Как объяснить ребенку пользу помидор

Как объяснить ребенку пользу помидор thumbnail

Большие красные, желтые, оранжевые или даже черные помидоры невольно привлекают своей красотой внимание не только взрослых, но и малышей. И мамы стараются побаловать ребенка, предлагая ему попробовать новый для него овощ. И не напрасно. Это чудо природы – самый настоящий кладезь полезных веществ.

Полезные свойства помидоров

Как объяснить ребенку пользу помидор

Помидоры богаты витаминами и микроэлементами, содержат пектины, улучшающие работу кшечника, и природный антиоксидант ликопен.

Помидор содержит огромное количество микроэлементов и минеральных солей. В его состав входит ликопен – природный антиоксидант, укрепляющий сердечно-сосудистую систему и предотвращающий образование раковых клеток в организме.

Пектины, содержащиеся в томатах в огромных количествах, улучшают работу кишечника, способствуют нормализации артериального давления и снижению уровня холестерина.

Как и огурцы, помидоры на 2/3 состоят из воды. Они являются отличными диуретиками, которые можно употреблять при заболеваниях мочевого пузыря и почек.

Макро- и микроэлементы, которые находятся в помидорах:

  • магний – нормализует функцию почек и желчевыводящих путей, оказывает положительное влияние на работу нервной и сердечно-сосудистой системы;
  • калий и натрий – поддерживают водно-солевой баланс в организме;
  • йод – составляющий компонент гормонов, которые регулируют рост, обмен веществ и развитие организма в целом;
  • фосфор – помогает в росте и развитии костей, способствует устойчивости зубов к кариесу, нормализует работу центральной нервной системы; при его недостатке развиваются заболевания костей – рахит, пародонтоз;
  • кальций – участвует в работе нервной системы, обмене веществ и кроветворении; повышает иммунитет организма;
  • медь – принимает участие в процессе образования гемоглобина, а также необходима для роста;
  • марганец – способствует образованию костной ткани и положительно влияет на кроветворение, отвечает за нормальное функционирование нервной системы и помогает бороться с аллергией;
  • цинк – стимулирует иммунитет, участвует в процессах кроветворения и формирования костей, регулирует работу эндокринной системы;
  • хром – притупляет чувство голода, контролирует углеводный обмен;
  • железо – участвует в процессе кроветворения, способствует обмену кислорода в тканях;
  • а также хлор, фтор, бор, кобальт, молибден, никель и рубидий.

Витамины, которыми богат помидор:

  • А – повышает иммунитет, улучшает зрение, контролирует работу эндокринной системы;
  • С – природный антиоксидант, укрепляет сосуды, стимулирует иммунитет, способствует заживлению ран;
  • К – участвует в свертывании крови и заживлении ран;
  • В2 – положительно влияет на зрение, участвует в кроветворении, способствует обменным процессам и сохраняет здоровье кожи, волос и ногтей;
  • В6 – повышает иммунитет, участвует в выработке многих веществ в организме, снимает спазмы, судороги;
  • РР – регулирует обмен веществ и работу нервной системы, улучшает зрение, пищеварение и кровообращение;
  • Е – антиоксидант, защищает иммунную систему, улучшает работу эндокринной системы, помогает при мышечной дистрофии;
  • бета-каротин – сильный антиоксидант, предшественник витамина А, но, в отличие от последнего, бета-каротин можно принимать в неограниченном количестве.

Помидоры содержат фитонциды – вещества, обладающие антибактериальным действием, а также крахмал, фруктозу и глюкозу. Богат овощ клетчаткой и различными кислотами – лимонной, яблочной, винной, которые просто необходимы для нормальной жизнедеятельности организма.

Польза от употребления помидоров велика!

Подытоживая все сказанное, можно перечислить все полезные свойства этого овоща:

  • снижает риск заболевания раком;
  • укрепляет сосуды и нормализует работу сердечно-сосудистой системы;
  • сильный антиоксидант;
  • хороший антидепрессант, который помогает бороться со стрессом и подавленным состоянием;
  • восстанавливает работу нервной системы;
  • эффективно помогает при общей слабости, малокровии, повышенном давлении, запоре, гастритах с пониженной секреторной функцией, при высоком уровне холестерина;
  • способствует разжижению крови и противостоит образованию тромбов;
  • отличный диуретик, который можно употреблять при заболеваниях мочевого пузыря;
  • обладает противовоспалительным и антибактериальным действием;
  • полезен при беременности и авитаминозе;
  • улучшает обмен веществ.

Противопоказания к употреблению помидоров детьми

Несмотря на очевидную полезность помидора, у него есть и противопоказания. Свежие томаты детям нельзя есть при следующих состояниях и заболеваниях:

  • аллергическая реакция (появление отека, одышки и сыпи после употребления помидоров);
  • заболевания почек;
  • желчнокаменная болезнь;
  • заболевания пищеварительного тракта.

Маринованные, консервированные и соленые помидоры категорически не рекомендуется употреблять детям, страдающим следующими заболеваниями:

  • гипертония;
  • хронические и острые заболевания почек;
  • болезни сердечно-сосудистой системы.

С какого возраста и в каком виде можно давать томаты детям?

Как объяснить ребенку пользу помидорНачинать знакомить малыша с томатом можно с десятимесячного возраста — предложить ему, например, томатный сок.

Предложить попробовать помидор можно деткам начиная с десятимесячного возраста (в виде томатного сока или пюре). Начинать введение в прикорм нового продукта следует с маленькой ложечки, постепенно увеличивая порцию. Если у ребенка покраснели щечки, знакомство с помидором следует отложить.

Поскольку на многие овощи и фрукты яркой окраски, в частности красной, может появиться аллергия, томаты для детей рекомендуется выбирать желтых или оранжевых сортов.

В годовалом возрасте ребенку можно предложить сырой помидор, немного поколдовав над ним: ошпарив кипятком и очистив от кожуры.

И только с трехлетнего возраста разрешается давать детям помидоры в любом виде – в борще, в соусе, соке, пюре, рагу или салатах.

Перед тем как предложить ребенку этот замечательный овощ, родители должны знать несколько правил:

  • плоды нужно приобретать только спелые, без внешних повреждений и признаков гнили;
  • ребенку давать помидоры, выращенные не в теплице, где всегда используют много химии, а грунтовые;
  • консервированные, маринованные и соленые помидоры абсолютно не подходят для детского меню, т. к. содержат много соли и уксуса;
  • томаты, прошедшие термическую обработку, полезнее, чем свежие, т. к. в них больше ликопена;
  • помидоры не рекомендуется употреблять с молочными продуктами, лучше всего их комбинировать с другими овощами или вторыми блюдами.

Соблюдение этих простых правил позволит избежать ненужных проблем со здоровьем малыша, а родителей избавит от лишних волнений.

Источник

Рассказ про помидор, 1-3 класс

О помидорах для детей

Помидор, или томат — одно из самых распространенных овощных растений на земле.

Вы не задумывались, почему этот овощ называют то томатом, то помидором? И какое из этих названий правильное?

На древнем мексиканском языке растение называлось «томатль». От него и пошло русское слово «томат». Слово «помидор», по мнению некоторых исследователей, происходит от итальянского «помио д’оро», что в переводе означает «золотое яблоко». Другие ученые считают, что это слово образовалось от французских слов «пом д’амор», переводящихся как «любовное яблоко».

Поэтому оба слова правильные, и вы можете выбирать то, которое больше нравится.

Неслучайно и итальянцы и французы сравнивали помидор с яблоком. Они похожи и округлой формой и цветом: зеленым, розовым, ярко-красным или золотисто-желтым.

Как объяснить ребенку пользу помидор

Как выглядит помидор?

Помидоры — сочные овощи, внутри у них мелкие желтовато-белые семена.

В настоящее время известно более двух тысяч культурных разновидностей томатов. Плоды помидора очень разнообразны по форме, окраске и величине. У одних сортов они не больше грецкого ореха, у других весят от 200 до 600 граммов (например, сорт «Золотой шар»).

Родина томатов — Мексика, Перу, Чили, Гватемала — тропические страны Южной и Центральной Америки. Там до сих пор встречаются дикие помидоры. Их плоды чуть больше горошины и свисают гроздьями, растение образует густо переплетенные заросли. Плод дикого томата весит не больше одного грамма.

В Европе помидоры появились в XVI веке. Сначала они попали в Испанию и Португалию, а затем появились в Италии, Франции и других европейских странах, в том числе и в России. Итальянский ботаник П. Матиоли описал новое, неизвестное европейцам растение так: «Плод сдавленный, наподобие кругловатых яблок, рассеченный — подобно дыням, сначала цвета зеленого, затем, когда наступает зрелость, у некоторых растений оказывается золотистым, у других же — красным, и потому называется золотым яблоком».

В Европе помидоры сначала были декоративными растениями из-за красивых, ярких плодов. Ими украшали клумбы в садах, зеленью помидоров обвивали балконы и беседки, выращивали в горшках на подоконниках.

Одно время плоды помидоров считали ядовитыми и не использовали их в пищу.

Одной из первых стран, начавших в XVIII веке выращивать помидоры как овощи, оказалась Россия. Это случилось благодаря замечательному русскому ученому- агроному* Андрею Тимофеевичу Болотову. Он писал о пользе помидоров, как нужно выращивать томаты в условиях средней полосы России. Старания Болотова не были напрасными, уже в XIX столетии помидоры стали любимым и распространенным в России овощем.

Послушайте стихотворение.

Томат

Из Южной Америки,

Как говорят,

Попал к нам большой

Ярко-красный томат.

Сначала он клумбы

В садах украшал,

А после в борщи

И салаты попал.

Он свежий, приятный

И сочный на вид,

Он соком томатным

Тебя угостит!

Помидоры иногда называют северными апельсинами: как и в ярко-оранжевых апельсинах, в них очень много витаминов.

Какие же полезные вещества содержатся в томатах?

Это сахара, клетчатка, соли магния, натрия, калия, железа, лимонная и яблочная кислоты и большое количество витаминов.

Послушайте сказку.

Зеленый помидор

У бабы Поли в огороде были грядки с помидорами. Они хорошо созревали, сначала были мелкие и зеленые, а потом стали большими и ярко-красными. Недаром ведь в народе их зовут золотыми яблоками.

Только один помидор плохо рос и оставался зеленым.

Как вы думаете, почему?

Верно! Ему не хватало света и тепла, потому что разросшийся лопух одним листом прикрывал помидор и не давал ему солнечного света.

Однажды кот Федот отправился в огород, чтобы полюбоваться овощами. Заметил, что сладкий перец стал похож на яркие желтые и алые фонарики, что помидоры покраснели, что созрел горох.

Прошелся Федот вдоль грядки с томатами и заметил, что один помидор маленький и зеленый.

— Что с тобой? Почему ты не созреваешь? — спросил он помидор.

Тот горько заплакал и сказал Федоту, что ему мешает расти большой лист лопуха.

— Не беда! — ответил Федот. — У лопуха много листьев, а этот лист я отгрызу. Зубы у меня острые и крепкие.

Он вцепился в стебель листа и отгрыз его. Тот свалился в канаву. Прошло несколько дней, кот Федот снова пошел в огород, проведать несозревший помидор.

И не узнал его! Тот подрос, налился соком и порозовел.

— Спасибо тебе, Федотушка! — поблагодарил помидор находчивого кота. — Теперь баба Поля не выбросит меня, а закатает в банку — храниться до зимы, или сделает вкусный салат.

— Эх, жаль я не ем овощи! — сказал Федот. — Мне бы рыбки, печенки, мяса или молока! Это моя любимая еда. Но все равно хорошо, что ты не пропал даром!

Ответьте на вопросы

• Почему все помидоры хорошо созревали, а один оставался маленьким и зеленым?

• Кто пришел в огород?

• Как умный кот Федот помог помидору?

• Чем закончилась сказка?

Из томатов готовят сок, пасту, соусы, в том числе знаменитый «Кетчуп». Помидоры добавляют в салаты, разнообразные мясные и овощные блюда, их солят и маринуют.

Помидоры дают хороший урожай, если получают достаточно тепла и влаги. На огороде эти овощи хорошо «ладят» со многими растениями. Если между грядами земляники посадить помидоры, то она даст больше ягод, а плоды томатов станут крупнее и сочнее.

Стебли и листья помидоров обладают способностью убивать насекомых-вредителей. Поэтому отваром из ботвы этих овощей опрыскивают многие огородные растения.

Ответьте на вопросы

• Какое название правильное: «томат» или «помидор»?

• Как выглядит помидор?

• Почему итальянцы и французы сравнивали помидор с яблоком?

• Откуда родом помидоры?

• Как использовали помидоры в Европе в XVI—XVII веках?

• Благодаря кому помидоры стали выращивать как овощи?

• Какие полезные вещества содержатся в помидорах?

• Какие блюда готовят из помидоров?

• Почему отваром из ботвы помидоров опрыскивают огородные растения?

Автор: Шорыгина Татьяна Андреевна

Рекомендуем посмотреть:

Рассказ про капусту для детей, 1-3 класс

Рассказы про птиц для младших школьников

Рассказы о весне для школьников

Рассказ про тыкву для детей, 1-2 класс

Рассказы Бориса Житкова о животных для школьников

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

«Синьор – Помидор »

конспект занятия

для детей  старшего дошкольного возраста

Воспитатель:

Н.В.Абрамова

Цель:

  • знакомство детей с историей распространения овощных культур по странам и континентам,
  • значение томатов для жизнедеятельности человека.

Предварительная работа:

  1. Подбор и систематизация материала.
  2. Подбор стихов, загадок.
  3. Конкурс детского рисунка “Синьор Помидор”.
  4. Изготовление атрибутов к костюму Синьора Помидора.
  5. Географическая карта мира.
  6. Выставка продуктов питания с использованием томатов (томатный сок, томатная паста, томаты консервированные, лечо, кетчуп, и др.)
  7. Оформление карточек в форме помидора – рецептов блюд из помидор или полезные советы (см. Приложение)
  8. Шапочки – репа, огурец, лук (или атрибуты костюмов для этих овощей)
  9. Зеленая ткань, 2 корзинки, не менее 20 штук муляжей помидор.
  10. Черные ящики со строительным материалом.
  11. Разработка конспекта занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ребят встречает Огородное Чучело:

– Добрый день, дорогие ребята, мы сегодня в сами встречаемся очередной раз в Огородной стране. За предыдущие встречи вы уже встречались с разными героями в этой стране. Кто вам больше всего запомнился и почему? (Ответы детей) Сегодня мы ждем нового героя, который раскроет нам свои овощные секреты. Кто же этот новый герой? Вы сможете узнать, если правильно отгадаете загадку:

Он круглый и красный, как глаз светофора.
Среди овощей нет красней ……

Чучело: Действительно, это помидор, и к нам придет…. Сеньор Помидор. Ребята, кто из вас знает, в какой сказке встречается Сеньор Помидор? “Чипполино”. А вот откуда приехал к нам сеньор Помидор, он нам расскажет сам.

Входит Сеньор Помидор. Здоровается с детьми и обращает внимание на географическую карту, на которой уже имеются значки-символы знакомых уже овощей, обозначающих родину овощных культур.

– Ребята, что это за карта у вас? (Ответы детей) А вот здесь (показывает), в Южной Америке находится моя родина, откуда началось путешествие моих предков по Европе. (Закрепляет значок – символ помидора) А было это так (см. Приложение) – материал по выбору педагога.

Чучело: Ребята, а у кого на даче растут и созревают помидоры? Где растут они у вас? Где быстрее появляются плоды томатов – в теплицах или при выращивании в открытом грунте?

– Ребята, а на что похожи помидоры? (На шарики, на маленькие мячики, на яблоки, на кольца пирамидок и т.д.) Давайте поиграем. Вот в этих 2 черных ящиках находится разный строительный материал – по 10 кубиков, кирпичиков, шариков. Разделившись на две команды, вы должны как можно быстрее, не заглядывая в ящики, вытаскивать по одному шарику–помидорке. Какая команда быстрее вытащит все 10 штук, та и победит.

Сеньор Помидор: (Ходит по комнате, поглаживает себя по животу) – хвалится: – Я самый вкусный, самый сочный, самый ароматный, самый, самый

Чучело, Репа, Огурец, Лук читают по ролям стихотворение Помидор.

В огороде помидор взгромоздился на забор,
Притворяется негодник, будто сам он огородник!
Ай-ай-ай! Помидор! Стыд тебе и позор!
Возмутилась тетка Репа: – Это глупо и нелепо.
Ай-ай-ай! Помидор! Стыд тебе и позор!
Крикнул дядя Огурец: – безобразник! Сорванец!
Ай-ай-ай! Помидор! Стыд тебе и позор!
Огорчился старый Лук: – Не терплю подобных штук!
Ай-ай-ай! Помидор! Стыд тебе и позор!
Покраснел сорванец, устыдился, наконец,
И скатился, чин по чину, к огороднику в корзину.

Я. Бисехва

Игра “Сбор помидор”
– С одной стороны площадки на зеленой тка ни лежат муляжи помидор (папье-маше)- не менее 20 штук. На противоположной стороне друг от друга находятся две корзинки. Дети стоят в две шеренги. По сигналу, по одному они начинают переносить по одному овощу “с грядки” до корзинки. Побеждает та команда, у которой в корзинке будет больше “помидор”.

Сеньор Помидор приглашает всех подойти к овощной лавке, в которой расположены разные приправы, соки, заготовки из помидор. Идет беседа о каждом заготовленном продукте, его использовании в приготовлении пищи (кроме томатного сока).

Чучело: Ребята, обратите внимание. На подносе в стаканчиках разлит сок, проходите, угощайтесь. (Не говорить, что это за сок) Спросить у участников, какой сок они пили, какой он на вкус, чем он отличается по внешнему виду от других видов сока.

– Ребята, а какого цвета бывает помидор? Когда он бывает зеленым. Красным? Есть ли желтые помидоры? Послушайте, какая история произошла с __ (ученик читает стихотворение) Светофор на грядке

Раз пошел я за салатом, рос он рядышком с томатом.
И еще издалека вдруг заметил три глазка.
Под листвою запыленной – красный, желтый и зеленый –
Светят, словно на подбор, не томат. А светофор!
Только вот горит бессменно все глазки одновременно
И не могут дать ответ – путь свободен или нет.

В. Сабирев

Сеньор Помидор: Ребята, я очень хочу рассмотреть ваши рисунки с изображением моих родственников и соседей по Огородной квартире. (Все рассматривают рисунки детей, просматривают предыдущие работы) Идет обсуждение работ.

Чучело: (Подходит к сеньору Помидору, берет его за руку и произносит):

Всех круглее и краснее, он в салате всех вкуснее.
И ребята с давних пор очень любят …(хором)

Сегодня мы познакомились с витаминными секретами еще одного жителя Огородной страны. А чтобы вы не забыли, как в период приготовления варки сохранить витамины у помидора, мы вашим семьям подарим памятки. Запомнив полезные советы, вы будете получать больше витамин от Синьора Помидора.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Помидор – это индийское растение. На родине, в Южной Америке, его называли “томат”. Мореходы, которые привезли томат в Европу, не знали, что это овощ. Европейцы сажали томаты у себя на клумбах, в саду – для красоты.

У томатов, привезенных из Южной Америки, плоды были желтые, мелкие, похожие на яблочки. “Поми д’оро!” – восхитились итальянцы. “Помо” – по-итальянски яблоко, “д’оро” – золотое. Так индейский томат стал называться помидором. Первыми решили попробовать “золотое яблоко” португальцы. Им понравилось. И началось переселение помидоров в огород.

Прошло около четырехсот лет с тех пор, как томаты были привезены из Америки в Европу, и овощ инков отправился в обратный рейс. В Европе томаты заполонили все рынки.

Получилось, что у одного и того же овоща – два названия. Какое из них правильное: помидор или томат? Во всех научных книгах овощ называется томатом. Это название он получил и у себя на родине, в стране инков – Перу. Томатный соус, томатный сок, маринованные томаты. Но, покупая свежие плоды, мы говорим про них – помидоры. И хотя сейчас желтые и оранжевые сорта помидоров встречаются реже, чем красные, своё “золотое” название помидоры сохранили до сих пор.

Овощ инков прекрасно растет в Средней Азии, на Кавказе, на Украине. В более северных краях России, где уже в сентябре начинаются заморозки, большинство плодов на кустах не успевают созревать. Растение зря тратило силы на мелкие зеленые плоды.

Пасынкование – удаление боковых побегов и прищипывание верхушек томатов, ускорил время созревания плодов.

(Н. Надеждина Где щи, там и нас ищи. М.: Малыш, 1989. )

Выращивание томатов в теплице.

Землю перекатывают на глубину двух штыков и вносят хорошо перепревший навоз или компост. Рассаду перед высадкой поливают. В земле садовым колышком делают лунки, достаточно широкие, чтобы не повредить при посадке корни. Рассаду вместе с комом земли высаживают в лунку таким образом, чтобы верх кома находился на уровне поверхности почвы. Если рассада выращивалась в торфяных горшочках, то растения высаживают вместе с ними, предварительно убедившись, что стенки горшочка пропитались водой и размокли, либо горшочек перед посадкой разрывают с одной стороны. После посадки растения обильно поливают. Во время укоренения рассады почва постоянно должна быть хорошо увлажнена.

Подвязка растений.

Независимо от типа используемых опор чаще всего растения высаживают по схеме 45х45 см. Тепличные томаты обычно выращивают на шпалере. Растения подвязывают к шпагату, свисающему с натянутой под кровлей теплицы проволоки. Один конец шпагата свободно завязывают вокруг стебля под первым настоящим листом, а другой привязывают к проволоке, натянутой над рядком с высаженными растениями. По мере роста растений их обвивают шпагатом по спирали. Веревку не следует натягивать слишком сильно, чтобы не повредить стебель. В качестве опор для подвязки растений можно также использовать бамбуковые шесты.

Пасынкование и удаление листьев.

В пазухах листьев у томатов образуются боковые побеги. Это побеги – пасынки – удаляют пока они не выросли большими. В противном случае они будут “перехватывать” поступающие в растение воду и питательные вещества, столь необходимые для роста главного стебля. Пасынки обычно выламывают большим и указательным пальцами. Лучше всего это делать рано утром, когда растения содержат много влаги и пасынки поэтому легко обламываются. Пасынки нужно именно выламывать (боковое движение), а не вырывать, иначе на растении образуются долго незаживающие раны неправильной формы, куда могут легко попасть грибковая инфекция. Если пасынкование проводить с опозданием и боковые побеги уже больших размеров, их лучше удалять остро заточенным ножом. Когда растения достигают в высоту примерно 1,5 м, на них начинают удалять нижние листья – сначала до первой кисти. Это улучшает освещенность в нижних ярусах растений и облегчает циркуляцию воздуха, что, в свою очередь, уменьшает вероятность появления грибковых заболеваний. Листья аккуратно срезают острым ножом.

Полив и подкормка.

Неправильные полив и режим питания растений часто служат камнем преткновения при выращивании тепличных томатов. Поэтому к ним следует относиться очень внимательно. Проще всего осуществлять уход за растениями, если выращивать их в тепличном грунте. В этом случае почва играет роль буфера, всегда располагающего определенным запасом влаги и питательных веществ. При выращивании растений в изолированном и органическом объеме субстрата, например в полиэтиленовых мешках с питательной смесью, появляются многочисленные проблемы. Они связаны с тем, что запас питательных веществ и влаги в корнеобитаемой среде весьма ограничен. Но “заливать” мешки избыточным количеством воды очень опасно, так как это ведет к быстрому отмиранию корневой системы и завяданию растений. И хотя проводить частые необильные поливы очень хлопотно (в жаркий летний день растения приходится поливать 3, а то и 4 раза), это единственный удовлетворительный режим при выращивании томатов в контейнерной культуре. Растения тепличных томатов подкармливают чаще всего жидкими удобрениями. Подкормки проводят вместе с поливом; в воде растворяют сбалансированное по основным питательным элементам удобрение. Полезно помнить, что азот способствует усилению вегетативного роста растений, а калий улучшает качество плодов.

Опыление и плодообразование.

С опылением цветков томата и плодообразованием особых проблем обычно нет. Но иногда все же целесообразно для лучшего завязывания плодов проводить и искусственное опыление. Для этого встряхивают шпалеру или шпагат, к которому привязаны растения. Можно также легонько постукивать по цветочным кистям или опрыснуть растения водой под давлением (из опрыскивателя). Все эти меры способствуют распространению пыльцы.

Прищипка верхушек растений.

В необогреваемых теплицах на растениях томатов, как правило, редко образуется 6-7 кистей. Поэтому, когда растения достигают тепличной кровли, их прищипывают. После шестой кисти оставляют еще два листа и затем удаляют точку роста.

Сбор урожая.

Плоды собирают по мере созревания. Если помидоры приобрели оранжевую окраску, их можно снимать с растения, так как дозревают они очень быстро.

Выращивание томатов в открытом грунте.

В районах с теплым умеренным климатом рассаду томатов высаживают в открытый грунт с начала июня. До того растения можно выращивать в парниках или под пленках. Довольно часто укрывают растения и в конце сезона: это делается, чтобы ускорить созревание плодов.

Особенности выращивания.

Для томатов выбирают защищенный от ветра участок, предпочтительно на южной стороне, так как растения страдают от пониженных температур и частых ветров. Серьезные требования предъявляются и к почве на участке. Осенью вносят хорошо перепревшее органическое удобрение из расчета 8 кг на 1 кв. м. Перед посадкой в начале июня вносят полное минеральное удобрение (100-140 г на 1 кв.м.). растения подкармливают и во время роста.

Посадка.

Техника высадки растений та же. Что и при высадке тепличных томатов. Растения можно выращивать и в горшках или мешках с питательной смесью, размещая их прямо на земле, на балконах или в беседках. Рассаду в открытый грунт высаживают по схеме 45х45 см. За 2-3 недели до посадки для разогрева почвы на участке устанавливают укрытие (например, тоннель). Участок можно покрыть черной полиэтиленовой пленкой; в ней вырезают отверстия, куда высаживают растения. Пленка сохраняет в почве влагу, подавляет развитие сорняков, почва под ней очень хорошо прогревается.

Уход за растениями.

При выращивании томатов в открытом грунте растения обычно подвязывают мягким шпагатом к 1,5-метровым кольям. Стебель подвязывают к колу в нескольких местах через 30 сантиметровые промежутки. Кустовые и штамбовые сорта в подпорках или прищипывании, как правило, не нуждаются. В период интенсивного роста растения периодически пасынкуют.

Прищипывание верхушек растений.

В открытом грунте редко удается получить с одного растения больше четырех плодовых кистей. Поэтому после закладки четвертой кисти (через два листа после нее) стебель прищипывают, удаляя точку роста. Для борьбы с фитофторозом растения опрыскивают фунгицидами.

Прополка.

Сорняки удаляют, пропалывая участок, вручную или пользуясь мотыгой. Мотыжить надо осторожно, чтобы не повредить растения.

Сбор урожая.

Плоды томатов могут дозревать на растениях, стебли которых укладывают горизонтально на подстилку из соломы. При этом над растениями снова устанавливают укрытия.

Хозяйке на заметку:

– чтобы подольше сохранить помидоры, их укладывают одним слоем в полиэтиленовый мешочек или эмалированную кастрюлю и держат, не закрывая крышкой, на нижней полке холодильника.

– наиболее вкусны помидоры с гладкой не ребристой поверхностью. Они же лучше сохраняются;

– для консервирования наиболее пригодны мелкие помидоры;

– чтобы лопнувший помидор не заплесневел, нужно густо посыпать трещинки крупной солью;

– свежие помидоры кладут в суп за 10 минут до окончания варки;

– ломтики помидоров, посыпанные солью и мукой и обжаренные в растительном масле, подают к столу как самостоятельное блюдо и гарнир;

– в помидорах красных сортов содержится больше питательных веществ, поэтому их выращивают чаще, чем желтые. Очень вкусен салат из помидор разных сортов;

– перед подачей на стол помидоры следует хорошо вымыть, удалить острым ножом плодоножки. Если помидоры хотят очистить от кожицы, то предварительно надо их опустить на минуту в кипяток, а затем сполоснуть холодной водой, после чего очень просто снять кожицу;

– добавляя в томатный сок немного лимонного сока и чуть-чуть меда, можно приготовить оригинальные напитки, которые особенно охотно пьют дети.

(Наша дача. Выпуск 2. Овощные культуры. ИПП “ТЮМЕНЬ” 1994. – С.14 – 22)

Загадки:

  1. Он круглый и красный, как глаз светофора.

Среди овощей нет красней …

  1. Росли на грядке зелёные ветки, а на них – красные детки.
  2. Всех круглее и краснее, он в салате всех вкуснее.

И ребята с давних пор очень любят …

Источник