Эссе на тему без пользы жить безвременная смерть

Эссе на тему без пользы жить безвременная смерть thumbnail

Дмитрий КАРАСЕВ

В завершающий год первого десятилетия XXI века слова и идеи автора великого «Фауста» Иоганна Вольфганга Гете подвергаются новому переомыслению. Потому что представление «польза» в приложении к смыслу человеческого существования со времени революционного по духу просвещения XVIII века подверглось значительной деформации если не сказать эрозии. Тогда как дух «свободы, равенства, братства» в последнее время низок как никогда — окончательная победа капиталистической формации за неимением других значимых общественных ценностей привела к тому, что коллекционирование и преумножение денежных средств превратилось из средства в самоцель.
Благо, пользу своего жития большинство людей понимают все еще достаточно по-разному, в силу своего личностного развития, духовного и образовательного багажа. В то же время, богатство и власть зачастую приводят к трансформациям даже успешных состоявшихся личностей, и не всегда в лучшую сторону. Например, после назначения Священным Синодом самого яркого предстоятеля РПЦ митрополита Кирилла патриархом его роль в церковной и светской жизни безусловно возросла, однако слушать его «пастырские» выступления стало почему-то гораздо менее интересно. В то же время более высокая ступенька на «социальной лестнице» далеко не всегда сопровождается переходом количества в качество. Почему-то некоторым бывшим вице-премьерам харизмы это не прибавило. Недаром в прессу просочились сведения об организации партии «Россия-вперед!» с продекларированной целью «создать единый оппозиционный фронт против безраздельного господства… коррумпированной бюрократии и партии «Единая Россия» (представляющей интересы бюрократии). О том, кто бы мог встать во главе нового политического движения со столь красноречивым названием, наверное, говорить не надо? Вот только как главный бюрократ страны будет искоренять самое себя, пока непонятно. Воистину чудны дела твои, господи!
Может и правда, согласно одному из «принципов Питера», «В иерархии каждый индивидуум имеет тенденцию подниматься до своего уровня некомпетентности»? Жаль только, основную пользу приносят те, кто этого уровня еще не достиг… С другой стороны, человечество должно быть благодарно некоторым «индивидуумам» не за то, что они сделали, а за то, что не сделали. Есть мнение, что Барак Обама удостоился Нобелевской премии мира за то, что в его бытность президентстом США его страна пока ни на кого не напала…
Однако вернемся к нашим «баранам». Поскольку для многих россиян деньги стали и средством и целью, а пожелание денег под Новый год вообще стало банальностью и общим местом, поговорим об экономике. Почему-то в современной России даже хорошие новости имеют привкус горечи. Так, Росстат по итогам 2009 года подтвердил в России рекордный уровень инфляции — 8,8%. Предыдущий рекорд был достигнут в 2006 году (9%). Казалось бы, чем не повод для радости? Однако на самом деле этот показатель отражает тот факт, что вся страна туго «затянула пояса», а денег населению хватает только на еду (и то не всем), что развитие экономики, невозможное без оживления потребительского спроса, отнюдь не стимулирует.
По данным Минэкономразвития, при условии сохранения текущих внешнеэкономических тенденций, прирост валового внутреннего продукта (ВВП) страны в этом году составит 3,1%. И хотя внешнеэкономическая конъюнктура (читай, относительно высокие мировые цены на нефть) от наших чиновников не зависит, они не замедлили приписать эту «победу» себе, отметив, что «быстрый выход на положительную динамику (экономического) развития стал возможен благодаря… эффективной антикризисной политике правительства». По данным МЭР, инфляция в 2010 году составит 7-7,5%, тогда как первый зампред ЦБР Алексей Улюкаев еще более оптимистичен (6-7%). По авторитетному мнению «центробанкира», «Ситуация все время улучшается». Как оптимистично заявил министр финансов Алексей Кудрин, «Доходы от цен на нефть будут чуть больше, чем ожидали два-три месяца назад». Бытует мнение, что насколько эффективными были правительственные «антикризисные» меры, покажет февраль. Вместе с тем чиновники признают, что средств Резервного фонда для покрытия бюджетного дефицита хватит лишь на 2010 год, а пополняться он начнет лишь при превышении мировыми ценами на нефть уровня $70/баррель. Таким образом, при стольких факторах неопределенности реальные возможности правительства весьма ограничены и особых поводов для оптимизма пока нет. А главное, никто не знает, как будет себя вести наша главная «кормилица» — цена на нефть, которая ничуть не завит от действий, либо бездействий чиновников и депутатов. В связи с чем уже есть планы вернуть страну в «долговую яму», из которой она столько лет выкарабкивалась с таким огромным трудом. Согласно этим планам, в 2010 году предполагается занять на внешних рынках ни много, ни мало $17 млрд. Хотя есть мнение о том, что сейчас во время кризиса, простите за тавтологию, не время вливать огромные бюджетные средства в «инновации» и «модернизации», а стоит развивать основное конкурентное преимущество страны — изобилие минеральных ресурсов. Например, активные инвестиции в нефтяную и газовую инфраструктуру позволят снизить себестоимость добычи и транспортировки, что приведет к росту ретабельности всей отрасли, и соответственно, повышению доходов бюджета.
Руководители российских предприятий тоже существенного энтузаизма по поводу экономической ситуации в стране пока не испытывают. Так, исследование мнений 600 руководителей крупнейших российских предприятий, проведенное Центром конъюнктурных исследований ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ показало, что в декабре прошлого года замедлилось сокращение внутреннего спроса на продукцию базовых промышленных организаций при практическом сохранении объемов производства, стали активно сокращаться запасы готовой продукции. Вместе с тем финансовое состояние российских предприятий ухудшается, а эффект «антикризисных вливаний» по-прежнему приказывает себя долго ждать и не утратили своей актуальности такие проблемы как «недостаточный спрос» и «неопределенность экономической ситуации». При это сохраняется надежда, что если текущие положительные тенденции сохранятся, а «форс-мажоров» не будет, то в апреле-мае российская промышленность все же выйдет из кризиса.
Одно из несомненных достижений современного «момента» заключается в том, что россияне устали бояться обесценения национальной валюты, а средние ставки по банковским вкладам впервые «побили» темпы инфляции. По данным Центра экономических исследований BDO, в 2009 году реальная доходность по рублевым вкладам составила аж 1,6% против убытка — 5,2% годом ранее. На рынке вкладов намечается борьба двух основных тенденций — желания банков снизить депозитные ставки по мере снижения учетной ставки ЦБР, пока инфляция находится под контролем и стремления привлечь средства частных вкладчиков. Ведь «длинных денег» банкам по-прежнему не хватает… Тогда как глава Ассоциации российских банков Анатолий Аксаков продекларировал готовность банков в этом году на 20% нарастить кредитные портфели при условии создания государством фонда «плохих» долгов». Иначе, по мнению представителя банковского сообщества, проблемные кредиты, реструктурированные банками в 2009 году, могут «аукнуться» кредитным организациям уже во втором квартале года этого. Опять апрель-май?
Пока же наши власти готовятся к худшему. Например, зам.министра финансов Сергей Шаталов в интервью «вражескому» радио «Свобода» заявил о необходимости начала общественной дискуссии на тему повышения пенсионного возраста. Говорят, за время реформ те из россиян, что не отдали богу душу, стали жить на 4 года больше. Но что гораздо очевиднее, при нарастающем бюджетном дефиците государству все сложнее дотировать социальные расходы. Как поведал Алексей Кудрин, в 2009 году бюджетная дотация ПФР составила более 1,9 трлн. рублей. Где деньги, Зин? С другой стороны, считается, что данная непопулярная мера будет способствовать развитию программ негосударственного пенсионного страхования. Например, в той же Великобритании государственные пенсии копеечные, а на достойную жизнь британцев «скидываются» корпоративные и частные пенсионные программы и фонды. Причем еще недавно, чтобы попасть в корпоративную пенсионную программу, было достаточно проработать на одном месте всего несколько месяцев, чем некоторые недобросовестные граждане «туманного Альбиона» активно пользовались. Дорогие россияне! Зная наших работодателей, в большинстве случаев подобных милостей от них даже при работе в несколько лет вы от них не дождетесь, а рассуждать о негосударственном пенсионном страховании, когда сам рынок и НПФы существуют всего несколько лет, а большинству перспективных страхователей едва хватает на жизнь — просто издевательство над здравым смыслом.
Мы строили, строили и наконец построили… Ввиду чудовищного расслоения населения по доходам некоторые эксперты предрекают России рост социальной напряженности. Фактически в России сложилось два общества — общество потребления и общество выживания. Первое может себе позволить высокий уровень жизни и качественный досуг, тогда как второе вынуждено на всем экономить, а «отдыхает» не дальше собственных «шести соток». Таким образом, вопрос выбора, питаться, лечиться и учиться дешево или бесплатно, но плохо или качественно, но дорого, перед большинством россиян просто не стоит. Все уже предрешено. Исправить или отсрочить проблему может лишь скорый экономический рост…
Однако надежда умирает последней. Как показал глобальный опрос Gallup «Глас народа», 45% жителей Земли верят, что 2010 год будет лучше предыдущего, что на 18% лучше, чем в конце 2008 года. Любопытно, что в перечень оптимистов вошли как богатые, так и небогатые страны. Так, в лучшее будущее верит 73% жителей Новой Зеландии, 71% — Бразилии, по 66% жителей Австралии и России. Тогда как в «старой» Европе оптимистов всего 32%. «Старая кровь», наверное. В любом случае верить всегда лучше, чем не верить. Тем более, что это чувство позитивное и конструктивное. Верьте и вы! Иначе зачем? Оставайтесь с нами!

Читайте также:  Укус шмеля польза или вред

Источник

Без пользы жить — безвременная смерть.

Большая часть бед во всем мире происходит от того, что люди недостаточно точно понимают свои цели.

Цель

Бояться горя — счастия не знать.

Проблемы

В любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от замысла.

Искусство

В сердце человека заключена подлинная рыцарственность: оно способно любить. Рыцарское поведение вырастает из глубины сердца.

Благородство

Вдохновение — это не селедка, которую можно засолить на многие годы.

Вдохновение

Величайшей заслугой человека остается, конечно, то, как можно больше он определяет обстоятельства и как можно меньше дает им определять себя.

Проблемы

Вера — это радужный мост между небом и землей, всем на отраду; но из странников каждый видит его по-разному, в зависимости от места, где находится.

Вера

Веселому весь мир веселым зрится.

Оптимизм

Все, что происходит с нами, оставляет тот или иной след в нашей жизни. Все участвует в создании нас такими, какие мы есть.

Как изменить себя

Всякий, кто не верит в будущую жизнь, мертв и для этой.

Высказать мнение значит как бы подвинуть пешку в шахматной игре: пешка может погибнуть, но партия начинается и может быть выиграна.

Решительность

Высокие цели, хотя бы и невыполненные, дороже нам низких целей, хотя бы и достигнутых.

Цель

Гипотезы — это леса, которые возводят перед зданием и сносят, когда здание готово.

Гораздо легче найти ошибку, нежели истину. Ошибка лежит на поверхности, и ее замечаешь сразу, а истина скрыта в глубине, и не всякий может отыскать ее.

Ошибки

Дайте человеку цель, ради которой стоит жить, и он сможет выжить в любой ситуации.

Цель

Действительное внимание в том и заключается, что превращает мгновенно всякую мелочь в нечто значительное.

Внимание

Долг — это любовь к тому, что сам приказываешь себе.

Долг

Если вы принимаете людей такими, каковы они есть, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучшими. Если же вы обращаетесь с людьми как с идеальными, вы поднимаете их на ту высоту, на которой вы хотели бы их увидеть.

Взаимоотношения

Есть люди, которые никогда не заблуждаются, потому что никогда не задаются никакими разумными мыслями.

Есть люди, рассчитывающие на недостатки своих врагов; из этого, однако, ничего не выходит. Я всегда имел в виду заслуги моих противников и извлекал из этого пользу.

Достоинства и недостатки

Жизнь — прекраснейшая из выдумок природы.

Природа

Жизнь — это долг, хотя б она была мгновением.

Законам природы люди повинуются, даже когда борются против них.

Природа

Искусство есть посредник того, что нельзя высказать.

Искусство

Как можно познать самого себя? Только путем действия, но никогда — путем созерцания. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас познаешь себя.

Долг

Когда у меня нет новых и новых идей для обработки, я точно больной.

Идеализм

Конечно, обдумывай “что”, но еще больше обдумывай “как”!

Кто долго раздумывает, не всегда находит лучшее решение.

Решительность

Кто неправильно застегнул первую пуговицу, уже не застегнется как следует.

Начало

Кто сам себя щадит, себе же подозрительным казаться должен.

Достоинства и недостатки

Легче обнаружить заблуждение, чем найти истину; заблуждение лежит на поверхности, истина — в глубине.

Ошибки

Лишь в людях себя познать способен человек.

Взаимоотношения

Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой.

Мужество

Лучшее, что нам дает история — это пробуждаемый ею энтузиазм.

Опыт

Любовь к истине проявляется в умении везде найти и оценить хорошее.

Люди, с которыми мы вступаем во взаимно приятное общение, и есть то, что я называю родиной.

Взаимоотношения

Манеры человека — это зеркало, в котором отражается его портрет.

Достоинства и недостатки

Мы рабы вещей и выглядим ничтожными или важными в зависимости от того, теснят они нас или оставляют нам достаточно простора.

Достоинства и недостатки

Мы слишком поздно замечаем, что, развивая свои добродетели, мы вместе с ними культивируем и пороки.

Достоинства и недостатки

Надежда живет даже возле могил.

Надежда

Научиться можно только тому, что любишь.

Не то делает нас свободными, что мы ничего не признаем над собою, а то, что мы умеем уважать стоящее над нами. Потому что такое уважение возвышает нас самих.

Свобода

Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком.

Благородство

Недостаточно только получить знания: надо найти им приложение.

Необходимость — лучший советчик.

Проблемы

Нет ничего опаснее для новой истины, чем старое заблуждение.

Проблемы

Никто не знает, каковы его силы, пока их не использует.

Но что есть твой долг? То, чего требует насущный день.

Долг

Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!

Время

Отличительное свойство человека — желать непременно все начинать сначала…

Начало

Ошибка относится к истине, как сон к пробуждению. Пробуждаясь от ошибки, человек с новой силой обращается к истине.

Ошибки

Первая любовь неиспорченной юности направлена всегда на возвышенное. Природа как будто хочет, что один пол чувственно воспринимал в другом доброе и прекрасное.

Поведение — это зеркало, в котором каждый показывает свой лик.

Достоинства и недостатки

Подвиг — это все, кроме славы.

Мужество

Потеря времени тяжелее всего для того, кто больше знает.

Время

Прекрасное не может быть познано, его необходимо чувствовать или создавать.

Природа — единственная книга, на всех своих страницах заключающая глубокое содержание.

Природа

Природа всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей.

Природа

Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую бездеятельность.

Читайте также:  В каких продуктах витамин в6 польза

Природа

Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует.

Природа

С детьми мы должны поступать так же, как Бог с нами: он делает нас самыми счастливыми, когда даёт нам носиться из стороны в сторону в радостном заблуждении.

Воспитание

Самое большое богатство человека — состояние духа, достаточно сильное, чтобы не желать никаких богатств.

Идеализм

Самое большое рабство — не обладая свободой, считать себя свободным.

Свобода

Скорее мы сознаемся в наших нравственных заблуждениях, ошибках и прегрешениях, чем в научных.

Ошибки

Смелые мысли играют роль передовых шашек в игре: они гибнут, но обеспечивают победу.

Мужество

Советовать можно лишь в деле, в котором сам собираешься участвовать.

Опыт

Суеверие — поэзия жизни, так что поэту не стыдно быть суеверным.

Искусство

Суеверие составляет элемент самого существа человека; иной раз нам кажется, что мы совершенно от него избавились, а оно между тем прячется в потайные уголки и вдруг снова появляется, когда считает себя в полной безопасности.

Достоинства и недостатки

Талант растет в тиши уединенья,
Характер образуется в борьбе.

Достоинства и недостатки

Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь, подобно звездам, спокойно, не торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели.

Цель

Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности.

Мужество

Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя.

Достоинства и недостатки

Характер состоит в энергичном стремлении к достижению целей, которые каждый себе указывает.

Цель

Хотеть недостаточно, надо действовать.

Слово и дело

Чего не понимают, тем не владеют.

Человек живет настоящей жизнью, если счастлив чужим счастьем.

Человек с верою и присутствием духа побеждает даже в самых трудных предприятиях, но стоит ему поддаться самому ничтожному сомнению, и он погибает.

Мужество

Источник

Великий римский философ рассуждает о скоротечности жизни в письмах к своему другу Паулину.

Большинство смертных жалуется на коварство природы: рождаемся мы так ненадолго, и отведённое нам время пролетает так скоро, что, за исключением разве что немногих, мы уходим из жизни, ещё не успев к ней как следует подготовиться.

Нет, не мало времени мы имеем, а много теряем.

Жизнь дана нам достаточно долгая, и её с избытком хватит на свершение величайших дел, если распределить её с умом. Но если она не направляется доброю целью, если наша расточительность и небрежность позволяют ей утекать у нас меж пальцев, то когда пробьёт наш последний час, мы с удивлением обнаруживаем, что жизнь, течения которой мы не заметили, истекла.

Мы тонем в ненасытной алчности, в суете бесплодной деятельности, в пьянстве, лени тщеславии, стяжательстве и трусости. Есть люди, беззаветно преданные начальству, отдающие себя в добровольное рабство; многие завидуют чужому богатству; большинство же людей не преследует определённой цели, их бросает из стороны в сторону зыбкое, непостоянное, самому себе опротивевшее легкомыслие. Некоторых и вовсе ничто не привлекает, они не видят путеводной цели, и рок настигает их в расслаблении сонной зевоты.

Со всех сторон теснят людей пороки, не давая поднять глаза и увидеть истину, уволакивая на дно и там накрепко привязывая к страстям. Человек не в силах освободиться и прийти в себя.

Даже если случится вдруг в жизни покойная передышка, в человеке не прекращается волнение, как в море после бури ещё долго несутся волны, и никогда он не знает отдыха от своих страстей.

Взгляни на тех, чьё счастье всем кружит головы: они же задыхаются под тяжестью того, что зовут благами. Их гнетёт богатство, портит кровь ежедневная обязанность блистать умом и красноречием, их здоровье уходит в нескончаемых наслаждениях, а отдыха лишает неиссякаемый поток клиентов, только о себе самом никто не печётся.

Всякий светлый разум, хоть раз в жизни озарённый мыслью, не устанет удивляться этому странному помрачению умов человеческих. Никто из нас не позволит вторгаться в свои владения и возьмётся за камни и оружие, защищая свою собственность; а в жизнь свою мы позволяем вмешиваться беспрепятственно, более того, сами приглашаем будущих хозяев и распорядителей нашей жизни. Нет человека, желающего разделить с другими деньги, но скольким раздаёт каждый свою жизнь!

Любой старик из толпы, возьмись он подсчитывать, сколько дней своей жизни он отдал кредиторам, подружкам, патрону, клиентам; сколько времени потрачено на ссоры с женой, наказание слуг, беготню по делам и болезни, в которых сам повинен; сколько времени потрачено просто так, без пользы, увидит что лет ему гораздо больше, чем он прожил на самом деле. А если этот старик подсчитает дни, когда он исполнял свои собственные решения; дни, прошедшие так, как он наметил; дни, когда он располагал собой, когда в душе не было тревоги; и прикинет, сколько настоящего дела успел он сделать, он обнаружит, что большую часть его жизни расхитили по кускам чужие люди, а он и не понимал, что теряет. Вспомнив, сколько отняли пустые огорчения, глупые радости, алчные стремления, лживолюбезная болтовня, старик поймёт, что совсем не жил.

Всё дело в том, что вы живёте, забыв о своей бренности, не отмечая, сколько вашего времени уже истекло. Вы бросаетесь им направо и налево, словно его у вас неисчерпаемый запас, а ведь, может быть, день, который вы так щедро дарите какому-нибудь человеку или делу, — последний.

Вы боитесь всего на свете, как смертные, и всего на свете жаждете, как бессмертные.

Ты желаешь в пятьдесят лет уйти на покой, с шестидесяти освободиться от остальных обязанностей, но никто не поручится, что ты доживёшь до этих лет.

И к тому же, как тебе не стыдно уделить для себя лишь жалкие остатки собственных лет, оставить для доброй и разумной жизни лишь время, которое уже ни на что другое не годится? Что за глупое забвение собственной смертности — отложить здравое размышление до пятидесяти лет и собираться начать жизнь с того возраста, до которого мало кто доживает!

Присмотрись: люди, вознесённые на вершины власти и могущества, невольно вздыхают порой о желанном досуге и восхваляют его так, что можно подумать, они предпочли бы его всему, что имеют. Нередко они мечтают опуститься с этих своих высот — если бы только они могли быть уверены, что уцелеют при этом; ибо чрезмерное счастье обрушивается под собственной тяжестью, даже без внешнего потрясения или нападения со стороны.

Занятый человек ничему не может выучиться как следует, ‹…› поскольку рассеянный дух ничего не усваивает глубоко, как бы выплёвывая всё, что пытаются насильно впихнуть в него.

Нет для занятого человека науки труднее, чем жить. Преподавателей всех прочих наук сколько угодно, жить же нужно учиться всю жизнь, и всю жизнь нужно учиться умирать.

Сколько великих мужей, оставив всё, что им мешало, отказавшись от богатства, обязанностей и удовольствий, до глубокой старости учились жить: однако большинство из них ушли из жизни, признавая, что так и не научились. Что уж говорить о прочих?

Подлинно великий муж, поднявшийся выше человеческих заблуждений, не позволит отнять ни минуты своего времени. Его жизнь — самая долгая, потому что он был свободен для самого себя. Он не бросил ни кусочка времени валяться праздным и невозделанным; ни малейшей доли не отдал в чужое распоряжение и не нашёл вещи столь замечательной, чтобы её стоило обменять на собственное время. Поэтому ему его времени хватило. Но его не может хватить тем, чью жизнь по кускам растаскивают посторонние люди.

Не думай, что сами они не начинают рано или поздно понимать, что потеряли. Прислушайся к счастливцам, отягощённым успехом, и ты услышишь, как часто посреди какой-нибудь почётно-утомительной суеты они восклицают: «Мне не дают жить».

Конечно, не дают. Твою жизнь отнимают те, кто зовёт тебя в адвокаты, твоё время ворует обвиняемый, кандидат на выборную должность, старуха, уставшая хоронить своих наследников, мнимый больной, желавший подразнить алчность всех, кто зарился на его деньги, чересчур высокопоставленный друг, который считает тебя не столько другом, сколько предметом своего обихода. Проверь свои расходы и подведи итог дням своей жизни: ты увидишь, что у тебя осталось всего несколько — и то лишь те, которые не пригодились другим.

Один страстно желал и наконец-то добился должности, но теперь мечтает сложить её. Другой мечтал устроить игры и долго ждал, когда ему выпадет счастливый жребий, а теперь не чает от них отделаться. Третий — знаменитый адвокат, всегда нарасхват на форуме, выигрывает любое дело, за какое берётся, и с нетерпением ждёт судебных каникул. Каждый несётся по жизни сломя голову, снедаемый тоской по будущему, томимый отвращением к настоящему.

Тот, кто каждый миг своего времени употребляет себе на пользу, кто распорядок каждого дня устраивает так, будто это — вся его жизнь, тот без надежды и без страха ожидает завтрашнего дня.

Ему всё известно, всего он вкусил и теперь сыт. Прочим пусть распорядятся случай и фортуна: жизнь его уже вне опасности. К ней можно ещё что-то прибавить, но ничего нельзя отнять. Итак, пусть седина и морщины не заставляют тебя думать, что человек прожил долго: скорее, он долго пробыл на земле.

Читайте также:  Пшенная каша польза как готовить

Я не перестаю удивляться, видя как люди просят уделить им время, а другие без раздумья соглашаются это сделать. При этом те и другие обращают внимание лишь на предмет, ради которого просят о времени, и ни один не замечает самого времени.

За жалованье люди расплачиваются своим трудом; время же никто не оценивает, его используют так небрежно, будто получают даром. Но взгляни на тех же людей, когда над ними нависнет угроза смерти: они готовы отдать всё, что имеют, лишь бы жить.

Если бы каждый мог точно сосчитать оставшиеся у него годы, то с какой трепетной бережливостью стали бы относиться к времени те из нас, кому его осталось мало. А ведь даже малым остатком, если он точно известен, распорядиться легко; особой бережливости требует то, что может кончиться в любую минуту.

Кто может быть глупее людей, которые хвастаются своей мудрой предусмотрительностью? Они вечно заняты и озабочены: за счёт своей жизни они устраивают свою жизнь, чтобы она стала лучше.

Откладывать что-то на будущее — худший способ проматывать жизнь: всякий наступающий день отнимается у вас, вы отдаёте настоящее в обмен на обещание будущего.

Ожидание — главная помеха жизни; оно зависит от завтрашнего дня и губит сегодняшний. Ты пытаешься распоряжаться тем, что ещё в руках у фортуны, выпуская то, что было в твоих собственных. Но грядущее неведомо; живи сейчас!

Настоящее время — миг до того краткий, что некоторые не признают его существования. Оно всегда движется вперёд с головокружительной быстротой; проходит, не успев наступить и не терпит остановки. Для занятых людей существует только этот краткий миг; однако даже он отнимается у них, вечно занятых множеством дел одновременно.

А когда болезнь или слабость напомнит им об их смертности, с каким страхом они умирают, словно не уходят из жизни, а кто-то силой вырывает их из неё. Они жалеют, что не пожили раньше; клянутся, выздоровев, посвятить остаток жизни досугу; и впервые им приходит в голову мысль, что за всю жизнь они лишь накопили ненужное добро, которым так и не успеют попользоваться.

У тех, чья жизнь протекает вдали от забот, она длинна, поскольку не тратится впустую, а приносит надёжный доход, поэтому, как бы ни оказалась она коротка, её хватает. Вот отчего мудрец пойдёт навстречу смерти твёрдым шагом, когда бы ни пришёл его последний час.

Занятыми людьми я зову не только тех, кого ты вечно видишь в давке среди чужого окружения; кого обязанности выгоняют из собственного дома, заставляя стучаться у чужих дверей, или кого преследуют за бесчестную наживу. Бывают люди, остающиеся занятыми и на досуге. Их досуг — не беззаботная жизнь, а занятое безделье.

Никто из тех, кто вечно занят удовлетворением своих желаний, не знает досуга.

Правильно живут только люди, у которых находится время для мудрости. Они сохраняют нерастраченными не только собственные годы: они делают своим достоянием все годы, истёкшие до них. Именно для нас были рождены прославленные создатели священных учений. Нас ведут к ослепительным сокровищам, которые вырыла чужая рука и вынесла из тьмы на свет.

Стоит нам разорвать тесные рамки человеческой слабости, как в нашем распоряжении окажутся огромные пространства времени для прогулок. Раз природа вещей позволяет вступать в общение с любым веком, то почему бы нам не отвернуться от этого ничтожного, мимолётного, переходного обрывка времени, который зовётся настоящим, к неизмеримой вечности, где мы к тому же вместе с лучшими из людей?

Подлинным делом заняты лишь те, кто ежедневно обращается к великим мыслителям и художникам прошедших веков. Всякий пришедший к ним уйдёт осчастливленный, воспылав к ним ещё большей любовью; во всякое время дня и ночи их двери открыты для любого смертного.

Мы часто говорим о том, что выбирать родителей не в нашей власти, что жребий нашего рождения случаен. На самом же деле мы вольны по собственному усмотрению решать, где нам родиться. Есть семьи благороднейших умов и дарований; выбирай, членом какой семьи ты желаешь стать.

Благодаря усыновлению, ты станешь наследником семейного достояния, и это богатство тебе не придётся сторожить: его становится тем больше, чем больше людей, среди которых его разделят. Твои новые родственники укажут тебе дорогу к вечности и помогут подняться на вершину, с которой невозможно упасть.

Это единственный способ продлить наш смертный век и обратить его в бессмертие. Почести и памятники, которых добилось честолюбие, быстро рушатся; ничто не в силах противостоять старости. Но то, что освящено мудростью, для старости неуязвимо; каждым столетием растёт его слава, ибо отдалённым проще восхищаться.

Жизнь мудреца длится долго.

Мудрец не связан законами рода человеческого; все века служат ему, как богу. Прошедшее он сохраняет в своём воспоминании; настоящее использует; будущее заранее предвосхищает. Соединение всех времён в одно делает его жизнь долгой.

Самая короткая и беспокойная жизнь бывает у людей, которые не помнят прошлого, пренебрегают настоящим, боятся будущего. Когда наступает конец, несчастные слишком поздно сознают, что всю жизнь были заняты, но ничего не сделали.

Иногда они сами призывают смерть, но это не значит, что они прожили долгую жизнь. Просто они часто сами не знают, чего хотят и устремляются как раз к тому, чего боятся; так и смерть они призывают именно оттого, что страшатся её больше всего на свете.

Не считаются признаком долгожительства и жалобы многих из них на непомерно длинные дни. Они не знают, как распорядиться своим досугом, как выдержать его. И вот они начинают искать себе каких-нибудь занятий, а всякий перерыв между ними им в тягость.

Все их радости смешаны со страхом и тревогой, ведь они порождены не основательными причинами, а ничтожной суетностью, которая их отравляет. Но если даже в моменты восторга они не могут испытать чистой радости без примеси страха, то каковы должны быть времена, которые они сами называют несчастными?

Чем больше благо, тем больше связанное с ним беспокойство; чем полнее счастье, тем меньше можно на него полагаться.

Всё, что досталось благодаря везению, непрочно; чем выше поднимет случай, тем легче упасть. Но кого же будет радовать то, что в любой момент может упасть? Это значит, что не только самой короткой, но и самой несчастной жизнью живут люди, с превеликими трудами добывающие себе блага, обладание которыми потребует от них ещё больших трудов. Между тем безвозвратно уходящее время не принимается в расчёт.

Так вырвись же из людского водоворота, дражайший Паулин, возвратись в тихую гавань. Тебя носило по волнам дольше, чем это подобало бы твоему возрасту. Поверь, в многочисленных трудах, заботах и тревогах ты вполне доказал свою добродетель; пора испытать, чего она стоит на досуге. Пусть большая и лучшая часть жизни отдана государству — но хоть какую-то часть принадлежащего тебе времени возьми себе.

Я не призываю тебя к ленивому и бездеятельному отдыху, не это я называю покоем. Тебя ждут великие дела, и ты займёшься ими вдали от тревог и людской суеты.

Ты снискал себе любовь, занимая такую должность, на которой редко кому удаётся избежать ненависти. И всё же лучше подвести итог собственной жизни, чем заготовок государственного хлеба. Твой дух полон жизни и бодрости, так освободи же его от службы: она почётна, но не годится для блаженной жизни. Подумай: для того ли ты с малых лет изучал свободные науки, чтобы теперь заботиться о сохранности многих тысяч пудов пшеницы? Нет, от тебя ожидали большего и высшего.

Медлительные тяжеловозы гораздо больше подходят для перевозки грузов, чем кровные жеребцы; кто станет навьючивать тяжести на породистых скакунов?

Скорее бросай это и уходи к делам спокойным, безопасным, великим! Приступай к изучению священных, высших предметов — и узнаешь, какова материя бога; какая судьба ожидает твою душу; куда мы отправимся, освободившись от тела; какая сила заставляет светила двигаться каждое своим путём; и многое другое, исполненное невообразимых чудес.

Именно теперь, пока не иссякли силы, надо отправляться на поиски лучшего! Я предлагаю тебе жизнь, где тебя ожидают многочисленные благородные искусства, любовь к добродетели, забвение вожделений, познание жизни и смерти, глубокий покой.

Участь всех занятых людей достойна жалости, но самая жалкая доля досталась тем, кто занят даже не своими делами.

Если бы те, кто засыпает, приноровляясь к чужому сну, гуляет, подлаживаясь под чужой шаг, любит и ненавидит по указке,