíèîçà è ò.ï.). Ýòî ïîçâîëÿåò èñïîëüçîâàòü ðàñòèòåëüíûå îñòàòêè (áîòâó òîìàòîâ, êàðòîôåëÿ è äðóãèõ êóëüòóð) äëÿ ñîçäàíèÿ ò¸ïëûõ ãðÿäîê ïðè âûðàùèâàíèè îãóðöîâ. Ðàç íåò âîçáóäèòåëåé áîëåçíåé â ðàñòèòåëüíûõ îñòàòêàõ, òî îíè è íå ìîãóò áûòü ðàññàäíèêîì áîëåçíåé. Ïðè ñîçäàíèè ò¸ïëûõ ãðÿäîê âñå ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà áîòâû, âçÿòûå èç ïî÷âû äëÿ ðàçâèòèÿ ðàñòåíèé (çà èñêëþ÷åíèåì ñîáðàííûõ ïëîäîâ), âîçâðàùàþòñÿ îáðàòíî â ïî÷âó.

3. Íàëè÷èå âðåäèòåëåé. Àãðîòåõíèêà ïðèðîäíîãî çåìëåäåëèÿ ïîçâîëèëà ðåçêî ñîêðàòèòü êîëè÷åñòâî âðåäèòåëåé – îíè óæå ïðàêòè÷åñêè íå âëèÿþò íà ðàçâèòèå ðàñòåíèé. Ïîýòîìó íå íàäî ïðèìåíÿòü ïðîòèâ âðåäèòåëåé ñïåöèàëüíûå ïðåïàðàòû – ýêîíîìèì ñâî¸ âðåìÿ, äåíüãè, à, ñàìîå ãëàâíîå, íå âðåäèì ïî÷âå è çäîðîâüþ. Ïîæàëóé, îñòàëàñü åäèíñòâåííàÿ ïðîáëåìà – êîëîðàäñêèé æóê, íî ñ íèì ó ìåíÿ ñïðàâëÿþòñÿ öåñàðêè.

4. Óðîæàé. Òóò õîòåëîñü áû ñäåëàòü óòî÷íåíèÿ: ìíîãèå ñòðåìÿòñÿ îöåíèâàòü åãî êîëè÷åñòâåííûå õàðàêòåðèñòèêè – ÷åì áîëüøå óðîæàé, òåì ëó÷øå. Ýòî â êîðíå íåâåðíî, è âîò ïî÷åìó. ×òî òîëêó, åñëè 30-50% ñîáðàííûõ ïëîäîâ ïðè õðàíåíèè ïîãèáàåò îò áîëåçíåé, ïîëó÷åííûõ ïðè âûðàùèâàíèè? Íåëüçÿ çàáûâàòü î êà÷åñòâå óðîæàÿ è î ïëîäîðîäèè ïî÷âû. À èíà÷å – âçÿëè ìàêñèìóì óðîæàÿ, à ïîòîì «õîòü òðàâà íå ðàñòè» (â ïðÿìîì è ïåðåíîñíîì ñìûñëå), êàê ñòðîèòåëè äåíåæíûõ ïèðàìèä – «ñîðâàë êóø è áåæàòü». Òîëüêî â çåìëåäåëèè ýòîò ôîêóñ íå ïðîéä¸ò, ñáåæàòü íå óäàñòñÿ: óãðîáèì ïðèðîäó è ïî÷âó îêîí÷àòåëüíî – íè÷åãî ðàñòè áóäåò.

Èòàê, áóäåì îöåíèâàòü óðîæàé ñ âûøåïåðå÷èñëåííûõ ïîçèöèé.

Òàê êàê ðàñòåíèÿ çäîðîâûå, òî ñðîê èõ ïëîäîíîøåíèÿ óâåëè÷èâàåòñÿ, à ýòî âëèÿåò íà óâåëè÷åíèå óðîæàÿ. Ïëîäû ó íèõ òîæå çäîðîâûå, íå ïîðàæ¸ííûå áîëåçíÿìè – îïÿòü ïðèáàâêà óðîæàÿ. Çäîðîâûå ðàñòåíèÿ ìåíüøå ïîðàæàþòñÿ âðåäèòåëÿìè – åù¸ ïëþñ ê ñáîðó óðîæàÿ. Íó è âñïîìíèì ïîãîâîðêó: «Îò õóäîãî ïëåìåíè íå ïîëó÷èøü ñåìåíè». À ðàç «ïëåìÿ» ïîëó÷àåòñÿ ñàìîå ÷òî íè íà åñòü äîáðîå, òî è «ñåìÿ» (òî áèøü ïëîäû) çäîðîâûå, õîðîøî õðàíÿòñÿ, âûøå èõ âêóñîâûå êà÷åñòâà.

Íàïðèìåð, ìû âûðàùèâàåì ëóê ñîðòà «Þêîíò», äàþùèé çàìå÷àòåëüíóþ ðåïêó, êîòîðàÿ âíå çàâèñèìîñòè îò äîæäëèâîãî ëåòà ïðåêðàñíî õðàíèòñÿ, âêóñîâûå êà÷åñòâà å¸ âñåãäà î÷åíü âûñîêèå. Ó ñîñåäåé ëóê ïîëó÷àåòñÿ ãîðüêèé (õîòÿ ÿ èì äàâàë ñâîþ ñåÿíêó), à ó ìåíÿ ñëàäêèé; ñûí ãîâîðèò: «Êàê ÿáëîêè íàø ëóê ìîæíî åñòü». Çíàþùèå ëþäè ñðàâíèâàþò âêóñîâûå êà÷åñòâà âûðàùåííîãî ñ «Ñèÿíèåì» ëóêà â Ñèáèðè ñî çíàìåíèòûì êðûìñêèì. À âåäü ïðîøëîå ëåòî ó íàñ áûëî íåáëàãîïðèÿòíîå äëÿ ýòîé êóëüòóðû.

Читайте также:  Польза растений для человека и природы

Îïÿòü îáðàòèìñÿ ê æóðíàëó «Âðåìåíà ãîäà»( ¹5, 2005 ã.).  ñòàòüå «Íå âñå íàäåæäû îïðàâäàëèñü» àâòîð À. Òóëóïîâà ïèøåò î ëåòå 2005 ãîäà «…Ïîãîäà ðåçêî ìåíÿëà ñâîé «õàðàêòåð»: òî «æàðèëà», òî åæåäíåâíî ïîëèâàëà òàê, ÷òî ïî÷âà óæå íå ìîãëà ïîãëîùàòü âñþ âëàãó – êîðíè ðàñòåíèé çàäûõàëèñü áåç äîñòóïà âîçäóõà… ». Ýòèõ ïðîáëåì ó ìåíÿ íå áûëî, âñÿ âëàãà óõîäèëà â çåìëþ áåç âðåäà äëÿ ðàñòåíèé, à ïîòîì ðàñõîäîâàëàñü ïî íåîáõîäèìîñòè. À íà òðàäèöèîííûõ ãðÿäêàõ ïðè òàêèõ íåáëàãîïðèÿòíûõ ïîãîäíûõ óñëîâèÿõ – òî êîðêà, òî ëóæà…

Ïðèðîäíîå çåìëåäåëèå çíà÷èòåëüíî ïîâûøàåò âëàãî¸ìêîñòü ïî÷âû: ìíîãîìåòðîâûé ñëîé ðûõëîé ïî÷âû êàê ãóáêà âïèòûâàåò âîäó, à çàòåì ïèòàåò ðàñòåíèÿ âëàãîé â òå÷åíèå äëèòåëüíîãî âðåìåíè.

Ñ ïðèìåíåíèåì ÝÌ-òåõíîëîãèè ðàñòåíèÿ äàþò óðîæàé áëèæå ê ìàêñèìàëüíîìó äëÿ ñâîèõ ñîðòîâ è ãèáðèäîâ, çàÿâëåííûõ â èõ îïèñàíèè. Ïîýòîìó ðàñòåíèé ìîæíî ñàæàòü ìåíüøå, à óðîæàé ïîëó÷àåòñÿ áîëüøèé. Ïðè ýòîì îòäåëüíûå ïëîäû ïîìèäîðîâ ñîðòà «Äå-áàðàî» áûëè áîëüøå îáû÷íûõ â ðàçà â äâà. Ñ ìîåé òî÷êè çðåíèÿ ýòî íå î÷åíü-òî è õîðîøî (õî÷åøü êðóïíûé ïîìèäîð – ñàæàé ñîîòâåòñòâóþùèé ñîðò). Ïîíÿòíî, ÷òî çà ìåíüøèì êîëè÷åñòâîì ðàñòåíèé è óõàæèâàòü ëåã÷å, è ðàññàäû íóæíî âûðàùèâàòü

À êàðòîôåëü ñîðòîâ «Óäà÷à», «Ñëàâÿíêà», «Ëèíà» äàë äðóæíûé óðîæàé â ðàçìåðå 75-80 âåäåð ñ ñîòêè, õîòÿ ñðåäíèé óðîæàé â îêðóãå â ýòî ëåòî ñîñòàâëÿë ïîðÿäêà 20 âåäåð.

Âêóñîâûå êà÷åñòâà âûðàùåííûõ ïëîäîâ ïîëó÷àþòñÿ çíà÷èòåëüíî âûøå. Ìíîãèå, êòî âûðàùèâàåò àíàëîãè÷íûå ñîðòà, îòâåäàâ íàøè ïëîäû îò ðàñòåíèé, âûðàùåííûõ ñ «Ñèÿíèåì», çàäàâàëè âîïðîñ: «Ïî÷åìó îíè ñëàùå, âêóñíåå?».

ïèîíû è ëèëåéíèêè

Ïîãîâîðèì î öâåòàõ. Êòî-òî ñêàæåò: «À ïðè÷¸ì çäåñü óðîæàé?». À ïðèòîì, ÷òî çà÷àñòóþ öâåòû âûðàùèâàþòñÿ íà ñðåçêó, íà ïðîäàæó. Äà è ïðîñòî – âêëàäûâàÿ òðóä â âûðàùèâàíèå ëþáûõ ðàñòåíèé, âñåãäà õî÷åòñÿ ïîëó÷èòü õîðîøóþ îòäà÷ó – è ìàòåðèàëüíóþ, è ýñòåòè÷åñêóþ. Íàì äîñòàëèñü îò ñòàðûõ õîçÿåâ ïèîíû è ëèëåéíèêè, êîòîðûå áûñòðî îòêëèêíóëèñü íà ïðåïàðàòû «Ñèÿíèå» âñåé ñâîåé ðàñòèòåëüíîé «äóøîé»: êîëè÷åñòâî öâåòîíîñîâ íà óâåëè÷èëîñü âäâîå, à ðàçìåðû ñàìîãî öâåòêà ñòàëè áîëüøå ðàçà â ïîëòîðà ïî ñðàâíåíèþ ñ èñõîäíûì ñîñòîÿíèåì. Èçíà÷àëüíî âûñîòà ëèëåéíèêîâ åäâà ëè äîõîäèëà äî ïîÿñà, à òåïåðü îíè âûðàñòàþò âûøå ÷åëîâå÷åñêîãî ðîñòà.

5. Òðóäîçàòðàòû. Ìèêðîáèîëîãè÷åñêèå ïðåïàðàòû òðåáóþò ìíîãîðàçîâîãî âíåñåíèÿ â ïî÷âó ñ îïðåäåë¸ííîé ïåðèîäè÷íîñòüþ. Êàçàëîñü áû, âîò îí, îòðèöàòåëüíûé àñïåêò. Àí, íåò! Çà ñ÷¸ò èñïîëüçîâàíèÿ êîìïëåêñà àãðîòåõíèêè ïðèðîäíîãî çåìëåäåëèÿìû çíà÷èòåëüíî ýêîíîìèì íà îáðàáîòêå ïî÷âû, å¸ ïîëèâå, áîðüáå ñ ñîðíÿêàìè è âðåäèòåëÿìè. Ïîýòîìó ìû ñ æåíîé âäâî¸ì óñïåøíî îáðàáàòûâàåì 9 ñîòîê çåìëè.

Òåïåðü äàâàéòå îöåíèì ñ òî÷êè çðåíèÿ ïðèðîäíîãî çåìëåäåëèÿ òàêîé ñîâåò. Ïî îáû÷íîé àãðîòåõíèêå äëÿ ïîäêîðìêè ðàñòåíèé ñ ãëóáîêî çàëåãàþùåé êîðíåâîé ñèñòåìîé ðåêîìåíäóåòñÿ äåëàòü ãëóáîêèå ïðîêîëû â çåìëå ëîìîì (èëè ïðîáóðàâèòü êîëîäöû), çàñûïàòü èõ ãðàâèåì è âíîñèòü ÷åðåç ýòè «èñêóññòâåííûå ñîîðóæåíèÿ» ìèíåðàëüíîå ïèòàíèå.  ñèñòåìå ïðèðîäíîãî çåìëåäåëèÿ íå íàäî äåëàòü ýòó äóðíóþ ðàáîòó: ïî÷âà ñòàíîâèòñÿ ðûõëîé è ñòðóêòóðèðîâàííîé, ïðè÷¸ì íå òîëüêî íà ãëóáèíó ïðåñëîâóòîãî ïàõîòíîãî ñëîÿ, à íà âñþ òîëùó îáèòàíèÿ êîðíåé ðàñòåíèé.

Òåìà êîìïîñòà íåèñ÷åðïàåìà. Î í¸ì ìîæíî ãîâîðèòü ìíîãî, íî ñåé÷àñ ðå÷ü î òðóäîçàòðàòàõ åãî ïðîèçâîäñòâà. Ñ ÝÌ- òåõíîëîãèåé ïðî ðåêîìåíäàöèè ñ âûêàïûâàíèåì ãëóáîêèõ ÿì è ïåðåëîïà÷èâàíèåì êóáîìåòðîâ îðãàíèêè ïðè èçãîòîâëåíèè êîìïîñòà ìîæíî çàáûòü. Çäåñü è óñèëèé-òî îñîáûõ ïðèêëàäûâàòü íå íàäî: âíîñè ñâîåâðåìåííî «Ñèÿíèå» â îðãàíèêó è óäèâëÿéñÿ, ïîñêîëüêó êîìïîñò îòëè÷íîãî êà÷åñòâà ïîëó÷àåòñÿ â òå÷åíèå ïîëóòîðà-äâóõ ìåñÿöåâ.

6. Ýñòåòèêà ñàäîâîäà è îõðàíà ïðèðîäû. ß óæå îòìå÷àë, ÷òî ëþäè, ïðàêòèêóþùèå ïðèðîäíîå çåìëåäåëèå, îáÿçàòåëüíî ïðèõîäÿò ê ñàäîâîìó äèçàéíó. Îñåííèå ãðÿäêè, çåëåíåþùèå ñèäåðàòàìè, âûãîäíî âûäåëÿþòñÿ íà ôîíå óíûëîãî ïåéçàæà ñ ãîëîé, ïîòðåñêàâøåéñÿ îò æàðû èëè ñëÿêîòíîé îò äîæäÿ çåìëåé. Îñòà¸òñÿ ïðèëîæèòü íåìíîãî ôàíòàçèè, è ñàä-îãîðîä ïîñòåïåííî ïðåâðàùàåòñÿ â öâåòóùèé îàçèñ. ×åëîâåê, åãî ñîçäàâøèé, íèêîãäà íå ñîâåðøèò çëî â îòíîøåíèè ïðèðîäû. Îí óæå äóìàåò íå òîëüêî î ñâî¸ì áðþõå, íî è î çäîðîâîé ïî÷âå ñ ÷åðâÿìè, î æó÷êàõ è ïàó÷êàõ, î áàáî÷êàõ è ï÷¸ëàõ, î öâåòî÷êàõ. Êîìó-òî ýòî ìîæåò ïîêàçàòüñÿ ñìåøíûì, íî ýòî è åñòü ñîåäèíåíèå äóõîâíîãî àñïåêòà ñàäîâîäà è ïðèðîäíîãî çåìëåäåëèÿ, çàáîòà î ïðèðîäå! À ïîêà ïðèðîäà ñòðàäàåò îò òîãî, ÷òî ñîâåðøàþò ñ íåé ëþäè.

7. Îò äóõîâíî-ýñòåòè÷åñêîé ïåðåéä¸ì ê ïîñëåäíåé îöåíêå, ìàòåðèàëüíîé. Ñòîèìîñòü ÝÌ-ïðåïàðàòîâ íåìàëåíüêàÿ, íî ó÷èòûâàÿ èõ ïîëüçó äëÿ çåìëè è â ïåðåñ÷¸òå íà ïðèáàâêó ýêîëîãè÷åñêè ÷èñòîãî óðîæàÿ, ìû ïîëó÷àåì îò ýòèõ ïðåïàðàòîâ âûãîäó áåç âñÿêèõ óñèëèé. Âåðíåå, ñ ýêîíîìèåé óñèëèé, ó÷èòûâàÿ îöåíêó òðóäîçàòðàò. À åñëè ó÷åñòü åù¸ è äåíåæíóþ ýêîíîìèþ íà îðóäèÿõ òðóäà (öåíà ïëîñêîðåçà è ìîòîáëîêà âîîáùå íåñîïîñòàâèìà), òî ýêîíîìèÿ ïîëó÷àåòñÿ ñóùåñòâåííàÿ.

Î ðåçóëüòàòàõ ïðèìåíåíèÿ Ýì-ïðåïàðàòîâ íà ñàäîâûõ êóëüòóðàõ ñêàçàòü ïîêà íè÷åãî íå ìîãó (ìîé ñàä â íà÷àëüíîì ïåðèîäå çàêëàäêè), íî õîðîøàÿ ïî÷âà äëÿ âñåõ ðàñòåíèé æåëàòåëüíà.

Ïðî÷èòàâ ýòó ñòàòüþ, êòî-òî ìîæåò ïîäóìàòü: «Óðà, ïðèðîäíîå çåìëåäåëèå è ÝÌ-ïðåïàðàòû ðåøàþò âñå ïðîáëåìû àãðîòåõíèêè!». Íåò, ýòî òîëüêî ñòóïåíü â ðàçâèòèè òåõíîëîãèè çåìëåäåëèÿ, à íå ïàíàöåÿ îò âñåõ áåä. È íå íàäî ãèïåðòðîôèðîâàòü ïðåèìóùåñòâà ÝÌ-òåõíîëîãèè – èíà÷å ìîæíî çàéòè â î÷åðåäíîé òóïèê, êàê ýòî óæå ïîëó÷èëîñü ñ ïðèìåíåíèåì òåîðèè ìèíåðàëüíîãî ïèòàíèÿ äëÿ âûðàùèâàíèÿ ðàñòåíèé. Íàäî îñîçíàâàòü, ÷òî â ïðîöåññå íàøèõ èñêàíèé âîçìîæíû è äàæå íåèçáåæíû íåóäà÷è, ïðîìàõè è îøèáêè èç-çà íåñîâåðøåíñòâà çíàíèé ÷åëîâåêà î Ïðèðîäå íà äàííîì ýòàïå.

Àíñèìîâ Â.È.
Gardenia.ru

Âñ¸ î ñóáñòðàòàõ íà ñàéòå
Gardenia.ru

Âèòàëèé-Âîë÷ÿðà (Ìàãíèòîãîðñê) ðàññêàçûâàåò:
– Íåñìîòðÿ íà âîçðàñò (36 ëåò), ìîé ñàäîâîä÷åñêèé ñòàæ – 30 (!) ëåò.
ß âñÿêèå òàì “Áàéêàëû” è òîìó ïîäîáíîå íå ïðèìåíÿþ ÊÀÒÅÃÎÐÈ×ÅÑÊÈ!

Áûë îá ýòîì ðàçãîâîð ñ äðóçüÿìè-ñïåöèàëèñòàìè.
Ìèêðîîðãàíèçìû – îíè æå æèâûå ñóùåñòâà! Ïîýòîìó ïðè ïåðåâîçêå-õðàíåíèè-ïðîäàæå
èì òðåáóþòñÿ îïðåäåë¸ííûå óñëîâèÿ (òåìïåðàòóðà, îñâåù¸ííîñòü è ïð.). Ñîáëþäàþò
ëè ýòè óñëîâèÿ? Êîíå÷íî æå, íåò! À êàê ïðîäàþò?! Ðàçâåëè õëîðèðîâàííîé
âîäîïðîâîäíîé âîäîé â 500 ðàç, íàñòîÿëè 5 äíåé – è íà ïðîäàæó â ïóçûðüêàõ
èç-ïîä òàáëåòîê. Êàêîå óæ òóò ðàñòåíèÿì ïèòàíèå!
Ïîýòîìó ÿ ïðèìåíÿþ äëÿ ïîäêîðìêè ðàñòåíèé íàñòîé êðàïèâû (3-6 äíåé). Óðîæàé
êàðòîôåëÿ îí ïîâûøàåò â 3 ðàçà (ïåðåä îêó÷èâàíèåì ïðîñûïàþ ìÿñîêîñòíîé
ìóêîé). Êðàïèâó â ýííûõ êîëè÷åñòâàõ çàãîòàâëèâàþ íåïîäàëåêó, ìóêó ïîêóïàþ
íà áàçàðå, äà ïîìîè ñ êóõíè – âîò è âñÿ ìîÿ ÝÌ-òåõíîëîãèÿ.

Источник