Эссе слова паразиты польза и вред

Подборка по базе: Анализ сор и соч руссский язык.docx, СОЧ русский язык 3 класс 2 четверть.docx, шпоры русский.docx, Русский язык. ссылки.docx, шпора русский.doc, ксп,21.12.20,русский язык.docx, Русский язык.docx, Эссе русский.docx, английский язык.docx, английский язык.doc
Автономное негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Зачетная работа 2 семестра

Дисциплина: Русский язык и культура общения

Эссе

Выполнил:

Ивлев Вадим Сергеевич

Направление Б-ЗФО

Группа МН-119 (2)
Проверил(а):

_______________________

_______________________

(дата)

Омск – 2020

Эссе
Наносят ли вред речи слова-паразиты?
Каждый язык насчитывает бесчисленное количество слов. Откуда же берутся, по сути дела, ненужные слова-паразиты в речи? Давайте обратимся к их происхождению.

Слова-паразиты – слова для связки речевых оборотов. Они основательно закрепились в лексиконе человека, вошли как в разговорную речь, так и в привычку. В точности вредные слова ничего не значат. Они являются пустыми словами-сорняками, от которых следует избавляться. Люди, использующие их в своей речи, попросту не замечают их, поскольку привыкли к ним. Помимо того, что сорные слова мешают восприятию речи и пониманию, они еще и утомляют слушателя.

В момент зарождения речи, зарождались и речевые паразиты. Они постепенно пополняли свои ряды, тем самым увеличивая число своих жертв.

Однако, самое употребляемое среди филологов его определение: «Это слова и звуки, засоряющие устную речь».

Существует мнение, что слова-паразиты – обычное явление в речи современных людей, чей интеллект не слишком обременен знаниями. Это так называемые слова-спотыкалки, присутствие которых в речи искажает смысл фразы, засоряет ее и вызывает раздражение. Однако есть и образованные люди, виртуозно владеющие речью, которые для художественности вставляют «паразита» в фразу, при этом не сделав ее бедной и ущербной.

Итак, какова же польза слов-паразитов, и почему в некоторых ситуациях не стоит избегать их?

Во-первых, некоторые словечки действительно способны украшать нашу речь. Паразитарные новообразования, то и дело промелькивающие в речи, – дань моде на англицизмы и интернет-сокращения. Например, даже образованные гламурные журналистки нет-нет да и вставят в свою речь фразочку: «оки-чмоки» или «пипец». По сути, эти слова заменяют целый оборот из 3-5 слов, который надо еще подобрать , чтобы правильно выразить свою мысль.

Во-вторых, слова-паразиты позволяют художественно (и не очень) выразить свои эмоции, которые вы испытываете в момент диалога. Например, многозначительно произнесенное «жесть» передаст ваше неимоверное впечатление, а одобрительное словечко «тема» скажет собеседнику, что вы заинтересованы в чем-то. Ну а слова-паразиты «прикольно», «отлично», «перфектно», «руллз» говорят сами за себя.

В-третьих, с помощью слов-паразитов мы заполняем пустоту устной фразы, компенсируем ими свою неуверенность, процесс и время подбора слов. «Как бы», «прикинь», «короче это самое», «по-любому» вставляются там, где заканчивается наш словарный запас. И если он пока еще скуден, а выразить словами есть что, лингвистические паразиты – незаменимые помощники облегчить процесс общения.

Как правило, продолжительность жизни словечка-паразита длится только до того момента, пока на его место не приходит «новенький», более уместный и модный . Например, старый как мир «блин», давно затасканный всеми, становится архаизмом, уступая место словечкам типа «полюбасу», «поки», «зачет». У каждого из нас, даже у самого образованного профессора и президента страны, в речи присутствуют слова-паразиты. Порой мы их и заметить-то самостоятельно не способны. Но спросите знакомых, им со стороны виднее. Вы будете удивлены, когда узнаете, что вы, оказывается, часто «нукаете» или постоянно употребляете «так сказать» («тас-скать»).

При этом, у некоторых слова-паразиты (одно-два слова) становятся уникальным стилем собственной разговорной речи. Хорошо это или плохо? Ни то и ни другое. Главное, чтобы паразитов в нашем языке было в меру, они не отличались вульгарностью и грубостью и являлись признаком высокого интеллекта, а никак не его отсутствия.

Слова-паразиты, или слова-сорняки, – это слова, которые не несут смысловой нагрузки: их употребление бессмысленно в данном контексте.

Чаще всего в качестве слов-паразитов выступают:

  1. частицы: указательная – вот, резюмирующая – ну, сравнительная – как бы, модальная – пожалуй, вопросительная – да, утвердительная – так, эмоционально-экспрессивные просто и прямо;
  2. вводные слова: конечно, короче, понимаешь, наверное, кажется, так сказать, вероятно, вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, например, слушай, собственно говоря, стало быть;
  3. местоимения: указательное местоимение – это, сочетание указательного и определительного местоимений – это самое, местоименное наречие – там, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения – как его.

Речь загрязняют и грубые, просторечные слова, ненормативная лексика, варваризмы, жаргонизмы. Многие люди речевые паузы заполняют звуками «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м».

Существует несколько причин появления «бесполезных» слов в процессе общения.

Многие специалисты считают, что слова-паразиты используются людьми из-за бедности словарного запаса.

Слова-паразиты могут попадать в речь, когда человек волнуется или находиться в состоянии стресса. В таких случаях, чтобы выиграть время и собраться с мыслями, произносится первое пришедшее на ум слово, которое в дальнейшем может надолго «прилипнуть» к говорящему.

На возникновение в речи слов-паразитов может влиять и «мода на слова». Многие слова используются в речи оттого, что все вокруг так говорят.

Сквернословие – один из видов слов-паразитов, серьёзная болезнь современного разговорного языка

Само по себе присутствие в речи лишних, ненужных конструкций уже должно вызывать желание «почистить» свой лексикон и избавиться от слов-паразитов. Но, как и многие другие полезные идеи, стремление обходиться без слов-паразитов нередко так и остается нереализованным намерением.

Чтобы подтолкнуть себя к решительным действиям, примите во внимание перечень вредных свойств слов-паразитов: 

1. Испорченная репутация. В глазах окружающих слова-паразиты сигнализируют о вашей неуверенности в себе или, что еще хуже, – низком уровне культуры и неумении изъясняться складно и правильно.

2. Действие на нервы. Наверняка вас раздражает, когда кто-то постоянно повторяет «ну-у-у…», «это…», «то есть» в разговоре с вами. Точно так же это нервирует других людей, когда источником слов-паразитов являетесь вы сами.

3. Путаница. В сонме слов-паразитов немудрено и самому запутаться и потерять нить размышлений. Не только тот, кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Эта формула действует и в обратном порядке: чистота речи гарантирует качественный мыслительный процесс. 

Попробуйте записать свою речь на диктофон. Потом включите и послушайте, как вы говорите. Обратите внимание, сколько ненужных слов и междометий, лишних звуков и нечленораздельного мычания вы производите. Этот тест будет полезен каждому человеку, потому что слова-паразиты в том или ином количестве присущи буквально каждому человеку.

Но в ваших силах сильно сократить их количество. И даже полностью избавиться от слов-паразитов в речи! Ведь это ваша речь, ваш словарный запас и впечатление, которое складывается о вас. Его важность для социализированного человека понятна без лишних слов. И тем более, без слов-паразитов.

Список литературы

  1. Деева, Н.В. Русский язык и культура речи : учебное пособие / Н.В. Деева, А.А. Лушпей. – Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2017. – 108 с. – Библиогр.: с. 94-95. [Электронный ресурс]. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=487665.
  2. Трофимова, Г.К. Русский язык и культура речи : курс лекций / Г.К. Трофимова. – 8-е изд., стер. – Москва : Издательство «Флинта», 2017. – 161 с. [Электронный ресурс]. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=56264.

Источник

МБОУ «Красноармейская ООШ»

Слова паразиты в нашей речи.

Выполнила:

Ученица 8 класса

Кофанова Екатерина

Научный руководитель:

Насибулина Марина Александровна

Красноармейский 2013г.

Общая характеристика работы.

I. План.

1.Выбор темы и знакомство с ней.

2.Обработка имеющихся материалов

3.Систематизация собранных материалов.

4. Написание работы.

II. Введение.

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак-

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя так сказать.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родители-

Видишь ли и видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Э. Мошковский.

Язык – это уникальнейшее явление в эволюционном космическом процессе развития человека. Слово сделало из человекоподобного – Человека, ибо всё, что он называет, чему дает имя, – осмысливается, приобретает особую форму существования. «Человеку слово дано, скоту немота. Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира» (К. Аксаков).

Не случайно в древние времена слову придавали высшее, божественное значение.                                                                                                    Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Конечно, мы не говорим о нецензурной брани. Мы говорим о словах паразитах, которые прочно вошли в нашу речь.

      Актуальность данной  темы вызвана тем, что наш «прекрасный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер  и стала одной из центральных в обществе.

Цель исследования – выявить наличие в речи учащихся школы и учителей слов-паразитов, определить наиболее употребляемые из них.

Задачи:

установить, какие слова в нашей речи называются словами-паразитами,  как они образуются;

выяснить, что знают учащиеся школы о словах-паразитах, об их функции в речи человека;

определить наиболее употребляемые слова-паразиты;

выяснить, как влияют слова-паразиты на восприятие речи собеседника;

объяснить, что нужно сделать, чтобы избавиться от слов паразитов.

Объект исследования – речь учащихся и учителей школы.

Методы исследования:

изучение теоретического материала о словах-паразитах,

наблюдения за речью учащихся и учителей;

провести анкетирование.

Новизна моей работы заключается в том, что данную проблему в рамках нашей школы ещё никто не исследовал.

Основная часть

Словами-паразитами мы обычно называем слова, не несущие в данное время и в данном месте смысловой нагрузки – пустые, мусорные. Они часто выскакивают, когда «язык работает быстрее головы» – пауз в говорении непрофессионал подсознательно боится и начинает обильно сдабривать речь всяческими «э-э… м-м-м… ну… как бы…». Чем больше ускоряет темп речи оратор, тем больше в ней появляется паразитов. Такая же ситуация наблюдается, если «голова работает медленнее языка» – например, во всевозможных интервью. Обычному человеку часто даже в голову не придет при ответе на сложный или «неудобный»  вопрос взять паузу, воспользоваться вводным оборотом, другими эффективными техниками оратора. Он одновременно и говорит, и думает, что сказать. В итоге «оперативная память переполняется», и слова-паразиты тут как тут.

Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам-паразитам относятся:  «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот» и прочие. Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок.  В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся  по такой причине:   слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент  в голову не приходит. Так  о  причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно.  Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки».

Слова-паразиты, или слова-сорняки, – это слова, которые не несут смысловой нагрузки: их употребление бессмысленно в данном контексте.

Чаще всего в качестве слов-паразитов выступают:

частицы: указательная – вот, резюмирующая – ну, сравнительная – как бы,
модальная – пожалуй, вопросительная – да, утвердительная –так, эмоционально-экспрессивные просто и прямо;

вводные слова: конечно, короче, понимаешь, наверное, кажется, так сказать, вероятно, вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, например, слушай, собственно говоря, стало быть;

местоимения: указательное местоимение – это, сочетание указательного и определительного местоимений – это самое, местоименное наречие – там, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения – как его.

Речь загрязняют и грубые, просторечные слова, ненормативная лексика, варваризмы, жаргонизмы. Многие люди речевые паузы заполняют звуками «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м».

Существует несколько причин появления «бесполезных» слов в процессе общения.

Многие специалисты считают, что слова-паразиты используются людьми из-за бедности словарного запаса.

Слова-паразиты могут попадать в речь, когда человек волнуется или находиться в состоянии стресса. В таких случаях, чтобы выиграть время и собраться с мыслями, произносится первое пришедшее на ум слово, которое в дальнейшем может надолго «прилипнуть» к говорящему.

На возникновение в речи слов-паразитов может влиять и «мода на слова». Многие слова используются  в речи оттого, что все вокруг так говорят.

Слова-паразиты как часть речи можно записать в таблицу:

Группа

Слова – паразиты

1.

Звуки

э-э-э, мэ-э-э,

2.

Частицы

Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

3.

Вводные единицы

Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать

4.

Местоимения, местоименные наречия

Это, это самое, как его, там

5.

Переход из одной части речи в другую

Блин, черт

6.

Модальные слова

Конечно, наверное, вероятно, кажется

Исследование употребления слов-паразитов в речи школьников.

На уроках литературы, истории, русского языка – я записывала слова-паразиты, которые используют мои одноклассники при ответе. Получилось, что ни одного предложения без слова-паразита отвечающий ученик не мог сказать.

Я решила провести анкетирование по школе, с целью выявления самых распространенных слов-паразитов среди учащихся и учителей, борются ли опрашиваемые со словами-паразитами. И вот, что у меня получилось.

  1. Анкета «Исследование употребления слов-паразитов в речи»

№ п/п

Вопросы анкеты.

Ответы учителей

Ответы учеников

да

нет

да

нет

1.

Употребляете ли вы слова паразиты в своей речи?

77,8%

22,2%

100%

2.

 Часто ли вы  употребляете слова – паразиты?

44,4%

55,6%

58,3%

41,7

3.

Положительно  ли вы  относитесь к употреблению слов паразитов?

100%

16,7%

83,3%

4.

Боретесь ли вы со словами – паразитами?

77,8%

22,2%

100%

5.

Какие слова паразиты вы употребляете чаще всего?

«как сказать» «да», «блин»

«е-мое», «короче», «капец», «блин»

6.

Как вы боретесь со словами-паразитами:

А) следите за речью;

Б) читаете классику;

В) затрудняюсь ответить.

А) 83,3%

Б) 16,7%

В) 0

В результате, оказалось, что:

почти все ученики и часть учителей используют слова-паразиты.                                                                                                                                                            

Больше всех протестуют против употребления слов – паразитов учителя.

Самое популярное слово, используемое   участниками эксперимента     « как сказать», «блин», «ё-моё»,  «короче»,  «капец».

Больше других борются с употреблением слов – паразитов в своей речи учителя.  Учащиеся со словами паразитами не борятся вообще .  

Наиболее употребляемые слова-паразиты в среде подростков – слова «короче» и «капец».

Способы борьбы со словами-паразитами учителя ответили: (83,3%)- следить за речью; (16,7%)-читать классику; (0)-затруднились ответить. Учащиеся на этот вопрос не смогли ответить.        

Откуда же берутся слова-паразиты?

Мы решили провести еще один эксперимент. Во время разговора со своими друзьями я стала употреблять слово «как-то так». Уже на следующий день моя подруга тоже стала вставлять в свою речь это слово. Еще через два дня практически вся старшая школа вставляла слово «как-то так» в свою речь.

Способы борьбы со словами-паразитами.

    Избавиться от слов-паразитов очень трудно. Прежде всего, следует контролировать свою речь и думать, о том, что вы хотите сказать на самом деле.

В большинстве случаев человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. Поэтому в первую очередь необходимо выявить недостатки речи. Для этого запишите свой монолог (пересказ какого-либо текста) на диктофон. После прослушивания записи можно будет понять, с  какими словами-паразитами необходимо бороться.

Будьте особенно внимательны к тому, что говорите, делайте акцент на словах-паразитах. Например, можно заменить эти слова каким-нибудь звуком, это поможет отслеживать ненужные слова в речи и не говорить их бессознательно.

Воспользуйтесь помощью близких: попросите их обращать внимание на использование Вами «лишних» слов.

Придумайте себе штрафные санкции: приседания, день без сладкого, день без компьютера и т.п.

Совершенствуйте свою речь: говорите больше, читайте хорошую литературу, записывайте интересные обороты речи, заучивайте стихи, проговаривайте скороговорки, пересказывайте текст до тех пор, пока в речи не будет ни одной ошибочки и «лишнего» слова. И Вам никогда не придется, подыскивая нужное слово, прятаться за «как бы», «ну» и «вот».

Вывод

    На основании проведённого мной исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты присутствуют в нашей речи. Меньше других слова – паразиты используют в своей речи учителя. Чаще других ими пользуются ученики, особенно  те, которые слабо успевают по всем предметам. В большей степени борются с употреблением слов–паразитов,  как в своей речи, так и в речи учеников – учителя.

На основании результатов моего исследования  можно сделать вывод, что слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще  всего слова-паразиты используются школьниками  из-за скудности словарного запаса. Иногда  на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью. Нужно прислушиваться  к своей речи и  прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов. Данная исследовательская  работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса по русскому языку и поможет  обратить внимание школьников на  бережное отношение к родному языку. Способы борьбы со словами- паразитами есть, они перечислены в данном исследовании.  Давайте беречь наш язык!

Список литературы

1. Ю. Дараган «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи»// «Вестник», выпуск 3(47). – Т.,2005.

2. Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?//  1 сентября. Русский язык, 2004. № 1

3. Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// https://www.svobodanews.ru/

4. Тексты /М.Кронгауз. О чём говорят паразиты 

5. Бахтызин А. М. Чистота речи                                                                                                      6. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь – справочник. – М.:Знание, 1995.

7. Энциклопедия для детей. Т. 10 Языкознание. Русский язык. – М.:Аванта+, 1998.

8.  Люстрова З.Н., Скворцов Л. И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. – М.:Знание, 1978.

9. Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. – М.: Просвещение, 1986.

10. https://vernoeslovo.wordpress.com/

Источник