Этическая теория связывающая истину с практической пользой

Этическая теория связывающая истину с практической пользой thumbnail

Несмотря на то, что этика и философия могут показаться двумя совершенно разными областями знаний, обе науки изучают поведение людей с точки зрения нравственных и моральных принципов. Этику называют практической философией, потому что она рассказывает изучающим, как следует жить, каким принципам следовать, какой морали придерживаться. Этика в философии занимает важное место, отвечая на множество прикладных вопросов.

Рабочие термины и ключевые понятия

фото 703

Этика – это философия, объединяющая воедино мораль, этос и нравственность. Ее цель – открыть для человека тайну морального бытия через воспитание в нем культуры общения. Люди ограничены знаниями о табуированной морали, которая не всегда вызывает желание ей следовать. Нигилистическое отношение к морали приводит к поведенческой нереализованности личности. В результате псевдоценности вытесняют мораль.

Этика обязана тем, что стала самостоятельной дисциплиной, Аристотелю. Он в 4 веке до нашей эры вывел этот термин, заключив его в область знаний между наукой о душе и наукой, изучающей искусство управлять обществом и государством – психологией и политикой.

Чтобы вести разговор об этой дисциплине, необходимо понимать значение следующих понятий:

  • этика – учение, рассказывающее о тех добродетелях, которые могут привести человека к счастью и благам;
  • мораль – наставление или вывод, сделанные с поучительной целью;
  • нравственность – путь освоения людьми мира, основанный на духовно-практических знаниях.

Из названных определений становится понятным, что нельзя объединять эти термины или принимать их за синонимы. Они не были таковыми с момента, когда зародились философия и этика, связь между которыми существует и по сей день.

Понимание категорий добродетели и долга менялось по мере развития человечества. В эпоху Средних веков добродетели были связаны с соблюдением божьих законов и познанием Божественного. Если во времена античности человек должен был быть наделен мудростью, благоразумием, щедростью и справедливостью, то в Средние века список качеств сокращается до способности к надежде, вере и любви.

Во время Возрождения, распространение получает принцип гуманизма. Позже Иммануил Кант в своих этических произведениях делает основополагающей категорию долга, заявляя, что человек должен поступать так, чтобы воля смогла лечь в основу законодательства для всех остальных людей.

В XX веке появилась прикладная этика, ставшая новым этапом этического знания. Она призывает людей к освоению ценностно-культурных мировых богатств, гуманистических принципов, возможностей совершенствовать духовную и практическую стороны бытия.

Этика как отрасль философского знания

Будучи отраслью философского знания, этика подразделяется на два раздела:

  1. практическая;
  2. теоретическая.

Первая является кодексом правил и норм, которыми человек должен руководствоваться, чтобы правильно жить в обществе. Вторая изучает философско-религиозные вопросы, объединяет научную информацию. Благодаря рассуждениям и выводам, которые основываются на принципе логичности, этика стала научной дисциплиной. Но, несмотря на это, этику также можно отнести к философии на основании проблем, которые она рассматривает.

Помимо этики, к философским дисциплинам относятся:

  • гносеология;
  • онтология;
  • эстетика.

Перечисленные отрасли охватывают различные темы в зависимости от историко-культурных и иных особенностей изучаемого вопроса. Вопросы, подпадающие под компетенцию этики, относятся к онтологии теории познания. С помощью онтологических и гносеологических догм, этика показывает, что нравственные ценности существуют в реальности и что каждый человек может изучить их и вписать в свою картину мира.

Относясь к философии, этика большей частью является теоретической дисциплиной, которая объединяет мораль с нравственными отношениями и высшими устремлениями каждого из людей. Она представляет собой нормативную и практическую части философского знания. Производя не только информацию и знания, которые можно изучить, но и духовные ценности, проявляемые в реальной жизни, она становится основой деятельности человека и задает ей вектор, указывает на добродетели, к которым следует стремиться в течение жизни.

Особенность этики в том, что объект ее изучения – не то происходящее, что в реальности окружает нас, а то должное, что происходит в соответствии с нравственными и духовными ценностями. Поэтому, ее можно отнести к философским дисциплинам, изучающим не только ценности человеческой жизни, но и то, как поступки и действия людей соответствуют моральным нормам.

Этика как предмет профессиологического анализа

Межличностные отношения и взаимоотношения человека с окружающим миром – главный предмет анализа этики. Через это она придает морали осмысленность, занимается исследованием ее сущности, природы, механизмов возникновения и развития, структуры и функций. Этика рассказывает о том, как мораль проявляется во время различной деятельности. Мораль выступает в качестве формы индивидуального и общественного сознания.

Наука ставит в центр человека, который является обособленной единицей бытия, уникальной личностью, которая может совершенствовать себя и регулировать, реализовывать свои желания и цели. Во внешнем поле находится социальная реальность, содержащая нормы, правила, юридические законы и другие требования по отношению к каждой личности. Эти правила и предписания оказывают влияние на то, как человек себя ведет, какой деятельностью занимается, чем наполняет свою духовную жизнь.

Этика изучает, как человек реализует свободу своей воли через различные виды деятельности, в том числе через профессию. Науку интересует то, на какие безусловные моральные ценности опирается человек, а не его практические или утилитарные мотивы. Помимо изучения морали и ее интерпретаций, этика стимулирует ее продвижение, изменение.

Особенную актуальность приобретает этика в наши дни, когда мир находится в непростой политической ситуации, а Россия переживает исторически сложный период. Ученые-философы сигнализируют, что видят наибольшую проблему не в политическом или экономическом крахе, которые могут произойти, а в том, что реальность может разрушительно влиять на личность.

Все больше предпосылок появляется, чтобы современники делали выбор в пользу материального, а не духовного. Представления о том, что такое милосердие, доброта, великодушие, справедливость и даже патриотизм стираются или претерпевают значительные изменения. Рост агрессии в обществе ведет к росту преступности среди детей и подростков. Молодежь часто обнаруживает духовную, волевую и эмоциональную незрелость.

Этика говорит о необходимости возврата к исторической преемственности поколений, которая позволяла воспитывать детей, приводя им в пример великих людей, которые уже умерли. Это позволило бы людям с молодого возраста знать, на какие столпы опираться при решении проблем и сложных жизненных ситуаций. Тогда в дальнейшем, приобретая власть и способность влиять на важные экономические, политические и духовные процессы, люди будут использовать мораль при решении конфликтов любого характера.

Объект и предмет этики как практической философии

Этика – учение, изучающая с практический точки зрения нравственность и мораль, включая их возникновение, особенности и закономерности, в соответствии с которыми они развиваются. Объектом изучения выступают нравственность и мораль, а предметом – их сущностные характеристики и специфика.

Такая дисциплина выполняет роль методологии для прочих наук, которые заняты изучением конкретных нравственных и моральных проблем.

Будучи практической философией, этика нашла свое применение в первую очередь в профессиональной среде. Она объясняет, почему специалист должен действовать тем или иным образом, руководствуясь внутренними принципами. Во многих университетах при обучении на различные специальности студенты изучают такой предмет, как «профессиональная этика». Ее объектами становятся:

  • отношения внутри рабочих коллективов;
  • отношение работников к своему труду, коллегам и клиентам;
  • нравственные устои;
  • профессиональное воспитание будущих профессионалов.

Нормы профессиональной этики начали свое становление еще в раннем рабовладельческом обществе – в период, когда появились профессии, которым обучали массово: лекари, наставники, политические деятели, писари, работники религиозных учреждений. Часть профессий имеет более раннее происхождение и своды правил, характерные именно для них: например, «Клятва Гиппократа», которую дают медики.

Читайте также:  Корень имбиря польза и вред для мужчин видео

фото 704

Современная этика учитывает дифференциацию, возникающую при развитии норм профессиональной морали, а также объединение этих норм в специальностях, схожих функционально. Наука учитывает наличие общей модели хозяйствования, единой для всех стран, методы современных коммуникаций, необходимость в кооперации для производства высокотехнологичных товаров и качественных услуг, а также техногенную опасность, нависшую над людьми и миром.

Нравственные требования в современных реалиях существуют для каждой профессии.

Структура и актуальные этические проблемы

Как философская дисциплина, этика имеет собственную структуру. В нее включены:

  • история дисциплины;
  • теоретико-методологические данные о самых абстрактных этических проблемах;
  • описание исторических типов морали, или ее генеалогия;
  • социология морали, которая рассказывает о практической роли нравственных понятий в общественной жизни и жизни личности;
  • психология нравственности и морали;
  • праксиология – прикладная разновидность данной дисциплины;
  • педагогическая этика – наука о морально-нравственном воспитании.

Самостоятельный статус этики в философии и его обоснование – это большая теоретическая проблема, которая стоит перед философами и учеными и поныне. Нередко ее относят к философским теориям или гуманитарным наукам. То, что этика является философской дисциплиной, очевидно из того, что первая представляет собой цель, необходимую для философского мышления. Она учит, как сформулировать и достигать цели в жизни, в чем ценность жизни.

Поскольку этика является практической философией, изучение ее крайне важно. Каждый человек к зрелому возрасту располагает системой ценностей и взглядов на мир, но, когда речь заходит о вынесении оценки в области профессиональной или политической жизни, необходимо умение точно разбираться в ситуации и не быть субъективным. Специалисты в области прикладной этики крайне нужны в таких областях, как:

  • проведение этико-прикладных исследований;
  • организация деловых отношений;
  • арт-бизнес;
  • эстетика;
  • обучение культуре управления;
  • биоэтика;
  • этикет.

Главная цель, которую имеет под собой изучение данной дисциплины – вызвать в человеке желание освоить ценностное, теоретическое и культурное многообразие этой науки. Она должна стать сердцевиной как общественной, так и личностной жизнеорганизации.

Актуальные этические проблемы

Несмотря на то, что мы привыкли считать современное общество достаточно развитым, оно не только имеет многие этические проблемы, которые отмечали философы, стоящие у истоков этой дисциплины, но и породило новые. Последние имеют взаимосвязь с информационным, техническим и экономическим развитием общества и происходящими в нем политическими процессами.

Одна из основных проблем, стоящих особенно остро – это неравномерность распределения ресурсов на планете. В то время как демографический взрыв характерен для одних стран, мировые ресурсы находятся во власти других государств. Меняются ценности людей, растет склонность заменять духовную сферу вещизмом. Само понимание смысла жизни человека изменяется.

фото 705

Современные этические проблемы таковы:

  • терроризм, являющийся следствием глобализации;
  • создание общей основы для развития разных культур – идеи ненасилия и демократизации общества;
  • виртуализация процессов коммуникации;
  • проблема информационной безопасности.

Эти проблемы подводят человека к одному: готовности сделать правильный моральный выбор для гармоничного сосуществования с обществом и собой.

Этика – наука, изучение которой важно в наше время. Зародившаяся много столетий назад, она способна пролить свет на проблемы мира и человеческой души, научить следовать моральному закону и соблюдать нравственные принципы.

Источник

Предмет этики

С понятием этика мы связываем то, что имеет отношение к поведению людей. Этическая оценка человеческих поступков предполагает их одобрение или осуждение с точки зрения морали. Под этикой мы подразумеваем моральную регуляцию отношений между людьми и науку о морали.

Термин «этика» впервые был употреблен Аристотелем в «Никомаховой этике» для обозначения особого раздела философии – учения о нравственной деятельности и добродетелях. Этические добродетели, по Аристотелю, включают в себя: кротость, мужество, умеренность, щедрость, великодушие, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость, практическую мудрость и т.п. Понятие «этика» произведено Аристотелем от греческого слова «этос» (нрав, обычай, уклад, характер). Отсюда «этикос» — имеющий отношение к нравам, этический или моральный. Этика иногда выступает синонимом морали.

Латинское слово мораль (mores – нрав, обычай, привычка, мода) этимологически совпадает с греческим термином «этика» и было образовано по аналогии с ним. Латинское moralitas обозначает все относящееся к нравам, характерам, привычкам, складу души, определяющему нравственное или безнравственное в деятельности людей.

Таким образом, «этика» в буквальном значении и есть теория нравственности. Центральный предмет этики – это мораль или нравственность. Со временем этика из раздела философии превратилась в отдельную философскую дисциплину, «практическую философию», а именно — философию морали.

Этику интересуют вопросы человеческого поведения и отношений между людьми, в чем и проявляется мораль или нравственность. Еще Аристотель утверждал, что главная задача этики – исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме.

Этика – это гуманитарная дисциплина, объектом которой является человек общающийся. Общение рассматривается этикой как фундаментальная предпосылка, основа человеческой жизни. Общение есть насущная необходимость и важнейшая потребность людей, ибо это способ человеческого существования и жизнедеятельности.

Вся человеческая жизнь есть система отношений, в которую должен «вписаться» каждый человек, ищущий верное, оптимальное соотношение Я и не-Я. Этику как «философию практической жизни», интересует жизненная практика, повседневное поведение людей. Целью этики является создание оптимальной модели гуманных и справедливых человеческих отношений, обеспечивающих высокое качество общения.

Главный вопрос этики – это определение того, что такое хорошее поведение, что делает поведение правильным или неправильным. Поведение людей — это совокупность их действий, поступков и отношений (к себе, другим людям, к природе, к миру в целом).

Этика является наукой о моральных ценностях. Ценность — философское понятие, обозначающее значимость чего-либо для субъекта, а также нормативную, предписательно-оценочную сторону феноменов человеческого сознания. К моральным ценностям относятся общественные установки, которые выражаются в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, чести и достоинстве, о смысле жизни и назначении человека, о его идеалах и принципах.

Исторически сложились такие «социальные регуляторы» поведения, как традиции, право, мораль, этикет, которые содержат нормы, ценностные установки, приемлемые формы взаимодействия. Так общество осуществляет контроль и коррекцию поведения людей, стремясь увязать интересы индивидов и коллективов, найти «баланс» общественного и личного блага. Этическая оценка поступков и отношений делается в зависимости от нравственного ориентира субъекта на достижение добра или зла. Категории добра и зла – центральные в этике. Они выступают критерием этического суждения.

Итак, этикагуманитарное учение, предметом которого является мораль (нравственность), объектом – человеческие отношения, а центральной проблемой — соотношение Добра и Зла. Этика исследует вопросы о происхождении и природе морали, об источнике и содержании нравственного долженствования, о содержании и критериях добра и зла, долга, чести и других нравственных ценностей. Как «практическая философия» этика исследует также проблемы моральной свободы и ответственности, морального выбора, моральной оценки, морального конфликта, смысла жизни, счастья.

Этика призвана способствовать формированию самосознания личности, выработке таких моральных качеств как человечность, честность, справедливость, патриотизм, гражданственность. Этические знания являются теоретической основой культуры общения на всех уровнях. Развитие моральной культуры – одно из необходимых условий становления интеллигентного человека. Для интеллигентности недостаточно высшего образования и развитого интеллекта. Нравственность – условие интеллигентности.

Читайте также:  Какао детям вред или польза и вред

Итак, этика – весьма специфическая философская наука, призванная искать ответы на вечные и всегда злободневные вопросы человеческого бытия: Что такое Добро и Зло? В чем смысл жизни? Что такое счастье? «Практическая философия» не только предлагает определенную информацию, но, прежде всего, раскрывает основные нормы и принципы нравственной культуры, выявляет моральные аспекты человеческих взаимоотношений, способствует формированию осознанного выбора форм поведения в различных ситуациях жизни.

Источник

Часть І. Этика

Этика и эстетика

Кафедра социологии, философии и психологии

Конспект лекций:

2005 г

Выхватень Л.В. Конспект лекций: Этика и эстетика. Часть 1. Этика. – Днепропетровск: ДУЕП, 2005. – 98 с.

Для направлений

0501 – Экономика и предпринимательство

0502 – Менеджмент

0503 – Торговля

0305 – Филология

Содержание:

1. Этика как философская наука  
1.1. Этимология терминов «нравственность», «мораль», «этика»  
1.2. Черты и свойства этики как философской науки  
1.3. Структура этики  
1.4. Мораль как социальный феномен  
1.5. Функции морали  
   
2. Структура морали. Категории этики  
2.1. Структура морали  
2.2. Элементы морального сознания  
2.2.1. Понятие морального сознания  
2.2.2. Моральные нормы  
2.2.3. Моральные принципы  
2.2.4. Моральные мотивы  
2.2.5. Ценностные ориентации  
2.2.6. Моральный идеал  
2.2.7. Добро и зло как основные понятия морального сознания и категории этики  
2.3. Моральная деятельность  
2.4. Моральные отношения  
   
3. Прикладная этика  
3.1. Определение прикладной этики. Признаки этико-прикладных проблем  
3.2. Актуальные проблемы биоэтики. Этические комитеты  
3.3. Определение экологической этики  
3.4. Предпринимательская этика. Международные стандарты экономической деятельности  
   
Приложение 1. Словарь этических терминов  
   
Приложение 2. Примеры этических кодексов  
   
Приложение 3. Кейсовые задания по этике бизнеса  

1. Этимология терминов «нравственность», «мораль», «этика»

Слова «этика», «этический» происходят от греч. ethosнрав, характер, обычай. Их ввел 2300 лет назад Аристотель. Он определил дианоэтические добродетели человека, которые являются умственными: мудрость, рассудительность, сообразительность (всего он выделил их три), и этические добродетели человека (или достоинства), которые проявляются в его поведении: мужество, благоразумие, честность, щедрость, доброжелательность, справедливость и др. (всего он выделил их десять). «Этикой» Аристотель назвал науку об этих качествах.

АРИСТОТЕЛЬ Стагирит (384–322 до н.э.) – великий древнегреческий философ и ученый, ученик Платона, основатель Перипатетической школы.

Родился в Стагире, греческом городе на восточном побережье полуострова Халкидика. Его отец Никомах был придворным врачом и личным другом македонского царя Аминты Второго, и их погодки дети, юный Аристотель и наследник престола Филипп, не раз проводили время вместе. Когда Аристотелю было 15 лет, отец его умер, опекуном был назначен его дядя Проксен, который, вероятно, и рассказал Аристотелю о Платоне и его Академии. В 17 лет приехал в Афины и с 367 по 347 был в платоновской Академии сначала на правах ученика, затем – в качестве преподавателя. После смерти Платона уезжает из Афин и почти 14 лет (347–334) проводит в странствиях. Самым значительным эпизодом этого периода является его педагогическая работа с наследником македонского престола Александром, сыном Филиппа Македонского (с 342 по 340). В 334 Аристотель возвращается в Афины и основывает собственную философскую школу – Ликей. Умер от болезни в изгнании, покинув Афины перед угрозой со стороны антимакедонски настроенной общественности. Согласно завещанию, был похоронен в родной Стагире.

Аристотель разделял философию на три части – теоретическую, практическую и творческую, а инструментом, с помощью которого ведется исследование, является логика (греч. «organon» – орудие, инструмент).

Теоретическая философия имеет дело с истиной и целью ее является знание ради самого познания, потому она свободна и «бескорыстна». Теоретическую философию составляют три дисциплины: физика, математика и первая философия (или теология).

Практическая философия, нацелена на совершение добродетельных поступков и оперирует понятиями добро – зло.

Целью творческой философии является творчество (сюда Аристотель относил в первую очередь искусство словесное – риторику и поэтику).

По Аристотелю этика и политика образуют единую практическую часть философского знания, предметом которой становится благо, осуществимое в поступках: этика рассматривает благо и благополучие отдельного человека, политика – благо гражданского сообщества (государства).

Этическое учение Аристотеля изложено в трех текстах – Никомаховой этике, Евдемовой этике и Большой этике, из которых традиционно бóльшим авторитетом пользуется первая.

Проблематика и внутренняя логика «Никомаховой этики»:

1 книга – Что есть благо. Высшим из благ, осуществляемых в поступках, Аристотель

считал счастье. Счастье – это деятельность души в полноте добродетелей.

2 – 5 книги – Формы этических добродетелей.

6 книга – Формы дианоэтических добродетелей.

7 книга – Рассмотрение удовольствий и неудовольствий, поскольку в их сфере

обнаруживается добродетель и порочность характера человека.

8-9 книги – Рассмотрение дружбы, т.к. она является добродетелью.

10 книга – Второе рассмотрение проблемы удовольствий и анализ сущности счастья.

Высшее человеческое благо определяется им как счастье, однако сам Аристотель указывает, что разные люди по-разному его понимают: то ли счастье заключено в материальных благах, то ли в уважении и почете, то ли в добродетельной жизни. Строя свою этику на понимании счастья как внутренней жизни (деятельности) души, стремящейся достичь наилучшего состояния как в отношении своего характера и нрава («этические добродетели»), так и в отношении своих умственных способностей («дианоэтические добродетели»), дает определение счастья как деятельности души в полноте добродетелей. Это в первую очередь добродетели души, но учитываются также и телесные блага. Они признаются желательными в той мере, в какой телесное не должно мешать и препятствовать духовному – так, если человек болен, он едва ли сможет упражняться в добродетели, если он беден, он не сможет проявить щедрость и т.д. Применительно к этическим добродетелям развивает учение о середине (напр., мужество есть середина между трусостью и безумной отвагой), но для дианоэтических добродетелей нет ничего противоположного, кроме глупости. Дианоэтические добродетели направлены к познанию истины или к установлению «правильного логоса», или суждения, устанавливающего добродетельную середину в практических нравственных поступках для каждого отдельного случая. Вообще, Аристотель говорит, что для каждого добродетельная середина своя (как для каждого свое количество съедаемой пищи, необходимое для здоровья), и, например, мужественный поступок для бывалого воина и для неопытного юнца представляет собой не одно и то же поведение.

Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos – характер, обычай, закон. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слово moralisморальный, говоря о моральной философии (т.е. – этике), и moralitas — мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. Позже, в четвертом веке н.э., появляется слово «мораль».

ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ(Marcus Tullius Cicero) (106–43 до н.э.) – римский государственный деятель, сторонник идеалов Республики, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии. Пик политической карьеры Цицерон – 63 до н.э., это был год его консульства и разоблачения заговора Катилины, за которое он был с триумфом провозглашен «отцом отечества». Но вследствие отказа поддержать триумвират Цезарь – Помпей – Красс, Цицерон постепенно все более теряет влияние и отходит от активной политики, в результате в апреле 58 до н.э. Цицерон был вынужден отправиться в изгнание в Македонию. Он возвращается в сентябре 57 до н.э., примыкает к партии Помпея, а после поражения последнего в Фарсальской битве (48 до н.э.) сдается на милость Цезаря, фактически ставшего единоличным диктатором. Одобрив убийство Цезаря, он оказывается в оппозиции к Марку Антонию, которого считает продолжателем дела узурпации власти. Серия знаменитых речей против Антония («филиппики») обозначает черту, которая подвела итог и политической карьеры, и самой жизни Цицерона.

Читайте также:  Все продукты пчеловодства и польза от них

Литературное наследие Цицерона состоит из его публичных речей, сочинений по ораторскому искусству, философских трактатов, поэтических произведений и приватных писем. Он впервые сделал латинский язык полноправным средством выражения философских идей, стремясь дать римской просвещенной публике материал для серьезного чтения и самообразования.

В работе О пределах добра и зла Цицерон последовательно опровергает учения о высшем благе эпикурейцев и стоиков, оставаясь при скептическом воззрении о невозможности теоретического обоснования высшего блага. В области же практической морали такое окончательное определяющее понятие Цицерон находит – это понятие природы: «кто следует природе, тот не ошибается», что сближает его позицию со стоической. Стоицизм был духовно близок Цицерону лишь отчасти: согласие в вопросах морали сопровождается резкой критикой веры в традиционных богов, стоического фатализма и связанной с этим веры в гадательное искусство.

Предпринимались попытки разграничить эти термины. Впервые это сделал Гегель: под «моралью» он понимал субъективный аспект поступков человека, форму сознания, т.е. это осознаваемые человеком принципы, правила, нормы поведения, а под «нравственностью»(«моральністю») – сами поступки, нравственность насыщена конкретным жизненным и социальным содержанием, т.е. это реальное внедрение принципов, норм, правил поведения в жизнь.

ГЕГЕЛЬ, ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ(Hegel, Georg Wilhelm Friedrich) (1770–1831), немецкий философ, родился в Штутгарте (герцогство Вюртемберг) 27 августа 1770.

Гегель учился на богословском отделении Тюбингенского университета в 1788–1793, прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию. Изучая в университете философию, он обратил особое внимание на работы Иммануила Канта, которые широко обсуждались в то время, а также на поэтические и эстетические произведения Ф.Шиллера. В 1793–1800 Гегель служил в качестве домашнего учителя. В 1801 он получил разрешение читать лекции в Йенском университете. В 1801–1805 Гегель – приват-доцент, а в 1805–1807 экстра-ординарный профессор на весьма скромном содержании. Йенские лекции были посвящены широкому кругу тем: логике и метафизике, естественному праву и чистой математике. В 1808 получил место ректора классической гимназии в Нюрнберге, которое занимал 8 лет. В гимназии он преподавал философию права, этику, логику, феноменологию духа и обзорный курс философских наук; ему также приходилось вести уроки литературы, греческого, латинского, математики и истории религии. В 1816 он получил приглашение в Гейдельбергский университет, где преподавал в течение четырех семестров; из прочитанных лекций был составлен учебник Энциклопедия философских наук (Enzyklopdie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse, первое издание 1817). В 1818 Гегель был приглашен в Берлинский университет. Первые лекции Гегеля в Берлине остались почти без внимания, однако постепенно курсы стали собирать всё большую аудиторию. Студенты не только из различных областей Германии, но также из Польши, Греции, Скандинавии и других европейских стран устремились в Берлин. Гегелевская философия права и государственного строя все более становилась официальной философией прусского государства, и целые поколения деятелей образования, чиновников и государственных мужей заимствовали свои взгляды на государство и общество из гегелевского учения, ставшего реальной силой в интеллектуальной и политической жизни Германии. Философ находился на вершине успеха, когда скоропостижно скончался 14 ноября 1831, по-видимому, от холеры, свирепствовавшей в те дни в Берлине.

Философскую систему Гегеля иногда называют «панлогизмом» (от греч. pan – все, и logos – разум). Она отправляется от идеи, что реальность поддается рациональному познанию потому, что рациональна сама Вселенная. В предисловии к Философии права содержится знаменитая формулировка этого принципа: «Что разумно, то действительно; и что действительно, то разумно».

«Нравственность» — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. Но в практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы, а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по контексту.

В рамках нашей учебной дисциплины мы будем понимать: под «этикой» – науку, область знаний, а под «моралью» (или «нравственностью») – предмет изучения этики. Итак:

этика – философская наука, предметом изучения которой является мораль;

мораль – это императивно-оценочный способ отношения человека к действительности, который регулирует поведение людей с точки зрения принципиального противопоставления добра и зла.

2. Черты и свойства этики

Определение морали, приведенное выше, содержит основные черты и свойства этики как философской науки:

1. Присутствует указка на императивность морали: мораль – это всегда определенное требование, веление, которое выдвигается обществом или голосом собственной совести; где таких требований нет – отсутствуют и основания говорить о морали. Этика указывает не на то, что есть, а на то, как и каким должно быть.

2. Указано на возможность оценки: оценивание моральных качеств является существенной чертой морали. Мораль оценивает не физические качества человека, его здоровье, жизнь, а его поведение – доброе или злое, справедливое или несправедливое, ответственное или безответственное с указанием определенных требований – императивов.

3. Только мораль решает проблему добра и зла. Моральное качество наши поступки и действия приобретают тогда, когда попадают в поле противопоставления добра и зла (как научное познание мира направлено на идеал Истины, чувственно-эмоциональное освоение мира – на идеал Красоты, так моральное отношение к миру – на идеал Добра).

Этика не только наука о морали, но еще наука об отношении человека к самой морали, о том, какой смысл, внутреннюю необходимость усматривает человек в принятии тех или иных моральных норм, на чем основывает свой выбор, откуда возникает потребность в моральном самоограничении.

Важнейшей особенностью морали является финальность нравственных ценностей. Это означает, что принципы морали самоценны. То есть на вопросы: «Для чего они нам нужны?», «Зачем нам стремиться к нравственным ценностям?», «Почему мы должны соблюдать нормы нравственности?» — нельзя ответить иначе, как признать, что цель, ради которой мы следуем нравственным принципам, состоит в том, чтобы следовать им. Следование нравственным принципам — это самоцель, т. е. высшая, финальная цель и нет никаких других целей, которые мы хотели бы достичь, следуя им. Они не являются средством достижения какой-либо вне их лежащей цели.

Источник