Как провести пост с пользой

Как провести пост с пользой thumbnail

12 советов священника

Настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском протоиерей Сергий Куликов

Настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском протоиерей Сергий Куликов

В этом году Великий пост начинается 23 февраля. Эта дата совпадает со светским праздником Дня защитника Отечества, который не лишен духовного смысла. Это день мужества и стойкости. Возможно, кому-то не помешает приобрести эти качества во время предстоящего поста. Ведь христианин – воин. Он сражается с самим собой. А человек, который побеждает себя, в конце концов становится непобедим.

Пасха будет отмечаться 12 апреля. Чтобы подойти к этой дате достойно, выдержав моральное и физическое испытание постом, нужно заранее подготовиться. Как правильно настроить себя на Великий пост? Советует настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Космодемьянском протоиерей Сергий Куликов.

1 Не забываем, что этот пост может стать последним

_MG_1898Никто не знает ни дня, ни часа своего. Какими мы предстанем перед Богом? Ленивыми рабами или теми, кто имел хотя бы благое намерение что-то изменить в своей духовной и телесной жизни? Дай Бог, чтобы мы были не ленивыми рабами, а работниками. Потому что мы это делаем в первую очередь для себя.

2 Готовимся к Великому посту заранее и постепенно

Для христианина пост – радость для его души, праздник. Подготовка к Великому посту начинается заранее. Сама Церковь нас готовит к нему. В течение всего года верующие соблюдают пост в среду и пятницу (кроме сплошных седмиц). Во время подготовительных недель к Великому посту Церковь также предписывает, от какой пищи мы постепенно будем отказываться.

3 Просим благословение у священника

_MG_7119Человек сам по себе немощен. Если не уповать на помощь Божию, не попросить начатое дело свершить достойно и пройти весь путь до конца, эту дорогу мы своими силами не одолеем. Попросите благословения у священника и постарайтесь довериться Богу. Приложите максимум усилий для того, чтобы пройти пост.

4 Просим прощения и приступаем к посту с чистым сердцем и доброй душой

В Церкви установлен прекрасный Чин прощения, который совершается в Прощеное воскресенье. Примиритесь со всеми в этот день, попросите у всех прощения. Иначе все обиды и недомолвки как тормоза будут препятствовать духовному совершенствованию.

5 Отказываемся от скоромной пищи

_MG_6449Отказаться от скоромной пищи следует прежде всего чтобы взглянуть на себя не с плотской стороны, а с духовной. А для того, чтобы наша молитва была дерзновенна, переедание очень вредно. Иное дело, когда человек облегчен от таких не всегда полезных современных продуктов, когда у него нормальная здоровая пища, которая принимается лишь для того, чтобы утолить чувство голода.

6 Помним о главной цели поста

Пост человеку нужен чтобы испытать себя, проверить, насколько он прилепился к комфорту жизни, насколько владеет самим собой. Или это придуманная жизнь владеет мыслями?

7 Размышляем над своими поступками

Пост дается нам для того, чтобы мы углубились в себя, взглянули на свое сердце, на свою душу – в каком состоянии они находятся? Такая обязательная самооценка и переоценка человека особенно важна для человека в период поста. Это поможет провести его прежде всего с пользой для души.

8 Отказываемся от развлечений

В Великий пост главная задача – навести порядок в себе. А развлечения, которые окружают нас, все эти страстишки, от нее отвлекают. Не нужно прилепляться ко всему тому, что нам принадлежит. Как говорил Апостол Павел: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» .

9 Чаще исповедуемся

Таинство покаяния меняет образ мыслей и соответственно образ жизни. В течение поста надо чаще исповедоваться, раскрывать свою душу перед Богом.

10 Во время поста участвуем в таинствах, укрепляя себя

Душа человека бессмертна. Поэтому нужно питать ее такой же бессмертной пищей – участвовать в Таинствах: не только исповедоваться, но и причащаться Святых Христовых Тайн и собороваться, укрепляя себя. Источники жизни вечной и приведут нас в конце концов к Царствию Небесному.

11 Не жалеем себя

Бывает так, что слишком мы себя жалеем по жизни. Близкому человеку мы готовы и глаз выдрать. Самих же себя считаем самыми хорошими. Это совершенно неправильное отношение к себе и окружающим. Во время Великого поста нужно обратить особое внимание на самого себя, а не осуждать кого-то и не выискивать те или иные грехи брата своего, как говорил в молитве св. Ефрем Сирин.

12 С любовью относимся к родным, не соблюдающим пост

На вопрос, как относиться к родным, которые не соблюдают пост, ответить очень просто. Человеком в данной ситуации должно двигать только чувство любви. Если бы действительно были достойными христианами, то и все близкие люди обратились бы ко Христу, видя наше христианское, милосердное, любвеобильное сердце, видя, какие мы подвиги можем совершить ради Христа и ближнего своего. Но мы же не такие! Поэтому упрекать близких в том, что они в течение поста продолжают вкушать скоромную пищу, хотя они даже не ходят в храм и никогда не участвовали в таинствах, глупо. Если вы от них отвернетесь, это не есть путь Христов. Я пожелал бы таким людям, которые сталкиваются с непониманием в своих семьях, чтобы они не озлобились, не замкнулись в себе, не выглядели какими-нибудь праведниками или праведницами. Но чтобы их дело милосердного служения ближнему, а через это и Богу, не оставалось втуне.

Читайте также:  Хром польза и вред для организма

Беседовала Мария Максимова

Источник

В дни Великого поста и душа, и тело очищаются и оздоровляются. О том, как поститься с пользой, мы беседуем с врачом-кардиологом Сергеем Васильевичем Моисеенко.

Подготовка к Празднику праздников — прекрасное время! В дни Великого поста и душа, и тело очищаются и оздоровляются. Это все чаще замечают и практикующие врачи. О том, как поститься с пользой и для души, и для сердца, мы беседуем с врачом-кардиологом Сергеем Васильевичем Моисеенко. А совсем скоро на нашем сайте каждый сможет задать Сергею Васильевичу вопрос о «сердечных» проблемах.

— Сергей Васильевич, расскажите, как родилась идея странички «монастырского доктора»?

— В 2017 я пришел в монастырь на первую свою исповедь, которая положила начало моей новой жизни… Я испытывал глубокую благодарность Богу и монастырю, и у меня возникло ответное желание сделать что-то полезное для обители. Некоторый волонтерский опыт у меня уже был, и я предложил организовать в монастыре свой медицинский кабинет или что-то в этом роде, чтобы решать хотя бы простейшие вопросы, связанные со здоровьем насельников и служителей. Через несколько месяцев было принято совместное решение по созданию целого медицинского раздела на портале obitel-minsk.ru. Мы будем оказывать помощь людям, сталкивающимся с разного рода медицинскими проблемами.

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ

— Начался Великий пост — прекрасное время поправить здоровье, и телесное, и духовное… А в своей врачебной практике Вы наблюдали благотворное действие поста?

— Сейчас хорошо, если встретишь одного пациента из сотни, кому можно попробовать осторожно намекнуть о духовных причинах его нездоровья. Что, как мне кажется, в абсолютном большинстве ситуаций… А собственно пост (в полном смысле этого слова, а не кулинарно-фарисейская его разновидность) — это вообще для многих высший пилотаж. Большое утешение, когда лечишь какую-нибудь из немногих оставшихся в живых благообразную молитвенную бабушку. Для таких пост, Великий пост, — это неотъемлемая часть жизни. И течение какой-либо патологии, и отношение к себе самой у такой вот пациентки — совсем другое… У таких молитвенных бабушек и сам доктор научается. (улыбается).

— Как Вы думаете, почему пост лечит не только душу, но и сердце — в прямом смысле?

— Это, пожалуй, самый легкий вопрос. Здесь все на поверхности — как для простого «сердечного пациента», так и для православного христианина. Заглядывая в великопостный календарь питания (если уж говорить сугубо о пище), можно увидеть: «хлеб и вода», «сырая пища без масла», «вареная пища без масла», «вареная пища с маслом, вино», «рыба», «строгий пост». При таком «менеджменте питания» — отсутствии мяса, животных жиров, вредных режимов приготовления пищи, умеренности — польза для сердца очевидна. В постном меню отсутствуют продукты, которые повышают в крови уровень глюкозы и холестерина, отсутствуют животный белок, промежуточные жиры и другие соединения, образующиеся иногда при жарке. Уменьшается количество соли, а растительных волокон, фруктовых кислот, минералов и витаминов, наоборот, становится больше. Все это освобождает метаболизм от вредных веществ, одновременно обогащая всем тем, что необходимо сердцу и сосудам. Конечно, здесь мы говорим о физически здоровых людях…

— Да, конечно… А люди, имеющие хронические заболевания, часто боятся поститься. Как быть «сердечникам»?

— Общеизвестно, что пост послабляется для болящих: свое меню они обсуждают с врачом, у священника берут благословение. Некоторые сердечно-сосудистые заболевания предусматривают определенные акценты в питании. И они не всегда совпадают с «меню» Великого поста. Но здесь важно помнить: послабления касаются только пищи. И если кто-то не постится в пище, он должен для себя избрать другую форму поста. Например, отказаться от сигарет, не смотреть телевизор, спортивные соревнования…

Красивый пример из своей практики приводит протоиерей Олег Стеняев. Он пишет: «Однажды ко мне подошел мальчик лет 6‒7 и говорит: “Мне не разрешают поститься. Вы сказали, что надо находить свою форму поста. Что бы вы мне посоветовали?” Я ему сказал: “Откажись от жвачки”. Мы видели, что он все время жует, и, когда в храме ему делали замечание, он вынимал изо рта жвачку и за ухо приклеивал ее, а потом через какое-то время начинал опять жевать. Я ему предложил отказаться от жвачки, и он отказался! Для него это было большим испытанием — не жевать; было видно, как тяжело это ему дается. Я даже просил приход молитвенно его поддержать. Мальчик справился, у него был настоящий пост. Мы за него очень порадовались. Спрашивали его: “Тяжело?” “Да, — говорит, — особенно в первое время, слюни даже копились во рту, потом стало полегче, я пил воду”».

Так что всегда есть, в чем себя ограничить для духовного возрастания. Собственно, именно духовное возрастание — это и есть цель поста. Кулинарная часть — всего лишь инструмент.

Читайте также:  Изюм виноград польза и вред

Зимой организм очень устает от тяжелой мясной пищи, а Великий пост избавляет нас от этого груза. Когда мы едим больше растительной пищи — овощей и фруктов, — то у нас улучшается сон, тело отдыхает. Легче работать и сердцу — оптимизируется его ритм, артериальное давление.

—Что особенно полезно при сердечных заболеваниях во время поста?

— На самом деле, выбор постной пищи многообразен. И кушать надо все понемногу. «Вегетарианский» постный рацион включает и овощи, и злаки, и зелень, и многое другое. Все эти продукты богаты микро- и макроэлементами, которые благотворно влияют на наше здоровье. В том числе и на здоровье сердца.

PreviousNext

— Не секрет, что калий и магний особенно необходимы нашему сердцу. А почему?

— Сердце — электрический орган. В связи с этим минералы калий и магний для него имеют особое значение. Они обеспечивают создание и проведение импульса для сокращения мышечных структур, восстанавливают сократительную способность сердца при ее недостаточности, тормозят тромбообразование и повышают текучесть крови, препятствуют отложению холестерина и кальция на стенках сосудов, поддерживают энергетический обмен в миокарде.

Самый физиологичный способ пополнения запасов калия и магния — это, конечно, правильная система питания. Калий в большей мере содержится в бобовых, морской капусте, свежей зелени, семечках, сухофруктах (больше всего в кураге), орехах (особенно в миндале), печеном картофеле. Одновременно ограничивается употребление соли, чтобы снизить выведение калия из организма.

Для нормализации поступления магния нужно включать в ежедневное меню семечки тыквы и подсолнечника, орехи, гречневую и овсяную крупу, отруби, бобовые, горький шоколад.

— А есть ли постные продукты, которыми, наоборот, не стоит «увлекаться» при сердечно-сосудистых заболеваниях?

— Да. Все! (Улыбается). Как говорит апостол Павел, все мне позволительно, но не все полезно. Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною. …Позволено мне есть и пить, но вредно для меня принимать пищу и питие не в меру (1 Кор. 6: 12). Думаю, тут и добавить нечего…

— А самое главное — не забывать о цели поста…

— Безусловно. Пост — это аскетическая практика. Ее цель — умножение любви, приближение к Богу за счет концентрации на духовной жизни. Время поста — не случайные дни!..

Беседовала Анастасия Марчук

МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ, ВИДЕО И ФОТО

НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ OBITEL-MINSK.RU >>

Источник

Чтение Великого покаянного канона в Валаамском монастыре 5 марта 2020 года.

Кто хочет преуспеть, должен верно ставить предварительные вопросы. Аристотель

Вынесенный в эпиграф совет языческого философа как нельзя более точно отражает одну из существенных проблем духовной жизни. Войдя в церковное сообщество, человек в первую очередь стремится уяснить себе последовательность обрядов, но не смысл Таинств. Новоначальный пытается ревностно подражать великим подвижникам в их аскетических подвигах, но редко задаётся вопросом, какую цель ставили перед собой светильники Православия.

Наконец, далеко не всегда человек может ответить себе на вопрос, за что, собственно, он бьётся, какой результат его усилий, всего его жизненного подвига будет для него желанным, как бы он хотел проводить вечность в раю. Отсутствие у христианина ясного представления о целях своей духовной жизни часто приводит к тому, что внешне правильные действия, проверенные веками аскетические приёмы приводят к ещё большему духовному расслаблению.

И чем больше накал таких усилий, тем более горьким может оказаться разочарование, вплоть до полного отказа что-то делать для своего спасения. Но по слову свт. Тихона Задонского «к Царству Небесному идут не от победы к победе, а от поражения к поражению, но доходят только те, которые не садятся в отчаянии на обочине, но встают и идут дальше. Идут и плачут по дороге о грехах».

Всё вышесказанное в полной мере относится и к периоду Великого Поста, завершающегося величайшим христианским праздником – Пасхой. В это время резко усиливаются все контрасты, обостряются внутренние противоречия. Это время постоянной борьбы, в которой невозможно победить, не представляя себе, что есть победа.

Первая ошибка в целеполагании заключается в надежде на собственные усилия. Господь в Евангелии учит нас: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Другими словами, никакое количество правильных аскетических упражнений само по себе не доставит человеку никакого положительного духовного результата, который не может быть достигнут только своими силами и потому всегда является незаслуженным подарком от Господа. И даёт его Господь не любому подвижнику, а лишь тому, кто своей целью ставит максимальное единение со Христом, тому, кто искреннее и больше всего остального хочет вслед за апостолом Павлом сказать «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал.2:20).

Читайте также:  Льняное семя с медом польза

Крайне популярный в миру лозунг «Я смогу сделать это сам» в применении к духовной жизни оборачивается неизбежной катастрофой. Добившись каких-то внешних результатов, человек попадает в бесовскую ловушку гордости и тщеславия. С другой стороны, впав в искушение, проиграв в борьбе, человек вообще теряет к ней вкус, поскольку его глубинной целью был он сам, собственное самоутверждение, а не Христос. Но «дарование без искушения – погибель для приемлющего оное» (прп. Исаак Сирин). Бог для того и попускает искушения, чтобы человек учился надеяться на Него, а не на себя, и научался радоваться не собственным достижением, а живому общению с Ним.

Из первой ошибки проистекает и вторая – желание максимально напряжённо провести Пост, в первую очередь, ради приобретения некоего духовного капитала, или, вернее, уплаты Богу своего рода духовного налога, освобождающего нас от наказания за расслабленную жизнь во всё остальное время года. Но Бог ещё во времена Ветхого Завета говорил устами пророков: «К чему Мне множество жертв ваших? … Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу» (Ис.1:11), «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Осия 6:6). Всеблагой Бог ни в чём не нуждается, в том числе в наших аскетических подвигах, особенно когда целью наших усилий, опять же, являемся мы сами – наш покой, благополучие, избавление от страданий.

Отсюда следует и третья ошибка целеполагания – отношение к покаянию исключительно как к средству уничтожения собственных страстей. Великий Пост – время сугубого покаяния. Смысл текстов церковных молитв и песнопений, мелодия напевов, частые земные поклоны, регулярно произносимая молитва прп. Ефрема Сирина, даже тёмные цвета богослужебных облачений, – весь богослужебный строй этого периода посвящён покаянию. Пророк Давид в 33-м псалме призывает нас: «Уклонися от зла и сотвори благо». Но как часто мы, движимые страхом за себя, а не страхом Божьим, забываем вторую часть этого пророческого призыва и тем самым игнорируем евангельские слова Спасителя о том, что само по себе освобождение души от страстей не принесёт нам радости. На пустое место придут семь бесов злейших, и нам станет ещё хуже.

Цель покаяния (изменения ума) – непосредственная встреча со Христом, препятствием к которой и являются наши греховные страсти. Равным образом и целью постовых усилий является встреча со Христом в Его пасхальной радости: «Кто пренебрегает Четыредесятницей… тот не празднует праздника Пасхи» (свт. Афанасий Великий). При том, что весь Пост мы учимся плакать о своих грехах, благой причиной этой скорби должна быть наша разлука с любимым и желанным Господом. Да, без Его благодатной помощи мы никогда не разрушим разделяющую нас стену греха. Но мы можем этого глубоко, искренне, всем сердцем ХОТЕТЬ.

Желание, по слову прп. Симеона Нового Богослова, – это всё, что осталось от нашей богоподобной свободы после грехопадения прародителей. И вот для того, чтобы предельно честно оценить искренность своего желания быть со Христом, мы и должны прилагать свои аскетические усилия. В комфортной обстановке мы можем услаждаться различными мечтаниями о самих себе, благочестивыми картинами, но только в результате предельного напряжения, на грани жизни и смерти нам откроется «наше сокровище», то желание, без воплощения которого наша жизнь потеряет всякий смысл.

Великий Пост учит нас жертвенной любви, отказу от себя и от своих страстей. Именно в это время мы можем проверить, так ли нам дорог Христос, как мы себе представляем, хотим ли мы уподобляться Ему во всём, включая страдания любви за каждого человека. «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1Ин. 2:6).

И если главный вектор нашего желания, удостоверяемого нашими аскетическими усилиями, будет направлен на Христа, если потребность по-евангельски любить Бога и ближнего будет превалировать над всеми остальными нашими чаяниями, никакие локальные поражения не омрачат нашей пасхальной радости и не остановят наше деятельное покаяние. Тогда каждый Великий Пост будет нам на пользу, в оценке величины которой мы полностью доверимся не своему рассудку, а Господу.

† † †

Заказать поминовения и подать записки о здравии или о упокоении в Валаамский монастырь можно по ссылке ниже:

ПОДАТЬ ЗАПИСКИ НА ПОМИНОВЕНИЕ НА ВЕЛИКИЙ ПОСТ

† † †

Подписывайтесь на наш канал и не забудьте посетить сайт Валаамского монастыря VALAAM.RU вы найдете там много интересной информации.

Источник