Как называется повинность крестьян в пользу церкви

Ответы на вопрос Повинность в пользу церкви

  • Ангария – Государственная ямская повинность в Римской империи, Византии, средневековой Европе, а также барщина и другие повинности в пользу феодала 7 букв
  • Разгадывать кроссворды
  • Барщина – Повинность, отбываемая крепостными и временно обязанными крестьянами в пользу землевладельца, в основном за предоставление в их пользование части земли последнего, заключающаяся в даровом обязательном, преимущественно сельскохозяйственного характера, труде 7 букв
  • Старожильцы – Крестьяне, поколениями проживавшие на определенном участке земли и обязанные повинностями в пользу феодала или государства (на Руси конца XIV в.- начала XVI в.) 11 букв
  • Холопы – В 10 – начале 18 вв. категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. «Русская Правда» выделяет три источника обельного (полного) холопства: самопродажа за долги при свидетелях, поступление в холопы без договора, брак с холопкой или холопом без договора. Кроме этого распространёнными источниками холопства были плен, опала князя, торговая несостоятельность, совершенное преступление и т.д. До нач. XVIII в. холопы не платили повинностей в пользу государства. С введением  в 1722 г. подушной подати холопы превратились в крепостных крестьян, а с 1705 г. стали поставщиками рекрутов в регулярную армию (историческое) 6 букв
  • Беломестцы – Освобожденное от государственных налогов и повинностей население, живущее на землях феодалов и церкви (на Руси в XVI-XVII века) 10 букв
  • Беломестцы – Освобожденное от государственных налогов и повинностей население, живущее на землях феодалов и церкви (на Руси в XVI-XVII вв.) 10 букв
  • Десятина – Со времен Древней Руси — побор, налог, составлявший десятую часть урожая или иных доходов, в пользу помещика, государства или церкви. 8 букв
  • Конскрипция – Набор в армию на основе воинской повинности, но с допущением выкупа и заместительства (в ряде европейских стран с конца XVIII века до введения всеобщей воинской повинности) 11 букв
  • Католикос – Титул высших духовных лиц в некоторых восточных церквях, например в Армянской апостольской церкви, Грузинской православной церкви, Ассирийской церкви Востока. В некоторых из них слова «католикос» и «патриарх» выступают синонимами. В других же, как например в Армянской церкви, они обозначают разные понятия, указывая на разные иерархии власти 9 букв
  • Патриарх – (церковный сан) титул предстоятеля автокефальной православной Церкви в ряде Поместных Церквей; также титул старшего епископа в некоторых иных Церквах; исторически, до Великого раскола, присваивался пяти епископам Вселенской Церкви, которые обладали правами высшей церковно-правительственной юрисдикции. Патриарх избирается Поместным собором 8 букв
  • Марк – (Петровцы) архиерей Украинской Православной Церкви, с 14 декабря 2007 года управляет Хустской и Виноградовской епархией Украинской Православной Церкви ; постоянный член Священного Синода Украинской Православной Церкви, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Тезоименитство 4 буквы
  • Использовать – Воспользоваться (пользоваться) кем-чем-нибудь, употребить (-реблять) с пользой 12 букв
  • Дионисий – (митрополит Варшавский) архиерей Православной российской церкви; первый предстоятель Польской Православной Церкви с титулом митрополит Варшавским и Волынским и всея Православныя Церкви в Польше, духовный писатель 8 букв
  • Деканат – (католицизм) в Католической церкви и англиканстве административный округ в составе епархии, объединяет несколько рядом расположенных приходов. В Русской православной церкви аналогом деканата является благочиние. В 1983 году в Кодексе канонического права Римско-католической церкви было предложено использовать вместо термина «деканат» термин «окружной викариат»; однако на практике название 7 букв
  • Помада – Большинство женщин пользуются и съедают. Мужчины не пользуются, но тоже съедают- до 15 кг за жизнь 6 букв
  • Комменсализм – Одна популяция извлекает пользу от взаимоотношения, а другая не получает ни пользы ни вреда 12 букв
  • Андрей – (Ухтомский) архиепископ Русской Православной Церкви, епископ Православной Российской Церкви, один из основателей и лидеров катакомбной церкви в СССР, автор термина «истинно-православные христиане» 6 букв
  • Копты – Египетские христиане, составляют около 8-9 % населения Египта, то есть примерно 6 млн человек. Большинство коптов исповедуют христианство, принадлежат, главным образом, к Коптской православной церкви из числа дохалкидонских церквей. Часть коптов принадлежит к Коптской католической церкви. Копты 5 букв
  • Обязательство – Относительное гражданское правоотношение, в силу которого одна сторона обязана совершить в пользу другой стороны определённые действия или воздержаться от определённых действий. Такими действиями являются: передача определённого имущества, выполнение работы, уплата денег, а также другие действия. Кредитор, в пользу которого должно быть совершено такое действие, имеет право требовать от 13 букв
  • Хит – (популярное произведение) пользующаяся наибольшей популярностью песня. Так же называют и другие произведения, пользующиеся большой популярностью, и товары. В русском языке 3 буквы
  • Благоверный – Лик православных святых из монархов, прославляемых церковью за праведную жизнь и не относящихся к мученикам и страстотерпцам. Изначально этот лик святости возник в Константинопольской церкви в период Вселенских соборов и применялся исключительно при канонизации византийских императоров и их жён, затем стал использоваться и в других православных церквях в том числе и Русской церкви 11 букв
  • Цельсий – Немцы пользуются французской, англичане- немецкой, а французы- шведской. А кто считается автором той, которой пользуемся мы 7 букв
  • Ириней – (Середний) архиерей Украинской Православной Церкви, с 19 октября 1993 года управляет Днепропетровской епархией Украинской Православной Церкви ; 19 июня 2002 года был возведён в сан митрополита Днепропетровского и Павлоградского. Член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Тезоименитство 6 букв
  • Сабинин – Историк грузинской церкви, по происхождению грузин. По окончании тифлисской гимназии поступил вольнослушателем в СПб. духовную академию и получил степень кандидата за сочинение «История грузинской церкви до конца VI в.». Ещё ранее, в 1871 г., он издал «Полное жизнеописание святых грузинской церкви» 7 букв
  • Павел – (Лебедь) епископ Украинской Православной Церкви, митрополит Вышгородский и Чернобыльский, викарий Киевской митрополии, наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры, председатель Синодальной комиссии по делам монастырей Украинской Православной Церкви, постоянный член Священного Синода УПЦ, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви 5 букв
  • Воспользоваться – Чем, пользоваться, попользоваться; обратить на свою пользу, покорыстоваться, воскорыстоваться, употребить в свою выгоду; взять на себя, оставить за собою; выгадать при чем. Ученик воспользовался уроками; опекун чужим имением, вор воспользовался отлучкой хо 15 букв
  • Вассал – В средневековой Западной Европе: землевладелец-феодал зависящий от сюзерена и обязанный ему различными повинностями 6 букв
  • Вольноопределяющийся – В царской России: человек со средним или высшим образованием, отбывающий воинскую повинность добровольно и на льготных условиях 20 букв
  • Лен – Земельное владение, предоставляемое вассалу, а также В средние века: само право на такое владение и повинности вассала 3 буквы
  • Неповиновение – Отсутствие повиновения, отказ повиноваться 13 букв
  • Непослушание – Нежелание, отказ слушаться кого-нибудь, повиноваться кому-нибудь 12 букв
  • Отбыть – Пробыть определенный срок где-нибудь для исполнения каких-нибудь обязанностей, повинностей 6 букв
  • Рекрутчина – В старой России: рекрутская воинская повинность 10 букв
  • Слобода – Большое село с некрепостным населением, а также торговый или ремесленный поселок ( В России до 17 в. поселение, освобожденное от княжеских повинностей 7 букв
  • Слушаться – Поступать согласно чьим-нибудь советам, распоряжениям, повиноваться 9 букв
  • Тягло – Крепостная повинность – оброк или барщина, выполняемые такой группой 5 букв
  • Тягло – В Русском государстве до 18 в.: денежные и натуральные налоги, повинности неслужилого населения 5 букв
  • Укротить – Сделать смирным, ручным, заставить повиноваться 8 букв
  • Духовник – Священник, специализирующийся на “явках с повинной 8 букв
  • Тягло – В Русском государстве XV-XVIII вв.: подати, натуральные налоги и повинности крестьян и посадских людей 5 букв
  • Тягло – В Русском государстве до 18 века: денежные и натуральные налоги, повинности неслужилого населения 5 букв
  • Тягло – Вид повинности крестьян 5 букв
  • Оброк – Вид повинности крестьян 5 букв
  • Тягло – Государственные повинности крестьян и посадских людей в Российском государстве в XV в.- начале XVIII в 5 букв
  • Тягло – Крепостная повинность (барщина или оброк), взимавшаяся с трудоспособных членов крестьянской семьи 5 букв
  • Тягло – Крепостная повинность- оброк или барщина в феодальной Руси 5 букв
  • Барщина – Даровой принудительный труд крестьян на барина-помещика как повинность при крепостном праве 7 букв
  • Стоицизм – Направление в античной философии, согласно которому человек должен освободиться от страстей и влечений и жить, повинуясь разуму 8 букв
  • Литургия – В древнегреческих полисах: государственная повинность, которую несли состоятельные граждане и метеки 8 букв
  • Литургия – Общественная повинность (в Древней Греции, Древнем Риме и Византии) 8 букв

Источник

На первый взгляд может показаться, что положение крепостнык
крестьян церковных владельцев не было тяжелым, так как церковные вотчины, как
известно, освобождались от целого ряда государственных сборов и повинностей и
имели такие льготы и привилегии, которых не имели светские владельцы.

Однако, присмотревшись ближе, можно заметить, что
положение церковных крестьян во многом было хуже даже положения помещичьих.
Выгоды от феодальных прав и преимуществ получали некрестьяне, а церковные
владельцы Эксплуатация крестьянского труда ничуть не уменьшилась от того, что
на духовных отцов сыпались различные .милости» со стороны правительства.

Когда с разрушением феодальных отношений и развитием
торгового капитализма правительство, под давлением дворянства и’буржу- азик
стало постепенно сокращать церковные привилегии, то положение, церковных
крестьян еще более ухудшилось, так как церковные- владельцы потерю льгот и
получавшиеся от этого убытки стремились возместить у с и л е н и е м
крепостного гнета и принуждения крестьян

Поэтому неудивительно, что аграрный кризис конца XVI века
вызвал массовое бегство крестьян не только из служилых поместий, но и из
церковных вотчин. Особенно много бежало крестьян в эпоху* гражданской войны
начала XVII в.

Но чем больше редело крестьянское население в церковных
владениях, тем сильнее становилась эксплуатация крестьянскогс труда,, тем
крепче затягивалась петля на шее церковных крестьян. Чем более развивалось
денежное хозяйство, тем формы эксплоатации крестьян становились все более
разнообразными и интенсивными.

Обладая огромными земельными богатствами, церковные
владельцы часть земли отдавали в пользование тяглым крестьянам и за это
получали с них оброк—^денежный или натуральный, или тот и» другой вместе.
Часть земли обрабатывали для своих нужд трудом слуг, детенышей, бобылей,
половников и др. Наконец, часть сдавали в наймы своим или чужим крестьянам
или соседним владельцам— светским или духовным.

С течением времени труд слуг и детенышей на церковных
землях все более и более возрастал. Это об’ясняется тем, что церковная
запашка считалась „обельной», т. е. свободно’й от государственного-
тягла, в то время как земля, обрабатываемая крестьянами, являлась тяглой.

С этой последней земли взимались в пользу государства
различные сборы й повинности. Естественно церковные владельцы стреми- пись
так или иначе освободиться от тяглового обложения. Наилучшие способом для
этого являлось сокращение тягловой запашки и увеличение церковной.

Тем не менее тяглые крестьяне преобладали в церковных владениях.
Начнем с рассмотрения форм эксплоатации церковными владельцами зтого разряда
крестьян. Тягловая обязанность их состояла в том, чтобы обработать
определенное количество десятин соответственно размерам своих участков

Но вся беда для них заключалась в том, что надел их был
весьма незначительным. Напр., в вотчинах Солотчинского монастыря крестьяне
получали в XVII в. — ,s дес. в трех полях. При этом, при определении
количества долей с которых происходило взимание тягла в пользу государства,
существовал полный произвол.

Раскладкой занималась обычно община, но под наблюдением и
давлением церковных властей. Последние стремились к возможно большему
назначению количества вытей, так как с них поступали сборы и платежи не
только в государственную, но и церковную казну. Между тем, как интересы
крестьян требовали как раз обратного, чтобы меньше гл ^тить в пользу
церковных владельцев и государства.

На этой…почве часто происходили недоразумения, споры и
столкновения. Иногда крестьяне „самовольством сметывали с себя»
раскладку, а в некоторых случаях дело доходило до открытого выступления
против церьовных властей. Так, в 1690 г. архимандрит Солотчинского монастыря Игнатий жаловался митрополиту Яврааму: „а ныне, государь, староста Пётрушка
с небольшими крестьяны ту тяглую землю смешали и прежнюю меру и десятины и
столпы перепортили и складываютця самовольством на малые выти, а лугчую и
навозную землю подмеривают под себя, а худую и не навозную отдают скудным и
маломочным крестьянам, а огороды отнимают друг у друга насильством и
коноплянники, и капустники, и саженые огуречники : перепахивают насильством

Из последних слов архимандрита видно, что борьба крестьян
велась не только против церковных йластей. но и в самой среде крестьян
боролись беднейшие группы с более зажиточными, по отношению к которым,
повидимому, первые применяли „насильство».

Наделы были настолько незначительными, что приходилось
наиболее „маломочным» крестьянам прибегать к найму церковной земли,
особенно сенных покосов и различных угодий. Такая земля называлась
„отдаточной» и обычно ходила за 20-—50 коп. за „ниву», (т. е. ок.
десятины).

За пользование этой землей церковные крестьяне-тяглецы
обязаны были платить своим владельцам оброк который являлся обязательным для
каждого, кто сидел на церковной земле. Оброк выплачивался натурой или
деньгами, или тем и другим вместе.

Размер его всецело зависел от произвола церковных властей
и взимался обычно в рассрочку—в 2, 3, 4 срока в году с каждого двора или
.выти». Лишь в редких случаях объем и содержание оброка согласовывались
с самими крестьянами..

Обычно крестьяне, живущие на землях крупных церковных
владельцев, пользовались большим количеством земли, а, следовательно» платили
оброк в меньшем размере по сравнению с крестьянами мелких владельцев.
Поэтому, как это ни странно на первый взгляд, крестьяне были заинтересованы в
расширении землевладения церковных вотчин и иногда „тысячами выходили на межи
с дубьем и рогатинами гнать межевщиков» во время земельных споров
владельцев соседей между собой.

Первоначально оброк взимался исключительно натурой. Хлеб,
коровье масло, яйца, рыба, грибы, мед, ягоды, куры, гуси, утки, бараны,
свиные туши, хмель, огурцы, капуста, солод, толокно, орехи, холст, шерсть,
овчина, веревки, мочало, лопаты, кадки, корыта, дуги, оглобли, лопаты и
пр.—все это в изобилии доставлялось церковным владельцам с каждой выти.
Иногда в связи с характером крестьянского хозяйства в той или другой
местности заметна специализация оброка. Так, в составе оброка новгородских
церковных вотчин заметно выделяется рыба, казанских, вятских и
вологодских—грибы, рязанских—ягоды и т. д. Конечно, взимание этого
специализированного оброка не освобождало крестьян от уплаты других
„доходов»—так наз. „столовых и конюшенных» запасов.

Последние делились на „окладные» или постоянные и
„неокладные» или чрезвычайные.

 Натуральная часть оброка доходила в некоторых церковных
вотчинах до огромных размеров. Напр., крестьяне Солотчинского монастыря
доставляли ежегодно, кроме хлеба, сухарей и праздничных хлебов, след.
продукты: орехов—до 15 четвертей, 100 ведер грибов, коровьего масла до 50
пудов, меду—до 140 пуд., шерсть, сушеные, соленые и моченые припасы и пр.1).

С развитием денежного хозяйства натуральный оброк
постепенно начинает заменяться денежным
; причем сначала замена
происходит по частям, а затем—в целом. Напр., в одной уставной грамоте 1674 г. оброк определялся следующим образом: „Имати в монастырскую казну, вместо пашни, жнитва и
молотьбы и всякого изделия, кроме сенокосу и на строение бревенного лесу, и
тесу, и скал, и лубья, и драниц, оброку, с 10 вытей, денег по 50 рублей (т.
е. до 900 р.)< в год; да… за столовые запасы, за масло и за яйца, за
грибы, и за- грузди, за ягоды и за овчина, имать с… крестьян на год денег
по рублю с выти».

В вотчинах Кирилло-Белоозерского монастыря денежный оброк
увеличился за счет натурального на протяжении второй половины XVI века с 157
р. 25 алт. до 299 р. И алт., т. е. с 10000 до 18000 р.

В конце XVI в. в большинстве вотчин Троице-Сергиевой лавры
оброк уплачивался деньгами. ‘ 1 Для крестьян денежный оброк являлся более
тяжелой повин- ! ностью, чем натуральный. При отсутствии сторонних денежных
заработков крестьяне испытывали большое затруднение в уплате оброка в
денежной форме. Неудивительно, что они горячо протестовали против повышения
его.

С развитием денежного оброка эксплуатация церковных
крестьян приобретала более жесткий и утонченный характер. Чтобы иметь верную
гарантию в исправном получении крестьянского оброка, церковные владельцы
часто выпрашивали у правительства так наз. „послушные» грамоты, которые
предписывали крестьянам безпрекословно повиноваться своим владельцам и
аккуратно платить подати и повинности. „И вы бы все крестьяне»,
говорилось в одной грамоте 1626 г. „игуменью Евфимию, келаря старицу Марфу с
сестрами слушали во всем и доход им вотчинников платили, чем вас игуменья, да
келарь с сестрами изоброчут»

Нередко ответственность за исправный взнос оброка
возлагалась на старост и целовальников, которые выбирались самими крестьянами
из своей среды. Жестокая кара и всевозможные репрессии ждали тех крестьян,
которые почему либо не в состоянии были уплатить своевременно оброк. Такие
неплательщики или их поручители подвергались штрафу или немедленно
„выметались» вон из насиженных мест, или ставились „на правеж» и
наказывались „нещадно кнутом».

Кроме оброка с церковных крестьян взималось еще так наз.
„пожилое  за пользование церковными дворами в случае ухода их из вотчины. В
Судебнике Ивана IV говорилось следующее’- „А который крестьянин живет за кем
год, да пойдет прочь, и он платит четверть двора (т. е. стоимость ‘/* двора);
а два года поживет и он платит полдвора, а три года поживет и он платит три
четверти двора; а четыре года поживет, и он платит весь двор, рубль и два
алтына (т. е. ок. 70 р.). А пока пожилого нет, и ходити ему вон безсрочно
воля. А который крестьянин с пашни’ продастся кому в полную в хо- лопи, и он
выйдет безсрочно ж, и пожилого с него нет» 2).

За пользование усадебным местом бобыли также уплачивали
особый сбор—так наз. „позем», или „оброк со двора».

Тяжело ложились на плечи церковных крестьян „почести»
т. е. подарки и взятки, которые широко раздезали церковные власти.
„Почести» натурой отсылались к большим праздникам в Москву патриарху,
боярам, приказным людям, а также епископам, воеводам и др. нужным лицам.
Напр., в 1667 г. из Солотчинского монастыря было послано „свежей рыбы к
празднику успения в поднос святейшему патриарху и в почести начальным
приказным людям три белые рыбицы да щук и судаков и лещей и язей на 2 р. 17
алт. 3 деньги (т. е. ок. 35 р.) 3).

Расходы по угощению почетных гостей, приезжавших в
церковную вотчину, и, особенно, различных чиновников-переписчиков, межевщиков
и др. также тяжело отзывались на крестьянах, об;занных доставлять ко
.двору» съестные припасы и, паже, деньги.

Особенно дорого обходились взятки, которые раздавались
церковными властями московским и местным приказным, а также „дани»,
которые шли на содержание архиерейских домов, митропольичих боярских детей и
др.

Периодические выезды архиереев в столицу вызывали также
большие поборы с крестьян, так как владыка отправлялся не один, а за ним
следовала многочисленная свита и целый обоз с ризницей и всякими
припасами—с’естными и конюшенными. Эти поездки обходились весьма дорого.
Напр., путешествие в Москву (1696 г.) ростовского митрополита Иосифа обошлось
859 р. и 6 алт., (т. е. до 150.000 р.)

На крестьян ложились также расходы по назначению и
перемещению епископов. Переезды, богатые угощения, а, главное, взятки
требовали больших денег. Так, за доставление в архиепископы устюжский
архиерей Иосиф заплатил патриаршему дьяку 3000 руб. (т. е. до 50.000 руб.)

Наконец, каждый более или менее влиятельный владыка
стремился иметь а столице так наз. подворья, где они имели бы возможность
останавливаться. Содержание этих подворий также дорого обходилось крестьянам.

Одновременно с оброком, „пожилым» и др. поборами
церковные крестьяне должны были нести в пользу своих владельцев целый ряд
тяжелых и разнообразных повинностей, носивших название „изделье» или
„страда», или „дело*.

Эту издельную повинность церковные владельцы стали
применять очень рано. Уже в уставной грамоте митрополита КипрйаНа 1381 г. перечисляются основные в^аы „изделья» в следующем виде: „монастырские люди обязаны
церковь „наряжати», монастырский двор огораживать, строить хоромы,
пахать, „взгоном» (т. е. сообщаI пашню игумена, засеять ее, пожать и
свезти хлеб, скосить сено и привезти на монастырский двор, ловить рыбу весной
и зимой, оплетать сады, прудить пруды, ходить на бобровую охоту и делать
„загоны», на великий и петров день приходить к игумену с приношениями,
„что у кого в руках». Кроме того, крестьяне должны к празднику смолоть
ржи и солода, испечь хлеба, наварить пива, намолотить ржи на семена, напрясть
льна, приготовить все снасти для рыбной ловли. Наконец монастырские люди
обязаны доставить „яловицу» (т. е. молодую корову) к празднику, а при
приезде игумена на „братчийу» (т. е. общественную трапезу) каждый
участник ее должен дать по „зобне» (т. е,’кошелю) овса для монастырских
лошадей»  ).

Яркую картину „иЗделья» более позднего происхождения
, дает •уставная’ грамота Соловецкого монастыря 1561 г. В ней перечисляются Следующие обязанности крестьян: 1) работа на монастырском дворе и гумне,
2) выполнение полевой „страды» на монастырской пашне и сенокосе, 3)
„повоз», т. е. обязанность отвозить на крестьянских подводах
монастырские продукты на рынок—местный или дальний. Причем, все эти работы
должны были выполняться „на солнечном восходе, как десятской весть
подаст», или „когда приказчик их позовет,,. Виновным в неаккуратном
выполнении грамота грозила денежным штрафом и другими наказаниями.

Изделье» обязаны были также отбывать
церковные бобыли. Обычно размер и характер бобыльских „издельных»
повинностей
зависел исключительно от церковных властей. „Жити нам в
троицком дому», говорилось в одной бобыльской порядной 1645 г. „в каком чину архиепископ укажет». В других порядных бобыль давал обязательство „оброк
платить, чем положат»

Источник