Как читать с пользой для мозга

Нам с детства говорят: «Читайте книги, чем больше, тем лучше!» в том, что чтение полезно, никто не сомневается. Но в чём оно выигрывает у просмотра фильмов и прослушивания музыки? Как именно книги помогают нам и какие последствия имеет чтение — об этом и не только в данном материале!

Чтение меняет наш мозг

В одном исследовании рассматривалось влияние чтения на развитие мозга. В нем участвовало 3 типа людей: 31 взрослый, которые читали с детства, 22 человека, научившиеся этому позднее и 10 неграмотных людей.

Ученые использовали МРТ для измерения и сравнения функций мозга участников. В эксперименте изучали возможности устной и письменной речи, а также визуальных задач.

Те, кто предпочитал чтение, имели более развитую затылочную долю мозга. Это означает, что читающие люди могут более эффективно обрабатывать визуальную информацию.

Подобная особенность может привести к развитию воображения и творческих способностей, а также улучшить принятие решений и планирование. Теменные доли мозга у читающих также были хорошо развиты. Это в свою очередь позволяет им лучше писать и понимать прочитанное.

Регулярно читающие люди имеют более развитые теменную и затылочную доли

Согласно работе, проведенной в Исследовательском фонде Фишера, чтение, может помочь защитить память и мышление от преждевременного старения. Авторы исследования также предполагают, что каждодневное чтение может замедлить снижение когнитивных функций в зрелом возрасте.

Похожих результатов добились и эксперты в университете Northcentral. По словам директора аспирантуры доктора У. Фиша, чтение замедляет ухудшение памяти и снижение других ключевых умственных способностей. Это означает, что пожилые люди могут оставаться психически здоровыми дольше, если будут читать.

На что конкретно влияет чтение

По словам экспертов из клиники Майо, создание некого ритуала перед сном сигнализирует телу, что пришло время успокоиться и уснуть. Таким процессом легко выступает чтение.

При этом стоит использовать настоящую книгу, а не электронную. Горящий экран гаджетов может нарушать как процесс засыпания, так и сам сон. Исследования показывают, что 54% детей спят рядом с маленьким экраном. В результате они спят на 20 минут меньше.

Перед сном давайте детям не поиграть в смартфоне, а почитать книгу!

Другие влиянием чтения на мозг стоит считать расширение социальных навыков. Люди, читавшие художественную литературу, лучше понимают психические состояния, убеждения и желания других людей.

Приверженцы художественных книг больше склонны к эмпатии, чем те, кто предпочитает научные труды. Кроме того, во время чтения организм может лучше справляться с переживаниями и тяжелым состоянием: проведение досуга с книгой на 68% снижало уровень стресса.

В этом плане чтение лучше прослушивания музыки, игры в приставку или чашки чая. Исследователи отметили, что участники, читавшие всего 6 минут, испытывали замедление сердечного ритма и снижение мышечного напряжения.

Любые мышцы требуют периодической тренировки, что уж говорить о мозге. Исследования показывают, что психическое стимулирование может замедлить прогрессирование и снизить риск развития болезни Альцгеймера и деменции.

Информация, к которой редко обращаются, постепенно забывается, пока в итоге не будет утеряна полностью. Такие занятия, как чтение, головоломки и шахматы дают мозгу тренировки и стимулируют его активность.

Вот насколько прочтение обычной книги может улучшить мыслительную деятельность. Чтение полезно для мозга, и если вы хотите поддерживать его отличные функциональные возможности, то прочитывайте в день хотя бы несколько страниц.

Источник

Развитие цифровых технологий постепенно превращает процесс чтения книг в рудимент  истории. Однако читать книги все-таки следует, говорят нейрофизиологии. Недавнее исследование ученых из Великобритании доказало, что это занятие приносит для организма не меньше пользы, чем спортивные упражнения, поскольку в процессе чтения человек упражняет весь мозг.

Так, опрос фонда “Общественное мнение” показал, что Россия перестала быть самой читающей страной, и 44 процента наших граждан за год вообще ни разу не открывали книгу. Действительно, молодое поколение сегодня все чаще отдает предпочтение просмотру фильмов и аудиокнигам, давно позабыв о том, что значит держать в руках печатное издание. Между тем, ученые установили, что чтение книг необходимо современному человеку так же, как и двадцать лет назад, выявив также и ту литературу, которая наиболее благотворно влияет на развитие человеческого интеллекта.

К такому выводу пришли оксфордские ученые, исследуя работу головного мозга человека в процессе чтения. Идея подобного исследования принадлежит специалисту по классическому английскому языку Натали Филипс (Natalie Phillips), которая задалась целью выяснить, каково истинное значение изучения литературы. Профессора интересовало, заложена ли в чтении поддающаяся оценке ощутимая польза для человека, помимо непосредственного получения знаний и связанных с конкретным произведением культурных и гуманитарных аспектов?

Читайте также:  Что такое натуральная косметика и ее польза в чем

Читайте также: Изучение языков вызывает прирост мозга

Исследование ученых доказало, что это занятие приносит для организма не меньше пользы, чем спортивные упражнения, поскольку в процессе чтения литературы человек упражняет весь мозг. В процессе эксперимента ученые поместили участников исследования в камеру аппарата МРТ и попросили их прочитать главу из романа Джейн Остин “Парк Мэнсфилд”, текст которой проецировался на монитор внутри камеры.

Участников эксперимента попросили делать это двумя способами: как если бы они читали ради удовольствия, а также критически анализируя текст, как это делается перед сдачей экзамена. Аппарат МРТ позволил ученым наблюдать циркуляцию крови в мозге человека в процессе чтения, и то, что они обнаружили, оказалось просто удивительным.

Выяснилось, что при переходе от чтения для удовольствия к критическому восприятию информации, в мозгу человека происходит резкая смена видов нервной деятельности и характера кровообращения. В зависимости от способа прочтения книги человеческий организм задействует разные механизмы, позволяющие тренировать познавательные способности мозга.

При этом каждый вид неврологической нагрузки несет свою пользу человеческому мозгу, являясь своего рода упражнением для него. При чтении кровь поступает в те области мозга, которые находятся вне зон, отвечающих за управление, и доходит до участков, связанных со способностями к концентрации и познанию.

Таким образом, ученые доказали, что при чтении включается эффект “погружения” в книгу, когда человек мысленно представляет себя на месте героя, то есть в мозгу начинают функционировать те области, которые в другое время не бывают задействованы. Стоит отметить, что данный эффект не возникает при просмотре телевизора или в процессе компьютерной игры.

Помимо стимулирования мозговой активности, процесс чтения имеет и важную социальную функцию. Так, читая авторов книг, которые очень хорошо пишут, человек тем самым учится и привыкает грамотно и понятно высказывать свои мысли. Социологи убеждены, что люди, которые читают книги, всегда будут руководить теми, кто вместо чтения книг предпочел просмотр телевизора.Этот электроприбор не способствует интеллектуальному развитию, поэтому ученые рекомендуют ограничить его просмотр двумя часами в день.

Специалисты также советуют хотя бы два часа в день выделить на чтение хорошей литературы. Они убеждены, что прочитанная книга всегда лучше просмотренного фильма. Причина кроется в том, что чтение не ограничивает человеческую фантазию. Именно поэтому, как правило, поставленный по книге фильм не соответствует ожиданиям зрителей, нарисовавших в своем воображении совсем другую постановку.

Кроме того, чем больше человек читает, тем меньше он похож на других. Вместе с героями произведений формируется его характер и индивидуальность, истинные критерии достойного поведения и оценки деятельности окружающих. Безусловно, культура человека зависит не от того, сколько им прочитано, а от количества книг, которые он понял. Именно поэтому так важны уроки чтения и литературы в школе.

Стоит также отметить, прежде всего ученые рекомендуют читать научную фантастику, поскольку именно эта литература стимулирует мозговую деятельность, развивает воображение и мышление. “Я говорю студентам, что лучше читать хорошую фантастику, чем второсортную научную литературу: это интереснее, а вероятность ошибки в прогнозах примерно одинакова. Даже те из нас, кто не верит в сингулярность к середине века, ожидают постоянного, если не возросшего, потока инноваций в области био и нанотехнологий”, — говорит преподаватель Кембриджа Мартин Рис, профессор космологии и астрофизики.

Интересно, что подавляющее большинство опрошенных фонда “Общественное мнение” взрослых людей — 81 процент — с теплотой вспоминают о собственных школьных уроках литературы. Но при этом сам процесс чтения нравился только 17 процентам опрошенных. Остальным запомнились красочные объяснения учителя (14 процентов), увлекательные сюжеты романов (12 процентов), конкретные авторы и произведения (11 процентов).

Поэт Лев Рубинштейн отмечает, что “сейчас люди ушли в блоги и перестали читать литературу, но по-прежнему уверены, что могут судить о книгах и о том, что надо давать на уроках, а что не стоит”. При этом тот же опрос выявил, что многие хотели бы убрать из школьной программы “Мастера и Маргариту” Булгакова, “Мы” Замятина, “Котлован” Платонова, а также все произведения Льва Толстого.

Читайте также:  Вода архыз польза и вред

Читайте также: Чтение стихов развивает мозг

Таким образом, на сегодняшний день все меньше людей осознает необходимость чтения художественной и научной литературы, заменяя ее тормозящими развитие мозга телепередачами и компьютерными играми. Между тем, учеными из Университета Суссекса было доказано, что 6 минут чтения более чем в 2 раза снижает уровень стресса. И этот процесс идет быстрее, чем от прослушивания музыки или от пешей прогулки. Поэтому читайте книги и прививайте здоровую привычку к знаниям посредством книг своим детям. Не зря говорят ученые, что люди делятся на две категории: тех, кто читает книги и тех, кто слушает тех, кто читает.

Читайте самое интересное в рубрике “Наука и техника”

Источник

Развитие мозга человека и быстрое чтение

Диснейленд никогда не будет завершён. Он будет
продолжать расти столько, насколько хватит
воображения в мире
(Дисней)

Чтение — одно из самых лучших упражнений по развитию мозга.
Доказательство этого вы узнаете из этой статьи. Вы узнаете, что конкуренты чтению
как “развивающие” компьютерные игры , показали весьма посредственные результаты.
Чтение развивает внимание, память, обогащает словарные запас. Развивает речь, грамотность

Что такое чтение

Чтение — сложнейшее упражнение для мозга. В этом его польза и это же причина
трудностей в обучении чтению и письму…

Человек научился читать 5 тыс. лет назад. Человеческий мозг же сформировался
более 100 тыс. лет назад. То есть, с точки зрения эволюции, умение читать — явная
надстройка над уже существующими структурами мозга. Это подтвердило новейшее МРТ-исследование:
оказалось, что при чтении задействовано большинство высших зон мозг. А значит, чтение
можно рассматривать как лучшее упражнение для поддержания мозга “в форме”…

Чтение — это пропуск в цивилизованный мир

Обучение чтению и письму рассматривалось всеми цивилизациями как ключевая ступень
в интеллектуальном развитии человека, причем несмотря ни на какие трудности и временные
затраты. Как оказалось, за подобным представлением стоит не только “внешняя” полезность
чтения/письма, но и сам способ функционирования нашего мозга.

Мозг человека, умеющего читать, работает заметно более сложным образом, чем мозг
неграмотного. Причем мозг человека, упражнявшегося в чтении в детстве, умеет лучше
активировать все свои ресурсы, чем мозг человека, обучившегося грамоте, уже будучи
взрослым.

В ходе эксперимента добровольцам предъявляли различные тестовые задания, включавшие
в себя распознавание предметов, лиц, устных сообщений, письменных предложений и
математических задач Развитие скорочтения.

Выяснилось, что у грамотного человека при распознавании текста значительно более
интенсивно начинает работать зрительная зона коры головного мозга, активируются
области, ответственные за обработку звуковой информации, и одновременно включаются
несколько других мозговых центров.

Но не только это характеризует работу “грамотного мозга” — даже при восприятии
только устной информации у грамотного человека начинает более интенсивно, чем у
неграмотного, работать фонологическая область и включаются несколько других зон.

Упражнение на расширение угла зрения на основе таблицы Шульте

0 секунд

Подсказка

Курс скорочтения онлайн
избранные упражнения

Кликните мышкой по всем цифрам последовательно (0,1,2,3 …),(а,б,в,г),(a,b,c,d,e)

Особо интенсивно при чтении работают зоны в височной и затылочной доле коры левого
полушария мозга (характерно, что многие из этих зон связаны с распознаванием лиц).
Наиболее же важной для чтения оказалась область схождения затылочной и височных
долей. Причем настолько, что эта область претерпела заметные изменения в т.ч. у
тех, кто научился читать, будучи взрослым.

Отнимает ли способность читать другие способности мозга?

Данных о том, что конкуренция между чтением и другими видами деятельности снижает
качество последних, пока нет (хотя результаты описываемого эксперимента и продемонстрировали,
например, что у неграмотных добровольцев заметно интенсивнее начинает работать мозг
при показе человеческого лица, чем у обучившихся чтению в детстве). Исследовали
надеются выяснить этот вопрос в следующих экспериментах…

Итак, можно смело утверждать,
что чтение — одно из самых лучших упражнений, которое позволяет поддерживать
в форме весь мозг.
Тем более это важно, учитывая, что такие конкуренты чтению
как “развивающие”
компьютерные игры , показали себя как весьма сомнительные “тренажеры для ума”.

Восстановление после инсульта и чтение

Особенно же упражнение мозга чтением должно быть актуально для людей, которым
необходимо восстановить работу мозга после тяжелых травм или инсульта. Известно,
что мозг очень гибкий орган, и если, например, у него повреждается один из “модулей”,
то его функцию пытаются выполнять другие. И если человек продолжает интенсивно тренировать
эту функцию, то она может восстановиться практически полностью. Получается, что
обычное чтение здесь должно очень помочь…

Читайте также:  Перга польза и применение для женщин

Еще одно важное следствие из результатов исследования: трудности при обучению
чтению и письму — естественны
. Если ребенок (а тем более взрослый) не может
с легкостью освоить этот с виду обычный вид деятельности, то теперь следует помнить
— то, что кажется элементарным внешне, на самом деле одна из самых сложных задач,
которую только решает мозг человека…

Общий вывод: постоянное упражнение в чтении не только улучшает это самое
чтение и, например, расширяет кругозор, но и повышает эффективность работы мозга
практически во всех сферах деятельности человека…

Чтение сонетов повышает мозговую активность

Учёным из Ливерпульского университета удалось обнаружить и объяснить повышение
активности мозга при чтении шекспировских пьес. По их мнению, драматург пользовался
особым лингвистическим методом — так называемым функциональным сдвигом, при котором,
к примеру, существительное употребляется как глагол. То есть мозг улавливает значение
слова ещё до того, как осознаётся функция этого слова в предложении. Пытаясь понять,
что именно хотел сказать автор, в головном мозге человека происходит всплеск активности,
заставляющий его усиленно работать.

В эксперименте приняли участие 20 добровольцев; за деятельностью их мозга во
время чтения Шекспира наблюдали специалисты с помощью ЭЭГ(электроэнцефалографа).
Оказалось, что на фразы разного типа мозг реагирует по-разному: например, фраза
с неясным смыслом, но грамматически правильная, в ЭЭГ дает реакцию в форме отрицательной
волновой модуляции (т.н. эффект N400), а фраза грамматически неправильная в ЭЭГ
отображается по-иному (т.н. Р600) — появление слова не на своем месте или в другом
значении вызывает продолжительный положительный эффект. Развитие
мозга и чтение.

Объясняя механизм работы данного метода, профессор факультета английского языка
Ливерпульского университета Филип Дэвис приводит следующий пример. Читая фразу «he
godded me’» («он боготворит меня») из трагедии «Кориолан», английский читатель пытается
составить цельную картину из отдельных фрагментов структурной головоломки – другими
словами, собирает «литературный пазл», поскольку слово God (Бог) очень редко используется
в качестве глагола. Вообще, чтение Шекспира в подлиннике – дело нелёгкое даже для
англичан, и, вникающий в смысл шекспирвской фразы современный читатель, провоцирует
настоящий взрыв мозговой активности. А шекспировское «вбрасывание» странных и порою
словно неуместных слов в обычные на вид фразы рождает у читателей ощущение драматичности
момента уже от самого облика фразы.

Однако исследователи пока не могут понять, почему незнакомое или не слишком частоупотребляемое
слово в необычном контексте не вызывает особых эмоций, а то же слово в обычном контексте
провоцирует усиление мозговой активности, причём положительного характера.

В настоящее время исследователи из Ливерпуля пробуют применять и другие диагностические
методы — магнитоэнцефалографию и фунциональное магнитно-резонансное сканирование
– с целью определения зон мозга, реагирующих на отдельные слова и фразы. Дальнейшие
исследования в этом направлении помогут выяснить, как слова и фразы влияют на развитие
мозга и возможно ли управлять человеческим мозгом с помощью вербальных средств.

Вообще процесс чтения остаётся в центре внимания психологов и нейрофизиологов:
специалисты во всём мире занимаются проблемой концентрации внимания во время чтения.
Так в США проводятся исследования феномена так называемого «отвлечённого» чтения:
их цель – выявление физиологических и психологических причин этого, как оказалось,
массового явления и разработка методов повышения концентрации внимания у читателей
всех возрастов.

Упражнения для развития мозга должны напрягать
мозги так, чтобы они не перетруждались. Небольшие напряжения гораздо лучше разовых
— постоянных.

Другие статьи с сайта «Больше, чем скорочтение»

  • Быстрое чтение книга
  • Быстрое чтение упражнения
  • Лучшее обучение скорочтению
  • Таблица для скорочтения
  • Скорочтения
  • Лучшее обучение скорочтению

Разделы:Скорочтение — как читать быстрее |
Онлайн тренинги по скорочтению. Пошаговый курс для освоения навыка быстрого чтения
Проговаривание слов и увеличение скорости чтения |
Угол зрения — возможность научиться читать зиг-загом |
Концентрация внимания — отключение посторонних шумов
Медикаментозные усилители — как повысить концентрирующую способность мозга |
Запоминание — как читать, запоминать и не забывать |

Курс скорочтения — Выжимки из теории. Самое необходимое из того, что необходимо тренировать |
Статьи на тему самосовершенствования |
Книги и программы для скачивания |
Иностранный язык — тренировка иностранных языков |
Развитие памяти |
Набор текстов десятью пальцами |
Медикаментозное улучшение мозгов |
About

Источник