Эвтаназия вред или польза и вред

Эвтаназия вред или польза и вред thumbnail

Смерть обладает странной притягательностью. Люди боятся ее, но мысленно постоянно думают о ней. В последнее время человек отдалился от смерти, считая ее чужой своему естеству.

Думается, что такой страх не оправдан. Известно, что в средние века люди намеренно устраивали кладбища в центре городов, чтобы человек того времени не только не боялся смерти, но и со временем свыкся с ее будущей неотвратимостью, как с чем-то естественным и не обсуждаемым вовсе. Вопрос не в самом существовании неизбежности конца, а в том моменте времени, когда действительно наступит последняя минута биологической жизни человека. Дело во времени — потерянном или приобретенном до конечной точки. Надо сказать, что отношение к смерти зависит не только от множества интерпретаций ее образа в религиях и учениях мира, не только в чисто физической неприязни и страхе перед «старухой с клюкой».

Отношение к неизбежному концу не всегда однозначно и параллельно периодам настроения человека, которые могут быть объяснены с позиций современной психиатрии, а могут и не попадать под описание современного методологического и синдромологического аппарата, будучи слишком тонкими не только для анализа эксперта, но и для самооценки самой личностью, находящейся в центре «суицидального циклона». Иногда у постели больного врач выступает не только как человек, избавляющий от страданий, но и как друг, которому можно доверить самое сокровенное. Иногда, доктор выступает в роли случайного пассажира в купе на двоих, которому его попутчик невольно изливает все то самое сокровенное и горькое, что никогда бы не доверил другому, но, зная о скором расставании, без страха доверяется человеку в белом халате.

Возникает вопрос, всегда ли просьба пациента о добровольном лишении жизни вызвана лишь физическими страданиями. И кто поручится за то, что доктор, решившийся на данный шаг, является орудием суицида, творящегося не из-за болезни — факта в сфере медицинской, а из-за финансового или психологического компонентов.

Но не будем отвлекаться и вернемся в область этики и целесообразности эвтаназии в медицине. Недавно саратовский врач В. Левинский поделился в газете соображениями о том, как пациенты относятся к смерти.

Он считает, что больные не всегда склонны выполнять предписания врача и часто не верят его обещаниям. Большинство из них предпочитают знать правду о своей болезни, и если надежды на излечение не будет, а жизнь станет   мучением,   хотят  получить   от  врача  легкую смерть.

Люди меняются в течение жизни. Пока молоды и здоровы, им кажется, что если они тяжело заболеют, и впереди не будет ничего, кроме страданий, они добровольно уйдут из жизни. Но когда человек стареет и действительно начинает болеть, он привыкает к неудобствам   своего  нового   состояния.   Большинство людей живут до последней им минуты. Молодые в этом смысле плохо понимают стариков. В феврале 1998 г. были  опубликованы        данные        американского исследования. Людей старше 80 лет спрашивали, на сколько  месяцев совершенно   здоровой жизни они променяли бы свой стариковский год. Оказалось, что в среднем — на 10 месяцев. В то же время их близкие ценили стариковскую жизнь гораздо меньше.

В  декларации Всемирной  медицинской  ассоциации 1981   г.   записано:   «Пациент  имеет   право  умереть достойно».  Это  подтверждает и Российский закон  о медицинской помощи. К сожалению, это не осуществимо во многих странах с низким уровнем медицинской помощи.

Помочь человеку умереть достойно — одна из важнейших задач врача. В связи с этим важно понять, что такое эвтаназия. Это умерщвление пациента врачом при наличии смертельного заболевания в терминальной стадии, сопровождающегося мучительными болями, делающими жизнь больного невозможной.

Эвтаназию принято делить на добровольную и принудительную. Мы говорим о добровольном уходе из  жизни. От эвтаназии следует отличать убийство из сочувствия — умерщвление страдающего без его просьбы. Которое Уголовным кодексом РФ классифицируется как убийство при смягчающих обстоятельствах.

Умерщвление страдающего человека по его просьбе эмоционально кажется оправданным. Как с позиций медицинской этики, так и по закону человек — хозяин своего тела. Значит, теперь речь пойдет только о том, что он обращается к врачу с последним распоряжением о своем теле. Почему же тогда врачи отказываются от эвтаназии? Дело не  только в законе РФ, ее запрещающем. Тут возникают проблемы для врача.

Врач изначально — спаситель жизни. Умерщвление противоречит этой роли, как и противоречит оно религиозным традициям. Если мы даже признаем за больным право распоряжаться своей жизнью, то это не значит, что врач обязан выполнить его волю. Наконец, если человек может распоряжаться своей жизнью, он тем более сможет распоряжаться и чужой. Ведь он решился посягнуть на такую большую ценность, как собственная жизнь. Лишь святость является абсолютным препятствием для убийства.     Важный аргумент сторонников эвтаназии состоит в том, что расходуются средства на поддержание жизни обреченных людей. Лучше было бы помочь действительно нуждающимся. Если следовать этой логике, то одни люди будут получать лечение, а другие — смертельную инъекцию.

Когда говорят, что нужно умерщвлять кого-то, чтобы сэкономить средства, то в первую очередь называют детей с врожденными дефектами. Почему именно больных детей? Потому что они не могут сопротивляться, они еще не знают в лицо свою мать, и что еще хуже всего, если за ними хорошенько ухаживать, они могут долго жить и в течение этой своей долгой жизни поглощают значительные ресурсы. Надо сказать, что возможность сэкономить на таких детях не упускают, например, в Германии, где эта проблема была решена в середине 30-х годов, или в Китае: детей с врожденными дефектами содержат в специализированных приютах, где за ними не ухаживают, плохо кормят. Это самый элементарный способ умерщвления — никто из таких детей не живет больше 2 мес.

Как только общество разрешает убивать, сразу появляется желание убивать все больше. Например, если взрослый человек сознательно идет на эвтаназию, то, как быть с детьми. Как определить, сильно мучается ребенок или не очень? Кто сказал, что мать, которая согласна на умерщвление ребенка, действительно действует в его интересах? В этом случае даже врачи иногда    оправдывают    идею    эвтаназии    желанием облегчить  страдания  «измучившихся родственников».

Главная причина, по которой эвтаназия не становится практикой, — это боязнь того, что не удастся защитить от умерщвления людей, которые этого не хотят.

В мире нет однозначного отношения к эвтаназии. Короткое время закон разрешал ее в СССР и в Австралии. По подзаконному акту – не закону! – она имела место в Третьем рейхе. Сегодня закон в России эвтаназию запрещает, Всемирная медицинская ассоциация запрещает, клятва Гиппократа запрещает, все религии мира запрещают. Лишь жизненный опыт людей, наблюдавших мучения умирающих, заставляет возвращаться к мысли о том, что надо бы помогать человеку умирать. Именно поэтому во всех странах законопроекты о введении  эвтаназии рассматриваются опять и опять. Парламент Великобритании более 20 раз обсуждал проекты об эвтаназии, и каждый раз отвергал их из соображения морали и невозможности  обеспечить защиту граждан. С июля 1996 г. В Австралии, в штате Северные территории, вступил в действие закон, разрешающий эвтаназию. Очень быстро вслед за этим сформировался «эвтаназийный туризм». Понадобилось всего 3-4 мес., чтобы больные со всей Австралии потянулись в Северные территории. К счастью, здравый смысл восторжествовал в 1997 г. Закон был приостановлен Парламентом страны.

Читайте также:  В чем польза вред велосипеда

В Нидерландах благодаря прецедентному праву эвтаназия практикуется, хотя и не разрешена законом. «Прецедентное право» означает, что некоторые действия признаются допустимыми не потому, что признаны законом, а потому, что суд, уже рассматривал такое дело ранее и вынес оправдательное решение. Врач может умерщвлять пациентов в Нидерландах с   1984  г.  Из отчетов, опубликованных в 1991 и 1996 годах, следует, что эвтаназия в стране используется достаточно широко — до 2,5 % больных выбирают «легкую смерть», при этом в свидетельстве о смерти обычно нет указания на эвтаназию. Иногда больных умерщвляли без соблюдения оговоренных судом правил (ясное сознание пациента, консультация второго врача, контрольный срок между запросом на эвтаназию и ее осуществлением и др.) Выяснилось, что часть пациентов умерщвляли без их просьбы, по инициативе врача. Врач принимал за них это решение, так как они были без сознания. Налицо то, о чем предупреждали пессимисты: как только разрешают умерщвлять, так закон (в данном случае «прецедентное право») начинают нарушать.

Что будет с эвтаназией дальше? Надеюсь, что она не начнет  свое  победное  шествие  по  миру.  Врачи  не должны инициировать споры об эвтаназии в обществе. Смерть — слишком серьезная вещь, чтобы доверять ее обсуждение первому встречному.

* Реферат студента IVкурса, леч. фа-та Арчакова Т.М. При написании   реферата были использованы статьи   из журнала «Врач», № 2, 5, 7- 1999.

Источник>>>

Наверх>>>

Источник

Говоря об аргументах за и против эвтаназии, необходимо учитывать мнение разных людей. Потому что вопрос заключается в том, есть ли у одного человека право отнимать ее у другого, вне зависимости от состояния последнего. Также сложно говорить о возможности самого человека принимать решение об окончании жизни, ведь признание права умирать – это своеобразное оправдание суицида.

Эвтаназия вред или польза и вред

Попробуем разобраться с помощью небольшой таблицы аргументов за и против эвтаназии.

«+» За«-» Против
Избавление больного человека от страданийПротиворечит постулатам религий и общественным моральным устоям
Избавление близких больного от весомого морального, физического и финансового грузаОпределенные сложности в контроле проведения процедуры в ряде стран
Наличие четкой законодательной базы во многих странах, где проведение процедуры разрешеноВероятность ошибки в поставленном диагнозе и неправильно назначенное лечение — небольшая, но есть
Каждый человек имеет право решать, жить ему или умеретьСомнительность объективности пациента, который страдает от боли

Эта таблица плюсов и минусов эвтаназии может быть дополнена еще несколькими десятками пунктов, но все равно единого мнения по поводу сознательного лишения жизни человека никогда не будет.

Рассматривая плюсы и минусы эвтаназии, обязательно нужно учитывать моральный и этический аспект проблемы. Именно поэтому во многих странах, особенно религиозных, вопросы об утверждении чего-то подобного на законодательном уровне даже не поднимаются.

Интересно: термин «эвтаназия» впервые начал использовать Ф. Бэкон, британский политик и философ, который выступал за легализацию этой процедуры в своей стране.

Сторонники и противники

Сторонники и противники эвтаназии – это представители различных социальных групп. Причем даже в одной группе разными людьми могут высказываться аргументы за и против ее проведения.

Например, многие врачи имеют четкую позицию, выступая за или против легализации эвтаназии. Некоторые медики видят в этом благо, облегчение страданий больного, но другие специалисты утверждают, что подобное противоречит общечеловеческим принципам.

Этические проблемы

Рассказывая про этические проблемы эвтаназии (за или против эвтаназии – неважно), многие специалисты сходятся во мнении, что с этической и моральной точек зрения выполнение процедуры в исключительных случаях допустимо.

Эвтаназия вред или польза и вред

При этом многие вопросы против эвтаназии указывают на то, что ее разрешение негативно скажется на развитии диагностической и терапевтической сферы, добросовестности оказания медицинской помощи тяжелобольным.

Именно поэтому возникают серьезные противоречия морали и права в вопросе эвтаназии, которые выражаются в весьма размытой, непонятной, необоснованной и неординарной позиции по данному вопросу во всем мире.

В нашей стране

Можно сколько угодно говорить об аргументах за и против эвтаназии в РФ, но на сегодняшний день на законодательном уровне она запрещена. И нет никаких, даже отдаленных перспектив, что подобные законы будут приняты в ближайшее время. Против нее выступают видные религиозные и общественные деятели.

Кстати, в последние годы в европейских странах на фоне узаконивания возможности добровольного ухода из жизни несовершеннолетними и Нидерландах и Бельгии, очень часто выступают именно дети против эвтаназии. Так, к примеру, популярность получила 4-летняя девочка из Англии с пороком сердца, которая написала письмо бельгийскому правительству с просьбой об отмене закона. В двухлетнем возрасте этой девочке, после проведенной операции, врачи давали всего 1-2 недели жизни, но не более. Но стараниями родителей и специалистов она смогла выжить и иметь возможность дожить до старости.

Источник

*Ïèøó îò òîãî, ÷òî îäèí èç ìîèõ ðîäñòâåííèêîâ òàê æå ïîñåäåë, êàê â èñòîðèè èç êíèãè.

Ýâòàíàçèÿ — ýòî íå ïðîñòî ïðèøåë, ïîïðîñèë — è òåáÿ óáèëè. Ýâòàíàçèÿ — ïðàêòèêà ïðåêðàùåíèÿ æèçíè ÷åëîâåêà, ñòðàäàþùåãî íåèçëå÷èìûì çàáîëåâàíèåì, èñïûòûâàþùåãî íåâûíîñèìûå ñòðàäàíèÿ (èç òîé æå Âèêèïåäèè).  Ðîññèè ýâòàíàçèÿ çàêîíîäàòåëüíî çàïðåùåíà Ôåäåðàëüíûì çàêîíîì ¹323 «Îá îñíîâàõ îõðàíû çäîðîâüÿ ãðàæäàí â Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè», êàðàåòñÿ ñòàòüåé 105 ÓÊ ÐÔ «Óìûøëåííîå óáèéñòâî».

Ïî÷åìó íàçâàíèå ñòàòüè ïîìåùåíî â êàâû÷êè: êíèãà À. Íèêîíîâà «Ñâîáîäà îò ðàâåíñòâà è áðàòñòâà. Ìîðàëüíûé êîäåêñ ñòðîèòåëÿ êàïèòàëèçìà», ÷àñòü 3, ãëàâà 4. ß ïðîöèòèðóþ çäåñü ýòó ãëàâó, ÷òîáû äîíåñòè ñóòü. Íî ïåðåä ýòèì ñêàæó, ÷òî â æèçíè ìíå ïðèøëîñü ëåæàòü â áîëüíèöå ðÿäîì ñî ñòàðèêîì ëåò 80-òè; îí áûë ïî÷òè ñëåï, íå ìîã äâèãàòüñÿ âîîáùå, êîðìèëè æèæåé, è ïèñàë îí ÷åðåç òðóáî÷êó. Îí ïðîñèë ó ìåíÿ ñìåðòè íåñêîëüêî ðàç; íî ÿ ââèäó âîçðàñòà íå ïðèäàë òîãäà ýòîìó çíà÷åíèÿ. Íî òåïåðü ÿ âûðîñ, è ýòîò óæàñ ó ìåíÿ ïåðåä ãëàçàìè òàêè-âñïëûë. Ïîýòîìó çàäà÷à — äàòü âðà÷ó ïðàâî äåëàòü ýâòàíàçèþ áîëüíîìó, åñëè òîò ïîäòâåðäèò ñâîé äèàãíîç è èçúÿâèò æåëàíèå.

Читайте также:  Кефир с лактулозой польза и вред

«Íàçâàíèå ýòîé ãëàâêè – íà ñàìîì äåëå öèòàòà. Èç ñòèõîòâîðåíèÿ Äìèòðèÿ Áûêîâà. Îíà ïîäõîäèò ñþäà êàê íåëüçÿ ëó÷øå, ïîñêîëüêó ýòà ãëàâêà – îá ýâòàíàçèè. È î òîì, èìååò ëè ïðàâî ÷åëîâåê íà ñîáñòâåííóþ æèçíü. Èëè åãî æèçíü ïðèíàäëåæèò äðóãèì – ãîñóäàðñòâó, íàïðèìåð, èëè áîëüøèíñòâó, èìåþùåìó ïðàâî ãîëîñà.

«Çíàåòå, åñòü òåçèñû íàñòîëüêî áåññïîðíûå, ÷òî èõ íå îïðîâåðãàþò íè ïðàâûå, íè ëåâûå, íè óìíûå, íè ãëóïûå… À âîò ïðÿìûå ñëåäñòâèÿ èç ýòèõ íåïðåëîæíûõ èñòèí óæå ïîäâåðãàþòñÿ îñòðàêèçìó, î íèõ ñ ïåíîé ó ðòà ñïîðÿò, îáâèíÿÿ äðóã äðóãà âî âñåõ ñìåðòíûõ ãðåõàõ», – ïèñàë ÿ â îäíîé èç ïðåäûäóùèõ êíèã. Îäèí èç òàêèõ «áåññïîðíî-ñïîðíûõ» òåçèñî⠖ ïðàâî ÷åëîâåêà íà æèçíü. Íèêòî íå çàÿâèò, ÷òî ó ÷åëîâåêà íåò ïðàâà íà æèçíü. Âñå êèâíóò: äà, åñòü òàêîå ïðàâî, êàê æå áåç íåãî. Íî ñòîèò ïîéòè ëèøü ÷óòü-÷óòü äàëüøå, ñêàçàâ, ÷òî ïðàâî íà ñîáñòâåííóþ æèçíü åñòü îäíîâðåìåííî è ïðàâî åþ ðàñïîðÿæàòüñÿ, êàê òóò æå âîçìóùåííî çàãóäÿò âñåâîçìîæíûå ïîïû, ðàäèêàëû, ìîðàëèñòû… Íó íå ìîæåò, ñ èõ òî÷êè çðåíèÿ, èìåþùèé ïðàâî íà æèçíü ðåàëèçîâàòü ýòî ïðàâî äî êîíöà.

ß ÷åëîâåê öèíè÷íûé – âëèÿíèå ïðîôåññèè. Ìåíÿ òðóäíî ÷åì-ëèáî ïðîáèòü. Íî âîò îäíà èñòîðèÿ ìåíÿ ñîâåðøåííî âûáèëà èç êîëåè. Öåëóþ íåäåëþ õîäèë ïîä âïå÷àòëåíèåì, âñå âðåìÿ ìûñëåííî âîçâðàùàëñÿ ê íåé, ïåðåæåâûâàë. Èñòîðèþ ýòó ìíå ðàññêàçàëà æåíà. Íåñêîëüêî ëåò òîìó íàçàä îíà ðàáîòàëà â øêîëå – ïðåïîäàâàëà àíãëèéñêèé. Ñ íåé âìåñòå ðàáîòàëà åå êîëëåãà ïîñòàðøå, ó êîòîðîé áûë ñûí.

Áîëåçíåííûå äåòè ðàíî óìíåþò. À Ñåðåæà íå ìîã íå áûòü áîëåçíåííûì – íàñëåäñòâåííîñòü ïîäãóëÿëà. Ñåðåæà ÷àñòî áîëåë. Âèäèìî, ó íèõ â ðîäó ÷òî-òî ñ èììóííîé ñèñòåìîé áûëî íå â ïîðÿäêå, ïîñêîëüêó ÷óòü ëè íå ïîëîâèíà ðîäñòâåííèêîâ ñêîí÷àëèñü îò ðàêà. Èðèíà Ñåðãååâíà ìîëèëàñü, ÷òîáû ñûíà ýòà ó÷àñòü ìèíîâàëà. À åñëè óæ è íå ìèíîâàëà, òî ÷òîá õîòü ïðèêëþ÷èëàñü ñ íèì òàêàÿ áåäà ïîáëèæå ê ñòàðîñòè. Ñîáñòâåííî, ñèòóàöèÿ ïîçâîëÿëà íà ýòî íàäåÿòüñÿ – ðîäñòâåííèêè ó÷èòåëüíèöû ïîãèáàëè îò ðàêà ëåò â 50–60, ëèøü îäèí óìåð â 40 ñ íåáîëüøèì.

Íî òî ëè ìîëèëàñü îíà íåäîñòàòî÷íî óñåðäíî, òî ëè áîæåíüêà îêàçàëñÿ ãëóõîâàòûì è ïîäñëåïîâàòûì, íî ó Ñåðåæè îáíàðóæèëè ðàê êðîâè â 11 ëåò. Ìàëü÷èøêà, êàê ÿ óæå íàïèñàë âûøå, áûë óìíåíüêèé, ìíîãî ÷èòàë, ìíîãî çíàë. Ïî-àíãëèéñêè ãîâîðèë âåñüìà ñíîñíî (ìàìà-ó÷èòåëüíèöà íà ðåïåòèòîðîâ äåíåã íå æàëåëà).  ãëàçêàõ åãî ñâåòèëàñü ìûñëü; íå ïî ðîñòó, íî ïî èíòåëëåêòó Ñåðåæà îáãîíÿë ñâåðñòíèêîâ íà äâå ãîëîâû. Îí çíàë ñåìåéíóþ èñòîðèþ è äîâîëüíî áûñòðî ïîíÿë ñâîé äèàãíîç. Êðîìå òîãî, â äîìå íà ïîëêå ñòîÿëà ìåäèöèíñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ…

Äåòè áåññìåðòíû.  òîì ñìûñëå, ÷òî, òåîðåòè÷åñêè çíàÿ î ñóùåñòâîâàíèè ñòàðîñòè è ñìåðòè, îíè ïðàêòè÷åñêè æèâóò êàê áåññìåðòíûå. Ïñèõîëîãè÷åñêè äëÿ íèõ ñìåðòè íåò. Ïîòîìó ÷òî îíà òàê äàëåêî, òàê äàëåêî, ãäå-òî ïîñëå ïåíñèè… Â êàæäîì ðåáåíêå æèâåò óâåðåííîñòü â ñîáñòâåííîé áåñêîíå÷íîñòè. Ïîòîìó äåòè òàê áåñøàáàøíû – îíè êàòàþòñÿ íà êðûøàõ ëèôòîâ, ïðûãàþò ñ âûñîòû, âûáåãàþò íà ìîñòîâóþ. Îíè íå âåðÿò â ñìåðòü. Åñëè äàæå ó âçðîñëîãî è óìóäðåííîãî ïå÷àëüíûì îïûòîì ÷åëîâåêà â ãëóáèíå äóøè ïîðîé ãíåçäèòñÿ ãëóïàÿ óâåðåííîñòü – «ñî ìíîé-òî óæ òî÷íî íè÷åãî íå ñëó÷èòñÿ», òî ÷òî ãîâîðèòü î äåòÿõ.

Ñ ýòîé òî÷êè çðåíèÿ, Ñåðåæà íå áûë ðåáåíêîì. Îí äàæå íå áûë îáû÷íûì âçðîñëûì. Îí ïåðåøàãíóë íåêóþ ÷åðòó è ñìèðèëñÿ, ïîíÿë, ÷òî óìðåò, êàê óìèðàëè îò ðàêà åãî ðîäñòâåííèêè. Îí ïåðåñòóïèë åå â 12 íåïîëíûõ ëåò.

Âñå áîëüíûå äåòè, êîãäà èì ïëîõî, òÿíóòñÿ ê ìàìå, ÷òîáû îíà õîòü êàê-òî îáëåã÷èëà èõ ñòðàäàíèÿ, ïîëå÷èëà, ñïàñëà. Óòåøèëà. Ñåðåæà òîæå ïðîñèë… Òîëüêî íå îá óòåøåíèè, ïîñêîëüêó ïîíèìàë: îíî íåâîçìîæíî. Îí, íå ïèêíóâ, ïåðåíîñèë ðåãóëÿðíûå è áîëåçíåííûå ïðîöåäóðû ïîëíîãî ïåðåëèâàíèÿ êðîâè, êîòîðûå, âïðî÷åì, ïîòîì äåëàòü áðîñèëè: áåñïîëåçíî. È êîãäà áîëè ñòàíîâèëèñü íåâûíîñèìûìè, ïîòîìó ÷òî óæå ïåðåñòàëè äåéñòâîâàòü ñàìûå ñèëüíûå íàðêîòèêè, îí ÿñíûìè ãëàçàìè ñìîòðåë íà ìàòü è êðè÷àë:

– Ìàìà, ïîìîãè ìíå óìåðåòü!

Âîò ýòîò-òî êðèê 11-ëåòíåãî ðåáåíêà è çàñòðÿë ó ìåíÿ â óøàõ íà öåëóþ íåäåëþ, áóäòî ÿ ñàì åãî ñëûøàë. Ïðåäñòàâëÿþ, êàêîâî áûëî ìàòåðè.

Ýòîò ïðåäñìåðòíûé àä ïðîäîëæàëñÿ îêîëî ìåñÿöà. ×åðåç ìåñÿö ïîñåäåâøàÿ ìàòü õîðîíèëà ïîñåäåâøåãî îò ñòðàäàíèé ñûíà.

Îíà íèêàê íå ìîãëà îáëåã÷èòü åãî ìó÷åíèé. Íàâåðíîå, íå ðàç ïðîíîñèëàñü ó íåå â ãîëîâå ýòà ìûñëü, íî ÿäà ó íåå íå áûëî. Åñëè áûë áû – íàâåðíÿêà äàëà áû, íåñìîòðÿ íà óãðîçó ñóäà è òþðåìíîãî ñðîêà. Ïîòîìó ÷òî ýòî íåâîçìîæíî…

À òåïåðü ñêàæèòå, ðàçâå íå ïðàâ áûë âðà÷ Êåâîðêÿí, êîòîðîãî â Àìåðèêå ïðîçâàëè Äîêòîð Ñìåðòü? Îí ïîìîãàë óéòè èç æèçíè òåì áåçíàäåæíûì áîëüíûì, êîòîðûå óìîëÿëè åãî îá ýòîì. Äàæå äîðîãàÿ àìåðèêàíñêàÿ ìåäèöèíà ïîðîé íå â ñèëàõ èçáàâèòü ÷åëîâåêà îò íåâûíîñèìûõ ñòðàäàíèé. È òîãäà ÷åëîâåê ïðîñèò âðà÷à î ïîñëåäíåé óñëóãå. À âðà÷, êàê ïðàâèëî, ïðÿ÷åò ãëàçà è ïóñêàåòñÿ â ïóñòûå ðàññóæäåíèÿ. Ïîòîìó ÷òî íå õî÷åò ñèäåòü â òþðüìå, êàê Êåâîðêÿí.

Ýòî íàçûâàåòñÿ ýâòàíàçèÿ – êîãäà äîêòîð ïî ïðîñüáå áîëüíîãî ïîìîãàåò åìó èçáàâèòüñÿ îò ìóê. Ýâòàíàçèÿ ëåãàëèçîâàíà â Áåëüãèè â 2002 ãîäó.  òîì æå ñàìîì ãîäó îíà áûëà ðàçðåøåíà è â Ãîëëàíäèè.  Íèäåðëàíäàõ ïðàâî íà ýâòàíàçèþ èìååò ëþáîé íåèçëå÷èìî áîëüíîé ÷åëîâåê, êîòîðûé èñïûòûâàåò íåâûíîñèìûå ìóêè, çíàåò î ñâîåì ñìåðòåëüíîì äèàãíîçå è òâåðäî ðåøèë ïîêîí÷èòü ñ æèçíüþ, ïðåâðàòèâøåéñÿ â ïûòî÷íóþ êàìåðó. Ïðàâî íà ñîáñòâåííóþ æèçíü èìååò ëþáîé ãîëëàíäåö, íà÷èíàÿ ñ 12 ëåò. Ïðàâäà, äëÿ òîãî, ÷òîáû ïîäâåðãíóòü ýâòàíàçèè ðåáåíêà â âîçðàñòå îò 12 äî 16 ëåò, íóæíî, ïîìèìî åãî ñîãëàñèÿ, åùå è ñîãëàñèå ðîäèòåëåé.

 ÑØÀ ýâòàíàçèÿ ëåãàëèçîâàíà â íåñêîëüêèõ øòàòàõ.  Îðåãîíå ñ 1994, â Òåõàñå ñ 1999 ãîäà. Îêîëî äâóõñîò ÷åëîâåê âîñïîëüçîâàëèñü ýòîé ìèëîñòüþ òîëüêî â îäíîì Îðåãîíå.

 Øâåéöàðèè ýâòàíàçèþ ëåãàëèçîâàëè â 2006 ãîäó. Äî ýòîãî îíà ñóùåñòâîâàëà âíå ðàìîê çàêîíà – íå áûëà ðàçðåøåíà, íî è íå ïðåñëåäîâàëàñü. Âëàñòè Øâåéöàðèè çàêðûâàëè ãëàçà íà ýâòàíàçèþ, ïîýòîìó âñÿ Åâðîïà ñúåçæàëàñü â ÷àñòíûå êëèíèêè Øâåéöàðèè â ïîèñêàõ ïîñëåäíåé ìèëîñòè ýòîãî ìèðà.

Читайте также:  Каша на скисшем молоке польза

Âîò è âåñü ñêðîìíûé ñïèñîê ñòðàí è øòàòîâ, ãäå ðàçðåøåíà ýâòàíàçèÿ. Âîïðîñ íå â òîì, íóæíî ëè åå ðàçðåøàòü. Âîïðîñ â òîì, ïî÷åìó ýòîò ñïèñîê òàê êîðîòîê. À êîðîòîê îí ïîòîìó, ÷òî ñëèøêîì âåëèêî ñîïðîòèâëåíèå äóðàêîâ, êîòîðûå â äàííîì ñëó÷àå âûñòóïàþò åùå è ïîäîíêàìè.

Åñëè ïðîñòèòóöèÿ áûëà êëàññè÷åñêèì ïðèìåðîì, êàê êëåðèêàëüíîå ñîçíàíèå ïûòàåòñÿ çàïðåòèòü òî, ÷òî íå óìåùàåòñÿ â åãî óçêèõ ðàìêàõ, òî ýâòàíàçèÿ – ïîòðÿñàþùàÿ èëëþñòðàöèÿ òîãî, êàê èäåÿ ÷åëîâåêîëþáèÿ, äîâåäåííàÿ äî äîãìàòè÷åñêîãî àáñîëþòèçìà, ïðåâðàùàåòñÿ â ñâîþ ïîëíóþ ïðîòèâîïîëîæíîñòü. Íà ñëîâàõ ïðîòèâíèêè ýâòàíàçèè – íåæíûå ãóìàíèñòû. À íà äåëå – ïàëà÷è.

ß êàê-òî ðàçãîâàðèâàë ñ îäíèì èçâåñòíûì ìîñêîâñêèì îíêîëîãîì. Íà åãî ãëàçàõ âñþ æèçíü óìèðàëè ëþäè. Îí ñêàçàë:

– Åñëè ïî óìó, òî íàäî ïðàâèëüíî ðàñïëàíèðîâàòü ïîäà÷ó áîëåóòîëÿþùèõ ëåêàðñòâ, íà÷èíàÿ îò àíàëüãèíà è ïðîñòûõ óñïîêàèâàþùèõ èç àïòåêè â ðàçíûõ ñî÷åòàíèÿõ è çàêàí÷èâàÿ ñàìûìè ñèëüíûìè íàðêîòèêàìè, ïîòîìó ÷òî ïðîèñõîäèò ïðèâûêàíèå îðãàíèçìà. Òàê ìû ìîæåì ïîìî÷ü ÷åëîâåêó ïîäîëüøå ïðîäåðæàòüñÿ. Íî ðàíî èëè ïîçäíî âñå ðàâíî íàñòóïàåò ìîìåíò, êîãäà ïåðåñòàþò äåéñòâîâàòü ñàìûå ñèëüíûå íàðêîòèêè. È òîãäà ÷åëîâåê ëåçåò íà ñòåíêó è âîåò, ÷òîáû åìó ñäåëàëè ïîñëåäíèé óêîë. ß ñòîëüêî ðàç âèäåë ýòî!.. Ýòî òàê ñòðàøíî… Íî ÿ æå âðà÷, ÿ êëÿòâó äàâàë, ÿ íå äîëæåí ïîìîãàòü ÷åëîâåêó óéòè èç æèçíè, ÿ äîëæåí åãî âûòàñêèâàòü äî ïîñëåäíåãî, äàæå åñëè ýòî áåñïîëåçíî.

Òîëüêî âñëóøàéòåñü â òî, ÷òî îí ãîâîðèò! «ß íå äîëæåí ïîìîãàòü ÷åëîâåêó…», «ß íå äîëæåí ïîìîãàòü ÷åëîâåêó…» À êòî æå äîëæåí ïîìîãàòü ÷åëîâåêó, åñëè íå âðà÷?..

È ñ êàêîãî ìîìåíòà âðà÷, êîòîðûé äîëæåí îáëåã÷àòü ëþäñêèå ñòðàäàíèÿ, ïðåâðàùàåòñÿ â ïàëà÷à, ïðîäëåâàþùåãî èõ?

– Ìîé äðóã è êîëëåãà, – ïðîäîëæàë îíêîëîã, – íàñìîòðåâøèñü íà ýòè ñòðàäàíèÿ, ãäå-òî äîñòàë ïîëãðàììà öèàíèäà êàëèÿ… óæ íå çíàþ, ãäå îí âçÿë… Äåðæèò åãî â ñåéôå äëÿ ñåáÿ. Îäíàæäû ïðèçíàëñÿ ìíå â îòêðîâåííîé áåñåäå. «Çíàåøü, – ãîâîðèò, – òåïåðü ÿ ñïîêîåí è ïî÷òè ñ÷àñòëèâ, ó ìåíÿ åñòü ñðåäñòâî íà ñàìûé êðàéíèé ñëó÷àé». Îí çíàåò, ÷òî åìó íèêòî íå ïîìîæåò â ñàìûé ñòðàøíûé ìîìåíò. Äàæå ÿ, åãî äðóã, íå äàì åìó ÿä. È îí íàäååòñÿ òîëüêî íà ñåáÿ – ÷òî õâàòèò ñèë äîïîëçòè äî ñåéôà.

Êàê âû äóìàåòå, êàêèå àðãóìåíòû ìîãóò áûòü ó ïðîòèâíèêîâ ýâòàíàçèè, òî åñòü ó òåõ, êòî õî÷åò çàïðåòèòü äðóãèì ëþäÿì ðàñïîðÿäèòüñÿ ñâîåé æèçíüþ?

1) Êëåðèêàëüíûå. Áîæåíüêà ñäåëàë òåáå áîëåçíü, è òû îáÿçàí ñòðàäàòü, ïîòîìó ÷òî åñëè íå áóäåøü ñòðàäàòü, òû îáìàíåøü áîæåíüêó â åãî íàäåæäàõ. Áîæåíüêà õîòåë ïîòåøèòüñÿ òâîèìè ìóêàìè, à òû åãî ýòîé ðàçâëåêàëîâêè ëèøèë. Ãîðåòü òåáå â àäó! Çàïðåòèòü ýâòàíàçèþ! Ïóñêàé ñòðàäàþò äî ñàìîãî êîíöà!..

2) Àðãóìåíòû èç ñåðèè «ïðèäóìàííûé âðåä» – íà÷àòü ñî÷èíÿòü ñèòóàöèè, ïðè êîòîðûõ ëåãàëèçàöèÿ ìîãëà áû òåîðåòè÷åñêè êîìó-òî ïîâðåäèòü.

Ïðèìåð… À âäðóã ýòèì çàêîíîì âîñïîëüçóþòñÿ íå÷åñòíûå âðà÷è, êîòîðûì â ñèëó êàêèõ-òî îáñòîÿòåëüñòâ çàõî÷åòñÿ óáèòü áîëüíîãî, è îíè ñäåëàþò ýòî ïîä âèäîì ýâòàíàçèè?! ß íå øó÷ó. Ýòà ÷óøü ãîâîðèòñÿ íà ïîëíîì ñåðüåçå! Òî åñòü «âðà÷è-óáèéöû», î êîòîðûõ ìû óæå ïîäçàáûëè ñî ñòàëèíñêèõ âðåìåí, ìàòåðèàëèçóþòñÿ, âûçîâóò íîòàðèóñà, ðîäñòâåííèêîâ áîëüíîãî, â èõ ïðèñóòñòâèè çàñòàâÿò íåñ÷àñòíîãî ðàñïèñàòüñÿ, à ïîòîì óáüþò óêîëîì! È âñå øèòî-êðûòî!

Ìîæíî âûäóìàòü áåñêîíå÷íîå êîëè÷åñòâî ñèòóàöèé, ïðè êîòîðûõ çëîóìûøëåííèêè ìîãóò íàðóøèòü òîò èëè èíîé çàêîí. Íî, ñîãëàñèòåñü, ýòî âîâñå íå çíà÷èò, ÷òî çàêîíû íå íóæíû. Ñêîðåå, íàïðîòèâ. Óãîëîâíûé êîäåêñ ïîñòîÿííî íàðóøàåòñÿ. Çíà÷èò ëè ýòî, ÷òî åãî íóæíî îòìåíèòü, ÷òîá íå íàðóøàëñÿ?

Äàæå åñëè âû ñêîíñòðóèðóåòå òûñÿ÷è ãèïîòåòè÷åñêèõ èñòîðèé íàðóøåíèÿ çàêîíà îá ýâòàíàçèè, ýòî åùå íå çíà÷èò, ÷òî çàêîí îá ýâòàíàçèè íå íóæåí. Íóæåí, è îí äîëæåí áûòü ñêîíñòðóèðîâàí òàê, ÷òîáû ñâåñòè ñèòóàöèè âîçìîæíîãî çëîóïîòðåáëåíèÿ ê ìèíèìóìó. Èëè èñêëþ÷èòü èõ ñîâñåì, ÷òî â äàííîì ñëó÷àå, â ñèëó ñïåöèôèêè çàêîíà, ñîâñåì íå òðóäíî.

3) Ïàðàäîêñ, íî ïîðîé äàæå ëþäè, ïîëàãàþùèå ñåáÿ íåâåðóþùèìè, ñ÷èòàþò, ÷òî ðàç óæ âûïàëà ÷åëîâåêó òàêàÿ ñòðàøíàÿ äîëÿ – íåâåðîÿòíî ìó÷èòüñÿ îò áîëè, òî ïóñòü ñòðàäàåò! Ìíå òðóäíî ïîíÿòü ëîãèêó ýòèõ ëþäåé. Åäèíñòâåííûì îáîñíîâàíèåì ñâîåé ïîçèöèè ýòè ñòðàííûå ãðàæäàíå íàçûâàþò ñâÿòîñòü è íåïðèêîñíîâåííîñòü ÷åëîâå÷åñêîé æèçíè. Íàçîâåì èõ «ãóìàíèñòàìè». Ó ýòèõ «ãóìàíèñòîâ» ïîëó÷àåòñÿ, ÷òî, ïîñêîëüêó æèçíü ñâÿòà, ïóñêàé îíà áóäåò íåâûíîñèìîé!

Íè îäèí èç ýòèõ áîëòëèâûõ òåîðåòèêîâ íå áûë â øêóðå ìîëÿùåãî î ñìåðòè êàê î ñïàñåíèè. Íî îíè ñ÷èòàþò ñåáÿ âïðàâå îáðåêàòü íà ñòðàøíûå ìóêè äðóãèõ ëþäåé, ãîëîñóÿ ïðîòèâ çàêîíà î ïîñëåäíåé ìèëîñòè.

À âîò â ïàðàäèãìå òîé ôèëîñîôèè, êîòîðóþ äàðèò ÷åëîâå÷åñòâó ìîÿ êíèãà, âñå îòíîñèòåëüíî, è ÷åëîâå÷åñêàÿ æèçíü íå ñâÿùåííà, ñòàëî áûòü, åå öåííîñòü íå àáñîëþòíà. Îíà ìîæåò áûòü è îòðèöàòåëüíîé. È òîãäà åå ëó÷øå ïîìåíÿòü íà íóëåâóþ… Êàê âèäèòå, íåàáñîëþòèñòñêàÿ ôèëîñîôèÿ, êîòîðàÿ ÷åëîâå÷åñêóþ æèçíü âîâñå íå ñ÷èòàåò àáñîëþòíîé öåííîñòüþ, ïî ôàêòó îêàçûâàåòñÿ ãîðàçäî ãóìàííåå àáñîëþòèñòñêî-äîãìàòè÷åñêîé. Ðåëèãèîçíîé. Æåñòîêîé. Äèêàðñêîé.

×èòàòåëü! Çàïîìíè! Âñå òå, êòî âûñòóïàåò ïðîòèâ çàêîíà îá ýâòàíàçèè, íà ñàìîì äåëå âûñòóïàþò ïðîòèâ òåáÿ. Ïðîòèâ òâîåãî ïðèðîäíîãî ïðàâà ðàñïîðÿæàòüñÿ ñîáñòâåííîé æèçíüþ ïî ñâîåìó óñìîòðåíèþ. Îíè ñ÷èòàþò, ÷òî èõ óñìîòðåíèå íà òâîþ æèçíü ïðåâûøå òâîåãî. È åñëè îíè ðåøàþò, ÷òîáû òû îñòàòîê ñâîåé æèçíè ïðîâåë â êàìåðå ïûòîê, çíà÷èò òàê òîìó è áûòü.

Ó òåáÿ íåò ïîëíîãî ïðàâà íà ñâîþ æèçíü áåç çàêîíà îá ýâòàíàçèè.

Ïî ñóòè, âîïðîñ âåäü ðåøàåòñÿ ïðîñòî: òû ïðîòèâ ýâòàíàçèè? Íó òàê è íå ïîëüçóéñÿ åþ â ñëó÷àå ÷åãî! Ñòðàäàé! Ìó÷àéñÿ íà çäîðîâüå!.. Íî íå çàñòàâëÿé ìó÷àòüñÿ äðóãèõ, ãîëîñóÿ ïðîòèâ.

Îäíàêî çàñòàâëÿþò. Ïî÷åìó? Ïîòîìó ÷òî äåìîêðàòèÿ. Çäîðîâûõ è ñûòûõ ðàññóæäàòåëåé îá àáñòðàêòíîì ãóìàíèçìå áîëüøå, ÷åì òåõ, êòî êàòàåòñÿ ïî ïîëó, âîåò è öàðàïàåò îáëîìàííûìè íîãòÿìè ñòåíó. À ðàç èõ áîëüøå, èõ ãëóõàÿ ê ñòðàäàíèÿì òî÷êà çðåíèÿ òîðæåñòâóåò. Äà çäðàâñòâóåò äåìîêðàòèÿ!

Êàæåòñÿ, Ôðàíêëèí ñêàçàë: «Äåìîêðàòèÿ – ýòî êîãäà äâà âîëêà è ÿãíåíîê ãîëîñóþò, ÷òî ó íèõ áóäåò íà óæèí».

Åñëè çàêîí îá ýâòàíàçèè ïðèìóò, äëÿ ïðîòèâíèêîâ ýâòàíàçèè íè÷åãî íå èçìåíèòñÿ. À âîò åå ñòîðîííèêàì çàêîí äàñò òî, ÷òî èì íåîáõîäèìî – âîçìîæíîñòü ñïîêîéíîé æèçíè è ñìåðòè.

Íî ïðîòèâíèêè ýâòàíàçèè äåéñòâóþò ïî ïðèíöèïó «íè ñåáå, íè ëþäÿì». Íó íå äèêàðè?».

Источник