Как люди делают выбор в пользу добра или зла

Добро и зло. Вечное противостояние

Поединок Добра и Зла происходит каждую секунду в сердце каждого человека, ибо сердце и есть поле битвы, где сражаются ангелы и демоны. На протяжении многих тысячелетий бьются они за каждую пять, и так будет продолжаться до тех пор, пока один из противников не уничтожит другого. (Пауло Коэльо)

Большой проблемой является, то, что граница между этими понятиями очень тонка и невидима, а зачастую и вовсе размыта и не понятна.
Мы вместе попытаемся разобраться и отличить добро от зла и порассуждаем о первопричинах зарождения зла в человеке.

Так, что же есть добро, а что есть зло?

Добро — понятие нравственности, означающие стремление к бескорыстной помощи человеку, животному и даже растению. В социальном смысле это относится ко всему, что получает у людей положительную оценку и то, что несёт людям благо, и ассоциируется со счастьем и радостью.

Зло — понятие нравственности, противоположно добру, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, душевных или физических страданий. В социальном смысле зло относят ко всему, что получает у людей отрицательную оценку, порицается ими, противоречит правилам морали.

Мораль – это просто ряд договоренностей между людьми. Социальный договор поддерживается требованиями большинства членов общества.

Злыми не рождаются

Многие философы полагают, что изначально человек все же является добрым. Тот же, кто отдал предпочтение злу в своей жизни, представляет собой аномалию, некое исключение из правил. Добро и зло в мире могут быть соотнесены как здоровье и болезнь. Тот, кто выбирает благо, нравственно здоров. Злой же страдает от нравственной болезни, уродства.

Руссо в своем «Рассуждении о неравенстве» писал о том, что личность изначально добра по своей внутренней природе. Только лишь общество делает ее злой.

Так как же человек становится на путь зла?

Когда рождается ребенок, его природа изначально добра, а родители выступают в качестве самых первых проводников к добру или злу, так как дети пытаются быть похожими на нас и копируют наше поведение, они не задумываются, над тем, правильно они поступают или нет. Поэтому очень важно с малых лет разъяснять ребёнку, “что такое хорошо и что такое плохо” и личными хорошими и светлыми примерами культивировать в ребенке добро! Стараться направлять его энергию в правильное русло, чтобы не навредить ни окружающим, ни себе!

Что же происходит с моральным компасом ребенка, когда он взрослеет?

В процессе становления его личности большое влияние на него оказывает общество, в котором, он находится. За формирование здорового общества должно отвечать государство, которое обязано создать необходимую благоприятную атмосферу для дальнейшего роста и становления личности, каждого индивидуума. Счастливое детство и благоприятная жизнь в настоящем вот, формула победы добра над злом! В ином случае трудное детство, неудовлетворённость собственной жизнью и невозможность изменить ее в лучшую сторону в настоящем, приводит к печальным последствиям, т. е. зло появляется в человеке постепенно, в результате каких-либо негативных процессов.

В моем представлении именно социально справедливое, правовое государство должно приложить все усилия, чтобы сделать жизнь, каждого человека максимально комфортной, что бы, он мог с легкостью изменить её в лучшую сторону и что бы, он был по-настоящему счастлив.

Только тогда в бесконечном противостоянии добра и зла будет поставлена точка!

Благодарю Вас за внимание!

Что же такое зло и добро в вашем представлении?

Как нам разрешить историческую битву так называемого «добра и зла» в мире?

Как вы учите своего ребёнка добру, а также отличать добро от зла?

Как вы поступите, если ваш ребёнок совершит, какой – то плохой поступок?

Источник

Форма проведения: классный
час-размышление.

Цель: Формирование нравственных
ценностей у учащихся, представлений о добре и
зле, сущности милосердия; побуждение к
нравственному самосовершенствованию, к активным
поступкам во имя добра.

Задачи:

  • Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие, расизм,
    геноцид, экстремизм, познакомить с
    произведениями литературы, живописи о войне.
  • Формировать нравственные категории и оценочные
    суждения, прививать культуру ведения дискуссии.
  • Воспитывать чувства неприятия зла,
    товарищества, патриотизма и сострадания,
    стремление совершать добрые дела.

Основные понятия:

  • добро и зло
  • доброта
  • милосердие

Методы обучения:

  • Беседа
  • Упражнения
  • Работа в группах.

1. Психологическая разминка

Социальный педагог: Девушки и юноши!
Уважаемые гости, здравствуйте. Я рада видеть вас
на нашем классном часе. Друзья мои, вы готовы к
работе? Если да, то посмотрите, пожалуйста, все на
меня. У меня к вам просьба. Я попрошу вас сесть в
круг, расслабиться и взяться за руки. Спасибо.
Теперь закройте глаза и послушайте увертюру. Вы
чувствуете, как эта музыка льётся прямо в наши
сердца, наполняет их уверенностью и
спокойствием. Мысленно скажите каждый себе: «Мне
хорошо! Мне хорошо! Мне хорошо!». (Откройте теперь,
пожалуйста, глазки и подарите друг другу улыбки.
Что вы почувствовали? А почему, как вы думаете? Ответы
детей.

Приложение 1. Слайд 1

Социальный педагог: Вы правы, музыка,
ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение
дружеского плеча, – всё это повлияло на ваше
настроение. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и
заметила, что в классе стало светлее. Это,
наверное, потому, что собрались здесь добрые,
сердечные люди. Ведь доброта – это солнце,
которое согревает душу человека. Давайте
прочитаем слова М.Пришвина: «Всё хорошее в
природе – от солнца, а всё лучшее в жизни – от
человека». Я думаю, вы теперь можете сказать, о
чём у нас сегодня пойдёт речь. Ответы детей.

Социальный педагог: Я приглашаю вас к
разговору о добре и зле.Тема нашего
классного часа: “Добро или зло – твой
нравственный выбор”.

Приложение 1. Слайд 2.

Вопросы для обсуждения:

  • Что такое добро и зло?
  • Добро и зло в нашей жизни
  • Человек и обстоятельства
  • Милосердие

Ответы детей.

2. Работа с понятиями

Социальный педагог: Как вы понимаете
значение слов “добро и зло“? На
протяжении всей своей истории человечество
пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте
поразмышляем вместе. Сформулируйте собственное
определение понятий «добро», «зло».
Самостоятельная работа детей парами по
карточкам, продолжите…

«Добро – это…»
«Доброта – это …»
«Добрый человек – это … »
«Милосердие – это…»

Одна пара работает по словарю Даля.

Приложение 1. Слайд 3

Социальный педагог: Посмотрите на
экран, пожалуйста. В словаре Даля даны следующие
определения этим понятиям (данные определения
сравниваются с ответами детей).

Приложение 1. Слайд 4

– Вот что об этом рассказывает старинная
китайская притча.

3. Инсценировка

Юноша: О, мудрейший, возьми меня к себе
в ученики, я хочу познать истину.

— Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец.
— Конечно, нет! — ответил юноша.
— А воровать?
— Нет.
— А убивать?
— Нет…
— Так иди, — воскликнул учитель, — и познай все
это. А познав, не делай! Что хотел сказать мудрец
своим странным советом?

Социальный педагог: Как вы думаете,
должен был юноша научиться лицемерить, ловчить,
убивать? Ответы детей.

Социальный педагог: Конечно, мысль
мудреца была такой: кто не узнал и не пережил зла,
тот не может быть по-настоящему, деятельно добр.
Как вы думаете, добро и зло связаны между собой? Ответы
детей.

Приложение 1. Слайд 5.

Социальный педагог: Посмотрим с вами
отрывок фильма«Мы из будущего». Что вы можете
сказать? Совершил Сергей хороший поступок или
нет? Как вы думаете? Ответы детей.

Социальный педагог: Вот видите. Вам
трудно ответить на этот вопрос. Его поступок
нельзя назвать положительным, потому что он
преследовал другую цель, чтобы никто не услышал
выстрела, чтобы не собрались жители деревни и не
разоблачили их… Как вы думаете, какого
разоблачения они боялись? Ответы детей.

Социальный педагог: Значит, друзья
мои, добро и зло тесно взаимосвязаны друг с
другом. Добро в первую очередь связано с умением
радоваться и сострадать, сочувствовать,
сопереживать, откликаться на чувства других и
держать свою душу открытой.Добро – это всё то,
что морально ценно, что способствует
благополучию человека, общества в целом.
Доброта – морально-ценностная характеристика
человека, включающая такие свойства, благодаря
которым он способен творить добро. К таким
свойствам относятся отзывчивость, внимание к
людям, щедрость, готовность поступиться своими
интересами ради других, способность к
самоограничению, бескорыстие и т.д. Особый вид
доброты — милосердие. Это милость сердца,
жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям.
Милосердие — не слабость, а сила, потому что оно
свойственно людям, способным прийти на помощь.
Способность сострадать, сопереживать — это
признак духовной зрелости личности. И слёзы
сочувствия к другому человеку — святые слёзы.
Они означают наличие у человека души и сердца.
Ребята, а кто из вас может сказать, что он по
настоящему добрый человек?Ответы
детей.

Социальный педагог: Помните, мы
проводили с вами анкету, где я просила назвать
самого доброго человека в классе? Посмотрите,
пожалуйста, на экран.
Большинство назвали… Такой же вопрос я задала
вашим учителям и получила ответ… (мнения
совпали, не совпали)

4. Изучение основной проблемы

У вас на столах лежат вопросы к обсуждению:

  • Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя
    доброту в делах?
  • Можно ли принудить человека быть добрым?
  • Согласны ли вы с мыслью о том, что началом
    доброго отношения к людям является умение
    прощать? Давайте порассуждаем.

Ответы детей.

Социальный педагог: Представьте себе,
что ваш обидчик оказался в критической ситуации,
например, провалился в прорубь. Кроме вас никого
нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы
поступите? А почему?Ответы детей.

Социальный педагог: Зло противоречит
добру. Какого человека называют злым? Ответы
детей.

Приложение 1. Слайды
6-13

Социальный педагог: Зло и добро живут
в нашем мире.

Антитеза

Зло – всё, что губит душу человека. Добро… (каждый
раз повторять)

  • Зло – это войны и предательство, зависть и
    жадность, это преследование людей другой
    национальности, другого цвета кожи. ( расизм,
    геноцид, экстремизм)
  • Добро – это помощь друг другу, поддержка в
    трудную минуту, забота о ближнем, гуманитарная
    помощь, взаимовыручка.
  • Зло – это наркомания, табакокурение, алкоголь,
    развратный образ жизни, аборты.
  • Добро – это забота о здоровье, желание помочь
    своим близким и себе. Это материнская любовь,
    любовь детей, любовь к ближним. Это нравственная
    основа нашего общества.
  • Зло – когда сильный обижает слабого, когда
    младшие не уважают старших, и взрослые не
    заботятся о детях.
  • Добро – когда миром правит любовь!

К сожалению, зло очень распространено и
многолико, оно коварно. Зло часто маскируется,
иногда его трудно распознать. Преступник
совершает преступление, оправдывая себя
обстоятельствами, предатель объясняет свой
поступок вынужденной необходимостью, тираны и
диктаторы клялись, что пекутся о благе людей,
принося страдания и беды народам. Но это сильные
мира сего. А как мы с вами, обычные люди, можем
помочь миру стать добрее?Ответы
детей.

Социальный педагог: Судить человека
надо по его делам. Порой зародыш жестокости
бывает таким микроскопичным, что его подчас
очень трудно разглядеть. “– Ну, побей, побей
бабушку, – говорит с умилением старая женщина
трехлетнему крепышу. – Ух, какой ты у нас сильный
– пресильный, смотри как бабушке больно!” И
такими невинными забавами внушается ребенку
мысль, что причинять боль другому забавно и что в
этом твоя сила. Как вы думаете, а что потом будет с
этим мальчиком? Ответы детей.

Социальный педагог: Может ли быть
счастливым человек, приносящий страдания другим?
Ответы детей.

Социальный педагог: Римский
поэт-сатирик Ювенал говорил: “Ни один злой
человек не бывает счастлив”.А трагедия в городе
Беслане в сентябре 2004 года…Помните? Какие там
яркие примеры самопожертвования во имя жизни
другого человека. 18 учителей погибли от пуль
озверевших террористов, спасая школьников. Среди
них 74-летний учитель физкультуры Иван
Константинович Канидзе, спасший 30 детей и
получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие
всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства,
помощь пострадавшим оказывали все народы России.
Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили
вещи, игрушки детям. И мы в этом участвовали.
Сшитые вами мягкие игрушки были отправлены детям
Беслана.

– Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным
людям? Может, мы зря ходим к пожилым людям с
концертами? Может быть, зря приходим 9 мая на
митинг?

Социальный педагог: Делайте людям
добро, разделяйте с ними и радость и беду, любите,
уважайте друг друга, будьте готовы помочь.
Я предлагаю вам послушать рассказы,
приготовленные вашими одноклассниками.

5. Рассказ первый

«Закрыть амбразуру»

Шла Великая Отечественная война. Рота бойцов
получили приказ – овладеть высотой. Однако атаки
захлёбывались одна за другой — из амбразуры дота
беспрерывно стрелял пулемёт. Выполнение приказа
казалось невозможным… Тогда один боец,
подкравшись по-пластунски к амбразуре, накрыл её
своим телом.

Социальный педагог: Спасибо. Высота
была взята. Этот подвиг совершался много раз в
годы войны.

– Как объяснить героизм воинов? Ответы детей.

Рассказ второй

«Подвиг в мирное время»

Вагонетка сошла с рельсов, упала набок и
краем кузова расплющила подвешенный к
металлической стойке бронированный кабель.
Голубая змейка огня, зловеще треща, ползла по
кабелю к трансформатору. Через несколько секунд
она доберётся до камеры и… произойдёт
непоправимое… Трансформатор взорвётся.
Вспыхнет пожар, а в лавах люди. Скорей!
«Отключить! – Сергей бежит по камере. – Ручку
влево до щелчка. Корпус ячейки наверняка под
напряжением. Там смерть. Мгновенная. В пепел… Там
6 тысяч вольт!»
И Сергей предотвратил гибель людей, но сам
лишился обеих рук. (В.Титов. «Всем смертям
назло…»)

Социальный педагог: Спасибо. У меня к
вам вопросы:

– Что заставило Сергея, рискуя жизнью,
отключить трансформатор?
– Прав ли Наполеон, говоря: «Духовная сила
человека относится к физической как три к
одному»? Ответы детей.

Социальный педагог:
Упражнения-тренинги

Вас обидели, не поняли, вы получили «2» (тем
более несправедливую), заболели, случилось
несчастье, вас предал друг. И тогда у вас
появляется злость,злорадство. Хочется отомстить,
так же обидеть, замкнуться. Появляется чувство
незащищённости — страх как чувство одиночества,
отсутствия любви, ненужности. Вы становитесь
слабыми, ранимыми, обстоятельства складываются
против вас. Как принять правильное решение в
такой обстановке?

6. Упражнения «Выпустите пар», «Рычите»

Эти два упражнения делают во время тренировок
воины-десантники, которым действовать надо
разумно и смело. И вы не стесняйтесь тренировать
свою выдержку.

Упражнение «Объясните»

Возьмите чистый лист бумаги, задумайтесь,
задайте и ответьте себе на вопрос: «Почему этот
человек нанёс мне обиду?»

1) Потому что он плохо относится ко мне?
2) Потому что он думает только о себе и не
замечает, когда обижает других?
3) Может, он желал мне добра и не знает, что,
поступая так, делает мне только хуже?
4) А может, то, что он сказал, хоть и обидно, но на
самом деле правильно и мне действительно нужно
избавиться от этого недостатка?
5) А может, ему просто очень плохо и я должен
помочь, забыв про обиду? Ведь я же сильнее (умнее,
старше, моложе, здоровее, выдержаннее).

К сожалению, есть среди людей жестокосердие,
жестокость, насилие Человек оставляет другого
человека в беде, подвергает издевательствам,
убивает… Мать отказывается взять своего ребёнка
из роддома… Нет им прощенья, изгоям рода
человеческого, и одно лишь средство изжить эти
явления – творить больше добра. Наш великий
добросеятель академик Д.С. Лихачёв считал, что
«самая большая цель жизни — увеличивать добро в
мире».

Приложение 1. Слайд 13

Давайте сейчас, в оставшиеся несколько минут до
конца классного часа, увеличим хоть немного
добра в мире, сделаем цветы или один цветок с
добрыми пожеланиями друг другу. Работать можете
по группам, парам или индивидуально, как хотите.
Для своей работы можете использовать мысли
мудрых людей и народные пословицы, лежащие у вас
на столе.

Мысли мудрых

«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла
не верши, чтобы тебя не убило зло».

Уничтожай зло в мире,
А прежде всего люби.
Спеши делать добрые дела.
И мощный труд царят на благо нам,
Как может зло и мрак явиться там,
Где блещут эти чудные светила.

(Гёте)

Он мудрецом не слыл,
Он храбрецом не слыл,
Но поклонись ему:
Он человеком был

(Р. Гамзатов)

Мигель Сервантес: «Ничто не обходится нам
так дёшево и не ценится так дорого, как
вежливость и доброта».
Жан-Жак Руссо: «Истинная доброта
заключается в благожелательном отношении к
людям».
Вильям Шекспир: «Чтобы оценить доброту в
человеке, надо иметь некоторую долю этого
качества и в самом себе».
Блез Паскаль: «Чем человек умнее и добрей,
тем больше он замечает добра в людях».
Лев Толстой: «Доброта – вот качество,
которое я желаю приобрести больше всех других».
Михаил Пришвин: «Лучшее, что храню в себе,
это живое чувство к добрым людям».
Максим Горький: «Как хорошо отнестись к
человеку человечески, сердечно».
Человек, который делает добро другим, чувствует
себя счастливым.

Народные пословицы:

«Час в добре пробудешь – все горе забудешь»,
«Кто живет в добре – тот ходит в серебре», «Лихо
помнится, а добро – век не забудется», «Бедного
обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто
добра не делает никому»
«Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом
и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём».
«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не
верши, чтобы тебя не погубилозло».

Зачитывание учащимися пожеланий написанных на
лепестках и прикрепление лепестков к доске,
серединку ромашки заполнял социальный педагог,
который, прочитав свои пожелания, соединил
лепестки цветка.

Социальный педагог: На этой доброй
ноте мы заканчиваем наш классный час. Какие
впечатления остались у вас после сегодняшней
беседы? Что понравилось? Что огорчило? В вас
что-нибудь изменилось после сегодняшнего
классного часа?
Закончить нашу беседу хочется песней. Возьмёмся
за руки, друзья и споём «Давайте говорить друг
другу комплименты».
– Спасибо вам, друзья, за работу. До свиданья.

Литература:

1. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б.
Этические беседы с подростками. – М., 1987г.
2. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное
формирование личности школьника в коллективе. –
М., 1987г.
3. Волченко Л.Б. Добро и зло как этические
категории. М., 1975
4. Даль В.И. Толковый словарь живого
великорусского языка.
5. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра:
Основы этики; Характер русского народа. – М., 1991
6. Макаренко А.С. Воля, мужество,
целеустремленность. – М., 1987г.
7. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация
воспитательного процесса в школе. – М., 2001 г.
8. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические
сочинения. – М., 1980г.
9. Школьный философский словарь/ Т.В. Горбунова,
Н.С. Гордиенко, В.А. Карпунин
и др. М. 1995
www.dorogadomoj.com
www.fun-funny.ru
www.pravbeseda.ru
www.wisdoms.ru
www.aphorism.ru

Источник